12.02.2012 58144

Педагогические технологии: понятие, сущность, основные подходы

 

Профессиональное образование является составной частью системы социализации человека, формирования личности и профессиональной компетентности обучающихся. Профессиональное образование - базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, самоутверждения личности. В решении задач социально-экономического развития России, удовлетворения запросов и потребностей личности в получении соответствующего уровня профессиональной квалификации важная роль принадлежит среднему профессиональному образованию.

Среднее профессиональное образование содействует восстановлению промышленной дееспособности страны, поскольку практически ни одна область экономики не может функционировать без специалистов среднего звена. Преобразования в экономике обусловили приоритетную цель учреждений профессионального образования - подготовка конкурентоспособного специалиста-профессионала.

Вопрос повышения конкурентоспособности работника на рынке труда обусловлен повышением требований работодателей к уровню квалификации работников. Изменения в области производственных технологий обусловливают необходимость формирования у специалиста особых профессиональных знаний, умений и навыков, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, компетентность и социальную защищенность.

В России до сих пор ощущается дефицит квалифицированных кадров среднего звена по бухгалтерскому учету, маркетингу и менеджменту, экономистов, способных работать в сложившихся условиях. Профессиональное образование еще не может в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. Многое зависит от выбора наиболее эффективной технологии обучения специалистов, приводящей к повышению компетентности специалистов за счет качественного профессионального образования, улучшению их профессионально-квалификационных характеристик.

От специалиста среднего звена требуют новых профессиональных и личных качеств, среди которых следует выделить системность мышления, правовую, информационную, коммуникативную культуру, самостоятельность, инициативность, творческую активность, ответственность за выполненную работу, гибкость и мобильность. Это обусловливает необходимость последовательного перехода системы среднего профессионального образования на реализацию опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование ориентируется не столько на конкретную профессиональную деятельность специалиста, сколько на формирование у него готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений.

Современный рынок труда все больше отдает предпочтение людям, способным самостоятельно работать, определять проблемы, находить пути их решения. Его анализ позволяет сформулировать общие требования к специалисту среднего звена:

- базовая теоретическая подготовка, позволяющая успешно осваивать смежные специальности;

- практическая подготовка, позволяющая работать, в случае необходимости, по рабочей профессии;

-умение работать с компьютерной техникой, использовать ее в сфере профессиональной деятельности, применять информационные технологии;

- навыки делового общения, умение наладить деловые контакты;

- профессиональная готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности.

В связи с этим, среднее профессиональное образование ориентируется на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом.

Экономические изменения все больше требуют от личности потребности и желания учиться всю жизнь, используя индивидуально-личностные способности и особенности аналитического мышления. Перспективной в развитии образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека, то есть непрерывного образования. Сущностными характеристиками этой концепции являются гибкость, разнообразие, доступность образования во времени и пространстве. Подобное образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выдвигать гипотезы и предпринимать различные решения.

Завершая краткое рассмотрение общих вопросов развития образовательной сферы, отметим, что массовое образование, образование непрерывное не может зависеть только от индивидуальной одарённости преподавателей, их талантов и педагогического чутья. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что педагогика в своем традиционном виде дополняется современными технологиями обучения. Технологизация образования процесс закономерный и начинается с освоения методов постановки целей в педагогической и управленческой деятельности, т.к. подобрать эффективную образовательную технологию можно только в том случае, когда точно известен конечный результат и стартовые условия.

Сегодня уже не дискутируют, нужна ли образовательная технология. Вопрос теперь состоит в том, какая образовательная технология нужна, чтобы мог быть достигнут компромисс между трудоёмкостью процессов и качеством результатов. Существует ряд конкретных технологий с разными возможностями, разной проектной эффективностью, разной трудоёмкостью, применяемых для разных целей. Каждая образовательная система должна сделать осмысленный выбор, для чего нуждается в достаточно внятном представлении о том, что есть образовательная технология.

Рассмотрим понятие технологии более подробно. Семантически слово технология восходит к греческим словам «техне» - искусство, мастерство и «логос» - учение, понятие. Следовательно, с точки зрения педагогики, термин «технология» может обозначать мастерство, искусство обучения. Именно в этом смысле и понимает технологию В.Ю. Питюков, утверждая, что «слово «технология» применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка».

Однако, использование слова «техника» в значении «искусство, мастерство» в Древней Греции, еще не означает, что и в современном русском языке оно должно иметь и имеет то же значение.

