15.02.2012 8822

Уровни сформированности профессионально-этической культуры учителя

 

В настоящее время идет совместный поиск ученых и педагогов-практиков, чтобы выявить личностно ориентированное содержание технологий образования. В этом поиске и формируется гуманистическая педагогическая культура XXI века, в которой концентрируется и реализуется динамическая система педагогических ценностей, прошедших критерии нравственной оценки творческих способов деятельности и личных достижений учителей. Сотрудничество с учителями школ г. Брянска, анализ их деятельности позволили нам выделить ряд существенных показателей (признаков) личностно ориентированной педагогической технологии и критериев профессионально-этической культуры:

- гуманистическая позиция учителя, педагога по отношению к детям и его стремление быть воспитателем и педагогом, образцом профессионализма и нравственности,

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление, способность решать возникающие проблемы в жизни и учебе с позиций ученика,

- общекультурную эрудированность, образованность в сфере преподаваемого предмета, умение практически оценивать с содержание образования и совершенствовать технологии обучения, придавая им личностную направленность,

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую позицию и деятельность как личностно ориентированную систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект,

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегулировать свою деятельность, готовность и умение общаться с учащимися, коллегами в типичных и нестандартных ситуациях. Развитость всех или отдельных компонентов педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение учителя. Гуманная педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, авторизация педагогического опыта определяют профессиональное - этическое поведение учителя, придают ему целостность, формируют индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по его соответствию профессиональной этике, но и по тем признакам, которые предлагаются нами: концептуальность, индивидуальный стиль, креативность.

С этих позиций профессиональное поведение учителей с высоким уровнем педагогической культуры отличается: устойчивостью и теоретической обоснованностью собственной позиции; системностью педагогической деятельности; умением творчески решать воспитательные задачи; гибкостью и вариативностью решений, принимаемых в сложных ситуациях.

Очевидно, что профессиональное поведение учителя - это практическое воплощение его индивидуальной педагогической культуры. В структуре педагогической культуры важны все показатели для характеристики учителя, хотя индивидуальность каждого педагога, своеобразие его личности, особенности характера накладывают отпечаток на проявление его культуры. Мы считаем, что такие показатели, как педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, культура поведения имеют инвариантный характер по отношению ко всем учителям. Вариативно же содержание таких компонентов, как владение специальными знаниями и педагогическими технологиями, опыт творческой деятельности. Они различаются по степени осознанности, активности личного творческого участия учителя в учебно-воспитательной деятельности. Для выявления и сравнения уровней профессионально-этической культуры мы предлагаем следующий эталон. Учитель, обладающий высшим творческим уровнем педагогической культуры: любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье и самочувствии, проявляет доброту и уважение к каждому школьнику независимо от успехов в учении, ответственно относится к своим воспитательным функциям, авторитетен среди детей и родителей; понимает психологию школьника, применяет разумные требования к организации обучения и воспитания, умеет анализировать образовательную ситуацию, причины неадекватного поведения детей, способен принимать обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия; интересуется наукой, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, умеет самостоятельно выбирать и разрабатывать оригинальные технологии и индивидуальные программы обучения, вызывает у учащихся интерес к учению, добивается положительных результатов в обучении и развитии детей; творчески подходит к обучению и воспитанию, имеет индивидуальный педагогический почерк, совершенствует систему собственной (дидактической, воспитательной, методической) деятельности, имеет авторские методические разработки, участвует в инновационной и научно-исследовательской работе, создает новые образцы педагогической практики, оказывает методическую помощь коллегам в освоении новшеств; во всех ситуациях педагогического взаимодействия проявляет высокую культуру поведения, способен к нравственно-волевой саморегуляции, занимается профессиональным самообразованием, служит образцом культурного человека. Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня профессионально-этической культуры является: включение учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск. Проведенные исследования подтверждают, что отличие одного уровня этой культуры от другого в рамках предложенной шкалы: творческий и высший, осознанный и высокий, приспособительный и достаточный, массовый, проявляется по всем выделенным показателям, но определяющее значение имеет гуманная педагогическая позиция, сочетаемая с творческим отношением к образовательной деятельности. Образец такого отношения - творческий или высший уровень педагогической культуры. Это модель гармоничного человека, все компоненты личности которого культуросообразны. Такой учитель бережно сохраняет и воспроизводит культурные образцы практической деятельности, сам их творит, создает авторские педагогические «произведения» - дидактические и воспитательные системы, методики и технологии. В его педагогической мастерской учатся коллеги. У такого учителя креативная направленность индивидуального сознания явно преобладает над нормативной. У него ярко выражен собственный стиль, сложился индивидуальный почерк.

