29.01.2012 11242

Социально-педагогическая характеристика курсантов вуза МВД России

 

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. В этом понятии подчеркивается то, что он обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), являясь активным субъектом образовательного процесса и при этом характеризуясь всеми рассмотренными субъектными качествами, чертами.

Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками), способностей, интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; особенностями выполнения деятельности (планируемость, организация, точность и т.д.). Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, в частности учебной, отношением к ней, обучаемостью.

В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека.

В силу этого абстрактно-типические субъекты «школьник», «студент» выделяются общественным сознанием как определенные обобщения, исходя из этих двух (возрастного и социокультурного) оснований.

Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» (Л.С. Выготский)

Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А. А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.

Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностыо устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество -социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основой формой обучения для студенчества является знаково-контекстное (А.А. Вербицкий).

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество -центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе.

Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, как уже отмечалось, прежде всего определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность - мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Проведенное в начале 2000-го года исследование социологов показывает, что неодинаковый престиж в глазах выпускников общеобразовательных школ имеют Нижегородские вузы. Среди них одно из первых мест прочно занимает Нижегородская академия МВД России. Именно в ней обучается больше всего молодых людей из так называемого выше срединного слоя общества (39%), тогда как в медицинской академии (29%), коммерческом институте (24%), лингвистическом университете (23%о), педагогическом университете (7%), а в сельскохозяйственной академии (9%).

Показателен и образовательный уровень курсантов этого вуза системы МВД. Лишь 2% обучающихся происходят из семей, в которых родители не имеют высшего образования. Таким образом, образовательный потенциал и положение родительских семей курсантов в стратификационной модели Нижегородской области являются тем мощным стартовым капиталом, который обеспечивает возможность их детям учиться в престижном вузе.

Национальный состав курсантов практически идентичен составу населения региона комплектования: девять из десяти обучающихся -русские.

Основным источником пополнения академии является школа. Полученные в ходе опросов данные свидетельствуют, что 62% - выпускники обычных общеобразовательных учреждений, 18% - закончили профильный класс; 19% - профессиональные лицеи, средние специальные учебные заведения; 1% - поступали после срочной военной службы. Таким образом, преобладающее большинство абитуриентов - бывшие школьники, с определенным социальным опытом, молодого возраста, что, естественно, накладывает соответствующий отпечаток на их мироощущение и профессиональную ментальность.

Подавляющее большинство курсантов в аттестате о среднем образовании имеют отличные и хорошие отметки.

Решение о поступлении в академию большинство поступающих принимало задолго до начала конкурсного отбора. Однако, не малый процент составляют и те, кто этот выбор делал при явном дефиците времени, что подтверждает необходимость более четкой продуманной системы допрофессионального обучения, профессионального ориентирования выпускников общеобразовательных школ, особенно в связи с тем, что, выбирая юриспруденцию, лишь каждый четвертый ориентирован на последующую работу в органах внутренних дел.

Высокий конкурс, сложная система отбора заставляла будущих курсантов заниматься специальной подготовкой к поступлению в академию.

Возможность реализации абитуриентами своих социально-профессиональных планов - плод совместных усилий многих лиц.

Принимая решение о поступлении в академию, будущие курсанты руководствуются различными мотивами. Сильным мотивом является престиж профессии, во-вторых, возможность после окончания вуза получить высокооплачиваемую работу и лишь потом ее соответствие собственным способностям. Это обстоятельство, как возраст и социальный состав курсантов существенно влияет на процесс их социально-профессионального становления.

Подводя итоги всему вышесказанному отметим, что в целом, для социального становления курсантов имеются определенные предпосылки, которые могут дать ожидаемые результаты при условии учета не только внешних данных, но и внутренних закономерностей.

Для психолого-педагогических исследований личности курсанта вуза МВД России весьма продуктивным представляется принятое в отечественной психологии выделение содержательной (качественной) и динамической (количественной) сторон психики. Продуктивным является и выделение некоторых качественных характеристик психических процессов, например, преобладание у курсанта зрительной или слуховой памяти. Содержание психики - мировоззрение, нравственные и культурные ценности, знания, навыки и умения - от наследственности не зависят. Эти характеристики социальные и передаются от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности.

