11.02.2012 9809

Содержание и технологии формирования экологической культуры учащихся

 

Образование является неотъемлемым элементом социокультурного развития общества. Исходя из этого можно определить его основные социокультурные функции. Они направлены на решение задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специального опыта, накопленного человечеством, в том числе норм и правил социальной и культурной адекватности обществу, знаний, умений и навыков продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли.

Инкультурация индивида в процессе воспитания и образования формирует его в качестве «продукта» культуры общества, закладывает в его сознание оценочные и поведенческие стереотипы и навыки, культурные образцы, а так же воспитывает в нем «потребителя» культуры, обученного получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил и традиций культуры общества. Она формирует личность адекватную потребностям общества.

Несомненно, в нашей системе образования есть потенциал для научного, межкультурного и духовного развития подрастающего поколения и в решении создавшихся проблем следует прежде всего опираться на признанные достижения, положительный опыт и глубокие исторические традиции образовательной системы России. Нельзя не согласиться с мнением В.М.Филиппова о том, что «сегодня мы имеем уникальную возможность на базе Национальной доктрины определить основной вектор развития российского образования на ближайшие десятилетия... мы можем сохранить то лучшее, что было в советской школе и создать еще более лучшую - Новую школу для новой России!».

Следует обратить внимание на тот факт, что часть педагогов восприняла деидеологизацию педагогического процесса как освобождение от воспитания учащейся молодежи. Следствием этого стала невостребованность таких форм учебной работы, методических пособий и учебников, которые воспитывают любовь к Родине, уважение к закону, природе, формируют трудолюбие и нравственность. М.И.Шилова совершенно справедливо отмечает, что «хорошо воспитанные дети - радость матери, гордость учителя». Воспитанность школьников - важнейший показатель эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество. Мы считаем, что нельзя всю ответственность за ее формирование возлагать на преподавателей только естественнонаучных дисциплин, это дело преподавателей всех рангов и уровней, поскольку воспитание является целостным процессом и его ение имеет условный характер.

Распространение наркотических и алкогольных пристрастий, неоправданная жестокость не только к животным, растениям, но и к людям, приоритет потребительского отношения к жизни вообще и к своей собственной в частности можно снизить за счет укрепления фундаментальных основ нравственности современного школьника, воспитывая в нем такие качества, как добро, самоограничение, созидание. Н.С.Дежникова считает, что «особой проблемой становится разработка соответствующих технологий, стимулирующих развитие у детей чувственной сферы, усвоение этих ценностей поможет подросткам постичь науку о том, как жить в созвучии с природой, с самим собой и другими людьми, а также методов, обучающих подростков и включающих их в практическую деятельность экологической направленности».

Проблема формирования нравственного отношения школьников к природе активно обсуждается в других странах. Задача школы с точки зрения А.Морони заключается в стремлении помочь ребенку установить правильные отношения с природным и социальным окружением.

В США, Канаде, Англии, Швеции и ряде других стран приоритетными в экологическом образовании являются занятие непосредственно на природе, специально выделенные дни и проектные недели, экологические игры, основой которых служит эмоциональное восприятие природы. В Германии большое значение придается поведению каждого человека по отношению к природе, например, в проблеме переработки отходов. В США в 1990 году был принят национальный Закон «Об образовании в области окружающей среды», где определены цели, основные направления, финансирование, поощрения в системе экологического образования.

Что касается содержания и технологии формирования экологической культуры школьников в наше стране, то здесь мы являемся сторонниками В. С. Степина, который утверждает, что нам не нужно копировать западный опыт, а следует опираться на собственную традицию. То, что эффективно осваивается в системе образования наиболее развитых стран не всегда подходит для российской школы. В.М.Межуев отмечает, что «образование - механизм не просто трансляции знаний, но и включения человека в определенную культурную традицию. Копируя американскую систему образования, мы забываем, что в США современное общество давно сложилось, а у нас еще нет. Пока идет процесс становления гражданского общества и формирование общенациональной культуры, школа остается главным катализатором этого процесса». Этим во многом объясняются неудачи в области формирования общей культуры населения нашей страны и экологической культуры школьников в частности.

