07.02.2012 4398

Проект создания на базе промышленных музеев Нижнего Новгорода «Музея города Горького»

 

Ситуация, сложившаяся в технических музеях Нижнего Новгорода, требует качественного прорыва. Таким прорывом может стать реализация большого музейного проекта «Музей города Горького», который объединит все технические музеи Нижнего Новгорода. История Нижнего Новгорода 20 века - это история промышленного города Горького, и хотя история нижегородской промышленности началась в XIX веке, но именно XX век полностью изменил город, именно тогда ярмарочный Нижний превратился в промышленный Горький. Сегодня образ города неразрывно связан с его промышленностью, а его архитектурный облик трудно представить без производственных зданий. В 20 веке город окончательно разделился на две части и были созданы фактически автономные города - Соромово, Автозавод. В 20 веке в городе были созданы вещи, ставшие культовыми - автомобили «Победа» и «Волга», самолеты «МИГ», воздушные суда «Ракета» и «Метеор», телевизор «Чайка», магнитофон «Романтик», атомная бомба. В Нижнем Новгороде - Горьком появились первые в истории теплоходы и нефтеналивные баржи, первая линия трамвая, первая регулярная авиалиния в России. Сегодня город является крупнейшим в России центром машиностроения (70 % промышленной продукции), в том числе авто- и судостроения.

Проект «Музей города Горького» не предусматривает слияние 17 музеев в некий монстроподобный политехнический музей. Во-первых, в этом нет никакого смысла, а во-вторых, это невозможно с организационной точки зрения. Подход в «Музее города Горького» будет не просто техническим, а комплексным - культурологическим, историческим и социальным. Главная цель проекта - показать то, как менялись город, люди и общество в связи с индустриализацией города, произошедшей в 20 веке.

Проект «Музей города Горького» предполагает создание Музея индустриализации с экспозицией по истории индустриализации города и включение 17 технических музеев в активную культурную жизнь. В центре экспозиции музея индустриализации - влияние развития промышленности на город и его жителей. Экспозиция должна ставить вопросы, поднимать проблемы, заставлять думать посетителей, ведь такой музей не может стоять в стороне от процессов, происходящих в обществе.

Для размещения музея индустриализации представляется целесообразным приспособление старого промышленного здания. При выборе здания необходимо руководствоваться следующими критериями - здание должно быть оригинальным и находится в месте, легко доступном с транспортной точки зрения. Но, главное, закрытие или переезд предприятия должен быть реальным и целесообразным - производство не должно быть стратегическим или требующим больших площадей. Зданий отвечающих этим критериям три - это здание «Завода Добровых и Набгольц» (ныне ЗАО «Швейное объединение «Восход»), казенный винный склад (ныне завод «Старт») и бывший Ромодановский (Казанский) вокзал. Все они находятся в нагорной части города и построены в конце 19 века. Казенный винный склад и завод «Добровых и Набгольц» расположены в оживленных местах города на улице Белинского в районе площади Свободы и на улице Рождественка соответственно. Ныне не используемый Ромодановский вокзал находится на Черниговской улице (правобережная набережная Оки) в центральной части города, однако в стороне от основных магистралей в полузаброшенном месте. Однако приспособление именно этого здания, построенного к всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года, давшей мощный толчок развитию нижегородской промышленности, представляется наиболее целесообразным. Во-первых, сейчас здание не используется, а во-вторых, через несколько лет вблизи бывшего вокзала будет построен новый мост через Оку, таким образом, здание окажется вблизи оживленной транспортной магистрали в районе, ценность которого резко возрастет. Во всем мире приспособление отслуживших свое зданий под музеи продлевает им жизнь, дает им второе рождение.

