20.02.2012 6338

Классическая гимназия как прообраз национального гимназического образования

 

Прежде чем приступить к непосредственному анализу историко-педагогических основ национального гимназического образования, выделим некоторые особенности исследуемой проблемы.

Особенность первая - полидисциплинарностъ понятия национальное гимназическое образование.

Данное понятие является сложным и полидисциплинарным. Каждое слово, входящее в это понятие, несет определенную смысловую нагрузку и относится к конкретной дисциплинарной области. Во-первых, национальное гимназическое образование принадлежит к общему среднему образованию. Во-вторых, оно является частью национального образования. В-третьих, - относится к гимназическому образованию. Поэтому содержание национального гимназического образования должно включать в себя, соответственно, содержание общего среднего образования (С), национального (Н) и гимназического (Г) образований.

Особенность вторая - инновационный характер процесса становления национального гимназического образования.

Становление и развитие этноориентированного гимназического образования представляет собой непрерывный процесс по разработке и внедрению системного нововведения. Инновация такого масштаба предполагает перестройку существующей системы или создание новой образовательной системы (подсистемы) на базе существующей. Безусловно, создание национального гимназического образования на базе общего среднего образования с использованием историко-педагогического опыта является системным нововведением, характеризующимся динамичностью и необходимостью постоянной корректировки определенных понятий в соответствии с закономерностями режима инновационного развития - регулярного перехода системы в качественно новое состояние. Поэтому формулировки некоторых, иногда и базовых, понятий в ходе исследования будут уточнены и корректированы.

Особенность третья - историко-педагогический детерминизм в становлении и развитии национального гимназического образования.

Данная особенность обусловлена требованиями целостного и истори-ко-логического подходов к изучаемой проблеме. Инновационный процесс становления и развития национального гимназического образования исследуется нами в генезисе. Прошлое, настоящее и будущее системы рассматриваются в единстве и в целостности, без отрыва от сложившейся системы непрерывного образования России.

Национальная гимназия как педагогическая система должна выражать связь эпох, соединяя гуманистические народные традиции прошлого с культурно-образовательными ценностями современного высокотехнологичного, информационного, демократического общества.

Прообразом современного гимназического образования является классическая гимназия. Идеи классического гимназического образования, преломляясь в содержании общего среднего образования, создают облик современного гимназического образования. В прошлом, кроме классических гимназий, существовали народные школы, в которых аккумулирован многовековой опыт обучения и воспитания детей на основе народных традиций и обычаев. Этнопедагогические традиции, преломляясь в содержании общего среднего образования, формируют черты современного национального образования. Национальное гимназическое образование создается на пересечении этих трех образовательных областей: общего среднего, национального и гимназического.

Схемы позволяют проанализировать и систематизировать сложившиеся на практике направления и пути становления национального гимназического образования, хотя эти схемы далеко несовершенны. Абстрактность, как нам представляется, - главный их недостаток. Для исследователей, имеющих художественно-ассоциативное мышление, целесообразно представлять инновационные процессы более образно, например, в виде гимназического генеалогического дерева.

Национальное гимназическое образование создается на базе общего среднего образования, которое имеет стержневое значение и уходит корнями в классическую гимназию и народные школы. В системе непрерывного образования оно занимает «нишу» инновационных учебных заведений, расположенную между общим средним и профессиональным (средним и высшим) образованиями.

Особенность четвертая - продвинутостъ национального гимназического образования. Содержание национального гимназического образования по профилирующим дисциплинам всегда выше по сравнению с уровнем общего среднего образования. По некоторым дисциплинам иногда доходит до первой ступени высшего образования. Содержание образования по непрофилирующим дисциплинам может оставаться на уровне общего среднего, но не ниже последнего.

Особенность пятая - элитарность национального гимназического образования.

Национальное гимназическое образование создается в целях обучения, воспитания и развития наиболее способных и одаренных детей, подготовленных к работе на высоком уровне интеллектуально-познавательной деятельности.

Предварительное рассмотрение некоторых особенностей национального гимназического образования позволило нам сформулировать рабочее определение ключевого понятия данного исследования.

Национальное гимназическое образование представляет собой повышенный уровень общего среднего образования на родном языке, ориентированный на обучение и воспитание способных и одаренных детей с использованием позитивного историко-педагогического опыта и современных педагогических технологий.

Понятие этноориентированное гимназическое образование нами используется как синоним ключевого понятия национальное гимназическое образование.

В инновационной практике концептуальные идеи национального гимназического образования реализуются в самых различных формах: национальных гимназиях, этнолингвистических лицеях, культурологических гимназиях, русско-национальных школах-гимназиях, национально-турецких лицеях-интернатах и т.д. Поэтому теоретико-методологические подходы, принципы, закономерности, концептуальные модели национального гимназического образования, полученные в данном исследовании, относятся не только к национальной (русской, татарской, чувашской, башкирской и т.д.) гимназии, но распространяются и на другие формы, а именно: татарско-турецкие, башкирско-турецкие, чувашско-турецкие лицеи; немецко-чувашскую гимназию, русскую культурологическую гимназию и т.д.

