29.01.2012 4379

Анализ исследования социального становления курсантов вузов МВД РФ

 

Исследование такого сложного явления как социальное становление личности в период получения юношами и девушками профессионального образования, требует решения ряда вопросов: а) каким образом следует организовать отслеживание изменений, происходящих с курсантами МВД при внесении определенных корректив в организации и содержание воспитательного процесса; б) на каких позициях следует осуществлять оценку результатов; в) как сгруппировать методики сбора фактического материала и как его интерпретировать?

Отвечая на первый вопрос, мы избрали мониторинг, как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям»; «как осуществление систематического учета и контроля за проявлением того или иного процесса, за реализацией деятельности, направленной на достижение определенной цели».

Мониторинг направлен на выяснение того, насколько организованный в образовательном учреждении процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности обучающегося, на обнаружение и анализ, возникающих проблем.

Такое понимание мониторинга подсказало нам возможную этапность изучения предполагаемых изменений: начальный (исходный) в момент профессионального отбора; промежуточный (1) - на третьем курсе; промежуточный (2) - на пятом курсе и итоговый - через 1-2 года после окончания вуза.

Отвечая на второй вопрос, мы исходили из того, что исследуемое явление требует системности и комплексности, упорядочения отдельных признаков, особого внимания не только к количественным, но и качественным результатам. В этой связи трудно не согласиться с мнением Л.В. Байбородовой, С.Л. Паладьева, Е.Н. Степанова, которые подчеркивают, что воспитательные феномены, происходящие в учащихся и с ними изменения обусловлены влиянием различных средств, условий, факторов, поэтому предлагают не только изучение промежуточных состояний, но и анализ эффективности самих используемых средств. Следовательно, требуется выявление реального состояния объекта изучения, результативности воспитательного процесса в целом. Кроме того, необходим анализ изменений, происшедших под влиянием различных условий, а затем и их совокупности.

Такого рода анализ данные авторы предлагают осуществлять через изучение изменений в знаниях, ценностных ориентациях, направленности личности, интерес к определенным видам деятельности, появление социальной активности, мотивацию выборов, сформированность социально значимых и профессионально-важных качеств личности. Причем, делать это, с учетом выпускников, на протяжении нескольких лет.

Другие исследователи (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов), считая главным показателем эффективности воспитания, личность самого воспитанника, его личностный рост, предлагают фиксировать изменения через развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе. В этой связи для нас подходили два предложения этих авторов: 1) использование тестовой диагностики и 2) экспертный анализ и оценка выдвигаемых педагогических условий.

Отвечая на третий вопрос, мы исходили из того, что полученный нами в ходе исследования фактический материал может быть представлен в виде таблиц и комментариев к ним.

Диагностика исходного уровня социальной зрелости личности курсанта проводилась в рамках профессионального отбора, который включал социально-правовой, медико-соматический, психиатрический, психологический и социально-педагогический аспекты.

1. Социально-правовой аспект осуществляется в основном кадровыми аппаратами и службами ОВД, которыми отбираются кандидаты. Этот

2. Медицинский аспект профессионального отбора имеет собственные критерии, осуществляется ВВК, совместно с ЦПД на основе ряда методических рекомендаций. Этот аспект отбора направлен на выявление соматических нарушений здоровья.

3. Психиатрический аспект (выделяется из медицинского отбора в связи с высокими требованиями к психическому здоровью работников ОВД и проводится центрами психодиагностики совместно с психиатрами ВВК). Так, по данным Российской академии образования за последние годы количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. На 100000 выпускников школ заболеваемость в 1995 г. в среднем составила 105150 случаев. К 2000 г. прогнозировалось снижение числа здоровых выпускников школ до 5%. В контексте проводимого анализа важно указать на рост хронических нервно-психических заболеваний среди данного контингента молодежи. Так, у 79,6%о подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями. В этой связи хотелось бы отметить, что структура заболеваний, по которым кандидаты признаются непригодными к учебе в образовательном учреждении МВД России, достаточно сложная, но основное количество заболеваний приходится на болезни нервной системы и органов чувств (33% от общего количества выявленных заболеваний у кандидатов) и психические расстройства (27%). Среди психических расстройств диагностируются неврозы, психопатии, умственная отсталость, шизофрения, эпилепсия, травматические повреждения головного мозга (данные военно-врачебной комиссии УВД Омской области за 1999-2002 гг.).