Экспозиция музея индустриализации - это путешествие из старого Нижнего Новгорода, куда на ярмарку съезжались со всех концов мира в закрытый и промышленный город Горький, которого для всего мира и не существовало. Экспозиция музея покажет, как повлияла индустриализации на облик города, повседневную жизнь горожан, характер их труда, домашнюю жизнь. Перед посетителем будут возникать разные образы - ярмарка, инженерные новации, мечта, стабильность. Причем один образ будет «растворяться» в другом - ярмарка, благодаря которой появились многие технические новинки, будет сметена ими, мечта, будет «раздавлена» репрессиями 30-х, а потом утрамбована «застоем», «застой», казавшийся верхом стабильности обернется коллапсом. В экспозиции музея не должно быть утвердившихся с советских времен догматических представлений о том, что индустриализация - это однозначно «хорошо» или радикальных утверждений, что, все, что сделано при советской власти однозначно «плохо». Экспозиция будет попыткой рефлексии по поводу того, что произошло с городом и его жителями в результате индустриализации.

Будущая экспозиция может включать следующие разделы:

1. Век ярмарки (середина 19 - начало 20 веков). Весь 19 век прошел под знаком ярмарки, перенесенной в Нижний Новгород в 1817 году из Макарьева. Ярмарка была местом пересечения различных путей, и именно это обстоятельство положило начало «опромышливанию» Нижнего Новгорода. Водный и железнодорожный путь создали огромную промышленную инфраструктуру. В середине 19 века началось активное судоходство на Волге, в Нижнем Новгороде в период с 1843 по 1861 годы было создано 16 пароходных обществ. В 1849 году была основана Сормовская машинная фабрика (ныне завод «Красное Сормово»), выпускавшая первые русские самоходные суда. В 1862 году открылась Московско-Нижегородская железная дорога. Апогеем ярмарки, и связанного с ней развития техники и промышленности стала Всероссийская художественно-промышленная выставка, прошедшая в 1896 году. К ней построили фуникулер, организовали трамвайное движение, первую городскую электростанцию. В начале 20 века в Нижегородской области один за другим открывались различные предприятия, в начале первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия из Риги, которые работают по сей день.

2. Советская мечта. (1920-ые-1940-ые гг.). В этот период началась активная индустриализация города. Это была идеология мечты, то, что раньше казалось невозможным превращалось в реальность, поэтому данный раздел начинается с символического события - открытия первой регулярной авиалинии на территории СССР, в 1923 году связавшей Нижний Новгород с Москвой. В начале 30-х был осуществлен самый грандиозный проект - на заболоченной территории в полутора-десятках километрах от исторического Нижнего Новгорода был построен гигантский автозавод вместе с идеальным городом будущего - Соцгородом. Появились принципиально новые производства авиастроительное (авиазавод «Сокол») и радиотехническое (завод им. Петровского). В этот же период из нескольких исторически связанных между собой районов был создан Большой Нижний Новгород. 1932 купеческое название Нижний Новгород исчезло, вместо него появился социалистический город Горький.

3. Промышленный кулак (1950-ые-1980-ые гг.). Время расцвета города Горького. К этому времени окончательно сложилось две части города - нагорная с наукоемкими высокотехнологичными производствами и заречная с огромными предприятиями, образовавшими вокруг себя микрорайоны-города с собственной субкультурой. Обостряются экологические и транспортные проблемы. Статус «закрытого города», доставшийся Горькому благодаря индустриализации, приводит к герметизации города во многих сферах, в том числе и культурной.

4. Крах утопии. (1990-е). Конец социалистического города Горького. Проблемы доставшиеся Нижнему Новгороду от его «предшественника» - устаревшие производства, транспортные проблемы, сложная экологическая ситуация.

И хотя музей будет создан уже в постиндустриальную эпоху, его экспозиция не будет ставить точку в истории индустриализации, а лишь обозначит многоточие. Для создания образа-путешествия из одного мира в другой необходимо использовать очень широкую гамму экспонатов. В экспозицию музея возможно включить экспонаты, хранящиеся на данный момент в фондах государственных и муниципальных музеев и архивов. По согласованию с музеями предприятий возможно передача некоторых предметов из их коллекции для экспозиции музея индустриализации. Ценный материал по истории индустриализации хранится у самих нижегородцев, поэтому их необходимо привлечь к созданию музея индустриализации. На территории, прилегающей к зданию Ромадановского вокзала возможно создание выставки объектов техники под открытым небом. Одна из главных задач Музея индустриализации - показать нижегородцам что, они живут в одном городе, состоящем из нескольких фрагментов (исторический центр. Сормово, Автозавод, Канавино), собранных воедино именно процессом индустриализации.

