15.02.2012 12506

Мотивационная сфера как показатель профессиональной студента

 

Современная психолого-педагогическая теория и практика в центр внимания ставит личность, поэтому процесс профессионального самоопределения студенческой молодежи следует рассматривать, исходя из целей образования и воспитания, опираясь на личностно-ориентированный и деятельностно-личностный подходы, основы которых разработал А.Н. Леонтьев.

Всестороннее развитие личности реализуется через активное ее участие в различных видах деятельности. «Человек и его личность развиваются в деятельности» - это положение является методологической базой обучения и воспитания. А.Н. Леонтьев отмечает, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. При этом он подчеркивает: «...главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность». Достижение предметных результатов представляет собой цель человеческой деятельности. А.Н. Леонтьев отмечает, что субъект является не только предпосылкой деятельности и ее условием, но и продуктом деятельности. Включаясь в деятельность ради созидания предметов потребности, человек всегда достигает гораздо большего: он создает самого себя, развивает свои психические качества и функции. «В качестве собственно личностных качеств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способности человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».

Деятельности, как утверждает А.Н. Леонтьев, «без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом».

Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности. Вопрос формирования профессиональных мотивов является частным аспектом общей проблемы -мотивации поведения человека. Социальная обусловленность формирования профессиональных мотивов рассматривается в педагогической, психологической и социологической литературе:

- в социально-психологических исследованиях В.В. Водзинской, Г. Здравомыслова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина, А.А. Шумейко, А. Ядова и др. выявляются и изучаются совокупность мотивов и потребностей, которая является характерной для учащейся молодежи на этапе выбора профессии;

- в психологических исследованиях В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Д.А. Кикнадзе, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, С.Л Рубинштейна, П.М. Якобсона и др. раскрывается развитие потребностей и мотивов в онтогенезе, показывается их место и роль в формировании личности ребенка, их функции в его поведении и деятельности, даются определения мотива и потребности, их отличие и взаимосвязь, выявляются особенности мотивационной сферы на этапе старшего школьного возраста, показывается, что ведущая деятельность социального развития - подготовка учащейся молодежи к выбору профессии;

- в педагогических исследованиях В.И. Загвязинского, В.А. Кадней, В.А. Сухомлинского и др. раскрываются педагогические условия, способствующие превращению представлений, идей, чувств, отношений учащихся к профессиональной деятельности в мотивы поведения человека, приобретение ими побудительной силы.

Современное состояние понятийного аппарата в области психологии мотивации характеризуется терминологической многозначностью.

Акцент на предметное содержание мотивации, понимание мотива как предмета потребности дается в теории А.Н. Леонтьева. Мотив определяется как материальный или идеальный объект, в котором опредмечивается, конкретизируется, находит свое выражение та или иная потребность. Именно внешний по отношению к субъекту объект является, по А.Н. Леонтьеву, мотивом-причиной деятельности, выступающим в побудительной функции и задающим направленность этой деятельности. Смыслообразующая его функция задается тем личностным смыслом, который приобретает этот мотив в сознании субъекта. Такое понимание мотивации как предмета раскрывается у А.Н. Леонтьева в общем контексте его трактовки предметности как исторически фиксированной функции.

У других авторов мы находим следующие определения мотивации: «...по существу, мы называли мотивами все, что побуждает активность ребенка...» (Л.И. Божович); «мотивы... следует рассматривать как один из внутренних стимулов» (В.А. Блюмкин); «мотивы - это осознанные, являющиеся свойством личности, побуждения поведения и деятельности, возникшие при внешней форме отражения потребностей» (В.И. Ковалев); «под мотивами мы будем понимать те психологические условия, которые определяют целенаправленный характер действий» (B.C. Мерлин).

Мы согласны с утверждением П.М. Якобсона, что понятие мотива действия выступает очень значимой категорией среди тех психологических занятий, которые нужны для того, чтобы раскрыть, в чем заключается сущность сложного человеческого действия, поскольку мотив является реальным компонентом процесса, приводящего к осуществлению человеком целенаправленного действия, и без понятия мотива нельзя раскрыть психическую природу человеческих действий. Мотивы - это внутренние осознанные и неосознанные побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей.