Высший уровень педагогической культуры - это всегда индивидуально-творческий подход. На других уровнях творческая индивидуальность педагога выражена менее ярко. Так, осознанный или высокий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми личностными качествами, работает профессионально, ищет творческие пути решения новых педагогических задач, имеет устойчивую потребность в профессиональном росте, добивается хороших результатов в общении и воспитании большинства учащихся. Однако творчество в деятельности такого учителя сводится к функциям «улучшения, «совершенствования», а не создания новых образцов педагогической практики. Он может видоизменить свою деятельность лишь в рамках требований к профессии, самореализуется как профессионал, а не как целостный человек - представитель культуры. Назовем этот уровень профессионально-творческим. Приспособительный и достаточный уровень педагогической культуры характеризует учителя, обладающего личностно-профессиональными качествами, в своей деятельности он опирается на знания и умения, добивается определенных результатов в обучении и воспитании. Но в творческом поиске участвует эпизодически, устойчивой потребности в собственном творческом росте не испытывает, удовлетворяется достигнутым. Этот уровень назовем профессионально-адаптивным.

Наконец, к массовому уровню педагогической культуры отнесем учителя, не обладающего необходимым набором профессионально-личностных качеств, в своей работе он не имеет достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческих поисков, не испытывает потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании. Этот уровень назовем непрофессионально-репродуктивным.

При оценке уровня педагогической культуры следует иметь в виду и некоторые противопоказания для его аттестации. К ним мы относим: негуманные способы воспитания детей; психолого-педагогическую некомпетентность; ограниченность знаний учителя по предмету; низкие результаты обучения и воспитания детей, нарушение норм культурного поведения и педагогической этики. С этих позиций можно выделить неудовлетворительный уровень педагогической культуры, носитель которой хоть и редко, но все же встречается в педагогической практике. Вспомнив высказывание А.В. Луначарского: «Образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий», заметим, что воплощением педагогической культуры, как и личностно ориентированного образования, является именно человечность.

Исходя из сущности, структуры и содержания профессионально-этической культуры педагога, можно выделить следующие критерии, ее характеризующие:

- степень близости по содержанию и приоритетам к профессионально-этическому кодексу личной иерархии ценностей педагога;

- наличие качеств, являющихся показателями профессионально-этической культуры педагога и проявляющихся в профессиональном взаимодействии (среди таких: общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность,

- чувство меры, справедливость, стремление понять другого, стремление к самосовершенствованию, творческая активность);

- соотношение «Я-Реального» и «Я-Идеального», характеризующее уровень профессионально-личностного развития педагога;

- согласованность поведения педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения, вытекающими из этического кодекса;

