07.02.2012 2246

Нижний Новгород в пространственно-временном отношении

 

Согласно разработкам доктора искусствоведения В.Л. Глазычева, городская среда - это обжитое пространство всего города, сложенное из пространств человеческого общения - городского или косвенного. Именно соотнесенность, сопряженность, взаимосвязанность, предметно-пространственного окружения к межчеловеческим взаимодействиям, происходящим в нем, он называет средой - городской средой. Под средой принято понимать как предметно-пространственное окружение в его чувственно данных компонентах, так и окружение человека в сугубо социальном плане проявленном в наблюдаемых признаках распределения ролей и позиций. Поэтому «городскую среду - плотный; сгусток непосредственных впечатлений и ментальных конструкций по их поводу - невозможно изучать in vitro».  Старые и новые постройки, старые и новые (часто вернувшиеся старые) названия улиц и приметных мест, вывески и витрины и их перемены, память о привычных маршрутах и уголках детских игр, свиданий, досужего времяпрепровождения - все это городская среда, носитель и наследник культурных отношений между людьми, - ныне живущими и жившими здесь раньше.

Важен и сложен вопрос - обитатели большого города - его горожане?

Согласно В. Каганскому, если они живут в своем кусочке, а город в целом им не дан, то нет оснований считать их его жителями. Особенно остро этот вопрос стоит в Нижнем Новгороде. Река делит город на две части - правобережную - нагорную или верхнюю и левобережную - заречную или нижнюю. Наиболее ценной частью городского пространства считается зона правобережья в районе охраняемого культурного слоя, архитектурно зафиксированная строительством кремля и застройкой прилегающих территорий. Менее ценные участки составляют районы левобережья, благоприятные для крупного промышленного строительства и менее благоприятные для жилой застройки. Ценность этой территории возрастает от периферии к Стрелке - наиболее приближенной к району охраняемого культурного слоя территории заречной части.

«Нижний Новгород четко делится на две половины: то, что за рекой, и то, что над рекой. Вот то, что над рекой, - это Нижний Новгород, а то, что за рекой, - город Горький. Он живет своей, совершенно отдельной жизнью, не имеющий ничего общего с тем, что происходит в нагорной части», - эти слова главного дирижера и художественного руководителя оркестра Нижегородской филармонии В. П. Зивы, очень хорошо отображают разобщенность двух частей города. Есть и еще более категоричное утверждение, что «На самом деле никакого Нижнего Новгорода не существует. Есть два разных города, если не больше. Один находится на горе, другой - в низине. Первый был основан князем Юрием Долгоруковичем в 1221 году, второй - безвестными мужиками в зипунах и спецовках под водительством сначала бородатых специалистов и иностранных инженеров, а потом - бритых большевиков и тех же иностранных инженеров».

Объяснение такой дезинтегрированности города довольно просто. Современный Нижний Новгород сложился из нескольких частей, из них принято выделять четыре: историческая нагорная часть (западная часть современного Нижегородского района), ярмарочное Канавино (Кунавинская слободка), центр промышленности 19 в. Сормово и возникший в 30-е годы 20 в. Автозавод. До 1928 года существовали три разных города - Нижний Новгород, Канавино, Сормово, тогда же началось и строительство в 12 верстах от Нижнего Новгорода на низменных заболоченных территориях Нижегородского автомобильного завода. В 1929 году путем слияния трех городов был образован Большой Нижний Новгород, впоследствии переименованный в Нижний Новгород, а затем в Горький.

