17.02.2012 8435

Система оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в Ставропольском крае

 

Проблема инвалидности очень актуальна не только на уровне РФ, но и на региональном уровне. В Ставропольском крае уделяется большое внимание детям-инвалидам и их семьям. В 90-х годах 20 века в России и в Ставропольском крае наметились новые тенденции в отношении к людям с ограниченными возможностями. Появились новые нормативные акты, расширяющие возможности решения проблем детей-инвалидов. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» ставит своей основной целью создание условий для полноценной жизни таких детей.

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, работая в рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», обеспечивает условия для предоставления льгот семьям детей-инвалидов, продолжает развивать сеть детских реабилитационных учреждений, которые предоставляют комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных услуг детям с ограниченными возможностями.

Министерством труда и социальной защиты Ставропольского края была разработана краевая целевая программа «реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2004-2006 годы», которая была утверждена Губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым. Данная программа охватывает различные аспекты жизнедеятельности детей-инвалидов.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Ставропольского края «О мерах по совершенствованию государственной службы реабилитации инвалидов в Ставропольского края» в министерствах края проводится работа по развитию службы реабилитации детей-инвалидов Ставропольского края.

Программа педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в нашем крае остается приоритетной. Расширяется сеть детских реабилитационных учреждений, организуется летний отдых и круглогодичное санаторное оздоровление, проводятся фестивали и спартакиады. И все это в целях оказания конкретной социальной помощи семье, несущей нелегкое бремя - воспитания ребенка-инвалида.

В Ставропольском крае на 01.01.2004 года проживало 11103 ребенка-инвалида, получающих социальную пенсию, что на 127 (1,2%) больше, чем на начало 2003 года. Из них мальчики составили 47%, девочки - 53%.

Самый высокий уровень в г. Железноводске - 271,3 на 10 тысяч детского населения, самый низкий в Кочубеевском районе - 76,9. Выше, чем в среднем по краю уровень детской инвалидности в г. Кисловодске (209,9), в Петровском районе (222,4), Левокумском (202,5), Труновском (170,7), Изобильненском (164,9) районах и г. Ставрополе (162,0). Значительно ниже, чем в среднем по краю - в Кочубеевском (76,9), Арзгирском (95,4), Предгорном (108,0) районах, г. Лермонтове (94,4).

Уровень первичной инвалидности с детства также широко варьирует по городам и районам края. Очень высокий - в Благодарненском, Ипатовском, Левокумском, Петровском, низкий - в Арзгирском. Александровском, Андроповском районах, г. Лермонтове. Наглядно это демонстрируют статистические сведения Министерства образования края.

Среди детей-инвалидов 488 детей-сирот, 359 из них проживает в стационарных учреждениях, в учреждениях социальной защиты - 133 ребенка-инвалида из числа детей-сирот, остальные - в учреждениях здравоохранения и образования. В семьях проживают 94% детей-инвалидов. В домах-интернатах министерства социальной защиты СК находятся 289 детей-инвалидов, министерства образования СК - 1013 детей-инвалидов, министерства здравоохранения СК - 65 детей-инвалидов.

В структуре детской инвалидности преобладают заболевания с ограничением движения - 20,5%. На втором месте психические заболевания - 18,2%, на третьем - заболевания нервной системы - 14,6%, на четвертом -врожденные аномалии - 9,04%. На эти четыре группы приходится 62,3%. Остальные 37,7% составляют 12 классов заболеваний: сердечно-сосудистой системы, системы крови, эндокринной системы, а также глазные заболевания и другие. Наметилась тенденция роста числа детей, больных психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы и имеющих врожденные аномалии.

Медико-социальную экспертизу всего детского населения Ставропольского края осуществляют с 1999 года 4 специализированных педиатрических межрайонных бюро медико-социальной экспертизы, а также высший экспертный педиатрический состав главного бюро МСЭ.

