11.02.2012 4384

Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината

 

Труд является главным условием жизнедеятельности людей. Перед учебно-производственным комбинатом стоит трудная задача это сохранение у школьников отношения к труду как к величайшей ценности и главной человеческой потребности. Следует отметить, что с появлением образовательной области «Технология», которая заменила десять лет назад предмет «Трудовое обучение», обозначилось множество направлений для исследования. Однако единой картины еще не наблюдается. Большинство исследований направлено на субстанциональное реформирование трудового обучения, а вопросы его оптимизации рассматриваются недостаточно широко.

Трудовое обучение школьников в рамках образовательной области «Технология» может осуществляться разными вариантами: на базе школ, в учебно-производственных комбинатах и других образовательных центрах. Целесообразность использования того или иного варианта обучения является актуальнейшей проблемой современности, однако эта проблема находиться за пределами нашего исследования. Сторонниками сближения общеобразовательной и профессиональной школы являются П.Р.Атутов, Г.Крапп, А.Ф.Крючков, К.А.Иванович и другие исследователи. Мы считаем, что трудовое обучение в условиях учебно-производственного комбината, что имеет несколько преимуществ по сравнению с школой, а именно: школьники в процессе обучения получают одну из рабочих специальностей, что дает им некоторую социальную защиту в плане трудоустройства после завершения обучения; они приобретают опыт работы в условиях реального производства товаров и услуг; знакомятся с новой для них социально-профессиональной прослойкой взрослых, что дает им тот самый жизненный опыт, которого они лишены при обучении в школе.

За основу для своего исследования мы взяли определение труда, данное еще К. Марксом, которое гласит, что «труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой».

Под природой мы подразумеваем и окружающий мир, и окружающую реальность. Мы полностью согласны с мнением А.В. Бердышева о том, что в трудовой деятельности природа часто обозначается как предмет труда. Он на основании предметно-функционального подхода построил структурную схему труда, где четко показано, как необходимо готовить подрастающее поколение к трудовой деятельности и что следует изменить в современных условиях и обозримой перспективе, в том числе затрагиваются и проблемы экологической безопасности.

Учебно-производственный комбинат предоставляет школьникам возможность удовлетворения познавательных потребностей самого широкого спектра, создавая соответствующие условия: свободу волеизъявления, пространство для творческой деятельности, комфортную среду для их реализации. Он выступает в роли «транслятора» социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, что помогает школьникам осознать свои потребности и возможности, усвоить этот социальный опыт, пропустить его через себя, свои чувства и мысли.

Культура - плод человеческого труда и без труда невозможно овладеть ею. Именно трудовое, созидательное начало должно пронизывать собой всю жизнь учебно-производственного комбината. Оно обеспечивается всем содержанием и формами работы, ее деятельностной ориентацией, включением учащихся в общественно-полезный производительный труд. Учебно-производственный комбинат - неотъемлемая часть культурной практики общества. Он выступает связующим звеном социального опыта, обеспечивает целостность и преемственность культурных традиций, их развитие и обогащение.

«Знание без совести - погибель души», - утверждал Ф. Рабле. Основной причиной трудностей, переживаемых современным обществом, является падение нравственности, духовности. Духовность, нравственность общества неразрывно связаны с деятельностью. Для овладения духовными ценностями необходимы созидательный труд и общение. Известный педагог В. А.Сухомлинский отмечает, что «моральное обеспечение всеобщего среднего образования - предотвращение всех зол и бед нашего нынешнего школьного бытия прежде всего в трудовом воспитании». Он был убежден в том, что «нет и не может быть воспитания вне труда и без труда».

Следует отметить, что проблема формирования экологической культуры школьников в представлении различных ученых и исследователей приобретает все больше черт своего рода центрального, приоритетного звена всей образовательной и воспитательной деятельности. Разные авторы называют целями процесса формирования экологической культуры знания, умения и навыки оптимального управления экологическими системами, обеспечения рационального использования природных ресурсов, научной организации общества, его производства и потребления, планирования для сохранения равновесия между производством и природой, развитие экологического мышления как компонента экологической культуры населения. Цель процесса формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината - формирование потребности в высоконравственном поведении по отношению к окружающей среде в процессе трудовой деятельности.