Структура, качество и время заполнения городского пространства искусственными материальными объектами отражают единство пространственного и исторического факторов развития города. Различия в заполнении городского пространства определяется устоявшейся неодинаковой ценностью его участков, влияющей на их использование на конкретном историческом этапе. Разделение территории Нижнего Новгорода на зоны, имеющие различное функциональное назначение, началось еще в 16 веке. В то время городскую территорию составляли три района: Кремль - административный центр; территория от стен Кремля до берега Волги - торговая зона; территория вдоль дороги на Москву - селитебная зона. Постепенно происходило перераспределение комфортных для жизнедеятельности территорий в пользу общественных групп и людей, относящихся к верхним слоям общества в конкретной исторической обстановке. Так, к середине 17 века на территории: Кремля и прилегающих к нему участков снижается количество проживающих здесь малозажиточных людей. Территория ныне охраняемого культурного слоя Нижнего Новгорода становится зоной преимущественного расположения дворянского и купеческого сословия, крупных предпринимателей. Низкие сословия оттесняются на периферию города и в зоны с пониженной ценностью пространства. В первой половине 19 века в северо-восточной части города формируется селитебная зона «дворянское гнездо» - улицы Большая Печерская, Большая Покровская и территория, примыкающая к ним. Хотя в последующие годы обедневшее дворянство сменили богатые купцы и промышленники, слава престижного, респектабельного района осталась у этой территории навсегда.

Значительные изменения в функциональном зонировании происходят в 19 веке. Целая эпоха в развитии и пересоздании городской среды открывается с переводом Макарьевской ярмарки в Кунавинскую слободу в 1817 году. Кунавино, слобода на правом берегу Оки, у Стрелки - места впадения Оки в Волгу, становится местом проведения знаменитой Нижегородской Макарьевской Ярмарки. По проектам и под руководством А.А. Бетанкура в 1818-1822 гг. был возведен ансамбль ярмарки. Тем самым торговое значение города еще больше возросло, выдвинув Нижний Новгород на положение третьего города в России. Ярмарка просуществовала более столетия и имела исключительное значение не только в истории русской торговли и формировании всероссийского рынка, но и относилась к числу крупнейших ярмарок в мире. Именно в 19 веке город стал «карманом России» в отличие от «сердца» - Москвы и «головы» - Санкт-Петербурга. Кунавино, в 1925-1929 годах самостоятельный город, ныне составляет часть Канавинского района Нижнего Новгорода.

На 30-40 годы 19 века приходятся крупнейшие градостроительные преобразования города. Происходит приспособление города к действию ежегодной ярмарки: прокладка съездов, насыпка дамб, разбивка общественных садов и парков, массовая застройка каменными зданиями. Возведенные многочисленные общественные здания и частные торговые дома остаются основным художественно ценным архитектурным фоном исторической застройки города.

Росту города также способствовало основание Сормовского судостроительного завода в 1847 году и строительство в 1862 году железной дороги до Москвы. В 60-е годы 19 века формируется и реорганизуется вторая селитебная зона, получившая жесткую привязку к оси расселения - Московско-Нижегородской железной дороге и Владимирскому тракту. В левобережье в середине 19 века в 10-верстах от города формируется Сормовский фабричный центр, объединивший жителей расположенных здесь слобод и деревень.

С середины 19 века интенсивно развивается волжское пароходство. Обороты ярмарки постоянно росли до 80-х годов 19 века. В дальнейшем привоз товаров стал испытывать значительные колебания. Значение ярмарки в общем товарообмене Росси начало уменьшаться. Причины этого были: развитие капиталистических отношений, увлечение роли биржевых операций, расширение железнодорожной сети.

Важным толчком в развитии всех сторон нижегородской культуры стала подготовка и проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Фактически был переустроен город: пущен первый в России электрический трамвай, два фуникулера-подъемника, построены городской театр, биржа, два храма, банки, гостиницы, доходные дома, а в Дмитриевской башне кремля открыт Нижегородский городской Художественный и Исторический музей. К началу XX столетия число жителей города равнялось 94 тысячам, при этом на ярмарку съезжалось от 200 до 300 тысяч человек. В 1930-е опыт создания промышленной зоны в отдалении от города был повторен при строительстве автомобильного завода (ныне - акционерное общество «ГАЗ»). Причем определенный интерес представляет тот факт, что «в результате конкурса на проектирование рабочего поселка при Автозаводе оказалось, что для нового градостроительства наиболее привлекательны не обжитость, и даже не устье и дорога, а наличие огромного, заболоченного, никогда не заселявшегося пустыря.

