20.02.2012 65653

Гуманизация современного российского образования: сущность и особенности

 

Анализ содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволили нам определить и содержание понятия «гуманизация» как производное от предшествующих. В социальном плане, на наш взгляд, понятие «гуманизация» есть одновременно и явление, и деятельность распространения воспитания и становления в обществе идей гуманизма, иначе, духовно-нравственных ценностей общественного развития.

А в педагогическом же контексте - это процесс формирования гуманных качеств личности или просто гуманности в человеке.

Это императив, который стоит перед Россией с точки зрения ее выживаемости в ближайшем будущем и на перспективу в XXI веке. Сегодня в фокусе внимания ученых находятся проблемы, связанные с гуманизацией образования, педагогического процесса, педагогической деятельности и личности студента.

Для реализации такого подхода отечественной наукой накоплен большой теоретический опыт. Проблема гуманизации образования проанализирована в различных аспектах философами и социологами Г.С. Батищевым, В.Г. Белинским, В.В. Бестужевым-Ладой, B.C. Библером, Л.П. Буевой, В.П. Зинченко, М.С. Каганом, И.С. Коном, Я. Корчаком, Е.А. Подольской; психологами К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалевым, В.В. Давыдовым, И.Б. Котовой, A.M. Новиковым, А.Б. Орловым, А.В. Петровским; педагогами Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулавой, Е.В. Бондаревской, Н.В. Звягловой, М.В. Ивановым, B.C. Ледневым, Б.Т. Лихачевым, А.В. Мудриком, Ю.Н. Петровым, Сластениным, А.И. Субетто, Е.Н. Шияновым, А.Ф. Щипотиным и др.

Необходимость гуманизации образования особенно остро обозначилась в начале 90-х годов. Это было связано со следующими недостатками в существующей системе образования: отсутствием НОТ учебной деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивающей сохранение их здоровья; преобладанием аудиторных занятий над самостоятельной работой студентов; отсутствием или недостаточностью внимания к развитию творческих потенций личности обучающегося; слабым информационным обеспечением учебного процесса; ориентацией на «замкнутые» учебные дисциплины «жестких конструкций», приведшей к строгой нормативной заданности учебной информации, схематизму в обучении, тавтологичности и схоластичности знаний; «жесткостью» образовательной системы, выраженной единственной ступенью образования, сугубо государственной или ведомственно-государственной организацией; схемой управления и распределения, игнорирующей самоопределение личности; отсутствием системы измерения качества деятельности вузов в подготовке специалистов; доминированием информационно-объемной системы образования над интеллектуально-преобразующей и др.; снижением качества образования, падением интереса обучающихся к учебе, ухудшением нравственной атмосферы в стенах учебных заведений, ростом правонарушений.

Кроме того, педагогические ориентиры, которыми руководствовались педагоги, стали далеки от реальной жизни, от демократизации общества.

Гуманистическая философия образования, питаемая принципами нового педагогического мышления, опирается на широкий теоретический фундамент, выстроенный представителями различных научных школ, которые по новому рассматривают механизмы формирования и проверки новых концепций и знаний, особенности построения современных теорий. Следствием этого является то, что повсеместно происходит смена ведущих педагогических концепций или их существенная коррекция.

Современные подходы к образованию определяются процессами гуманизации, то есть ориентацией на духовно-нравственные ценности. Новое гуманистическое сознание, формирующееся в процессах преобразования цивилизации в целом, естественно ориентировано на иной, чем прежде, стиль педагогической деятельности и общения, на диалоговый режим обучения и воспитания, на культурные начала образа жизни ребенка, на демократические нормы самоорганизации всей его деятельности. Таким образом, в таких явлениях прослеживается тенденция синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования.

Гуманизация образования есть поворот всех звеньев учебно-воспитательного процесса к личности студента, уважение к его человеческому достоинству, преодоление отчуждения студенческого и преподавательского состава от образовательного процесса, ликвидация ориентации на усредненного студента, создание условий для развития его социальной активности и раскрытия творческих потенциалов.