Безусловно, ценность работника определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и рядом других показателей, характеризующих его личность, среди которых нравственные качества личности занимают далеко не последнее место. В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы детей окружал не только мир природы, но и мир труда, творчества, строительства. Он считал, что «человеческая красота ярче всего раскрывается в труде». Его «Путешествия в мир труда», «Зеленый класс», «Сад здоровья», «Книгу природы» - можно назвать «классикой» в истории становления и развития экологической культуры.

Становление человека как высококвалифицированного работника проходит несколько этапов. Сначала формируются такие способности как трудолюбие, добросовестность, ответственность, исполнительность и ряд других качеств, которые формируются еще с начальных классов. Учебно-производственный комбинат принимает своеобразную эстафету у школы. Главная цель учебно-производственного комбината - это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, в процессе которой решаются следующие задачи:

- Формирование политехнических знаний;

- Формирование экологического сознания, мышления, экологической культуры школьников;

- Ознакомление с современными видами производственной деятельности человека;

- Воспитание таких качеств личности, как трудолюбие, ответственность, честность, патриотизм, способности решать творческие задачи;

- Формирование умений ведения домашнего хозяйства;

- Предоставление школьникам возможности участия в профессиональных пробах с целью самопознания и самоопределения в мире профессий, их более детального изучения.

Мы считаем, что основные направления формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината можно сформулировать следующим образом:

- Ответственность каждого человека как члена общества за состояние окружающей среды, связанная с производством товаров и услуг;

- Знания, умения и навыки, связанные со здоровым образом жизни;

- Значение природы как источника жизни и красоты. Формирование экологической культуры в условиях учебнопроизводственного комбината должно проходить с учетом теоретических концепций современного технологического образования в нашей стране, его связи с практикой, а так же опыта отечественного и зарубежного преподавания образовательной области «Технология». Основные положения концепции, отражённые в государственном образовательном стандарте по трудовому обучению школьников, сводятся к следующему:

- Средствами предмета «Технология» формировать у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции;

- Формирование знаний о средствах и путях преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт;

- Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманного достижения жизненных цели;

- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;

- Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям.

Экологическая культура открывает иной, отличный от рационального, способ видения окружающего мира, его понимание и ощущение как величайшей ценности человечества, нуждающейся в бережном отношении. Поэтому в работе по формированию экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината, на наш взгляд, необходимо выделить две составляющих:

- Организация деятельности, главным элементом которой будет формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к окружающей действительности;

- Вовлечение их в трудовую деятельность по преобразованию, сохранению и восстановлению окружающей среды, связанную с созданием и эксплуатацией материальных ценностей.

Обучение в условиях учебно-производственного комбината включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки по следующим профилям: торговое обслуживание, информационные технологии, швейное дело, автодело, медико-санитарная подготовка, педагогический профиль, общественное питание и другие.

Под базовым содержанием подразумевается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся общеобразовательных учебных заведений образовательной области «Технология» в инвариантной части учебного плана.

VII Международная конференция по проблемам технологического образования школьников «Технология - 2001» показала, что в современных социоэкономических условиях преподавание образовательной области «Технология» приобретает первостепенное значение в вопросе социализации выпускников. Необходимо завершить переход от трудового обучения к технологическому в рамках предмета «Технология», который призван обеспечить учащимся возможность овладения инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применить в практической деятельности научные знания, полученные при изучении других предметов.

Мы полностью согласны с мнением Ю.Л. Хотунцева о том, что построенный на основе проектной познавательно-трудовой деятельности этот предмет на качественно новом уровне должен реализовывать положительный отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной экономической и экологической подготовки школьников, их профессиональную ориентацию. Он совершенно справедливо отмечает, что существует ряд нерешенных проблем:

- Не удается обеспечить финансирование материально-технического обеспечения образовательной области «Технологи»;

- Не обеспечено в должной мере программно-методическое обеспечение технологического образования в сельской школе, профильных направлениях в старших классах;

- Допускаются факты исключения образовательной области «Технология» из школьных учебных планов;

- При изучении технологии недостаточно используются современные информационные технологии;

- Слабы контакты российских ученых и практических работников, занимающихся проблемами технологического образования, с зарубежными коллегами;

- Учителя и преподаватели технологии недостаточно активно участвуют в обсуждении концептуальных документов и программно-методических материалов, связанных с проведением эксперимента по совершенствованию структуры и содержания технологического образования;

- Уровень подготовки учителей технологии отстает от реальных запросов современной личностно-ориентированной методики обучения].

