19.02.2012 9295

Формирование профессионализма будущих экономистов

 

Главной целью образования сегодня следует считать подготовку человека для подлинной, реальной жизни и деятельности, раскрытия его творческого потенциала, развитие его качеств и способностей к самостоятельным действиям и к самообразованию. При этом образование должно был процессом развития всего человека: развитием его интеллекта, памяти, потенциала, способностей принимать решения, общаться и взаимодействовать с людьми,

Достижение этой цели должно опираться сегодня на новую систему опережающего и развивающего образования, на кардинальное усиление управленческо-педагогической деятельности и всемерное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения, в том числе методов активного обучения (МАО).

Под понятием «технологии образования» или «технологии обучения» необходимо понимать всю совокупность форм, методов, средств и систем управления, которые участвуют в учебном процессе и способствуют наилучшему функционированию системы образования.

В реальной жизни наряду с поведением реактивного приспособления человек все чаще обращается к творческим способам решения проблемных ситуаций, содержащих неопределенность и неизвестность. Это положение требует от него еще большей активности. Обучаемый рассматривается как активный деятель в учебном процессе, как творец своего знания. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти.

Мировоззрение активного обучения предполагает повышение уровня личностной активности не только слушателя, но и преподавателя, а также изменение характера их взаимодействия и обучения, организация коллективной мыследеятельности слушателей и преподавателя. Внедрение новых информационных технологий обучения включает в себя: деятельность по модернизации традиционного обучения, учебно-поисковую деятельность на основе проблемного обучения, дискуссионную деятельность, игровую деятельность.

Мировоззрение активного обучения породило ряд терминов: «методы активного обучения», «проблемное обучение», «педагогика сотрудничества», «шоковое обучение», «знаково-контекстное обучение», «развивающее обучение» и т. д. Все эти разновидности терминов имеют общее ядро - опору на активную творческую мыследеятельность слушателя.

На наш взгляд возможна следующая классификация современных методов обучения. Основные отличия рассматриваемых методов активного обучения от традиционных методов: вынужденная активность, единство деятельности, творческое мышление, общение, мотивация и эмоциональность, направленность на умения и навыки, оценка результатов.

В современном мире наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами возник их новый вид - информационные ресурсы, которые играют ведущую роль. Появилось понятие «информационно-индустриальное общество». Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество.

Вступление стран в век информации требует повышения до определенного уровня образования населения, что является сложной задачей, решение которой зависит от того, как будет сформировано содержание образования.

Основными целями системы высшего профессионального образования являются подготовка специалистов и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и финансов.

Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения методами информационно-компьютерных технологий.

По мнению исследователя. Башкаевой Э.Х. на современном этапе развития системы высшего образования в качестве ведущей роли наряду с подготовкой специалистов выдвигается и цель формирования личности, способной к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности [9]. При проектировании личности будущего специалиста исходят из структурно-функциональной модели его профессиональной деятельности. Значительной характеристикой личности является деятельность, которая в первую очередь детерминирует ее становление, и в которой личность себя обнаруживает и направляет. (Бабанский Ю.К., Попков В.А., Коржуев А.В. и др.). Произведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что существует диалектическая взаимообусловленная зависимость между развитием личности и осуществляемой ею деятельностью. Условием становления личности является развитие, совершенствование самой деятельности. Формирование личности в учебном заведении, фактором ее становления является система взаимосвязанных и постоянно усложняющихся по содержанию и способам осуществления видов деятельности. При самостоятельном выполнении профессиональной деятельности личность сама превращается в фактор развития деятельности, что свидетельствует о достижении ею уровня творческого развития. Обретение специалистом деловых и личностных качеств стимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному развитию.

Ведущей деятельностью студентов является учебная, в процессе которой происходит дальнейшее становление личности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются качества, необходимые для профессиональной деятельности специалиста. Для выполнения развивающей функции ведущая деятельность должна развиваться от курса к курсу. Последовательное изменение ведущей деятельности от объекта педагогического воздействия до субъекта профессиональной деятельности ведет к достижению цели - подготовке специалиста с развитыми свойствами и качествами личности, необходимыми будущему экономисту.