В 2003 году всего освидетельствовано педиатрическими бюро МСЭ 7744 ребенка, из них первично - 1981 ребенок (в 2002 году всего освидетельствовано 6124 ребенка, из них первично - 1845 детей, в 2001 году всего освидетельствовано 5856 человек, из них 1863 человек - первично. Признаны инвалидами в 2003 году 1488 детей (в 2002 году - 1486 детей, в 2000 году - 1462 ребенка.

Всеми педиатрическими бюро МСЭ в 2003 году составлено 1374 индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (в 2002 году -1140, в 2001 г. - 410 ИПР), из них по медицинской реабилитации - 1346, профессиональной реабилитации - 403.

Анализ показал, что наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) образовании: 2001 г. - 4469, в 2002 г. - 4820, на 01.01.2004 г. - 4971 чел.

Дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Ставропольском крае сохранена. В 32 специальных образовательных учреждениях обучаются 5090 (36%) детей-инвалидов, 180 из них - дети сироты. Коррекционных классов в 2002 году было 390, в них обучались 4424 человека, на 01.01.2004 г. их количество составило 466.

Наряду с сохранением сети специальных учреждений, в нескольких районах края дополнительно открыты группы детей с нарушением слуха на базе дошкольных образовательных учреждений.

Появилась возможность выбора разных форм обучения детей с ограниченными возможностями.

Развитие специального (коррекционного) образования в крае идет по двум направлениям:

- дифференцированное обучение;

- интегрированное обучение.

В Ставропольском крае сформировалась дифференцированная сеть специальных образовательных школьных учреждений, представленная восьмью типами специальных школ. Однако, в силу объективных организационно-экономических трудностей этого периода специальная общеобразовательная школа (VII вида) для детей с ЗПР просуществовала всего один год. Анализ данного периода показывает, что происходит увеличение общего количества специальных школ в регионе за счет увеличения количества специальных вспомогательных школ (VIII вида) на 5 единиц, а детей в них на 900 человек. Наблюдается также тенденция уменьшения количества детей, посещающих школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (на 43 человека).

Развивается сеть учреждений для детей, нуждающихся в психологической помощи: в 2001 г. функционировало 7 Центров, в 2002 г. -8, в 2003 г. - 9 (в текущем году открыт центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции в г. Кисловодске). Это все способствует соблюдению правовой защиты обучающихся и воспитанников на образование с учетом индивидуальных способностей детей.

На 15 территориях Ставропольского края функционирует 16 реабилитационных отделений для детей подростков с ограниченными возможностями при учреждениях социальной защиты населения. Такие учреждения являются базами по исполнению индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, которые разрабатываются педиатрическими бюро медико-социальной экспертизы в части психологической, социальной и частично медицинской реабилитации. В этих отделениях в 2003 году состояло на учете 1631 ребенок-инвалид, что составляет 15% от числа детей-инвалидов, проживающих в крае, и 30% от числа детей-инвалидов, проживающих на территориях районов и городов, где расположены реабилитационные отделения. Часть детей-инвалидов - 33%, состоящих на учете в отделениях, проживают в селах, отдаленных от места нахождения реабилитационного отделения.

В 2003 году в этих отделениях были обслужены 1202 ребенка-инвалида, т. е. 74% от количества детей-инвалидов, состоящих на учете в отделениях.

Можно смело сказать, что такие учреждения стали вторым домом и единственным местом, куда могут прийти родители, воспитывающие ребенка-инвалида, в особенности, если он признан необучаемым, имеет проблемы в передвижении и остается проживать в семье. В таких учреждениях получают помощь и проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями.

В Ставропольском крае в настоящее время действует 2 государственных стационарных учреждения социального обслуживания населения и 1 отделение, в которых организовано стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов с различной степенью умственной отсталости.

В крае действует в настоящее время 7 учреждений начального профессионального образования. Кроме того, учреждениями системы начального профессионального образования открыты филиалы в коррекционных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где осуществляется их профессиональная подготовка.

Открытие подобных филиалов позволяет решить проблемы обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отклонения в здоровье.