Гуманизацией образования является переориентация на личную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений.

Принцип гуманизации позволяет развивать систему образования, выявлять все противоречия, стимулировать поиск оптимальных и обоснованных решений, порождающих инновационные типы учебных заведений, нормы, ценности и идеи. Гуманизация образования связывается с отказом от прежних устаревших субъект-объективных отношений и переводом их в субъкт-субъективные, в новую организацию образования и, в частности педагогику сотрудничества. В сфере образования такое явление вызвано еще и появлением принципиально нового понимания идей современного состояния гуманизации педагогического образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Этот новый тип педагогической культуры ориентирован на достоинства человека. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. В центре образовательного процесса находится сам обучаемый, формирование его личности следствием данного конкретного учебного предмета.

Таким образом, в настоящее время происходит переориентация принципов самосознания и рефлексии педагогов, вырабатывается новое понимание гуманизма, где современное состояние гуманизации педагогического образования обусловливает неограниченный в социокультурном пространстве, демократически организованный педагогический процесс. Основным смыслом такого педагогического процесса становится удовлетворение личностных запросов обучающегося, обогащение его творческого потенциала, роль сущностных сил и способности. Конечно, и мера этого удовлетворения выступает показателем гуманизации общества и личности.

Пробуждающийся процесс гуманизации жизни Российского общества утверждает статус теории личности как концептуальной основы гуманизации образования. «Возвращение» к личности является одной из наиболее значимых тенденций развития гуманистического человекознания. Гуманизация образования составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического процесса, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности. Основным смыслом педагогического процесса в этом случае становится развитие личности, качества, мера которого является показателем работы учебных заведений, учителей, всей системы образования.

Гуманизация образования - это педагогика сотрудничества, гуманные отношения. Это значимая сторона гуманизации образования, но сведение этой проблемы только к установлению «особых» отношений между учащимся и учителем - это лишь частичное решение.

Гуманизация образования, по мнению Е.Н. Шиянова, может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический феномен, отражающий общественные тенденции в построении и функционировании системы воспитания в современном мире.

Гуманизации образования, считает М.Н. Берулава, во многом связана с эволюцией современных философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира в настоящее время выдвигается человек. Гуманистический подход в обучении нельзя свети к каким-то конкретным технологиям или методам обучения, это ценностная ориентация, в основе которой - перестройка личностных установок педагога и воспитанника.

Гуманизация образования предполагает его максимальную индивидуализацию и дифференциацию, которые эффективнее всего могут быть реализованы через различные типы учебно-воспитательных учреждений.

На смену концепции рационально построенного обучения приходит концепция, укрепляющая позиции разнообразия гуманистической направленности педагогического образования: индивидуализированного, культуросообразного, саморазвивающего, переносящего акценты с фронтального обучения на различные теории научения и самообразования, учитывающие творческий характер учебной деятельности как одной из форм гуманизации образования. Постепенно накапливаются позитивные изменения в содержании и формах обучения и воспитания, которые помогают сложным процессам утверждения демократических и гуманистических принципов в образовании.

Гуманизация педагогического образования, по мнению А.Ф. Щипотина, означает оптимизацию воздействия личности и социума, обеспечение их наиболее эффективного развития. Она направлена на совершенствование форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих раскрытие индивидуальности обучающегося, его личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать от себя воспитательные воздействия.

