19.02.2012 6789

Педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов в вузе

 

В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям, качественных изменений в сфере науки, техники и технологий, развития демократических, социально-политических процессов, приумножения возможностей самореализации личности значительное развитие, усложнение функций и структуры получает экстернат как форма обучения в вузе. Однако нужно отметить, что на современном этапе качество образования становится основополагающим моментом развития всего общества. Не случайно в последние годы как педагогов, так и ученых, руководителей разного ранга повысилось внимание к качеству и управлению качеством образования. Чтобы иметь более полное представление об этих процессах, необходимо раскрыть само понятие качества. Прежде всего, это общенаучная категория, которой пользуются специалисты разных областей. Толковые словари дают такое объяснение понятию «качество»: это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным нормативам (стандартам).

Как философская категория качество выражает существенную определенность объекта, благодаря которой он, то есть объект является именно тем, а не иным. Качество объекта не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом (объектом) как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие «качество» связано с существованием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество.

По отношению к процессу обучения экстернов качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должен соответствовать результат его образования. Если под результатом образования понимать знания, умения и навыки обучающихся, то нормой должен стать их определенный уровень, востребованный современным обществом и обозначенный государством как гарант дальнейшего развития. Однако результатом образования являются не только знания, которыми по его завершению должен обладать в нашем случае экстерн, но и определенные качества личности, выраженные в ее отношении к миру. Другими словами, качество образования - это система социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать обучающийся.

«Качество образования - это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата) притом, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты», отмечает М. Поташник.

Разработчики важного направления в педагогической науке - мониторинга качества образования - СЕ. Шишов, В.А. Кальней данное понятие рассматривают как социальную категорию, определяющую состояние и результативность образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Или иначе, под качеством образования они понимают степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых учебным заведением образовательных услуг. В этом же ключе качество образования определяет А. Моисеев: «качество образования - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих учащихся, общества, заказчиков на образование».

Все авторы единодушны в том, что качество образования - это совокупность свойств образования, но не всех, а лишь тех, которые потенциально отвечают требованиям заказчиков на образование. Задачу непосредственного обеспечения качества обучения экстернов можно решать как минимум двумя способами. Первый способ состоит в изучении и обобщении передовой педагогической практики и вычленении наиболее результативных вариантов, а также отдельных негативных свойств, сдерживающих полноценное усвоение знаний экстернами и их личностный и профессиональный рост. Второй способ состоит в системном анализе процесса обучения и самообразования, их элементов и определения требований к педагогическим условиям, обеспечивающим качество обучения экстернов. Эти требования могут стать эталоном (нормативом) и «служить прогностическим средством, т.е. давать основание судить о будущих итогах процесса не по реальным результатам его, а по соответствию его качеств выработанному эталону» (И.Я. Лернер).

Следует признать необходимость использования комплекса мер, в основе которых лежат определенные педагогические условия.

Условия обучения экстернов, как правило, жестко детерминированы временными, пространственными, бытовыми, профессиональными (у работающих людей) и социальными факторами, которые могут способствовать обучению, но в большинстве случаев существенно усложняют или даже затрудняют самообразовательную деятельность экстернов. Как правило, образовательный процесс взрослых обучающихся происходит в условиях кратковременных периодов интенсивного обучения. В связи с этим, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается экстерн в современной образовательной ситуации. Создание в вузах экстерната решает некоторые проблемы, вызванные сложившимися обстоятельствами. Однако и здесь экстерна ожидают препятствия. Навыки обучения и самообразования у взрослого были сформированы в совершенно иной, нежели сегодняшняя, ситуации. Приход нового столетия сопровождается сменой стратегий работы с информацией. Чем старше экстерн, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу множества внутренних преград, складывавшихся с годами. К наиболее распространенным из них относятся следующие.

Психофизиологические. У некоторых взрослых людей, поступивших на экстернат, возникает внутренний барьер в отношении своей способности к обучению и самообразованию. Он в какой-то мере основан на мифе о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной информации с возрастом. Однако учеными доказано, что успешно обучаться можно в любом возрасте. Просто в разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, иные типы внимания, меняется мотивация, но в целом взрослый человек всегда способен к выработке соответствующих индивидуальных способов оптимальной работы с информацией. Это становится возможным, если экстерн владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению. Особенностям субъективных отношений в образовании взрослых посвящено немало работ (Дж. Шефнехт, А. Тоф, М. Буквалас). Все авторы сходятся во мнении, что эти отношения должны быть построены на учете индивидуальных интересов обучаемых и на высокой компетентности андрагогов.

