11.02.2012 2859

Педагогические условия деятельности учебно-производственного комбината по формированию экологической культуры

 

Анализ теории и практики формирования экологической культуры показывает, что наблюдается ряд существенных недостатков, среди которых наиболее яркими являются ее отрыв от процесса обучения и воспитания в целом, подмена постоянной, целенаправленной работы эпизодическим проведением мероприятий. Это особенно губительно на завершающем этапе обучения в старших классах. Абстрактное просветительство и словесная беспредметность, недостаточность практической пробы сил и трудового опыта отрицательно сказывается как на процессе обучения и воспитания в целом, так и на формировании экологической культуры в частности.

Трудовое обучение в школе не обеспечивает активной пробы сил в различных сферах человеческой деятельности, формирования правильной самооценки, ответственного отношения к результатам своей работы, готовность отвечать за свои действия. Приходится констатировать правоту слов В.С.Сухомлинского о том, что «все наши беды уходят своими корнями в односторонность, уродливую однобокость выражения человека. Мы будем недалеко от истины, если столкнемся с тем, что единственной сферой выражения человека во многих школах - а может и в подавляющем единстве - является оценка знаний, ступень приближения человека к тому потолку, которого можно достигнуть в школе. Первичным, прочно сложившемся стал взгляд: хорошие оценки у человека - значит, хороший он человек; плохие - никудышний».

Для успешного формирования экологической культуры школьников необходимы соответствующие педагогические условия, которые должны отвечать следующим принципам: многопрофильность, многоуровневость, непрерывность, дифференциация, личностная ориентация, свобода выбора.

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения В.А. Сухомлинского, который выделяет два источника морального воспитания:

- Заранее предусмотренная воспитательная работа: многогранные моральные, трудовые, творческие, гражданско-политические отношения в коллективе, специально созданные чтобы воспитывать; слово воспитателя; передача молодому поколению ценностей, созданных, добытых, завоеванных старшими поколениями. Это все то, что заранее планируется, предусматривается воспитателем.

- Сложные отношения, которые окружают ребенка. Они являются для него средой, которая дает наглядные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий. Эти отношения никем не мыслятся как специальный способ воспитания, но чем меньше о них думают взрослые как о силе, воздействующий на духовный мир ребенка, тем больше она, эта сила, воспитывает.

«Голос совести», являющийся неотъемлемым элементом формируемой в учебно-производственном комбинате экологической культуры, он определяет как внутреннюю потребность сделать так, как полезно, необходимо, красиво. Его формирование должно проходить в условиях гармонии этих источников воспитания, что вполне отвечает поставленным перед нами задачам.

В комплексе задач, которые призван решать преподаватель учебно-производственного комбината, первостепенное значение должно придаваться формированию экологической культуры, где можно выделить две тесно взаимосвязанных стороны. Первая - это создание педагогических условий для эффективного ее формирования в рамках образовательной области «Технология», вторая сторона представлена благоприятным психологическим микроклиматом во взаимоотношениях учителя и учащихся, который создается в процессе трудовой деятельности и показывает непосредственное влияние человека на окружающую среду. Умение оптимально организовывать учебный процесс является признаком педагогического мастерства. В целом оптимальная организация процесса формирования экологической культуры школьников в условиях учебно-производственного комбината требует от преподавателя изжития стандартов и шаблонов в работе.

Учитывая специфику постановки воспитательного процесса в учебно-производственном комбинате, мы определили основные требования, предъявляемые к педагогам, как одно из педагогических условий формирования экологической культуры:

- Знание целей и задач процесса формирования экологической культуры школьников, владение методами и формами воспитательной работы - это первоочередные действия, которые являются своеобразным показателем готовности педагога ставить и решать задачи повышения эффективности своей работы;

- Анализ степени соответствия результатов целям воспитания, понимание причин, ведущих к неэффективному формированию экологической культуры;

- Предвидение результатов своей работы, умение соотносить реальные результаты с общими целями воспитания, видеть и устранять противоречия;

- Построение обоснованной гипотезы и определение системы «перспективных линий» (близких, средних, дальних);

- Осуществление перспективного планирования и конкретизация целей с учетом особенностей объекта воспитания;

- Решение комплекса задач посредством адекватной им деятельности, выбирая такие виды деятельности, формы и методы воспитательной работы, которые обеспечат положительный результат;

- В целях коррекции процесса формирования экологической культуры необходимо осуществление периодического контроля и промежуточного анализа результатов деятельности.

