17.02.2012 9165

Предпрофильная подготовка сельских подростков как фактор их социального самоопределения

 

Проблема профильного и предпрофильного обучения в настоящее время является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, чтобы сделать его индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий для осознанного выбора старшим школьником путей и способов получения профессии, для удовлетворения им своих образовательных потребностей. Реализация этих идей требует, во-первых, изменения целей, содержания, технологии организации образовательного процесса, подходов к оценке достигнутых личностью результатов, во-вторых, указывает на необходимость предпрофильной подготовки, в ходе которой ученик получит возможность сориентироваться в основных моментах выбора, получит опыт принятия решения.

Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. В этой связи особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников к жизненно важному выбору, так как уже в 9 классе основной школы каждый ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования в территориально доступных ему образовательных учреждениях, оценить свои силы и принять ответственное решение. Если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10 классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носило массового характера), то теперь по окончании основной школы ему нужно будет осуществить переход, используя другую школу, где имеется соответствующий профиль обучения.

В силу этого суть предпрофильной подготовки заключается в том, чтобы создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося девятого класса, через организацию курсов по выбору, информационную работы, профильную ориентацию и профориентационную работу.

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся, следовательно, является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Таким образом, исходя из «Концепции профильного обучения», предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам;

- готовность нести ответственность за сделанный выбор;

- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Ее задачами в этих условиях становится:

- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

При этом, в 9 классе предпрофильная подготовка школьников включает овладение ими минимальной профессиоведческой компетентностью, в большей мере способствует получению представлений об «образе Я», а также приобретению необходимого практического опыта выбора.

Необходимость такого подхода диктуется рядом моментов. Во-первых, как показывают результаты исследования Н.В. Оглезневой и Е.В. Кукушкиной:

- образ будущего является для старшеклассников более неопределенным (50% респондентов), чем для подростков (21% респондентов).

- представленность профессии в образе будущего у подростков большая (64% респондентов), чем у старшеклассников (25% респондентов); 36% подростков связывают свое будущее с конкретной профессией, 17% старшеклассников - с поступлением в учебное заведение;

- подростки склонны завышать роль собственной активности в построении будущего в отличие от старшеклассников, оценивающих свои возможности более адекватно;

- у учащихся со специфическими способностями (пение, математика) и ярко выраженной склонностью к какой-либо деятельности (собаководство, резьба по дереву) восприятие будущего более определенно независимо от принадлежности к возрастной группе;

- подростки предъявляют более высокие притязания к жизни, и мотивы выбора профессии у них более поверхностны;

- они менее критично оценивают свои возможности, будущее для них более определенно, а преобладание стремления избежать неудачи может провоцировать быстрое необдуманное самоопределение.

Во-вторых, как свидетельствуют материалы Д.А. Теплых, самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, предполагает активное определение личностью своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, и на этой основе - смысла собственного существования.

Его существенной особенностью является ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее.

В то же время, для подростков характерно акцентирование внимания в первую очередь на временном параметре, так как для смыслового нередко не хватает достаточно структурированной информации, с одной стороны, и личного опыта выбора, пробы сил - с другой.

В-третьих, определяя задачу развития в подростковом возрасте, как самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей, общения людей и отношения человека и Бога, Р. Хавингхерст остальные задачи считает вторичными по отношению к этой. Потому что успешное и своевременное ее решение делает человека счастливым и облегчает решение задач развития последующих возрастов. Следовательно, освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность, развитие абстрактного мышления, приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке, тесно связаны с выработкой жизненной философии, системы ценностей, постановкой задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса: «На что я годен?».

Именно предпрофильное обучение в совокупности с другими направлениями воспитательной деятельности призвано помочь подростку поставить эти задачи и решить их относительно самостоятельно.

Поэтому, в нормативно-правовых актах и научно-методической литературе предусматривается подготовка учащихся к выбору профиля обучения, которая включает три этапа:

- пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса). Его целью является выявление образовательного запроса учащихся;

- основной (в период обучения в 9 классе), на котором предполагается обучение способам принятия решений, предоставляется возможность ознакомиться с понятием «выбор индивидуального маршрута образовательной деятельности», происходит анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения, реализуется ситуация «проб выбора профиля обучения»;

- заключительный (при окончании 9 класса), направлен на оценку готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Система предпрофильного обучения, как свидетельствует проведенный нами анализ литературы, включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогических идей. Их реализация в практике по существу должна привести к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы образования девятиклассников. Перечислим основные идеи предпрофильной подготовки, одни из которых актуальны уже сейчас, другие окажутся востребованными в ближайшем будущем, третьи - в отдаленной перспективе:

- введение за счет школьного компонента краткосрочных 8-32-часовых курсов по выбору: предметных, межпредметных и ориентационных;

- использование очно-заочных, дистанционных форм получения образования, обучения в малых группах, обучения в одной группе учащихся разных школ;

- введение новой системы распределения времени прохождения курсов по выбору в течение учебной недели, четверти, года, при которой допускается, что учебная дисциплина необязательно изучается по одному часу в неделю;

- использование активных методов преподавания курсов по выбору (практикумы, защиты проектов, моделирование, экскурсии в том числе виртуальные), тренинги, дискуссии, дебаты и т.д.);

- проведение эвристических, профессиональных и социальных проб для учащихся, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля образования, своей позиции в мире профессий;

- прохождение всеми учащимися 9-х классов курса обучения, раскрывающего сущность, смысл и ценность профессиональной деятельности человека (например, «Твоя профессиональная карьера, «Планирование профессиональной карьеры», «Слагаемые выбора профиля обучения», «Ценности и смыслы профессиональной карьеры);

- введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио»;

- зачисление в 10-й профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика;

- проведение обучения девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей, ресурсных образовательных центрах и т.д.;

- проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющих использовать ресурс «портфолио»;

- переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую документально.