4. Психологический аспект (включая психофизиологический уровень) осуществляется ЦПД и частично кадровыми аппаратами. Данный аспект реализуется с помощью анкетных, бланковых и инструментальных группе требований и оценить особенности формирования его личности, некоторые морально-нравственные качества, мотивы поступления на службу, уровень теоретической подготовленности, наличие соответствующего опыта трудовой деятельности и т.д.;

а) беседа. С ее помощью может быть получена информация о социальной зрелости взглядов кандидатов на современные жизненные проблемы; общественной активности; нравственных качествах (стойкость к соблюдению моральных и этических норм поведения, самокритичность и т.д.); жизненных целях и способах их достижения; основных мотивах поступления на работу в ОВД; характере влияния членов семьи на принятие тех или иных решений; особенностях мышления (логичность, творческая активность и др.) и волевых качеств (целеустремленность, настойчивость, выносливость, самообладание, дисциплинированность и др.);

б) наблюдение, которое позволяет выявить ряд особенностей личности и перепроверить многие сведения, полученные биографическим методом и методом познавательной беседы. В ходе него обращается внимание на коммуникативность, напряженность, динамичность (жестикуляцию, мимику, быстроту речи и пр.), инициативность, смысловую реакцию на те или иные ситуации и вопросы и др.;

в) метод обобщения независимых характеристик (сбор информации о кандидате и его окружении и ее оценка), расширяющих представления о кандидате (характеристики, аттестации, отзывы, справки, заключения, материалы специальной проверки и т.д.), мнения разных лиц (ближайшее социальное окружение). Однако необходимо иметь в виду то, что их данные о кандидате нельзя считать абсолютно истинными, восприятие человека человеком никогда не может быть беспристрастным, поэтому важно отделить достоверные факты от эмоций;

г) проверка на конкретных поручениях, которая позволяет судить о профессиональной подготовленности, добросовестности, интеллектуальном уровне, образованности и воспитанности изучаемого.

5. Медицинский аспект профессионального отбора имеет собственные критерии, осуществляется ВВК, совместно с ЦПД на основе ряда методических рекомендаций. Этот аспект отбора направлен на выявление соматических нарушений здоровья.

6. Психиатрический аспект (выделяется из медицинского отбора в связи с высокими требованиями к психическому здоровью работников ОВД и проводится центрами психодиагностики совместно с психиатрами ВВК). Так, по данным Российской академии образования за последние годы количество абсолютно здоровых детей (не болевших ни разу в течение года) сократилось с 37% до 17%. На 100000 выпускников школ заболеваемость в 1995 г. в среднем составила 105150 случаев. К 2000 г. прогнозировалось снижение числа здоровых выпускников школ до 5%. В контексте проводимого анализа важно указать на рост хронических нервно-психических заболеваний среди данного контингента молодежи. Так, у 79,6%о подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4%о обнаружены признаки умственной отсталости. Практически каждый третий обучающийся в общеобразовательной школе испытывает затруднения в учебе в связи с нервно-психическими заболеваниями. В этой связи хотелось бы отметить, что структура заболеваний, по которым кандидаты признаются непригодными к учебе в образовательном учреждении МВД России, достаточно сложная, но основное количество заболеваний приходится на болезни нервной системы и органов чувств (33% от общего количества выявленных заболеваний у кандидатов) и психические расстройства (27%). Среди психических расстройств диагностируются неврозы, психопатии, умственная отсталость, шизофрения, эпилепсия, травматические повреждения головного мозга (данные военно-врачебной комиссии УВД Омской области за 1999-2002 гг.).