Важность освоения каждым школьником основ экологической культуры как части общей культуры современного человека не подлежит никаким сомнениям. Г.Николаев отмечает, что перемены в современной технологии обещают гармонию хозяйственной деятельности людей и окружающей среды. Проблемы экологической безопасности необходимо решать прежде всего исходя из желаний, интересов и возможностей школьников. Они должны уметь определять экологически чистые продукты, гигиеничные ткани и безопасные пластмассы. Их надо знакомить с трудовыми приемами осуществления щадящих процессов обработки, хранения и утилизации.

А.В. Бердышев считает, что для умелой профессиональной деятельности у будущего работника наряду с общетрудовыми функциями (планирования, организационной, контроля и регулирования) должны быть в достаточной степени развиты и производственные функции. Объектные производственные функции (энергетическая, управленческая, исполнительская и логическая) работник выполняет находясь на посту. Субъектные производственные функции (творческая, проектировочная и принятие решений) могут выполняться как на рабочем месте, так и вне его. С учетом современных условий у будущего работника необходимо формировать такую функцию, как прогностичность.

Система трудовой подготовки, которая существовала в нашей стране много лет, была направлена на формирование в основном объектных производственных функций. Мы получали хороших работников исполнителей, способных и сейчас конкурировать на международном рынке труда. Отсутствие ориентира на формирование инициативы, творческого подхода, активности привело к недооценке у работников субъектных производственных функций.

Экологическая культура как раз и относится к данной группе функций, формирование которых лежит в сфере воспитательно-образовательной деятельности учебно-производственного комбината. Особенно удачным можно считать применение метода проектов, который ведет к повышению мотивации учащихся к четко продуманной технологической деятельности путем придумывания и обоснования объекта деятельности, разработки технологической документации, экономической и экологической оценке.

В своем исследовании мы исходили из того, что «познание - это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Цель познания - знания. Они нужны для ориентации и в окружающем мире; объяснения и предвидения событий, планирования и реализации деятельности». В.Д.Грачев отмечает, что умственная работа не сводится к механическому усвоению способов деятельности. Мы полностью согласны с его мнением о том, что «человек овладевает не набором понятий, суждений, умозаключений, а принципами, структурой для их обработки». Учебно-производственный комбинат способствует формированию у школьников системы принципов профессиональной деятельности, ознакомлению с их структурой.

Условно весь процесс обучения в учебно-производственном комбинате можно разделить на три этапа:

  • Общетрудовая подготовка;
  • Профильное обучение в сочетании с профориентационной работой;
  • Профессиональная подготовка.

Общетрудовая подготовка (7 класс) подразумевает освоение школьниками знаний, умений и навыков в рамках образовательной области «Технология». Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В учебно-производственном комбинате «Технология» -интегрированный предмет, синтезирующий научные знания из математики, физики, химии, биологии и других дисциплин и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях человеческой деятельности, что обеспечивает привлечение практического опыта для овладения теоретическими знаниями.

Профильное обучение (8-9 класс) должно решать комплекс задач, стратегической целью которых является профессиональное самоопределение школьников. Оно подразумевает формирование представлений об основах современного производства, его экономической и экологической эффективности, тенденциями научно-технического прогресса, ознакомление с многообразием профессий, выявление склонностей и способностей к определенным видам деятельности и профессиональные пробы. Данный этап предполагает выбор школьниками определенного профиля обучения, свойственного той или иной специальности, и овладение соответствующим набором навыков и умений.

Профессиональная подготовка школьников (10-11 класс) направлена на получение в конечном итоге определенной профессии. К уровню и качеству такой подготовки предъявляются требования, аналогичные требованиям подготовки специалистов в других учебных заведениях, а программы отвечают требованиям квалификационных характеристик для подготовки в других учреждениях начального профессионального образования.