В современном русском языке термин «технология» возник из технической сферы. Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта. То есть термин «технология» в этом смысле означает путь, в результате которого мы гарантированно получаем продукт с заданными свойствами. Наиболее общее метапредметное понимание технологии определяет ее как научно или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Состав технологии есть прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату. По сути, технология представляет собой действия, ведущие к формированию результата.

Технология есть отражение закономерностей, свойственных выполняемой деятельности. Технология - это типовая деятельность, приводящая к типовому результату.

«Речь идет о технологии только тогда, когда способ действия заранее известен, детально расписан по операциям, когда результат гарантирован. Если же нет алгоритма, способ работы не воспроизводим, а результат гипотетичен, то нет и технологии, а налицо осознанная или неосознанная попытка ее создать».

Советский энциклопедический словарь так определяет задачи технологии как науки: «выполнение физических, химических, механических закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов». В этом же производственном контексте определяется технология и в политехническом словаре: «...1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы исходного объекта в процессе производства объекта - цели; 2) наука о способах воздействия на сырье или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства».

Вот что говорит о технологии более современный толковый словарь: «...1. Совокупность производственных операций, методов и процессов в определенной отрасли производства, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и т.п....2. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов».

Анализируя современные определения понятия «технология», можно сделать вывод о том, что оно могло проникнуть в сферу образования как из области искусства, так и из области технического производства с его определенностью и однозначной заданностью и процесса, и результата. Следовательно, в современном русском языке понятие «технологии» не соответствует его значению в древнегреческом языке.

С точки зрения технического производства для преобразования сырья в конечный продукт необходимо осуществить над сырьем управляемый процесс, в результате которого исходный объект, проходя ряд промежуточных состояний, перейдет в требуемое конечное состояние. Так, согласно М.С. Маркову, «технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция - это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса». Процесс изменения исходного объекта проектируется и осуществляется на основе известных закономерностей, его протекание контролируется в определенных промежуточных состояниях или постоянно отслеживается с помощью известных стандартизированных процедур с применением определенных средств диагностики. В результате процесс производства можно многократно воспроизвести, причем это можно сделать не только там, где производство было осуществлено впервые, но и в любой точке земного шара, где можно создать соответствующие условия.

Анализируя подходы к определению технологии, Л.И. Долинер выделяет следующие ее существенные признаки:

1) технология представляет собой алгоритмизированный и структурированный процесс (последовательность взаимосвязанных процедур и операций), направленный на достижение однозначно поставленной цели;

2) данный процесс - наиболее эффективный по сравнению с другими подобными процессами хотя бы по некоторым параметрам;

3) технология предполагает наличие субъектов (людей, устройств, оборудования, машин и инструментов) и объектов, отвечающих определенным требованиям, использование которых обеспечивает достижение цели;

4) одним из самых существенных признаков технологии является стандартизация, унификация процесса и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям;

5) оценка качества продукта, полученного в ходе технологического процесса проводится в сравнении с существующими стандартами;

6) при оговоренном (заданном) качестве продукции технологический процесс в целом может быть охарактеризован параметрами эффективности, важнейшими (и наиболее наглядными) из которых являются себестоимость (затраты на выпуск единицы продукции) и время, необходимое для выпуска единицы продукции и др.

Так как в любой системе всегда возможны флуктации (случайные изменения параметров) и контролируются не все свойства объекта, то, во-первых, необходима постоянная обратная связь между объектом воздействия и тем, кто его осуществляет, и, во-вторых, следует принять как неизбежность, что свойства конечного продукта можно задать не однозначно, а лишь с определенной точностью в некотором доверительном интервале допустимых значений.

В силу этих же причин возможно и появление брака, то есть появление продукта, не обладающего требуемыми, заранее спроектированными свойствами.

Когда речь идет об образовательном процессе, то не представляется возможным идеально наладить гарантированное производство продукта образовательной системы с наперед заданными свойствами, обеспечить это производство инструкциями, технологическими картами и схемами, прежде всего из-за того, что процесс воспитания вряд ли может подлежать технологизации. Однако все сказанное выше о технологии в любой сфере деятельности людей применимо к понятию педагогической технологии, которое стало активно использоваться в образовании с появлением, развитием и внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Гузеев В.В., анализируя основные тенденции развития образования в двадцатом веке, подчеркивает, что именно попытки создания технической среды обучения рассматривались как альтернатива традиционному обучению.

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех поставленных учебных целей. Использование технологии обучения приводит к ответу на вопрос о том, как наилучшим образом достичь целей обучения. В этом смысле, педагогические технологии - это инструментарий достижения целей.