Для этого должен быть создан «новый гуманизм», вписывающийся в технологический век с его компьютерами, генной инженерией, микроэлектроникой, лазерами, космическими спутниками, кабельным телевидением и пр. В «новом гуманизме», очищенном от устаревших норм и принципов человеческого поведения. Только такой гуманизм может выступать в качестве основы становления нового человекознания и образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека. В гуманистической концепции педагогического образования, авторами которой являются В.А. Сластенин и Е.Н. Шиянов, подчеркивается и то, что гуманизация педагогического образования предполагает систему подготовки педагога, которая обеспечивает преемственность и непрерывное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие его личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. Суть в том, чтобы обеспечить будущим педагогам сознательный выбор духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую систему профессионально-ценностных ориентации. В концепции концентрируется внимание на необходимости разработки новой технологии профессионального обучения. Основу такой технологии составляет личностно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для самореализации личности будущего педагога, выявления и развития творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии деятельности. Предполагается изменение и самой организации учебного процесса, переход на гибкие технологии его организации (введение модульного обучения, интеграция учебных дисциплин I и II уровня, вычленение предметов пролонгированного и локального характера, концентрированное, блочное построение расписания занятий, обеспечение относительно длительного по времени «погружения в предмет» и т.д.), (В.И. Горовая, Г. Ибрагимов, Г.М. Соловьев, Л.М. Фридман и др.).

Концепция открыла перспективы разработок и направления методических инноваций в педагогическом образовании, но, к сожалению, в концепции не отражена проблема преемственности в формировании гуманистической направленности непосредственных участников педагогического процесса (Макаренко).

На основе накопленного социального и научного опыта и в связи с модернизацией системы образования изменилась и сама «философия» содержания и управления образованием, о чем говорит принятый Закон Российской Федерации «Об Образовании» (1996 г.). В него включены и такие понятия, как «многоуровневость», «преемственность», «государственный стандарт профессионального образования (федеральный, национально-региональный и местный компоненты)», «профессиональная образовательная программа» и др. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов, учебных заведений, осваивающих новое содержание обучения и вносящих гуманистическую направленность в образовательный процесс (80). В статье пятой этого же закона подчеркивается, что государственная политика в области образования основываются на следующих принципах (и первым стоит гуманистический характер образования): приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Долгое время проблема гуманизации образования хотя и ставилась, но решалась, в основном, формально. В настоящее время существенно возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам ее саморазвития. Появилось новое понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Задачи, связанные с пониманием образования, предполагается решать только через рассмотрение человека как основного субъекта образовательной деятельности.

В современных условиях в Российской системе образования вырабатывается новое понимание гуманизма, более гибкое, сложное, вариативное мировоззрение постмодернизма. Определяется новая технология и новая культурная среда образования. Уходит концепция рациональности, и укрепляются позиции разнообразия культурных типов образования (культурособразного, интегрированного, индивидуализированного, дифференцированного), переносящего акценты с фронтального, разомкнутого, рассеянного обучения на замкнутое, на направленный информационный процесс, на различные теории научения и самообразования.

Задачи утверждения гуманистических принципов достаточно сложны, и их сложность возрастает в условиях нестабильной обстановки в стране: нехватки средств, трудностей финансирования, падения жизненного уровня. Это дополняется ростом молодежной преступности, усилением влияния массовой культуры, приоритета толпы, силы, бездуховной телесной культуры и др. В связи с этим перед педагогами стоит задача организации учебного процесса, обновления содержания, форм и использования методов, которые способствуют развитию иного понимания образования, т.е. задача разработки инновационных организационно-педагогических моделей, адекватных проблемам и потребностям культурного развития общества, решению насущных проблем через устремление в будущее.

Для преподавателей нового поколения должно быть характерно безусловное принятие личности учащегося, забота о свободном развитии его индивидуальных способностей (духовных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных), забота о его здоровье. В связи с этим в области высшего педагогического образования сегодня очень важно выйти в теории и практике на новый уровень синтеза инноваций и лучшего в различных педагогических концепциях прошлого и настоящего, признание их равноценности и дополнительности. Отличием нынешней ситуации является то, что постоянно происходит смена ведущих педагогических концепций или осуществляется их коррекция. Приоритетом в высшем образовании становится новый стиль деятельности, коммуникации и общения, ориентированный на диалоговый режим обучения и воспитания.

Гуманизация воспитания - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем детей и учащейся молодежи; формирование у них отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятием саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного.

