12.02.2012 14908

Модернизация профессионального образования в странах Европейского Союза и России

 

Социально-экономические преобразования в обществе, происходящие в России, закономерно вызвали инновации в профессиональном образовании, которые нашли отражение в государственных документах: Закон «Об образовании», Постановления правительства, Национальная доктрина развития образования РФ; в этих документах были закреплены основные потенциальные возможности развития профессионального образования, определены принципы, функции, структуры и механизмы преобразований.

В России, согласно положениям Национальной доктрины, образование и профессиональное, должно обеспечить:

- реализацию конституционного права и равные возможности для получения бесплатного образования, в т.ч. профессионального, высокого качества;

- создание социально - экономических условий для приоритетного развития начального и среднего профессионального образования;

- нормативное финансирование образовательных учреждений;

- стимулирование негосударственных инвестиций в системах образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

- привлечение работодателей и других заказчиков - кадров к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребности рынка труда;

- правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

- законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей;

- высокую занятость трудоспособного населения;

- обеспечение стабильного финансирования учреждений образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда;

- реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и учащихся;

- поддержку различных форм самоорганизации учащихся как неотъемлемую часть всей системы образования;

- интеграцию российской системы образования в мировую образовательную систему с учетом отечественного опыта и траддций;

- активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учреждений профессионального образования и педагогов в международных образовательных программах международных организаций и сообществ.

В настоящее время происходят кардинальные преобразования всей системы профессионального образования России:

- провозглашение приоритета профессионального образования в социальной стратегии, о чем свидетельствует приоритетный национальный проект «Образование»;

- вступление России в Болонский процесс и осуществляемые меры по вхождению в мировое образовательное пространство;

- модернизация профессионального образования: введение непрерывного многоуровнего образования, провозглашение компетентностного подхода, тотальная информатизация образования, распространение дистанционного обучения;

- ориентация системы профессионального образования на потребности рынка труда;

- улучшение финансово - экономического обеспечения образования и содействия его интеграции в инфраструктуру современного производства.

Все перечисленные меры по преобразованию профессионального образования обуславливают необходимость научно-методического обеспечения, требуют пересмотра устоявшихся (традиционных) подходов, поиска новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий. Пути модернизации российского профессионального образования, предполагают решение на федеральном, региональном, муниципальном уровнях трех ключевых взаимосвязанных задач: качества профессионального образования, его доступности и эффективности.

Одной из стратегических задач современной государственной политики России в области начального и среднего профессионального образования является постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов от требований современного рынка труда.

На сегодняшний момент определены проблемы, которые, как показывает практика, могут быть решены только в рамках новых государственно - общественных отношений, в условиях, когда общественная составляющая становится доминирующим и эффективным фактором на всех уровнях управления. Таким образом, в последние десятилетия модернизация системы профессионального образования приняло поистине глобальные масштабы.

Модернизация образования - политическая и общенациональная задача, цель которой состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего формирование целостной естественно - научной картины мира, высокое качество образования, которое соответствует вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, образовательным потребностям личности, общества, государства, учитывающим прогнозы развития рынка труда.

В странах Европейского Союза процесс реформирования систем образования фактически идет непрерывно. Во Франции фундаментальные реформы образования принимались парламентом с примерно пятнадцатилетним интервалом - 1959, 1975 и 1989гг., в Великобритании Закон «О коренной реформе образования» был провозглашен еще во время Второй мировой войны («Закон Батлера», 1944г.), в 1988г. парламент принял новый закон, предусматривающий глубокую перестройку системы образования - Закон «Об образовательных стандартах и структуре школьной системы». В Испании «Общий закон об образовании» был принят в 1970г., еще при франкистском режиме, а затем последовали законы «О реформе университетов» (1983г.), «О праве на образование» (1985г.), «Об общей структуре образовательной системы» (1990г.). В странах Восточной Европы, произошедшие в 80-90хх гг. XX века глубокие изменения в области политики, социальных отношений, идеологии и культуры обусловили почти одновременное проведение образовательных реформ. В разных странах реформы в образовании имеют специфическую национальную окраску: их направленность, приоритеты, глубина, а также способы проведения определяются конкретными условиями той или иной страны. Вместе с тем существуют некоторые инвариантные аспекты реформ, отражающие определенный комплекс общих задач, стоящих перед национальными системами образования.