В Ставропольском крае с 1997 года развитие сети детских реабилитационных учреждений основывается на общих подходах и принципах, определенных Конституцией РФ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральной целевой программой «Дети-инвалиды».

Рост доли инвалидов в структуре населения края, их молодой возраст требуют большого внимания в решение вопросов профессиональной реабилитации и трудоустройства. Дети-инвалиды, проживающие в крае, имеют широкие возможности для получения профессионального образования.

При создании таких учреждений использовался опыт лучших российских реабилитационных центров. За время работы в крае накоплен собственный опыт по организации реабилитационного процесса, разработаны новые технологии и методические материалы.

Рассмотрим технологию преодоления социально-психологических барьеров детей-инвалидов средствами искусства. В практике Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края сложилось определенное направление по реабилитации средствами искусства. Это довольно новое направление социальной деятельности. Через искусство дети-инвалиды получают возможность самореализации, контактируют со многими людьми, приобретают навыки общения, приобщаются к социуму. Занимаясь творчеством, дети-инвалиды получают шанс организовать свой досуг, причем организация досуговой деятельности может включать совместные со здоровыми детьми мероприятия. В результате дети, не имеющие инвалидность, ближе знакомятся с проблемами инвалидов, что положительно влияет на формирование позитивного мнения в отношении детей с ограниченными возможностями.

Реабилитация средствами искусства применяется, в основном, в работе с детьми, поскольку возрастные особенности детей предполагают большую восприимчивость и развивающую направленность данных методов.

По инициативе Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с министерством образования и культуры края, общественными организациями и фондами развивается реабилитационное направление средствами искусства путем учреждения краевого фестиваля художественного творчества детей с ограниченными возможностями, включающего в себя и проведение творческого лагеря «Вдохновение».

Основные цели и задачи, поставленные учредителями фестиваля, включают в себя: реабилитацию детей средствам искусства; привлечение их к активному и равному участию в культурной жизни края и России; всестороннее изучение проблем развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями; привлечение внимания общественности к сфере творчества детей, а также средств для материальной поддержки творчески одаренных детей.

Фестиваль является сравнительно новой формой организации развивающей досуговой деятельности детей-инвалидов в системе социальной защиты. Если раньше досугом детей в основном занимались специализированные интернаты и родители детей, проживающих в семьях, то с 1997 года государственные органы социальной защиты стали принимать в этом активное участие.

В течение года в районах и городах края ведется работа по выявлению талантливых детей из числа инвалидов. Каждый год в канун Международного Дня инвалидов на заключительные мероприятия краевого фестиваля приезжают 100-120 детей из 1500 - 2000 принимавших участие в конкурсном отборе.

Несомненной заслугой такой формы работы является то, что она раскрыла огромный потенциал детей-инвалидов, привлекла внимание общественности к проблемам инвалидности, создала условия для преодоления психологических барьеров детей, расширило их социальные контакты.

Один из шагов фестиваля - творческий лагерь «Вдохновение» для одаренных детей из числа инвалидов. Положительный опыт работы лагеря заключается в том, что дети-инвалиды отдыхают вместе со здоровыми детьми. Это позволяет им расширить круг общения, развить коммуникативные навыки поведения в детском коллективе, способствует овладению комплексам социальных ролей, норм и правил поведения.

Дети также получают помощь в развитии навыков самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи в преодолении иждивенчества. Кроме отдыха они занимаются в творческих классах, что расширяет зоны их творческих возможностей и кругозор.

Анализируя деятельность государственных учреждений в области реабилитации детей-инвалидов средствами искусства, необходимо отметить работу Ессентукского профессионального училища-центра реабилитации молодых инвалидов и специальной (коррекционной) школы-интерната для глухих детей № 36 города Ставрополя, представляющих Ставропольский край на всех Всероссийских фестивалях. Эти учреждения имеют статус народных коллективов и развивают музыкальное, театральное и танцевальное направления творчества.

Не менее важной является организация работы по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Центра социального обслуживания населения в Предгорном районе.