Н. С.Дежникова видит сущность экологического воспитания в развитии личности как субъекта культуры (интеллектуальной, чувственной, этической) во взаимоотношениях с природой, другими людьми путем рефлексии своего внутреннего мира. С этих позиций смысловое значение экологии не исчерпывается лишь биологическим знанием, а понимается как синтез знаний (гуманитарных, технических, естественных) и опыта взаимодействия человека с окружающей средой - природной и социальной.

Н. А. Асташова отмечает, что формирование ценностных ориентаций -процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. Она выделяет следующие этапы их формирования:

- предъявление ценностей воспитаннику;

- осознание ценностных ориентаций личностью;

- реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;

- закрепление ценностной ориентации в направлении личности и перевод ее в статус качества личности, т.е. в своего рода потенциальное состояние;

- актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя.

Сейчас можно утверждать, что педагогическая аксиология развивается как новая педагогическая парадигма. Аксиологический подход дает основания преодолеть статично описательный подход в педагогике и содержательно наполнить образовательную сферу. Формирование экологической культуры в своем развитии должно пройти все пять этапов формирования ценностных ориентаций.

Под педагогическим подходом к содержанию и технологии формирования экологической культуры нами понимается совокупность теоретико-методологических и технологических условий построения и функционирования воспитательно-образовательного пространства, направленных на эффективное осуществление процесса ее формирования. Следует особо подчеркнуть, что в своем исследовании нами за основу взят опыт воспитательной работы В.А.Сухомлинского в том плане, что «нет и не может быть какого-то единственного, всесильного метода, который мог бы обеспечить успех воспитания и в то же время компенсировать недостатки и слабые места в других сферах воспитательного воздействия. В определенных условиях человек может заботливо выращивать цветы, восторгаться их красотой и в то же время быть циником, равнодушным, бессердечным - все зависит от того, с какими средствами воздействия на духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем определенные надежды». Проблема гармонии педагогических воздействий, направленных на школьников, является одной из самых актуальных проблем современного образования и воспитания. Успех процесса формирования экологической культуры находиться в непосредственной зависимости от того, насколько гармоничными будут оказываемые на школьников воздействия.

Следовательно, процесс формирования экологической культуры должен опираться на принцип воспитывающего обучения, представляющий собой единство обучения и воспитания. Великий русский педагог К. Д. Ушинский не раз подчеркивал, что воспитание должно действовать не на одно увеличение запасов знаний, но и на убеждения человека. По мнению Б.Г.Иоганзен, экологическое воспитание предполагает формирование всесторонне развитой личности, понимающей зависимость человека от общества, природы, необходимость сохранения и улучшения последней, умеющей ценить прекрасное в окружающем мире и обладающей чувством гражданской ответственности перед современниками и будущими поколениями.

Значит, уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сформированностью убеждений, этическими и эстетическими чувствами, практической деятельностью.

Н. С.Дежникова обращает внимание на тот факт, что у большинства современных школьников культура взаимоотношений с окружающей средой находиться на крайне низком уровне: восприятие ими природы ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, поэтому полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским отношением к ее богатствам; понимание необходимости бережного отношения не подкрепляется ответственным общением с ней. Она отмечает, что так называемый синдром экологического страха подпитывается еще и тем, что содержание экологической грамотности учащихся составляют знания об отрицательных для природы и человека результатах деятельности людей. Отсутствие оптимистического варианта дальнейшего существования человека на Земле при обилии пессимистических прогнозов снижает эффективность процесса формирования экологической культуры школьников.

Значит, процесс формирования экологической культуры должен состоять из нескольких взаимосвязанных компонентов: цель, содержание, технология формирования экологической культуры (методы, приемы, формы), деятельность преподавателя, деятельность школьников, результат. Для решения поставленных перед нами задач необходимо, чтобы он имел замкнутый характер и отличался особо прочным пересечением связей между компонентами (вертикальных, горизонтальных и пр.).

Е.В.Яковлева отмечает, что «знание норм поведения (социальных, культурных, нравственных) и даже более чем достаточный объем природоведческого материала не приводит к тому, что в реальной жизни дети этим нормам следуют». Для эффективного осуществления поставленных задач необходима тщательная разработка таких вопросов, как содержание и технология формирования экологической культуры школьников. Обстоятельный анализ этого вопроса целесообразно начать с рассмотрения содержания процесса формирования экологической культуры.