- степень творчества в реализации профессионально-этических ценностей. Также нами выделены три уровня развития профессионально-этической культуры: приспособительный, осознанный и творческий-приспособительный уровень характеризуется тем, что ценности профессии не являются для человека, выполняющего педагогическую работу (или готовящегося стать педагогом) личными нравственными принципами. Человек выполняет профессионально-этический кодекс только под влиянием внешнего контроля коллег и начальства, приспосабливаясь к требованиям, указанным в квалификационной характеристике. И даже тогда, когда такие качества, как общительность, доброжелательность, тактичность, в какой-то мере свойственны самому человеку, они не будут реализованы и использованы эффективно в работе педагога. При объективной самооценке соотношение «Я-Реального» и «Я-Идеального» будет характеризоваться значительной разностью показателей, что говорит о низком уровне профессионально-личностного развития. Поведение педагога, имеющего приспособительный уровень профессионально-этической культуры, характеризуется шаблонным, стереотипным, негибким и нетворческим соответствием стандартам поведения, вытекающим из профессионально-этического кодекса педагога. Подобное следование профессионально-этическим нормам, вытекающее из приспособления к ним, само по себе нельзя оценить строго отрицательно, поскольку хотя бы частично, но все же реализуется главная цель профессиональной этики - регуляция профессиональных взаимоотношений. Другое дело, что такой уровень развития профессионально-этической культуры педагога можно оценить как низкий, поскольку нетворческое отношение к педагогической деятельности дает малоэффективные результаты.

Осознанный уровень развития профессионально-этической культуры педагога характеризуется «работой над собой». Молодой педагог (или будущий педагог) приходит к осознанию необходимости следовать в своем поведении определенным нормам и правилам, что происходит вследствие понимания им целей, задач и ценностей профессии. Исходя из осознанной необходимости, человек начинает стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональном и личностном планах, постепенно приближаясь по своим качествам к требуемой профессионально-этической модели педагога, а в своей системе нравственных ценностных ориентации - к профессионально-этическим ценностям. Данный уровень может характеризоваться обострением соотношения «Я-Реального» и «Я-Идеального», нередко не в положительную сторону, вследствие повышенной критичности самооценки. Поведение педагога в профессиональном взаимодействии становится более согласованным со стандартами, но в основе его лежит внутренняя мотивация и интерес к творческому осмыслению и реализации профессиональных норм.

Творческий уровень профессионально-этической культуры педагога характеризуется высокой степенью сходства личной иерархии ценностей педагога по содержанию и приоритетам с нормативной системой профессионально-этических ценностей. Но это соответствие не является прямым отражением идеальной профессионально-этической модели педагога, оно окрашено личной индивидуальностью конкретного человека, выполняющего педагогическую работу. Поскольку не может быть стандартных людей и стандартных ситуаций, зрелый педагог, находящийся на творческом уровне развития профессионально-этической культуры, работает и живет, используя профессионально-этические нормы в качестве своего нравственного фундамента, направляющего ориентира профессиональной деятельности. Соотношение «Я-Реального» и «Я-Идеального» характеризуется в данном случае высокой степенью близости, что говорит о хорошем уровне профессионально-личностного развития.

В процессе нашего исследования было опрошено 266 студентов факультета технологии и основ жизнедеятельности Брянского госуниверситета. И 58 человек, работающих учителями и социальными педагогами в школах №6, 60, 62 г. Брянска.

На первом месте по важности педагоги ставят безопасность семьи, хорошие условия труда, спокойную и благополучную жизнь. Но большое значение для практикующих специалистов со стажем работы имеет также переживание детской любви и привязанности. В частности, педагоги, работающие в школах, говорили о том, что осознание того, что они помогают детям, придает осмысленность их работе, несмотря на не самые лучшие условия труда и низкую заработную плату.

Таким образом, приоритетные ценности учителей достаточно близки по приоритетам к идеальной модели професионально-этической системы ценностей.

Нужно сказать, что из 58 работающих педагогов, на вопрос «Вы бы поменяли свою работу?», лишь двое ответили положительно. Другие же отвечали, что у них нет желания менять работу, они не представляют себя в другой области. Это говорит об определенной верности этих людей своей профессии учителя и характеризует возможность заниматься педагогической работой как самостоятельную ценность, имеющую для опрошенных педагогов большое значение.