В советское время кремль принял государственные учреждения города и области. В зоне охраняемого культурного слоя расселялась партийная элита, в прилегающих районах размещались вузы, НИИ; в новых районах нагорной части создавались предприятия новейших производств, расселялись обеспечивающие их деятельность кадры, техническая и научная интеллигенция. Менее ценные участки пространства, в зависимости от наличия материальных объектов и возможностей динамического использования, «притягивали» к себе материалоемкие промышленные предприятия. Здесь сформировались районы преимущественно с рабочим населением и технической интеллигенцией.

«Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и перед нашими глазами вставала живая история старой Руси, люди которой, эти сильные люди хорошей породы, так умели ценить жизнь, её теплоту и художественность. Эти не любили селиться где-нибудь и как-нибудь», - так писал о Нижнем Новгороде в 19 века Репин. Данные слова сказаны именно о Нижнем Новгороде, городе на горе.

А вот как воспринимается историческая часть города нашими современниками: арт-директор Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства Л. Сапрыкина, считает, что «главное «безумие» исторического города - в его рельефе. Автору этих строк трудно сдержать порыв эмоций, описывая высокие Дятловы горы, на которых стоит город, величественное слияние Оки и Волги, заволжские дали. Дух места здесь рождается самой природой. Близкое видится далеким, далекое - близким, здесь постоянно присутствует какое-то космическое ощущение, какие-то первостихии. На этот рельеф положена радиально-кольцевая регулярная планировка XVIII века, которая сама по себе являлась отчаянной попыткой рационализации средневекового дерева улиц, тянущихся к Кремлю, - вышло примерно, как если бы кто-нибудь попытался нарисовать растрепанную прическу с помощью линейки и циркуля. Это само по себе - композиция сумасшествия» В Нижнем Новгороде сохранилось множество историко-культурных объектов, высокий процент деревянной застройки. Объясняется это тем, что активное строительство велось на вновь осваиваемых территориях, и то, что город не находился в оккупации во время Великой Отечественной войны. Но старый Нижний Новгород постепенно исчезает, так как в данный момент львиная доля строительства и реконструкции объектов культуры, науки, жилья, бизнеса, сосредоточена в центре. Правда процесс активной реконструкции исторической части начался не сегодня. Например, в 1984 году автор статьи в «Горьковской правде» считал, что «перед тем, как улицу решили перестраивать, следовало бы ее заснять кинокамерой, что бы потом можно показывать в кинолектории». Для этого он предлагал создать «музей, рассказывающий историю города через живопись, графику, фотографии». Это был бы так называемый «киномузей» с лекционными и демонстрационными залами.

Сегодня существует 7 исторических зон - ул. Большая Покровская, ул. Ильинская (на участке от ул. Добролюбова до ул. М. Покровская), ул. Большая Печерская, ул. Рождественка, Кремль, Благовещенский монастырь, Печерский монастырь. Из них особый интерес представляет Кремль, являющийся историческим центром. Кремль выполняет все функции, характерные для ритуального пространства: в нем располагаются административные учреждения города, области и федерального округа; здесь находится Вечный огонь, братские могилы воинов, проходят траурные и торжественные митинги, встречи ветеранов; расположен музей боевой техники под открытом небом; старейшее в городе каменное здание - Архангельский собор, ныне действующий; Художественный музей и Арсенал современного искусства. Органичным продолжение данного ритуального пространства является площадь Минина и Пожарского, прилегающая к стенам Кремля, в исторические времена выполнявшая торговые функции, а сейчас являющаяся крупным транспортным узлом и местом проведения театрализованных представлений и народных гуляний в дни городских и общегосударственных праздников. В этот же единый комплекс входят Чкаловская лестница, Верхне-Волжская набережная (Волжский Откос) и Александровский сад, являющиеся центральной зоной отдыха.