В Хартии инвалидов, принятой Организацией Объединенных Наций, подчеркивается: «качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от такового остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не только за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций или лиц, сколько за счет системы социальных, материально-экономических, организационных, психологических, педагогических и иных мер, позволяющих инвалиду приспособиться к переменам и, оптимально используя новую ситуацию, достичь подлинной социальной независимости».

В последнее время в понимании проблем детей с ограниченными возможностями происходят определенные позитивные изменения. В основных направлениях социальной политики Предгорного района по улучшению положения детей выделена задача обеспечения права детей с ограниченными возможностями на особую заботу, создания условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей.

Для достижения этих целей Центром социального обслуживания Предгорного района проводятся мероприятия по созданию системы реабилитации детей с ограниченными возможностями, обеспечению условий для воспитания и обучения, приобщению к занятиям спортом, развитию их творческих способностей, обеспечению техническими средствами реабилитации.

В Предгорном районе 389 детей-инвалидов, нуждающихся в социальной реабилитации. В очень тяжелом материальном положении находятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Для решения проблем детей с ограниченными возможностями с октября 1998 года в Центре социального обслуживания населения функционирует реабилитационное отделение, услуги которого предоставляются как на дому, так и в полустационарных условиях. Детям оказывают необходимые услуги специалисты по социальной работе, медицинские сестры, педагог-психолог, массажисты, инструктор по ЛФК.

Налажен контакт с педиатрическим бюро медико-социальной экспертизы, которое занимается разработкой индивидуальных программ реабилитации (ИПР) для детей с ограниченными возможностями. В соответствии с индивидуальными программами реабилитации специалисты отделения осуществляют реабилитационные мероприятия: коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств, обучение гигиеническим навыкам, фотопроцедуры, массаж, лечебную физкультуру, различные виды досуговой и трудовой деятельности и др.

В целях реализации прав детей с ограниченными возможностями на всестороннее участие в культурной жизни стало традиционным проведение в Предгорном районе ежегодного конкурса художественного творчества этой категории детей. Сегодня новым направлением в работе Центра является оказание детям с ограниченными возможностями социально - бытовой помощи «Экипажем милосердия». Это услуги парикмахера, юридической консультации, психологическая помощь и др.

В настоящее время ведется организационная работа по открытию стационарного реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями и ослабленным здоровьем на базе приюта.

Вопросы о состоянии здоровья ребенка-инвалида, степени его самостоятельности, активной позиции во многом определяют его настоящее и будущее, ограничение или свободу при выборе образования, профессии, общение с окружающим миром, другими людьми. В этой связи выступает на первый план необходимость воспитания и обучения ребенка-инвалида с самого раннего возраста.

Стационарное отделение позволяет ребенку получить квалифицированную медицинскую помощь, услуги таких специалистов, как невропатолог, дефектолог, психолог, логопед. Это будет способствовать решению проблем социальной реабилитации детей-инвалидов, созданию благоприятных условий для детей, нуждающихся в стационарном обслуживании. Основной задачей всех специалистов Центра является оказание ребенку максимальной поддержки в процессе освоения основных навыков жизнедеятельности и познания окружающего мира. Этому также способствуют теплая, приближенная к домашней обстановка доброжелательности, любви и заботы, которая дает возможность ребенку поверить в себя.

Далее необходимо отметить деятельность комплексного Центра социального обслуживания населения Новоалександровского района. Медико-реабилитационное отделение комплексного Центра обслуживания населения района функционирует с 1998 года. На учёте состоит 242 ребёнка с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Среди них 103 ребёнка, которые имеют ограничения широкого общения.

Обратив особое внимание на детей с проблемами изолированности, коллектив отделения разработал программу совместной деятельности с социальными учреждениями города, начав работу с дошкольными учреждениями, которые уже имеют большой конкретный опыт социализации личности ребёнка.

Конечно, коллектив не в состоянии изменить социальную ситуацию, но перед сотрудниками стоит цель - создание условий для детей с особыми проблемами, показав детям и родителям возможности общения с окружающими.

