07.02.2012 4047

Промышленные музеи Нижнего Новгорода

 

Промышленные или технические музеи составляют значительную группу нижегородских музеев, их 17, а это треть от общего числа музеев Нижнего Новгорода. В 20 веке город стал крупным промышленным центром, его нередко называли «промышленным кулаком». В городе родились такие выдающиеся люди, как Лобачевский и Кулибин, были открыты первая линия трамвая и первая регулярная авиалиния в России, находится огромное число промышленных предприятий.

Под «промышленными музеями» понимается профильная группа музеев, собрание которых отражают историю и современное состояние различных форм промышленного производства. Понятие «промышленные музеи» включает в себя собственно промышленные музеи, технические, художественно-промышленные и кустарные, научно-промышленные музеи общего направления, а также музеи отдельных отраслей производства и промышленных предприятий.

В отличие от некоторых городов России в Нижнем Новгороде никогда не было единого промышленного музея или технического отдела исторического музея. Сеть технических музеев формировалась постепенно, так первый музей, которые можно отнести к этой группе открылся в городе в 1935 года. Это Музей речного флота Волжской государственной Академии водного транспорта, основанный еще в 1921 году в Саратове как «Музей Волгаря». Сегодня экспозиция музея подробно рассказывает об истории речного судоходства и судостроения от челна-однодеревки до кораблей на подводных крыльях.

Далее, в период с 1958 по 1984 годы музеи появились практически на всех крупных предприятиях города, за этот период открылось 11 музеев. Это были так называемые музеи трудовой и боевой славы, которые делались буквально под копирку. Принцип построения экспозиции был тематико-хронологическим (т.н. «этапы большого пути»), и подразделялся на следующие разделы:

- Дореволюционный этап развития предприятия.

- Становление предприятия (1920-1941)

- Предприятие в годы Великой отечественной войны

- «Дорогами созидания» - послевоенная эпоха развитого социализма.

Музеи создавались на общественных началах, экспозиция формировались за счет архивных документов, и главным образом, за счет образцов продукции предприятия. Экспозиции оформлялись заводскими художниками, активно использовались диаграммы, графики, фотографии. В этих музеях которых проводились экскурсии для работников предприятий, различные мероприятия, встречи пенсионеров, ветеранов труда предприятий. Большинство из этих музеев не было оригинальными, так как независимо от величины предприятия, характера выпускаемой продукции, все музеи были очень похожи друг на друга.

В 1990-е в ситуации с техническими музеями наблюдались две противоположные тенденции. С одной стороны большинство предприятий, в том числе и военно-промышленного комплекса, оказались в тяжелейшем экономическом положении. Происходило падение производства и массовое увольнение рабочих, так что проблемы музеев отодвигались на последний план. Однако, в отличие, например от московских заводских музеев, многие из которых были закрыты вместе с предприятиями, а их коллекции просто разворованы, в Нижнем Новгороде, несмотря на кризис, ни одно из крупных предприятий окончательно не закрылось, и музеи продолжали существовать. Правда деятельность этих музеев находится на обочине культурной жизни - в них остались прежние экспозиции, прежние методы работы, по сути, это те же самые музеи боевой и трудовой славы. Это достаточно закрытые музеи, часть из них находится на территории предприятий и они имеют не очень удобный график работы.

С другой стороны, несмотря на системный кризис открылось пять новых технических музеев. Это созданный в 1992 году и открытый в 1993 Русский музей фотографии (единственный среди технических музеев - государственный), а также музеи предприятий находящихся в относительном финансовом благополучии. Два железнодорожных музея -музей Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» (1992) и музей под открытым небом «Паровозы России» (1996), музейно-выставочный комплекс ОАО «Румо» (1996), открытый в старом заводском здании. Самым молодым из технических музеев стал музей ОАО «Нижновэнерго», дочерней структуры РАО «ЕЭС России», открытый в 2001 году. Отличительной особенностью этих музеев является то, что они показывают теперь историю развития предприятия, привнося в экспозицию «презентационный» элемент. Экспозиция строится на двух китах - славные традиции и устремленность в будущее. Музеи стали подразделениями служб по связям с общественностью, а их экспозиция - это своеобразный оживший рекламный буклет.

