12.02.2012 4473

Подготовка бухгалтеров в системе среднего профессионального образования

 

Педагогические технологии (как система), формы и методы обучения (как существенные элементы ее структуры) во многом определяются и зависят от содержания подготовки бухгалтерских кадров. При этом работодатели выдвигают свои требования к таким специалистам. Большинство этих требований прописано в действующем ГОС СПО по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Для выхода на заданные параметры образовательного развития выпускника в виде профессиональных и надпрофессиональных компетенций выявим, прежде всего, какие требования работодателей перекрываются стандартом, а какие не предусмотрены ГОС. Для этого проведем сравнительный анализ требований работодателей к бухгалтеру и квалификационной характеристики выпускника по указанной специальности. Для данного анализа используем такой метод выявления требований работодателей, как опрос, а также рассмотрим требования, указанные предприятиями в составляемых ими должностных инструкциях бухгалтера. Анализ большого количества существующих должностных инструкций бухгалтера дал нам возможность представить их в виде обобщенных требований работодателей.

Обобщенные требования работодателей к выпускникам ССУЗа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» совпадают с квалификационной характеристикой выпускника примерно на 90%. Это означает; что если образовательный процесс реализуется на основе педагогических технологий, целью которых является формирование определенных ГОС СПО знаний, умений, навыков, личностных качеств - в целом профессиональных и надпрофессиональных компетенций, то выпускники должны удовлетворять требованиям работодателей и быть востребованными на рынке труда.

Для определения особенностей педагогических технологий, направленных на формирование названных компетенций, на обучение процессу труда, необходим анализ профессиональных функций. При этом ориентация должна быть на те профессиональные компетенции, которые необходимы для выполнения выпускниками своих функций, когда каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному практическому результату данной профессиональной деятельности. Для выявления эффективных педагогических технологий подготовки бухгалтерских кадров, ориентированных на получение на выходе образовательного процесса востребованных компетенций выпускников, целесообразно вычленить основные практикоориентированные учебные дисциплины.

В этих целях рассмотрим государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) по анализируемой специальности, а также определим основные возможные должности, на которых будет использоваться специалист, базируясь на методике, предлагаемой Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко и примененной рядом исследователей (Т.И. Анненковой, И.В. Чаплыгиной и др.).

Выпускник среднего специального учебного заведения по специальности 080110 может работать, как в должности бухгалтера, так и по родственным рабочим профессиям: кассиром, счетоводом, оператором ЭВМ и др. У выпускника, имеющего после окончания ССУЗа квалификацию «бухгалтер» и работающего в должности бухгалтера, выделяют две основные функции: ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций; своевременное и достоверное отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Но тот же специалист может быть использован и в качестве кассира, и в качестве заведующего складом. Следовательно, их функции также должны быть учтены при разработке содержания, что в той или иной мере находит отражение в действующем ГОС СПО.

На основе анализа функций определяются подфункции. В частности, для бухгалтера функция ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций распадается на подфункции: осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке; ежемесячно расчет заработной платы; ежемесячно расчет налогов по зарплате по всем сотрудникам; выполнение работ по формированию, ведению и хранению бухгалтерской информации и т.д. Соответственно для каждой подфункции должно быть разработано содержание обучения. При этом прямого переноса функций или подфункций на учебные дисциплины не должно быть.

В нашем исследовании основные функции, связанные с профессиональной деятельностью бухгалтера, раскрыты в содержании учебной дисциплины - «Бухгалтерский учет». Эта дисциплина может быть определена как основная дисциплина специального цикла обучения. При этом мы опираемся на исследование Т.И. Анненковой, определившей подобную учебную дисциплину как базовую и назвавшей общие признаки этого понятия. Нам представляется более корректным придерживаться понятия «основная учебная дисциплина».

Выявляя роль этой дисциплины, детально проанализируем ГОС СПО по названной специальности с точки зрения соответствия:

1. Квалификационной характеристики и общих требований к уровню образованности выпускника;

2. Квалификационной характеристики и требований к специальному циклу подготовки;

3. Квалификационной характеристики и требований к данной основной специальной дисциплине;

4. Общих требований к уровню образованности выпускника и требований к знаниям и умениям по специальному циклу;

5. Общих требований к уровню образованности выпускника и требований к знаниям и умениям по основной дисциплине специального цикла.

6. Требований к специальному циклу подготовки и требований к минимуму содержания по основной дисциплине специального цикла.

Отметим, что квалификационная характеристика в ГОСе представлена двумя составляющими: основные виды деятельности бухгалтера; требования к знаниям и умениям специалиста.

