12.02.2012 5527

Общая характеристика метаиндивидуальности

 

В исследовании человеческой индивидуальности нельзя игнорировать те ее качества и формы, которые проявляются во внешних по отношению к ней системах - в других индивидуальностях и социальных группах. Подобные исследования широко представлены во многих направлениях зарубежной социальной психологии. Но наиболее адекватными являются те подходы к исследованию межличностного воздействия, которые рассматривают комплексные психологические процессы с учетом индивидуальных особенностей субъектов.

Эти подходы условно могут быть разделены на 2 группы:

1) ориентированные на характеристики социального взаимодействия;

2) ориентированные на психологические особенности субъектов взаимодействия.

Представители первого подхода постулируют идею о том, что именно общение является проводником воздействия личности на личность. Это воздействие опосредуется тем, что социальная роль, выполняемая конкретной личностью, есть не что иное, как совокупность ролевых ожиданий окружающих людей (А.Я. Гройсман, T.L. Juanis, В.Т, King,).

Представители второго подхода в качестве межличностного влияния рассматривают определенные интраиндивидуальные свойства, в частности аттитюд. Ph.G.Zimbardo, Е.В. Ebbesen, С. Maslah понимают его как готовность или скрытую предрасположенность, направленную от одной личности к другой и осуществляющую влияние на оценочные реакции личности относительно другой личности.

Механизм участия аттитюдов в интерперсональном воздействии раскрывают М.В. Smith, J.S. Bruner, R.W. White. Являясь характеристикой объекта воздействия, аттитюды в своем формировании и функционировании связан с качествами субъекта воздействия. Поэтому посредством аттитюдов человек в общении с другим человеком стремится к конгруэнтной, интегрированной структуре - к балансу взаимной совмещаемости. При этом он может сам изменяться.

Несмотря на то, что в зарубежной психологии проблемы интерперсонального воздействия исторически были более представлены, в отечественной психологии данному вопросу также уделяется немало внимания. Изучением этого феномена занимаются научные школы А.А. Бодалева, А.В. Петровского, B.C. Мерлина - Б.А. Вяткина. Именно в их работах впервые зазвучал термин «метаиндивидуальность» как обобщенная интегральная характеристика. В работах B.C. Мерлина метаиндивидуальность рассматривается как некоторое продолжение либо альтернатива понятию интраиндивидуальности, обозначающему «свойства человека как субъекта жизнедеятельности, свойства, присущие его организму, психике, сознанию, самосознанию, хотя, разумеется, проявляются они внешне в реакциях, движениях, действиях».

В работах B.C. Мерлина и его учеников метаиндивидуальность анализировалась с двух сторон: во-первых, как субъективный отклик группы на индивидуальность, а во-вторых, как то влияние, которое индивидуальность оказывает на сознание и деятельность окружающих людей. Но наибольшее внимание уделялось первой стороне, при этом метаиндивидуальность определялась как «психологическая характеристика отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности». В лаборатории B.C. Мерлина также были проведены исследования различного рода статусов. В ходе этих исследований была показана понятийная и актуальная связь интраиндивидуальности и метаиндивидуальности.

Если интраиндивидуальность обусловлена историей личности и наследственными предпосылками, то метаиндивидуальность связана с конкретной социальной ситуацией. Но между ними существует некое опосредующее звено. В качестве него выступают индивидуальный стиль деятельности (Н. Гордецова), ценностно-ориентационное единство (И. Пикапов).

Принципиально важные дополнения в теорию метаиндивидуальности внес А.В, Петровский. В его концепции персонализации личность выступает как субъект идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. Автор утверждает, что не каждое взаимодействие отличается активными метаиндивидуальными процессами, а только то, в котором субъект воздействия референтен, аттрактивен, делегирован властью по отношению к объекту.

