18.02.2012 14509

Направленность как ведущая характеристика личности

 

Из всех проблем, с которыми сталкивалось человечество в своем историческом развитии, наиболее сложной является проблема самого человека.

Попытки понять всю сложность человеческого поведения предпринимались представителями различных научных школ и направлений - философии, истории, искусствоведения, медицины, социологии, психологии, педагогики, конфликтологии и др.

Во многих науках сегодня широко используется понятие «личность», которое многопланово и имеет несколько различных значений. Так, в социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм, методов и определяющий его эффективность. Психология связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами и качествами. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

К настоящему времени психология личности представлена множеством теорий, в каждой из которых содержится та или иная трактовка понятия «личность». Например, К. Роджерс описывает личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину человеческих переживаний. Г. Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее «нечто», детерминирующее характер вазимодействия человека с миром. В понимании Э. Эриксона, индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, а его личность предстает как функция результатов кризиса. Дж. Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. По мнению Р. Кеттела, ядро личностной структуры образуется рядом исходных черт. Наконец, А. Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

В отечественной психологии проблема личности длительное время представлялась несколько обособленно от тех воззрений, которые формировались в различных зарубежных школах. В ней доминировали взгляды на личность, изложенные в концепциях Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Лишь с середины XX в. начались активные исследования личности (школы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и др.). В центре внимания исследователей оказались многие ранее не изученные стороны ее развития и функционирования. В результате в отечественной психологии также сложились разнообразные подходы к изучению личности. Перечислим некоторые из них.

1. Рассмотрение человека, личности в единстве четырех сторон: 1) как биологического вида; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества (Б.Г. Ананьев).

2. Личность есть субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе развития личности лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление (К.А. Абульханова-Славская).

3. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости (А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский).

4. Ядро личности - система ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения (В.В. Мясищев).

5. Личность имеет динамическую, функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов и ее биопсихологические свойства (К.К. Платонов).

6. Личность есть целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер (Д.Н. Узнадзе).

7. В онтогенезе личность развивается по уровням, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно значимая деятельность (Д.И. Фельдштейн).

С течением времени в отечественной психологической науке сложилось представление о личности как эпицентре индивидного и социального: природа личности конкретно - исторична; личность - деятельная, активная индивидуальность; личность - мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутвеждения, творчества; личность - субъект истории.

Сравнительный анализ определений личности, представленных в работах отечественных психологов, показывает, что они содержат и ряд общих положений:

- подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий;

- личность предстает в виде некой гипотетической структуры или организации;

- подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития;

- личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у отечественных психологов варьируют, как и в теориях личности зарубежных исследователей. В то же время, детерминантой развития личности в отечественной психологии признавалась и признается деятельностькак источник, результат и необходимое условие развития человеческой культуры, цивилизации, индивидуального жизненного опыта.

«Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности, - пишет К.К. Платонов.- Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять».

В процессе деятельности человек действует не по абстрактной схеме, а в разнообразных общественно необходимых формах решает общественно необходимые задачи, направляет свою активность на поиски оптимальных путей решения этих задач. Требования деятельности, ее характеристики и условия не по отдельности соотносятся с теми или иными психическими качествами личности, а опосредованно, через личность, которая и вырабатывает комплекс психологических режимов деятельности в зависимости от своего состояния, способностей, отношения к задачам.

Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельности людей возникают отношения взаимной ответственности и зависимости, осознается значимость индивидуальности.

Понятие «деятельность» является исходным и в понимании психической активности человека, рассматриваемого с позиции «человека-деятеля». А.В. Петровским активность личности толкуется как реализация потребностей, как поиск предметов потребностей. Принципиальное отличие активности и деятельности состоит в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности. Активность как бы предшествует деятельности во времени, она качественно присуща самой деятельности, придает ей определенную «окрашенность».

Таким образом, принцип деятельностного подхода выступает главным в понимании личности человека-деятеля.