7. Психологический аспект (включая психофизиологический уровень) осуществляется ЦПД и частично кадровыми аппаратами. Данный аспект реализуется с помощью анкетных, бланковых и инструментальных методик. Каждый вуз применяет различные психологические методики, тесты и по результатам выносит заключения о пригодности кандидатов на обучение в вузе МВД. Единство лишь в том, что всех абитуриентов по их показателям дифференцируют на принадлежность к благоприятным и неблагоприятным группам профессиональной пригодности. Здесь необходимо придерживаться единой классификации, которая была представлена в журнале «Психопедагогика в правоохранительных органах». Это позволит однообразить процесс психологического отбора кандидатов на поступление в вузы МВД и решить проблему единого подхода к психологическому исследованию абитуриентов и сбору материалов. Большой материал для размышления имеет собеседование и конкурсные экзамены.

Стандартная система сбора психологической информации по отбору в вузах МВД России основывается на следующих принципах:

– принцип стандартизации измерений: все учебные заведения системы МВД, проводящие психологические исследования по отбору, должны обеспечиваться определенным инструментарием: тестами, бланками, аппаратурой или методиками;

– принцип «Коллективной памяти» первичных показателей: для этого в Центр информации научно-методического обеспечения кадровой политики МВД России должен поступать материал с мест, представленный на магнитном носителе.

Все психологические и психофизиологические качества кандидатов, подлежащие изучению, объединяются с учетом структуры личности, в несколько основных групп: мотивационно-потребностная сфера личности, нравственные качества, познавательная сфера личности, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-психологическая сфера (черты характера, свойства темперамента и профессиональные способности), операционно-техническая сфера личности.

1. Мотивационно-потребностная сфера личности. Из мотивационной сферы можно выявить желательные и нежелательные мотивы и факторы поступления на службу (цели, потребности, мотивы, интересы, намерения, планы, установки и т.п.). Данная сфера обусловливает результативность деятельности и отражает направленность личности.

К желательным мотивам рекомендуется отнести: осознанность выбора профессии оперативного работника (способность охарактеризовать как преимущества, так и недостатки будущей деятельности, аргументированно обосновать свой выбор); ориентированность на борьбу с преступностью; направленность на оказание помощи людям, защиту слабых, стремление к справедливости; длительное сотрудничество с органами внутренних дел (в качестве члена оперативных отрядов, внештатного сотрудника милиции, службы во внутренних войсках, работа в ОВД по вольному найму и т.д.); семейные традиции (работа в ОВД родственников).

К нежелательным мотивам рекомендуется отнести: мотивационную незрелость (невозможность внятно объяснить свое желание работать в оперативных аппаратах); корыстные мотивы (рассмотрение службы в ОВД как временную деятельность, позволяющую свести с кем-либо личные счеты, решить актуальные бытовые и экономические проблемы, использовать властные полномочия в личных целях и т.п.).

2. Нравственные качества кандидата.

К желательным качествам рекомендуется отнести: уважение к закону; нормативность поведения; высокий уровень правосознания, социальной ответственности; обязательность; дисциплинированность; ответственность; исполнительность; требовательность к себе; совестливость; принципиальность; непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; заботу о семье; терпимое отношение к людям с отклоняющимся поведением (алкоголикам, наркоманам, бродягам и др.); отсутствие враждебности к представителям других национальных, религиозных, политических групп и др.

К нежелательным нравственным качествам рекомендуется отнести: правовой нигилизм; низкий нравственный облик; злоупотребление алкоголем; интерес к наркотикам; склонность к обману; недисциплинированность; безответственность; пренебрежительное отношение к людям и т.п.

3. Познавательная сфера личности - психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, представление. Данная сфера личности отражает уровень взаимодействия субъекта с окружающей средой, область проявления ее - психическая, двигательная, интеллектуальная деятельность:

– внимание (устойчивость, интенсивность, переключаемость, распределенность);

– память (скорость, объем и прочность долговременного запоминания);

– воображение и версионность мышления;

– интеллектуальные способности и др.