Срок обучения в учебно-производственном комбинате пять лет. Школьники получают не только минимум трудовых знаний, но и проходят курсы общетехнических и специальных дисциплин; большое внимание уделяется региональному компоненту, производственной практике.

Исходя из того, что экологическая культура является центральным звеном осознания личностью идеала взаимодействия человека и природы, ее формирование должно быть основано на вовлечении школьников в деятельность, направленную на гармонизацию отношений в системе «человек - окружающая среда», которая в условиях учебно-производственного комбината предполагает подготовку школьников к практическому решению вопросов в рамках будущей профессиональной деятельности, связанных с конкретными экологическими ситуациями. В программе такой подготовки должно быть предусмотрено изучение принципов ведения хозяйства, учитывающих особенности экологической обстановки, методов разработки технологий, направленных на снижение загрязнения среды, решение элементарных вопросов экологической безопасности.

Несмотря на множество разработок, методика формирования экологической культуры по существу не разработана. Большинство исследователей склоняется к мнению, что формирование экологической культуры необходимо начинать еще с дошкольного возраста. Они являются сторонниками непрерывного формирования экологического сознания и ответственности за состояние окружающей среды и в дальнейшем, а именно в школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведениях. Л.В. Попова отмечает, что в целях повышения качества вузовского экологического образования необходимо учитывать базовый школьный уровень знаний студента, зависящий не только от изучаемых в школе дисциплин, но и от мировоззрения, сформированного у него школьными педагогами. Главную причину неудач она видит в том, что изучение «Основ экологии» в 9 классе общеобразовательной школы неэффективно, потому что по своим возрастным особенностям они не готовы к восприятию и пониманию глобальных экологических проблем. Мы считаем, что формирование экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината позволит в зависимости от специальности делать акцент на профессиональных вопросах и их соприкосновении с экологическими проблемами. Мы полностью согласны с ее мнением о том, что корректировка вузовских и школьных программ позволит выйти на более качественный уровень знаний и формирование экологического сознания.

Для решения этих задач мы выделили восемь основных направлений деятельности учебно-производственного комбината:

- Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения;

- Информационные технологии;

- Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;

- Технология изготовления швейных изделий;

- Общественное производство и профессиональное самоопределение;

- Производство и окружающая среда;

- Домашняя экономика и основы предпринимательской деятельности;

- Творческий проект.

При этом основная часть времени (70 %) отводится на практическую деятельность. Наряду с традиционными методами используется метод проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа школьников, предусматривающая изготовление какого-либо изделия, соответствующего его возрастным возможностям, предусматривающая экологическую оценку изделия.

Экологическая культура подчеркивает ограниченность человека. На пути к экологическому обществу общественное сознание должно перестроиться за счет увеличения удельного веса биологии и в системе фундаментальных, и в системе прикладных исследований. Все это требует создания экологически чистых технологий, поиск экологически чистых средств борьбы с вредителями, сорняками и болезнями. Экологическое общество должно исключить нарушение разнообразия природной среды. Приоритетной в создании экологического общества должна являться сфера материального производства.

Современная система трудовой подготовки школьников построена на основе вовлечения учащихся в общественно-полезный производительный труд. Это обладает большим воспитательным эффектом, поскольку, производя общественно значимые материальные ценности, школьники осознают причастность к общему делу. У них меняется отношение к обучению. Овладевая трудовыми действиями в учебной деятельности, школьники учатся разграничивать цель, средства, результат труда. В процессе выполнения трудовых операций они становятся субъектами организованной целенаправленной деятельности. Разнообразные формы трудового обучения, такие как лепка, кройка, вышивка и т.д., развивают желание и умение трудится, приносят радость от полученного результата и положительной оценки.

Труд - естественное условие человеческой жизни, которое характеризует ее во всех аспектах. В.А.Сухомлинский не раз подчеркивал, что «радость труда - могучая воспитательная сила». Он утверждал, что воспитательная цель достигается при условии, когда детский труд содержит в себе важнейший элемент производительности взрослых: получение материального результата, включение его в отношения членов коллектива.