Некоторые улицы являются ритуальным пространством несколько иного типа. Прежде всего, речь идет не о маленьких тихих улочках и не о набережных, выполняющих рекреационные функции, а о центральной улице - Большой Покровской, одной из старейших городских улиц, радиальным лучом отходящей от стен Кремля. Протянувшись от площади Минина и Пожарского до площади Горького - в пешеходной своей части - она представляет собой великолепный образец архитектуры эпохи развития капитализма, выполняет функции торгово-делового центра города. После Кремля, это самый популярный экскурсионный маршрут, так как большинство зданий улицы являются историческими и архитектурными памятниками, представляют культурное достояние города.

Таким образом, в нагорной части находится исторический центр, здания органов власти, ВУЗы, абсолютное большинство учреждений культуры, в том числе подавляющее количество музеев. В заречной части расположены гигантские производства - Красное Сормово, ГАЗ, Сокол, Машзавод. Фактически существуют автономные города - Автозавод, Сормово. Существуют и такие понятия, как «Центр Сормова», «Центр Автозавода». В этих районах существуют и производственные музеи (музей истории акционерного общества «ГАЗ», музей завода «Красное Сормово»), одновременно являющиеся и музеями истории этих районов.

Заречные районы города по всем показателям проигрывают нагорным районам. Особенно это касается экологии. Доля районов заречной части в загрязнении стационарными источниками составляет 95 %, а по районам распределение выглядит следующим образом:

Объяснить такие ответы можно следующим образом. Во-первых, горожане, погруженные в свои повседневные заботы, очень мало внимания обращают на архитектуру, внешний облик района своего проживания, относя это понятие к другим городам (историко-архитектурные памятники) или к тем районам города, где они могут отдыхать, гулять, а, следовательно, и смотреть на здания, планировку улиц. Во-вторых, имеются объективные различия в архитектурных достоинствах различных районов города.

Резко отрицательная оценка архитектуры Ленинского района объясняется тем, что этот район строился на месте пустыря, разделяющего промышленные зоны Автозаводского и Канавинского районов, в 50-70-е годы, и представляет собой кварталы однотипных 5-7 этажных «хрущевок» или 9-этажных панельных коробок. Примерно такова же архитектура и Московского района, где заводы чередуются с теми же 5-9-этажками и дореволюционным ветхим фондом. Канавинский, Приокский, Сормовский районы также имеют значительную часть ветхого фонда, однообразных «спальных» микрорайонов. Более ярко выпажено архитектурное своеобразие в Автозаводском районе, так как он проектировался и строился в 1930-40-е годы как Соцгород - эталон советского градостроительства. Поэтому он имеет большую долю зданий, построенных в псевдоклассическом «сталинском» стиле - с колоннами, балконами, карнизами. Фактически, Автозавод это музей под открытым небом. Очевидные преимущества по оценке архитектуры имеют Нижегородский и Советский районы, где здания, построенные до революции, и поныне остаются лучшими, формируя яркую привлекательную архитектурную среду.

Таким образом, в Нижнем Новгороде исторически сложились две зоны, существенно отличающиеся по ценности занимаемой территории. Этим обусловлены различия в их экономическом, социальном и культурном потенциале, уровне жизни и обустройстве занимаемой территории. Контраст между ними усилился в годы перестройки и реформ. Это может стать поводом для социальной напряженности в городе, особо ощутимой в зоне пониженной ценности пространства. И в культурном плане город четко делится на две части. Например, в 2001 году в Московском районе (заречная часть) в результате реконструкции Музея истории и культуры района, появился лучший по техническому оснащению выставочный зал в городе. Однако переломить упорное нежелание художников выставлять свои работы в заречной, «не престижной» части, оказалось гораздо сложнее, чем найти деньги на реконструкцию. Правда, согласно исследованиям Нижегородского филиала Института социологии РАН, различия в восприятии существуют, но они не столь разительны, как можно было предполагать. Жители заречной части значительно больше, чем обитатели нагорной апеллировали к городским властям с требованием уделять внимание не только центральным, но и отдаленным городским территориям. А зачастую попытки найти в суждениях жителей разных районов связь с объективными условиями жизни горожан приводит к обескураживающим результатам из-за отсутствия разумной логики.

 

Автор: Змеул А.А.