В странах Евросоюза, например Федеративная Республика Германия (ФРГ) на всех этапах развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов, в зависимости от потребностей общества, происходит полное и качественное преобразование ее структуры.

В Федеративной Республике Германии, созданы новые положения по 246 профессиям начального профессионального образования, согласованные с учебными программами для профессиональных школ. Обновляется содержание профессионального образования и по профессиям, которые в результате технического и экономического развития страны переживает «вторую волну модернизации». Внедрение новых технологий, в особенности информационных на базе микроэлектроники, оказало непосредственное воздействие на дальнейшее развитие Положений «Об организации профессиональной подготовки» (создана новая система профессий по электротехнике и металлообработке) и возникновения новых профессий и специальностей во многих отраслях экономики страны.

Требования развития образования закономерно привели многие страны к «образовательному буму», к глубоким реформам систем образования, вне этого процесса фактически не остается ни одна страна современного мира, в т.ч. и Россия. Постоянно вводятся те или иные изменения в организацию или структуру разных звеньев системы. Но текущее реформирование часто не решает постепенно накапливающихся проблем, ведущих к обострению кризиса, поэтому периодически назревает необходимость проведения реформ фундаментального характера, которые подводят итог предыдущему этапу развития и закладывают предпосылки для будущего. Модернизация начального и среднего профессионального образования России

В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что профессиональное образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, назрела проблема комплексной структурной перестройки образовательной системы в целом и системы профессионального образования, где все сильнее проявляется отставание его от потребностей страны.

Перед отечественным профессиональным образованием встали весьма непростые задачи. С одной стороны, необходимо сохранить сильные стороны российской образовательной системы, позволившие превратить Россию XX века в одну из высокоразвитых в культурном отношении стран мира, а с другой, - систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной с тем, чтобы в новых экономических условиях, отвечая как на потребности и интересы личности, так и на запросы изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда, она сохраняла бы свою роль как одного из ведущих факторов общественного развития.

Интересы общества и государства в области образования не всегда могут совпадать с отраслевыми интересами самой системы профессионального образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

В настоящее время модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации в декабре 2004г., поставлена задача реструктуризации систем профессионального образования. Необходимость решения этой задачи определена:

- положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010г., в которых сформулированы требования опережающего развития профессионального образования;

- положениями Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.;

- задачами преодоления опасности отставания России от мировых тенденций развития профессионального образования (Копенгагенский и Болонский процессы);

- удовлетворением запросов экономики;

- обеспечением доступности, качества и эффективности начального и среднего профессионального образования;

- созданием многоуровневых учреждений профессионального образования.

Основными направлениями и первоочередными мерами образовательной политики, согласно положениям Концепции модернизации российского образования являются:

- передача оплаты труда, обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации; придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения;

- обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

- совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования;

- усиление социальной направленности системы образования;

- структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда;

- обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций), инвестиционной привлекательности системы образования путем внесения поправок в законодательство Российской Федерации и другие нормативные акты; стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку;

- повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования.

Модернизация профессионального образования требует подготовки квалифицированных кадров на всех его уровнях в соответствии с потребностями рынка труда.

В профессиональном образовании назрела потребность в более систематических и целенаправленных преобразованиях, интегрированных в социально - экономические условия России:

- предстоит преодолеть ориентацию начального и среднего профессионального образования на отстающие от международных стандартов промышленные структуры и инфраструктуры;

- необходимо усилить поддержку профессионального образования и подготовки кадров со стороны новых промышленных структур, инвесторов, требуется развивать институт социального партнерства;

- следует произвести соответствующие институционные изменения, реконструкцию внутренней организации системы образования, механизмов принятия решений, прежде всего, это касается введения в образовательный процесс формирования ключевых компетенций, изменения соотношений между типами и видами образовательных учреждений и реализуемыми в них образовательными программами;

- необходимо повышать внутреннюю и внешнюю эффективность системы профессионального образования;

- оценки потребностей в обучении: номенклатура специальностей и профессий, виды работ и уровни квалификаций, по, которым необходимо проводить обучение; объем подготовки квалифицированных рабочих и специалистов; приоритеты и продолжительность обучения.