Основу экологической культуры составляют следующие компоненты: знания, эмоционально-ценностное отношение к природе как к источнику жизни и красоты и практическая деятельность по охране и восстановлению окружающей среды. Исходя из этого и необходимо рассматривать вопрос содержания процесса формирования экологической культуры.

Мы придерживаемся тоски зрения Л.И.Греховой о том, что сочетание «Общей экологии», «Социальной экологии» и «Охраны природы» в системе общего экологического знания составляет ядро его структуры, которая отражает основной диапазон современных экологических представлений, входящий в базовый компонент непрерывного экологического образования. Она считает, что на практике принципы непрерывного образования возможны только в системе, различные звенья которой тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому содержание экологического образования не может быть нерегулируемым, должно строиться в соответствии с государственными стандартами, которые определены в двух областях знаний: «Природа» и «Экология».

О.А.Кожина, Б.И.Орлов, В.Д.Симоненко, Л.В.Степанова и ряд других исследователей являются сторонниками того, что экологические проблемы должны рассматриваться в процессе трудового обучения школьников. Ю.Л.Хотунцев важную роль в процессе формирования экологической культуры отводит образовательной области «Технология», в частности при изучении предметов «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». Он считает, что разработанный им «Производство и окружающая среда» должен завершать формирование экологической морали и экологической культуры учащихся в рамках трудового обучения школьников.

Мы считаем, что применение системного подхода может обеспечить положительный результат в рассмотрении вопроса содержания процесса формирования экологической культуры. И.Т.Суравегина рассматривает развертывание системного подхода в экологическом образовании посредством следующих информационных аспектов:

- Научный, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимосвязи. Научные знания являются основой понимания экологической неделимости Земли, целостности природных систем, их ранимости;

- Ценностный, формирующий нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. Формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться ею, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни;

- Нормативный, ориентирован на владение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде;

- Деятельностный, включающий виды и способы деятельности людей, направленные на формирование познавательных практических и творческих умений экологического характера, развитие их волевых качеств; потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.

С нашей точки зрения содержание процесса формирования экологической культуры должно отражать все вышеперечисленные аспекты, создавая тем самым предпосылки для формирования основы высоконравственных взаимоотношений человека и природы. Л.И.Грехова отмечает, что «обогащать» содержание необходимо на основе потребностей и интересов детей к познанию природы и окружающей среды. Существует два вида «обогащения» содержания учебного материала - вертикальное и горизонтальное. Принцип вертикального «обогащения» позволяет успешно осуществлять развитие ребенка от группы к группе, основываясь на вариативном изучении содержания в разной последовательности блоков-систем. Принцип горизонтального «обогащения» содержания позволяет увеличивать объем изучаемого материала, основываясь на выявлении интересов, познавательных возможностей и способностей детей. Поэтому программа должна строиться не по возрастам, а по темам, из которых педагог отбирает соответствующее развитию детей содержание. Мы считаем, что для эффективной постановки процесса формирования экологической культуры необходимо применение как вертикального, так и горизонтального «обогащения» содержания учебного материала, что обязательно должно отразиться и на технологии, которая является одним из важнейших компонентов данного процесса.

Педагогическая технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения реально выполняемой цели обучения, воспитания и развития обучаемого в частности. В нашем случае такой целью является экологическая культура школьников. В.П.Беспалько отмечает, что «хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания - это и есть педагогическое мастерство». Вопрос технологии формирования экологической культуры остается одним из наиболее дикуссионных в научных кругах.

В основу педагогических технологий положены такие общеизвестные дидактические принципы, как научность, системность, систематичность обучения, единство обучения, воспитания и развития и ряд других. Тем не менее, существуют свои, характерные только педагогическим технологиям принципы: целостность; фундаментальность; культуросообразность; гуманитаризация и гуманизация обучения; обучать исследуя, исследовать обучая; непрерывность образования; деятельностный подход.

H.С. Дежникова под технологиями экологического воспитания понимает сочетание психолого-педагогических приемов и методов, позволяющее учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии.

Она считает, что реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удастся при соблюдении следующих условий:

1. Применение целостного подхода к развитию личности, т.е. одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы психики;

2. Строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития;

3. Обеспечение преемственности в экологическом воспитании детей от младшего к старшему возрасту;

4. Учет региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации;

5. Повышение общей и собственно экологической культуры учителей.