Иначе обстоит дело с динамическими характеристиками психических процессов. По представлениям современной дифференциальной психофизиологии, индивидуальная выраженность этих параметров, при прочих равных условиях, определяется основными свойствами нервной системы - устойчивыми индивидуальными особенностями ее функционирования.

Содержание личности курсанта - это его духовный мир, индивидуальное сознание. Оно включает сложившиеся в систему представления, понятия, идеи, знания, взгляды, убеждения, которые обусловливают понимание окружающего мира, происходящих в нем событий, отношения к учебной деятельности, к своим товарищам. Сюда же относятся и те мнения, настроения, влечения, желания, то есть менее устойчивые явления, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как непосредственная реакция на происходящие события.

Индивидуальное сознание как отражение содержания личности предполагает и самосознание курсанта, то есть осознание самого себя, своих мыслей, поступков, поведения, своих прав и обязанностей, потребностей и интересов, своего духовного и физического облика. В самосознании курсант оценивает самого себя, свои достоинства и недостатки, свое духовное содержание и действия с позиций определенных критериев. Если такими критериями выступают высоконравственные убеждения, добросовестное отношение к выполнению требований нормативно-правовых актов, определяющих статус курсанта вуза МВД России; дисциплинированность, исполнительность, проявление настойчивости в учебной деятельности, то это делает курсанта социально значимой личностью. Критерии самооценки, в основе которых лежат эгоистические потребности и интересы, цели и стремления, делают курсанта ограниченным, безразличным к товарищам и профессиональной деятельности.

Содержание личности курсанта включает систему социально обусловленных качеств. Качества могут быть простыми, характеризующими отдельные структурные элементы личности, и сложными, раскрывающими содержание личности курсанта как целостной системы.

К простым, например, относятся качества познавательных психических процессов. Сложные качества являются системными, интегральными. Они образуются на основе психических свойств, проявляющихся в единстве и во взаимодействии с другими элементами психики курсанта. Причем сложные качества личности - не сумма тех или иных элементов психики, а их устойчивый сплав, в котором ведущая роль принадлежит психическим свойствам и образованиям личности.

Так, например, интеллектуальными качествами являются сообразительность, находчивость, любознательность, рассудительность, красноречивость, наблюдательность, внимательность; волевыми качествами настойчивость, решительность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность; эмоциональными качествами - впечатлительность, экспансивность, горячность, инертность, безразличие. Содержание чувств составляют устойчивые переживания отношения личности к тому, что она познает и делает. Охарактеризовать содержание личности курсанта означает сказать, что он любит, что ненавидит, чем гордится, чему радуется, чего стыдится, чему завидует.

Содержательные качества личности курсанта наиболее ярко проявляются в его психических свойствах: в направленности, темпераменте, характере, способностях.

В направленности выражается основное содержание личности курсанта. Содержание направленности личности основывается на содержании мировоззрения (знаний, взглядов, убеждений), мотивации деятельности (потребностей, мотивов, целей) и проявляется в его интересах, склонностях и идеалах. Содержанием знаний является система научных понятий, представлений о предмете.

Потребности по содержанию делятся на материальные и духовные. Содержание мотивов зависит от преобладающих потребностей.

Влечения, желания и хотения основываются на содержании материальных потребностей, интересы, склонности и идеалы основываются на содержании духовных потребностей.

Мотивы характеризуются содержанием в зависимости от того, на что они направлены: на удовлетворение материальных или духовных потребностей.

Темперамент обусловлен не только свойствами нервной системы, но и спецификой социальной среды, в которой рос и воспитывался курсант. Поэтому темперамент во многом определяет не только стиль, но и содержание деятельности курсанта, его духовный облик. Это означает, что содержательные качества его личности, обусловленные особенностями темперамента, поддаются изменению в процессе обучения и воспитания. Содержательная характеристика темперамента дается через описание особенностей его проявления в динамике поведения и деятельности.