Все это в полном объеме отражено в новой экспозиции музея Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» открытой после трехлетней реконструкции в 2003 году. «Горьковская железная дорога» - подразделение бывшего Министерства путей сообщения, а теперь крупнейшей транспортной компании мира ОАО «Российские железные дороги», одно из самых крупных и достаточно успешных предприятий Нижнего Новгорода. В оформлении новой экспозиции использованы элементы дизайна (табло, указатели и пр.), изготовленные предприятием «Желдорсервис» и используемые на железнодорожных вокзалах. Таким образом, музеи оформлен в едином корпоративном стиле компании «РЖД». Экспозиция построена по хронологическому принципу и охватывает всю историю Московско-Нижегородской, а затем Горьковской железной дороги. В начале экспозиции - самое первое расписание поездов на лето 1862 года и старый колокол с Московского вокзала, с ударом которого в 1862 году был отправлен первый поезд магистрали. В музее собраны портреты всех начальников Горьковской железной дороги и влившейся в ее состав в шестидесятых годах XX века Казанской железной дороги, всех работников дороги - Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза. Последний раздел экспозиции, посвящен сегодняшнему дню ГЖД, в нем рассказывается о едином диспетчерском центре управления перевозками и суперсовременном дорожном вычислительном центре. Таким образом, экспозиция музея в полной мере отвечает задачам корпоративного музея, в котором должны быть представлены лишь достижения и победы, но никак не проблемы.

Существуют и проекты, нацеленные на меж-музейное сотрудничество и расширение выставочной деятельности музеев. Музей истории ОАО «ГАЗ» участвует в большом российско-американском выставочном проекте «ГАЗ-Ford- Ostins- история сотрудничества». Суть проекта состоит в том, что бы показать историю сотрудничества трех компаний во время проектирования и строительства ГАЗа, а также конкретный результат этого сотрудничества - автомобили. Передвижная выставка будет организована совместными усилиями трех компаний, а также нескольких американских музеев - Кливлендского музея «Исторического общества западного резерва», Кроуффордского музея и музея Генри Форда. В 2005-2006 году выставку предполагается показать в Нижнем Новгороде.

Были попытки создать принципиально новые музеи на базе существующих. На роль полноценного музея науки и техники претендовал мемориальный музей «Нижегородская радиолаборатория», созданный в 1974 году в структуре завода им. Фрунзе. В 1998 году решением Администрации Нижегородской области музей был передан ННГУ им. Лобачевского, став составной частью его музея. Концепция музея была заявлена организаторами как «инновационный центр формирования «интеллекта будущего», в котором устроители пытаются соединить прошлое с будущим. По проекту музей должен был состоять из трех частей, охватывающих историю науки и техники с середины 19 века и до наших дней. Первая часть - «классическая», посвященная деятельности нижегородской радиолаборатории, вторая - «современная», своеобразная ВДНХ, выставка достижений науки и техники Нижнего Новгорода. Третья часть- «инновационная», в которой посетитель мог бы стать участником музейных программ. Однако попытка создания такого музея не удалась, и в итоге 2 декабря 2001 года музей был открыт после ремонта как образовательный проект «Мемориальный музей «Нижегородская радиолаборатория». Сейчас наряду с мемориальной экспозицией, посвященной истории радиотехнике, в музее проводятся различные выставки.

Таким образом, технические музеи Нижнего Новгорода, в которых сконцентрированы уникальные экспонаты по истории промышленности 19-20 веков, несмотря на системный кризис, смогли сохранить свои коллекции. Но в большинстве своем эти музеи по-прежнему остаются «музеями трудовой и боевой славы», некоторые из них превращаются в презентационные комплексы предприятий, становясь наряду с продукцией, визитной карточкой предприятия, то есть рекламно-презентационная функция становится единственной в деятельности музея.. В лучшем случае происходит показ техники в развитии, что показало и попытка создания «Музея науки и техники» на базе мемориального музея «Нижегородская радиолаборатория». В большинстве своем музеи находятся вне культурного пространства Нижнего Новгорода, а для изменения создавшегося положения нужен качественный прорыв в их деятельности.

 

Автор: Змеул А.А.