К желательным качествам рекомендуется отнести: гибкое творческое продуктивное мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, прогнозированию; развитый интеллект, широкий кругозор, умственная работоспособность, сообразительность, аналитический склад ума; активность, подвижность психических процессов и др.

К нежелательным качествам рекомендуется отнести: низкую умственную работоспособность, сниженную познавательную активность; неразвитое воображение, слабую память и т.п.

4. Эмоционально-волевая сфера личности (эмоции, чувства, воля). Она отражает отношение субъекта к окружающей действительности и обусловливает активность личности в определенных видах деятельности.

К желательным качествам здесь рекомендуется отнести: устойчивость к отрицательному стрессу, дистрессу; эмоциональную зрелость (сдержанность, способность контролировать свои эмоции при общении) и т.п.; высокий уровень развития волевых качеств личности (решительность, смелость, самообладание); высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением; высокую работоспособность в экстремальных ситуациях; высокую степень развития адаптивных свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, пластичность нервных процессов), позволяющую сохранять оптимальную работоспособность в состоянии утомления и адекватно реагировать на различные события.

К нежелательным качествам рекомендуется отнести: повышенную чувствительность, ранимость, склонность к чрезмерному «застревающему» эмоциональному реагированию; сниженность эмоционального фона (угнетенный фон настроения, склонность к депрессии); импульсивность, низкий самоконтроль; потребность снимать эмоциональную напряженность алкоголем или лекарственными средствами; низкую устойчивость к стрессу; повышенную эмоциональную напряженность и тревожность; высокую агрессивность и импульсивность поступков; невротичность и быструю истощаемость нервных процессов и др.; недостаточно развитые волевые качества.

5. Индивидуально-психологическая сфера (черты характера, профессиональные способности, темперамент), отражает индивидуальность личности в различных видах деятельности.

Желательные качества: способность к общению (умение слушать, эмпатийность, рефлексивность); уверенность к себе, самоуважение; ясность и логичность речи, способность убеждать; способность разрешать конфликты и вести стратегию сотрудничества; способность к перевоплощению, умение играть различные социальные роли (артистизм); способность соблюдать конспирацию, речевая сдержанность; находчивость; способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой (гибкость, пластичность поведения).

В частности мотивационная структура кандидатов на обучение изучалась по результатам анкетирования на вопрос: «Какой мотив определил выбор милицейской профессии?» курсанты ответили следующим образом: стремление бороться за справедливость (45%), совет знакомого сотрудника ОВД (30%), желание стать сильным и уверенным в себе (23%), желание иметь твердое материальное положение (17%), пожелание родителей (13%), традиции семьи (12%), информация СМИ (11%»), выступления и лекции сотрудников ОВД (11%), стремление получить бесплатное образование (6%), желание уехать из сельской местности (3%), невозможность найти высокооплачиваемую работу по другой специальности (3%). Заметим, что результаты анкетирования отражают реальную картину лишь в той степени, в какой курсанты были откровенны, заполняя анкету. Оценка мотивов в обществе идет по критериям нравственности, принятым в обществе. Личность поэтому может сознательно маскировать свои мотивы. Только при анализе реального поведения человека можно выявить его побуждающие мотивы.

При анализе сочинений курсантов на тему «Мой путь в милицию» было установлено следующее: На вопрос: «Что меня привлекает в милиции?» были получены ответы: льготы и стабильный заработок (37%), борьба за справедливость (35%), защита прав граждан (26%), форма (12%), работа связана с общением (12%), дисциплина (9%), интересная работа (7%), риск (7%). На вопрос: «Каким я хочу видеть сотрудника милиции» курсанты ответили следующим образом: честным (30%), умеющим грамотно общаться (30%), сильным и мужественным (26%), с высоким интеллектом (23%), с опрятным внешним видом (19%), профессионалом (17%), дисциплинированным (16%), защитником (16%), с крепким здоровьем (9%), справедливым (7%).