Объединение всех этих идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему, которая будет создавать условия для самоопределения школьников: обеспечивать возможность им осуществить пробы; предоставлять им право самостоятельно выбрать профиль обучения; формировать у них готовность нести ответственность за сделанный выбор, принятое решение.

Несмотря на то, что предпрофильному обучению в девятых классах отводится особое место в целостном учебном процессе, оно не рассматривается как нечто самостоятельное, а считается подсистемой профильного образования старшей школы, выполняя подготовительную функцию, элементом воспитательной системы школы. Оно необходимо для того, чтобы учащиеся смогли определиться в выборе и будущего профиля обучения, и своего места в жизни. Поэтому образовательный процесс строится в соответствии с такими принципами:

- практикоориентированности, который предполагает отбор содержания, подбор форм, помогающих конкретному решению поставленных задач,

- ориентации девятиклассников в вопросах труда, профессий, социальных и экономических отношений;

- культуросообразности, при котором содержание образования учитывает конкретность социокультурных условий, бытующих отношений в окружающей действительности;

- гуманизации, который обусловливает необходимостью диалога, сопоставления различных точек зрения, позиций, подходов, выработки собственной картины мира, самоопределения, уважения иного решения;

- вариативности, который интенсивно разрабатывается в отечественной педагогике с середины 80-х годов и подразумевает переход от унификаций к многообразию по содержанию, степени сложности предлагаемой деятельности; от школацентризма - к детоцентризму; от культуры полезности к культуре достоинства; от информационно-когнитивной модели - к ценностно-смысловой; от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков к модели порождения образа мира в совместной деятельности со взрослыми и детьми. Следовательно, вариативность - единство многообразия, участие школьника в разнообразных организационных формах, использование для удовлетворения его образовательных потребностей с использованием различных методов; это возможность выбора детьми значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.

О.Б. Даутова вполне обоснованно считает, что вариативность - построение содержания общеобразовательных программ (основных, дополнительных, профильных) с учетом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, особенностей педагогического коллектива образовательного учреждения и выбора образовательных ресурсов среды.

Стать субъектом определенной деятельности - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Человек как субъект способен превышать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Сущность идеи развития субъектности заключается в том, что учащийся как субъект деятельности развивается в различных видах образовательной деятельности на основе свободного выбора, кооперации и творчества. Идея профильного образования предусматривает организацию различных видов образовательной деятельности, а именно учебной, проектной, учебно-исследовательской, различных видов социальной практики, что нашло отражение в учебном плане.

Таким образом, благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. В течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям, попробовать себя в различных направлениях.

Индивидуализация учебного процесса обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Индивидуализация в данном случае предполагает как «организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющую создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика», «... как процесс формирования его индивидуальности, того, что присуще этому человеку, что подчеркивает его своеобразие, уникальность, самобытность». Именно на это ориентирован процесс предпрофильной подготовки девятиклассников, его содержание, формы и методы, как на занятиях, так и во внеурочное время.

Приветствуется также реализация индивидуальных траекторий образования, представляющих собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района.

Новым для школы принципом функционирования системы является принцип ее открытости. Под открытостью образования в современной литературе понимают сложную социальную систему, проявляющую способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы и обеспечивающую доступ индивида к образовательным ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющую широкий спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках государственного стандарта с индивидуализированными учебными программами.

Образование как открытая система проявляется в трех аспектах: открытие образовательного учреждения социуму, феномен открытого обучения и менеджмент в образовании. Открытие образовательного учреждения социуму осуществляется за счет интеграции образования и общества и появления на этой основе сообщества. Сообщество - это совокупность общественных отношений и институтов, характеризующих среду обитания обучающихся, ближайшее окружение образовательного учреждения микрорайона, которые, являясь для личности опытным полем и важным фактором развития, дают импульсы для организации новых форм обучения и воспитания. Открытое обучение понимается как основанное на идеях реформаторской педагогики, свободное от жесткой регламентации личностно ориентированное обучение на деятельностной основе, имеющее, как правило, проблемный и развивающий характер. Менеджмент в образовании как открытой системе предполагает переход на качественно новый уровень управленческой деятельности, сочетающей одновременно рыночную и нерыночную природу образования.

Появляются новые категории «открытость» образования», «открытость среды» и т.д. Открытость образования - это организация и структура образования, обеспечивающая доступность образовательных учреждений и возможность выбора их обучающимися; возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями. Открытость среды проявляется в увеличении уровня информированности населения о деятельности образовательного учреждения; изменении состава «авторов» социального заказа в системе образования; наличие общественных структур, участвующих в управлении; участие социальных институтов в создании условий для педагогизации социокультурной среды; новыми принципами отношений образовательной системы с другими социальными институтами, расширяющимися региональными и международными связями.