В отличие от понятия «гуманизация воспитания» понятие «гуманизация образования» в педагогическом словаре (под ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировой) трактуется как «распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества».

Согласно концепции О.С. Газмана, «объектом» в гуманистической педагогике выступает только образовательный материал (предметы, явления, модели, ценности и др.), процесс выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие личности. О.С. Газман подчеркивает, что гуманистическая культура воспитания есть качественно иное измерение человеческих взаимоотношений. Ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях, он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым.

Гуманистические подходы к воспитанию мы встречаем во взглядах таких просветителей и педагогов, как: И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.П. Енгалычев, Н.И. Новиков и др.

Авторы (В.Г. Белинский, В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.) в своих работах приходят к мнению, что недостаточно учитывается индивидуальность ребенка, необходимо воспитывать его душу, силу характера и свободу суждения, «орудием и посредником воспитания, должна быть любовь, а целью - человечность».

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного и всестороннего развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Для гуманистов субъект всегда первичен, чем он и ценен. Формировать его не надо, следует лишь помогать в развитии.

По мнению ученых, гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. «Подлинное образование захватывает и изменяет душу в целом, перемещая человека сперва в место его существа и приучая к нему».

Гуманистическая педагогика нацелена на развитие гармоничной личности, способной вступать в общение, сотрудничество, содеянное в культуре и социуме. Достижение такой цели возможно при условии развития представленного личности целостного образа мира во взаимосвязи всех его элементов.

В гуманистической модели личности основными, концептуальными «единицами» являются «идеальное Я» и «реальное Я». Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности - основное качество «полностью функционирующей личности», которое способствует гармоничному развитию личности и развитию способности жить и активно действовать в сложном окружающем мире.

Реформы, происходящие в России (их политическая, экономическая, социальная направленность), коснулись и системы высшего образования. Концептуальным стержнем этой реформы является ориентация на коренные интересы студенческой молодежи, удовлетворения их нужд и запросов. На первый план выдвигаются задачи изучения социальных процессов, технологий реализации идеи развития образования, принципов демократизации и гуманизации, превращение их в механизм развития личности студента и действенный фактор развития общества (В.Я. Кипоть, В.А. Якушин).

Среди социально-педагогических условий осуществления принципа гуманизма в учебно-воспитательном процессе выделяются: общие (общекультурные, региональные, природные, национально-этические), возрастные (индивидуально-нравственные) и частные (отношения, взаимоотношения педагогов и обучающихся, педагогов, друзей, близких и родных обучающихся) способы включения обучающихся в самостоятельную реализацию творческих сил (Ю.Н. Бабинский, В.А. Якушин).

Учебно-воспитательный процесс при этом превращается в целенаправленную поддержку физического, психического и социального развития личности в процессе преемственного освоения студентом ценностей культуры предшествующих поколений.

Сегодня модернизация системы образования, на современном этапе, связана с тем, что видоизменяются ее акценты. Главным становится комплексное развитие личности: духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое и психологическое как целостный педагогический процесс. И здесь одной из главных социальных проблем выступает перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменения его отношения к людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизации образования. Гуманизация образования будет осуществляться только тогда, когда вся система образования будет способствовать раскрытию подлинно человеческих способностей и качеств.

Изменение социально-экономической ситуации в России вывело систему образования в иной режим функционирования и развития в плане необходимости поиска надежных, оригинальных, оптимальных, эффективных способов организации учебно-воспитательной деятельности, моделирования современных педагогических систем, обеспечивающих качество образования.

Между тем в течение длительного времени развития системы образования в педагогике обсуждались различные аспекты, касающиеся ее сущности и целостности. Образование определяется как система, социальный и государственный институт, как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками. B.C. Леднев определяет образование как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта. По его мнению, понятие «образование» - это синоним понятий «становление личности», «обучение» и «развитие» в широком педагогическом смысле. С позиции способов передачи опыта (их эволюции, развития, эффективности) правомерно отметить, что образование -это еще и технологический процесс. В этой связи педагогическая наука в настоящее время предлагает комплекс образовательных технологий и показывает пути их практического применения.