Таким образом, большинство курсантов имеют относительно четкие представления о том, каким должен быть сотрудник ОВД, какие предъявляются требования к его личностным качествам, хотя некоторые курсанты имеют слабое представление об этом. Всего лишь 7% курсантов считают, что сотрудник милиции должен быть справедливым, 16%» - дисциплинированным. Многие ставят на первое место прагматические интересы: 37% курсантов привлекают в милиции, прежде всего, льготы и стабильный заработок.

Общая мотивационная структура поступления в вуз характеризуется следующими составляющими: желание участвовать в борьбе с преступностью и антиобщественными явлениями, стремление к справедливости, защите слабых, укреплению правопорядка, дисциплины, организованности (31%), совет родных, друзей, работающих в ОВД (13%), романтика, влияние книг и фильмов, привлекательность внешней атрибутики (форма, погоны) (16%), стремление к общению, живой, интересной, нешаблонной работе (21%), желание укрепить волю, характер, проверить себя, быть значительнее, стремление к самосовершенствованию (15%), другое (4%).

В основном это достаточно подготовленная категория абитуриентов со сложившимися установками, мотивационной сферой, ценностями, характером, с определенной степенью готовности для обучения в вузе избранного профиля. Однако, несмотря на достаточно благополучные психологические характеристики, профессиональная адаптация определенной категории лиц проходит недостаточно удовлетворительно. Так, по результатам прошлых лет выявлено, что до 70% лиц, принадлежавших к «группе риска», отчисляются из института по различным отрицательным мотивам.

На промежуточных этапах было установлено путем сравнения результатов в контрольной и экспериментальной группах, что существует корреляционная зависимость между успешностью социального становления личности курсантов и дисциплинированностью (г = 0,4-0,9); активностью (г = 0,3-0,8); профпригодностью (г = 0,4-0,8).

В конце опытно-экспериментальной работы, в группах высокого уровня социальной зрелости среди курсантов на первых местах оказались ценности семьи, здоровья, индивидуально-личностного развития. В частности, об этом свидетельствуют следующие цифры, их динамика:

– ценности семьи (I этап - 38%; II этап - 48%);

– ценности самореализации человека, его личной жизни (I этап -27%; II этап - 39%);

– ценности здоровья, здорового образа жизни (I этап - 11%; II этап);

– общечеловеческие ценности (I этап - 29%; II этап - 36%);

– социально-профессиональные ценности (I этап - 9%; II этап -16%);

– национально-культурные ценности (I этап - 5%; II этап - 15%);

– ценности социально-бытовой обеспеченности (I этап - 25%; II этап - 23%);

– религиозно-духовные ценности (I этап - 5%; II этап - 5%).

Существенной разницы среди курсантов разных специальностей отмечено не было.

В ходе опросов, связанных с отношением к миру и с миром, было установлено, что в обеих группах высока ориентация курсантов на обеспеченную жизнь. Однако, в экспериментальной группе ожидаемое благополучие опрашиваемые связывают, в первую очередь, с образованием, трудом. Подтвердим это такими данными:

– на вопрос: «С чем Вы связываете надежду на обеспеченную жизнь?» были получены следующие результаты: со своими знаниями, образованием (ЭГ - 47%; КГ - 23%); со своей квалификацией (ЭГ - 45%; КГ - 21%); со своим трудолюбием, прилежанием, дисциплинированностью и ответственностью (ЭГ - 40%; КГ - 19%); со счастливым случаем (ЭГ - 9%; КГ - 32%); с наследством (ЭГ - 7%; КГ - 20%); с продолжением рыночных реформ (ЭГ - 7%; КГ - 8%);

– на вопрос: «Каким требованиям должна отвечать работа?», большинство молодых людей (85%) считают, что она должна позволить хорошо зарабатывать. При этом, в экспериментальной группе курсанты называли также: приносить пользу обществу (57%); позволяет заслужить уважение людей (40%); совершенствоваться (39%); должна быть любимой (39%); позволять продвигаться по карьерной лестнице (21%); применить свои способности (19%).