Современная наука о личности - персонология (от англ. personality - личность, индивидуальность) опирается на два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.

По словам К.К. Платонова, деятельность человека тем отчетливее, чем ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. «Черт личности, - пишет ученый, - очень много. В русском языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих... И не все черты могут быть обозначены одним словом». И далее: «Разобраться в их обилии было бы невозможно, если бы личность не имела динамическую функциональную структуру и все особенности каждой личности не укладывались бы в четыре необходимые и достаточные для этого ее подструктуры».

Низшим уровнем личности автор считает биологически обусловленную подструктуру, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Третьим уровнем личности выступает ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения, привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и имеет социальный характер. Наконец, к высшему уровню личности К.К. Платонов относит направленность, которая включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.

По словам К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, «чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели».

Уровень, в трактовке авторов, - это общественная значимость направленности человека. Широта направленности - главный интерес, ориентированный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времени. Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Направленность выделяется в качестве ведущей характеристики во всех концепциях личности, но рассматривается она по-разному:

- как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн);

- как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);

- как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев);

- как основная жизненная позиция (Б.Г. Ананьев);

- как динамическая организация сущностных сил человека (А.С. Прангишвили).

В то же время направленность, так или иначе, выявляется в изучении всей совокупности психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивов, идеалов, убеждений, мировоззрения и пр.

В современной словарной трактовке направленность личности трактуется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Некоторые авторы отмечают, что направленность есть обобщенное или системообразующее свойство личности, охватывающее наиболее устойчивые доминирующие мотивы, и, прежде всего, так называемые мотивы отношения личности к разным сторонам бытия, в том числе к самой себе.

В этой связи приведем высказывание Б.Ф. Ломова. «Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, - вся система ее характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеется в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие».

Исходя из такого понимания направленности личности, некоторые исследователи в структуре направленности в качестве основных ее элементов выделяют потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели.

Интересен подход А.М. Столяренко к вопросу соотношения направленности и других сфер личности. Автор выделяет во внутреннем мире личности три основные психологические сферы (подсистемы, группировки психологических элементов), связанные между собой и находящиеся в определенном соподчинении.

Сфера направленности, по его мнению, включает в себя все внутренние побудительные силы личности - ее взгляды, мотивы, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них («канализируя», направляя по избранному «руслу») потоки психических процессов (внимания, восприятия, мышления, возникших в других психологических сферах), влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Сфера направленности ответственна за то, «куда живет человек».

Операциональная сфера включает элементы психики, представляющие способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.

Модуляционная сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявления. В иерархии сфер она носит обслуживающий характер.

Самоопределяясь в отношении термина «направленность личности», Л.Б. Ительсон пишет: «Направленность - это индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных потребностей данного человека и их разновидностей. Самое важное в характеристике направленности это то, какие из этих потребностей занимают доминирующее положение, и сколь длительное время».

Следует заметить, что в последнее время довольно широкое распространение получили термины «социальные притязания» и «ценностные ориентации». Эти и подобные им понятия большинство исследователей все же объединяют одним общим наименованием - «направленность».

Рассматривая направленность как важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения, Л.Д. Столяренко пишет: «Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен».

Изучение других источников, в которых рассматривается проблема направленности личности, показывает, что действительно вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью. По этой причине основные особенности личности определяются:

1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью, которая проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия, поступки.

2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.

4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемое, их узостью или многогранностью.

5. Спецификой соотношения и проявления разнообразных личностных качеств.

Итак, личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями. В структуре этих особенностей особое место занимает направленность.

Избирательную, целеустремленную направленность человека на приобретение тех или иных знаний, выполнение той или иной деятельности принято называть интересом.

Г.М. Гак подверг справедливой критике одностороннее и, по сути дела, неверное определение интереса только как психологического явления. Автор дал собственное определение интереса - это объективное явление, связанное с бытием предмета, и не сводится к сознанию и воле.