Для достижения поставленной цели коллективом Центра решаются следующие задачи:

- определение возможностей детей-инвалидов в плане общения: а) уровень общения детей - инвалидов; б) уровень воспитанности; в) включение детей дошкольных учреждений в процесс общения;

- разработка организационных и содержательных аспектов в совместной деятельности медико-реабилитационного отделения и дошкольных учреждений, определение критерия эффективности решения проблемы;

- отработка совместных программ с детским образовательным учреждением и другими учреждениями;

- разработка рекомендаций по совместной деятельности медико-реабилитационного отделения, дошкольных учреждений, социально-образовательных учреждений;

- обобщение результатов опыта.

Не имея в штатном расписании музыкального руководителя, педагога-хореографа, руководителя кружковой работы привлекаются дошкольные учреждения к участию в развитии и воспитании детей-инвалидов.

Имея семейный социальный паспорт, Центром были определены возможности детей для участия в совместных утренниках и праздниках. Педагоги дошкольных учреждений сначала познакомились с детьми, получили консультации врача и психолога об особенностях развития детей-инвалидов и их конкретных проблемах.

Необходимо отметить серьёзный подход воспитателей детских садов к организации общения детей. Даже при самой первой встрече дошкольники очень тактично вели себя, не заостряли внимания на инвалидности детей. Их непосредственность, открытость позволили многим детям войти в общение безболезненно, хотя на первом утреннике (День защитника Отечества) вся инициатива принадлежала педагогам и ребятам детского образовательного учреждения № 28. г. Новоалександровска. Детский сад в настоящее время заканчивает краевой эксперимент по социальной адаптации дошкольников в условиях детского образовательного учреждения. Их опыт очень пригодился коллективу медико-реабилитационного отделения в планировании и организации совместной работы.

Детский сад № 3 «Звёздочка» имеет очень интересные наработки в проведении русских традиционных праздников. В День юмора и смеха, который проводился совместно с детьми из детского сада №54, дети-инвалиды уже имели ведущие роли, участвовали в викторинах, конкурсах, играх и хороводах.

Совместная работа МРО и детских образовательных учреждений позволила достичь следующее: дети-инвалиды стали сравнительно легко входить в контакт с окружающими, получили определённый опыт общения, родители получили возможность наблюдать за своими детьми и видеть особенности общения своих детей с окружающими.

Следует обратить внимание на работу территориального Центра социальной помощи семье и детям г. Ставрополя по реабилитации детей с церебральным параличом через труд. Трудовая реабилитация детей с церебральным параличом имеет своей целью обучение этих детей выполнять несложные виды труда в домашних условиях. Она способствует не только освоению трудовой деятельности, но и помогает в обучении по программе общеобразовательной или вспомогательной школы. Результатом трудовой деятельности детей-инвалидов является производство изделий для бытового потребления - красивых игрушек, вышивок и других поделок, украшающих их дом.

Дети-инвалиды, которые живут и воспитываются в домашних условиях, часто изолированы от сверстников. Поэтому для многих детей характерны неразвитость элементарных действий, скудность представлений об окружающем мире. Они не знают, что можно сделать из обычного листа бумаги, какие поделки можно изготовить из природного материала, какие интересные поделки можно сделать из «бросового» материала. Круг общения матерей детей-инвалидов часто ограничен. Между собой родители общаются в основном в поликлиниках и в больницах. Поэтому они сами иногда не знают, как можно научить своих детей ручному труду. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь родителям поверить в своих детей, зажечь в их душе когда-то угасший огонь.

Для решения этой задачи используются принципы кондуктивной педагогики (К. Акош, М. Акош, 1997) - обучая родителей, обучают детей.