Например, оценка успешности учащихся будет выполняться независимыми от школы экспертами, и подтверждаться документально, например, специальными сертификатами. Комплектование десятых классов также предполагается вывести из ведения школы.

В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2003 №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» с 2004-2005 учебного года начался первый этап эксперимента. На этом этапе апробировались подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Кроме того, предпрофильная подготовка строится на основе принципа преемственности. Это означает, что содержание курсов должно будет познакомить учащихся с содержанием обучения в старшей школе и помочь определиться с профилем обучения. Однако план предпрофильной подготовки содержит курсы по выбору учащихся, не являющиеся для них обязательными. Это означает, что школьники имеют право отказаться от предпрофильной подготовки и выбрать профиль обучения в старшей школе самостоятельно. В качестве обязательного для учащихся является курс основ выбора профиля обучения, который вводится за счет часов образовательной области «Технология».

В целом, рассматриваемый принцип реализуется через последовательность таких этапов:

- профессиональная ориентация;

- предпрофильное обучение;

- профильное обучение.

Профессиональная ориентация - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование (коррекцию сложившихся) у человека осознанного, наиболее целесообразного для него в данных условиях профессионального выбора (в соответствии с его склонностями, интересами и потребностями экономики региона), оказание ему помощи в трудоустройстве.

Она включает в основном информирование просветительского характера, то есть сведения о мире профессий, их содержание, перспективах развития, консультирование по тем моментам, которые вызывают ответный интерес у учащихся.

Предпрофильное обучение, как уже подчеркивалось, должно помочь девятикласснику сделать ответственный выбор направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, помочь увидеть многообразие этих видов. Следовательно, на этом этапе подготовка и ориентация осуществляется не сколько в отношении «выбора профиля вообще», сколько подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. Поэтому предпрофильная подготовка должна включать мощный социально-педагогический и психологический диагностический блоки, позволяющие школьникам выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.

В связи с этим предпрофильная подготовка предусматривает усиление интеграции образовательных предметных областей с внеучебной практикой, направленной на формирование ключевых компетенций и самоопределение.

Профильный этап в этой логике уже представляет собой систему специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Формами такого обучения являются: модель внутришкольной профилизации, сетевой организации, мобильной организации профильного учебного заведения.

Таким образом, предпрофильное обучение занимает среднее положение в этой логической последовательности, выполняя строго определенные функции.

Для реализации задач предпрофильного обучения в школе составляется общий учебный план, разрабатываемый на длительный период и отражающий особенности конкретного образовательного учреждения, рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно Советом школы или педсоветом. Школьный учебный план предпрофильной подготовки составляется на каждый учебный год. Он максимально отражает текущие условия работы учреждения, учитывает потребности учащихся в ознакомлении с интересующими их профилями. Такой учебный план должен быть достаточно гибким, его содержание должно непрерывно развиваться, невостребованные курсы исключаются из учебного процесса и заменяются более эффективными.

Данный план предоставляет девятиклассникам большую свободу в определении содержания и формата изучения курсов, создаваемых самими учреждениями образования, что помогает уменьшить формализм, сделать более многообразной организацию учебного процесса и тем самым полнее учесть местную специфику, позволяет субъектам образовательного процесса стать творцами содержания образования, дает возможность индивидуализировать процесс обучения, сформировать у школьников и родителей ответственность за сделанный выбор.

Разработанный учебный план школы должен удовлетворять таким требованиям, как:

- сбалансированность между собой предметных, межпредметных и ориентационных курсов;

- полнота представленных курсов по выбору;

- преемственность с профильным образованием школы;

- гибкость плана, наличие резервов и возможности для его изменения;

- отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке;

- вариативность курсов, включенных в план;

- обеспеченность плана ресурсами;

- контролируемость и чувствительность к возможным сбоям.

Индивидуальность учебного плана предпрофильной подготовки конкретной школы создается за счет различий в содержании курсов. Содержание курсов зависит от правильной трактовки разработчиками идей предпрофильной подготовки.

По мнению большинства авторов, курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные и ориентационные курсы).

Предметные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным курсам. Они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Программы предметных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, то есть изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьных программ. В процессе их реализации решаются следующие задачи:

- реализация учеником интереса к выбранному предмету;

- уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;

- создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Межпредметные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их решения в различных профессиональных сферах. Задачами данных курсов являются:

- поддержание мотивации ученика на изучение предметов того или иного профиля;

- развитие склонностей, способностей и интересов школьника;

- формирование интегративной картины мира.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге - профессии. Задачами данных курсов являются:

- создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;

- ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Таким образом, все эти курсы своим содержанием, способами организации деятельности ставят подростков перед различного рода выборами: этическими, профессиональными, социальными.

Для успешной организации предпрофильного обучения в школе важнейшее значение имеет составление расписания занятий, которое должно способствовать высокому качеству образования, профилактике и преодолению дезорганизации школьной жизни, перегрузок, переутомления, заболеваемости в подростковой среде. Оно должно также учитывать психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, которые даются с ориентацией на конкретный вид учреждения, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в конкретной школе, дидактические требования к режиму работы учреждения, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей. Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя всего расписания.