На основе изучения историко-педагогической базы и анализа инновационных процессов в сфере гимназического образования народов России было выделено три основных направления становления национальной гимназии. Системообразующим параметром здесь выступал уровень светского образования народов России. У одних народов светское образование выросло до высшего; у других - до среднего и средне специального; у третьих - осталось на уровне начального.

Первое направление мы назвали базовым. Оно характерно для русского народа, который в историческом прошлом имел собственную систему светского образования: начальное, среднее (классическое, реальное и т.д.) и высшее. Русское национальное гимназического образование строится на основе общего среднего образования, применения опыта классической гимназии к новым социально-экономическим условиям и использования народных традиций в обучении и воспитании детей. Современное развитие русского гимназического образования по существу является возрождением российского классического гимназического образования.

Второе направление характерно для народов исламской ориентации (татар, башкир и других), имевших в прошлом собственную систему религиозного образования. У этих народов становление национального гимназического образования шло параллельно по двум направлениям на основе:

- обновления содержания конфессионального образования, включения в него светских, общеобразовательных дисциплин;

- подготовки и открытия подлинно светского учебного заведения на родном языке - национальной гимназии.

В конце XIX века началось реформирование конфессионального образования татар и башкир путем реализации идей новометодного движения в содержании мектебе (элементарное, начальное), медресе (среднее, высшее), дарельмугаллимата (среднее педагогическое) и дарельфэнуна (высшее педагогическое).

Национальное светское образование у татар и башкир получило бурное развитие в конце XIX - начале XX веков. Содержание образования новометодного медресе дошло до уровня российских классических гимназий. Игдадия - отделение новометодного медресе, дающее повышенное среднее образование, готовило выпускников к поступлению в высшее отделение - галию, одновременно предоставляло им право на преподавательскую деятельность, т.е. игдадия соответствовала уровню классического гимназического образования.

Столетняя борьба татарского народа за светскую национальную школу завершилась открытием в 1916 году в Казани татарской женской гимназии Ф. Аитовой.

Таким образом, игдадия и татарская гимназия Ф. Аитовой явились классическими моделями национального гимназического образования мусульманских народов России в начале XX века.

Третье направление в становлении национального гимназического образования характерно для тех народов, которые в прошлом имели светское образование на уровне начального («инородческие» школы). Национальное гимназическое образование данного направления создают сегодня такие народы Среднего Поволжья, как чуваши, удмурты, марийцы и другие.

Концептуальную основу этноориентированного гимназического образования составляют ценностные императивы классической гимназии. Ретроспектива исследуемой проблемы позволит более успешно реализовать принципы историко-педагогического детерминизма в моделировании современного национального гимназического образования.

Слово «гимназия» происходит от греческого «gymnasion». В Древней Греции так называлось учебно-воспитательное учреждение для знатных афинских юношей, которые изучали политику, философию, литературу, одновременно занимаясь гимнастикой. В средние века гимназии стали открываться в Германии, Австрии, Франции.

Первые попытки «завести» общеобразовательные школы в России были сделаны еще при Петре I. Эти школы были частные, хотя и пользовались государственными субсидиями. Наиболее известная из них гимназия Глюка. Пастор Глюк, пленный, весьма образованный немец, при содействии правительства в 1705 году открыл в Москве учебное заведение с широкой программой, включающей географию, политику, латинская риторику с ораторскими упражнениями, картезианскую философию, семь иностранных языков, танцевальное искусство и набор немецкого, французского этикета, рыцарскую конную езду и борейторское обучение лошадей. В 1706 году был установлен штат в 100 учеников, которым назначено было «давать жалованье определенное», увеличивая его с переходом в старшие классы, «дабы охотнее учились».

Изначально гимназия создавалась как учебное заведение по подготовке юношей к поступлению в университет. По этому поводу имеется высказывание М.В. Ломоносова: «Необходимо должна быть гимназия, без которой университет как пашня без семян». Президент Российской академии наук Блюментрост в 1725 году заключил с Байером (ориенталистом, нумизматом, знатоком древних языков) форменный контракт, который дал право Байеру устроить гимназию по представленному им проекту, где изучались следующие предметы: русский, латинский, греческий, немецкий, французский языки, логика, риторика, история, география, арифметика, геометрия, рисование, танцы. В полном объеме приведенный учебный план распространялся только на учеников, желающих продолжить обучение в университете и позднее заняться ученой деятельностью. Присланные в гимназию семинаристы доучивались, занимаясь только дополнительными к имевшимся у них знаниям предметами; дворянские недоросли обучались в большинстве одному или двум иностранным языкам, танцам, рисованию, арифметике и географии. Иные ученики занимались лишь несколько месяцев языками, рисованием, танцами. С конца 1736 года сохранилась характерная роспись учеников гимназии с разделением их на сословные группы и с показанием, чему кто обучается. Самую многочисленную группу составляли дворянские дети: 39 человек, каждый из которых изучал предметы по собственному выбору:

- немецкому языку, рисованию, танцам учились 15 человек;

- немецкому языку и рисованию - 3;

- немецкому и французскому языкам, рисованию и танцам - 7;

- немецкому и французскому языкам, арифметике, географии, рисованию, танцам - 5 человек и т.д.