Педагоги выделили следующие качества, которые должны быть присущи представителям их профессии: профессиональные знания и навыки; ответственность; исполнительность и добросовестность; заинтересованность в результатах своего труда; уверенность в себе, своих знаниях, действиях; терпимость; тактичность; взаимоуважение; обладание самоконтролем, предполагающим регулирование своего поведения, своих мотивов и побуждений; умение передавать свой педагогический опыт; стремление к самосовершенствованию; неравнодушное отношение и умение сопереживать; наличие потребности в общении с детьми; творческая активность; сохранение конфиденциальности.

Педагоги говорили о том, что представитель их профессии должен быть глубоко порядочным человеком и стараться быть другом для детей.

Большинство из вышеперечисленных качеств носят нравственный характер или предполагают наличие определенного нравственного основания, что указывает на понимание практикующими педагогами важности наличия высоких нравственных качеств личности для работы с детьми. Составленный педагогами список отражает содержательную близость их системы моральных ценностей к профессионально-этическому кодексу.

Испытуемым был предложен составленный нами список качеств для оценки важности их наличия у учителя и для самооценки их наличия. Таким образом, мы имеем возможность сравнить уровень сближения «Я - реального» и «Я - идеального».

Была подсчитана сумма баллов по «Я - реальному» и «Я - идеальному», разница между этими двумя показателями составила 27,9 балла, что в сравнении с показателями других категорий опрошенных (студенты разных курсов, будущие педагоги), явилось самым наименьшим результатом. Таким образом, у практикующих педагогов наблюдается довольно высокий уровень личностно-профессионального развития. Причем необходимо отметить прямую зависимость этого уровня от величины стажа педагога. Так, у опрошенных со стажем до 5 лет, этот показатель равнялся 40,01 балла; у опрошенных со стажем до 10 лет этот показатель был 31,03 балла; а у педагогов со стажем до 20 лет разница между «Я - реальным» и «Я - идеальным» составила 18,06 балла. Таким образом, можно говорить о том, что начинающие педагоги имеют низкий уровень личностно-профессионального развития, который улучшается в процессе накопления практического опыта педагогической деятельности.

Следует отметить, что стаж педагогической деятельности до 5 лет имели 15% опрашиваемых педагогов, до 10 лет - 45%, до 20 лет - 40%. Средний педагогический стаж исследуемой группы составил примерно 14 лет.

По предложенному списку качеств практикующие педагоги оценили их наличие у себя общей суммой баллов в 230. Данная оценка явилась самой большой по сравнению с другими опрошенными группами.

Были также заданы вопросы, имеющие своей целью подтвердить или опровергнуть соответствие поведения педагогов профессионально-этическим нормам.

Так, на вопрос «Если человек делится с вами своей проблемой, расскажете ли вы кому-нибудь о ней?» - все педагоги ответили - «Я не буду никому рассказывать о чужих личных проблемах без разрешения». На вопрос «Если у вас личные проблемы или вы чувствуете себя уставшим, отражается ли это на вашей работе?» - ответили «очень редко» - 45%, «иногда» - 36%, «никогда» - 18%. На вопрос «Зависит ли ваше отношение к человеку от его национальности?» - ответили «иногда» - 25%, «никогда» - 75%, «да» - 0%.

Необходимо отметить, что у практикующих педагогов самый большой балл по самооценке творческой активности.

Исходя из проведенного исследования мы можем сделать вывод о достаточно высоком уровне профессионально-этической культуры практикующих педагогов. Сделаем лишь акцент на том, что этот уровень находится в прямой зависимости от стажа практической работы, который, в тоже время, не является определяющим. На наш взгляд, опрошенные педагоги имеют осознанный и творческий уровень профессионально-этической культуры.