Прежде всего, рассмотрим взаимосвязь квалификационной характеристики специалиста в части требований к знаниям и умениям с общими требованиями к образованности выпускника - бухгалтера.

Детальный анализ ГОСа с этих позиций показывает, что к требованиям квалификационной характеристики относятся около 57% общих требований к образованности выпускника. Это такие требования как:

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;

- знание основ Конституции Российской Федерации; умение учитывать их при решении профессиональных задач;

- способность к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности;

-  готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу, способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- способность к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владение профессиональной лексикой;

- способность научно организовывать свой труд, готовность к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- знание основ предпринимательской деятельности и основ предпринимательства в профессиональной сфере.

Остальные общие требования к образованности выпускника выходят за рамки квалификационной характеристики и связаны с ней в части требований к знаниям и умениям специалиста лишь косвенно (опосредованно).

Рассмотрение взаимосвязи квалификационной характеристики специалиста и требований к специальному циклу подготовки показало, что примерно 80% требований к знаниям и умениям именно по специальным дисциплинам содержатся в квалификационной характеристике в части требований к знаниям и умениям специалиста.

Выявим теперь, насколько квалификационная характеристика, представленная в ГОСе, соответствует содержанию стандарта по основной дисциплине «Бухгалтерский учет». Такой анализ проведем с двух позиций. Сначала определим соответствие основных видов деятельности бухгалтера содержанию стандарта по основной дисциплине «Бухгалтерский учет». Анализ ГОСа с этих позиций показал, что содержание учетно-аналитической деятельности на 57% соотносится с содержанием основной дисциплины «Бухгалтерский учет», экономической - на 60%. Финансово-контрольной деятельности соответствует около 67% содержания этой дисциплины. Еще раз отметим, что после окончания среднего специального учебного заведения выпускник, получивший образование по специальности «Экономика и бухгалтерский учет», может использоваться при работе на должностях кассира, счетовода, заведующего складом, оператора ЭВМ т.д. Поэтому можно сделать вывод, что в зависимости от будущей профессиональной деятельности, от должности содержание основной дисциплины «Бухгалтерский учет» востребовано в различных видах деятельности специалистов в разной степени.

Сравнительный анализ квалификационной характеристики в части требований к знаниям и умениям специалиста и содержания основной дисциплины «Бухгалтерский учет» показал, что не менее 70% требований к знаниям и умениям по квалификационной характеристике находят отражение в содержании, тематике основной дисциплины, причем остальная часть содержания также соотносится с требованиями квалификационной характеристики, но в данном случае опосредованно.

Анализ соотношения общих требований к образованности выпускника с требованиями к знаниям и умениям по специальному циклу обучения показывает, что оно составляет напрямую около 30%, а остальные параметры соотносятся косвенно.

Далее рассмотрим соотношение требований к знаниям и умениям по основной дисциплине «Бухгалтерский учет» и общих требований к образованности выпускника. Проведенный анализ показывает, что около 20% содержания данной дисциплины представлено в общих требованиях к образованности выпускника в прямом соответствии, остальные - косвенно (опосредованно).

Теперь выявим, какое место в требованиях к уровню подготовленности выпускника по специальным дисциплинам составляет содержание дисциплины «Бухгалтеский учет», названной нами основной дисциплиной специального цикла. Анализ ГОСа с этой точки зрения показал, что 50 % требований к содержанию специальной дисциплины «Бухгалтерский учет» содержатся в требованиях к уровню подготовки выпускника по специальным дисциплинам, то есть дисциплина «Бухгалтерский учет» и по этому признаку может быть названа основной дисциплиной специального цикла.

Основываясь на общих признаках понятия «базовая дисциплина специального цикла»,- рассмотрим результаты проведенного анализа Государственного образовательного стандарта СПО по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень), направленного на выявление места и роли в нем нашей основной дисциплины «Бухгалтерский учет».

1. К требованиям квалификационной характеристики относятся около 57% общих требований к образованности выпускника.

2. 80% требований к знаниям и умениям по специальным дисциплинам содержатся в квалификационной характеристике в части требований к знаниям и умениям специалиста.

3. Соответствие квалификационной характеристики и требований к данной специальной дисциплине рассмотрено с двух позиций:

1) Соответствие основных видов деятельности бухгалтера содержанию стандарта по основной дисциплине составляет: учетно-аналитический вид деятельности - 57%, экономический вид деятельности - 60%, финансово-контрольный вид деятельности - 67%.

