07.02.2012 3459

Музей как форма локальной культуры

 

Каждый регион обладает уникальным историко-культурным потенциалом, который может быть использован для развития территории и становления сознания людей. Определение региональным сообществом своего места во времени и пространстве может происходить с помощью таких понятий, как «история», «память», «наследие», выявление «лица» и «души» территорий и местных «мифов», вовлечение в оборот историко-культурного наследия и особая роль в этом процессе отведена музеям.

По определению Российской музейной энциклопедии «Музей - это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение - музейных предметов» Л Определение, данное в Уставе Международного совета музеев (ИКОМ) (1974) гласит, что «музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся, приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Функции музея расширяются, направления работы, ранее считавшиеся вспомогательными, а значит необязательными, сегодня становится непременным элементом деятельности музея. Вместе с такими традиционными формами, как экскурсии, концерты, праздники, клубы по интересам, в музеях стали ставиться спектакли, проходить презентации, инициироваться различные социальные проекты, при этом круг партнеров музея значительно расширился. Кроме традиционных контактов с органами управления культурой, школой, ВУЗами и учеными, появились связи с масс-медиа, бизнес-структурами, неправительственными организациями, другими учреждениями культуры, в т. ч. и музеями.

Вместе с тем происходит и «размывание» понятия «музей», вплоть до «музей без границ». Возникает немало учреждений культуры, называемых «музеями», которые при отсутствии фондов практикуют различные формы деятельности, характерные для музеев, но не являющиеся специфически музейными - кружковую и клубную работу, выставки, студии, фольклорные концерты, традиционные праздники, мастерские ремесел. Поэтому конференция Комитета по музеологии ИКОМа (1987) констатировала наличие в современном мире двух групп музеев:

- Ориентированных на коллекцию;

- Ориентированных на коммуникацию (музеи голографии, восковых фигур - «парамузеи») (1982).

Однако музей существует только там, есть музейный предмет - то есть подлинный материальный свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную значимость. По определению Н.И. Романова, музей осуществляет не столько физическое, сколько духовное хранение музейных предметов. Основная форма духовного хранения (или определяющая форма существования музея) - экспозиция, то есть пространственная интерпретация коллекций с определенной целью: научной, просветительской, художественной. Поэтому при всем многообразии определения «музей» - наличие музейного предмета необходимо.

Сегодня наблюдается определенный разрыв между теорией и практикой в музейном деле. На наш взгляд нельзя говорить о каком-то одном, общем определении понятия «музей». Безусловно, есть нечто общее между всеми музеями - наличие коллекции, экспозиции, посетителей. Однако музеи не только разных стран, но и разных регионов находятся в абсолютно разном социально-политическом контексте. Тот факт, что все эти учреждения носят одинаковое название - музей, может ввести в глубокое заблуждение и подтолкнуть к нелепым обобщениям. Так, музеи разных субъектов Российской Федерации оказываются совершенно разными по сути институциями. Например, музеи Москвы и Санкт-Петербурга это часть туристской инфраструктуры, в то же время музеи ряда республик в составе России стали, особенно в. начале 1990-х годов, «рупором» националистической позиции местного руководства.

Необходимо отметить, что роль регионального музея в локальном культурном пространстве может быть гораздо выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где конкуренция среди учреждений культуры необычайна высока, и музей просто «теряется» среди других музеев, галерей, выставочных залов. Региональный же музей может стать подлинным центром притяжения самых разных слоев общества, он может быть местом пересечения различных сообществ с самыми разными интересами. Современный музей может выступать не только в качестве образовательного и научного учреждения, но и в качестве развлекательного центра, сохраняющего музейную специфику.

Российские регионы отличаются многообразием: разнообразием территории, природно-ландшафтными и климатическими характеристиками, этническим составом населения, традициями, ремеслами и промыслами, и другими компонентами, составляющими уникальность и самобытность конкретного региона. Как отмечает нижегородский историк, профессор В. П. Макарихин: «Наш Нижегородский край является классическим по характеру, географическому факторам, межэтническим связям в рамках смешанной формы цивилизации, к которой относится Россия». Но сколь типичен этот край, столь он и оригинален. Культура Нижегородского края по своему типу не относится к культуре с доминированием городской культуры губернского центра, а является особым типом провинциальной культуры, характеризующейся сочетанием «традиционных» и «европеизированных» элементов, с явным преобладанием первых. Однако при всем уважении к сельской культуре в работе рассматривается именно город Нижний Новгород, поскольку сегодня история «делается» именно в городах. Сегодня каждый второй житель Земли живет в городах, а к 2020 году по прогнозам этот показатель приблизится к 60%, а к 2100 по прогнозам известного израильского архитектора Миха Бурта-90%.