Стратегической целью модернизации профессионального образования в современном мире, ориентированного на требования следующих десятилетий - является создание принципиально новой системы образования - непрерывной -главной идеей и целью которой является постоянное развитие личности в течение всей жизни в интересах человека и общества.

Разработка концепции непрерывного образования приобрела международные масштабы благодаря деятельности ЮНЕСКО. В 1997г. международная комиссия ЮНЕСКО по разработке вопросов образования и обучения для XXI века сформулировала главную цель образования - научить людей самостоятельно приобретать знания.

Непрерывное образование - это комплекс государственных, частных и основанных на другой форме собственности образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев начального, среднего, высшего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации каждого человека с учетом настоящих и перспективных общественных и экономических потребностей и личных образовательных целей и возможностей.

В каждой стране процесс развития теории и практики непрерывного образования имеет свои специфические черты, но в то же время, выявляются и их общие причины:

- гибкость и вариативность системы образования - наличие разнообразных и одновременно взаимосвязанных направлений учебной деятельности, отвечающих интересам и возможностям различных групп населения с учетом возраста, пола, этнической принадлежности, социального положения;

- совершенствование организации и содержания системы общего образования;

- перестройка системы профессионального образования - согласованность деятельности учреждений профессионального образования с интересами работодателей. Создание многоуровневой системы профессионального образования и обучения, включающей в себя как фундаментальную подготовку в образовательных учреждениях, так и разнообразные по форме и целям курсы подготовки рабочих на производстве. Это дает возможность повышать профессиональные компетенции всего активного населения и перейти от технико - практической к местно - прагматической направленности профессионального образования и обучения, и социально ориентированной и гуманистической системе профессионального образования.

До сих пор ни в одной стране мира еще не создано системы непрерывного образования, основанной на выше перечисленных принципах. Но совокупный опыт стран, руководствующихся стратегией непрерывного образования, позволяет определить некоторые существенные черты моделей новой образовательной системы, которая качественно отличается от действующей.

Специальные исследования, проведенные В.В. Арнаутовым, А.М. Новиковым и др., показали, что в странах Евросоюза идея обучения в течение всей жизни (непрерывного образования) была выдвинута еще в 20-х гг. XX века. А сама концепция непрерывного образования начала формироваться в 70-х гг. XX века как отражение осознания важности знаний и возрастания их роли и образованности населения в развитии общества и его граждан. Главной функцией непрерывного образования считалась компенсация недостатков стационарного общего и профессионального образования. В зависимости от вида и содержания образования складывалась система под разными названиями: продолженное образование, возобновляющееся образование, пожизненное образование и т.д.. Затем первоначальное видение было существенно дополнено как на содержательном, так и на организационном уровнях. Начиная со второй половины 1980-х гг. в странах Западной Европы закладывались концептуальные основы моделей непрерывного образования, изучался весь спектр социальных, экономических, политических, организационных условий, при которых становится возможной реализация непрерывного образования, выявлялись структура, функции, задачи и цели отдельных звеньев и элементов системы, их взаимодействие.

Главной задачей в реализации концепции непрерывного профессионального образования является создание четкой сети взаимосвязанных форм обучения, способной обслуживать различные группы населения. Предпочтительность тех или иных форм определяется их эффективностью и целесообразностью, что особенно важно во взаимосвязи потребностей и возможностей учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования и общества в целом.

Для осуществления принципа непрерывности были сформированы следующие требования: начальное образование должны получать не только дети, но и взрослые любого возраста; целью среднего образования должно стать не столько обеспечение возможности поступления молодых людей в высшее учебное заведение, сколько подготовка их к активной профессиональной деятельности; высшее образование должно стать доступным для людей любого возраста, быть разнообразным и достигаться различными путями.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в отечественной литературе появились публикации теоретического характера (А.А. Вербицкий, СМ. Годник, О.В. Долженко), в которых рассматривались вопросы становления идеи непрерывного образования, выдвигались новые теоретико - методологические подходы, принципы реализации непрерывного образования. На основе анализа этих публикаций непрерывное образование определялось как:

- условие постоянного развития личности как активного субъекта труда, познания, общения;

- реально функционирующая система государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и профессиональной подготовки человека с учетом общественных потребностей и личных его запросов;

- важнейший социально - педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса.

