29.01.2012 37738

Социальное становление личности: понятие и сущность

 

Проблема социального становления личности нашла отражение как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. При этом, следует подчеркнуть, что взгляды на сущность и содержание этого понятия разных авторов существенно отличаются.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова этот термин «становление» трактуется как «...возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития».

Становление также определяется как процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала (В. Шапарь) и как приобретение новых признаков и освоение новых форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию (Л.В. Мардахаев). В этом контексте принято говорить о становлении человека, личности, характера, мышления и т.д. или о духовно-нравственном, интеллектуальном, социальном и прочем становлении.

В частности, в своем диссертационном исследовании Н.И. Игошев под духовно-нравственным становлением личности понимает социально организованную деятельность человека, осуществляемую в рамках профессиональной и социальной систем, связанная с выработкой личностных духовно-нравственных ценностей, мотивов.

Рассматривая духовно-нравственное становление личности как процесс, автор выделяет его этапы: биологический, социальный, культурологический и профессиональный, которые представляют собой восходящее движение в абстрактном духовном пространстве.

Духовно-нравственное становление личности курсанта в едином педагогическом процессе вуза МВД рассматривается как самостоятельное направление, имеющее свои закономерные зависимости и принципы. Его основными педагогическими принципами в воспитании курсантов являются: а) содержательные: принцип гуманизма в духовном становлении; принцип научности; принцип профессионализма; принцип единства учебной и служебной деятельности; принцип связи духовно-нравственного становления с жизнью; принцип преемственности в духовном становлении личности курсанта, б) организационно-методические: принцип демократизации и гласности; принцип комплексности; принцип единства духовно-нравственного становления и самовоспитания; принцип личностно-ориентированного подхода; принцип опоры на коллектив и общественные организации; принцип единства и согласованности; принцип сознательности, ответственности и социальной активности; принцип сочетания высокой требовательности к курсантам с уважением достоинства их личности; принцип перспективности духовно-нравственного становления личности курсантов; а также ориентация на ценностные отношения; согласование социальных норм и индивидуальности курсанта.

Частно-педагогическими принципами построения процесса духовно-нравственного воспитания выступают: принцип диалогизации данного процесса; принцип организации духовно-нравственного пространства; принцип индивидуализации педагогических воздействий.

В ходе исследования Н.А. Игошев доказывает, что эффективность процесса духовно-нравственного становления личности курсанта в вузе МВД России зависит от того, будет ли: организационно-воспитательный процесс в вузе построен на основе комплексного подхода к данной проблеме; у преподавателей вуза будет высокая духовная и психолого-педагогическая культура; будет обеспечиваться гуманизация педагогического общения в вузе; оптимизация форм и методов воспитательной работы в нем.

Социальное становление личности рассматривается в психолого-педагогической литературе как процесс и как результат. В первом случае исследуемая категория характеризуется как «динамика социального развития человека, определяющая его формирование как социально зрелой личности».

Под социально зрелой личностью в справочной педагогической литературе понимается, в свою очередь, уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому. В более узком смысле этот термин обозначает комплекс личностных качеств субъекта, составляющих его умение взаимодействовать с другими людьми в процессе достижения общих целей. Следовательно, при помощи социальной зрелости, через ее показатели можно наполнить содержание социального становления, описать его процесс.

Н.В. Бордовская, А.А. Реан подчеркивают, что, во-первых, отсутствует единое определение человеческой зрелости, во-вторых, нередко само это понятие заменяется простой «взрослостью», в-третьих, спорными являются предлагаемые объективные критерии ее характеристики. Авторы достаточно убедительно доказывают, что «в рамках парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную, эмоциональную, личностную зрелость....Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость, которая имеет четыре основных, базовых составляющих: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру».

Ответственность - это необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Социальная зрелость и ее составляющая - ответственность - формируется лишь в адекватной деятельности, в процессе принятия решений, в свободном выборе.

Другая важная составляющая социальной зрелости - терпимость. А.А. Реан предлагает выделять два ее вида: 1) сенсуальную (связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Такая терпимость связана с толерантностью); 2) диспозиционную (за ней стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим, к жизни, к себе).