Другим важным составляющим элементом проекта «Музей города Горького» являются главные детища индустриализации - нижегородские предприятия. Один из их главных ресурсов - это их музеи, которые будут логическим продолжением музея индустриализации, его равноправными партнерами. В производственных музеях представлена продукция предприятий, конечный продукт того, ради чего и был создан «промышленный кулак».

Сегодня только объединившись можно достичь успешного результата. Головной «Музей города Горького» и 17 технических музеи, могут создать музейное объединение, которое может стать полигоном для отработки новых моделей взаимодействия. Это будет первый в России опыт создания не иерархического музейного объединения, и не сетевого, созданного для развития коммуникации. «Музей города Горького» будет действовать на принципах партнерства, основанного на стремлении достижения общей цели. В работу над созданием музея будут вовлечены представители самых разных сфер: представители предприятий и менеджеры в сфере культуры, музейщики и социологи, историки и ученые. Каждый производственный музей, сохраняя свою юридическую самостоятельность будет вписан в единое пространство, которое даст импульс его развитию, ведь многие из них, так и остались музеями трудовой и боевой славы. Музей индустриализации может стать научным и методическим центром.

Попытки объединения технических музеев, внесения их в культурное пространство региона уже были, однако они заканчивались неудачей. Так проект НФ ГЦСИ по «демилитаризации» кремлевского «Арсенала» первоначально задумывался как «Арсенал искусства и техники», В случае создания Арсенала, объекты техники, в том числе, и из производственных музеев были бы интерпретированы с художественной точки зрения, однако назрела необходимость и в другой интерпретации промышленного наследия XX века, а именно в исторической и социальной. В сферу деятельности «Арсенал искусства и техники» входило бы:

- формирование и демонстрация коллекций современного искусства, материалов и объектов инженерной мысли и техники, архитектуры, фотографии, дизайна, новейших технологий;

- проведение выставок технических достижений, художественных проектов, исторических и культурологических экспозиций, организация международных фестивалей, биеннале, конкурсов;

- создание информационного центра по современному искусству, культуре и технике; организация парка искусства и техники на территории Нижегородского Кремля, прилегающей к Арсеналу.

Таким образом, между искусством и техникой (этимология понятия «техника» - «искусство») ставился знак равенства. Однако впоследствии «Арсенал искусства и техники» перерос в «Арсенал современного искусства и культуры», так как попытка интеграции ведомственных музеев в контекст современного искусства провалилась из-за непонимания такой необходимости со стороны технических музеев. Поэтому сотрудничество ограничилось проведением совместной выставки «Технические символы века» и изданием осенью 2001 года «Путеводителя по техническим музеям Нижегородской области». Цель издания была «привлечь внимание к проблеме определения места, технических музеев в формировании полноценного культурного ландшафта региона в XXI веке». В путеводителе описано 18 музеев, охватывающих все сферы промышленности, приводятся факты из их истории, описание коллекций, текст сопровождается многочисленными фотографиями.

Необходимо отметить, что и проект «Музей города Горького» может столкнуться и с множеством проблем. Сеть из двух десятков музеев, каждый из которых, прежде всего, представляет корпоративные интересы, и у каждого из которых свои амбиции и проблемы может испытать существенные трудности. Главная проблема - это противоречие общественных и корпоративных интересов. Индустриализация или «опромышливание» Горького - Нижнего Новгорода повлекло за собой целый вал социальных и экологических проблем. Естественно, что им вряд ли найдется место в корпоративных экспозициях музеев. Эту вопрос можно решить следующим образом - в музее индустриализации будет проблемная экспозиция, а в технических музеях - презентационная. Существует и другие модели «примирения». Например, табачные компании, пытаясь защититься от нападок общественности активно (и прежде всего финансово) участвуют в кампаниях против курения среди несовершеннолетних, выступают спонсорами многих спортивных мероприятий и проектов в сфере культуры. Крупные нижегородские предприятия могут пойти по этому пути, уже сегодня некоторые из них - «ГАЗ», «Нижновэнерго» являются спонсорами некоторых проектов в сфере культуры. В «Музее города Горького» возможно создание попечительского совета, куда могут войти представители нижегородского бизнеса.