Г.М. Соловьев, пытаясь логически выстроить содержание указанных понятий с позиции обобщения обобщений, отмечает, что образование, как и воспитание, в широком смысле слова - это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений, навыков и воспитания качеств личности, типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически социальным заказом, индивидуальными особенностями и результатом. В узком смысле понятие «образование» определяется им как процесс передачи знаний, касающихся различных сфер жизнедеятельности общества, а понятие «воспитание» - как процесс формирования жизненно важных знаний и качеств личности, обеспечивающих ее индивидуализированную адаптацию к окружающей социально-природной среде. При употреблении словосочетания «образовательно-воспитательный процесс» подчеркивается единство, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность двух основных компонентов данного феномена человеческой деятельности. Словосочетание «учебно-воспитательный процесс» практически идентично понятию «образовательно-воспитательный процесс», при использовании его акцентируется ведущая роль учебной деятельности в целостном образовательном процессе.

Существует и понятие «образованность», с одной стороны, оно обобщает, определяет общекультурный кругозор личности, с другой -уровень ее образования.

Таким образом, говоря о качестве образования, необходимо представлять, что конкретно имеется в виду. Если это государственная, социальная макросистема или отдельно взятая микроструктура, определенный вуз, то предметом оценки качества их функционирования должны выступать прежде всего основные составляющие этих структур. А именно информационная, отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается образовательная система, их соответствие социальному заказу, тенденциям развития науки и современного образования в мире, потребностям личности. Вторая составляющая - инструментальная (чем?). Это наличие и качественное состояние ресурсов, инструментальной составляющей реализации образовательной системы, технологии (учебные помещения, спортивные залы, оборудование, программное и учебно-методическое обеспечение, компьютеры, коммуникационные сети, санитарно-гигиенические условия и многое другое). Третья - социальная составляющая, кадры (кто?), их уровень профессионально-педагогической готовности, как качественного системного, динамического состояния, характеризующегося совокупностью личностных и профессионально значимых качеств, определяющих способность целеустремленно и эффективно осуществлять учебно-воспитательную деятельность.

Основные составляющие макро и микрообразовательной системы должны четко определяться компонентами качеств, а также признаками этих качеств. При этом, как подчеркивает В.П. Беспалько, все три составляющие образовательной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изменение структуры стратегии одной из них непременно требует изменения двух других.

Цель образовательной системы - переход в режим развития, это также ее качественный показатель. В каком направлении и какими темпами развивается система? В какой степени она обеспечивает социальный заказ? Как ею трансформируются современные идеи и создаются новые?

Если образование определять как процесс, то его качество прежде всего будет определять степень внедрения педагогических технологий. В этой связи педагогическая наука в настоящее время предлагает комплекс образовательных технологий и показывает путь их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются технологии компьютерной информации образования, трансформационные и дистанционные. Широкое распространение получили также технологии интенсивного, проблемного, опережающего, активного, контекстного, личностно-ориентированного, развивающего и концентрированно-опережающего обучения.

Рассматривая образование как результат, акцентируется то, что система есть средство достижения цели. Цели в образовании - это социальный заказ и образ желаемого будущего субъекта. Реальное состояние есть результат системы и деятельности субъекта как диалектическое единство объективных и субъективных факторов, обусловливающих качество результата образования. Например, профессиональной готовности, способности и специфической профессиональной, функционально определенной деятельности к решению конкретно поставленных задач на уровне успешного достижения цели. Модель содержания формирования профессиональной готовности в структуре деятельности представляет собой целеполагающее выражение, многоаспектную и многоуровневую систему профессиональных качеств и свойств личности, которые в своей совокупности через функциональную составляющую педагогической технологии предполагают эффективное осуществление учебно-воспитательной работы. Социальный заказ определяет обобщенную цель и технологическую структуру целеполагающей установки государственного образовательного стандарта. В итоге профессиональная готовность специалиста определяется профессиональными знаниями (степенью их абстракции, обоснованностью, осознанностью, интеллектуальными способностями к объяснению, анализу, синтезу, прогнозированию, конструктивно-проектным действиям), умениями и навыками творческого переноса их в практическую деятельность.