Еще одной составляющей социальной зрелости называется потребность в самореализации, самоактуализации, что является и показателем ее достижения, и условием одновременно.

Четвертым базовым ее элементом является позитивное отношение к миру, определяющее позитивное видение действительности.

Таким образом, несмотря на то, что сегодня проблематично дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности, все же можно предположить, что развитие ее протекает в деятельности, вместе с обеспечением автономности и свободы принятия решений, в процессе воспитания, образования, самовоспитания.

Социальное становление личности рассматривается также как результат, как уровень (показатель) социального развития человека, свидетельствующий о его социальной зрелости, способности осознавать себя в обществе как личность, самостоятельно определять для себя цели и достигать их, о развитости осознанного чувства собственного достоинства, уверенности в своем положении в обществе.

В этой связи X. Ремшмидт, рассматривая социальное становление как широкомасштабные изменения, указывает, что в когнитивной сфере они сопровождаются развитием комбинаторики, пропозициональных операций, появлением гипотетико-дедуктивного мышления, способностью к интроспекции; в нравственной сфере - в пересмотре ценностных представлений, их либеризации, переносе функции образца с родителей на референтную группу, ассимиляцию ценностных представлений соответствующей культурной традиции, освобождение от центризма.

Э. Эриксон в рамках теории «кризисного развития» или «критических периодов», объясняющей изменение отношения человека к социальной среде и с ней, предложил человеческую жизнь делить на три больших периода: становление личности, ее взрослость и старость.

В свою очередь, в период становления личности автор включил детство, отрочество и юность, подчеркивая, что окончание последнего совпадает с завершением становления личности, обретением ею определенной психической и социально-нравственной стабильности, выявлением своих склонностей и возможностей, проявлением стремления к самоутверждению, актуализацией включения человека в социальную целостность, социальную структуру общества.

Таким образом, на этом этапе социального становления личности появляется новое в ее направленности норм, в способности осознанно, активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, в самосовершенствовании.

Ж.Т. Тощенко, отождествляет социальное становление и социализацию личности, считая, что «социализация и есть социальное становление, постепенное усвоение человеком требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом».

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но ученых-практиков и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиции неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических духовных проблем общества.

И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено тем, что:

Во-первых, осуществление социально экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор является актуальными следующие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

Социализация личности происходит также в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации хотя и поставил перед педагогикой вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, однако привел к необходимости более глубокого понимания социально-педагогических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать его в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс становления личности, т.е. ее социализация, не возможна без постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность курсанта, личность офицера, творческая личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, подразумевают некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).

Итак, в социологической и психологической литературе социальная зрелость при таком подходе определяется, как особый этап жизни и социализации, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности, свободомыслия, трудовой и социальной активности, индивидуальной неповторимости личности.

Социальное становление, по мнению A.M. Русецкой, является результатом социальной деятельности, то есть такой деятельности, результаты которой направлены на улучшение общественной жизни в той среде, в которой находится ребенок.

Для осуществления такой деятельности ребенок должен обладать соответствующими возрасту общеобразовательными знаниями, сведениями о проблемах своей страны, непосредственного окружения и иметь первоначальное представление о своем месте в общественной жизни. Однако для ребенка важно не только видеть, что надо сделать, но и уметь применить имеющиеся у него знания, умения и навыки человеческого общения в конкретных делах. Кроме того, в процессе своей социальной жизни школьнику приходится уметь вступать в контакт с окружающими его детьми таким образом, чтобы не нарушать имеющееся или способствовать становлению и, возможно, восстановлению нарушенного психологического равновесия в детской среде. И, наконец, для закрепления навыков, полученных в результате организованной таким образом общественно значимой деятельности детей, для дальнейшего обогащения их социального опыта необходимо как можно шире вовлекать ребенка в многоплановые социальные контакты на основе доминирующего у него интереса к определенным видам деятельности, естественно, не вступая в противоречие с желанием самого ребенка принимать участие в социальных контактах.

Влияние социальной деятельности на обогащение личного социального опыта школьника в свою очередь свидетельствует о влиянии результатов деятельности на исходные ступени формирования мировоззренческого компонента его личности.