Одной из составных частей реализации проекта «Музей города Горького» станет модернизация существующих экспозиций технических музеев. В; каждом музее, безусловно, должен остаться рассказ об истории создания и развития предприятия, ведь одна из основных функций этих музеев - представлять предприятие. Однако это не означает, что экспозиции будут представлять собой лишь материализацию рекламных буклетов. Что касается остального содержания экспозиции, то в каждом конкретном случае необходимо оригинальное решение. Все предприятия разные, как по масштабу своей деятельности, так и по степени влияния на город и развитие техники. Одни предприятия в большей степени влияли на технический прогресс, деятельность других больше повлияла на жизнь города. Таким образом, экспозиции музеев могут быть самыми разными - от чисто технических до историко-культурологических.

Такой может стать экспозиция Музея истории муниципального унитарного предприятия «Нижегородэлектротранс» (он же Музей трамвая и троллейбуса). Музей был основан в 1971 году в связи с 75-летием нижегородского трамвая как музей Горьковского трамвайно-троллейбусного предприятия. Сейчас музей располагается в центре Канавинского района в здании управления МУП «Нижегородэлектротранс». В экспозиции музея более десяти тысяч экспонатов: документы, фотографии, книги, модели трамваев, форма вагоновожатых разных лет. Одна из наиболее ценных частей музейного собрания - троллейбусы и трамваи разных лет, рассредоточены по трамвайным депо и троллейбусным паркам и недоступны для широкого показа.

Существующая экспозиция (90 кв. м.) состоит из четырех разделов:

- 1896-1919 гг. «Первый трамвай России»;

- 1923-1940 гг. «Новое рождение трамвая. Начало большого пути»;

- 1941-1945 гг. «Трамвай в годы Великой Отечественной войны»;

- 1945-1999 гг. «Вместе с городом рос трамвай и троллейбус. Нижегородский электротранспорт сегодня».

Структура экспозиции осталась неизменной с советских времен, по сути, это прежний музей трудовой и боевой славы, в котором рассказывается о тяжелом дореволюционном прошлом нижегородских трамвайщиков, о «начале большого пути», и о том, как «дорогами созидания» развивался трамвай в советское время и была создана троллейбусная сеть.

Главная идея новой экспозиции состоит в том, что электротранспорт, прежде всего трамвай - это один из самых главных урбанистических феноменов Нижнего Новгорода, сравнимый со знаменитой нижегородской ярмаркой. Электротранспорт стал общегородским объединяющим явлением, таким же, как в свое время ярмарка, в которой концентрировался весь город.

Одна из самых крупных и развитых трамвайных сетей на территории бывшего СССР «выросла» из ярмарки. В 1896 году к Всероссийской художественно-промышленной выставки была пущена первая трамвайная линия на территории современной России (первый трамвай в Российской империи появился в Киеве, однако это теперь не Россия, а еще раньше трамвай появился в Кенигсберге (Калининграде), однако тогда он находился за пределами России).

В 20 веке трамвай в городе занял центральное место. Окончательно исчезнувшая в 1927 году ярмарка, как бы «растворилась» в сотнях вагонов, курсирующих по всему городу. Трамвай в Нижнем Новгороде, стал примерно таким же явлением, как в восточном городе - базар: здесь люди общались, обменивались новостями и слухами, старалась «показать» себя. Но главное, трамвай проник в самые отдаленные уголки города и связал воедино город, фактически состоящий из нескольких автономных частей.

Трамвай, как и прежде ярмарка заняла центральное место в городе не только в переносном смысле, но и в прямом тоже. Если ярмарка находилась на стрелке, в месте слияния Оки и Волги, то трамвай занял ещё более «привилегированное» место - с 1928 по 1968 год трамвайное депо располагалось на территории кремля в здании Манежа. Трамвайными путями была опутана значительная часть Кремля, но главное, как артерии от сердца, от кремлевского депо во все уголки города тянулись трамвайные пути.