В своих работах отечественные ученые (А.П. Беляева, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Г.П. Зинченко, B.C. Леднев, И.Я. Лернер) высказывали различные взгляды на происхождение идеи непрерывного образования и на ее суть. В одних случаях непрерывное образование идентифицировалось с непрерывным обучением, когда противоречия в образовании могут быть устранены путем механического объединения всех ступеней учебного процесса. В других - выдвигается тезис о возможности создания системы непрерывного образования путем дополнения существующей образовательной системы новыми звеньями.

В данный момент в России функционирование непрерывного образования в новых социально - экономических условиях приобретает принципиально новое качество; непрерывное образование обусловлено не только постоянно обновляющимися социальными требованиями к профессиональным качествам квалифицированных рабочих и специалистов, но и необходимостью учета индивидуально проявляемых личностных мотивов к постоянному обновлению своих знаний и умений, к приобретению новых профессий и специальностей, к самореализации своих творческих потенциалов.

Происходящие изменения в профессиональном образовании вызывают реформирование учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, создание учебных заведений интегрированного типа - введение многоуровневого образования. Введение многоуровневого образования дает возможность учащемуся спроектировать индивидуальную траекторию своего последующего образования и альтернативные траектории профессионального будущего.

Одним из важнейших признаков системы непрерывного образования, в условиях создания интегрированных учреждений профессионального образования, является ее целостность.

Целостность системы непрерывного образования придает ей интегративные свойства, ключевыми понятиями которых является преемственность, прогностичность, гибкость и динамичность.

Непрерывность образования предполагает осуществление педагогической интеграции как ведущей тенденции развития современного профессионального образования.

Интернационализация разных сфер общественной жизни современного мира захватывает и область профессионального образования и обучения (ПОО). Международный опыт повышения социальной и экономической эффективности образования, модернизации содержания, педагогических технологий и воспитания используется в той или иной мере разными странами. Вместе с тем сохраняющаяся национальная и региональная специфика историко - культурных градаций, социальных институтов, политических режимов выступает серьезным препятствием на пути глобальной образовательной интеграции, поэтому, наиболее интенсивно интеграция осуществляется в регионах с относительно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-политической структурой.

Прежде чем вскрыть сущность интеграции и ее проявление в профессиональном образовании, необходимо проанализировать само понятие «интеграция».

В энциклопедическом словаре под интеграцией (лат. Integratio - восстановление, восполнение от integer - целый) понимают: понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом дифффенциации.

В логическом словаре-справочнике интеграция (лат. Integrate) - полный, цельный) - объединение в целом; в единстве каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства; в теории систем-состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обусловливающий такое состояние».

По определению А.П. Беляевой, интеграция как педагогическая закономерность и дидактический принцип представляет собой «... новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств».

Педагогическая интеграция, как принцип развития, есть ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижения более высоких и позитивных результатов в деятельности. Как процесс, педагогическая интеграция есть процедура интегрирования объектов, проектирование пути получения результата. Педагогическая интеграция, как результат, есть та форма, которую обретают объекты, вступая во взаимность друг с другом.

Основными направлениями исследования тенденций интеграционных процессов в образовании являются следующие:

- интеграция науки, производства и образования;

- интеграция уровней профессионального образования;

- интеграция содержания образования.

Исследования ученых показывают, что интеграция профессионального образования связана с производством и наукой, а максимальное приближение системы обучения к практике позволяет:

- повысить эффективность профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в условиях конкретного производства;

- творчески осмысленно переносить ранее усвоенный теоретический материал в производственные условия (ситуации);

- акцентировать внимание на наиболее актуальных проблемах будущей профессиональной деятельности (непосредственно на практике), требующих первоочередного решения;

- правильно оценивать стратегию и тактику рыночных отношений в множестве парадоксов, противоречий, конфликтных ситуаций и альтернативных программ;

- на основе индивидуальной или коллективной творческой работы уметь выработать реальные предложения и конкретные рекомендации, направленные на улучшение конечных результатов профессиональной деятельности.

По своему объему понятие «интеграция» выходит за рамки отдельных наук, фактически оно имеет общенаучный характер наряду с такими понятиями, как «система», «структура)), «модель». Обобщая различные подходы к определению этого понятия, можно считать, что это процесс взаимодействия на единой мировоззренческой логико - методической основе структурных элементов тех или иных наук, сопровождающийся ростом их унификации и комплексности.