Характер курсанта по содержанию проявляется прежде всего в свойственной ему системе отношений: к окружающему миру, к деятельности, к другим людям, к самому себе. Характер необходимо оценивать также по проявлению в нем мотивационных, эмоциональных, волевых и интеллектуальных черт. Раскрытие содержания основных черт характера позволяет понять место этого свойства в общей структуре личности. Направленность личности определяет содержание мотивационных черт характера. Темперамент является динамической стороной характера и определяет его эмоциональные черты. Познавательные способности определяют интеллект. От характера же зависит, какие волевые стремления станут ведущими, какие волевые черты характера проявятся.

Способности курсантов к одной и той же деятельности могут иметь различное-содержание благодаря индивидуальному своеобразию качеств, психических процессов и их сочетаний. Например, у одних курсантов в содержании математических способностей ведущими являются качества; мышления, обеспечивающие операции абстрагирования и переноса,, у других логичность и доказательность, у третьих - память на математические формулы и гибкое оперирование ими.

В содержании личности в неразрывном единстве представлены общие, особенные и единичные качества.

Общие - присущи всем людям и определяются общественными отношениями, образом жизни, нравственностью.

Особенные - характеризуют специфические проявления личности курсантов, отличающие их от учащихся общеобразовательных школ, обусловленные характером учебно-воспитательного процесса, спецификой учебной и служебной деятельности.

Единичные - характеризуют конкретного курсанта, его индивидуально-психологические и социально-психологические особенности. Уникальностъ социальной позиции человека, образа его жизни и жизненного пути порождает и уникальность его личности.

Общие качества объединяются в понятие «личность человека», особенные - «личность курсанта», единичные - «личность курсанта Иванова». В понятии «личность курсанта» в обобщенном виде представлены сложные психологические качества (нравственные, эстетические, военно-профессиональные, наиболее типичные для курсанта вуза МВД России и характеризующие его духовный облик (моральный, культурный и профессиональный).

Ведущим слагаемым содержания личности курсанта являются его нравственные качества, моральный облик выражается в его отношении к другим людям, к деятельности (игре, учебе, труду), к самому себе, в степени соответствия поведения предъявляемым требованиям. Нравственность курсанта определяется его сознательностью, а также понятиями и представлениями о нормах морали, требованиях устава вуза МВД России, степенью превращения этих норм и требований в личностные взгляды и убеждения, характером его поведения и деятельности.

Сознательность курсанта проявляется в его убежденности, глубоком понимании целей и задач вуза МВД России, добросовестной учебной деятельности, дисциплинированности. Сознательность проявляется также в его поведении, в принципиальной оценке своих поступков и поступков товарищей, непримиримости к нарушителям воинской дисциплины. Такой курсант проявляет настойчивость и добивается высоких результатов в учебе и службе, активен в общественной работе.

Нравственное развитие курсантов включает формирование у каждого из них сознательности, честности, принципиальности, дисциплинированности, исполнительности, коллективизма, положительного отношения к учебной и служебной деятельности, своим товарищам, офицерам и преподавателям, чувства патриотизма, верности традициям учебного заведения.

Эстетические качества курсанта являются важной содержательной характеристикой его личности. Культурный облик выражается в ценностном отношении к окружающему миру, культуре и искусству, проявляется в его чувствах, эстетическом восприятии, эмоциональной чувствительности. Во всех сферах культуры и искусства он должен идти в ногу с жизнью - заниматься художественным творчеством, читать художественную литературу, посещать музеи, выставки, театры, кино, просматривать телевизионные передачи, интересоваться спортом, туризмом и т.п.

Профессиональные качества, являющиеся одним из слагаемых содержания личности курсанта, характеризуют уровень его профессиональной подготовленности и готовности к обучению в вузах МВД России. К таким качествам относятся быстрота ума, сообразительность, находчивость, наблюдательность, внимательность, смелость, решительность, инициативность, нервно-психическая устойчивость и другие, которые в единстве с профессиональными знаниями, навыками и умениями составляют личный жизненный опыт курсанта, способствуют успешному профессионально-личностному становлению.

Следовательно, содержание личности курсанта проявляется, развивается и формируется в ходе его учебы, несения внутренней службы, то есть в процессе профессиональной деятельности. В содержании личности выражается жизненная позиция курсанта, его ум, чувства и воля, нравственный, культурный и профессиональный облик.