Но, не смотря на обилие разработок в области экологического воспитания и образования, все время поднимается вопрос о недостаточно эффективности предлагаемых технологий формирования экологической культуры школьников. Безусловно, предлагаемые различными исследователями варианты помогут начать работу не с нуля. Именно здесь нам потребуется опыт таких талантливых исследователей, как Ш.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, К.Блага, Б.З.Вульфов, С.Марев, М.М.Поташник, С.В.Степанов, К.Шебек, Штейнберг В.Э. и многих других.

Переход от стандартного объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям является общемировой тенденцией в образовании. Идеи развивающего обучения идут своими корнями к работам И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинского. Дальнейшее развитие они получили в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева и ряда других исследователей. Основная мысль заключается в том, что обучение признается ведущей силой психического развития ребенка, становления всей совокупности качеств его личности. Они наиболее полно отражены в следующих положениях:

- Ученик является субъектом, а не объектом обучения;

- Обучение идет впереди развития (в зоне ближайшего развития ребенка), стимулируя и ускоряя его;

- Провозглашается приоритет формирования способов умственных действий, ведущая роль теоретического знания, мышления;

- Делается ставка на активизацию познавательных интересов, познавательных потребностей;

- Учебная деятельность ученика организуется как целенаправленная, включающая все психологические этапы: целеполагание, планирование, реализация цели и рефлексивный анализ результатов.

Поскольку процесс формирования экологической культуры носит междисциплинарный характер, рассмотрим некоторые не предметные, а общие технологии обучения, с помощью которых возможно эффективное формирование экологической культуры школьников. Одной из самых распространенных технологий является проблемное обучение. В его основе лежит решение какой-либо проблемы. Н.Н.Вересов утверждает, что «воспитание экологической культуры не может ограничиться системой чисто практических мероприятий, т. е. формированием умений и навыков. Проблема состоит в том, чтобы эти навыки были осмыслены ребенком». Более сложным для школьников является процесс усвоения связей между объектами и явлениями живой природы. Этому способствуют наблюдения в природе, поиск ответов на вопросы «как?», «почему?», «отчего?». Это элементы экологических знаний. Особое значение следует уделять вопросам взаимоотношения человека и природы. С самого раннего детства необходимо прививать школьникам мысль о том, что от состояния природы зависит жизнь человека.

Проблемное обучение состоит из нескольких элементов: проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная ситуация и проблема. Использование данного вида технологий обучения способствует возникновению потребности мыслить, побуждающей школьника к действию.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

- Преподаватель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении школьников;

- Преподаватель ставит проблему, школьники решают ее самостоятельно или при помощи преподавателя;

- Школьник сам ставит проблему, преподаватель помогает ее решить;

- Школьник сам ставит проблему и сам ее решает. Главная задача педагога - это построение проблемной ситуации таким образом, что бы ученики обнаружили несоответствие имеющихся у них знаний и умений с теми, которые необходимы для ее решения, и осознали необходимость освоения новых действий. Проблемное обучение, давая возможность «обучать исследуя, исследовать обучая», является одним из эффективных средств формирования экологической культуры в рамках практически любой дисциплины посредством включения экологических аспектов в решение поставленной проблемы.

Другим не менее эффективной и в то же время универсальной технологией является деловая игра. Л. И.Грехова отмечает, что «игра -своеобразная школа воспитания свободного, не заинтересованно-бескорыстного, бережливого отношения ребенка к окружающей природе, которое в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения окружающего мира». Деловые игры преследуют несколько целей, главными из которых являются активизация мышления, творчества, самостоятельности школьников, подготовка к практической профессиональной деятельности. Подготовка школьников к проведению деловых игр предполагает выполнение имитационных упражнений. Смысл деловой игры заключается в формировании определенных навыков и умений. В процессе ее выполнения активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Общаясь друг с другом, школьники обмениваются знаниями из области науки, литературы, искусства, информацией о жизни и работе. Отсюда вытекает важная задача педагога - тактично руководить обменом подобной информацией, что приводит к взаимообогащению знаниями, эмоциями. Отличным условием возникновения интереса к познанию природы и воспитания бережного отношения к ней может стать общение с педагогом, если он увлечен биологией, знает местную флору и фауну, своим личным примером вызывает стремление у школьников беречь и умножать богатства родной природы.