Всякая деятельность начинается с потребностей, которые складываются во взаимодействии человека с внешней средой и поэтому являются социально обусловленными. Потребность - это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет характер деятельности; это объясняется тем, что в самом «потребностном» состоянии предмет ее удовлетворения жестко не записан (А.Н. Леонтьев): Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать - это приводит, как говорят психологи, к «опредмечиванию» потребности. Но без потребности не пробуждается активность человека, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

По мнению психолога Д.А. Кикнадзе, «отдельные потребности способны представлять лишь отдельные компоненты для мотива». Таким образом, чтобы стать мотивом, потребность должна стать осознанной.

В основе возникновения мотива лежит противопоставление и борьба различных потребностей. Мотив порождается только той потребностью или теми потребностями, которые в данной конкретной ситуации приобретают наибольшую объективную и субъективную ценность. Все потребности человека общественно обусловлены, их развитие определяется характером общественного производства и распределения. Потребности находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Понимание потребностей как исходных побуждений или субъектных стимулов к деятельности раскрывает генетический смысл аспекта мотивации.

В.Г. Асеев отмечает, что мотивация происходит в сфере сознания психической деятельности человека. Одновременно с осознанием конкретной потребности осознаются и другие потребности, связанные с данной потребностью к действиям ее удовлетворения. Мотивированное действие можно схематично представить: среда - осознание - мотивация - решение - установка - действие.

Потребности человека, будучи источником его активности, лежат в основе мотивов человека и проявляются в них. Мотивы возникают, развиваются, формируются на основе потребностей. Вместе с тем, они относительно самостоятельны, ибо потребность не определяет строго совокупность мотивов, их силу и устойчивость. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать не одинаковые мотивы. Развитие мотивов происходит как под влиянием окружающей действительности, так и при помощи целенаправленных воспитательных воздействий, в процессе которых формируются прежде всего высшие потребности человека. Связь потребностей и мотивов человека состоит в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности при посредстве мотивов.

Формирование мотивов идет вместе с формированием потребностей; Диапазон мотивов довольно разнообразен: от непосредственного интереса к процессуальной стороне учебного труда до желания овладеть учебными, навыками, умениями; от стремления сохранить личный престиж в глазах сверстников и педагогов до сознания общественного долга и ответственности; от потребности в общении до желания выразить себя, руководить другими, до нежелания поступиться личными интересами ради справедливости, ради пользы других и т.д. Поэтому нельзя безразлично относиться к формированию мотивов, ибо от правильно сформированных мотивов выбора профессии зависит и правильность дальнейшего формирования мировоззрения личности, ее активности и жизненной позиции.

Мотивы влияют на эффективность развития способностей. «Наряду со способностями, - подчеркивает бельгийский психолог Ж. Нюттен, - мотивация является самой важной переменной, от которой зависит эффективность поведения. Велики различия в продуктивности людей, обладающих способностями, но неодинаковой мотивацией». Мотивация тесно связана с эмоциями и способностями.

Эмоционально-ценностное отношение человека к миру выражают значимые для него цели. Способности же человека не входят непосредственно в мотивационный механизм, но они взаимосвязаны между собой, так как определяют мотивационную сферу. Взаимоотношение мотивации и способностей осуществляется через деятельность.

Структура мотивационной сферы личности предполагает наличие у человека и устойчиво доминирующих нравственных мотивов, которые, подчиняя себе все другие потребности и мотивы, приобретают в его жизни ведущее значение. Существенно важным является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими, так как они определяют направленность личности, наличие у нее или отсутствие общественной активности.