Социально-психологические. Многим взрослым людям бывает некомфортно, иногда просто страшно оказаться в позиции обучающегося. Особенно это касается лиц, занимающих определенное социальное положение на административной лестнице. Психологически они не готовы к оборачиванию ситуации, к добровольному превращению в «объект» педагогического влияния. Получая высшее образование в форме экстерната обучающийся (в отличие от других форм обучения) является, в первую очередь, субъектом обучения. В данном случае социально-психологический дискомфорт в некоторой степени нейтрализуется.

Психолого-педагогические. Непрерывности обучения может препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях, несформированность установки на необходимость для современного человека пожизненного образования.

Для преодоления перечисленных трудностей необходимо создание педагогических условий обеспечения качества обучения студентов экстерната. При этом нужно учитывать целый ряд факторов, которые совсем не рассматриваются в педагогике детской школы. В рамках педагогических условий обеспечения качества обучения экстернов, необходимо учитывать режим их труда и его трудовую динамику, структуру рабочего и свободного времени, характер расселения, мотивы учения и причины неучения. Можно выделить следующие педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов как взрослых обучающихся: организационно-педагогические, учебно-методические и психолого-педагогические.

К организационно-педагогическим условиям мы отнесли следующие.

Экстернат как форма обучения взрослых должен обеспечиваться следующими организационно-педагогическими условиями: индивидуальность обучения, внутренняя открытость, ускоренность обучения, компактность обучения, гибкость, адаптивность. Раскроем их содержание. Индивидуальность обучения, при которой наиболее полно раскрываются и формируются оригинальная личность студента в его естественной одаренности, характеризуется, прежде всего, большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних воздействий (как неблагоприятных, так и положительных). Индивидуальность обучения неразрывно связана с таким свойством данной формы обучения как гибкость. Гибкость обучения в форме экстерната дает студентам возможность выбора методов и технологий самостоятельного обучения, выбора учебного материала по степени сложности, а также согласования с преподавателями и установления сроков контроля учебной деятельности. Внутренняя открытость является непосредственным условием индивидуального обучения. Обучаясь на экстернате, студент свободно планирует свои учебные действия, выбирает по своему усмотрению подход к дисциплинам и общий порядок их изучения, сам организует литературные и другие средства, регулирует затраты времени, при желании может кардинально изменить специальную направленность. При этом он самостоятельно определяет степень и качество своего образования, формируясь как свободный в своих поступках деятель. Компактность обучения и ускоренность обучения - это два взаимосвязанных и взаимозависимых свойства, характеризующих обучение на экстернате с положительной стороны экономии времени учащегося. Адаптивность данной формы обучения в вузе заключается в том, что экстерн - главный и основной субъект образования. Экстерн имеет возможность свободно форсировать учебный план, выбирать соответствующие глубину и объем материала, его источники, его интерпретаторов, заказывая необходимые книги и консультации. Наконец, также самостоятельно, индивидуально экстерн готовится и защищается на квалификацию (дипломирование) в подходящие для него сроки, независимо от среднего календарного норматива.

К учебно-методическим условиям нами было отнесено использование технологии авторизованного обучения взрослых, выражающейся в самостоятельности познания и индивидуальном подходе к обучению.

Авторизованность. Образно говоря, экстерн сам себе учитель. В процессе занятий он не испытывает зависимости от поучающих методик или, что сложнее, репродуктивных стилей мышления со стороны преподавателей, в том числе учебников. Он по необходимости и творец своего собственного образовательного подхода, который адекватно выражает условия самостоятельного познания и его индивидуальность. Этим «авторизованным» подходом достигается не только максимально возможный для данного обучающегося объем знаний, но и главное формирующее их качество - творческий характер приобретения информации и ее интерпретации, как и вообще - творческий взгляд на жизнь.

Более чем столетний опыт развития образования взрослых как самостоятельной сферы образования наглядно и убедительно свидетельствует, что для обучения экстернов требуются свои теория и технология обучения, свои научнометодические материалы, а также специально подготовленные кадры преподавателей, консультантов, тьюторов, управленцев.