Н.С.Дежникова и И.В.Цветкова считают, что формирование экологической культуры успешно осуществляется тогда, когда его «технология одновременно направлена на такие сферы личностного развития, как познавательную, повышающую экологическую грамотность учащихся; эмоциональную, обогащающую их чувственный опыт; деятельностную, стимулирующую их экологическую инициативность».

Становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Шестым чувством назвал К.Г.Паустовский чувство природы, добавив, что «оно приходит на определенной ступени сознания, когда человек становится более умным, более тонким».

Лучший пропагандист природы - сама природа. Она шлифует характер, делает его мягче. Поэтому внимание взрослых должно быть направлено на пробуждение и поддержание интереса у школьников к познанию окружающего мира, умение видеть в обыкновенном - чудесное, в привычном - необычное. Исходным моментом в изучении природы служат экскурсии, беседы и занятия в уголке живой природы. Они не требуют длительного, углубленного изучения явления или объекта и в то же время дают школьнику возможность послушать, рассмотреть, почувствовать природу. Н.В.Добрецова считает, что «распознавание, сравнение объектов природы, нахождение между ними черт сходства и различия, объединение по признакам родства - это первый доступные школьникам уроки природы».

Эмоциональное отношение к окружающему миру, сохранение связей между усложняющимися в процессе обучения понятиями естественным образом должно пронизывать любой предмет, изучаемый в школе, экологической составляющей. Ю.Д.Железнов обращает внимание на современные достижения развивающей педагогики, в основу которых положено «ясное представление о становлении личности, способной к коэволюции с природой соответственно требованиям экологического императива».

Уникальный опыт воспитания подрастающего поколения выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, основу которого составляет воспитание посредством общения с природой, посредством чего осуществляется их всестороннее развитие, предлагает следующее:

- Осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом;

- Использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий;

- В процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, способствовать развитию, самовыражению человека;

- Проводить путешествия, экскурсии, прогулки в природу, развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия;

- Учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, помечтать, составлять стихотворения и так далее.

А.П.Хаустов, А.В.Максимов, М.М.Редина обращают внимание на необходимость открытия учебных центров дистанционного экологического образования, что продиктовано всеобщей потребностью по этому актуальному для общества направлению. Они считают, что в Федеральной образовательной экологической программе дистантным формам обучения не отведено место, в то время как за рубежом они приобрели большую популярность. Основные причины ограничения распространения этого метода:

- отсутствие полного комплекта учебно-методических материалов, пригодных для дистантной формы обучения;

- отсутствие технических средств для контактного обмена в системе «преподаватель - обучающийся»;

- необходимость проведения полевых учебных практик.

А.П. Хаустов предлагает включить в качестве задач Национальной стратегии экологического образования в РФ самостоятельный пункт о развитии и разработке системы дистантных методов экологического образования и их популяризацию среди широких слоев населения России.

И.Беляев подчеркивает, что «ключевой фигурой реформируемой образовательной системы является педагог - профессионал. Как носитель и субъект общей и профессиональной культуры он должен владеть инновационными педагогическими технологиями». Разработка и внедрение эколого-информационных технологий стало одним из приоритетных направлений в инновационной деятельности. Инновационный процесс В. С.Лазарев понимает как изменения в педагогической и управленческой системе, которые: во-первых, обладают новизной; во-вторых, имеют потенциал повышения эффективности школы; в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект; в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

А. Попова утверждает, что только систематическая и разнообразная по формам работа формирует в детях чувство любви к родной природе и ответственность за нее. Она считает, что для эффективного осуществления экологического просвещения и воспитания школьников целесообразно привлекать к сотрудничеству другие организации, например, национальные парки, лесничества, с помощью которых организовывать специальные экологические лагеря, где школьники и учатся, и отдыхают.