Таким образом, мы пришли к выводу, пишет автор, о том, что процесс формирования социальной активности, или, другими словами, социализации учащихся, представляет собой систему взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов. Сущность этой взаимосвязи достаточно глубоко разработана в психолого-педагогической литературе.

Процесс социального становления, по мнению автора, имеет свои историко-педагогические особенности. Так, до начала девяностых годов он характеризовался разрывом между уровнем имевшихся у учащихся общеобразовательных знаний и степенью их подготовленности к использованию своего интеллектуально-нравственного потенциала в социальной жизни.

Учащиеся прежде усваивали основные идеологические выводы, а затем, исходя из них, анализировали и оценивали социальные явления. Таким образом, процесс познания подменялся заучиванием и обоснованием идеологических концепций с помощью соответственно подобранного содержания того или иного предмета.

Это в определенной степени стало причиной имевшего место в нашем недавнем прошлом факта массового отказа людей, прежде всего молодых, от официальной идеологии.

Теоретически ставя перед школой задачу формирования социально активной личности, на практике эта политика ориентировала учебно-воспитательный процесс на пассивное усвоение детьми официальной идеологии и способов ее пропаганды, и как следствие - на формирование у детей навыков оценки социальных явлений, в том числе и межличностных отношений, с точки зрения этой идеологии.

Регламентированная система формирования социально направленной личности ребенка в коллективе, основанная на строго разработанных содержании, методах и формах в их логичности и последовательности, включает детей в отношения взаимной зависимости, не учитывая, насколько конкретный ребенок готов к такому включению. При этом процесс формирования личности искажается в самом начале. Обратившись к схеме процесса социализации ребенка, мы видим, что у истоков этого процесса находятся индивидуальные особенности школьника и особенности имеющегося у него социального опыта. А, как известно, нарушение функционирования одного из компонентов системы ведет за собой нарушения в работе остальных ее компонентов. Таким образом, подчеркивает автор, видим, что система коллективного воспитания на практике означала по сути использование коллектива как инструмента подгонки личности школьника под некоторую модель личности, которая в потенциале не являлась результатом развития внутренних индивидуальных резервов ребенка. Эта модель имела искусственный характер и была внешней по отношению к ребенку.

Так как, говорим о решающем значении накопления школьником положительного опыта социальной деятельности и включения ребенка в эмоционально благоприятные межличностные отношения в ходе этой деятельности, то целью и особенностью взаимодействия ребенка с окружающим миром в этот период является познание этого мира и приобщение к нему в соответствии с развитием собственной индивидуальности, принятием ребенком социальных ценностей в ходе его деятельности. На практике это означает, что общественная жизнь детей должна быть ориентирована на совместную выработку ими нравственных ценностей и закрепление этих ценностей в их сознании в качестве убеждений. Этот процесс строится на учете потребностей личностного развития каждого ребенка, принимающего участие в социальной жизни.

Совершенно очевидно, что такая организация совместной выработки детьми социальных ценностей (а не усвоение ими готовых) означает движение от индивидуальности каждого ребенка к общности детей, которая создается постепенно в интересах каждого ее члена свободным волеизъявлением детей, обеспеченным учетом потребностей каждого. Использовавшаяся в этот период система организации жизни детского коллектива имела иную основу. Эта основа состояла не в определении задач развития для каждого ребенка и организации совместной деятельности детей с учетом результатов такого изучения, а в предъявлении ребенку нравственно-этического требования через систему поручений. При этом процесс индивидуальной выработки личностных убеждений подменялся механическим усвоением готовых «чужих».

Социальный опыт, приобретаемый ребенком при такой организации коллективной жизни, формировал в детском сознании убеждение в личном праве на диктат своего мнения, совпадающего с мнением большинства, уверенность в том, что не прав тот, кто думает и поступает не так, как все, и, что самое страшное, искреннее убеждение в своем праве или даже обязанности осудить «инакомыслящего».