– на вопрос: «Намерены ли Вы работать по полученной специальности?», ответили: намерены (ЭГ - 76%; КГ - 46%), не намерены (ЭГ -11%; КГ - 29%), еще не задумывались (ЭГ - 13%; КГ - 25%);

– на вопрос: «Намерены ли Вы продолжить обучение?», получены ответы: в экспериментальной группе 72% молодых людей ответили утвердительно, 17% - отрицательно, 11% - не задумывались над этим. В контрольной группе имеются другие данные: 31% ответили утвердительно, 47%) - отрицательно, остальные (22%) - не задумывались. Из тех, кто намерен продолжить обучение в экспериментальной группе 78% хотят это по своей специальности, 20% - по другой (экономист, менеджер, предприниматель, преподаватель, исследователь).

– на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд основные составляющие личного успеха сегодня?», курсанты экспериментальной группы назвали: крепкая семья (39%), интересная, хорошо оплачиваемая работа (39%), умение ладить с людьми (37%о), образованность (25%о), самореализация (15%), богатство (12%), другое (1%).

Социальная компетентность курсантов экспериментальной оказалась также выше контрольной по пунктам: знают хорошо (на 44,9%); умеют адекватно ситуации принимать решения (на 39,5%); брать ответственность на себя (на 31,9%); регулировать отношения внутри группы (на 21,5%), между группами (на 19,3%); прогнозировать действия других (на 11,7%).

Информированность курсантов экспериментальной группы по социальным проблемам российского общества и возможным путям их решения в 3,2 раза выше, чем у сверстников из контрольной группы.

Использование системы экспертов на заключительной фазе мониторинга в ходе опроса «Выпускник академии: его социальная зрелость», позволило получить сведения 20 субъектов Российской Федерации, куда были распределены выпускники Нижегородской академии МВД России.

В качестве позитивного момента необходимо отметить тот факт, что хорошо подготовленными специалистами эксперты считают 51,7% (2002 год - 43,4%) выпускников Нижегородской академии МВД России: 62,4% - выпускники, окончившие академию по специальности 021100 «Юриспруденция»; 35,2% - выпускники, окончившие академию по специальности 0203 «Правоохранительная деятельность».

В целом, как недостаточно подготовленные эксперты оценивают 9,4% выпускников Нижегородской академии МВД России 2003 года (2002 год - 11,8%). При этом необходимо отметить, что более слабая подготовка характерна для выпускников, обучавшихся по специальности 0203 «Правоохранительная деятельность» - 16,9%, тогда как среди выпускников, обучавшихся по специальности 021100 «Юриспруденция» этой оценки удостоены 4,6% молодых специалистов.

Вывод: общая экспертная оценка уровня социально-профессиональной подготовленности специалистов по результатам опроса 2003 года несколько выше, чем в 2002 году.

Эксперты отмечают достаточно высокий (около 4 баллов по пятибалльной шкале) уровень владения выпускниками юридическими и специальными знаниями. Наиболее высокие оценки эксперты поставили выпускникам по уголовному праву (3,9 баллов), по специально-экономическим дисциплинам (3,8 баллов) и по административному праву (3,8). Нижние строчки в этом рейтинге занимают: судебная технология и товароведение, судебная бухгалтерия и гражданское право.

Анализ оценок экспертов показал высокий коэффициент множественной корреляции между этими переменными (Alpha=0,9389), что говорит о высокой согласованности оценок внутри данного блока и позволяет сформировать единую переменную из восьми первичных. Обозначим эту переменную как готовность к применению юридических и специальных знаний.

Наибольшее значение по шкале «Готовность применять юридические и специальные знания» составляет 40 баллов, наименьшее в нашей выборке - 12 баллов.

