19.02.2012 2836

Использование информационных программных продуктов в высшем экономическом образовании

 

Целью высшего образования является подготовка специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями, способных к постоянному совершенствованию своей деятельности в условиях современных социально-экономических отношений.

Ведя речь о педагогических аспектах использования программных продуктов системы 1С: Предприятие в высшем экономическом образовании, вспомним некоторые основополагающие термины педагогики (по Зимней И.А.).

Педагогическая деятельность - воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его подготовки к общественной жизни и труду.

Обучение - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, с целью формирования знаний и способов деятельности, умений и навыков, организация и управление учебной деятельностью обучаемых, воздействие на интеллектуальное развитие и учебно-познавательную активность обучаемых.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для любой специальности обязательно присутствует требование к овладению информационными технологиями.

Для специальностей 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 351400 «Прикладная информатика в экономике» и 060400 «Финансы и кредит» в нем предписывается: «Для использования информационных технологий специалист должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему; а также уметь пользоваться как минимум, одной бухгалтерской (учетной) программой, программой финансового планирования».

Приход технологии на смену традиционной методике безусловно способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, однако, это не означает, что обучение с применением технологии гарантировано лучше, эффективней, качественней. Технологии могут быть устаревшими или направленными на развитие только одного компонента образования.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Своеобразие целей заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, развитие в соответствии с природными способностями. Принцип активности обучаемого в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Под этим понимается качество деятельности, приводящее к высокому уровню мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Выпускник высшего учебного заведения должен не просто обладать компьютерной грамотностью, он должен, прежде всего, уметь решать стоящие перед ним профессиональные задачи, эффективно используя компьютерные технологии.

Основные принципы методики обучения ИТ:

Обучение обязательно ведется в контексте будущей профессиональной деятельности, когда любая решаемая задача отражает одну из сторон будущей профессии. Цель обучения - научить решать профессиональные задачи с помощью выбранной программы, а не просто освоить приемы работы с программой.

Обучение является системным и опирается на единую информационную модель, например, на систему документооборота, которая является отражением информационных потоков предприятия.

Обучение ведется в тесном взаимодействии с другими учебными дисциплинами

Обучение является интенсивным, личностно-ориентированным и в основном рассчитано на самостоятельную работу студентов.

При выборе профессионального программного обеспечения для обучения учитывается популярность программ в данный момент, а также соответствие программного обеспечения современному уровню развития информационных технологий и возможные тенденции его развития в будущем.

В настоящее время в сфере экономики в нашей стране наибольшей популярностью пользуются программы систем 1С:Предприятие, Project expert, что и определяет широкое использование данных программ в учебном процессе.

При обучении функциональным прикладным программным продуктам, к которым относятся, в частности, бухгалтерские программы, можно изучать отдельно бухгалтерский учет и отдельно работу с программным продуктом, или изучать сразу бухгалтерский учет с использованием той или иной бухгалтерской программы. Оба подхода успешно могут быть реализованы. Но возникают проблемы, связанные с наличием преподавательских кадров, способных воплотить в жизнь цели и задачи такого подхода к обучению, а также с отсутствием учебно-методического и материально-технического обеспечения. К сожалению, большая часть преподавателей бухгалтерского учета не обладают необходимыми навыками работы на компьютере и материально не заинтересованы в этом в силу различных причин. В свою очередь, преподаватели компьютерных дисциплин не очень хорошо знают бухгалтерский учет. Отсюда возникает проблема наличия квалифицированных кадров по информационным дисциплинам и дисциплинам автоматизации бухгалтерского учета.

Необходимо на старших курсах при изучении дисциплин «Информационные технологии» и «Информационные системы» большое внимание уделять изучению автоматизированной системы 1С: Предприятие», благодаря чему наши студенты на занятиях ознакомятся и с компьютерным учетом, и оформлением первичных документов.

В учебном процессе можно использовать учебно-методические материалы, которые можно разделить на две большие группы:

- продукты, разработанные специально для организации учебного процесса.

- продукты многоцелевого использования.

К первой группе можно отнести предлагаемые фирмой «1С» программно-методические комплексы. Они включают в свой состав не только методические материалы, но и сам программный продукт. Комплекс «1С: Учебное предприятие. Бухгалтерский учет». Этот комплекс может использоваться как для подготовки специалистов экономического профиля, так и в Институте Повышения Квалификации. Для автоматизации проведения экзамена существует тестовая программа которая дает возможность за короткий промежуток времени проверить степень усвоения изученного материала.

В качестве примера продуктов многоцелевого использования можно привести Компьютерный видеокурс «1С: Бухгалтерия 7.7» Данный продукт представляет собой мультимедийный обучающий курс по программному продукту 1С: Бухгалтерия 7. 7. Его можно смотреть целиком или выбирать из него отдельные фрагменты. Возможен его просмотр отдельно без 1С: Бухгалтерия или вызов требуемых фрагментов видео курса непосредственно из программы. Его использование облегчает работу преподавателя, так как на большинство возникающих в процессе работы с программой вопросов студенты могут найти ответ самостоятельно. Этот видео курс можно использовать как при контактном об учении, так при дистанционном, что обеспечивает эффективность использования программных продуктов при использовании современной методики обучения специалистов экономического профиля.

Любая педагогическая технология по мнению Селевко Г.К. должна удовлетворять следующим критериям:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Программно-методические комплексы» 1С» полностью соответствуют этим требованиям.

Таким образом, педагогическими аспектами использования программных продуктов системы 1С: Предприятие в высшем экономическом образовании являются:

- принцип личностного подхода. Его сущность состоит во включении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности;

- принцип конкретизации системы действий, состоящем в детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической деятельности по достижению целей технологизации;

- принцип функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата.

Условия построения оптимальных технологий:

- прогнозирование процесса обучения с учетом его цели, срока, категории обучаемых, содержания обучения;

- конструирование самого учебного процесса на основе теории и практики, принципах его организации;

- использование нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых.

 

АВТОР: Шипулина Л.А.