И в начале 21 века трамвай не потерял своей актуальности. Несмотря на то, что за последние 15 лет не было построено новых линий, старые не закрывались. Во всем мире трамвай признан самым безопасным и экологически чистым видом транспорта. В таких городах как Лондон и Иерусалим сейчас строятся трамвайные линии. Сегодня в Нижнем Новгороде у электротранспорта появилась и важная социальная функция - перевозка льготных категорий пассажиров. В Нижнем Новгороде фактически прекратилось движение муниципальных автобусов, а метро, располагается лишь в заречной части и его доля в перевозках составляет всего 9 процентов, таким образом, электротранспорт принял на себя основную нагрузку.

Представляется целесообразным перенесение экспозиции в кремлевский Манеж. В отличие от большинства других технических музеев, которые расположены в зданиях, исторически связанных с созданием и развитием предприятий, помещение, в котором ныне находится музей (улица Мурашкинская, дом 13) - это просто административное здание МУП «Нижегородэлектротранс».

В данный момент Манеж, построенный в 1825-1826 годах находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. На сегодня в Манеже расположен гараж уборочной техники, в начале 1990-х существовала идея превращения здания в выставочный зал, однако она осуществлена не была, а совсем недавно появились предложения отдать манеж под резиденцию митрополита Нижегородского и Арзамаского. Опыт использования Манежа в выставочных целях уже существует - 6 августа 1911 года в нем открылась Мининская историческая выставка, посвященная 300-летию нижегородского ополчения. Большая площадь Манежа позволяет разместить в нем полную экспозицию, включающую разные экспонаты от документов и фотографий до трамваев и троллейбусов разных лет. Хронологический принцип и периодизацию экспозиции следует сохранить, однако сделать её более зрелищной. Образное решение новой экспозиции - путешествие по трамвайно-троллейбусному депо от 1896 года до наших дней.

Такие музеи, как музей истории ОАО «ГАЗ» или музей истории ОАО «Завод «Красное Сормово» - должны быть не просто музеями истории предприятия. Ведь «Красное Сормово» или Автозавод это не просто предприятия, а районообразующие производства, причем эти районы сопоставимы с самостоятельными городами.

Музей истории ОАО «ГАЗ» создан в 1965 году и размещался в здании ДК Автозавода, а в 1981 году он переехал в здание учебного центра «ГАЗ». По мнению директора музея Н. Колесниковой музей проделал путь от музея трудовой и боевой славы к историко-техническому музею. Экспозиция состоит из двух частей. Первая рассказывает о судьбах директоров, конструкторов, рабочих в документах и фотографиях. Вторая часть -ретроспективная коллекция автомобилей производства «ГАЗа», среди них такие машины как «Победа», «Чайка». «Волна», «ГАЗель». Художественное решение экспозиции - это роскошь времен позднего застоя, с бордовым ковровым покрытием и стеклянными витринами.

Предпринимались попытки создать новую экспозицию, так в конце 1990-х Администрация Автозаводского района Нижнего Новгорода и руководство ГАЗа планировали разместить музей в автозаводском кинотеатре «Мир». Авторы проекта новой экспозиция стремились «через вещь показать человека, его творческие возможности», однако проект так и не был осуществлен.

Но «ГАЗ» это не просто завод, это сердце уникального территориального образования и культурологического феномена, именуемого Автозавод. Поэтому экспозиция музея должна быть посвящена не только судьбам директоров, конструкторов, рабочих и развитию модельного ряда, но и Автозаводу.

Согласно теории В. Каганского, существуют так называемые «вторые города». Это действительно вторые города региона по размеру, если иметь в виду численность населения или иной существенный признак при некоторых условиях, а именно:

- сравнимость по существенному размеру с центром региона;

- автономное положение в территориальном и/ или фазовом (экономическом, институциональном, культурном) пространстве;

- в том числе автономное место в территориальной структуре региона;

- диссонанс реального размера и формального статуса;

- представленность на высоком территориальном уровне и наличие его элементов (например, федеральные предприятия в регионе).