Разные аспекты проявления меаиндивидуальности представлены в работах Б.А. Вяткина, который на основании исследований своих сотрудников (СВ. Субботин, Т.Н. Марголина, Т.А. Мантова, В.Ю. Хотинец, А.Г. Исмагилова) рассматривает в русле данной проблемы устойчивость к психическому стрессу, конфликтность, общую активность, этническое самосознание, стиль педагогического общения. В результате было обобщено понятие метаиндивидуальности и раскрыт механизм метаиндивидуального влияния: человек в процессе взаимодействия получает определенное представление о той или иной индивидуальности, зависящее от специфики ее индивидуального стиля общения и деятельности.

В современной отечественной психологии исследование проблемы метаиндивидуальности успешно продолжается в рамках концепции теории интегральной индивидуальности. По мнению Л.Я. Дорфмана, наикратчайший путь к постановке проблемы метаиндивидуальности можно проложить именно с помощью данной теории. При рассмотрении интегральной индивидуальности в контексте взаимодействия с социальной средой ведущим должен стать принцип многомерности, а не иерархизации, как при рассмотрении интегральной индивидуальности в качестве самостоятельной s системы. Границы интегральной индивидуальности при этом выносятся непосредственно в область социальной действительности. Таким образом, при рассмотрении интегральной индивидуальности как самостоятельной системы, мы анализируем только одну ее сторону - интраиндивидуальную, которая не может быть выведена из особенностей ее восприятия или отношения к ней других людей. Но когда встает вопрос об отношении окружающих людей к данной индивидуальности или, наоборот, о вкладе индивидуальности в жизнь других людей, обнаруживается еще одна сторона индивидуальности - ее метаиндивидуальный уровень.

Метаиндивидуальность создается приписыванием индивидуальности тех или иных свойств окружающими ее людьми, но метаиндивидуальные свойства обусловлены также тем, каковы у интегральной индивидуальности свойства интраиндивидуальности (самость). Таким образом, метаиндивидуальность детерминирована, с одной стороны, специфическими особенностями конкретной социальной группы конкретной социальной ситуации, в которые она включена, а с другой стороны - интраиндивидуальными свойствами. Тем самым метаиндивидуальные свойства приобретают двойной смысл: они принадлежат индивидуальности и в то же время окружающим ее людям; они приписываются индивидуальности, но и идеально представлены не в ее сознании, а в сознании других людей. Кроме того, под метаиндивидуальностью следует понимать также те вклады, которые производит интегральная индивидуальность в других людях, осуществляя реальные изменения в их поведении (метаэффект интегральной индивидуальности). Но в эмпирическом плане это означает, что определение метаиндивидуальности через отношение окружающих людей к данной конкретной индивидуальности и через определение «вкладов», которые производит эта индивидуальность в других людей, является исходным, но неполным. Необходимо различать двоякого рода отношения и двоякого рода вклады.

Если члены группы относятся к данной индивидуальности как к самости, то по их оценкам можно судить о метаиндивидуальности как подсистеме ИИ. Соответственно, когда индивидуальность, производя какие-либо вклады в других людей, руководствуется логикой осуществления себя самой, в этих вкладах вновь обнаружатся свойства метаиндивидуальности как подсистемы ИИ.

И наоборот, если члены группы относятся к данной индивидуальности лишь в контексте задач существования самой группы, их оценки будут характеризовать метаиндивидуальность как подсистему данной контактной группы. Соответственно, когда индивидуальность, производя какие-либо вклады в других людей, руководствуется логикой осуществления задач группы, в этих вкладах вновь обнаружатся свойства метаиндивидуальности как подсистемы данной группы.

Свойства интраиндивидуальности и метаиндивидуальности принадлежат разным иерархическим уровням ИИ, уточняет Л.Я. Дорфман. Связи между ними имеют много-многозначный и опосредованный характер. Существуют опосредующие условия, обуславливающие наличие такого рода связей. Главным из них считается формирование ИСД. Благодаря нему характер связи метаиндивидуальных и интраиндивидуальных свойств может изменяться.

Теория метаиндивидуальности, описывая систему взаимодействия ИИ с ее миром, открывает новые возможности в изучении СД. Особенно актуально это в отношении взаимодействия «учитель-ученик», когда может проявиться метаэффект деятельности и индивидуальности учителя в деятельности и индивидуальности его учащихся.

 

АВТОР: Долгополова И.В.