В книге для администратора школы предложены требования к динамичному расписанию учебных занятий, которое должно обеспечить выполнение следующих требований:

Наряду с другими валеологическими мерами модульной школы расписание должно создавать оптимальные условия для обеспечения высокоэффективного труда учащихся, для чего необходимо:

- до начала учебного года совместно с медико-педагогическим центром обеспечить в годовой циклограмме расстановку пиков утомляемости и работоспособности для каждой возрастной группы школьников, - на эти пики будут приходиться соответственно минимальная (каникулы) и максимальная учебные нагрузки;

- обеспечить строгий учет гигиены умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневной, недельной и годовой динамики их работоспособности;

- учесть сложность учебных предметов для восприятия школьниками во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение в каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом.

Обеспечивать физиологически благоприятный режим дня, недели, учебного цикла, учебного года.

Уменьшать до минимального количество «пропавших» уроков.

Обеспечивать оперативное регулирование учебных нагрузок в зависимости от потребностей учебного процесса, физиолого-валеологических особенностей детей разного возраста (например, проведение мероприятий школы без потери уроков или уменьшение учебных нагрузок в сезонный пик падения работоспособности и др.).

Создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

Обеспечивать высокий уровень эффективности труда учителя, недопущение снижения его работоспособности как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели и учебного года в целом, для чего необходимо:

- предусматривать в расписании «окна» для рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков учителями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя в качестве классного руководителя (в то же время создание оптимальных условий для учебно-воспитательной работы в школе требует ограничения количества «окон» в расписании до минимума);

- предоставлять по возможности учителю методический день для повышения его педагогического мастерства;

- учитывать психологический настрой учителя при чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;

- обеспечить единство работы учителя - предметника и учителя - классного руководителя, учителя - предметника и воспитателя ГПД.

Учитывать материально-технические условия:

- предоставлять всем учащимся и учителям равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах школы, спортивном зале, компьютерном центре, учебных мастерских, кабинете музыки и т.д.

Таким образом, предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, всего процесса обучения на разных его этапах. Это важнейшее звено в цепи «Школа-ВУЗ», «Школа-ПТУ», так как именно в конце основной школы наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к профессии.

В ходе предпрофильной подготовки ученик 9-го класса должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять ответственное решение. Учащиеся этой возрастной группы и их родители должны познакомиться с территориально доступной муниципальной образовательной сетью. И, наконец, реально оценить свои возможности в ситуации выбора элективного курса.

Если исходить из общепринятой трактовки сущности любого самоопределения по В.Ф. Сафину как соотношение «хочу - могу - есть - требуют», то относительно предпрофильной подготовки можно сделать вывод о том, что она способствует этому процессу. Во-первых, потому, что предлагается проанализировать школьникам свои желания, знания, умения, возможности и проблемы. Во-вторых, потому, что девятиклассникам создаются условия для соотнесения своих потенциалов и предъявляемых требований к разным видам деятельности, стимулируется выбор, инициируется принятие решения, демонстрируются последствия этих шагов. В-третьих, потому, что подросток ставится в такие ситуации, когда ему необходимо прояснить для себя и окружающих жизненные цели, потребности, предпочтения, мотивы поведения и более того, руководствуясь ими, предпринимать конкретные действия. Поэтому трудно не согласиться с П.С. Лернер, что, учитывая спонтанность самоопределения девятиклассников, следует признать важную роль предпрофильной подготовки, которая погружает современных школьников в повседневную реальность, мир социальных отношений, заставляет их задумываться над социальными проблемами, определяться со своей жизненной позицией.

Особенно значимо ее роль в социальном самоопределении сельских школьников, становление которых протекает в специфических условиях.

С начала 90-х гг. XX в. российская сельская школа функционирует в новых социально-экономических условиях, характеризующихся переходом к рыночной экономике, к созданию правового и демократического государства, в результате чего возникают многочисленные проблемы, которых не было раньше (демографические, социальные, культурные).

Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает серьезные трудности в реализации сельскими образовательными учреждениями тех задач, которые перед ними поставлены.

В настоящее время сельская школа не всегда располагает средствами для полной реализации базисного учебного плана. Одаренные сельские дети зачастую не имеют возможности для развития своих способностей и получения полноценного общего образования.

Вступая в общество «рыночных отношений», как свидетельствуют результаты исследований (Л.В. Байбородовой, В.М. Басовой, М.П. Гурьяновой, Т.В. Лисовского, Г. Силласте и др.) сельские школьники менее успешно адаптируются, чем их городские сверстники, неуверенно реагируют на «перестроенный калейдоскоп» социально - общественных институтов. Самоутверждение «Я» современных сельских школьников не включает готовности к социальному самоопределению.

Таким образом, нестабильность современного мира объективно задает трудности самоопределения сельского школьника.

На социальное самоопределение сельских школьников, как следует из работ, влияют различные факторы.

Во-первых, изменение структуры сельскохозяйственного производства, что требуют адекватных изменений в определении человека сферы своей будущей трудовой деятельности и своего места в структуре общественных отношений.

Во-вторых, социально-демографические изменения на селе (плохое финансирование, низкий уровень жизни, массовая миграция сельского населения, невостребованность специалистов в сельском хозяйстве в связи с развалом коллективных хозяйств, отсутствие элементарных социальных и бытовых условий) вызывают отрицательное отношение выпускников школ к сельскохозяйственному труду, их нежелание оставаться в сельской местности.