Трудовая реабилитация разделена на 3 этапа: 1) развитие мелкой моторики рук, 2) знакомство с различными видами труда, 3) формирование профессиональных навыков. Руководствуясь принципом «от простого к сложному», специалистами Центра была разработана таблица с перечнем трудовых навыков и темами занятий, при проведении которых ребенок знакомится или закрепляет тот или иной вид труда. При составлении индивидуальной программы учитывается интеллектуальная и физическая сохранность ребенка, желание заниматься тем или иным видом труда, наличие материалов, приспособлений в семье. Если ребенок легко приобретает навыки, качественно выполняет задание, то можно переходить к следующей теме. Если, в силу органических особенностей ребенка, тяжело идет приобретение навыков, то лучше закрепить уже приобретенное умение. В течение нескольких занятий, производя одну и ту же операцию, необходимо лишь менять темы занятий. Если по каким-либо причинам ребенок не может перейти к освоению навыков следующей ступени, то можно «отступить на шаг назад», чтобы он не потерял уверенность в себе.

При работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, необходимо согласовывать темы занятий с психологом, логопедом, педагогом-дефектологом.

Трудовая реабилитация - это укрепление мышц кисти руки, восстановление двигательных функций благодаря массажу, упражнениям пальчиковой гимнастики. Целенаправленные трудовые операции значительно ускоряют восстановление нарушенных функций, способствуют формированию обще трудовых умений и навыков. Проба сил в различных сферах деятельности расширяет кругозор, развивает уверенность в себе, учит строить личные взаимоотношения с другими людьми. Занятия по труду несут большую коррекционную направленность, способствуя восстановлению нарушенных функций рук, формированию компенсаторных механизмов.

Некоторые дети с детским церебральным параличом находятся на реабилитации 3 года. За это время они проходят трудный путь. Когда дети впервые попадают в Центр, они не могут в руке держать карандаш, кисть, не застегивают самостоятельно пуговицы на своей одежде. Мышцы рук настолько слабы, что дети без посторонней помощи не могут даже согнуть лист бумаги пополам, выполнить простые операции ножницами. Сейчас эти времена они вспоминают с улыбкой. Их поделки и вышивки украшали стенды на выставках в Школе искусств (2001г.), Музея изобразительных искусств (День города - 2001), на фестивалях художественного творчества детей-инвалидов. Постоянно действует и пополняется выставка работ детей с ограниченными возможностями, организованная в Центре.

Специалисты Центра также выделяют игру как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Одной из главных целей деятельности адаптационной группы является содействие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными умственными и физическим возможностями к жизни в обществе, в семье.

Смысл личной проблемы ребенка с детским церебральным параличом заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. Часто такой ребенок живет в замкнутом пространстве. Он имеет стереотипное восприятие мира, ограниченное зоной ближайшего окружения (дом, семья, телевизор, больница, поликлиника, что тормозит его развитие и создает дискомфорт и состояние страха при попадании в незнакомую ситуацию).

Формирующая адаптация вторично влияет на возможности ребенка, так как любые новшества и изменения в жизни такого ребенка не обеспечивают вживания его в социум. Близкие стараются не нарушать привычную гармонию его существования. Взрослея, такой ребенок становится одним из членов группы риска, связанных как с иждивенчески-агрессивными, так и аутично-депрессивными состояниями.

В целях профилактики возникновения подобных состояний, раннего погружения личности в общество, формирования полноценной и адекватной самооценки специалистами Центра разработана программа сюжетно-ролевых, развивающих, дидактических игр. Средствами сюжетно-ролевой игры, развивающих игр можно корректировать недостатки эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер этих детей. Чтобы игра не была формой развлечения, а стала упражнением, развивающим инициативу, творчество, самостоятельность нужна специальная подготовка, необходимо правильно выбрать игру.

В работе с детьми используются новейшие достижения педагогической науки, подбираются формы и методы индивидуальной и фронтальной работы. В адаптационной группе можно рекомендовать следующие сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», в которых формируется умение играть, отображать явления повседневной жизни, стремление играть рядом, согласовывать свои действия с целями игры; развивающие игры: «Запомни и назови», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Сложи узор» - на закрепление счета, развитие памяти, воображения, внимания, мышления, речи детей, развитие умственной деятельности. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов. Задачи многих игр состоят в том, чтобы научить детей составлять, рассказы о предмете, явлениях и событиях в природе и общественной жизни.