Исследованиями профессионально значимых качеств специалистов занимались Беспалько В.П., Боголюбов В.И., Кузьмина Н.В., Диго СМ., Ильина Н.В., Борисова В.Н. и др.

Отечественные психологи, опираясь на теорию способностей, включают в профессионально значимые качества психические свойства индивида. При этом, базируясь на принципы единства сознания и деятельности, они подчеркивают, что эти качества не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности, организованной соответствующим образом. Само выделение этих качеств, установление их структуры возможно только при анализе конкретных видов деятельности. Так, инженерно-экономическая деятельность представляет собой единство трех типов деятельности:

- естественнонаучной, направленной на познание закономерностей природы;

- технической, обеспечивающей создание технических объектов и систем, удовлетворяющих запросы общества;

- социальной, ориентированной на познание закономерностей общества.

Экономическая деятельность с одной стороны - предметно-практическая, а с другой стороны - она носит чисто социальный характер, поскольку связана с удовлетворением запросов общества

Рассматривая развитие экономической деятельности в историческом плане, исследователи выделяют три ведущих этапа развития:

I этап, охватывающий период с конца XIX века до середины ХХ-го века, характеризуется нацеленностью на создание и производство технических объектов, исходя из возможностей современного технического знания.

II этап, включающий в себя период с середины 50-х до начала 70-х г.г. 20 века, характеризуется развитием систем и коммуникаций, автоматизацией производственных и технологических процессов.

III этап, начавшийся в начале 70-х годов, характеризуется решением глобальных проблем экологии, энерго- и ресурсосбережения, продовольствия. Социальная деятельность становится доминирующей.

Ведущей формой учебной деятельности должны стать активные методы обучения (профессионально-деятельностные игры приобретают, прежде всего, организационно-управленческий характер) с целью формирования методологических навыков и личностных характеристик специалистов.

В рамках наступившего этапа научно-технологической революции знания в их традиционном понимании как цель учебного процесса меняют свой смысл. Все больше в качестве цели подготовки выступает деятельность, способность к ее перестройке, личностные качества, определяющие не только профессиональные характеристики специалиста, но, прежде всего его социокультурные доминанты.

Осуществленный исследователем. Башкаевой Э.Х. анализ научных исследований в области психологии и теории профессиональной подготовки (Беспалько В.П., Боголюбов В.И., Кузьмина Н.В.) позволили установить, что модель формирования личности современного специалиста должна быть основана на общей структуре деятельности, а также на особенностях структуры экономической деятельности, подгруппы специалистов этой области и качествах, необходимых для осуществления этой деятельности и динамики ее развития. На основе модели профессиограммы экономической деятельности, разработанной учеными Санкт-Петербургского университета структура деятельности экономиста положена в основу модели формирования профессионально значимых качеств личности специалиста. Структура деятельности экономиста реализуется в четырех компонентах профессиональных умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, гностические. Его профессиональное мастерство предполагает успешное решение задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом, высоким уровнем мотивации профессиональной деятельности и умениями решать экономические задачи.

Факторами, определяющими уровень подготовленности экономиста, бухгалтера к профессиональной деятельности являются:

- выраженность профессиональной направленности (мотивации) и профессионально значимые качества личности специалиста;

- уровень фундаментальной (базовой) подготовки;

-уровень знаний и навыков в области будущей деятельности;

- уровень активности самообразования.

Анализ системы профессиональных умений специалиста выявил содержание деятельности и выделил необходимые знания, умения и навыки, которые необходимо формировать в учебно-воспитательном процессе. Критериями профессиональной значимости определенных качеств личности будущего специалиста являются:

- социальная значимость определенного профессионального качества, которая задается в виде требования, предъявляемого к личности специалиста;

- влияние данного качества на успешность учебной и будущей профессиональной деятельности и на возможность наиболее полной реализации себя как личности.