Главное место по масштабам и глубине интеграции профессионального образования занимают страны Европейского Союза

Интеграционные процессы, происходящие в странах Евросоюза, приводят к тому, что национальные системы образования во все большей мере вовлекаются на общий уровень единого европейского сотрудничества. Единое образовательное пространство означает совокупность всех образовательных учреждений, научно-педагогических центров, правительственных и общественных организаций в различных странах, их взаимовлияние и взаимодействие в условиях интенсивной интернационализации всех сфер общественной жизни современного мира. Оно объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном формирующемся образовательном пространстве.

Создание единого европейского образовательного пространства одно из главных направлений развития профессиональной школы Европы, отраженных в Копенгагенской Декларации. В едином образовательном пространстве действует принцип равновесной среды, который должен обеспечить ее устойчивое функционирование.

В настоящее время во многих странах Евросоюза, причем вне зависимости от уровня их социально-экономического развития (в Германии, Нидерландах и др.) начальное профессиональное образование интегрируется с полным средним, а среднее профессиональное - с высшим профессиональным образованием.

В России же единое образовательное пространство является формой государственной гарантии конституционного права граждан Российской Федерации на образование в соответствии со своими потребностями и возможностями, интересами общества и государства, оно подкрепляется единой законодательной и нормативно - правовой базой в области образования, которая обеспечивает:

- доступ всех граждан к образованию в любом государственном и муниципальном учреждении профессионального образования на основе принципов равноправия и справедливости;

- реализацию в образовательных учреждениях различных организационно - правовых форм государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования;

- преемственность основных образовательных программ различных уровней образования и согласованность требований к уровню подготовки поступающего при входе на соответствующий уровень образования с требованиями к подготовке выпускника на предшествующем уровне образования;

- возможность перехода учащихся из государственного и муниципального образовательного учреждение в любое другое государственное и муниципальное образовательное учреждение того же уровня для продолжения образования;

- функционирование на всей территории Российской Федерации единой системы государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- установление и введение в действие единых критериев, процедур и механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений соответствующего уровня.

Актуальность проблемы интеграции в современном профессиональном образовании в Российской Федерации обусловлена:

- процессами интеграции российской экономики в мировую в связи с вступлением России в единое образовательное пространство, поэтому, с целью модернизации образовательных ресурсов, появляется необходимость создания механизмов их эффективного использования;

- резко изменившимися социально-экономическими условиями, которые поставили образовательные учреждения в совершенно иной режим организации образовательного процесса, т.к. современные условия требуют быстрой отдачи от образования;

- сохранение единого образовательного пространства на всей территории России;

- использование новых технологий, оборудования и материалов в современном производстве, что требует интегративного способа деятельности от квалифицированных рабочих и специалистов.

Наиболее перспективным направлением интеграции в России является интеграция учреждений среднего профессионального образования с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по широкому спектру профессий и специальностей. Объединение учреждений начального и среднего профессионального образования с созданием на их основе колледжей произошло в г. Москве, постепенно этот процесс начал осуществляться и в других регионах Российской Федерации.

Также в настоящее время происходит интеграция учреждений среднего и высшего профессионального образования и учреждений среднего профессионального образования и центров профессиональной подготовки.

В профессиональном образовании, помимо процесса интеграции, существует процесс дифференциации. Эти два процесса соответствуют двум тенденциям: с одной стороны, представление как единого целого, с другой - более глубокое и конкретное постижение закономерностей и качественного своеобразия различных структур и систем - эти две тенденции диалектически обуславливают и дополняют друг друга.

В философских науках (Б.М. Кедров) подчеркивается, что соотношение интеграции и дифференциации не является неизменным: на различных этапах развития научного знания один из этих процессов может доминировать, при этом современный этап научно - технического развития характеризуется преобладанием процесса интеграции. Соответственно дифференциация выступает как форма проявления интеграции, а интеграция, в свою очередь, образует основу для дальнейшего углубления дифференциации.

Принципиально новые условия подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования как в странах Евросоюза, так и в России обеспечивает преемственность образовательных систем, возможность получение в них интегрированного и дифференцированного по уровню профессионального образования.

В последнее время в общем контексте реформирования образования заметное место занимают поиски более эффективных форм и методов управления, от которых в немалой степени зависят реальные результаты образовательных реформ.