Ведущим психическим свойством личности является направленность - сложившаяся система знаний, взглядов, убеждений, потребностей, мотивов, целей, которая определяется мировоззрением и мотивацией деятельности курсанта и проявляется в его интересах, склонностях и идеалах.

Так, В.И. Варваров считает, что «направленность - это центральное свойство личности, которое выражается в системе наиболее существенных, жизненно важных целей, составляющих личную целеустремленность, и обусловливается преобладающими потребностями, мотивами поведения и деятельности, мировоззрением человека».

В психологической структуре направленности личности ведущее место занимают мировоззрение и мотивация деятельности. Все структурные элементы направленности личности находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности функционируют как целостная динамическая система.

Важнейшим статическим элементом направленности личности курсанта является мировоззрение - устойчивая система научных знаний, убеждений и взглядов на окружающий мир, на различные явления природы и общества, на всю объективную действительность. «Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов на природу и общество, происходящие в нем события, - отмечает Л.Ф. Железняк, - мировоззрение определяет жизненные стремления, характер и содержание потребностей, мотивы деятельности» (90).

Знания - это отражение в сознании курсанта предметов и явлений объективной действительности, законов природы и общества. Процесс овладения знаниями включает в себя ряд этапов: восприятие, осмысливание, запоминание, воспроизведение и применение на практике.

Взгляды, как и знания, не являются еще достаточно прочным и стойким элементом направленности личности курсанта, они представляют собой переходную ступень от знаний к убеждениям.

Убеждения - в психологическом плане устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями. Они имеют высокую силу внутреннего побуждения для личности. Система убеждений является чрезвычайно устойчивым мотивом, оказывающим влияние на его деятельность постоянно. Убеждения определяют эффективность деятельности в любых, самых сложных ситуациях учебной и служебной деятельности.

Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность курсанта в высокой общественной и личной значимости профессии сотрудника правоохранительных органов, найденном в ней призвании. Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент профессиональной направленности личности. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в учебной деятельности курсантов по подготовке к овладению этой профессией, побуждают их преодолевать трудности учебы в вузе.

Направленность личности курсанта характеризуется также ценностными ориентациями - избирательным (положительным или отрицательным) отношением к материальным и духовным ценностям, которое определяется системой его знаний, взглядов, убеждений, потребностей, интересов, склонностей, идеалов, целей, установок, нравственных норм и принципов, и выражается в соответствующем поведении (одобрение или осуждение, согласие или критика).

Ценности - предметы, явления и процессы окружающего мира, имеющие положительное или отрицательное ценностное значение для курсанта, определяемое не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу жизни, деятельности, поведения, общения и социальных отношений.

Основой всех побуждений курсанта выступают потребности - переживание нужды в условиях и средствах своего существования как индивида и развития как личности. Они требуют своего удовлетворения, вызывают желания, стремления, эмоциональные состояния и поэтому побуждают курсантов ставить перед собой цели и проявлять активность в их достижении.

Материальные потребности (первичные, простые): потребности в дыхании, воде, пище, одежде, жилище, самозащите, отдыхе и другие. Однако особенности профессиональной деятельности таковы, что далеко не всегда возможно полное удовлетворение материальных потребностей. Поэтому курсанты должны быть приучены к преодолению различных трудностей, которые неизбежно возникают в ходе учебной и профессиональной деятельности.

К духовным потребностям (вторичным, сложным) относятся: потребности в углублении своих профессиональных знаний и умений, потребность в деятельности, общении с другими людьми, активном участии в жизни коллектива, потребность в самообразовании и самовоспитании, эстетические потребности.

Отношение материальных и духовных потребностей определяет социальную зрелость курсанта. Духовные потребности являются ведущими и оказывают решающее влияние на учебную и служебную деятельность.

На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения, считает Л.Ф. Железняк, формируются мотивы, внутренние побудительные силы, определяющие содержание целей и характер деятельности по их достижению. В действиях и поступках потребности проявляются не непосредственно, а через мотивы. Мотив выступает как сила, побуждающая к действию.

Мотивы деятельности и поведения выполняют смыслообразующую, побудительную, регуляторную функции. Они могут иметь широкое общественное значение. К ним относятся: любовь к своей Родине, чувство долга, готовность к обучению в вузе и освоению профессии сотрудника правоохранительных органов и другие. Эти мотивы всегда оказывают положительное влияние на действия и поступки курсантов.