Включение школьников в создание и непосредственное бытовое обслуживание материальных ценностей формирует основные трудовые умения и навыки, создает предпосылки для позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Общее дело, стремление к достижению результата, повышению эффективности труда создают нравственный фон, на котором базируется экологическая культура. Исходя из этого, в рамках нашего исследования было определено основное направление деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры школьников. Оно заключается в формировании разумных материальных потребностей, которыми можно считать нравственно оправданные потребности, удовлетворение которых способствует всестороннему развитию личности.

А.А. Шибанов отмечает, что для повышения воспитательной действенности особое значение имеет соединение природоохранных знаний с производительным трудом, выполняемым ученическими производственными бригадами, учебно-производственными комбинатами и другими трудовыми объединениями школьников. Он считает, что «учебно-производственный комбинат - это эффективное средство воспитания учащихся, помогающее понять законы природы, полюбить ее и научиться относиться к ней как к общественному богатству». Профессиональная деятельность школьников в сочетании с созданием материальных ценностей способствуют эффективному формированию представлений о современном производстве, его технологических процессах, экономической эффективности и экологической безопасности.

Формирование экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината представляет собой целенаправленную деятельность, связанную с подготовкой школьников к будущей профессиональной деятельности, в результате которой они должны глубоко осознать необходимость бережного отношения к окружающей действительности, выработать потребность в экологически безопасных технологиях производства материальных ценностей. Здесь они знакомятся с различными материалами и инструментами, приемами их обработки не только ручным способом, но и механизированным. Включение в техническую творческую деятельность посредством создания специальных педагогических ситуаций позволяет непосредственно наблюдать как положительное, так и отрицательное влияние продуктов труда человека на окружающую среду.

Данная система подразумевает переориентацию с субъектно-объектных отношений, которые являются традиционными для российской системы образования и воспитания подрастающего поколения, на субъект-субъектные. Мы считаем, что подобная тенденция способствует становлению равноправных «демократических» отношений между преподавателями и учащимися. Е.Бодина считает, что идея педагогического взаимодействия ученика и учителя является актуальной для современной школьной и вузовской практики. Она отмечает всю сложность и неоднозначность данного явления и акцентирует внимание на педагогической роли ученика по отношению к учителю, заставляет еще раз задуматься о преподавателях и их воспитанниках. Контингент учащихся учебно-производственного комбината состоит из школьников старшего возраста, а именно подростков и юношества, что нельзя не учитывать в процессе формирования экологической культуры.

В.А.Сухомлинский отмечает ряд противоречий отрочества, которые, по нашему мнению, нельзя не принимать во внимание:

- Непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшими отклонениями от истины, с другой стороны неумение разобраться в сложных явлениях жизни;

- Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая становиться иногда настоящим бедствием школьного воспитания;

- Желание самоутвердиться и неумение это сделать;

- Есть глубокая необходимость в совете и помощи и в то же время нежелание обратиться к старшему.

Потребность старшеклассников в самоопределении своего место и роли в семье и среди друзей и одноклассников, а так же своей значимости для учителя, необходимо принимать во внимание. Школьники, взрослея, испытывают потребность в признании своих достоинств со стороны учителя, нуждаются в уважении собственных суждений. Если не учитывать эти особенности - открывается путь к созданию конфликтных ситуаций на уроке, что, несомненно, порождает так называемых «трудных подростков».

В юношеском возрасте деятельность учащихся, направленная на установление равноправия со взрослым, не только усиливается, но и углубляется. Это скрытый, но достаточно сильный мотив «наступления» на учителя, который «все знает» и «все умеет» необходимо взять на вооружение для достижения поставленной нами цели. Именно поэтому наша система имеет замкнутый характер. Нельзя не воспользоваться еще одним моментом: подростки в поступках ориентируются в основном на свои собственные требования, которые иногда отличаются от общепринятых, поэтому прослеживается явная зависимость целей обучения и воспитания и уровня знаний, умений и навыков учеников, т.е. конечного результата.