Мотивы тесно связаны с направленностью личности, с ее целеустремленностью. Общая направленность личности влияет на возникновения частных мотивов; в свою очередь, и сами мотивы способствуют формированию направленности. «В основе направленности личности, - отмечает Л.И. Божович, - лежит... возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности». Система устойчивых мотивов может свидетельствовать о сформировавшейся направленности. Профессиональная направленность человека, его устремленность овладеть профессией, определяемая потребностью в труде, выражается в совокупности мотивов: в сознании общественной важности профессии, ее популярности, высокой престижности специалистов данной профессии.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации и поведения. Причем третья - «смыслообразующая» функция (Л.Н. Леонтьев) - специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы.

Мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: идеалов, ценностных ориентации, потребностей, целей, интересов и др. Важность формирования всех сторон мотивационной сферы продиктована тем, что они только во взаимосвязи и единстве друг с другом реализуют функции мотивации: потребность, как правило, выполняет побуждающую функцию, цель - направляющую и организующую, а мотив - смыслообразующую.

Психологи подчеркивают и роль так называемых «смыслообразующих мотивов-побуждений». Как справедливо отмечал С.Л. Рубинштейн, узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы, характеризующие обстоятельства, превращаются в то устойчивое, что характеризует личность.

Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, субъект должен включиться в практическую деятельность. Если сама деятельность вызывает интерес, если в процессе ее выполнения испытываются положительные эмоции удовлетворения, радости, то можно ожидать, что постепенно возникнут устойчивые потребности и мотивы деятельности.

Как утверждал отечественный психолог П.М. Якобсон, «... нет ни у нас, ни за рубежом всеобъемлющей теории мотивации поведения человека, нет теории, которая бы достаточно и обоснованно и убедительно охватила круг основных проблем в этой сфере, значение изучения которой для раскрытия важных закономерностей психики человека становится все более очевидным».

В педагогической литературе вопрос о мотивах выбора профессии в большинстве случаев рассматривается со стороны содержания, а процесс формирования практически не рассматривается. Не существует и единого взгляда на структуру мотивов выбора профессии, что свидетельствует о сложности данной проблемы.

Между тем, на наш взгляд, понимание данной проблемы напрямую связано с выявлением объективных и субъективных причинно-следственных связей или факторов, лежащих в основе мотива, которые могут иметь самый разнообразный спектр, носить как открытый, так и глубоко завуалированный характер, побуждать в дальнейшем к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, включая его и психофизический аспект, обеспечивающий высокий уровень работоспособности и жизнедеятельности в целом.

В.В. Ярошенко мотивацию выбора профессии определяет как формирующуюся у человека систему побуждений к конкретному виду производительного труда с учетом его общественной значимости, индивидуальных возможностей и интересов личности. «Под мотивами выбора профессии, - отмечает Ю.П. Вавилов, - понимается всякий внутренний побудитель, обусловливающий и объясняющий данный выбор. Иными словами, мотив показывает, почему человек выбрал ту или иную профессию». В.В. Водзинская дает следующее определение мотивации выбора профессии: «Под мотивами выбора профессии мы понимаем осознанные побуждения реализовать в определенной сфере трудовой деятельности социально-личностные потребности».

Рассматривая термин «мотив» относительно выбора профессии, дается и следующее определение: под мотивами выбора профессии понимается формирующаяся у человека целенаправленная система осознанных внутренних побуждений к конкретному виду труда в сфере производства с учетом его социальной значимости, индивидуальных психических особенностей, возможностей и интересов личности.

Правильный выбор профессии - важный психолого-педагогический и социальный вопрос. К нему подходят двояко: рассматривая его как единичный акт принятия решения по конкретному профессиональному выбору и как процесс профессионального самоопределения, в котором акту принятия решения предшествует подготовительный этап, а за ним следует реализация принятого решения. Очевидно, что второй подход наиболее оптимальный. Принятие конкретного решения происходит в период профессиональной подготовки и определяется всем предшествующим развитием личности.

В основе формирования мотивов выбора профессии лежит формирование и нравственной направленности, рассматриваемой как устойчиво сохраняющееся отношение к определенному виду профессионального труда, которым человек руководствуется в своей деятельности.