При условии логического построения процесса формирования экологической культуры педагоги освобождаются от нецелесообразных мероприятий, обоснованно выбирают формы и методы работы, то есть сознательно строят процесс воспитания с наименьшими затратами сил и времени. Достижения положительных результатов зависит от построения в правильном порядке логических элементов алгоритма деятельности: постановка цели, прогнозирование, диагностирование, анализирование, планирование, реализация деятельности, корректировка, подведение итогов. Экологическая культура становится внутренним достоянием личности, только при определенных условиях. Чтобы понять механизм развития экологической культуры личности необходимо знать сущность объективных психологических процессов, которые протекают в сознании школьника. Влияние педагогов может осуществляться косвенно, через создание условий для формирования этих качеств. Особенность заключается в том, что познание школьниками объектов действительности проходит через осмысление своего места в жизни, связанная с оцениванием.

Согласно исследованиям, 64% школьников ожидают получить от школы и окружающего их социума не только знания, но, прежде всего жизненную основу, чтобы суметь реализовать себя в мире, стать в нем успешными и счастливыми.

Следует отметить, что «оценка педагога, регулирующая эффективность процесса обучения и дисциплины, является фактором развития личности школьников. Это связывает проблему формирования подростков в школе, психологию педагога и его оценку в одно неразделимое целое, являющееся тем плацдармом, на котором проходит процесс воспитания». Особое внимание следует уделить оценке деятельности школьников. Как и З.И.Васильева мы считаем, что в совокупности все виды оценок составляют оценочную деятельность педагога, коллектива учащихся и направлены на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Вследствие этого оценка может рассматриваться и как метод воспитания. М.И.Шилова отмечает, что адекватная самооценка открывает большие возможности для воспитания и самовоспитания:

- включение обучающихся в виды деятельности, которые направлены на формирование потребности прогнозирования последствий;

- совокупность теоретических знаний, нравственных представлений и понятий, усваиваемых школьниками, необходимо сочетать с сравнением собственного поведения с общепринятыми нормами и ценностями, что постепенно развивает умение управлять, контролировать и анализировать свою деятельность;

- уделить особое внимание выработке потребности в высоконравственных поступках, формировании системы саморегуляции поведения путем создания ситуаций для обдумывания совершенных или предполагаемых поступков.

Педагогический анализ уровня сформированности экологической культуры показывает естественное развитие, возросшие возможности школьников. На данном этапе вступает в силу функция корректировки, которая обеспечивает благоприятные условия развития. Аналитическая деятельность как школьников, так и педагогов является неотъемлемым условием формирования моральных норм, однако школьники в большинстве случаев не способны к установлению взаимосвязи между качеством и поступком. Задача педагога - создать ситуацию для обдумывания поступков, которые уже совершены или будут совершены в будущем. Закрепление привычки соответствующего поведения, организация социально значимой деятельности позволяет раскрыть лучшие качества и бороться с отрицательными.

Важное значение приобретает наличие у старшеклассников соответствующей установки. Установка - определенная направленность личности, состояние готовности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности. А.В.Мудрик определяет несколько факторов формирования установки:

- уровень и направленность семейного общения;

- ценностные ориентации коллектива класса;

- ценностные ориентации дружеских групп.

Он считает, что формирование установки может эффективно осуществляться в том случае, если она насыщена делами, требующими от старшеклассников различных знаний, делами, стимулирующими приобретение различных знаний самостоятельно. Очень важно, чтобы подобные дела были окрашены в мажорные тона всеобщего соревнования: кто знает больше и так далее.

Н.С.Дежникова обращает внимание на тот факт, что педагогическая коррекция нравственных установок возможна, если противопоставить эгоцентрическому характеру взаимоотношению с окружающей средой экокультурные ориентиры. Она считает, что экологическая культура - это продукт социальной и общественной деятельности людей. В этом случае корректировка культуры взаимоотношений с окружающей средой - задача не только школы, но и учебно-производственного комбината, родителей, общественных организаций и движений, средств массовой информации и т.д.

Школа - это своеобразная модель общества в миниатюре. Она не может не готовить детей к жизни в том обществе, прообразом которого является. Однако она не готовит их к каким-то определенным видам деятельности во взрослой жизни. Учебно-производственный комбинат -учреждение иного типа, основной задачей которого является подготовка старшеклассников к выполнению конкретных задач профессионального характера. Следует отметить, что учебно-производственный комбинат не ограничивается профессиональной ориентацией. Здесь так же определяют и социальную ориентацию подрастающего поколения, знакомят юношей и девушек с рядом компонентов техносферы современного производства, частично овладевая ими. Это означает, что они включаются в новую систему отношений, вступают в общение с новой социально-профессиональной прослойкой взрослых, а так же со сверстниками из других школ. Следовательно, учебно-производственный комбинат обогащает социальный опыт, способствует познанию мира вещей, идей, отношений.