Мотивы могут иметь личный характер. К таким мотивам относятся: стремление успешно окончить вуз, стать высококвалифицированным сотрудником ОВД. Мотивы личного плана по своему содержанию могут носить общественно-полезный характер и тогда они усиливают общую положительную мотивацию деятельности и поведения курсантов.

Однако мотивы личного плана могут и не иметь общественной ценности и даже носить антиобщественную направленность. Например, стремление уклониться от выполнения трудных и сложных заданий, стремление незаслуженно получить поощрение или внеочередное увольнение. Такого рода мотивы оказывают отрицательное влияние на деятельность и поведение курсанта.

На основе знаний, взглядов, убеждений и простых мотивов: влечений, желаний и хотений, под влиянием духовных потребностей развиваются сложные формы мотивов: интересы, склонности и идеалы.

Интерес - это проявление познавательных потребностей, избирательного отношения к предмету или явлению. Интерес порождает соответствующее сосредоточение внимания, мысли, воли, чувства и способствует развитию интеллектуальных качеств, склонностей и способностей у курсантов. Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом), устойчивостью (длительностью) и действенностью. Наличие устойчивого интереса является одним из условий достижения поставленных перед собой целей.

Во всем многообразии интересов курсантов ведущую роль играют профессиональные интересы. В них выражено положительное эмоциональное отношение к профессии в целом, к конкретной специальности сотрудника ОВД. Они способствуют тому, что курсант сосредоточивает все свое внимание во время занятий по изучаемым предметам профессиональной подготовки.

Устойчивый интерес к профессии сотрудника правоохранительных органов, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию своих специальных знаний.

Склонность - это выраженная тенденция к постоянному участию в какой-либо деятельности. Склонность является очень сильным и устойчивым мотивом, побуждающим курсанта к преимущественному занятию определенной деятельностью. Склонность порождает любовь к выбранной профессии, позволяет достигать значительных успехов в учебной деятельности, помогает преодолевать трудности на пути к достижению намеченной цели.

У курсантов могут проявляться различные склонности: склонность к занятию определенным видом спорта или участию в художественной самодеятельности, могут проявляться склонности и отрицательного содержания. Важно постоянно развивать склонности, которые полезны и имеют положительное, социально важное содержание. Склонности способствуют становлению и развитию способностей, позволяющих успешно осваивать программу обучения в вузе, овладевать профессией сотрудника правоохранительных органов.

Идеал - это высшая цель личных устремлений. Обычно идеал выступает как положительный эмоционально окрашенный образ, зовущий пример. Это представление о том, что является совершенным, возвышенным, то, к чему курсант стремится.

В процессе обучения и воспитания у курсантов развиваются профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие нравственные и профессиональные качества или конкретный офицер, носитель этих качеств.

Как показали наши исследования 127 курсантов, 85% из них имеют конкретный идеал, с которого они стремятся брать пример, на него хотят быть похожими. Многие курсанты в качестве своих идеалов называют выдающихся полководцев: А.В. Суворова (22%), Г.К. Жукова (25%), И.С. Конева (6%), исторических и литературных героев (14%), своих родителей (12%), родственников (5%), командиров (1%).

В качестве идеала может выступить и собирательный образ, воплощающий в себе все лучшие черты: ум, волю, честь и достоинство, справедливость, профессионализм. Как показали исследования, 11% курсантов имеют собирательный образ. Однако 4% курсантов вообще не имеют идеала.

Устойчивый идеал является важным мотивом, характеризующим целеустремленность курсанта. Он регулирует и направляет деятельность, поведение и развитие личности, оказывает большое влияние на формирование нравственных и профессиональных качеств, вызывает стремление к самосовершенствованию, к оценке своих действий и поступков с точки зрения их соответствия идеалу.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Система целей направляет и регулирует деятельность, показывает, к чему стремится курсант в своей жизни.

Проведенные нами исследования показывают, что большинство курсантов ставят перед собой цели успешно окончить вуз, стать сотрудником ОВД с высоко развитыми нравственными, культурными и профессиональными качествами. По отношению к себе более частными целями являются: стать умным, волевым, честным, справедливым, понимающим других людей, способным быстро разбираться в трудных ситуациях.