Формирование нравственной направленности как исследовательская проблема опирается на имеющиеся научные подходы к категории «направленность личности» в философии (Л.П. Буева, Г.Л. Смирнов), в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский), в педагогике (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова), которые при всем их разнообразии отводят этой категории однозначно ведущую роль как стержневой идейно-нравственной характеристике личности. Специфические способности ценностных ориентации, жизненных целей, нравственных идеалов, самооценки как компонентов направленности личности подростков рассматриваются в системе целостной жизнедеятельности человека в сопоставлении с уровнями его развития, что выражает взаимосвязь этого развития с нравственным формированием личности.

Нравственные идеалы - неотъемлемый компонент направленности как программы жизнедеятельности личности, поскольку устремленность в будущее неразрывно связана с преобразованием себя ради этого будущего, а преобразование себя не возможно без самооценки. Самооценка личности в структуре направленности обеспечивает адекватное функционирование других ее компонентов - ценностных ориентации, жизненных целей, нравственных идеалов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.А. Липкина, В.Ф. Сафин, Е.И. Савонько, Л.С. Славина). Самооценка как феномен, существенно определяющий внутренний мир личности, выступающий как мотив ее деятельности и поведения, имеет непосредственный «выход» в нравственную характеристику личности. То, что оценивает личность, неизбежно имеет большую или меньшую социально-нравственную ценность. Становление нравственной направленности предполагает в первую очередь формирование устойчивых мотивов выбора профессий, как общих, так и профессиональных, в основе которых лежат интересы, склонности, ценности, убеждения.

Взаимосвязь мотивов с интересами личности имеет свою специфику: не всякий интерес может служить психологической основой мотива и основанного на нем выбора профессии. В практике нередко приходится сталкиваться с так называемым ситуативным интересом, для которого характерно положительное отношение к определенным профессиям, когда они представляются в форме, привлекающей непроизвольное внимание субъекта. Содержание такого интереса может быть связано с мечтой о будущей профессии. Но есть и деятельный интерес, стимулирующий не только активное восприятие информации или внешнего, но и активную деятельность. На базе деятельного интереса к профессии возникает и развивается профессиональный интерес. Интерес к профессии и профессиональный интерес - понятия не адекватные. Ибо в решении вопроса о выборе конкретной профессии и путей ее получения определенное место занимают ценностные ориентации человека: цели, которые он себе ставит, эталоны, по которым оценивает смысл и значение своей деятельности. Их место в становлении профессиональной направленности определяется тем, что ценностные ориентации • - это общественное сознание, приобретшее личную значимость, ставшее индивидуальным сознанием, убежденностью, мировоззрением и основой самопреобразующей деятельности.

В.И. Кашириным рассматривается «профессиональный интерес» как показатель проявления личностью или социальной группой интереса к определенной профессии или набору профессий, что характеризует отношение личности или группы к этим профессиям, преимущественному аспекту профессиональной деятельности.

В последнее десятилетие отмечено, что молодежь стремится в первую очередь получить высшее образование, ориентируясь после окончания школы на поступление в вуз. В век научно-технологической революции это стремление вполне закономерно. Оно отражает тот факт, что, сосредотачивая внимание на новейших отраслях народного хозяйства и профессиях, мы часто умалчиваем о тех изменениях, которые претерпевают старые профессии, и, самое главное, говоря об условиях всестороннего развития личности будущего специалиста, делаем акцент на знания, а не на практический компонент профессиональной деятельности, в основе которого лежит психофизическое здоровье человека.

Таким образом, в основе мотивов выбора профессии лежат интересы личности, ее склонности, ценностные ориентации, убеждения и нравственная направленность. Поэтому, формируя профессиональные мотивы, мы, по сути дела, формируем направленность личности, которая при должном уровне сформированности становится побуждением к деятельности, то есть мотивом.