В-третьих, географические условия (отдаленность от крупных городов - центров культурной жизни, невозможность выехать в центральные регионы России) отрицательно влияют на процесс общекультурного развития сельских школьников.

В-четвертых, в сельских школах нет достаточных условий для полноценной постановки профессиональной ориентации: не хватает научно-методического обеспечения профориентационной работы, слаба материально-техническая база, плохо внедряются новые информационные технологии обучения и воспитания.

В то же время новая обстановка требует нового подхода в профессиональной ориентации сельских школьников, потенциальности которых могут быть выражены в самоопределении в сельском хозяйстве, так как аграрный сектор страны ориентирован на индивидуальные и фермерские хозяйства, многоукладную экономику, развитие сельскохозяйственного менеджмента, сохранение и создание крупных сельскохозяйственных объединений, внедрение новых информационных технологий. Это требует новых специалистов в экономической, социальной и культурной сферах для работы на селе.

Для самоопределения сельских школьников в этих условиях необходимо, чтобы у выпускников имелись адекватные представления о сельскохозяйственных профессиях, основам сельскохозяйственных наук, опыт практической сельскохозяйственной деятельности, основы творческой деятельности по решению агрономических, зоотехнических, ветеринарных, экономических и инженерных задач, основ фермерского дела, менеджмента в сельском хозяйстве, это может быть обеспечено предпрофильным обучением.

Таким образом, налицо сложились противоречия между:

- потребностью общества, входящего в рыночные отношения, в новом типе личности, способном к самореализации и самоопределению, и недостаточной готовностью сельских образовательных учреждений к реализации данного запроса;

- возрастающими требованиями к современному специалисту и недостаточным уровнем развития его личностной и социально-профессиональной мобильности;

- желанием попробовать свои силы в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием такой возможности у учащихся в сельской школе;

- необходимостью организации работы по формированию социального самоопределения сельских школьников и неразработанностью психолого-педагогических условий ее реализации.

С другой стороны, нельзя не отметить, что у сельских школ имеются и ряд возможностей для организации предпрофильной подготовки и стимулирования их социального самоопределения: найдены пути приобщения учащихся к труду в сельскохозяйственном производстве (опытническая работа, творческие задания, механизаторский труд, рационализаторская и изобретательская деятельность).

Новые явление, начинания, стали входить в сельскую действительность: на базе ученической бригады начали создаваться учебно-производственные политехнические комплексы. Ученические бригады начали переход к экономическим методам хозяйствования; возникли единые сельские трудовые комплексы «детский сад - школа - ученическая бригада - СПТУ - колхоз»; при сельских школах организовывались филиалы профессионально-технических училищ; в отдельных районах при ученических производственных бригадах были созданы учебно-производственные животноводческие фермы, подсобные хозяйства, где выращивали овощи, разводили кроликов, птицу для улучшения питания членов бригады.

Условия создания ученических бригад требовали обязательного участия взрослых сельчан: трудовых производственных коллективов, родителей, общественности, власти. С детьми стали работать опытные специалисты и наставники, которые не только знакомили с секретами своих профессий, но и с трудовыми традициями села, колхоза, семьи, формировали ту общественную среду, которая вырабатывала нравственные ценности у подрастающего поколения.

Вовлечение сельских школьников в трудовую жизнь с раннего детства позволяет им непосредственно на практике узнавать о сельскохозяйственных профессиях. Сельские школьники и в школе, и дома готовятся к работе на земле. В условиях сельского центра на уроках технологии мальчик готовится быть хозяином сельского дома, а девочка - его хозяйкой, за счет чего продолжаются традиции крестьянского образа жизни. Общественно-полезный труд сельских школьников помогает сохранению жизнеспособности села (благоустройство территории, экологические акции и акции милосердия и другое). Наблюдая за образом жизни взрослых, подростки обогащают собственный социальный опыт, их участие в деятельности способствует целенаправленному формированию таких качеств, как трудолюбие, быстрота в работе, способность к напряжению физических и моральных сил, ответственность за порученное дело, которые помогают им в выборе и овладении профессией сельскохозяйственной отрасли, освоению сельского образа жизни.

Все перечисленное помогает выпускнику сельской школы, став специалистом, быстрее и легче адаптироваться к условиям сельского хозяйства, жизни в сельской местности, социально самоопределиться. Однако наличие ограниченного круга профессий на селе мешает самоопределению, является одной из предпосылок, которую необходимо учитывать в процессе формирования социального самоопределения сельских школьников. В этот круг входят, в основном, педагогические, медицинские и сельскохозяйственные профессии, среди которых насчитывается немногим более 18 наименований: учитель, медсестра, продавец, тракторист, шофер, электрик, бухгалтер, агроном, зоотехник, ветеринар, библиотекарь, слесарь, доярка, скотник, фермер, телятница, санитарка, механик. Это сужает область знакомств сельских школьников с разнообразием профессионального труда из непосредственных наблюдений за работой специалистов, не позволяет всем удовлетворить свои образовательные и социальные потребности.

Поскольку специалистов, проживающих в селе немного, у школьников не всегда формируются объективное представление о сущности той или иной профессии.