Курсанты, как правило, ставят перед собой как далекую цель -успешно окончить вуз, стать хорошо подготовленным сотрудником ОВД, так и близкие цели - подготовиться к семинару, зачету, экзамену.

Сказанное выше можно подтвердить несколькими сводными данными, свидетельствующими об определенной субкультуре курсантов.

В частности, на предложение подумать о времени, в котором они хотели бы жить, поступили такие ответы: до Октября 1917 года (5%), в годы ВОВ (1%), после войны и до перестройки (49%), сейчас (18%), когда в стране все наладится (27%).

Значительными событиями XX века, по их мнению, являются: Великая Отечественная война (50%), полет в Космос (19%), развитие компьютерных технологий (18%), распад СССР, крах социалистической системы (12%), не ответили (чуть меньше 1%).

К числу десяти выдающихся людей всех времен и народов курсанты отнесли: Петра I, Ленина, Наполеона, Пушкина, Сталина, Эйнштейна, Менделеева, Македонского, Ломоносова, Ньютона.

Чтобы закончить свою характеристику внешних и внутренних обстоятельств, в которых происходит социальное взросление курсантов обратимся также к исследованию A.M. Люлюка «Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД», в котором автор указывает на специфику воспитательной системы вуза МВД: структурированность организации социального опыта курсантов, ежегодное значительное обновление переменного состава, сочетание двух временных перспектив: долговременного развития и циклической составляющей, отражающей ежегодные циклы учебно-профессиональной подготовки курсантов; формирование ценностных ориентации курсантов, которое идет в трех направлениях: значимость ценностей либерально-гуманистического толка (уникальность и неприкосновенность человеческой личности) снижается, приверженность ценностям авторитаризма может усиливаться, значимость патриархально-патерналистских ценностей возрастает; обособленность процессов организации социального опыта в рамках воспитательной системы (выполнение режимных требований к организации жизнедеятельности вуза, среднее время, проводимое вне вуза курсантами в течение недели, полнота выполнения уставных требований к ношению форменной одежды и правилам обращения к старшему по званию, «сила» и «толщина» субкультуры в коллективе курсантов), жесткая структурированность всех сторон организации социального опыта (способ пространственной организации отдельных архитектурных и ландшафтных элементов (в том числе их дифференциация), степень порядка и чистоты на территории учебного заведения, соблюдение установленного режима дня, уровень строевой подготовки учебных групп, соотношение дисциплинарной практики и латентных нарушений), преодоление физических трудностей (субъективное ощущение тяжести выполнения режима дня в целом, объективные показатели физической подготовленности), публичность организации быта и жизнедеятельности в вузе МВД, организация системы воспитательной работы и всей системы жизнедеятельности как ряда последовательных этапов (координация планов воспитательной работы с учебными планами (с основными этапами обучения), наличие различия в статусе курсантов, находящихся на разных этапах обучения, степень символической насыщенности мероприятий, связанных с переходом курсантов от одного обучения к другому).

Возможности использования организационных форм и средств для управления развитием воспитательной системы вуза МВД имеют сложный характер. С одной стороны они ограничены уровнем профессиональной рефлексии педагогического коллектива, с другой – они имеют избирательное влияние на формирование отдельных характеристик воспитательной системы вуза.

Таким образом, составленный на основе разносторонней диагностики социально-педагогический портрет курсантов академии МВД России, дополненный результатами социологических исследований, проведенных в регионе, и материалами изучения состояния воспитательной работы, позволяют, во-первых, выделить ряд изменений, которые требуют более внимательного подхода к педагогическому сопровождению процесса их социально-профессионального становления: резкое омоложение состава абитуриентов, невысокий уровень профессиональной сориентированности (преобладает ориентация на получение престижного диплома), сильный разрыв между школьным и академическим образованием, раннее столкновение с негативной стороной человеческого бытия, опасность деформации личности. Следовательно, модель процесса социального становления личности курсантов вузов МВД России должна строиться с учетом этих положений.

 

АВТОР: Грибанов А.В.