Формирование политики и управления профессиональным образованием должны осуществляться в соответствии с общими целями образовательного процесса и с учетом будущих и уже сложившихся национальных и региональных социально - экономических требований. В соответствии со статьей 2 «Конвенции о техническом и профессиональном образовании» (1989г.) и дополнениями, содержащимися в рекомендациях «Второго Международного Конгресса по вопросам технического и профессионального образования» (1999г.), стратегическими задачами является совершенствование организационной структуры и повышение качества системы профессионального образования и обучения.

В развитии профессионального образования становится все более очевидной необходимость по-новому разграничить функции между разными субъектами управления - эта проблема так или иначе стоит во всех странах современного мира.

В 1990г. на Международном конгрессе ЮНЕСКО в Мехико «Планирование и управление развитием образования» была отмечена «актуальность поиска правильного соотношения между централизацией и децентрализацией, между национальными целями и региональными или местными интересами. Это соотношение должно складываться в соответствии со спецификой каждой страны».

Конкретная организация, формы и методы управления образованием в решающей степени зависят от особенностей государственного строя, от специфики политических и культурных традиций той или иной страны. При всем разнообразии национальных моделей организации образования в мире в области управления они могут быть сведены к двум системам -централизованной и децентрализованной. Централизованная и децентрализованная структуры отражают противоположные подходы к организации управления.

В централизованной системе образования только государство определяет образовательную политику и играет решающую роль в управлении образованием; оно не дает возможности образовательным учреждениям быстро реагировать на потребности личности, общества и рынка труда. Централизованная система управления по своей природе не способна к саморазвитию ввиду отсутствия внутри самой системы объективных противоречий. Она ориентирована на самоцель, диктуемую узковедомственными интересами, административной моделью управления.

Страной с ярко выраженной централизованной системы управления является Франция. На протяжении двух последних веков она являлась классическим образцом страны со строго централизованной и административно единообразной системой образования. Основание государственных учебных заведений, их финансирование, учебные планы и программы, назначение, перемещение и увольнение педагогического персонала - все детально регламентировалось законами, правительственными декретами, циркулярами центрального ведомства просвещения и контролировалось многочисленными чиновниками, осуществлявшими определенный надзор и за частными учебными заведениями. До недавнего времени региональные и местные власти не обладали правом самостоятельно принимать значительные решения, их функции сводились преимущественно к контролю выполнения постановлений центрального аппарата ведомства образования.

В 1980-х гг. во Франции начался процесс административной децентрализации. Регионам и департаментам были предоставлены права самостоятельно определять направления социально-экономического и культурного развития на своих территориях, с тем условием, чтобы их решения не противоречили актам, принятым в общегосударственном масштабе. Процесс административной децентрализации оказал влияние и на систему образования.

Сейчас в некоторых странах Евросоюза сложились устойчивые традиции децентрализации (графства - Великобритания, «земли» -Федеративная Республика Германия), обладающие значительной автономией в области образования, вплоть до существования особого законодательства.

Целью децентрализованной системы образования, напротив, является установление тесной и прямой связи со всеми институтами общества, требованиями рынка труда и перехода к подготовке кадров по заказу работодателей.

В децентрализованной системе ответственность за управление образованием несут, наряду с государством, конкретные общественные и экономические структуры: попечительские советы, торговопромышленные и ремесленные палаты, союзы предпринимателей, а также предприятия и компании, отдельные работодатели. В ряде стран в этом процессе участвуют профессиональные союзы, церковь, и иные заинтересованные общественные организации, которые способствуют сближению интересов работодателей, профессиональной школы и самого обучаемого.

Взаимодействие государственных органов с заказчиками кадров призвано стимулировать гибкость и рационализацию управления образовательной системой, распределять между ними ответственность за процесс и качество профессиональной подготовки. При этом децентрализация не должна разрушать единого образовательного пространства в государстве.

Каждый из указанных выше субъектов управления; государство, регионы, работодатели, общественные организации - реализует свой интерес, анализ которого позволяет понять мотивацию их деятельности. С этим связан характер их функций в управлении образованием, доля его финансирования, степень влияния на содержание образования и объем полномочий.