В то же время специалисты в селе все на виду. Если ветеринар в родном селе недостаточно профессионален, то его жители лучше доверят лечить своих животных ветеринару из соседнего села, чем своему специалисту. Или, к примеру, сельский фельдшер. Он не только исполняет свои обязанности по режиму, указанному на дверях сельского медпункта, но и в любое время суток идет на вызов односельчан, т.к. он единственный медицинский работник на селе. Кроме того, сельский фельдшер часто самостоятельно принимает решение по спасению больного в критической ситуации. В этой связи, сельские школьники, наблюдая за работой специалистов-односельчан, осознают без особых назиданий степень сложности требований и ответственности в труде специалистов в сельской местности. Они понимают, что их работа предполагает высокие моральные качества самих специалистов и членов их семей. Все это позволяет анализировать сельским школьникам социально-профессиональный мир и осознанно выбирать профессию.

Социальная ситуация сельского школьника, как и городского, характеризуется, прежде всего, его недостаточной самостоятельностью в различных сферах общественной жизни:

- экономической (он не может сам зарабатывать себе на жизнь);

- правовой (до 18 лет граждане являются недееспособными или ограниченно дееспособными);

- социально-психологической (отсутствие социального опыта решения актуальных задач жизнедеятельности);

- медико-социальной (отсутствие опыта оказания медицинской помощи, необходимых знаний в области медицины).

Необходимо отметить, что сельский школьник проживает на особенной в плане географического расположения территории, имеет круг общения достаточно специфический и узкий. Образ жизни сельского школьника более спокоен и размерен, чем у городского, у него гораздо меньше объектов для взаимодействия, потому как подобные населенные пункты, как правило, небольшие по размеру. К тому же он довольно редко имеет возможность выезда в город, что с одной стороны, несколько снижает влияние негативных факторов, характеризующих город, таких как, попадание под влияние асоциальных компаний, употребление алкоголя, других психотропных веществ, попрошайничество, с другой стороны, увеличивает степень контроля за ним. Кроме того, окружающая социально-природная среда данной местности создает более благоприятные условия для укрепления здоровья сельского школьника, поскольку, как правило, населенный пункт, относящийся к типу «деревня», «село», «поселок» окружен лесным массивом. В связи с этим степень загрязнения воздуха довольно низка, что в свою очередь связано с небольшим количеством транспортных средств, встречающихся в данной местности, и это положительно влияет на безопасность жизнедеятельности. Но в тоже время, помимо положительных моментов, особенности социальной ситуации сельского школьника имеют и негативный характер. Это связано, прежде всего, с традиционной проблемой, характерной для сельской местности, с отсутствием широкого набора учреждений дополнительного образования, что существенно затрудняет процесс удовлетворения его различных потребностей, а также развитие у него различных знаний, умений и навыков.

По мнению Б.В. Куприянова, бытие сельского школьника можно рассматривать как удовлетворение потребностей по средствам взаимодействия со средой. Ограничив совокупность отношений субъекта со средой по месту и времени, автор считает, что мы получим социальную ситуацию данного субъекта. Если далее абстрагироваться от самой сельской школы и других образовательных и просветительских учреждений, то в ситуации бытия сельского школьника остается несколько основных элементов (объектов и субъектов), с которыми он взаимодействует:

Окружающая природная среда - внешнее естество;

Собственное тело - внутреннее естество;

Сельскохозяйственное производство, в том числе и домашнее хозяйство - искусственные и естественные инструменты воздействия на внешнее естество;

Общность жителей и повседневная культура села - искусственный объект, задающий систему ценностных отношений;

Церковь - искусственный объект, также задающий религиозные ценностные отношения (и то не везде);

Средства Массовой Информации - искусственный объект, задающий несколько ценностных систем отношений.

Целый ряд исследований выполненных под руководством Б.В. Куприянова в рамках формирующейся в последние четыре года концепции контекстного воспитания (Е.А. Салина, Н.А. Сенченко, С.Н. Смирнов, Э.Ю. Сорока), позволяют считать, что модель ценностной системы отношений может быть представлена как совокупность символов, семантически объединенных при помощи контекста (основного смыслообразующего значения, трактующего, объясняющего сущность взаимодействия). Контекст задает, кроме всего прочего, также социальные роли участников взаимодействия, правила поведения, значимые ситуации. Рассматривая контексты взаимодействия с природой, Б.В. Куприянов ссылается на исследование Э.Ю. Сороки, в котором приводится три варианта контекста. Первый (первобытный контекст), когда природа воспринимается в качестве всемогущего бога, а человек должен поклоняться природе-богу, прислушиваться к ней (природоцентрическая стратегия решения задач). Второй - индустриальный контекст, при котором природа, не что иное как - кладовая, у которой человек должен взять богатства, сам человек в этом случае - хозяин природы (культуроцентрическая стратегия). Третий контекст можно назвать экологическим. В его смыслах и рамках, понимая собственную неразрывную связь с природой, расценивая природные ресурсы как сложно восполняемые, самоценные объекты, главное условие своего будущего, человек осваивает необходимость ряда самоограничений. Э.Ю. Сорока отмечает, что в сознании крестьянина соединялись традиционное обожествление природы с первобытной экологичностью (брать от природы можно столько, сколько потом может возобновиться); еще один весьма важный аспект отношения к природе состоит в том, что в сознании крестьянина - доминирует прагматическая ориентация. Решая проблему реализации воспитательного потенциала взаимодействия с природой и следуя отечественным традициям воспитания сельского школьника, Э.Ю. Сорока сделал упор на актуализацию эстетических возможностей природной среды, так как для сельского школьника природа во многом обыденна и лишена духовно-эстетической значимости.