Педагогической технологией обычно называют направление педагогики, цель которого - повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное достижение обучаемым запланированных результатов обучения. Главное внимание в педагогических технологиях концентрируется не на средствах, а на системной организации учебного процесса, то есть всякая педагогическая технология представляет собой систему (этот аспект будет более подробно рассмотрен далее). Центральное место при этом занимает результат обучения, который может быть запланирован, достигнут, а сама технология при этом - воспроизводима. При этом необходимо учитывать человеческий фактор, личность педагога и особенности учащихся.

Рассмотрим далее процесс эволюции понятия «педагогическая технология».

Прототипы педагогических технологий известны достаточно давно (например, Белл-Ланкастерская система взаимного обучения - конец XVIII века), но терминологически появление данного понятия относят к 20-м годам XX века. Впервые термин «педагогическая технология» упоминается в работах по педалогии, основанных на трудах по рефлексологии. При этом достаточно подробно рассматривается даже не сама педагогическая технология, а «педагогическая техника как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий».

Основным признаком развития педагогической технологии является изменение формулировки термина от «технологии в образовании» к «технологии образования», а затем к педагогической технологии.

Первый период (начало - середина 50-х годов) характеризуется появлением в школе различных технических средств представления информации - средств записи и воспроизведения звука и проекции изображений, объединенных понятием «аудиовизуальные средства».

Второй период (середина 50-х - 60-е годы) характеризуется появлением технологического подхода к процессу обучения. Теоретической базой этого подхода является идея программированного обучения, а технологическую основу составила разработка аудиовизуальных средств, специально предназначенных для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. Под «технологией образования» стали понимать научное описание (совокупность средств и методов) педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.

Третий период (70-е годы) характеризуется расширением базы педагогических технологий. Изменяется методологическая основа педагогических технологий, осуществляется переход от вербального к аудиовизуальному обучению. В этот период технология учебного процесса разрабатывается на основе системного подхода, а исследователи понимают педагогические технологии как изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.

Итак, в полосе признания педагогической технологии следует отметить три этапа. Первый - признание педагогической технологии объектом изучения. Второй этап - признание педагогической технологии профессиональной категорией. Непосредственной причиной смены приоритетов является обоснование в 1954 году идеи программированного обучения. Третий этап - признание педагогической технологии отраслью теоретического знания в педагогике. Существенными признаками данного этапа являются применение системного подхода в исследованиях проблем педагогической технологии в 60-70-е годы, а также сближение точек зрения специалистов по аудиовизуальному образованию и программированному обучению, происходившее в так называемый период консолидации, когда получили известность различные концепции и парадигмы педагогических технологий. В настоящее время продолжается четвертый этап - признание педагогических технологий междисциплинарным конгломератом, функционирующим на базе всех известных отраслей педагогического знания, а также использующем в своем научном аппарате достижения других наук (кибернетика, логика, социология, информатика, оптика, акустика, профессиональный менеджмент и др.).

Продолжающаяся полувековая дискуссия о сущности педагогических технологий нашла отражение в многочисленных определениях различных авторов, педагогических комиссий и ассоциаций. Суть дискуссии можно свести к наличию двух крайних точек зрения. Одни авторы считают педагогические технологии комплексом современных средств обучения (то есть ТСО), другие объявляют педагогические технологии процессом коммуникации. Отдельную группу составляют авторы, объединяющие в понятие педагогических технологий средства и процесс обучения.

Как указывает М. Кларк (М. Clarke) - директор аудиовизуального центра Лондонского университета, первоначальный смысл педагогических технологий - «применение в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени». Данное определение отражает современное понимание термина «технология в образовании», так как трактует его значение как непедагогические изделргя и процессы, применяемые в обучении.

Ф. Персиваль и Г. Эллингтон (F. Persival, Н. Ellington) считают, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это «оборудование, применяемое в системе образования, такое как телевидение, языковые лаборатории и различные средства проекции изображений... Другими словами технология в образовании - это аудиовизуальные средства». В этом определении акцент смещается от «технологии в образовании» к «технологии образования», так как оно объединяет специально созданные и приспособленные средства обеспечения учебного процесса (языковые лаборатории и телевидение) и методику их применения.

Д. Финн заметил: «Только наивные люди считают, что технология -это просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Это значит гораздо больше. Это способ организации, это образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа «человек-машина». Это проверка экономических возможностей проблемы. Кроме того, технология имеет существенное отношение к взаимодействию науки, искусства и человеческих ценностей». Далее он пишет в «Энциклопедии педагогических средств, коммуникаций и технологий» (Лондон, 1978): не являясь синонимом «средства обучения», педагогическая технология является междисциплинарным конгломератом, имеющим связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми ее функциями».