Попробуем сначала проанализировать, каким же образом относились к своей социальной жизни в школе сами дети конца 80-х гг. Результаты анкетирования показали, что основными мотивами участия детей в социальной деятельности являлись личностные: стремление расширить круг своих знаний, умений, развить способности, подготовиться к будущей профессии. На втором месте оказалось желание принести пользу окружающим, оказать помощь, стремление улучшить жизнь класса и школы. Интересно, что при этом стремление удовлетворить свои текущие интересы оказались на третьем месте. Далее старшеклассники называли стремление реализовать на практике свои знания и умения, т. е. самовыразиться, а также возможность широкого общения с людьми. Мотивы долга, которые, как полагали учителя и руководители школ, должны были быть основными в социальной жизни детей, занимали четвертое место при опросе подростков и пятое при опросе старшеклассников. Характерно, что так называемые престижные мотивы, а именно: желание пользоваться авторитетом в коллективе, командовать другими, боязнь осуждения со стороны коллектива и учителей в случае невыполнения общественного поручения, и подростки, и старшеклассники поставили на последнее место. Ответы старшеклассников отразили как эмоционально окрашенную искреннюю заинтересованность в улучшении окружающей жизни, желание помочь, увлечь, сделать и получить общественно значимый результат, так и стремление к самоусовершенствованию с целью быть полезным людям.

Удалось выяснить также, что характер удовлетворенности школьников социальной жизнью школы зависел от осознания влияния их общественной деятельности на дальнейшее самоопределение. 72% старшеклассников, отрицающих свою непосредственную причастность к социально значимым событиям школы, выразили уверенность в том, что общественная работа поможет им выбрать профессию. В то же время 87,5% детей, безразлично относившихся к общественной жизни в школе, считали, что она не повлияет на их «взрослую» жизнь. Оказалось, что чем выше степень удовлетворенности школьников характером организации из общественной работы, тем выше влияние этой деятельности на их самоопределение после окончания школы. При этом признание важности для себя общественной работы в этом отношении имело ярко выраженную социальную направленность.

Оказалось, что степень заинтересованности учащихся в социальной деятельности и их удовлетворенности этой деятельностью в рамках школы находилась в прямой зависимости от степени предоставления им возможности самореализоваться и проявить самодеятельность в школьной жизни.

Педагогически нецелесообразный выбор методов работы был направлен на формирование исполнительских качеств и не обеспечивал развитие потенциальных возможностей школьников в социальной деятельности.

Этот анализ приводит автора к выводу, что эффективность процесса социального становления личности будет достигаться, если:

1. Принципы и методика работы с учащимися в процессе социализации находится в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности.

2. Решение этих вопросов осуществляется только при участии ребенка в жизни специальным образом организованной детской микросреды. Подобная организация предполагает включение каждого ребенка в такую деятельность и общение, которые в наибольшей степени соответствуют решению задач его личностного развития. Разумеется, это становится возможным только в результате тщательного изучения индивидуально-личностных особенностей и потребностей каждого ребенка.

3. Школьная жизнь детей строится с учетом психолого-педагогических закономерностей развития личности учащихся в процессе накопления ими положительного социального опыта. Для соблюдения этого условия применение теоретических положений и использование различных форм организации социальной деятельности детей не должны являться самоцелью. Позитивные пути решения практических задач предполагают психологизацию всего учебно-воспитательного процесса.

Рассуждая примерно в этой же логике, другие исследователи (Л.Д. Демина, А.В. Мартыненко, Т.С. Пантелеева, М.И. Рожков, З.М. Саралиева) предполагают, во-первых, процесс социального становления понимать как системные преобразования, трансформации, связанные с созданием условий для раскрытия личностных потенциалов, во-вторых, предлагать в качестве критериев определения ее уровня следующие:

1. Стремление и готовность думать, осмысливать процесс перманентного усложнения социальной системы, социальной действительности;

2. Понимание, опирающееся на эрудицию и информационную культуру, способа осуществления и сохранения общественной системы как совокупности целенаправленного регулирования и самоуправления, саморегуляции, саморазвития, которые дают простор творческому и активному участию личности в управлении;

3. В основе миропонимания должны быть и самостоятельные взгляды и оценки, нетабуированное мышление, интеллектуальная независимость;

4. Ориентация на гуманистические основы общества: ответственная свобода; взаимная ответственность человека и общества, ответственность перед природой; созидательное отношение личности, общества и природы; социальная защищенность каждого; стабильность и управляемость; самоценность человека;

5. Наличие самооценки адекватной личностным требованиям и общепринятым социальным нормам;

6. Наличие трехмерного восприятия социального времени, гармонично сочетающего прошлое (ретроспективные), настоящее (актуальные) и будущее, так как жить в настоящем мешает и незнание (пренебрежение, отрицание, фальсификация) прошлого, и неумение (нежелание) заглянуть в будущее, предвидеть хотя бы не столь отдаленные последствия дня сегодняшнего, одинаково опасно.