Исходным положением такого анализа является признание необходимости участия государства и его органов в управлении образованием. Это обусловлено тем, что образовательная система выполняет часть социальных функций государства в интересах общества и каждого его члена.

В условиях децентрализации государство продолжает участвовать в управлении образованием, но его функции существенно изменяются и приобретают, в основном, координирующий характер. К ним относятся такие функции, как:

- определение уровней образования, возрастного ценза для обучаемых, статуса образовательных учреждений, порядка установления экзаменнационных процедур и документов государственного образца;

- принятие законодательных и нормативных актов, необходимых для сохранения единого образовательного пространства в государстве, защиты прав человека на рынке труда и обеспечения свободной миграции рабочей силы. Это законы об образовании, в том числе профессиональном, и дополняющие их законы или нормативные акты о порядке финансирования образования, переподготовке и повышении квалификации преподавательского персонала и др.;

- разработка общенациональной политики в области образования, которая определяет стратегические цели подготовки кадров, а также профессиональной переподготовки безработных, что обусловлено экономическим развитием страны, ситуацией на рынке труда, приоритетами в социальной сфере и другие функции.

Странами с ярко выраженной децентрализованной системой управления являются:

Великобритания. В Великобритании исторически сложилась децентрализованная система образования. До сих пор, несмотря на тенденцию к централизации и стандартизации образования, указания Государственного департамента образования и занятости (Department for Education and Employment) носят лишь характер рекомендаций. Все вопросы, связанные с финансированием учебных заведений находятся в ведении местных органов управления образованием (Local Education Authorities).

Центральные органы управления могут влиять на школы и высшие учебные заведения финансово посредством системы грантов, и организационно путем выдачи государственных лицензий, т.е. разрешений на правоведения образовательной деятельности.

Вместе с тем всюду правом самостоятельно решать многие конкретные проблемы пользуются как местные органы управления образования, так и сами образовательные учреждения.

Британская система образования, отражает экономическую структуру страны, все ее достоинства и недостатки. Многие годы британское образование обвиняли в его сложности и запутанности, но в условиях постоянно изменяющейся экономики сложность рынка образования означает, кроме прочего, его гибкость.

Федеративная Республика Германия (ФРГ). Особенности системы образования в ФРГ в значительной мере определяются ее федеративным устройством, возведенным в ранг основополагающего конституционного принципа. Созданная после Второй мировой войны Федеративная Республика Германия восстановила и законодательно закрепила традиции культурной автономии отдельных германских государств, складывавшиеся на протяжении нескольких столетий. Эти традиции были нарушены только в период гитлеровского режима, когда было создано жестко централизованное управление образованием, соответствующее общей политике и идеологии тоталитарного государства.

Федеративная Республика Германии состоит из 16 федеральных земель. Каждая из германских земель, составляющих федерацию, имеет свое правительство и законодательное собрание (ландтаг).

Каждое земельное министерство определяет для всех образовательных учреждений административные правила и основные направления содержания образования. Общая структура профессионального образования определена законом «Об образовании», в соответствии с которым ответственность за управление и финансирование системы лежит на федеральном, земельном - региональном и муниципальном правительствах, работодателях и профсоюзах.

Основной закон «Об образовании» в ФРГ гарантирует каждому гражданину страны право свободно выбирать для себя профессию на всей территории Федерации, но необходимо, чтобы Федерация и федеральные земли согласовывали вопросы образования. Только таким образом учащиеся могут получить во всех землях сопоставимую квалификацию. Поэтому существующую ныне в ФРГ систему образования часто называют «кооперационным федерализмом» («kooperativer Foderalismus»).

Характерной чертой системы профессионального образования ФРГ, страны с устойчивой рыночной экономикой, является то, что она отражает особенности общества, частью которого является, а также исторически сложившуюся дуальную систему профессионального обучения, которая сочетает практическую подготовку на предприятии с теоретическим обучением в профессиональной школе, т.е. частная экономика и государство совместно отвечают за профессиональное образование и финансируют его. Это, в свою очередь, оказывает влияние на содержание обучения, порядок разработки нормативных документов, регламентирующих соответствующее качество подготовки, механизм реализации стандарта профессионального образования на практике.

Федеральное министерство издает постановления, в которых определяются название профессии, продолжительность обучения, требования к знаниям и умениям.