Как исключение в этой теории выделяется Нижний Новгород, для которого вторым городом является его же собственная часть - Автозавод, по меткому выражению К. Кобрина «феодальный палатинат». Район ГАЗа в агломерации Нижнего Новгорода - по численности населения и иным существенным размерам (кроме площади) это именно второй город области; ГАЗ занимает присущее вторым городам место в функциональной структуре области: имеет весь букет отношений второго города в регионе; дальние связи; инверсия по финансовой значимости; актуализированный дефицит институционального статуса, своего рода внутригородской сепаратизм (претензии района на статус города-спутника и др.)

Автозавод претендовал в свое время на признание его самостоятельной территориальной единицей де-юре, то есть образование вместо Автозаводского района самостоятельного города. При советской власти директор Автозавода входил в ЦК КПСС по должности, т. е. приравнивался к первому секретарю обкома. А выражение «поехать в город», означало поехать в нагорную часть города. Руководство ГАЗа долго сопротивлялось строительству 3-го (Мызинского) моста через Оку, боясь, что тогда многие найдут работу в верхней части города. Обособление Автозавода происходит и сегодня, так во время энергетического кризиса летом 2002 года тогдашний Глава Нижнего Новгорода Ю. Лебедев предложил Автозаводу создать собственную систему энергоснабжения. История создания Автозавода - это история мечты. В начале 1930-х за два года на низменных заболоченных территориях был построен Нижегородский автомобильный завод и жилой район Соцгород - эталон советского градостроительства. В проектировании Соцгорода принимали участие такие известные архитекторы, как братья Веснины и Илья Голосов. За десятилетия сложилась особая субкультура Автозавода, со своими традициями (новогодние соревнования между цехами на лучшее украшение елки, пробеги на приз газеты «Автозаводец»), фольклором (песни, стихи, легенды), даже медиа-индустрией (газета, радио, эфир на нижегородском телевидении).

Таким образом, обновленная экспозиция музея истории ОАО «ГАЗ» будет не просто историко-технической, но и краеведческой, хотя, безусловно в её центре останется завод «ГАЗ», ведь ему подчинена вся жизнь Автозавода. Например, линия метрополитена, проходящая по территории Автозаводского района соединяет между собой не жилые массивы, а проходные - станция «Комсомольская» у Комсомольской проходной, «Кировская» - у Кировской, «Автозаводская» - у главной. Степень зависимости Автозаводского района от производства можно сравнить только с ситуации, описанной в романе Франца Кафки «Замок».

Возможно художественное построение экспозиции - например экспозиция небольшого Музея ОАО «Завод имени Петровского», выпускающего различную радиотехнику может быть построена на полемическом диалоге между двумя наиболее знаковыми объектами, выпускаемыми заводом - так называемыми «черными ящиками» (бортовыми самописцами, используемыми в авиации) и легендарным магнитофоном «Романтик».

Представляется целесообразным и консервация старой музейной экспозиции, в качестве памятника минувшей эпохи или объекта в стиле соцарт. Естественно в музее действующего предприятия это сделать невозможно, но существует уникальный музей истории Приокского района. Он был основан в 1985 году в честь 50-летия района, а открыт в 1987 году к 70-летию октябрьской революции. Ряды стеклянных витрин, в которых развешаны фотографии передовиков производства, дипломы, грамоты - настоящая «лебединая песня» эпохи застоя. Подобные музеи уже давно рассматриваются как площадки для диалога различных культур. Например, в 2000-2002 году фонд культуры и искусства «Институт ПРО ЛРТЕ» проводил в Санкт-Петербурге ежегодный фестиваль «Современное искусство в традиционном музее». Основной целью фестиваля являлось «содействие сближению явлений традиционной культуры и современного искусства, модернизации деятельности музеев и повышению их статуса». Во время фестиваля в нескольких (в разные годы от 10 до 12) малых и средних музеях Санкт-Петербурга демонстрировались проекты современных художников.

Посетить все (17 + 1) музеи за один раз невозможно, поэтому их возможно объединить в тематические блоки по несколько музеев: «транспорт», «механизмы», «радиотехника», «энергия», «Волга», «как делают автомобили», «мы - первые», «авиация» и т.д. Таким образом, посетители смогут принять участие в настоящем путешествии по городу из одного музея в другой. Возможно создание более масштабных экскурсионных маршрутов, включающих не только посещение музеев предприятий, но и самих предприятий, а также осмотр объектов промышленной архитектуры, пешие экскурсионные прогулки по индустриальным районам, в частности, Соцгороду.