Культуру специалиста можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств профессионала. Профессиональная культура специалиста складывается в единстве убежденности в социальной значимости труда и своей профессии, развитого чувства профессиональной гордости, трудолюбия и работоспособности, предприимчивости, энергичности и инициативности, при этом, высшее образование выступает в роли интеллектуального человеческого потенциала. Модель специалиста может быть чисто функциональной, технологической и реализовываться как система показателей уровня государственного стандарта. Такое понимание модели специалиста выражается в профессиограммах и ведет к вульгаризации подготовки специалистов. Становление профессиональной культуры специалиста в стенах вуза должно базироваться на таких предпосылках и источниках, которые по своей качественной природе отвечали бы критерию культуры.

Формирование физической культуры в рамках профессиональной культуры возможно при наличии у студента мотивационной системы, способной к перестройке ее иерархии, к смене основных личностных смыслов, обеспечивающих личностное целеполагание. Студент как будущий специалист воспитывается в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, культурно-массовой, спортивно-физкультурной. Принятие деятельности на личностном уровне порождает стремление выполнять ее определенным образом, что проявляется в специфике деятельности, ее динамике, самоотдаче в процессе деятельности, увлеченности ею. Формирование и развитие устойчивой профессиональной направленности личности студента сопровождается внутренней перестройкой потребностей, мотивов, влечений, норм повеления, сознательным усвоением требований, предъявляемых к современным специалистам. Поэтому изучение любой деятельности (учебной, профессиональной или спортивной) связано прежде всего с изучением вопросов о целях и мотивах и значимости данной деятельности для личности.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Подробный анализ теоретических проблем психологии мотивации, представленный в работах зарубежных и отечественных авторов позволяет остановиться в данной работе на тех, которые являются наиболее существенными. Теоретический фундамент, обеспечивающий поиск в русле проблемы мотивов, заключен в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и еще целого ряда авторов. Но особый вклад в разработку этой проблемы был внесен А.Н. Леонтьевым.

При исследовании личности и ее мотивации учитывается принцип личностной значимости происходящего, определяемый жизненным смыслом и стимулом для деятельности.

Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Но однозначного соответствия между системой потребностей и системой мотивов не существует. Как потребности, так и мотивы имеют свою качественную специфику: их нельзя отождествлять. Одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, и один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Мотивы, связанные с определенной потребностью, представляют собой не набор или сумму потребностей, а иерархизированную систему. Отношение иерархии мотивов и содержание их структуры являются главными факторами, характеризующими мотивационную сферу личности. Считается, что структура остается стабильной, несмотря на динамику ее частей, и изменяется лишь тогда, когда совершается качественный скачок. Иерархия и структура мотивов складывается в определенных общественных условиях. То, какие мотивы займут ведущее, а какие подчиненное место, обусловливается не столько собственными свойствами индивидуума, сколько его положением в системе общественных отношений. По словам А.Г. Асмолова, изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту и к своим потенциальным мотивам.

Любая деятельность неминуемо полимотивированна, она отвечает двум или более мотивам. По выражению В.И. Ковалева: «Для устойчивой, высокопродуктивной деятельности человека необходимо: во-первых, развитость мотивов данной деятельности, (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней, во-вторых, достаточная их сила, в-третьих, устойчивость, в-четвертых, определенная структура мотивации, в-пятых, их определенная иерархия...».

Сам мотив имеет сложную внутреннюю структуру. «Обобщенные мотивы» дифференцируются в ряде конкретных мотивов. Движение от потребности к мотиву есть движение от возможности к действительности, от общего к конкретному, от потенциального к актуальному. Но тем не менее диагностика мотивов и потребностей тесно взаимосвязана. Каждому мотиву соответствует свой «мотивационный вес», характеризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реализацию той или иной потребности. Борьба мотивов происходит тогда, когда мотивы противостоят друг другу как взаимоисключающие.

Для успешного овладения профессией студенту вуза необходимы соответствующие способности, а так же положительная профессиональная мотивация. Причем второе условие, на наш взгляд, гораздо важнее. Так, способности, «недостающие» для успешной работы в профессии, компенсируются гиперразвитием других при стремлении человека стать профессионалом, т.е. при положительной профессиональной мотивации. Точность прогноза о профессиональном будущем на основе профессиональной мотивации всегда выше, чем на основании специальных способностей. Мотивы, побуждающие человека трудиться в той или иной области, более всего связаны с уже сложившейся у человека иерархической структурой потребностей.