Эта переменная имеет значимые коэффициенты корреляции с фактором G «Расчетливость - Добросовестность» (тест Кеттела) и коэффициентом интеллекта (IQ), при чем замеры данных параметров психологической структуры личности были сделаны в ходе абитуриентского сбора. Чем выше осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность тем выше эксперты оценивают этого человека по параметру «готовность применять юридические знания» (R=0,209). Коэффициент корреляции Пирсона между параметрами «Коэффициент интеллекта IQ» и «Готовность применять юридические знания» составляет 0,201.

Наиболее высокую оценку эксперты дают уровню боевой и физической подготовки выпускников - 4,2 балла (специальность 0203 - 4,0: специальность 021100 - 4,3). Выпускники научены соблюдению норм законности и правопорядка, требований должностных инструкций (4,09). Они, по данным экспертов, достаточно успешно взаимодействуют со следователями (3,98). Немаловажное качество сотрудника ОВД - умение устанавливать психологический контакт с людьми. Более успешно с этой задачей справляются выпускники, имеющие высшее юридическое образование (021100) - средний балл 4,12; несколько хуже, по мнению экспертов, это удается специалистам со средним юридическим образованием (0203) - 3,75 баллов. Несколько ниже эксперты оценивают готовность выпускников ориентироваться в сложной оперативной обстановке и принимать решения (3,86); применять средства криминалистической и специальной техники (3,88); организовывать работу с общественностью и должностными лицами (3,88).

Вывод: анализ показывает, что специальные умения и навыки курсанты экспериментальных групп (2003 год) выше, чем у курсантов контрольных групп (2002 год).

В целом эксперты дают высокую оценку профессионально-важных качеств личности выпускников Нижегородской академии МВД России.

Однако по всем показателям в рейтинге экспериментальные группы имеют более высокие результаты, чем контрольные.

Личные качества выпускников оценивались по 7-балльной шкале от -3 до + 3. Особенно высоко экспертами были оценены следующие качества: работоспособность, интерес к людям, понимание людей, ответственность, надежность, мотивированность на работу в ОВД, умение работать с людьми.

Недостаточно, по мнению экспертов, у выпускников Нижегородской академии развиты такие качества как инициативность, лидерство, способность оценивать рабочие ситуации, способность к творчеству, черты сильной личности, самокритичность к недостаткам, ошибкам.

Сравнение оценок экспертов 2002 и 2003 гг. показывает, что по всем параметрам выпускники 2003 года (экспериментальные группы) оценены несколько выше. Прежде всего, позитивные изменения произошли в оценке способностей к оперативной работе, перспектив профессионального роста, интереса к оперативной работе, разнообразия приемов общения, лидерских качеств, поиска своего стиля в работе с людьми.

Более четверти выпускников за небольшой срок службы в ОВД были удостоены различных видов поощрений. Специалисты с высшим юридическим образованием (021100) зарекомендовали себя несколько лучше, чем специалисты 0203 «Правоохранительная деятельность». Но, если сравнивать эти данные с 2002 годом, то количество поощренных выпускников сократилось в два раза.

Взыскания имеют около 4% выпускников, при этом доля наказанных специалистов 0203 «Правоохранительная деятельность» в два раза выше, чем специалистов 021100 «Юриспруденция». Количество выпускников, имеющих взыскание, также сократилось в три раза по сравнению с 2002 годом.

На основании интегральных параметров деятельности выпускников, полученных в ходе анализа результатов экспертного опроса (готовность применять юридические и специальные знания, нормы, рекомендации; специальные умения и навыки; профессионально-важные качества личности; психологические качества личности) были выделены три уровня подготовки специалистов в академии.

Типологический анализ позволяет нам говорить о трех уровнях подготовки специалистов в Нижегородской академии МВД России.