Благодаря опубликованным результатам исследований Института человека РАН (руководитель Б.Г. Юдин) можно представить весьма интересную картину ценностных контекстов, транслируемых сельскими образовательными и просветительскими учреждениями: общеобразовательные школы, районный дом творчества юных, детская школа искусств, Централизованная система библиотек. Фактически контекстов два: классический общекультурный (как известно с преобладанием Западно-Европейской культуры) и традиционный этнокультурный. Первый наиболее явно транслируется в рамках образовательной деятельности школы искусств, второй - при организации социального опыта в детских объединениях районного дома творчества юных (краеведческий кружок, объединение «Народное творчество», «Рукодельница», литературно-краеведческий клуб «Славяне»).

Находясь в собственной социальной ситуации, сельский подросток испытывает влияние пяти различных ценностных систем, задающих различные контексты отношений с природой, с окружающими людьми, с сельскохозяйственным производством, с собственным телом, с источниками информации:

- современная сельская,

- религиозная (православная),

- классической культуры,

- традиционной народной,

- телевизионно-интернетная.

Общепризнанно, что быт современного села в большинстве случаев, транслирует совершенно бесперспективную ценностную систему, где жизнь человека не имеет высших смыслов и значений. Самой опасной представляется утрата позитивных традиций. Как известно, для селянина основополагающим является воспроизводство образа жизни предков. Отсюда, понятно, что вряд ли стоит ставить задачу воспитать у учащегося сельской школы повторения образа жизни родителей, где все определяет алкогольная доминанта. Другими словами, ценностный вектор воспитания должен быть направлен на противостояние существующему положению вещей «отчуждение от чувства хозяина земли, пьянство и алкоголизм». Так как противостояние в организации индивидуальной жизни в условиях именно сельского уклада фактически невозможно (публичность, высокий социальный контроль, и проч.), то возникает три продуктивных варианта позиционного самоопределения по отношению к будущей бытийной ситуации у современного сельского школьника:

- изменение окружающей среды путем ее преобразования по реконструируемым культурным образцам - возвращение к канонам православия, традициям крестьянской культуры;

- изменение окружающей среды путем ее преобразования по вновь создаваемым культурным образцам - реформирование села по иностранному, например, американскому фермерскому образцу;

- изменение собственной ситуации путем ухода - отъезд из села в город.

Движение по первому продуктивному варианту может быть реализовано в случае наличия источника культурных образцов. В рамках этого контекста ярко проявляются такие социокультурные признаки, как соборность, общинность, традиционность. Возможно, для культивирования социально ценных ретро образцов, школа должна выполнить культурно-генерирующую функцию, объединив восстановительный процесс.

Второй вариант ориентирован на воспитание российского фермера, в рамках модернистского контекста которого доминируют индивидуализм, автономность, новаторство, экспериментирование. По мнению И.Д. Чечель, в таком случае в сельских школах необходимо сочетание в обучении современных агро- и зоотехнологий, технического оснащения сельскохозяйственных процессов с психологическим освещением значимости труда сельского жителя, привлечением генетического фонда хозяина и труженика, приглушенного в силу известных причин в нескольких поколениях селян.

Третий вариант предполагает подготовку выпускника сельской школы к жизни в городе. Такой сценарий представляется вполне оправданным для одаренных школьников, так как образовательные возможности города не идут сегодня ни в какое сравнение с сельскими. При этом варианте очевидно преобладание влияния мечты о городской жизни.

Не совсем соглашаясь с этим подходом, подчеркнем, что специфичность социальной ситуации развития сельского подростка, говорит о сложности, противоречивости влияний на процесс социального самоопределения.

Сельская школа в этом случае имеет возможность усиливать или ослаблять эффект спонтанно формируемого опыта ребенка, влиять на ход и результаты сознательных воздействий семьи и других малых социумов и групп общения, направленно формировать собственные воздействия.

Сам ребенок условиями рождения жестко вписан в жизнь окружающих его социумов и потому просто не может не осваивать соответствующую культуру, ценностные установки и ориентации, в том числе и связанные с образом жизни. Однако, в принципе, он, обладая свободой выбора и, с некоторого возраста, достигнув определенного уровня развития, может с трудом воспользоваться такой возможностью из-за возрастной и половой асимметрии, ограниченности социальных контактов и образцов для подражания.

При таком подходе жизненный выбор каждого поколения, некритическое восприятие ребенком образа жизни семьи и родителей в раннем детстве; относительно осознанное восприятие системы ценностей и отношений социокультурной группы в последующие годы жизни; сознательная (критическая и избирательная) ориентация по отношению к способу существования внутри предпочитаемого образа жизни, группы присутствия или эталонной группы.

В этих условиях готовность к социально-профессиональному самоопределению (СПС), как устойчивая характеристика личности сельского школьника, является, по нашему мнению, существенной предпосылкой будущей успешной деятельности и имеет определенную структуру: положительное отношение к определенным видам деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, темпераменту, мотивации, а также необходимые знания, умения, навыки. Готовность школьников к самоопределению - это наличие знаний о себе (образ «Я»), мире профессионального труда и соотнесение этих знаний в конкретной пробе сил.