В условиях вуза мотивы овладения специальностью имеют несколько особенностей, в частности двухуровневую структуру (мотивы профессиональной деятельности и мотивы профессиональной подготовки - учебы. Причем мотивы профессиональной деятельности существуют и формируются как потенциальные. Структура осознаваемых мотивов учебно-профессиональной деятельности у значительной части студентов не адекватна содержанию этой деятельности, 20-25% студентов мотивируют свой выбор иными мотивами, чем интерес к профессии, и не обнаружено принципиальных сдвигов от первого к третьему курсам. Сейчас в нашем обществе ценность высшего образования не является абсолютной. Существует ценность вхождения в социальную среду студенчества. Составляющими ценностями студенчества как особой группы считают: членство в социально-престижной группе общества, возможность длительной установки контакта с группой молодежи, знакомый вид деятельности (обучение), продление инфантильного периода жизни. Так как мотивы выступают как внутренняя потребность самой личности под влиянием общественного запроса, то необходима своевременная и адекватная ориентация, которая если не исключит, то хотя бы уменьшит мнимые ценности и переориентирует студента на ценность знаний, пригодных для будущего профессионального труда. Успеваемость студентов с различными мотивами учебной деятельности различна. В частности, творческая продуктивность будущего педагога связана с формированием комплекса личностных мотивационных характеристик. Причем на удовлетворенность работой влияют в большей степени «мотивационные» факторы (81% из числа всех факторов, влияющих на удовлетворенность работой, а на неудовлетворенность - 69%. внешних факторов). Хотя данные цифры не всегда подтверждаются.

У ряда авторов нашла отражение концепция мотивации трудовой деятельности, согласно которой они заключают, что при определенных обстоятельствах работа сама по себе, независимо от действия каких-либо внешних побудителей, может стать источником удовлетворения.

Физическая культура, по мнению многих специалистов в сфере высшей школы, является необходимым фактором успешного обучения студентов как педагогических, так и вузов иного профиля. Вместе с тем, некоторые коллеги, не являющиеся специалистами в области физической культуры или спорта, но занимающиеся проблемами высшей школы, имеют несколько отличное мнение. Так, например, считается, что почти половина студентов со средним уровнем учебно-профессиональных интересов, проявляет повышенную активность в деятельностях типа спортивной, культурно-массовой, за счет учебно-профессиональной деятельности. Этот феномен объясняется как способ решения внутреннего противоречия между стремлением личности к самоутверждению и невозможности достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности.

Многие авторы, занимаясь проблемой мотивов занятий физической культуры в учебной и профессиональной деятельности студентов, отмечают необходимость внимания к этой проблеме. Некоторые авторы предлагают свой вариант классификации мотивов занятия физической культурой в вузе или определяют наиболее значимые, на их взгляд, мотивы. Факторный анализ мотивов занятий физической культурой в вузе является одним из направлений исследования мотивационной сферы студентов вуза. Но не стоит упускать из виду тот факт, что причины, которыми люди объясняют свое поведение, свои желания, стремления или усилия не могут быть признаны как первопричинные. Человек имеет замечательную способность скрывать от других и даже от себя, цель, лежащую в основе его действий.

Динамика состояния здоровья студентов и их двигательная активность не внушают оптимизма. Пассивное отношение студентов к физической культуре, низкий уровень сформированного здорового образа жизни отмечаются многими авторами. Студенты также особенно не озабочены и состоянием своего здоровья. И, к сожалению, сегодня образ студента-спортсмена уже никого не увлекает на стадион. Каждое поколение* должно наращивать культурный потенциал общества. В основе физической культуры лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния. В осмысление культурологического подхода к физической культуре внесли большой вклад работы В.М. Выдрина, М.Я. Виленского, В.А. Петькова, Г.М. Соловьева, В.И. Столярова, В.И. Жолдака и др.