Чтобы получить такой результат, необходима трансформация традиционной, в основном информационно-объемной системы образования в технологию обучающей, интеллектуальной, преобразующей, развивающей, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической и аксиологической), от репродуктивного уровня усвоения знаний к продуктивному.

Такой подход в обучении предполагает и разработку соответствующей технологической инструментальной составляющей, которая бы максимально ограничивала субъективизм преподавателя и обеспечивала объективную, построенную на четко разработанных критериях оценку качества знаний, умений и навыков студента. Наконец, качество образования, подчеркивает Г.М. Соловьев, не может рассматриваться вне контекста трудозатрат и здоровья субъектов образовательного процесса. «Цели и решаемые задачи в образовании должны соизмеряться с психолого-педагогическими и физиологическими закономерностями учебно-трудовой деятельности, психофизическими возможностями обучающихся. Иначе цели образования во многом утрачивают свою социальную и личностную значимость. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью, лишая молодых людей самой важной ценности в жизни. В таком случае она (система) работает ради самой себя в экстремальном режиме по отношению к студентам» (Г.М. Соловьев). Вот почему сегодня очень активно заговорили о здоровьесохраняющей образовательной технологии, и это не очередная компания, а тенденция, обусловленная далеко не удовлетворительным состоянием здоровья детей и молодежи в Российской Федерации. Многочисленные исследования демонстрируют далеко не утешительную картину о пагубном влиянии на здоровье традиционных подходов учебной деятельности учащихся.

В этом отношении здоровьесохраняющая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья как предпосылки качества результата образования.

Из этого делается вывод, что целью здоровьесохраняющей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья студентов, их продуктивной учебно-познавательной деятельности, основанной на научной организации труда.

Тенденции современного высшего образования, выражающиеся в интенсификации учебного процесса, увеличение объема информации, применение интенсивных образовательных информационно-компьютерных технологий, позволяют говорить о том, что при существующем состоянии здоровья молодежи для определенной ее части высшее образование остается недоступным. В этой связи говорить о гуманизации образования можно лишь в том случае, если в образовательном учреждении функционирует сохраняющее здоровье образование.

Таким образом, качество образования в контексте его гуманизации представляет собой сложную, многофакторную, многогранную, многофункциональную проблему, и решение ее возможно лишь при комплексном изучении взаимосвязи составляющих этот феномен, что также обусловливает структуру и содержание исследований в этом направлении.

Концепция образования в современных условиях развития общества реализуется через принципы демократизации, многоукладное, народности, открытости, дифференциации, непрерывности, гуманитаризации и поддерживается абсолютным большинством педагогов, ученых, представителей администрации и общественности.

Процесс девальвации нравственных ценностей и социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры граждан России ставят важнейшую педагогическую проблему гуманизации индивида и общества.

Гуманизация, будучи объективным явлением современной культуры, представляется как процесс нравственного образования, сориентированный на духовные традиции. Учебное заведение в этом плане выступает как воспитательная система, которая интегрирует усилия общества.

Сущность гуманизации учебно-воспитательного процесса в условиях реализации современной реформы образования состоит в повороте этой системы к личности студента, уважению его достоинства, доверию, принятию его индивидуальных идей, запросов и интересов. Это - создание условий для раскрытия и развития способностей обучающихся, духовного мира, органическое соединение их личностного, коллективного и профессионального начала.

Реализация принципа гуманизации образования предполагает создание особой модели учебно-воспитательного процесса, ее технологию, организацию, охватывающую все этапы становления гуманноориентированных профессионально-личностных качеств будущего специалиста.

 

АВТОР: Шульженко А.В.