Ролевые игры имеют определяющее значение для развития воображения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дети учатся играя, но к учению относятся как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементами учебной деятельности. Принципиально иное отношение взрослых к учению постепенно перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание учиться.

Очень большое внимание игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от ребенка определенного уровня развития речевого общения. Игра имеет особое значение для развития рефлекторного мышления. В ролевой игре дети осмысливают свои действия, переживания других детей. Если дети испытывают затруднения в организации игры, необходима поддержка педагога, родителей. Выполняя второстепенную роль, педагог незаметно для детей руководит игрой.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В игре-занятии ведущая роль принадлежит взрослому, который для повышения интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровые ситуации, вносит элементы соревнования.

В 2000 году в Новоселицком районе начало работу отделение психологической и социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями на базе Центра социального обслуживания населения. В настоящее время в отделении работают психолог, логопед социальный педагог, врач-педиатр, инструктор по трудотерапии, инструктор ЛФК, массажист, программист. В арсенале этого учреждения имеется компьютерная база данных о детях-инвалидах, зал ЛФК, аппарат квантовой терапии. В стадии оснащения находятся кабинеты отдельных специалистов. Перед специалистами отделения встала задача поиска новых технологий в работе с данной категорией детей. Необходимо было найти интегративный принцип, объединяющий медико-психолого-социально-педагогические мероприятия. Они решили остановиться на игровой терапии, которая представляет собой набор медико-психолого-социально-педагогических и диагностико-коррекционных методов.

Каждый специалист учреждения создает банк индивидуальных и групповых игр, разрабатывает новые формы их использования в лечебных и педагогических целях. В стадии создания находятся игровая комната социального педагога, оснащенная мягкими модулями. Моделирование мягкими модулями способствуют переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Логопедом интенсивно используются игровые методики преодоления заикания, дислалии, дизартрии и др.

Особый контингент представляют подростки, с которыми проводятся игровые тренинги (на развитие коммуникативных способностей и толерантного мышления). Чрезвычайно полезной, с нашей точки зрения, является также работа с родителями детей. Разработан план родительского университета «Игровая терапия в семье».

Конечно, это не значит, что метод игровой терапии поможет справиться со всеми трудностями, разрешить все проблемы реабилитационной работы, но все же данный метод может быть рекомендован к самому широкому применению в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Ведь уникальность игровой терапии - ее обращенность к личности ребенка.

Хотелось бы, чтобы отделение стало оазисом доброты, взаимопонимания, надежды. Красной нитью в работе реабилитационного отделения проходит идея - от игры к здоровью. Постигая сложный многомерный мир в игре, ребенок с физическим недугом становится нравственно и социально здоровым человеком.

Педагоги Ипатовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей считают, что физическое воспитание и спорт занимают одно из главных мест в обучении и воспитании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в частности детей-олигофренов. Спортивная работа в данном учреждении проводится в четырёх формах: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, лечебная физкультура и, наконец, секции и соревнования. Все эти формы взаимосвязаны и преследуют главную цель -вовлечение детей в реабилитационный процесс путём воздействия на них через занятия спортом по их желанию и способностям. Дети допускаются к занятиям физической культурой только на основании заключения врача. Дом-интернат имеет отличный спортивный зал, где размещены универсальные тренажёры по общей и специальной физической подготовке, столы для игры в настольный теннис, клубный бильярд, гимнастические снаряды. Вся секционная работа и внеклассные мероприятия проводятся по Специальной международной Олимпийской программе «Спешиал-Олимпикс».

Данная программа - самая большая программа по круглогодичной тренировке и организации соревнований для детей с нарушенным интеллектом. Она объединяет всех на общей основе спортивных соревнований и способствует взаимодействию и дружбе между детьми с проблемами в развитии и детьми с нормальным развитием.