Нарождающийся рынок настоятельно требует скорейшей подготовки работников новой формации - компетентных, уверенных, напористых, творчески мыслящих. В этой связи правомерно говорить о необходимости использования в педагогическом процессе рациональных технологий обучения, соответствующих возрасту обучающихся. Исходя из основных теоретических посылок андрагогики строится технология обучения взрослых, которая во многом отличается от технологии обучения невзрослых. Технология обучения взрослых - это, во-первых, система научно обоснованных андрагогическими принципами обучения действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения; и, во-вторых, это раздел андрагогики, исследующий и обосновывающий указанную выше систему действий.

Анализируя особенности обучения экстернов, необходимо сказать об актуальности и важности использования эффективной технологии - технологии обучения взрослых. Структурно такая технология представляет собой систему операций, технических действий и функций, реализуемых взрослыми обучающимися на каждом этапе процесса обучения. Технология обучения взрослых представляет более широкие возможности для успешной деятельности экстернов и развития их личности как субъектов обучения и самообразования. Использование технологий в обучении взрослых дает большие возможности для успешной учебной деятельности экстернов, так как предоставляет обучающимся возможность активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения. Это позволяет экстерну реально влиять на содержание обучения, самостоятельно делать выбор методов обучения, контролировать организацию обучения, адаптировать обучение к своим индивидуальным потребностям и особенностям.

Говоря об учебно-методических условиях обеспечения качества обучения студентов экстерната, необходимо отметить включение в образовательный процесс высшей школы элементов дистанционного обучения и его активное использование.

Такая специфическая особенность психологии взрослого обучающегося, как его заинтересованность в быстроте и высоком качестве овладения профессией имеет большое значение при организации экстернами самообразовательного процесса. При внедрении технологий дистанционного обучения снимается проблема дефицита времени экстерна. Чем быстрее и лучше он овладеет деятельностью, то есть чем выше будет его мастерство, тем вероятнее выгодное трудоустройство после обучения. Следовательно, взрослых надо учить профессии гораздо быстрее.

Внедрение элементов дистанционного обучения стало возможным благодаря развитию информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной связи. Дистанционное обучение как новая форма образования возникло за рубежом, в Англии, широко применяется в Америке, Японии и Европе. При проведении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать доставку обучаемым основного объема материала, предоставление возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала. Такое обучение имеет ряд достоинств и приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих социально-экономических процессов рыночной экономики: продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию, в том числе и к деловому образованию; формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования; политические и экономические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования; появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса; усиление международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Необходимо выделить такие достоинства использования информационных технологий, как открытость системы, то есть предоставление образовательных возможностей всем желающим. Открытое образование дает возможность использовать учебные программы различных уровней: довузовского, вузовского и послевузовского. Использование данных технологий обучения удовлетворяет образовательные потребности обучаемых, повышает их интеллектуальный и культурный уровень, позволяет решать задачи индивидуализированного обучения. Одним из важных моментов в применении технологий дистанционного обучения является то, что такая система образования не требует от слушателя изменений в его образе жизни. Также можно отметить и преимущества для подготовки педагогических кадров. Система дистанционного обучения позволяет повысить уровень подготовки учителей, обеспечить подготовку кадров по нескольким педагогическим специальностям, сократить дефицит педагогических работников, сократить курсовой срок обучения. Причем, данный вид образовательных технологий является одной из новых форм учебного процесса, призванного реализовывать права человека на образование и получение объективной информации, включающая комплекс образовательных услуг для широких слоев населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на принципе самостоятельного обучения учащихся и на средствах получения учебной информации на расстоянии. В целом развивающаяся технология дистанционного обучения обеспечивает широкий международный доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам. Она предоставляет возможность проходить обучение, не покидая место жительства и в процессе производственной деятельности, а также предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для обучающихся данным образом. Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении экстернов обеспечивает большую доступность получения высшего образования.

Благодаря «расстоянию», каждый экстерн получает возможность познакомиться с большим количеством суждений, версий, фактов в пределах каждой предметной области. За знания экстернов несет ответственность не только его непосредственный преподаватель, но и сам обучающийся. Как это ни парадоксально, но такой рост расстояния между обучаемым и преподавателем может помочь улучшению качества получаемого высшего образования. Экстерны могут думать над составлением ответа в приемлемом для них темпе. И подготовка к экзамену с использованием информационных технологий только обогащает устный обмен мнениями. Применение этих технологий помогает и унифицировать, и разнообразить учебные ресурсы. Однако сами по себе технологии не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование экстернов стоит обратиться к тому огромному опыту обеспечения качества образования. Можно сформулировать ряд вполне обоснованных требований к использованию информационных технологий для обеспечения качественного образования в форме экстерната:

- Расширение круга обучаемых должно оправдывать вложенные средства, поскольку внедрение информационных технологий даже для небольшой группы потребует создания дополнительных условий. Затраченные средства должны способствовать созданию наиболее эффективного образовательного пространства.

