07.02.2012 4361

Нижегородские музеи: история развития от основания до 1985 г.

 

Музейная сеть Нижнего Новгорода, несмотря на самобытность города, развивалась вполне традиционно и к 1991 была характерной для крупного областного центра РСФСР: краеведческий музей с многочисленными филиалами, художественный, музей местных знаменитостей, музей местных промыслов, обязательный набор музеев трудовой славы, а также школьных и народных музеев.

Начало формирования сети музеев относится ко второй половине XIX века. Первыми возникли так называемые протомузеи, среди них были Детский музей, Музей Д. М. Тиханова, Музей Н. А. Эзерц, Музей наглядных пособий, Музей нижегородского графского Аракчеевского кадетского корпуса, Музей по борьбе с пьянством в саду «Народная забава» на нижегородской ярмарке особого Ярмарочного комитета попечительства о народной трезвости и Педагогический музей.

Первым настоящим музеем в Нижнем Новгороде, где хранились экспонаты, принято считать Естественно-исторический музей нижегородского губернского земства, который открылся 8 декабря 1885 года в здании запасной женской больницы на Ковалихинской площади. В 1896 году музей был переименован в сельскохозяйственный. Сегодня его коллекцию можно увидеть в Почвенном музее Нижегородской сельскохозяйственной академии.

Начало созданию полноценного исторического музея в городе было положено учреждением в 1867 году нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Усилиями ее председателя, А. С. Гациского еще в 1860-х годах создавался музей, но помешали финансовые трудности. В Нижнем Новгороде, как и по всей стране, музей возникал именно как научный центры краеведения, он нес вполне определенные функции - деятельность музея была своего рода отчетом ученых перед обществом, а одной из главных задач стало просвещение доступными средствами народа. С конца 1880-х годов проводится работа по формированию коллекции. Собранные экспонаты хранились в Ивановской башне Кремля, которая была отведена под архив Комиссии. Но так как башня была мало пригодна для этих целей, велись поиски более подходящего помещения, и 3 января 1895 года музей открывается в т. н. «Домике Петра», в котором 16 мая 1695 года по пути в Азов останавливался царь Петр. Коллекция музея, названного Петровским городским историческим музеем, насчитывала 1361 предмет.

По случаю проведения Всероссийской художественно-промышленной выставки Нижний Новгород сильно реконструировался, в частности было решено провести частичную реставрацию Кремля. На волне воодушевления, вызванного проведением выставки в городе снова заговорили о создании музея. Нижегородский художник А. А. Карелин предложил в отреставрированной Дмитриевской башне открыть городской художественной музей. Председатель Комиссии Меморский предложил в целях экономии средств соединить существующий Петровский музей и создающийся художественный и разместить его в Дмитриевской башне. 25 июня 1896 года Нижегородский художественный и исторический музей был открыт. У его создателя Карелина были обширные планы по его обустройству, однако в 1905 году он пришел к выводу, что «Исторический музей в настоящем его виде, несмотря на собранные в нем богатства, представляет характерно бесполезное учреждение, скорее вредное, чем сколько-нибудь полезное». Таким образом дореволюционная практика создания городских или так называемых «местных» музеев была тесно связана с деятельностью губернской ученой архивной комиссии, а сам музей выполнял научно-просветительскую функцию. Подобная модель создания и деятельности музея была наиболее распространенной в России.

После революции нижегородский музей был национализирован, а в 1924 году произошло его фактическое разделение на краеведческий и художественный, когда художественная коллекция разместилась в особняке Сироткина. Юридически раздел был оформлен в 1934 году.

В предвоенные годы было создано еще несколько музеев. В 1928 году по инициативе нижегородской общественности был открыт Литературный музей. Организаторы-инициаторы сразу же рассматривали музей не только как хранительское учреждение, они хотели видеть в нем «культурный очаг», предназначенный для разнообразных целей, в том числе: для изучения художественной литературы; для объединения всех литературных сил города и помощи начинающим писателям; для организации массовых мероприятий по пропаганде художественной литературы.

Через полтора года после смерти Горького в городе появился еще один музей, уже напрямую связанный с А. М. Горьким: 1 января 1938 года принял первых посетителей музей детства А. М. Горького «Домик Каширина». Музей бал создан по инициативе общественников, во главе которых стоял Ф. П. Хитровский, старый журналист, в начале века работавший с А. М. Горьким в газете «Нижегородский листок». После почти 20-летнего самостоятельного существования «Домик Каширина» в середине 1950-х гг. был соединен с Литературным музеем. В 1935 году из Саратова в Горький был переведен «Музей Волгаря», основанный в 1921 году. Его коллекция легла в основу Музея речного флота Волжской государственной академии водного транспорта. Однако постепенно практика создания музеев «снизу» по инициативе и силами общественности была сведена на нет. В 30-е годы постепенно оказалась «заморожена» типология музеев, закреплен их учрежденческий статус и жесткая организационная структура. Задачи музейной деятельности были сведены к задачам общего образования; а содержание музейных экспозиций - к курсу школьных или вузовских дисциплин. Горьковские музеи повторили судьбу десятков советских музеев: бесследно исчезали директора краеведческого музея, фонды литературного музея были «репрессированы», коллекция авангарда Художественного музея десятилетиями лежала в запасниках. К концу 50-х годов сложилась особая, узкодидактическая версия эпической экспозиции, которая, не будучи ни социально актуальной, ни коммуникационно-эффективной, стала по существу формой отчуждения наследия.