Обмену между Федерацией и федеральными землями содействует «Комиссия Федерации и федеральных земель по планированию образования и содействию исследования» (Bund - Lander - Kommision fur Bildungsplanung und Forschungsforderung).

Финляндия. За последние 20 лет система образования в Финляндии на всех уровнях была существена реформирована, как и во всех индустриально развитых странах.

Управление системой профессионального образования в Финляндии разбито на различные уровни:

- Государственный Совет;

- Министерство просвещения;

- Главное управление профессионального образования;

- Губернские правления.

Право принимать решения по вопросам профессионального образования принадлежит Парламенту, Государственному Совету и подчиненному ему Министерству просвещения.

Учебные заведения осуществляют профессиональное обучение и отвечают за его качество, они имеют право составлять собственные программы обучения.

При изменении системы образования, определении новых направлений его развития правительством всегда принимались во внимание требования общества и различных секторов экономики на определенный период времени, меняющиеся социально - экономические задачи. Еще в недавнем прошлом планирование образования и расчет потребностей в квалифицированных кадрах велись на основе довольно детальных прогнозов на государственном уровне. В настоящее время государственное регулирование стало более общим, и право принятия решений по многим вопросам образования было передано местным органам управления.

По Закону «Об образовании» все граждане страны имеют равные права на получение образования. Все возрастные группы населения страны, включая особые фугаты (инвалидов), могут получить, если захотят, начальное профессиональное образование. Уже сегодня профессиональные учебные заведения имеют количество учебных мест, превышающие потребности в них всех возрастных групп. Это позволяет учитывать местные условия и предлагать реальную возможность каждому желающему выбрать профессию с учетом своих склонностей и интересов.

Децентрализованная система управления может в определенной степени способствовать развитию местной инициативы, стимулировать проведение педагогических экспериментов. В то же время она нередко приводит к непомерно глубокому расхождению в содержании обучения в профессиональных школах разных регионов страны, препятствуя созданию и поддержанию общенациональных государственных стандартов.

В настоящее время в тех странах, для которых была характерна крайняя децентрализация, усиливается влияние центральных властей.

Ни централизованные, ни децентрализованные системы образования не могут быть оценены однозначно, положительно или отрицательно. Централизованная система способствует созданию национальных образовательных стандартов. Децентрализованная система открывает большой простор развитию местной инициативы, облегчает проведение разнообразных педагогических экспериментов, значительно полнее учитывает местные особенности, имеющие отношение к задачам обучения и воспитания.

Под влиянием социально - экономических условий и интегративных процессов эти две системы обнаруживают заметную тенденцию к конвертенции. Одновременно, практически везде, усиливается участие общественности в процессе принятия важных решений, касающихся дальнейшего развития образования.

Среди множества новых идей современного этапа модернизации образования России, получивших признание в последние годы, наиболее важной является осознание потребности перехода от государственного управления к государственно - общественному. Понимание такой необходимости обусловлено общецивилизационными тенденциями общества, стремящегося к максимальной открытости и эффективности. Для России это связано с освоением демократической модели управления обществом.

Ведущим направлением реформирования управления профессиональным образованием в России является ее децентрализация. Разрушение прежней жестко централизованной системы, распад единого образовательного пространства, существовавшего на территории Советского Союза, ослабление управленческой вертикали - все это придает особую важность поискам путей создания новых, более эффективных структур и механизмов управления образованием.

Целью децентрализованного профессионального образования является установление тесной и прямой связи подготовки кадров в учебных заведениях с требованиями рынка труда и переход к профессиональному обучению по заказу работодателей. В такой структуре ответственность за управление профессиональным образованием несут наряду с государством конкретные экономические структуры: торгово-промышленные палаты, другие союзы и ассоциации работодателей.

Взаимодействие государственных органов с заказчиками кадров, призвано стимулировать гибкость и рационализацию управления образовательной системой, распределять между ними ответственность за качество профессионального образования. При этом децентрализация не должна разрушать единого образовательного пространства в государстве.

В начале XXI в. в России идет сложный и противоречивый процесс формирования новой системы начального и среднего профессионального образования, которая бы отвечала актуальным и перспективным потребностям не только производства, но и интересам самой личности, способствовала углублению и формированию профессиональной компетентности и преемственности профессиональных образовательных программ от начального до высшего уровня.

 

АВТОР: Читаева Ю.А.