В результате анализа 102 источников (монографий и статей) по педагогическим технологиям П.Д. Митчелл формулирует окончательное, по его мнению, определение педагогической технологии: «Педагогическая технология есть область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов».

Подводя итог дискуссии о значениях педагогической технологии, Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США опубликовала в 1979 году «официальное» определение. «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».

Данное определение оказалось в то время настолько всеохватывающим, что дальнейшие изменения в формулировке педагогических технологий происходили по линии уточнения мозаики значений педагогических технологий и их специализации. Как указано в глоссарии терминов по технологии образования понятие педагогическая технология имеет два смысла: «В первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие виды «жестких» и «мягких» средств. В новом и более широком смысле это -систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективной формы образования. В этом смысле педагогическая технология использует в качестве теоретического инструмента системный анализ».

Можно сказать также, что педагогическая технология - это междисциплинарный конгломерат идей, тенденций, концепций, систем', подходов, способов, методов и средств обучения, используемых для повышения эффективности образования и имеющих связи (отношения) со всеми отраслями педагогической теории и практики. Современный статус педагогическая технология приобрела в процессе более чем полувековой эволюции, осуществляемой в условиях цикличной смены типов обучения по линии «вербальное - аудиовизуальное - программированное - мультимедиальное - гипермедиальное».

Проанализируем еще несколько подходов к исследуемой проблеме.

Е. Бершадский приводит следующие точки зрения на современное понимание и применение понятия педагогической технологии:

«...Можно выделить четыре основных области его применения.

1. Понятие применяется интуитивно к любым педагогическим процессам и явлениям, его значение либо не совсем осознается, либо осознается лишь частично и ассоциируется с модным педагогическим термином. Любая педагогическая деятельность объявляется технологией.

2. Технология как искусство, мастерство преподавания, общения с учащимися. Понятие включает множество конкретных приемов взаимодействия с учениками в самых различных ситуациях.

3. Классическая технология (алгоритмическая парадигма). Применяется для описания моделей образовательного процесса в соответствии с парадигмой производственного технологического процесса. Модель строится на теоретической основе и включает в себя: модель личности учащегося с описанием параметров, подлежащих контролю, и способов их диагностики; систему педагогических воздействий на учащегося, состоящую из известных операций, реализующих определенную теоретическую концепцию научения: систему диагностично и операционально определенных целей образования. В данном значении понятие технологии обладает экологической валидностью. 4. Технология личностно центрированного образования (стохастическая парадигма). Применяется для описания стохастических моделей образовательного процесса, основанных на проектировании среды обучения, которая влияет на вероятность его протекания в различных направлениях. Термин появился недавно, в этом значении он редко воспринимается в педагогической среде».

Н.Н. Михайлова перечисляет ряд определений педагогической технологии различных авторов:

- «Педагогическая технология - это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б. Т. Лихачев),

- «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» (В. П. Беспалько).

- «Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И. П. Волков).

- «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. М. Монахов).

- «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». (ЮНЕСКО).

Заметим, что приведенные определения зачастую разнородны по ряду существенных моментов.

Сама же Н.Н. Михайлова так определяет педагогическую технологию: «Это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственных конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов. Одновременно наука о таких процессах вскрывает закономерности его осуществления наиболее эффективным и экономичным путем. Причем педагогическая технология направлена на получение определенного результата и воспроизводима при сходных условиях».

Из этого определения нам важен момент, связанный с использованием свойственных конкретной области деятельности (т.е. сфере образования в целом и образовательному процессу в частности) совокупности. методов, средств, способов (и форм - добавим мы).

Эту линию развивает П.А. Силайчев, который определяет педагогическую технологию на уровне организационной системы, обеспечивающей достижение определенного педагогического результата при последовательном выполнении учащимися ряда заданий в условиях применения специально отобранных содержания обучения, методов, приемов, форм организации учебно-воспитательной работы и материального оснащения, то есть как путь достижения определенного педагогического результата. В качестве практического воплощения педагогических систем рассматривает педагогическую технологию В.П. Беспалько: «...педагогическая технология это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике». Такой же подход использует М.А. Чошанов, рассматривающий технологию обучения как процессуальную часть дидактической системы.

Отсюда можно сделать вывод, что педагогическая технология представляет собой радикальное обновление инструментальных и технологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и образовательной практики.