7. Способность жить, осваивая социальное пространство на ситуативном (локальном), среднем и метауровне. Четкое самоопределение в своей социальной роли, готовность к их смене по причине возрастных, микро- и макросоциальных перемен.

8. Инновационность при умении ответственно оценить её социальную значимость и степень социального риска. Социально ориентированное самосовершенствование. Понимание того, что неправильно избранное социальное средство не может привести к позитивным социальным последствиям. Неконфликтность, толерантность, сотрудничество, ненасилие как императивы поведения. Не просто уважать мнение другого (что совсем не просто), а хотеть его услышать, знать, чтобы с ним считаться, им обогатиться. Понимание свободы общества как реализация возможности общения - его качественной наполненности, пространственности, полноценности, гармоничности. Свободный и всеобщий доступ к информационной среде. Правильная оценка своего социально-психологического самочувствия как защитное средство от фрустрации, аномии. Волевые усилия в достижении жизненного успеха, расчет прежде всего на свои силы, знания - неотъемлемое качество социологически мыслящего человека.

Свое видение социального становления предлагает Е.В. Сечкарева. Она подчеркивает, что вопрос социального становления детей становится все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для государства и общества, особенно для нашего российского общества в период нестабильной социальной ситуации. Современные словари определяют становление как процесс возникновения, формирования нового через внутренние противоречия, в том числе образование нового человека, характера личности в процессе.

Концептуальный анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследователи многих стран работают над новой моделью социального становления детей. Многие из ученых в качестве одного из социально-педагогических институтов рассматривают дошкольные учреждения. По нашему мнению, дошкольное образование - это всестороннее, гармоничное развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях. Мы определяем социальное становление как часть дошкольного образования. Цели социального становления детей в дошкольном учреждении мы определили, основываясь на характеристике деятельности этого типа образовательных учреждений. Находясь в среде ближайшего окружения ребенка, дошкольные учреждения являются мощным фактором социализации детей. Они сегодня могут создать для ребенка «социальную ситуацию развития».

На основании анализа литературы и особенностей деятельности дошкольных учреждений, мы сделали предположение, что цели социального становления детей в дошкольном учреждении могут быть следующими:

– освоение ребенком системы социальных ролей;

– формирование социальной грамотности;

– формирование социальной активности;

– формирование социальной устойчивости (обеспечение самоопределения в системе социальных отношений, направленность активности на нравственную деятельность и поведение, ответственность личности в принятии решения и свободы выбора, обеспечение устойчивости к влияниям антисоциальной среды).

На основании современных теоретических исследований социального становления детей мы пришли к выводу, что функция социального становления, с одной стороны, сводится к определению набора качеств, которые общество считает обязательными для всех своих членов. С другой стороны, эти качества определяются самим человеком или социальной группой в отношении каждого из своих членов. Тогда цели социального становления детей в дошкольном учреждении в обобщенном виде можно развести на инвариантные и вариантные. Содержание инвариантного компонента будет построено на общегосударственной цели, а содержание вариантного компонента - на целях детей и их родителей. Тогда цели дошкольного учреждения по решению задач социального становления детей, на наш взгляд, будут выполнять роль посредника между государством и ребенком, стремясь выполнить заказ общества на формирование социально-адекватной личности, с одной стороны, и удовлетворить конкретные потребности и запросы детей и их родителей, с другой.

Таким образом, результат социального становления детей в дошкольном учреждении будет представлять собой систему результатов реализации инвариантных и вариантных целей.

Теоретические положения современных социологических и педагогических исследований дали возможность уточнить понимание категории социального становления. Мы определяем социальное становление детей, отмечает Е.В. Сечкарева, как циклический, поэтапный процесс приобретения ребенком опыта социальных отношений и освоения социальных ролей, во взаимодействии с другими детьми, взрослыми, окружающей средой в социально и личностно значимой деятельности. В ходе данного процесса происходит формирование социальной грамотности, устойчивости, активности ребенка, на основе его личностного самоопределения и самореализации интересов и потребностей в специально созданных воспитательных условиях.