Много радости доставляют детям поездки на спортивные соревнования в города Волгоград, Санкт-Петербург, Рыбинск, Москву, Лабинск, Саратов. Из поездок дети привозят не только медали, они привозят нечто более важное. Кроме того, дети приобретают практические навыки. По дороге (для поездки использовался собственный автобус) дети учатся ставить палатки, собирать хворост и разводить костёр, жарить шашлыки, печь картошку, быть более контактными, раскованными, проявляют больше любознательности, интереса к окружающему. Попадая в сложные ситуации, они учатся поддерживать друг друга, помогать более слабым, заботятся о младших.

Участие в Специальной Олимпиаде - это шаг к воплощению мечты о грядущем тысячелетии, когда лица с умственной отсталостью могут реализовать свой потенциал и получить признание не только как спортсмены, но и как уважаемые члены общества.

Проведенный анализ состояния детской инвалидности в Ставропольском крае в начале третьего тысячелетия, со всей очевидностью показывает, что:

- при сохранении в целом количества специализированных школ и коррекционных и реабилитационных учреждений для детей-инвалидов количество учащихся в них было нестабильным на протяжении четырех лет. Наибольшее количество учащихся, имеющих те или иные формы отклонения, приходится на 2003 год;

- психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей;

- только малая часть детей получает помощь специалистов (психологов, врачей, педагогов и др.) в коррекции, компенсации и реабилитации;

- совершенно не реально ожидать, что в ближайшее время во всех случаях нарушений развития школа, общество и родители смогут оказать помощь проблемным детям;

- довольно часто расстройство является частично или полностью специфичным только по отношению к определенной ситуации;

- школа и родители прямо или косвенно просят помощи в разрешении собственных затруднений, в воспитании проблемных детей.

В связи с этим, сегодня в Ставропольском крае назрела настоятельная необходимость и предпосылки создания в структуре органов и учреждений, наряду с обычными программами обучения и воспитания, дополнительных программ, содержание которых должно затрагивать вопросы профилактики нарушений здоровья детей с различными дисгармониями психического и личностного развития, вопросы организации и осуществления помощи в процессе обучения, а также вопросы работы с семьей и культурной средой.

Создание подобной системы для детей с проблемами в развитии должно базироваться на укреплении системных связей педагогики с психологией, философией, социологией, медициной и другими науками. В современных условиях требуется новая стратегия поиска приоритетов и перехода от психолого- и социально-ориентированных моделей служб помощи на комплексный вариант психолого-медико-социально-педагогической модели, которая, находясь в неразрывной связи с системой образования в целом, педагогической, психологической, медицинской, социологической и другими смежными науками о человеке, отражает все их особенности, этапы развития.

Система комплексного реабилитационного воздействия отражена в работе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 18 III и IV видов г. Кисловодска.

В течение трех лет коллектив школы работает над темой «Непрерывная модель медико-психолого-педагогической помощи детям с проблемами зрения». Специфика этой помощи заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, рекомендаций педагогов и врачей в работе с семьей.

Эту модель можно представить в виде пирамиды, в основании которой взаимосвязь психологической, медицинской, социальной, коррекционно-педагогической помощи детям.

Комплексный подход к реабилитации инвалидов подросткового возраста является основным направлением деятельности Ессентукского профессионального училища-центра реабилитации молодых инвалидов, где созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации по различным специальностям.

Реабилитационные мероприятия, проводимые в данном учреждении, настолько эффективны, что позволяют в ряде случаев ставить вопрос о снижении группы инвалидности, а в некоторых даже о ее снятии (частичная или полная реабилитация).

Создание подобной системы для детей с проблемами в развитии должно базироваться на укреплении системных связей педагогики с психологией, философией, социологией, медициной и другими науками. В современных условиях требуется новая стратегия поиска приоритетов и перехода от психолого- и социально-ориентированных моделей служб помощи на комплексный вариант психолого-медико-социально-педагогической модели, которая находясь в неразрывной связи с системой образования в целом, педагогической, психологической, медицинской, социологической и другими смежными науками о человеке, отражает все их особенности, этапы развития.

 

АВТОР: Шеламова Н.В.