Условием эффективности формирования экологической культуры выступает мониторинг окружающей среды посредством наблюдения и постановки опытов. Проблеме мониторинга окружающей среды значительное внимание в своих исследованиях уделяют В.Б.Беляков, П.Н.Белов, В.Б.Георгиевский, Н.А.Гусева, Н.И.Дереклеева, В.С.Сидоров, А.П.Сурвила, В.Л.Телицын, А.Г.Юровицкий и другие. Наибольшая эффективность наблюдения достигается, если в повседневной жизни прослеживается целый цикл наблюдения за объектами природы в разных условиях существования. Каждое наблюдение имеет свою цель и содержание. Оно формирует у школьников разносторонние и систематизированные знания об окружающей среде, позволяет демонстрировать новые стороны и особенности знакомых объектов. Наблюдения дают основу для эмоционального восприятия природы на уровне каждого конкретного ученика. Особенностями данного метода являются: преобладание визуального источника знания над словесным, широкий охват всех школьников, активное использование практических форм работы.

Опыты имеют достаточно обширную практику использования в процессе формирования экологической культуры, потому что помогают установить несложные причинно-следственные связи, повышают познавательную активность. В нашем случае опыты используются в процессе выращивания растений на огороде, в цветнике, саду, уголке природы, что способствует формированию потребности в знаниях, осознанию важности и необходимости проделанной работы.

Л.А.Коробейникова и Н.В.Дуганова определяют систему школьного мониторинга как интерактивную форму обучения, которая работает на формирование новых ценностных ориентаций человека, новых -экологических стереотипов мышления. Они выражаются в следующих постулатах:

- человек - органическая часть природы (принцип ЭКО-Я);

- понимание эволюции как коэволюции всех форм жизни;

- мера вещей - как уникальность жизни (принцип биоцентризма);

- согласование потребностей человека и общества с экологическими требованиями (экоимператив).

Еще одним из важных моментов в процессе формирования экологической культуры является использование современных информационных технологий. Обучение школьников работе на современных средствах обработки информации в области экологии необходимо в решении таких вопросов профессиональной деятельности, как анализ состояния окружающей среды, обработка данных экологического мониторинга, поиск решений по выходу из неблагоприятных экологических ситуаций. Данные задачи могут быть решены посредством использования ряда программных средств: текстовый редактор «Word», база данных, электронные таблицы «Exel», графический редактор «Paint», доступ к информации можно получить и с помощью Internet.

Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям. Они дают возможность ознакомить учащихся с состоянием окружающей среды в естественных условиях. Даже непродолжительные экскурсии духовно обогащают человека, позволяют ему успокоиться посредством общения с природой. Объектами для экскурсий в нашем случае служат не только участки естественной, но и измененной человеком природы, что дает наглядно убедиться в масштабах отрицательного воздействия человека на окружающую среду. Проведение экскурсии должно проходить в несколько этапов:

- Подготовительный, основная задача которого заключается в определении маршрута, подборе информации об объектах, на которых следует заострить внимание, важно создать у школьников соответствующее настроение, напомнить правила поведения, раздать задания;

- Проведение экскурсии, во время которой нужно помнить, что ученики лучше запомнят не слова, а то, что им удалось потрогать или внимательно рассмотреть, надо выделить время для выполнения заданий и отдыха;

- Послеэкскурсионная работа, которая предполагает анализ увиденного, обобщение результатов проделанной работы, составление отчетов с последующим их обсуждением.

Несомненным достоинством экскурсий является то, что школьники приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с экологическим состоянием местности. И.И.Полянский отмечает, что «нельзя ограничиться изучением только отдельных конкретных форм, отдельных представителей, взятых хоты бы и в большом количестве. Это не даст понимания природы в целом, существа ее». Мы согласны с его мнением и, более того, считаем, любую экскурсию необходимо начинать с конкретных объектов, а заканчивать рассмотрением общих вопросов, дающих учащимся представление о единой картине мира.

Важное место в формировании экологической культуры школьников занимают экологические тропы, которые являются комплексным средством экологического воспитания и образования. Это наиболее «молодая» разновидость педагогически организованного маршрута на местности, на котором проводится учебная, пропагандистско-природоохранная работа, направленная на формирование экологической культуры. Экологические тропы должны отвечать следующим требованиям: привлекательность; атрактивность, т. е. она должна быть интересна, обеспечиваться наличием красивых объектов природы и их разнообразием; предельно информативна; доступна для оперативного посещения; должна содержать возможность экологической оценки деятельности человека (последствия пожара, зарубки и так далее); возможность для экспериментальной опытнической работы (наблюдение за насекомыми, растениями, животными и др.).

Экологические тропы в своем составе должны иметь геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические, зоологические и другие объекты, а так же компоненты, подвергнутые воздействию людей и искусственные сооружения. Они бывают: на одно интегрированное занятие, туристические, экскурсионные.