В результате анализа исследований выявлено, что эффективный способ развития профессионализма заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях. Решение проблемы формирования профессионально значимых качеств студента нами видится в целенаправленном педагогическом проектировании, которое включает в себя: разработку учебного комплекса, содержащего обучение, наполненное элементами будущей профессиональной деятельности, что является предпосылкой формирования у студентов нужного профессионального качества. В комплексе должны быть спланированы специально созданные учебно-психологические ситуации ответственной зависимости между студентами, коллективом учебной группы и педагогами, в результате которых проявляются и развиваются профессиональные качества студентов.

Отсюда, одной из важных задач профессиональной подготовки является раскрытие потенциала личности, обеспечивающего совершенствование самой деятельности, также и самой личности.

Анализ системных исследований последних лет доказали тезис о целостности личностной структуры, высокой корреллируемости всех личностных свойств. Констатирующий эксперимент выявил профессиональную структуру личности специалиста. В процессе исследования были определены профессионально значимые качества личности, обладая которыми выпускник вуза достигнет определенного уровня в профессиональной деятельности.

Проведенное исследование существующей и желательной степени обеспечения заданного уровня подготовленности специалиста по требуемым «эталонным параметрам», отраженным в квалификационных характеристиках, определило то рассогласование, которое имеет место с точки зрения различных экспертов («потребителей» - представителей организаций и «изготовителей» - работников вуза). Корреляционный анализ профессиограммы и мнений экспертов по поводу профессионально значимых качеств специалиста подтвердил зависимость между интегративными качествами личности и успешной деятельностью, позволил нам выделить список из семи комплексов профессионально значимых качеств факторов успешной деятельности: профессиональные знания и умения, профессиональная направленность, ответственность, активность, адаптивность, психологическая устойчивость и коммуникативность.

Исследуемая целостность есть структура, которая представлена семью самостоятельными взаимосвязанными подструктурами - факторами. Каждый фактор детерминируется входящими в него качествами с высокими оценками значимости. Успешность деятельности специалиста определяется равномерностью уровней выраженности всеми семью выделенными факторами, то есть некоторой универсальностью, «гармоничностью» личности выпускника вуза. Ранжирование профессионально значимых качеств на основе корреляционного анализа позволило установить, что для повышения качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности необходимо уделить особое внимание формированию таких целостностей в структуре личности студента, как профессиональная направленность и ответственность. Развитие профессиональной направленности студентов в вузе определяется предшествующим выражением положительного отношения к профессии и стоящими за этим отношением мотивами.

В психолого-педагогических исследованиях Башкаевой Э.Х., Кузьминой Н.В. и др. указано, что успех творческой деятельности личности во многом зависит от положительного отношения к делу, что и сами функциональные возможности человека могут быть определены лишь при этом условии, что деловые качества есть результат не только способностей, но и желания употребить их на практике. Поэтому, предварительно было изучено становление профессиональной направленности.

Для этого были исследованы мотивы поступления на экономический факультет и ухода с него, определена степень удовлетворенности различными аспектами будущей работы и особенностями подготовки к ней в зависимости от уровня профессиональной направленности, структуры этой направленности.

В работах Н.В. Кузьминой, Башкаевой Э.Х. выделены у студентов три уровня профессиональной направленности:

1-ый уровень - студенты с положительной профессиональной направленностью на инженерно-экономическую деятельность, что предполагает связь между доминирующими, ведущими мотивами с содержанием профессиональной деятельности;

2-ой уровень - студенты, для которых приемлем компромисс между негативным отношением к профессии в процессе обучения в вузе и перспективой в дальнейшем работать по специальности;

3-ий уровень - студенты с негативным отношением к профессии инженера-экономиста.