Физическая культура является одним из полноправных учебных предметов вуза. И в современных условиях недостаточно того, чтобы в схеме, определяющей условия успеваемости студентов, физической культуре отводилась только роль предмета, обеспечивающего высокую работоспособность при изучении других дисциплин.

А.А. Ершов, Л.В. Лихачев подчеркивают, что высшая школа призвана формировать и корректировать физическую культуру личности студента, обеспечивать целесообразность процессом физического развития студенческой молодежи на основе изучения профессиональных и личностных аспектов сложившейся системы ценностей. Все это возможно посредством корректировки мотивов, используя деятельностно-культурологический подход. Только путь формирования мотивационной сферы может изменить положение вещей. Необходима перестройка предмета «физическая культура» на потребностно-мотивационной основе. Многие авторы призывают к тому, чтобы от технократической школы перейти к культурной, относиться к человеку «как мере всех вещей», гуманизировать образование, сблизить субъективные желания и цели студентов с объективными задачами, поставленными в вузе. А.П. Внуков говорит о том, что формирование физкультурных и спортивных мотивов - необходимое условие качественных учебных занятий по физической культуре. В 1993 году Г.Д. Ивановым была выдвинута мысль, что физическое воспитание в вузах как предмет и как научное направление уже не вмещается в существующую теорию.

И.И. Баринов, О.М. Борецкий, А.А. Вербицкий, О.В. Дашкевич, Г.Д. Иванов, С.С. Прапор, В.А. Толочек отмечают необходимость нового содержания физической культуры или нового подхода к предмету физическая культура в вузе, как это происходит со многими другими предметами. Только личностно ориентированное образование в области физической культуры может создать устойчивую мотивацию к самоопределению личности в здоровом, продуктивном стиле жизни. Система педагогического воздействия должна быть обращена к механизму внутреннего мира личности, прежде всего к комплексу мотивационных подструктур, связанных с пробуждением потребностей самообразования и самосовершенствования.

Известно, что потребность в занятиях спортом социальная. Биогенные потребности в самостоятельных занятиях физической культурой, характерные для раннего возраста, в студенчестве отсутствуют. К сожалению, и потребность в гуманитарном знании и гуманитарной культуре (к которой относится и физическая культура) у большинства студентов отсутствует. В качестве одного из основных мотивов занятий физической культурой выступает ведущий мотив учебы - боязнь административного наказания, получение зачета по физкультуре. Исследования различных авторов, посвященные отношению студентов к физическому воспитанию, позволяют привести ряд фактов. Как было установлено, удовлетворенность физической культурой влияет на отношение к физической подготовке, т.е. существует прямая связь между мотивами и привлекательностью занятий. В то же время отмечалось, что занятия не содействуют развитию потребности в физическом самосовершенствовании. В качестве причин отторжения студентов от занятий физической культурой называются следующие: не удовлетворяются полностью индивидуальные запросы студентов, казарменная сущность современного процесса физического воспитания; не удовлетворяет качество проведения занятий, содержание, отсутствие цели; нет возможности выбора вида спорта, отсутствие занятий по интересам; безразличие ко всем ценностям, связанным с занятиями; плохая материальная база; ориентация на нормативные показатели.

Пока существовал социальный заказ тоталитарного государства на всеобщую физическую подготовку, важную роль играл нормативный подход. На нем основана система ГТО, ППФП, военно-прикладная физическая подготовка. Нормативы основаны на естественной координации движений. По своей сути, вся физическая подготовка студентов в вузе была утилитарно-прикладной, занимая должное место в подготовке к высокопроизводительному труду и защите Родины. Нормативный подход в тоталитарной системе социализма был оправдан и необходим. Он и сейчас является приоритетным при подготовке военнослужащих, работников милиции, охраны, гражданских летчиков и некоторых других специалистов, в чьих квалификационных требованиях присутствуют критерии физической или психофизической подготовленности.