Л.С. Выготский писал, что «эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения. В ней реализуется активность нашего организма.» Мы считаем, что положительное эмоционально-ценностное отношение в природе является неотъемлемым элементом процесса формирования экологической культуры. Оно может послужить основой для дальнейшей деятельности по ее сохранению и воссозданию в первозданном виде.

Возрастные особенности старшеклассников с одной стороны способствуют, а с другой стороны осложняют процесс формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината. Очень точно по этому поводу высказался А.В. Мудрик. Он отмечает, что «мир в юности познается и оценивается глобально, при этом старшеклассникам очень трудно сосредоточиться на деталях, из которых состоит эта глобальная картина мира. В тоже время мир познается дискретно, т. е. через восприятие и абсолютизацию отдельных деталей, частностей, которые обобщаются и возводятся в ранг всеобщности. Обращает на себя склонность сводить все сложности окружающего мира к простым схемам и усложнять самые простые ситуации, события».

Именно в юности человек наиболее склонен к восприятию всего нового, неизвестного и прогрессивного. Юность - это период, когда теоретичность познания сочетается с крайней эмоциональностью и предельной рассудочностью. Познание в юности эффективно лишь при условии, что ученик чувствует себя исследователем, первооткрывателем того, что уже давно известно. Еще В.Г. Белинский указывал на тот факт, что «идея вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности есть мертвый капитал».

Учебно-производственный комбинат в определенной мере определяет и социальную ориентацию школьников. Здесь они включаются в новую систему отношений. Юноши и девушки вступают в общение с новыми людьми, в частности с учениками из других школ и совершенно иной социально-профессиональной прослойкой взрослых, которые помогают им реализовывать свои идеи, удовлетворяют интересы, передают весь багаж знаний, умений и навыков, социального опыта.

Еще Л. С. Выгодский указывал на то, что личный опыт ученика являет собой важнейший момент процесса становления личности. Мы считаем, что тот опыт, который школьники приобретают в процессе обучения в учебно-производственном комбинате, уникален, поскольку именно здесь происходит формирование основ культуры труда, экологической культуры, ответственность за свои действия и поступки. Мы полностью согласны с мнением А. В. Мудрика о том, что труд в коллективе старшеклассников становится эффективным средством развития личности тогда, когда он используется педагогами как сфера социальной ориентации юношей и девушек.

Г. Селевко отмечает, что развитие ребенка идет не линейно, а одновременно во всех направлениях. В школьном периоде он выделяет несколько сенситивных периодов для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. За основу он берет иерархическую структуру потребностей А. Маслоу, где указывается, что основная потребность школьников в 13-14 лет заключается в самоутверждении, в 14-15 лет - это самоопределение, а в 15-17 лет -самоактуализация. По мнению В. А. Сухомлинского углубленное познание мира, самого себя, самовоспитание как определяющие черты духовной жизни в годы отрочества невозможны без самоутверждения в труде.

А. Н. Федотов утверждает, что обучать труду означает прежде всего формировать нравственное отношение прежде всего к нему, к себе, к окружающим, готовить детей к процессу самоактуализации. Он считает, что культивирование трудолюбия, уважение к чужому и своему труду, развитие общих способностей индивида на фоне потребностей социума - это и есть процесс гуманизации трудового обучения.

Исходя из этого, можно выделить некоторые особенности процесса формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината:

- Трудовая деятельность школьников связана не только с усвоением определенного набора знаний, умений и навыков, свойственных той или иной профессии, но и с созданием и эксплуатацией материальных ценностей, что дает положительный эффект в рассмотрении вопросов, связанных с установлением причинно-следственных связей между человеком и природой.

- Учебно-производственный комбинат является одним из социальных институтов, в рамках которого возможно формирование экологической культуры школьников. В учебно-производственном комбинате центр тяжести обучения и воспитания переносится на творческие направления человеческой деятельности, что создает все необходимые условия для личностного развития.

- Реальным механизмом, претворяющим решение задачи по формированию экологической культуры, является трудовая деятельность школьников в рамках определенной профессии, осуществляющаяся на основе научных подходов, как в организации этой деятельности, так и в ее содержании и методике.

 

АВТОР: Чикильдина Н.А.