- Должна быть создана Internet-библиотека с наглядно структурированным представлением информации. Для этого потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегчающего педагогам и экстернам поиск в сети Internet. Для эффективной работы такой библиотеки (особенно в том, что касается экстернов) очень важно подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации (ссылок Internet) по данной предметной области. Безусловно, полезно привлечение к подготовке таких страниц Internet не только педагогов, но и самих обучаемых. Однако для этой работы требуется определенная подготовка в области создания Web-страниц, которая может быть реализована, например, в курсе информатики при изучении технологий Internet Технологии, которые выбираются для создания библиотеки новой формы, должны быть достаточно универсальными и позволяющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствуя возможности работы с информацией всех участников образовательного процесса.

- Учебно-методическая работа преподавателей должна выйти на новый уровень за счет создания в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке. Сотрудничество педагогов с экстернами, многоплановость создаваемой продукции, возможность получения независимой экспертизы со стороны многочисленных пользователей Internet придадут учебно-методической работе действительно новое качество.

- Экстерны должны иметь ясное представление о том, что требуется для получения качественного образования именно от них. Преподавателю необходимо помочь сориентировать и даже научить активному отношению к учебе. Без соблюдения этого требования никакие усилия, предпринимаемые для обеспечения качества образования, не дадут позитивных результатов. Методы обучения, активизирующие отношение учащихся к изучаемому материалу, способствующие их творческой познавательной деятельности, развитию самостоятельности и инициативы, поддерживаются в системе дистанционного обучения дискуссиями в режиме виртуальных семинаров, перепиской по электронной почте с преподавателем и соучениками. Экстерн в этом случае становится не только «получателем», но и «распространителем» знаний, поскольку качественное образование предполагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивидуального образовательного пространства, которое может быть реализовано в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий (Web-страницы, базы данных и т.д.).

- Должны быть выработаны четкие и единые критерии оценки знаний для всех изучаемых экстерном дисциплин. Использующаяся в дистанционном образовании тестовая система оценки знаний явно недостаточна, должны оцениваться также самостоятельность, активность, развитие обучаемого в ходе познавательной деятельности. Итоговым тестированиям должны сопутствовать текущие проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы обязаны обеспечивать обратную связь с преподавателем - реальным или виртуальным, например, с помощью системы подробного комментирования неверных ответов или систем, адаптирующихся к ответам студента и предоставляющих материал для выработки правильного ответа.

Новые технологии передачи информации, новые технологии обучения, все новые источники, средства, формы и методы обучения предоставляют экстерну огромные возможности для удовлетворения своих образовательных потребностей.

Качество обучения экстернов также должно обеспечиваться и психолого-педагогическими условиями: при организации собственного обучения и самообразования должны учитываться учебные мотивы: чем более четко они выражены и целенаправленны, тем легче преодолеваются трудности учебы экстерном. Они предполагают создание такой ситуации, в которой экстерн будет находиться в субъектной позиции, имея возможность осмыслить истинные цели, мотивы, потребности своего обучения в вузе на основе самоанализа и рефлексии.

Поскольку для экстерна - взрослого человека любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему учить именно этот материал. Тем самым, в отличие от ребенка, его смысловые установки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью и проявленностью. Мощное желание быть самостоятельной, самоуправляемой личностью, стремление к самореализации, к самоосуществлению увлекает человека ко все новым и новым сферам и формам познания.

По словам М.Т. Громковой, взрослый обучающийся чрезмерно перегружен, его внутренняя реакция на предлагаемую информацию настороженная и, прежде чем быть воспринятой, отбирается по алгоритму значимости: «для чего?»; «что?»; «как?». Если положительные ответы найдутся, можно рассчитывать на хороший результат. Именно этот фактор и определяет - будет новое знание воспринятым или останется внешним.

Как считает автор, обучение экстернов как взрослых обучающихся необходимо рассматривать как систему: источник - собственное мировоззрение, позиция, самосознание (потребности, нормы, способности), степень осознания необходимости самообразования; норма - непрерывное самообразование, поиск импульса в виде организованных процессов (курсов, программ, учебных заведений и так далее), высокий уровень квалификации и культуры; механизм - овладение способами критериальных действий путем развития собственных способностей: рефлексировать (осознавать), самоопределяться (принимать правильные решения), критериально действовать (достигать цели).