2) Квалификационная характеристика в части требований к знаниям и умениям специалиста и содержание основной дисциплины «Бухгалтерский учет» соотносятся на 70%.

4. 30% общих требований к образованности выпускника соответствуют требованиям к знаниям и умениям по специальному циклу.

5. Общие требования к уровню образованности выпускника и требования к знаниям и умениям по основной дисциплине специального цикла соответствуют на 20%.

6. 50% содержания основной дисциплины специального цикла отражено в требованиях к уровню подготовленности выпускника по специальным дисциплинам.

Подчеркнем, что реальный учебный процесс изучения основной дисциплины должен быть рассмотрен как единое целое. Возникающие разрывы и изоляции частей, этапов, сторон процесса обучения нарушают непрерывный ход изучения этой дисциплины. В результате цель обучения, определенная социальным заказом, не достигается. Поэтому в процессе изучения основной дисциплины необходима связь между составными частями, этапами, звеньями учебной деятельности, которая обусловлена применением эффективной технологии обучения бухгалтеров, в частности, в виде соответствующих форм и методов обучения, являющихся неотъемлемой частью образовательной услуги. При этом внутреннее единство всей образовательной программы, включая последовательное соединение нескольких различных учебных программ в одно целое, достигается взаимодействием между содержанием отдельных учебных предметов.

Межпредметные связи дисциплин обуславливают отбор и расположение учебного материала в учебном плане, программах, учебниках таким образом, что знания полученные студентами при изучении одного или нескольких предметов, становятся основой для изучения других или закрепляются при их изучении. Это позволяет реализовать педагогическую технологию подготовки бухгалтеров, ориентированную на формирование у них профессиональных и надпрофессиональных компетенций, в реальном учебном процессе. Восприятие материала по каждому предмету часто происходит в соответствии с логикой, предлагаемой преподавателем в рамках выбранных форм и методов обучения. Этим во многом определяется эффективность педагогических технологий в части актуализации межпредметных связей в сознании студентов.

Применительно к нашему исследованию, межпредметный характер основной дисциплины специального цикла обучения «Бухгалтерский учет» заключается в синтезе знаний и умений, полученных студентами при изучении других специальных, а также общепрофессиональных дисциплин. Прежде всего, необходимо отметить тесные межпредметные связи дисциплины «Бухгалтерский учет» и общепрофессиональной дисциплины «Теория бухгалтерского учета». Очевидно, что обучение дисциплине «Бухгалтерский учет» должно опираться на те знания и умения, которые студенты получили в ходе изучения «Теории бухгалтерского учета». Поэтому теперь сравним требования государственного образовательного стандарта к минимуму содержания дисциплины специального цикла «Бухгалтерский учет» и дисциплины общепрофессионального цикла «Теория бухгалтерского учета». Выявим, какие элементы из содержания дисциплины «Теория бухгалтерского учета» перекрываются содержанием дисциплины «Бухгалтерский учет». Из сравнительного анализа содержания дисциплины «Бухгалтерский учет» и дисциплины «Теория бухгалтерского учета» следует, что более 50% содержания дисциплины «Теория бухгалтерского учета» тесно связано с содержанием дисциплины «Бухгалтерский учет». Остальная часть содержания дисциплины «Теория бухгалтерского учета» связана с дисциплиной «Бухгалтерский учет» косвенно и является важным шагом к ее дальнейшему изучению, формированию компетенций и овладению студентами будущей специальностью, квалификацией.

Кроме того, существуют межпредметные связи дисциплины «Бухгалтерский учет» с такими общепрофессиональными дисциплинами, как «Экономика организации (предприятия)», «Основы банковского дела», «Финансы и кредит», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Существуют также межпредметные связи специальной дисциплины «Бухгалтерский учет» с такими дисциплинами специального цикла, как «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Налоги и налогообложение», «Аудит», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

По результатам проведенного анализа в аспекте межпредметных связей можно сделать вывод, что дисциплина «Бухгалтерский учет» действительно носит межпредметный характер, который заключается в синтезе знаний и умений, полученных студентами при изучении других специальных и общепрофессиональных дисциплин.

Мы провели вышеприведенный анализ, опираясь на действующий ГОС СПО. В то же время, нельзя не сказать несколько слов о новом проекте этого стандарта, который является более технологичным, так как сразу задает результат обучения в виде набора компетенций. В нем даются ключевые определения, например:

«Квалификация - подтвержденная в соответствии с утвержденными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.

Компетенция - способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях.

Общая компетенция - компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.

Профессиональная компетенция - компетенция, необходимая для реализации профессиональной деятельности специалиста».