Формирование экологической культуры - это одна из сложнейших задач, которая достигается при соблюдении ряда условий и применения специальных приемов одним из которых является дифференцированный подход. Дифференциация должна касаться всех элементов педагогической системы. Мы согласны с мнением В.Я.Сквирского, который представляет данную систему в замкнутом виде, где результат непосредственно связан с целью. Дифференцированный подход по нашему мнению оказывает существенное влияние на результаты обучения. В нашем случае это технологическая грамотность и технологическая образованность школьников. Технологическая грамотность - это сознательный и творческий выбор оптимальных способов преобразования, умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении. Технологическая образованность - это необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающих процесс непрерывного их совершенствования и позволяющих быстро реагировать на постоянно изменяющуюся обстановку.

Дифференцированный подход учителя к различным группам учеников заключается в организации учебной работы различной по содержанию, объему, сложности, методикам и приемам. Этот способ организации учебного процесса позволяет оптимально управлять познавательной деятельностью учащихся с учетом их реальных возможностей.

Существует несколько показателей, по которым преподаватель может ориентироваться при создании и оценке сложности задания. По характеру познавательной деятельности принято выделять несколько уровней сложности:

- уровень - усвоение знаний «в готовом виде», т. е. в той форме изложения, в которой они даются в тексте учебника;

- уровень - требует от учащихся применения знаний в сходной ситуации;

- уровень - предполагает использование знаний в проблемной ситуации, в ходе решения которой учащиеся приобретают новые знания.

Одним из показателей сложности является число причин или следствий, которые надо установить, по мере увеличения этого числа сложность задания возрастает. Чем больше число звеньев от рассуждения до ответа, тем сложнее это задание. Необходимо отметить, что современная концепция образования подводит преподавателя к тому, что он перестает ориентироваться на среднего ученика и старается вести обучение так, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых учеников. С этой целью необходимо мысленно объединить школьников в несколько типологических временных групп и строить учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы.

Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении школьников из более слабой группы в более сильную. При этом преподаватель должен осуществлять не только дифференциацию самостоятельной работы, контрольных заданий, но и дифференциацию содержания учебного материала.

Перестройка системы образования в нашей стране требует глубоких исследований процессов создания и применения педагогических технологий. Дифференцированный подход должен стать приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку образование в нашей стране нуждается в стабильных элементах предполагающих использование и распространение личностно - ориентированного подхода. Этот подход позволяет естественным образом соединить теорию содержания образования, развитие личности и деятельность. При этом ведущими условиями осуществления дифференцированного подхода являются:

- Изучение индивидуальных особенностей школьников с последующим выделением типологических временных групп;

- Организация деятельности типологических групп с помощью специально отобранных форм, методов и средств, позволяющих эффективно строить процесс формирования экологической культуры.

Следует отметить, что наилучшего результата удалось достичь при оказании дифференцированной помощи в решении учебных задач одинаковой сложности как для сильной, так и для слабой типологической группы. Именно это способствовало переходу ряда школьников из слабой в более сильную типологическую группу. Этот подход вселяет уверенность даже в слабых школьников, пробуждая тем самым у них желание учиться.

Главные условия развития активного интереса школьников к проблеме охраны окружающей среды: актуальность сообщаемой информации, ее эмоциональная насыщенность и оперативность подачи. Актуальность связана прежде всего с удовлетворением их интереса к тому или иному объекту окружающей среды, что реализуется непосредственно в процессе чтения лекций, самостоятельной работы с литературой, просмотра видеоматериалов.

Важную роль в процессе формирования экологической культуры играет эмоциональная подача материала. Мы полностью согласны с мнением В.Л.Коротова и М.Ю.Гордина о том, что яркость, образность речи, ее интонационное богатство и выразительность помогают учителю вызвать у учащихся ответный эмоциональный отклик, позволяют ему незаметно подводить их к нужным выводам и обобщениям.