«Город, - по утверждению известного ученого И.М. Гревса, - сильнейший и выразительный носитель культурно-творческого• труда человечества, критерий его успешности, но и его кризисов, остановок, колебаний и катастроф. Благосостояние города служит источником и мерилом процветания культуры, а упадок - симптомом опасного недуга культуры».

Богатство города, особенно крупного, заключается в конфликтах и контрастах, которые питают способность к творчеству. Об этом говорил и генеральный директор ЮНЕСКО: «Мы должны верить, что именно с городами связано наше движение вперед, поскольку решение проблем лежит внутри них; города - это лаборатория, дающая нам исключительные возможности для созидания нашего будущего на пороге 3-го тысячелетия (они) ставят перед нами самые животрепещущие проблемы, обозначив их во всей полноте».

Но крупный город интересен не только сам по себе, он является центром притяжения окружающего пространства. Интересны разработки теоретической географии, когда рассматривается деятельность социокультурного фактора в географической среде, например, теория В. Кристаллера о «центральных местах». Одним из ее следствий является признание того факта, что в странах гигантах, таких как Россия, невозможно существование единой системы расселения. Их географическое пространство неизбежно должно опираться на мощный каркас из крупных и развитых регионов со своими «столицами». По В. Каганскому, каждый регион в качестве главного, фокального элемента имеет административный центр, доминирующий на всей территории региона и властвующий над ней как метрополия над колонией. Центр - особая часть региона, господствующая над целым.  Центр региона - его хозяйственное ядро и транспортно-коммуникационный узел; рисунок дорожной сети потоки на ней существенно центростремительны. Вокруг центра сосредоточены основные массивы промышленности и сельского хозяйства; освоенность территории, плотность населения- и тому подобные параметры резко страдают от центра и периферии; Именно город - административный центр региона, является безусловным центром притяжения, а все остальное - малые города, расположенные на территории области, народные промыслы, и т.д., лишь приложение к административному центру. Нижний Новгород в этом плане классический пример. Согласно В. Каганскому, по пути высвобождения из обременительных пут регионов пытается идти ряд «процветающих» центров регионов.  Здесь в качестве примера, правда со знаком вопроса он указывает Нижний Новгород.

Нижний Новгород - административный центр Приволжского федерального округа и Нижегородской области. Город - крупнейший промышленный и деловой центр области, выстраивающий и образующий вокруг себя всю экономическую, социальную и духовную жизнь. Нижегородской области. Расположен в 429 километрах к востоку от Москвы. Территория Нижнего Новгорода - 340-348.5 кв. км, население города (2002) - 1 311 200 человек, то есть город до последнего времени являлся третьим по численности городом России (сегодня он стал четвертым, уступив место Новосибирску). По устойчивости социально - экономического развития Нижегородская область занимает 13-ое место. Нижний Новгород входит в список городов и регионов, формирующих образ современной России. Согласно В. Каганскому, образ современного пространства России в СМИ географически очень беден, неполон и противоречив; однако устойчив и прост. Ядро этого образа - набор отдельных городов и регионов. Этих регионов и городов совсем мало - притом входят в образ они по отдельности: есть Татария, Башкирия; Якутия, но почти нет Казани, Уфы, просто нет Якутска. Воркута входит в образ помимо Коми. Нет Краснодара, но есть Краснодарский край с его специфической национальной политикой. Есть Чечня и Грозный, есть Владивосток, есть Нижний Новгород, обычно без Нижегородской области.

В целом, можно утверждать, что в локальном музее, как в зеркале отражается (или должна отражаться) специфика конкретного региона. Иными словами, музей - это форма локальной культуры. Во многом именно внешние факторы влияют на деятельность музея, поэтому при рассмотрении места и роли музеев в пространстве города, необходимо рассмотреть «вещественное» пространство - природное и искусственно созданное, и социокультурную ситуацию в Нижнем Новгороде.

 

Автор: Змеул А.А.