Заметим, что здесь общие компетенция аналогичны надпрофессиональным (социальным и личностным), которые имеют место в действующем ГОС НПО.

В заключение этого раздела для большего теоретического обоснования роли и места основной дисциплины, ее взаимосвязи и другими дисциплинами, рассмотрим этот вопрос с позиции теории ядра знаний и его оболочки.

П.Н. Новиковым и В.М. Зуевым установлено, что «ядро знаний представляет собой устойчивую часть - знания «на всю жизнь». В основе ядра лежат фундаментальные знания и наиболее устойчивая (инвариантная) часть прикладных знаний, базирующихся на фундаментальных науках, знаниях». При этом фундаментальные знания образуют базис, «сердцевину» ядра знаний, вокруг которой уже концентрически формируется остальная их часть. К фундаментальным относятся знания основных положений законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Мы разделяем точку зрения, согласно которой фундаментальные знания формируют мировоззрение обучаемого - его наиболее сущностную характеристику и как личности, и как работника; и это в значительной мере отвечает задаче подготовки работника широкого профессионального профиля, обладающего как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями. Устойчивые прикладные знания несут функцию применения фундаментальных знаний для решения практических проблем и служат как бы переходом между ядром знаний и его оболочкой. По-нашему мнению, содержание учебной дисциплины общепрофессионального цикла обучения «Теория бухгалтерского учета» относится к устойчивой части прикладных знаний (подвижная часть ядра знаний), концентрирующихся вокруг фундаментальной части ядра знаний.

Естественно, что оба компонента ядра знаний подвержены изменению и развитию как каждый сам по себе, так и по отношению друг к другу. Но именно такой устойчивый, постепенно и логично наращиваемый каркас знаний и является той образовательной основой, которая позволяет человеку достаточно динамично пополнять свои знания и быть профессионально активным и мобильным. А это связано с компетентностным подходом, формированием надпрофессиональных компетенций выпускников ССУЗов как с позиций личностных качеств, так и с позиций соответствующих умений выпускника, которые также можно охарактеризовать термином «на всю жизнь».

Рассматриваемый методологический подход определяет, что под термином «оболочка ядра знаний» понимаются те прикладные знания, которые являются производными от фундаментальных и в связи с этим отличаются двумя основными признаками: подверженностью достаточно быстрому развитию в смысле обновления, пополнения новыми положениями (одновременно устареванию и потере значимости), практической ориентированностью.

В оболочке выделяют два слоя знаний: более устойчивые, отражающие некоторую общую специфику объекта труда и методов воздействия на него, и конкретные, соответствующие данному существующему их состоянию. Последние являются наиболее динамичными и подлежат постоянному обновлению. Оболочка формирует специально-профессиональные знания, умения и навыки на этапе изучения дисциплин специального цикла. По нашему мнению, содержание дисциплины специального цикла обучения «Бухгалтерский учет» является оболочкой ядра знаний. К более устойчивому слою знаний по данной дисциплине можно отнести такие как система регулирования бухгалтерского учета и отчетности, основные требования к ведению бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета и внутренний контроль этих объектов, понятие, состав и содержание бухгалтерской отчетности и т.д. Динамичными, подлежащими постоянному обновлению знаниями будут те конкретные знания законодательных нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности, требований к его ведению и отражению в документах состояния и движения объектов бухгалтерского учета, которые существуют в определенный короткий момент времени и законодательная база по которым постоянно расширяется, изменяется и дополняется.

Помимо дисциплины «Бухгалтерский учет» в оболочку ядра знаний входит большая часть содержания таких дисциплин специального цикла как «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Налоги и налогообложение», «Аудит».

Именно знания, входящие в оболочку, особенно в ее динамичный слой (конкретные знания), являются по существу практико-ориентированными. Рассматриваемая оболочка, являясь практико-ориентированной, формируется под непосредственным воздействием требований работодателей, конкретной общественной практики, изменений законодательной базы по бухгалтерскому учету, отчетности налогообложению.

При этом происходят постоянные изменения в пограничном слое между «ядром» и «оболочкой», отдельные компоненты прикладных знаний как бы «перетекают» из ядра в оболочку и наоборот.

Многофакторный анализ содержания образования бухгалтерских кадров в ССУЗе позволяет сделать вывод о том, что подготовка специалистов, основанная на применении педагогической технологии, приводящей к достижению запланированных образовательных результатов, должна во многом строиться с опорой на такую основную дисциплину профессионального цикла обучения, какой является «Бухгалтерский учет».

 

АВТОР: Демичева Н.В.