Первый уровень составляют студенты четвертых и пятых курсов, второй уровень - первых и вторых курсов, третий - студенты третьего курса. Анализ удовлетворенности различными аспектами будущей специальности и подготовки к ней показал, что для студентов первого уровня значимыми являются те аспекты деятельности, которые требуют главных качеств инженера-строителя - ответственность, активность, профессиональная направленность, коммуникативность.

Для студентов второго уровня характерна неуверенность в соответствии своих способностей характеру будущей деятельности. Нет уверенности в правильности выбора специальности. Почти все студенты третьего уровня либо поступали на другие факультеты, либо переведены из-за слабой успеваемости, либо это - отсрочка от армии.

Кроме трех уровней профессиональной направленности Кузьмина Н.В. и Башкаева Э.Х. выделяют три этапа развития мотивационно-ценностного отношения к профессии в ходе учебной деятельности. Первому этапу (I, II курс) характерны высокие показатели учебных и профессиональных мотивов, управляющие учебной деятельностью. Второй этап (III курс) - это снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью. Третий этап (IV-V курс) - растет степень осознания и интеграции различных мотивов обучения.

В результате теоретического анализа установлено, что для совершенствования процесса формирования профессиональной направленности, кроме известной дифференциации способностей, необходима дифференциация мотивационной сферы личности. Результаты экспериментальной работы подтвердили, что на профессиональную направленность большое влияние оказывают такие личностные качества, как способности и черты характера.

Установлено, что основным психолого-педагогическим механизмом в формировании профессиональной направленности является противоречие между содержанием профессионального труда и личностным смыслом выбора профессии.

Для разрешения этого противоречия и обеспечения динамики развития профессиональной направленности в условиях вуза предлагается:

- углубление личностного смысла выбора;

- корректировка мотивации, акцент на доминирующий мотив, касающийся объективного содержания деятельности;

- формирование прямых мотивов в деятельности;

- определение перспективы деятельности.

Таким образом, переменной, определяющей структуру профессионально значимых качеств: будущего специалиста, являются главные из них - профессиональная направленность и ответственность. Чем больше студент в процессе производственных и учебных практик, изучения специальных дисциплин узнает о своей будущей работе, чем больше овладевает он навыками специалиста при исполнении обязанностей, тем выше уровень сформированности необходимых для его будущей деятельности качеств.

Критериями сформированности профессиональных знаний (методологических, теоретических, методических, технологических) выступают:

- уровень развития познавательной активности и направленности личности;

- объем, обобщенность, системность профессиональных знаний;

- характер мышления, открытость поиску, творческое, нестандартное осмысление действительности;

- умение переносить знания и использовать их в различных ситуациях.

Подготовка специалистов экономического профиля высокого класса в сфере бизнеса требует новых подходов в преподавании соответствующих дисциплин, при которых формирование знаний в области специализации должно сочетаться с приобретением практических навыков работы на компьютерах при решении профессиональных задач.

Таким образом, в учебном процессе используются современные методические материалы Рост информационных технологий, использование вычислительной техники приводит к постоянному изменению форм организации учебного процесса и используемых методических материалов.

Вопрос подготовки квалифицированных специалистов является для российской отрасли информационных технологий одним из ключевых. Для дальнейшего развития этой отрасли требуется все больше квалифицированных специалистов, умеющих применять современные методы и технологии программирования в экономике.

Руководители учебных заведений должны осознавать важность того, что дисциплины информационного профиля занимают все более значимое место в учебных планах для всех специальностей. Тем не менее, для того, чтобы уровень подготовки выпускников соответствовал современным требованиям, вузам необходимо совершенствовать и актуализировать учебные программы - как в области информатики в целом, так и в части дисциплин, посвященных практическим вопросам автоматизации предприятий.

Если автоматизация собственно бухучета или маркетинга преподается достаточно широко, то, например, постановке первичного, оперативного или торгового учета в программах ВУЗов уделяется пока недостаточно внимания, хотя на практике эти специальности крайне востребованы.

Важно, чтобы современное вузовское образование соответствовало потребностям развивающейся индустрии информационных технологий.

 

АВТОР: Шипулина Л.А.