Г. Селевко отмечает, что «школа очень нуждается в надежных образовательных технологиях подготовки личности новой формации -ориентированной на саморазвитие, самосовершенствование и способной к этому». Под его руководством разработана и апробирована технология саморазвития личности школьника, построенная на основе психолого-педагогических знаний особенностей школьников и охватывающая весь образовательно-воспитательный процесс. В основу данной технологии положены идеи развивающего обучения, которое особенно подходит для школьников среднего и старшего звена, где познавательная мотивация значительно ослабевает. На смену ей приходит мотивация, опирающаяся на потребность личности к саморазвитию. Потребности вызывают мотивы, мотивы ведут к действиям, взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого происходит усвоение личностью социального опыта и ее развитие.

Особое внимание следует уделить региональной программе «Наш дом -планета Земля» Л.И.Греховой, которая состоит из трех объектов: «Природа и человек», «Природа и общество», «Охрана природы». В их содержание заложены идеи экологии, регионально-глобального мышления, познание природы окружающего мира по формуле «мыслить глобально - действовать локально». Она считает, что для успешной реализации экологического воспитания и образования необходимо создание внутренней развивающей среды в соответствии со следующими принципами: Принцип дистанции и позиции при взаимодействии; Принцип активности, самостоятельности творчества; Принцип стабильности - динамичности; Принцип комплексирования и гибкого зонирования; Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия; Принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации среды.

Целостное педагогическое осмысление сложившейся образовательной ситуации, в частности, в условиях Ставропольского края, приводит к необходимости поиска путей развития образовательных систем как центров образования и культуры подрастающего поколения. Одним из таких путей является разработка концептуальной модели «Региональная фауна» Е.В.Хохловой, главная задача которой - это исследование проблемы мотивации обучающихся в отношении окружающей природной среды, которая оказывается под влиянием форм и качества организации учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, мотивация учащихся по отношению к региональной фауне включает такие факторы, как: обучение умениям действовать (ориентация на действие); передача знаний об экологических понятиях (системная ориентация); умение анализировать проблемы окружающей среды (проблемная ориентация).

Следует особо подчеркнуть, что совершенствование технологии формирования экологической культуры школьников должно идти с учетом их возрастных особенностей, преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны в настоящее время игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта. А.В.Баранников и В.А.Березина отмечают, что «в работе с детьми и подростками важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми - от привития им любви к своей малой Родине до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли».

Н.С.Дежникова обращает внимание на то, что сегодня важно обогатить содержание деятельности, в которую вовлекаются школьники, за счет:

- Взаимосвязи образовательных знаний с экономическими в интересах развития прогностических способностей школьников;

- Включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой деятельности, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;

- Насыщения деятельности школьников общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности;

- Создание особой психологической среды, ориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру межличностных отношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в улучшении экологической ситуации в своем городе, районе, селе);

- Обращение к позитивным примерам природосообразной деятельности людей, чтобы избавиться от пессимизма, возникающего у школьников на почве неверия в возможности человека изменить мир к лучшему.

Иными словами, формирование экологической культуры должно органично вписываться в процесс развития личности школьника. Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова считают, что с точки зрения перспектив развития само образование должно органически сочетать знание индивидуальное и социальное, гуманитарное и естественнонаучное, технологическое и творческое, консервативное и новаторское, что означает быть гармоничным. Они предопределили историческую роль современного образования как фактор достижения гармонии, продуктивного взаимодействия человека и окружающего его мира. По мнению В.К.Крючкова все участники образовательного процесса представляют собой «систему зеркал», в которой отражают друг друга со всем своим опытом и ошибками. Он считает, что необходимо создать поле совместного бытия, где взрослый бы не «воздействовал» на ребенка, глядя на него сверху вниз, находил бы некий алгоритм единения двух внутренних миров, из которого рождалось бы доверие, а вслед за ним - и желание действовать вместе.

Следовательно, педагогические технологии, используемые в процессе формирования экологической культуры, имеют многоплановый характер. Однако, они объединены общей целью - развитие у школьников ощущения единства человека и природы, формирование потребности в сохранении и дальнейшем преумножении ее богатств.

 

АВТОР: Чикильдина Н.А.