Масштабы создания новой технологии могут быть разными: от урока и системы уроков до крупномасштабной акции пересмотра методической системы обучения, содержания обучения, учебного процесса, проектировании профессиональной школы нового типа.

Важно подчеркнуть, что понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения» (справедливости ради отметим, что по этому поводу ведется постоянная полемика. Так, П.Ф. Кубрушко рассматривает педагогическую технологию как составную часть понятия «методика»: «Методика как теория обучения... рассматривает различные возможные технологии и выбирает наиболее рациональную применительно к конкретным условиям технологию для достижения образовательных целей»). Технология показывает, как наилучшим образом достичь целей обучения. Она направлена на последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения. Если методика в большинстве случаев это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает два принципиальных момента: 1) технология - это гарантированность конечного результата; 2) технология - это проект будущего учебного процесса. Кроме того, педагогическая технология включает и процесс создания, а не только применения конкретных методов и форм обучения. Педагогическая технология - это иерархизированная и упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение определенного планируемого результата. Иными словами, педагогическая технология - это набор технологических процедур, обеспечивающих совместную деятельность педагога и обучаемого и гарантированность конечного планируемого результата.

Сущность педагогической технологии состоит в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения. Педагогические технологии ориентированы на обучаемых, при этом акцент сделан как на развитие учебно-познавательной деятельности учащегося, которая позволяет ему достичь успеха за счет собственных действий, так и на развитие личности в целом: на постановку целей и объективный контроль за качеством усвоения учебного материала. Наконец, педагогические технологии направлены на реализацию принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Развитие педагогической технологии состоит в соподчинении всех практических разработок общенаучным принципам измеримости, системности и управляемости. «В педагогической технологии, в отличие от общей дидактики, не может нечто декларироваться, если его нельзя измерить, системно построить и управляемо воспроизвести на практике».

Нам близка позиция Г.К. Селевко: «Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.». То есть технология есть воспроизводимый комплекс мер, направленный на достижение определенного гарантированного результата, в данном случае-получение педагогического продукта с заданными свойствами, с соблюдением требований количества и качества в определенных пространственно-временных условиях. Иными словами, любой педагог в любое время и в любом месте может достигнуть определенных показателей, например, уровня усвоения знаний, если будет соблюдать условия а, в и с, прописанные педагогической технологией.

Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются, по мнению Н.Н. Михайловой, следующие:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;

- технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;

- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации;

- поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым преподавателем с учетом авторского почерка педагога;

- органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

При этом, если в классической производственной технологии исходное сырье обладает определенными свойствами и точно известны внешние воздействия, переводящие его в заданное промежуточное состояние, то при использовании педагогических технологий участвуют те характеристики объекта, изменением которых управлять невозможно. Это те непроектируемые элементы, такие как аффект, интеллект и воля, которые составляют, по словам В.П. Зинченко, «сердцевину» образования. Аналогичные аффективные компоненты личности как препятствие на пути технологизации учебного процесса выделяет и В.В. Гузеев, Рассуждая о педагогических технологиях, он отмечает, что они «неизбежно содержат принципиально неалгоритмизуемые элементы, связанные с аффективной стороной обучения, а также с интуицией и коммуникативными навыками педагога».

Проблема изучения личности учащегося, определения его состояния в начальный момент времени и после осуществления воздействия является одним из центральных вопросов такой технологии. Сошлемся на общеизвестное высказывание великого педагога К.Д. Ушинского о том, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Поэтому особое значение приобретает включение объекта воздействия в структуру технологического процесса.

Применительно к педагогической технологии это означает, что при ее проектировании необходимо учитывать особенности каждого обучаемого -его индивидуальные предпосылки, оказывающие «сопротивление», или, наоборот, благоприятствующие влиянию обучающих воздействий.

Психологический аспект педагогических технологий связан с выявлением индивидуальных личностных особенностей участников педагогического процесса и учетом их в организации деятельности; для профессионального обучения важно выявлять условия профессионального развития самоопределения, механизмов усвоения знаний, восприятия информации, деятельности.

Кроме того, педагогическую технологию в целом нельзя отождествлять с применением каких-либо алгоритмов, поскольку действия в ней не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. При этом в отличие от алгоритма технология не содержит ответвлений типа «да-нет», «или», «если». Она скорее представляет собой оптимум инструкций (обычно четыре-пять), ведущих к цели в соответствии с потребностями общества, для технологии характерна краткость и удобочитаемость инструкций для последовательного выполнения операций, ведущих к запланированному результату.