Подобный опрос был проведен среди студентов, будущих педагогов. В эксперименте участвовали студенты технологического и педагогического факультета БГУ, всего 266 человек. Студентам со 2 по 5 курс факультета технологии и основ жизнедеятельности предлагался по разработанной нами социологической методике перечень ценностей и профессионально-этических качеств и умений педагога с самооценкой каждым их значимости по десятибальной системе. Далее нами было проведено их ранжирование по степени важности, выделенной студентами. Желающим было предложено написать до 10 профессионально-этических принципов, которые на их взгляд должны входить в этический кодекс педагога, что также было подвергнуто последующей обработке на компьютере. Получившие наибольшее количество баллов принципы были внесены в этический кодекс педагога. Результаты, полученные по пятому курсу, менее радостные, чем у педагогов со стажем. Сложно судить о причинах такой ситуации, можно лишь делать предположения о том, что на ценностное отношение пятикурсников влияет предстоящая им в скором будущем перспектива самостоятельной деятельности в современной профессиональной и социальной действительности, низкая заработная плата педагогов и непрестижность педагогического труда.

Приоритеты педагогических ценностей пятикурсников по результатам констатирующего эксперимента распределились следующим образом:

Также как и практикующие педагоги, студенты пятого курса на первом месте ставят безопасность своей семьи, родных, близких, но на следующем месте - стоит духовная близость с друзьями, их понимание и поддержка. Учитывая то, что большинство уже практикующих педагогов - люди, в основном, семейные, в отличие от большинства студентов-пятикурсников, подобный выбор вполне закономерен. Тогда как пожелания материального благополучия у практикующих педагогов состоят в хороших условиях труда, включающих высокую заработную плату, для студентов пятого курса наиболее актуален вопрос об «условиях для проживания».

Для 5 курса важно также ощущение внутренней гармонии с самим собой, возможность заниматься любимым делом, ощущение своей нужности, переживание интересной, насыщенной жизни, чувство независимости, возможность реализовать свой творческий потенциал. Но эти душевные стремления имеют нейтральную профессионально-педагогическую окраску по сравнению с практикующими педагогами, поскольку переживание детской любви и привязанности по значимости стоит у пятикурсников на 13 месте, тогда как у педагогов - на 4. Это также можно объяснить тем, что практикующим педагогам более доступна возможность для подобных переживаний, что позволяет им соответственно оценить их. Вероятно по той же причине возможность помочь неблагополучным детям для пятикурсников стоит на 22 месте, тогда как для педагогов - на 8 месте.

Среди качеств, необходимых педагогу, пятикурсники выделили: профессионализм; обаяние; ответственность; исполнительность; общительность; гуманизм.

Составленный пятикурсниками список не столь разнообразен, как у других исследуемых групп и имеет скорее просто личностную, чем профессионально-личностную окраску. Исходя из чего, мы можем сделать вывод о малой степени близости по содержанию и приоритетам личной иерархии ценностей пятого курса к профессионально-этическим стандартам.

По оценке наличия необходимых качеств 5 курс стоит на третьем месте д из пяти возможных, после практикующих педагогов и третьего курса, имея 200,7 баллов (ПП - 230, 3 курс - 204,4).

Разница между «Я - реальным» и «Я - идеальным» у 5 курса составила 58,07 балла. Это самый высокий показатель среди исследуемых групп, то есть самый плохой показатель.

Можно ли объяснить такое положение заниженной самооценкой «выпускного» курса, стоящего перед «неизбежной реальностью» практической деятельности? Мы не можем точно этого утверждать, но результаты показывают самый низкий уровень профессионально-личностного развития у 5 курса по сравнению с другими курсами.

На вопрос «Если человек делится с вами своей проблемой, расскажете ли вы кому-нибудь о ней?» - 67% ответили - «Я не буду никому рассказывать о чужих личных проблемах без разрешения», 33% - «Да, обговорив эту проблему с кем-то, легче найти решение». На вопрос «Если у вас личные проблемы или вы чувствуете себя уставшим, отражается ли это на вашей работе?» - ответили «очень редко» - 67%, «иногда» - 33%, «никогда» - 0%. На вопрос «Зависит ли ваше отношение к человеку от его национальности?» - все пятикурсники ответили «иногда».

Из перечисленных вариантов лишь 33%, ответивших на первый вопрос положительно, сильно идут вразрез с профессионально-этическими принципами.

По творческой активности 5 курс оценивает себя 7.8 баллов, что является вторым показателем после практикующих педагогов и первым среди студенческих курсов. Возникают лишь сомнения относительно профессиональной направленности этой творческой активности.