Оперативность подачи информации играет важную роль в формировании экологической культуры, потому что устаревшие сведения, не отвечающие тенденциям современного времени, не производят на учащихся должного впечатления. Нельзя так же не упомянуть еще о таком важном моменте, как дозировка сообщаемой информации. Здесь нельзя пользоваться таким сомнительным правилом, как «кашу маслом не испортишь». Разумная мера продолжительности сообщения учащимся информации в старших классах до 35-40 минут. Умения и навыки самостоятельного добывания информации в сочетании возникновением постоянного интереса к проблеме сохранения окружающей среды и формированием потребности в природоохранной деятельности позволяют добиваться хороших результатов.

Мы полностью согласны с мнением А. А. Орлова о том, что знаниецентристская позиция учителя затрудняет использование новых образовательных технологий (учебных дискуссий, конференций, видеотренингов, компьютерных, информационно-познавательных и контролирующих программных средств и др.) в качестве форм, методов и приемов, придающих обучению и воспитанию диалогичность, творческую направленность, эмоциональную окрашенность.

Еще одним из самых важных условий эффективного формирования экологической культуры являются взаимоотношения педагогов и школьников, где далеко не последнюю роль играет авторитет педагогов. Он необходим для осуществления целостного педагогического процесса, решения задач обучения, воспитания и развития школьников. И. П. Андриади считает, что авторитет - это нечто целостное, а не фрагментарное. Она выделяет четыре компонента ядра структуры авторитета: профессиональный, личностный, социальный, ролевой. Специфичность авторитета учителя проявляется в недопустимости утраты со стороны ученика интереса к информации, источником которой является педагог. Наличие авторитета определяется степенью прямого или косвенного влияния педагога на учеников, их родителей, коллег.

И. И. Зарецкая отмечает, что в человеческих отношениях необходимо учитывать три момента: восприятие, эмоции, общение. Главными элементами являются искренность, поощрение, престиж, репутация, похвала. Необходимо избегать оскорблений. Она считает, что невозможно предугадать все ситуации, которые могут возникнуть в процессе обучения.

Главное - быть выдержанным, доброжелательным, тактичным, с уважением относится к состоянию и проблемам собеседника.

Следует отметить, что процесс формирования экологической культуры не может протекать эффективно, если отношения между преподавателем и школьниками не складываются. В.П.Симонов верно отмечает, что «главное условие качества преподавания - качество преподавателя». Ю.К.Бабанский обращает внимание на то, что на процесс обучения существенно влияют личностные особенности преподавателя: творческий, неформальный, поисковый стиль, мобильность, конкретность и систематичность мышления при умении выделять главное, чувство меры в использовании тех или иных методов преподавания, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении.

Н.С.Дежникова обращает внимание на тот факт, что приобщение к экологической культуре детей происходит тем успешнее, чем большую нагрузку получает не только слух и зрение, но и тактильная чувствительность, посредством которой расширяются каналы ввода информации о биоразнообразии природы. Она считает, что опыт эмоциональных переживаний позволит более ответственно и бережно относится к объектам природы и даст возможность судить о подлинной нравственности в отношении к окружающему их миру. Исходя из того, что деятельность школьников в условиях учебно-производственного комбината предполагает создание материальных ценностей и их дальнейшее внедрение в реальную действительность, уровень эмоциональной нагрузки значительно увеличивается, поэтому использование проблемного подхода в решении вопросов экологической безопасности этих изделий является неотъемлемым элементом процесса формирования экологической культуры.

Мы полностью согласны с мнением И.А.Шаповаловой о том, что все сферы жизнедеятельности взрослого человека так или иначе связаны с его профессиональным трудом. При этом усиливается значимость активно положительного отношения личности к Земле, Человечеству, Отечеству, к другому человеку, а так же к себе самому, труду, собственности, семье, к произведениям материальной и духовной культуры. Мы уже отмечали, что формирование положительного эмоционального фона является неотъемлемым элементом процесса формирования экологической культуры. Большая роль в этом процессе отводиться мониторингу окружающей среды. Главная задача мониторинга в условиях учебно-производственного комбината - получение сведений о состоянии окружающей среды путем систематических наблюдений по определенной программе, определение источников загрязнения, накопление и обобщение информации, прогнозирование и публичное обсуждение результатов.

Наблюдения - это целенаправленные, непосредственно чувственные восприятия предметов, явлений, процессов окружающей действительности. Ощущения и восприятия, возникающие при наблюдении объектов, составляют основу представлений. Наблюдения в учебно-производственном комбинате проходят в мастерских, кабинетах, на опытном участке и в условиях реального производства товаров и услуг. Они бывают кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения в основном направлены на ознакомление с устройством материалов, приборов и оборудования, выявление их особенностей. Степень самостоятельности школьников зависит тот их возраста и уровня подготовки.