В 1958 году Краеведческий музей был преобразован в Горьковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (ГГИАМЗ). Тогда же в состав музея-заповедника был передан Кремль, в Дмитриевской башне которого с конца 1960-х стали проводиться выставки. До этого башня использовалась под хозяйственные нужды, а позже как декоративные мастерские оперного театра. В 1967-69 гг. была проведена реконструкция башни. В состав музея-заповедника вошел и существовавший с 1946 году мемориальный музей Я. М. Свердлова. Музей-заповедник постоянно расширялся. В 1967 году был создан музей сестер Невзоровых, а в 1973 году Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, в 1975 основан (открыт в 1984 году) Музей истории художественных промыслов. В 70-е годы также был основан Музей истории Горьковской областной организации КПСС. В 1981 году в состав ГГИАМЗ был передан Нижегородский Острог, в котором к 1991 году предполагалось открыть экспозицию по истории острога и выставки краеведческой тематики. К началу 1990-х годов ГГИАМЗ представлял собой гигантское музейное объединение, в которое входило 16 отделов и филиалов. Кроме вышеупомянутых это Смоленская Гордеевская и Рождественская Строгановская церкви, Михайло-Архангелъский собор в Кремле, в котором в 1962 году был перезахоронен Козьма Минин, Музей истории Горьковской областной организации КПСС в Кремле и музеи в области - Семеновский историко-литературный, Богородский краеведческий, Семеновский краеведческий, Павловский исторический, Семеновский музей художественных промыслов, а также Макаръевский монастырь. Отсутствие в городе ленинского музея компенсировалось наличием в структуре музея-заповедника трех музеев коммунистической направленности - Музея истории Горьковской областной организации КПСС, мемориального музея Я. М. Свердлова и музея сестер Невзоровых. В 1990 году существовал проект объединения этих музеев в «Ленинский мемориал». Историко-архитектурный музей-заповедник развивался, как и подобные учреждения по всей стране, экстенсивным путем. Разрастаясь до гигантских размеров, это плохо управляемая структура оказалась в глубоком кризисе.

Также расширялся и Литературный музей им. А. М; Горького, ставший волей исполкома горсовета в 1957 г. Государственным музеем А. М. Горького. В1957 году в его состав был включен «Домик Каширина», в 1971 году были открыты музей - квартира А. М. Горького и Литературно-мемориальный музей Добролюбова. В 1986 году открыта историко-литературная экспозиция этого музея, в том же году музей Добролюбова стал самостоятельным.

В конце 50х - начале 80х годов интенсивно росла сеть ведомственных, прежде всего заводских музеев. Пик роста пришелся на середину 60-х годов. Всего за этот период было создано 10 заводских музеев. Заводские музеи были не просто «музеями боевой и трудовой славы», они одновременно исполняли роль местных, краеведческих музеев. Создавались общественные музеи, как, например, школьные музеи Короленко (1974) и Шаляпина, районные музеи в Московском (1976) и Приокском (1987) районах. Стоит отметить создание музея Ф.М. Шаляпина. Он был создан в 1970-х годах, что явилось, безусловно, актом гражданского мужества. В Москве музей Шаляпина был открыт только в 1988 году. Создавались и музеи ВУЗов. Но многие общественные музеи, родившиеся действительно как общественная инициатива, все больше формализовывались.

Последним большим музейным проектом советской власти стал музейно-мемориального комплекса «Площадь Победы» на Нижневолжской набережной у подножия знаменитой Чкаловской лестницы. Согласно проекту предполагалось установить два катера времен Великой Отечественной войны, построить полукруглый выступ набережной и крытую галерею, однако был установлен только катер.

Таким образом, музейная сеть города в послевоенные годы развивалась по следующим направлениям:

- Включение в состав музея-заповедника культовых построек, памятников архитектуры с их частичной музеефикацией, создание новых музеев в его структуре;

- Расширение Государственного музея Горького;

- Создание ведомственных, прежде всего заводских музеев;

- Создание общественных музеев.

Несмотря на все различия, эти музеи являлись не только хранителями наследия и традиций, но и «шестеренками» в советской идеологической-машине. Советская модель культуры предполагала универсальный музей для всех, в котором в голову посетителя старались поместить определенные «установки». Основным содержанием деятельности учреждений культуры и досуга, многие десятилетия была партийно-идеологическая пропаганда, а главной формой - лекционная и экскурсионная работа. Стоит отметить, что и при советской власти музеи финансировались на довольно низком уровне, хотя и выполняли важную идеологическую роль - здесь принимали в пионеры, проводили встречи ветеранов, приводили важных гостей. С крушением тоталитарного строя рухнул «канонический текст» государственной идеологии, задающий систему общественных смыслов и ориентиров. Политический плюрализм принес в культурную» жизнь множество воззрений на прошлое, на историческое и духовное наследие страны. Однако, поскольку вся культурная инфраструктура была выстроена в соответствии с задачами пропаганды государственной идеологии, вместе с ней «посыпалось» все, что осуществляет в развитом обществе сохранение и трансляцию адекватных тому обществу ценностей, общественных норм и социально-исторических представлений. В результате иерархически построенная целостная культура, в том числе и нижегородские музеи бывшей советской империи переживают кризис.

 

Автор: Змеул А.А.