4 курс имеет несколько меньшее, по сравнению с пятым, значение показателя соотношения «Я-Реального» и «Я-Идеального» - 55.7 балла.

Сравнивая иерархию ценностей 4 и 5 курсов, хочется назвать 4 курс «романтиками», а 5 курс - «прагматиками». На первом месте по значимости для четверокурсников стоит возможность для самореализации и профессионального самосовершенствования, духовная близость с друзьями, переживание детской любви и привязанности, ощущение своей нужности, творческий характер педагогического труда. Из «материальных пожеланий» на первом месте 4 курс ставит нормальные условия для проживания, возможность нормального питания и наличия условий для отдыха.

По близости к профессионально-этическим стандартам иерархия ценностей четвертого курса на втором месте после практикующих педагогов, тогда как пятый курс на третьем с небольшим отрывом.

Среди качеств, необходимых для будущего педагога, 4 курс выделяет профессионализм и умение сохранять конфиденциальность полученной информации.

По баллам, оценивающим наличие необходимых профессионально-этических качеств среди студенческих групп, четвертый курс оказался на третьем месте из четырех возможных (3к -204,4; 5к -200,7; 4к - 199; 2к -198,3).

Свою творческую активность четвертый курс оценивает в 6,25 баллов, что является самым минимальным показателем среди студенческих курсов.

На вопрос «Если человек делится с вами своей проблемой, расскажете ли вы кому-нибудь о ней?» - 100 %ответили - «Я не буду никому рассказывать о чужих личных проблемах без разрешения». На вопрос «Если у вас личные проблемы или вы чувствуете себя уставшим, отражается ли это на вашей работе?» - ответили «иногда» - 50%, «никогда» - 50%. На вопрос «Зависит ли ваше отношение к человеку от его национальности?» - ответили «иногда» -40%, «никогда» - 60%.

Данные ответы не идут в разрез с профессиональной этикой педагога.

Тогда как у 4 курса на первом месте ценности личной профессионально-творческой самореализации и самосовершенствования, 3 курс впереди ставит ценность более глобальную и общественную - отсутствие войн и межнациональных конфликтов. На втором месте у 3 курса стоит безопасность своей семьи, родных, близких, что имеет прямое отношение к состоянию каждого конкретного человека, но постановка этой ценности на одно из первых мест характеризует альтруистический настрой 3 курса. В пользу этого говорит также и то, что возможность помочь неблагополучным детям 3 курс ставит на 4 место, по сравнению с 14 местом этой ценности у 4 курса.

Иерархия ценностей 3 курса выглядит так:

Из всех опрошенных групп 3 курс по своим профессионально-этическим приоритетам максимально приближен к идеальной модели, имея минимальный показатель отличия от нее -158 баллов (на втором месте по этому показателю - 2 курс, на третьем - педагоги, на четвертом - 4 курс, на пятом - 5 курс).

Среди качеств, необходимых педагогу, 3 курс выделил следующие, сформулировав их в виде требований:

- соблюдай профессиональную тайну;

- применяй ненасильственную помощь;

- используй принцип «не навреди»;

- не решай свои проблемы, используя учащегося, коллегу;

- будь скромен и бескорыстен;

- делай максимум возможного;

- будь там, где ты больше всего нужен;

- уважай другого человека;

- помни, что человек - главная ценность;

- соблюдай принцип непредвзятого общения;

- будь профессионально компетентен;

- будь ответственен за свои профессиональные действия;

- принимай людей такими, какие они есть;

- не навязывай своего мнения;

- улыбайся;

- будь оптимистом;

- старайся быть обаятельным и не терять чувство юмора.

Предложенный 3 курсом список требований к будущему педагогу вполне всеобъемлющ по содержанию и достаточно интересен по форме и стилю.

По баллам, оценивающим наличие необходимых профессионально-этических качеств, 3 курс имеет второй результат -204,4 балла.