А.И. Канатов в своей статье пишет, что углубленные исследования показали, что «для более адаптированных в этих условиях взрослых (оптимистически смотрящих в завтрашний день, удовлетворенных своей профессиональной деятельностью) характерна и большая скоорденированность (скоррелированность) рассмотренных личностных качеств с интенсивностью познавательных запросов в различных областях знаний и умений. Очевидно, для полноценного ощущения жизни, хорошей адаптированности в социуме недостаточно иметь только высокий уровень развития того или иного, пусть даже достаточно важного свойства, необходимо также, чтобы в структуре индивидуальности оно было взаимосвязано с мотивацией».

Все описанные выше педагогические условия, обеспечивающие качество собственного обучения экстернов, основываются на андрагогических принципах, которые формулируются следующим образом.

- Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность экстернов является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.

- Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность экстерна с организаторами образовательного процесса по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.

- Принцип опоры на обучающегося. Согласно этому принципу, жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт экстерна используется в качестве одного из источников обучения самого обучающегося.

- Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности экстерна.

- Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения.

- Контекстность обучения (термин А.А. Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для экстерна цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны - строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

- Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных экстернами знаний, умений, навыков и качеств.

- Принцип элективности обучения. Он означает предоставление экстерну определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

- Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у экстернов новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

- Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление экстерном всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Обозначенные принципы обучения студентов экстерната как взрослых обучающихся не являются чем-то противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично коррелируют с ними, как, например, принцип развития образовательных потребностей, индивидуализации или опоры на опыт. Являясь андрагогическими принципами обучения, они определяют деятельность, прежде всего, экстернов по самоорганизации процесса обучения. Как отмечает И.Я. Лернер: «Качества процесса обучения - это его свойства, признаки, характеристики, при наличии которых он может обеспечить эффективность, соответствующую потребностям данного этапа развития образования». Исходя из такого определения качества обучения, можно предположить, что понятие эффективность напрямую связано с понятием качества образования; эффективный - означает адекватный. Если качество образования - это свойство данного объекта (процесса, результата), то эффективность - степень выраженности этого свойства с учетом конкретных условий и конкретных заказчиков.

Можно выделить параметры оценки эффективности педагогических условий, обеспечивающих качество обучения экстернов. Первым параметром выступают цели экстерна. Современный человек должен быть нацелен на будущее и служить прогрессу общества. Поэтому собственное обучение следует строить по законам и нормам будущего, которые в тенденции имеются уже сегодня. Так, А.В. Петровский, В. Дьяченко и ряд других ученых, декларируя необходимость нового педагогического мышления, указывают, что целью процесса обучения выступает именно развитие личности учащихся, а отнюдь не приобретение знаний, умений и навыков, за которыми остается лишь роль средства этого развития. Вторым параметром оценки эффективности данных педагогических условий является уровень личностного развития экстернов, уровень сформированности у них системы знаний, умений и навыков («процент успеваемости» и другие показатели). То есть, можно сказать, что эффективность, а, следовательно, и качество обучения экстернов, оценивается по двум параметрам: 1) насколько экстерн приобретает крепкие и прочные знания, необходимые в дальнейшей трудовой деятельности; 2) насколько процесс обучения и самообразования способствует развитию экстерна.

Таким образом, качество обучения экстернов - одна из ключевых проблем функционирования высшего профессионального образования. Экстернат как форма получения высшего образования имеет весьма широкие возможности в своем развитии. Однако до сих пор остро стоит вопрос об обеспечении качества обучения в вузе в форме экстерната. В силу причин занятости на рабочем месте экстерны зачастую весьма формально относятся к образовательному процессу, а иногда испытывают и определенные внутренние трудности при обучении. В результате чего нами были выявлены педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов в вузе. К ним мы отнесли: организационно-педагогические, учебно-методические и психологические. Немаловажную роль при организации эффективного и качественного обучения взрослых в условиях вуза играет процесс использования соответствующих дидактических технологий. Наиболее оптимальной будет являться технология обучения взрослых. Нами были описаны принципы, на которых базируются обозначенные условия обеспечения качества обучения экстернов как взрослых обучающихся, а также критерии оценки их эффективности.

 

АВТОР: Шнайдер И.Р.