Программы «Музея города Горького» могут быть рассчитаны на самые разные группы аудитории, для каждой из которых посещение музея может иметь совершенно разный смысл. Для сотрудников предприятий - это будет более пристальное знакомство с собственным производством, для детей-увлекательное знакомство с объектами техники, для молодежи - знакомство с советской утопией, для людей среднего и старшего поколения - ностальгическое воспоминание о молодости.

Для иногородних и иностранных туристов может быть создана специальная экскурсионная программа «Путешествие в город Горький». Идея данного экскурсионного маршрута состоит в том, что бы поместить участника в атмосферу «баснословного «Горького» - закрытого от неспокойно мира военно-промышленного гетто и узилища главного советского либерала». Кроме посещения объектов, включенных в «Музей города Горького», экскурсионный тур может включать: проживание в сталинской гостинице «Волжский откос» (бывшая «Россия»), осмотр Чкаловской лестницы, экскурсию на Автозавод (осмотр Соцгорода и музея ОАО «ГАЗ»), посещение Дома советов в Кремле (с обязательным обедом в его столовой, в которой ничто не изменилось с застойных времен), поездка на полупустом метро, построенном рационализаторским методом по удешевленной технологии (в любой момент может быть закрыто) или такси «ГАЗ-21» или «ГАЗ-24», осмотр образцовой площади времен развитого социализма - Центральной (с одноименной гостиницей в стиле брежневского модернизма и памятником Ленину), посещение станции «Счастливая», выполненной в стиле сталинский ампир (бывшая станция детской железной дороги, приспособленная под дворец бракосочетания), а также экскурсия в квартиру, в которой проживал в ссылке академик А.Д. Сахаров (ныне - мемориальный музей-квартира А.Д. Сахарова).

Реализация проекта «Музей города Горького» может стать частью решения вопроса более глобального, чем вовлечение технических музеев в культурное пространство региона. Постиндустриальное общество предполагает перетекание рабочей силы из сферы производства в сферу сервиса и услуг. Региональное культурное развитие способствует решению социальных проблем и реструктуризации профессиональной карты территории. Квалифицированные ресурсы, задействованные сейчас в промышленности, могут быть востребованы в сфере культурных технологий. Подобный опыт перепрофилирования целых регионов существует в Европе, например в Манчестере, где закрывались текстильные фабрики. Старые здания превращают в объекты туризма, на которых работают переквалифицировавшиеся сотрудники закрывшихся фабрик и заводов. Например, в Манчестере великолепные здания складов, похожие на итальянские палаццо, не просто напоминают о текстильном прошлом города, но и служат его возрождению. Они превращаются в отели, офисы, жилье, музеи, мастерские. Нижний Новгород мог бы пойти по тому же пути, но в городе недостаточно развита туристская инфраструктура: не хватает гостиниц, памятники архитектуры в упадке.

Таким образом, изложенный материал, позволяет сделать вывод о том, что реализация проекта «Музей города Горького» решает целый комплекс задач. Во-первых, это будет попытка исторического осмысления того, что в результате индустриализации из разных и автономных частей был создан город, называвшийся до 1990 года Горьким. Во-вторых, в результате реализации проекта технические музеи Нижнего Новгорода будут включены в культурное пространство города, что существенно улучшит культурный фон заречной части города. На данный момент, технические музеи Нижнего Новгорода, несмотря на экономический кризис, не закрылись, однако большинство из них по-прежнему остаются музеями боевой и трудовой славы. В рамках создания «Музея города Горького» будут налажены контакты не только между различными музеями но и различными профессиональными сообществами. В-третьих - создание «Музея города Горького» решает экономические задачи - в город могут быть привлечены туристы, а, следовательно, созданы новые рабочие места.

Таким образом, «Музей города Горького» может стать первой масштабной попыткой рефлексии по ушедшему XX веку в рамках музейного пространства Нижнего Новгорода. Проект может стать и первым большим нижегородским проектом постиндустриальной эпохи, основанном на главном ресурсе ушедшей индустриальной эры - производстве.

 

Автор: Змеул А.А.