Одним из важнейших показателей социального становления детей дошкольного возраста, считает автор, является их адаптированность к учебно-познавательной деятельности.

Другим показателем является усвоение социальных норм поведения и их реализация в ходе учебно-воспитательных занятий и поведением в игровой деятельности вне учебно-воспитательного процесса.

Еще один показатель - успешность социальных контактов, особенности взаимоотношений со сверстниками и с воспитателями.

На основе теоретического осмысления сущности процесса социального становления одаренных детей дошкольного возраста, результатов констатирующего эксперимента, гипотезы исследования, Е.В. Сечкаревой была разработана модель этого процесса, включающая следующие его основные этапы: формирование мотивационно-ценностного отношения к окружающей действительности, развитие информационно-познавательной сферы дошкольника, формирование творческого отношения к любой деятельности; освоение ребенком системы социальных ролей; формирование и развитие социальной грамотности, социальной активности и социальной устойчивости.

Особое внимание автором было уделено раскрытию условий эффективности социального становления одаренных детей дошкольного возраста. Такими условиями являются:

– готовность воспитателей к управлению процессом развития одаренности дошкольников;

– формирование у дошкольников поливариативного стиля деятельности и отношения к действительности;

– мониторинг содержания деятельности дошкольного учреждения и семьи по социальному становлению одаренных детей дошкольного возраста.

В целях реализации модели процесса социального становления одаренных детей дошкольного возраста нами была разработана комплексная психолого-педагогическая технология, включающаяся в себя:

– комплекс игровых развивающих занятий, направленных на социальное становление дошкольников, развитие каждого из компонентов одаренности;

– лекционный материал для воспитателей и родителей о сущности, содержании и структуре процесса социального становления одаренных детей дошкольного возраста, а также основных принципах работы с одаренными детьми;

– социально-психологический групповой тренинг, направленный на повышение уровня готовности воспитателей и родителей к работе с одаренными детьми и создание благоприятного психологического климата в семье.

Таким образом, констатирует автор, эффективной реализации процесса социального становления одаренных детей дошкольного возраста способствуют специально разработанные психолого-педагогические технологии.

А.В. Пешкова, изучая социальную и профессиональную ориентацию учащихся кадетских классов, в свою очередь, подчеркивает, что социальное становление кадетов обеспечивают учителя, педагог-организатор ОБЖ, классный руководитель, решая несколько комплексов задач, которые определяются следующим образом.

Первый комплекс задач связан с созданием воспитывающей среды, охватывающей как внутренние, так и внешние условия функционирования кадетских классов, нейтрализующей негативные влияния социума на учащегося и обеспечивающей условия социального становления и профессиональной ориентации кадетов:

– формирование коллектива учащихся, обеспечение в нем благоприятной эмоциональной атмосферы;

– создание творческой атмосферы на уроках и во внеурочной работе, способствующей субъектному включению кадета в совместную деятельность;

– широкое привлечение к работе кадетских классов родителей учащихся;

– организация совместных мероприятий (родители - ученики, ученики - «старые» кадеты, ученики - ветераны и т.д.);

– привлечение потенциала социума для работы с кадетскими классами за пределами школы;

– воспитание отношений дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки между учащимися.

Второй комплекс задач связан с непосредственным взаимодействием участников учебно-воспитательного процесса:

– изучение личности школьника, проявления его индивидуальных особенностей и сферы интересов;

– формирование положительной мотивации к учебе;

– сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися, как в классе, так и во внеклассной работе;

– создание условий для реализации внутреннего потенциала кадета, переноса приобретенных в классе социальных навыков в реальную жизнь ученика;

– – обеспечение профессионального самоопределения учащихся на основе самодиагностики с использованием профессиональных проб и имитационно-игрового подхода;

– организация информационно-пропагандистской деятельности с целью пропаганды успехов кадетов среди учащихся школы;

– проведение педагогических советов, совещаний для популяризации опыта кадетских классов среди учителей школы и выработки стратегии и тактики воспитательной работы с кадетами.