В основе длительных наблюдений лежит практическая деятельность школьников по освоению контрольно-измерительных, графических и других общетрудовых и специальных умений и навыков. Этот вид предусматривает высокую степень самостоятельности школьников с использованием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие. Часто их используют при постановке учебных экспериментов с материалами, инструментами и оборудованием при выполнении творческих проектов. Ценность подобных наблюдений состоит в том, что школьники не только получают массу информации экологического характера как сторонние наблюдатели, но и являются непосредственными участниками процессов и явлений. Это способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи в сфере взаимоотношений человека и природы, делать выводы, развитию исследовательского подхода к изучаемым производственным объектам, технологическим процессам, материалам.

С. Ю.Черноглазкин отмечает, что в ходе экологического воспитания человек должен проникнуться «душевной болью» за загрязнение окружающей среды, осознать, что оно причиняет ущерб здоровью людей... В отличие от машины или животного человеком нельзя управлять прямо. Можно управлять его деятельностью, точнее направлять ее, делая это тонко, гибко, взращивая его мысли, чувства, волю. Это является действенным стимулом в решении поставленных перед учебно-производственным комбинатом задач. Таким образом, формирование экологической культуры подразумевает личностный подход, творческое начало, профессионализм, синтез трех культур (естественнонаучной, технической и гуманитарной).

Черезвычайно важно, чтобы весь спектр влияний семьи, учреждений дополнительного образования и культуры, СМИ (последних приравнивают к второй школе) был сфокусирован на духовно-нравственных приоритетах становления и развития подрастающего человека.

Мы считаем, что экологическая культура школьников во многом зависит от уровня и направленности воспитания в семье, что вне всякого сомнения тоже является необходимым условием эффективного ее формирования. В.К.Крючков утверждает, что мы должны поставить перед образовательной системой общие для всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей и самих детей) задачи и таким образом объединить их на принципах согласованного взаимодействия. Иначе ребенок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа - другую один учитель призывает к одному, второй - к другому. Он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психологического здоровья.

В нашем исследовании принимали участие 96 родителей школьников учебно-производственного комбината. Следует отметить, что в своем составе это люди преимущественно старшего возраста (40 лет и старше), имеющие среднее специальное и высшее образование.

Результаты исследования показали, что наблюдается тенденция повышения интереса родителей к проблеме формирования экологической культуры. Если сравнить результаты анкетирования, то, начиная с 2000 года и по 2002 год, их деятельность в данном направлении значительно активизировалась и составила 51% в 2002 году, то есть в 1.3 раза.

Более половины всех опрошенных нами родителей (56.3%) уверены, что их ребенок не причинит вреда окружающей среде, гораздо меньшее число (41.7%) допускают возможность негативных проявлений в поведении своих детей по отношению к природе, а 6.7% родителей вообще не обращают внимание на такие факты. Если рассматривать данный вопрос в отношении пола и возраста родителей, то наблюдается интересная картина: молодые родители мужского пола в возрасте 25-29 лет (100%) убеждены в том, что их дети не могут причинить вред природе, в то же время в среднем половина мужчин старше 30 лет считают такие факты вполне допустимыми. Отрадно отметить то, что никто из родителей мужского пола не остался в стороне от данной проблемы.

Среди женщин такого единства не наблюдается. Среди них более 10 % в возрасте старше 30 лет вообще не обращают внимание на такие факты, что является поводом для проведения с родителями работы по активизации процесса формирования экологической культуры школьников. Если рассматривать мнение женщин по отношению к мнению мужчин, то здесь наблюдается реакция явно противоположная: родители женского пола в возрасте до 40 лет в большинстве случаев (более 50 %) вполне допускают факты негативного отношения детей к природе. При этом идет тенденция снижения по мере увеличения возраста родителей.

Это свидетельствует о неоднозначном отношении родителей к вопросу экологического воспитания детей, хотя подавляющее большинство все же признает его необходимость. Среди методов и форм формирования экологической культуры они отдают предпочтение таким, как специальные занятия (42.7%), собственный пример (20.8%), поощрение хорошо воспитанных детей (19.8%). Нельзя не отметить тот факт, что такая мера, как взыскание с родителей за негативное поведение их детей по отношению к окружающей среде не нашло поддержки (4.2%), что говорит о нежелании родителей отвечать за поступки своих детей.