Такое понимание интереса распространяется не только на личностный, но и на общественный интерес. «Интерес общности дан объективно как определяемый ее природой и условиями существования», - отмечает Г.М. Гак.

Интерес к профессии - прежде всего, интерес к определенному виду трудовой деятельности. Нередко труд для большинства людей является единственным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей. Он определяет место человека в обществе, смысл и цель его существования. Однако с тех пор как человек начал осмысленно взаимодействовать с природой, он нашел в самом процессе труда источник удовлетворения своих духовных потребностей, поскольку с самого начала трудовой деятельности возникла и духовная жизнь человека. Хотя материальная заинтересованность в результатах труда - один из важнейших стимулов к труду, человек любит свою работу еще и потому, что он получает удовлетворение в самом процессе труда, в мастерстве, в соединении умственных и физических усилий, в получении общественно значимых результатов труда, в творческом поиске. Отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.) в своих исследованиях доказали положительное влияние эмоциональной реакции, возникающей при исполнении интересной для человека работы, на производственную эффективность его деятельности и творчество.

Таким образом, можно заключить, что интерес может и должен быть фактором профессионального развития личности. Когда речь идет о педагогической профессии, то естественно мы можем говорить о влиянии интереса на развитие профессионально-педагогической направленности личности.

Многие авторы называют отдельные признаки интереса. Так, в одних случаях интерес определяется как направленность сознания:

- интерес представляет собой эмоционально окрашенную направленность нашего сознания на определенные объекты (Л.А. Гордон);

- интерес есть более или менее длительная направленность личности на определенный предмет, на определенную область действительности, на определенную деятельность (П.И. Иванов);

- интерес - это специфическая познавательная направленность личности на предметы и явления действительности (А.Н. Леонтьев);

- интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете (С.Л. Рубинштейн).

Другие авторы (А.П. Архипов, Т.Г. Егоров, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалев) трактуют интерес как избирательное отношение личности к определенному предмету (объекту), отраженному в ее сознании.

Наконец, в работах Б.И. Додонова приводится еще одно определение интереса: «Интерес есть потребность в том или ином предмете как возбудителе субъективно значимых эмоций и средств достижения объективно значимых целей». Однако подавляющее большинство исследователей не разделяют такую точку зрения. Еще С.Л. Рубинштейн развел понятия «интерес» и «потребность»: «Интерес, писал он, - проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов, потребность - во влечениях, желаниях, воле». В то же время совершенно очевидно, что потребности и интерес взаимосвязаны друг с другом. Именно на это обстоятельство обращают внимание некоторые ученые, отмечая, что на высшем этапе развития интереса бывает трудно отграничить его от потребности, особенно на уровне призвания к какому-либо виду профессиональной деятельности. Интерес как производное от потребности снова может проявиться как потребность, но уже как интерес более высокого уровня. Например, первоначальный интерес человека к знанию возникает от потребности в нем, но затем, абстрагируясь от конечного результата, сама познавательная деятельность приобретает побудительную силу. В результате возникает интерес к теоретической деятельности.

В современной психологической литературе интерес рассматривается как система объективно существующих и развивающихся потребностей человека, с одной стороны, а с другой - достаточно длительное по времени повышенное положительно-эмоциональное состояние психики в процессе удовлетворения этих потребностей. Отсюда следует, что любая попытка отделить интерес от потребностей беспочвенна.

Социально-психологический анализ понятия «интерес» приводит к выводу о том, что профессионально-педагогический интерес есть единство двух сторон одного и того же феномена. С одной стороны, он представляет собой совокупность связей педагога с обучающимися, коллегами, общественными организациями и т.п., то есть объектами и субъектами профессионально-педагогической деятельности, а с другой - положительное эмоциональное отношение к ним и самой деятельности. Иначе говоря, профессионально-педагогический интерес есть не только состояние сознания, направленность мысли и внимания, что является субъективной формой его существования, но и объективно существующее явление, содержанием которого является профессионально-педагогическая деятельность и потребность в ней.

 

АВТОР: Ерин В.В.