Е.Н. Лекомцева исходит из того, что среди множества факторов, влияющих на социальное становление старшеклассников, есть один интегративный - воспитательная система школы. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее формированию, и наиболее адекватным средством для этого является гуманистическая воспитательная система, сориентированная на личность школьника.

Теоретико-педагогический анализ изучаемой проблемы, обоснование ее социальных и методологических предпосылок позволили ей сделать вывод, что социальное становление - это формирование человека как общественного существа через реализацию трех разнонаправленных потребностей: «быть как все» (тождество с окружающим миром), «быть личностью» (стремление к обособлению своего Я, к самоопределению), «быть другим» (поиск возможностей выхода за рамки собственного Я), формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.

Поскольку личность - это общественная сущность человека, то в развитии ее преобладающее значение имеют социальные факторы. Социализация - взгляд на становление личности с точки зрения внешних социальных сил. Социальное становление - качественный показатель развития личности в процессе социализации. Процесс социального становления личности продолжается в течение всей жизни человека. Стремление «быть другим», поиск возможностей выхода за рамки собственного Я доказывает, что процесс социального становления бесконечен. Социальное становление - это и результат очередного этапа социализации, и фундамент для «строительства» личности на следующей стадии социализации. Социальное становление личности также предполагает развитие основных сфер индивидуальности.

Социальное становление старшеклассника российской школы сегодня имеет свои особенности, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. В условиях экономической и политической нестабильности от старшеклассников требуется рост самостоятельности, способность сохранять оптимистическую позицию в период неудач; кроме того, без глубоких знаний сегодня невозможно проявить себя в достаточной мере.

В процессе социализации на человека оказывает влияние множество факторов, среди которых можно выделить макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы (А.В. Мудрик). В своем исследовании мы сосредоточили внимание на микрофакторах, а точнее на одном из них - школе.

Социальное становление человека - непрерывный и сложный процесс. Личность - целостное явление, и социальное становление ее должно осуществляться только в целостном воспитательном процессе, наиболее эффективно обеспечиваемом в условиях воспитательной системы. Воспитательная система школы - сложный социально-педагогический, психолого-педагогический комплекс, упорядоченный относительно своей важнейшей функции - воспитания, и влияющий на школьников не только через уроки, учителей, учебники, домашние задания (педагогический фактор), но и через включенность в окружающую среду, через отношения, которые складываются между детьми, педагогами, шефами, через психологический климат коллектива, объединяющего взрослых и детей в конкретном образовательном учреждении (социальный фактор).

С целью изучения эффективности воспитательной системы как фактора социального становления старшеклассника автор определила две группы критериев: критерии эффективности воспитательной системы школы и критерии эффективности социального становления старшеклассников, которые одновременно выступают и одним из критериев уровня развитости и эффективности воспитательной системы школы. В определении критериев эффективности воспитательной системы на процесс социального становления старшеклассника она использует подход В.А. Караковского, который предлагает выделить две группы критериев: критерий факта и критерий качества. В определении критериев эффективности социального становления старшеклассника мы использовали материалы, подготовленные группой исследователей центра социальной педагогики РАО, и подход к определению критериев эффективности социализации школьников М.И. Рожкова (когнитивный, эмоциональный и деятельностно-волевой).

В результате исследования Е.Н. Лекомцева приходит к выводу что, одним из условий, при которых воспитательная система школы способствует социальному становлению старшеклассника, является признание его субъектной позиции в ее развитии. Позиция старшеклассника как субъекта воспитания предполагает, что он открыт воспитательным влияниям, принимает цели воспитания как свои. Его социальное становление в воспитательной системе школы успешно, когда, во-первых, он знает, что такое воспитательная система, для кого, для чего и кем она создается, во-вторых, когда он задействован в целеполагании в качестве равноправного участника. В тоже время, проблема целеполагания реализуется, если, во-первых, происходит осознание целей деятельности воспитательной системы школы и сопоставление со своими целями, во-вторых, если индивидуальные и общие цели не противоречат друг другу.