По мнению Е.Г. Сергушина и О.В. Сергушиной, готовность учащихся к самоопределению в условиях многоукладных отношений и рыночной экономики может характеризоваться направленностью (осознание выпускником школы необходимости вести трудовой образ жизни); качествами личности (деловитость и личная ответственность, самостоятельность, способность к планированию и организации своей деятельности, готовность к защите своих прав и свобод), жизненным и социальным опытом (высокая культура труда, познания и межличностные отношения).

Авторы исходят из того, что социально-профессиональное самоопределение - это не только акт выбора, но и включает проектирование деятельности школьника, предполагающее последовательные фазы действия по социальному и профессиональному самоопределению; построение соответствующей проекту образовательно-развивающей деятельности или создание условий для совместного ее построения; осмысление осуществленной деятельности в целях коррекции или перестройки проекта и поиска новых подходов к обеспечению прогрессивной динамики процесса.

Условно можно выделить четыре возрастные этапы социально-профессионального самоопределения школьников: пропедевтический (1-4 классы), поиско-зондирующий (6-7 классы), развитие профессионального самосознания (8-9 классы), профильный (10-11 классы).

Возможно, для того чтобы социальное самоопределение сельского школьника прошло более успешно, в ходе учебно-воспитательной работы, в школе должны создаваться условия для освоения учащимися опыта организаторской деятельности в процессе взаимодействия с окружающими людьми и оценки его эффективности.

По мнению СИ. Рулева, возможность апробации ранее недоступных социальных ролей, позиций, контактов обеспечивается через обогащение содержания и форм взаимодействия учащихся с помощью средств стимулирования совместной деятельности детей разного возраста через расширение сферы социальных контактов участников взаимодействия. Передача общественных норм, правил, ценностей всегда сопровождается непосредственными контактами человека с агентами социализации. Являясь средством контактирования ребенка со «значимыми другими» и основой совместной деятельности, общения, взаимодействие становится необходимым условием для развития личности в целом и ее социального становления в частности. Одновременно уровень развития социального взаимодействия является показателем успешности процесса социального становления. С другой стороны, взаимодействие является не только средством реализации воздействий на человека со стороны окружающего мира, но и самостоятельным социальным явлением, имеющим большой воспитательный потенциал.

В ходе взаимодействия осуществляется реализация причинно-следственных связей, предусматривается наличие нескольких объектов или субъектов процесса, а также их последующий переход в новое качество, состояние, форму. Именно понятие «взаимодействие» отражает все существенные особенности, возникающие в процессе реального существования и воздействия друг на друга объектов материального и социального мира.

Таким образом, отметим:

- Специфичность социального самоопределения сельских школьников обусловлена влиянием трех групп факторов:

Первая группа факторов связана с влиянием окружающего социума, психологической средой села, которая является особой и непохожей по своей организации на социальное пространство города, поселка городского типа. С достаточно большой степенью достоверности можно отождествить ее строение с организацией замкнутой референтной группы. Соответственно и характерные черты такого сообщества могут быть экстраполированы на рассматриваемый нами объект. Существенными среди них являются: непосредственная включенность в сферу трудовой деятельности; замкнутость социально-психологического пространства; кристаллизация норм и образцов социального поведения; жесткая регламентация поведения; близость природных объектов; высокая значимость культурно-социальных традиций.

Вторая группа факторов, влияющих на процесс взаимодействия учащихся, связана со спецификой сельской школы как типа учебного заведения и характеризуется: традиционностью содержания и форм деятельности школьников; низким уровнем социально-психологической помощи; пассивной, «исполнительской» позицией учащихся при организации учебно-воспитательного процесса; замкнутостью, ограниченностью и однообразием связей детей внутри школы.

К третьей группе факторов относятся личностные особенности, свойственные учащимся сельской школы и во многом обусловленные окружающей средой и спецификой сельской школы как учебного заведения. Среди них особое значение, на наш взгляд, имеют: высокий уровень общей тревожности; высокий уровень комфортности и внушаемости; заниженная самооценка; низкий уровень самореализации; корпоративность системы отношений на основе близости проживания или родства.

- Именно предпрофильное обучение, ориентирующее сельских школьников в вопросах выбора своего места в системе общественных отношений, в наибольшей мере может способствовать их социальному самоопределению.

- Так как на процесс социального самоопределения учащихся влияют несколько факторов: окружающая среда, конкретно-историческая ситуация в ареале проживания субъекта самоопределения, образ жизни и система ценностей в сообществе, индивидуальные особенности личности, обусловленные всем предыдущим жизненным опытом, уровнем притязаний, характер педагогической помощи, ее содержание, и он приобретает специфические черты, что объясняется малочисленностью взрослого и детского сообщества, ограниченностью социальных контактов и возможностями экспериментирования, тендерной асимметрией, своеобразием жизненного уклада, удаленностью от культурно-образовательных центров, бедностью источников информации, характером выполняемых подростками социальных ролей и образцов для их освоения, поэтому для того, чтобы помочь подросткам на этапе предпрофильной подготовки преодолеть эти затруднения, необходимо педагогическое обеспечение процесса социального самоопределения сельских школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

 

АВТОР: Шереметова Г.П.