В гражданских же вузах с 1995 года не требуется даже справка о состоянии здоровья при поступлении в учебное заведение. «По отношению к ней (физической культуре) продолжает существовать утилитарная установка на физическое развитие, физическую подготовленность, двигательный оптимум...». В результате, как отмечает Л.И Лубышева, «Не происходит главного - обращения сознания студента к пониманию и принятию физической культуры как жизненной ценности».

Л.И. Лубышева, Г.Д. Иванов, Г.К. Зайцев и др., опираясь на научные исследования, отмечают, что приоритет нормативного подхода наносит ущерб физическому воспитанию студентов. Жесткая регламентация как принудительная форма снижает интерес к физическому воспитанию. Гуманизация образования требует поворота системы образования на позицию студента, защиту его прав и свобод в физическом развитии, в формировании собственного стиля здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, И.Р. Тарасенко, А.В. Шульженко и др.). В этом плане одной из приоритетных задач в области физической культуры является включение студентов в образовательное пространство не только в качестве пользователя, но и как субъекта, способного самостоятельно творить в этой сфере деятельности.

Таким образом, о качественном изменении личности можно говорить лишь в случае, когда внешние воздействия будут восприняты личностью, усвоены, переработаны, личностно осмыслены. В этом и проявляется, на наш взгляд, результат в социокультурной, творческой деятельности. Запуск механизма, обеспечивающего процесс самоопределения, осуществляется благодаря актуализации смыслообразующих самосовершенствование сфер личности, формированию ее позиции в мотивационно-потребностной сфере самообразования. Осознание личностью истинных мотивов, целей ценностей и принятие их для себя, помимо всего, влечет и определенную эмоциональную окраску. Самоопределение в области физической культуры возможно лишь при наличии у студентов мотивационной системы, способной к перестройке ее иерархии.

В иерархию потребностей в области физической культуры мы включаем не только традиционное представление на их содержание в плане социальных, личностных и профессиональных ценностей, но и интерпретируем их еще и с позиции классификационной пирамиды по А. Маслоу (физиологическим, самообороны, в социальных связях, самоуважения и самоактулизации).

Самоопределение себя как профессионала должно включать и сферу физической культуры. Отношение же к ней студентов часто носит поверхностно-формальный характер, ограниченный выполнением минимума требований, сдачей зачета или экзамена. Ценность занятий физической культурой не всегда принимается на личностном уровне в процессе профессиональной подготовки в вузе. По окончании его, как правило, ценности физической культуры остаются невостребованными бывшими студентами и прежде всего в силу того, что они не стали внутренней, побуждающей к самостоятельной деятельности потребностью.

В этом отношении мотивационные линии педагогической технологии представляются нам как отражение, закладка определенной стратегии жизни, физкультурных интересов и потребностей личности. При этом основной задачей будет являться создание такой технологической стратегии, которая обеспечивала бы ситуации воспитания и проявления всех видов мотивов и потребностей в личностном и социальном смысле. В этом аспекте следует признать: во-первых, что все мотивы и потребности физической культуры личности значимы; во-вторых, что личностно значимые мотивы и потребности, если они не имеют антинравственного и антиэтического проявления, также являются социально значимыми в плане подражания и примера, приобщения к физической культуре; в-третьих, все виды мотивов и потребностей не имеют четкого разграничения, как, впрочем, и все разновидности потребностей (они осознаются как единая взаимосвязь и взаимообусловленность).

Таким образом, глубинная мотивационная сфера студентов требует корректирующего педагогического воздействия для того, чтобы занятия физической культурой в вузе стали бы полноценным фактором становления специалиста как личности. Педагогическая проблема заключается в том, чтобы найти пути от отторжения мотива занятий физическими упражнениями к принятию этого мотива, или от отсутствия мотивов занятий физическими упражнениями к их наличию в системе личностных мотивов. Наличие положительных мотивов к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой в системе мотивов будущего специалиста ведет к обогащению профессиональной культуры личности, формирование которой начинается в вузе.

 

АВТОР: Шаталова И.Е.