Учебно-производственный комбинат придерживается политики активного взаимодействия с родителями обучающихся в нем школьников. В этом заложен довольно большой потенциал для работы в сфере формирования экологической культуры подрастающего поколения, поскольку только при условии активного взаимодействия с родителями, проведения разъяснительной работы по данному вопросу, распространения необходимой информации можно добиться положительного результата.

Мы согласны с мнением Т.Ушениной о том, что «деды, отцы, дети, внуки - это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению». Нельзя не принимать в расчет родителей школьников, потому что это может свести на «нет» все наши усилия по формированию экологической культуры. Причиной этого является то, что в семье опыт социального поведения ограничен рамками семейных отношений, не полностью соответствует тем отношениям, в которые приходиться вступать человеку в жизни. Следовательно, он нуждается в проверке личностью на более широком социальном пространстве, базой для которого может служить учебно-производственный комбинат.

Исследование, проводимое нами, показало, что экологическая культура школьника во многом зависит от окружающей среды как носителя социально значимых норм и ценностей. Первостепенное значение для формирования экологической культуры имеет массовый охват познавательной и общественно-полезной природоохранной деятельностью школьников в учебно-производственном комбинате. Ю.Фисин подчеркивает, что современные дети - это, по сути дела, продукт общественного воспитания, то есть воспитанники яслей, детсадов, значит потребность в общении, во взаимодействии у них очень сильна. Психологического барьера между детьми не существует, при восприятии друг друга им не терпится вступить в контакты: речевые, тактильные, игровые и так далее.

Согласованные действия всех институтов нашего общества (школы, учебно-производственного комбината, родителей, педагогов, средств массовой информации, органов власти, общественных организаций движений) должны быть направлены на формирование экологической культуры школьников и преодоление нейтральности различных видов деятельности по отношению к природе, в том числе техническим и художественным творчеством. Практика показывает, что только там, где коллективная работа рассматривается как составная часть процесса формирования экологической культуры, где все, включая преподавателей и учащихся, заботятся о состоянии окружающей среды, возможно достижение положительного результата. Такая работа должна строиться комплексно, так, чтобы ребята могли увидеть что-то новое, послушать интересный рассказ, поделиться своими впечатлениями, знаниями, принять участие в практической работе.

Большую часть вербальной и невербальной информации школьник получает в процессе общения. Школьники, как члены коллектива, в процессе общения получают различные знания о предметном мире и о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, связанный с высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. В подростковом и юношеском возрасте общение как вид деятельности становится более значимым, чем учеба, которая является их основным видом деятельности.

Культура сосредоточена не только в достижениях науки, искусства, материальных ценностях, но и в психологических стереотипах, нравах, обычаях, лексике, поэтому для эффективного овладения культурой требуется тесное сочетание познания и общения. Обучение конкретным способам планирования и управления природной средой предполагает овладение методами технико-экономического и правового анализа влияния производства на природу, реставрацию нарушений среды обитания, проектирование и эксплуатацию экологически замкнутых предприятий.

Эффективность системы формирования экологической культуры в условиях учебно-производственного комбината во многом связана с тем, насколько многообразна внеклассная и внеучебная деятельность учащихся. М.М.Поташник и Б.З.Вульфов придают этому виду деятельности особое значение в воспитательном процессе. Речь идет о работе по озеленению и благоустройству территории, трудовых десантах в парки и скверы, сборе плодов дикорастущих растений, проведении праздников урожая, дня птиц, Всемирного дня окружающей среды, профильных вечерах и неделях, выпуске стенгазет и бюллетеней. Таким образом, она дает тот социальный опыт, который соответствует основным общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе, трансформирует многое из того, что идет из окружающей среды и способствует усвоению этого опыта.

Безусловно, стихийное общение с товарищами и взрослыми - очень важный источник социального опыта. Однако, он может оказаться как положительным, так и отрицательным. Важно, чтобы он прошел проверку с точки зрения более широких социальных ценностей.

Таким образом, мы рассматриваем процесс формирования экологической культуры как совокупность всех воздействий на школьников, целенаправленных, стихийных, позитивных и негативных, как со стороны школы и семьи, средств массовой информации, а так же других учреждений и организаций, так или иначе влияющих на формирование личности. Для его успешного осуществления необходимо восприятие экологической культуры как составного компонента начального профессионального образования, которое ориентирует школьников на становление активной позиции в решении проблем рационального использования природных богатств не только в настоящий момент, но и в будущей профессиональной деятельности.

 

АВТОР: Чикильдина Н.А.