Старшеклассник способен выступать субъектом в разных ипостасях: воспитывать себя, воспитывать других детей - сверстников, младших, воспитывать своих воспитателей - родителей и учителей, избирательно воспринимая их воздействия и, тем самым, побуждая их, сообразно этому менять свои действия и привычное поведение, вызывая соответствующие глубинные изменения в их мотивации, ценностных ориентирах, характерах. Такие же глубинные изменения происходят и у самих старшеклассников, когда они сталкиваются с тем, что их воздействия также избирательно воспринимаются сверстниками или младшими школьниками. Это, с одной стороны, является мощным толчком к развитию самоопределения, уверенности в своих силах, ощущения своей нужности, с другой стороны - происходит осознание себя через других, рефлексия - осознание своего внутреннего опыта, что является основой для дальнейшего развития и самосовершенствования. Чем чаще включены старшеклассники в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативы ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания, саморазвития, и социального становления старшеклассника.

Интеграция учебной и внеучебной деятельности является еще одним условием, когда воспитательная система школы выступает как фактор социального становления старшеклассника, так как позволяет объединить усилия как можно большего числа людей: педагогов, клубных работников, родителей и направить их в сторону создания условий для формирования целостной личности. Процесс интеграции учебной и внеучебной деятельности предполагает использование на уроке элементов внеурочной воспитательной работы, проведение нетрадиционных форм урока. Старшеклассники имеют возможность изучать интересующий их предмет на факультативах, предметных кружках, получать дополнительную информацию при подготовке к олимпиадам, конференциям по предмету. В диссертации описываются средства, способствующие эффективному социальному становлению старшеклассников в процессе интеграции учебной и вне-учебной деятельности.

Исследования Е.Н. Лекомцевой подтверждают правильность выводов М.И. Рожкова о том, что процесс социального становления Я, можно и нужно педагогически регулировать, то есть создавать ситуации, когда старшеклассник мог бы попробовать себя во многих видах деятельности и выбрать тот, который вызывает максимальный интерес и в котором прослеживается постоянный рост личностных достижений. Создание ситуации выбора видов социальной деятельности и форм участия в них является важным условием социального становления старшеклассника в воспитательной системе школы.

Включенность старшеклассника в социальную деятельность выступает в качестве еще одного необходимого условия его социального становления. Участие в целеполагании, подготовке, проведении и анализе ключевых дел в школе можно рассматривать как условия для социальных проб, предусматривающую не только определение своих позиций, но и возможность попробовать себя в роли лидера, понять роль законов существования в обществе и сформировать у себя готовность к их выполнению.

Выбор способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей также является важным условием социального становления старшеклассника в воспитательной системе школы.

Автор делает общий вывод, что процесс социального становления наиболее эффективно будет протекать в воспитательной системе школы, которая представляет целостный социальный объект, упорядоченный относительно своей важнейшей функции - воспитания, а воспитание - это одно из условий обеспечения полноценного процесса социального становления.

Итак, проблема социального становления личности волнует представителей различных научных дисциплин. При этом авторы исходят из понимания «становления» как возникновения, образования чего-либо нового в процессе развития.

Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы приводит к выводу о том, что социальное становление - длительный, противоречивый, сложный процесс вхождения личности в систему общественных отношений.

Социальное становление может рассматриваться и как процесс, и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного пути, который свидетельствует о его способности осознавать себя в обществе, понимать занимаемое в нем положение, самостоятельно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения; как наличие комплекса социально значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможному самосовершенствованию.

Социальное становление - это формирование человека как общественного существа через реализацию трех разнонаправленных потребностей: «быть как все» (тождество с окружающим миром), «быть личностью» (стремление к обоснованию своего Я, к самоопределению), «быть другим» (поиск возможностей выхода за рамки собственно Я), формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.

Социальное становление на каждом возрастном этапе обеспечивается решением определенного круга естественно-культурных, социально-культурных и социально-педагогических задач. В ранней юности для этого этапа характерно расширение рамок личной свободы и автономности, способность прогнозировать свою деятельность, строить жизненные планы, вырабатывать свой имидж и осознавать перспективы.

Социальное становление касается всех сущностных сфер личности (потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, межличностно-социальной), характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности, независимости, самодостаточности, способностью принимать ответственные решения, реализовывать их на практике.

 

АВТОР: Грибанов А.В.