Слабая подготовка на основании экспертных оценок характерна для пяти выпускников 2003 года (или 3,1% от анализируемой совокупности). Самым серьезным недостатком этой группы, по мнению экспертов, являются отсутствие таких необходимых психологических качеств личности, как: инициативность, умение работать с людьми, интерес к развитию профессионального мастерства, ответственность и надежность, умение устанавливать доверительные отношения и мотивированность на работу в ОВД. У этих выпускников эксперты отмечают низкий уровень профессионально-важных качеств: слабая теоретическая подготовка; недостаточная юридическая и общая эрудиция; морально-нравственная незрелость личности; затрудненная адаптация к практической деятельности; низкая исполнительская дисциплина, безответственность, несамостоятельность и безынициативность.

Вторая группа имеет, по мнению экспертов, удовлетворительный уровень подготовки. Численность этой группы составляет 32 человека (19,8%). Эксперты отмечают наличие у выпускников работоспособности, ответственности, заинтересованности в развитии профессионального мастерства и своих личных качеств, но у них не достаточно развиты лидерские качества, их нельзя назвать сильными личностями, они плохо оценивают рабочие ситуации. Знания этой группы в области юриспруденции оценены экспертами как удовлетворительные.

Третья группа (125 человека, 77,2%) удостоена самых высоких оценок со стороны экспертов. Эксперты отмечают хорошую перспективу этих выпускников на дальнейшую службу в органах ОВД. Это инициативные, сильные личности, у них развиты лидерские качества. Они умеют устанавливать психологические контакт в работе с людьми. Юридические и специальные знания этой группы оценены экспертами на «хорошо» и «отлично».

Сравнительный анализ результатов тестирования в ходе абитуриентского сбора и групп пригодности с экспертными оценками, полученных с мест службы выпускников свидетельствуют о достоверности и надежности результатов психологического отбора.

Полученные разными путями данные о социальной профессиональной зрелости выпускников позволяет сделать несколько выводов:

1. Уровень социально-профессиональной зрелости как свидетельства успешности процесса социального становления курсантов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной по всем выделенным показателям.

2. Наиболее значимыми различия в контрольной и экспериментальной группах получены в том случае, когда реализовывались все три условия. В то же время из трех предложенных педагогических условий, наиболее влиятельными являются два: наличие системы в использовании сочетания индивидуальных групповых форм работы и коллективной деятельности в организации жизнедеятельности подразделения и использование дополнительных воспитательных программ, построенных на практико-ориентированных основах и идее преемственности.

В целом проведенная нами опытно-экспериментальная работа обнаруживает позитивную динамику в проявлении основных характеристик процесса социального становления курсантов.

Педагогическими условиями эффективности социального становления курсантов вузов МВД России являются:

– система организационных форм и методов воспитания, используемых технологий, носящих социально-профессиональную направленность и обеспечивающих адекватную профессиональную самоидентификацию;

– достижение удовлетворенности различными сторонами жизни, деятельности, общения и отношениями в коллективе;

– реализация специально разработанных дополнительных воспитательных программ, направленных на приобретение курсантами социальных знаний навыков, формирование установок поведения в социуме.

Реализация первого условия предполагает использование индивидуальной воспитательной работы в сочетании с групповым взаимодействием и включением в коллективную деятельность.

Реализация второго условия требует регулирования отношений в курсантских коллективах, улучшения бытовых условий, насыщения повседневной жизни продуманными событиями и дополнения выше приведенных мер встречами с ветеранами ОВД и академии, проблемными семинара- ми с сотрудниками ОВД, работающими на практике, просмотрами и обсуждениями фильмов профессиональной тематики, интерактивными играми с профессиональной направленностью.

Реализация третьего условия указывает на целесообразность использования во внеаудиторной деятельности специально разработанных программ «Моральный казус, его место в жизни. Или как поступить»; «Я сам»; «Успешность действий в зоне отклоняющегося поведения», «Менеджмент безопасности», «Азбука поведения», и выстроенных в логике: информирование - разъяснение - убеждение - проба - обучение в действии.

 

АВТОР: Грибанов А.В.