Педагогическая технология является отражением закономерностей, свойственных выполняемой образовательной деятельности. Чем лучше преподаватель знает педагогические закономерности, тем эффективнее построение его деятельности, поскольку точнее используются технологические требования.

В последнее время образовательное пространство России бурно заполняется не только различными и новейшими технологиями, но и псевдотехнологиями. В них, как правило, игнорируются два принципиальных признака технологии: гарантированность конечного результата обучения и определенная процедурность проектирования той или иной формы учебного процесса.

Необходимо обратить внимание на то, что в современном постиндустриальном обществе XXI века приходится и необходимо учитывать перегруженность учащихся информацией, следует уделять должное внимание тому, что любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ « Об образовании», статья 51 которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Кратко подытожим также некоторые подходы к используемым наряду с «педагогической технологией» в педагогической литературе понятиям «образовательная технология», «технология в образовании» и т.п. В зарубежной педагогической теории и практике «технологии в образовании» связаны с применением в образовании достижений науки и техники: аудиовизуальных средств, видеоаппаратуры, компьютеров, программированного обучения, оргтехники, технических средств обучения, тренажерных комплексов. В отечественной педагогике «технологии в образовании» ассоциируются с инновациями, касающимися организационных форм и методов обучения, методологии проектирования учебного процесса, компьютеризации и т.д. «Технология образования» отождествляется с системой организационных, юридических, экономических, финансовых, хозяйственных, научно-методических, педагогических мероприятий, необходимых для развития образовательных систем, для осуществления образовательного процесса в учебных заведениях. Технология образования должна рассматривать комплексные вопросы управления образованием: руководство учебными заведениями, управление в учебном заведении, организацию и деятельность социальных служб, материально-техническое обеспечение, финансово-хозяйственную деятельность. «Образовательные технологии» в зарубежной науке и практике обучения связаны с непосредственным процессом обучения, а в отечественной педагогике это понятие тождественно с понятием «технология образования». Таким образом, образовательная технология связана с образовательными системами, а педагогическая технология связана с педагогическими системами, с процессом обучения.

Базируясь на подходах Г.К. Селевко, В.П. Беспалько и Н.Н. Михайловой, дадим уточненное, на наш взгляд определение этого понятия. Педагогическая технология - это запрограммированная, воспроизводимая при сходных условиях система функционирования всех компонентов педагогического процесса, базирующаяся на содержательной технике его реализации и приводящая к намеченным измеряемым результатам в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности.

Для большего понимания сути исследуемой проблемы кратко рассмотрим педагогическую технологию как логическое понятие. Известно, что понятие в логике есть форма мышления, отражающая объективную действительность в сознании человека. Понятие имеет объем и содержание: понятие относится к более или менее широкому кругу предметов (составляющих объем понятия), выражая их существенные признаки (составляющие содержание понятия). Чтобы познать охватываемые понятием предметы, необходимо раскрыть содержание понятия, т.е. установить те признаки предметов, которые отражены в понятии, и раскрыть его объем, т.е. разобраться в тех предметах, которые охватываются понятием. Раскрытие содержания понятия называется определением понятия, раскрытие объема понятия называется делением понятия.

Педагогическая технология выступает видовым логическим понятием, родовым высшим понятием при этом будет понятие «технология», включающее в себя всю совокупность существующих технологий: производственных, воспитательных, образовательных и т.д. При этом низшим видом педагогической технологии будет любая конкретная педагогическая технология обучения той или иной учебной дисциплине.

Выявим содержание понятия «педагогическая технология», опираясь на приведенное нами выше уточненное определение. Из данного определения следует, что существенными признаками понятия «педагогическая технология», (то есть его содержанием) будут следующие:

1. Системный характер педагогической технологии.

2. Достижение намеченных измеряемых результатов при использовании педагогической технологии в виде заданных параметров профессионально-образовательного развития личности.

3. Запрограммированность педагогической технологии.

4. Воспроизводимость педагогической технологии при сходных условиях.

Объемом понятия «педагогическая технология» будут все уровни педагогической технологии - от высшего (реализация основной образовательной программы в целом) до низшего (реализация учебного модуля в рамках одной учебной дисциплины).

Отсюда подчеркнем важность подхода к педагогической технологии как к системному объекту, из структуры которого можно вычленить в рамках конкретного исследования отдельные элементы, имеющие признаки технологичности (например, формы, методы обучения, базирующиеся на особенностях содержания обучения).

 

АВТОР: Демичева Н.В.