Что же касается самооценки по предложенным 3 курсу качествам, разница между «Я - реальным» и «Я - идеальным» составила 43,63 балла. Это наименьший результат, говорящий о наибольшем уровне профессионально-личностного развития по сравнению с другими курсами.

На вопрос «Если человек делится с вами своей проблемой, расскажете ли вы кому-нибудь о ней?» - 58% ответили - «Я не буду никому рассказывать о чужих личных проблемах без разрешения», 42% - «Да, обсудив проблему с кем-то, легче найти решение». На вопрос «Если у вас личные проблемы или вы чувствуете себя уставшим, отражается ли это на вашей работе?» - ответили « очень редко» - 39%, «иногда» - 52%, «никогда» - 2%. На вопрос «Зависит ли ваше отношение к человеку от его национальности?» - ответили «иногда» -38%, «никогда» - 62%.

2 курс ответил на эти вопросы следующим образом:

На вопрос «Если человек делится с вами своей проблемой, расскажете ли вы кому-нибудь о ней?» - 88% ответили - «Я не буду никому рассказывать о чужих личных проблемах без разрешения», 6% - «Да, обсудив проблему с кем-то, легче найти решение», «Не вижу в этом ничего предосудительного» - 6%. На вопрос «Если у вас личные проблемы или вы чувствуете себя уставшим, отражается ли это на вашей работе?» - ответили « очень редко» - 6%, «иногда» - 77%, «никогда» - 17%. На вопрос «Зависит ли ваше отношение к человеку от его национальности?» - ответили «иногда» - 56%, «никогда» - 38%, «Да, зависит» - 6%.

По приближению к идеальной модели системы профессионально-этических ценностей, как мы уже отмечали, 2 курс стоит на втором месте среди опрошенных групп.

2 курс составил следующий список принципов поведения педагога, которым он должен следовать в своей профессиональной деятельности: тактичность; справедливость и объективность; самообладание; соблюдение конфиденциальности; профессионализм; не переносить свои проблемы в работу; самоконтроль; не давать советов и не решать за учащегося, наталкивать его на мысль о решении проблемы; стремление к самосовершенствованию; честность перед собой и людьми; принципиальность; ответственность за свои действия; не искать выгоды из отношений на работе и полученной информации; не вмешиваться в жизнь учащихся без желания с его стороны.

Данный список достаточно разнообразен и полон по содержанию.

Наличие необходимых профессионально-этических качеств 2 курс оценил у себя в 198,3 балла.

Соотношение же «Я-Реального» и «Я-Идеального составляет 52,13 балла, что является вторым результатом среди студенческих курсов.

Свою творческую активность 2 курс оценил в 6.8 балла.

Анализируя некоторые из полученных результатов, мы можем выделить следующую закономерность: в то время, как показатели близости системы профессионально-этических ценностей студенческих курсов к идеальной модели после 3 курса резко снижаются, повышается оценка своих профессиональных качеств, творческой активности. Налицо противоречие между уровнем профессиональных знаний, умений, навыков и уровнем профессионально-этической культуры на старших курсах педагогического вуза. Наиболее благополучным в этом отношении выглядит третий курс, где более-менее уравновешены такие показатели, как оценка иерархии профессионально-этических ценностей и оценка наличия профессионально-этических качеств, что является результатом проведенного курса «культура общения».

В общем, уровень профессионально-этической культуры исследованных групп студентов до проведения формирующего эксперимента можно оценить как приспособительный, не исключая того, что среди них есть люди, чей уровень профессионально-этической культуры можно оценить как осознанный и даже творческий. Все зависит от конкретной личности, ее стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию, ее творческой активности.

По оценке приоритетов исследуемых групп мы можем сделать вывод о том, что к пятому курсу происходит индивидуализация и эгоизация сознания студентов, акцент сдвигается с общественных ценностей на ценности личного плана.

Данная проблема должна быть в центре внимания современной педагогики связи с высокими нравственными требованиями к личности педагога.

 

АВТОР: Шарова Л.М.