Вторую группу из 24 человек составляли дети гражданских и прочих чинов (солдат, дворовых людей); почти все учились лишь одному немецкому языку, а немногие еще и рисованию.

Третья группа - академические ученики на жалованьи - 15 человек учились одному немецкому языку, 1 - французскому.

Четвертая группа состояла из 29 адмиралтейских учеников, обучавшихся одному немецкому языку.

Пятая группа из 13 человек - из учеников Преображенского полка.

Такова была академическая гимназия.

Две другие доекатерининские гимназии были учреждены в Москве в 1755 году и в Казани в 1758 году. Особенность их организации заключалась в сословности: одна половина гимназии предназначалась для дворян, другая - для разночинцев. Разница была и в курсе, и в содержании дворян и разночинцев. Дворянские дети занимались преимущественно изучением языков, основ разного рода наук. Курс был весьма разнообразным. Изучали шесть иностранных языков: два древних и четыре новых - французский, немецкий, английский и итальянский. Из наук преподавали математику, философию, историю, географию, словесность, основы политики, геодезию, различные искусства, которые изучались учащимися по их выбору в различных сочетаниях, как и в петербургской гимназии. На отделении разночинцев, где главным предметом был латинский язык, курс был ограниченнее, стройнее. Это была латинская школа, которая готовила гимназистов для поступления в университет. И в Казани, и в Москве учение засчитывалось в службу, и большинство гимназистов получало казенное жалованье.

Содержание учащихся на дворянском отделении было лучше: дворянам выдавалось говядины по 1,25 фунта на человека, а разночинцам 1 фунт (фунт - английская единица измерения массы, равен 453,6 г.); дворяне ели кашу с маслом маковым, а разночинцы - с конопляным; дворяне получали хлеб ситный, а разночинцы - решетный белый; «за великие продерзости» виновных дворян предписывалось бить по штанам линейкой, а разночинцев сечь розгами. Гимназистам выдавалась форменная одежда. Вот что вспоминает бывший гимназист А.Е. Арбузов (академик, Герой Социалистического труда, долгие годы возглавлявший Казанскую школу химиков): «Через несколько дней я надел гимназическую форму. Меня очень занимал широкий ремень с латунной пряжкой, на пряжке было выгравировано КПГ, что означало «Казанская первая гимназия», и синяя форменная фуражка, на которой между посеребренных лавровых веток были те же знаки КПГ».

Проект гимназии при Московском университете преследовал две цели: подготовку к университетским занятиям и к практической деятельности. Поэтому проект обязывал родителей «наперед заявлять», хотят ли они учить сына латинскому языку и «вышним наукам», или хотят направить его на военную службу, в купечество, определить к художествам, чтобы в соответствии с таким заявлением, можно было составить программу его обучения. А инструкция директору предписывала сообразовывать учение с личными склонностями и способностями учеников: «При обучении наблюдать, чтобы разными понятиями учеников не отягощать и не приводить память в замешательство, а всякого по склонности во всякой науке стараться прилежно обучать, разве кто особенное понятие и склонность ко многим разным наукам окажет».

Таким образом, петербургская, московская и казанская гимназии были учреждениями без каких-либо общих обязательных курсов и притом с резким сословным характером. Кто чему хотел, тому и учился. Дворяне изучали в этих гимназиях новые языки, танцы, основы некоторых наук; разночинцы учили латынь и «вышния науки» для поступления в университет.

С 1804 года мужская гимназия становится основным типом средней общеобразовательной школы в России. Открывавшиеся с 1870 года женские гимназии имели 7-летний курс обучения, с 1871 года - восьмигодичный (8-й класс специальный, педагогический).

Несмотря на различные изменения, происходившие в гимназии на протяжении более 150 лет, она всегда отличалась лучшей постановкой учебно-воспитательной работы. Опыт передовых российских гимназий начала XX века доказывает, что успех их учебно-воспитательной работы определялся направленностью обучения на формирование творческой, интеллектуально развитой, социально активной личности, соответствующей нравственным идеалам общества. На протяжении долгого периода гимназии были наиболее передовыми учебными заведениями, прежде всего, за счет лучшей учебной работы педагогов, их высокого профессионализма, тесной связи с университетами, лучших материальных условий. В течение долгого периода гимназии были единственными учебными заведениями, в учебном плане которых отсутствовал Закон божий.

Учебный план гимназий конца XIX - начала XX веков был крайне обширным и ориентированным на подготовку энциклопедически образованных людей. В план входили следующие учебные предметы: русский язык и литература, латинский язык, обязательно два иностранных языка: немецкий и французский, курс математики с элементами высшей математики, история, география, философия, логика, курс естествознания в начальных классах и физика в старших, технология, рисование. В немалой степени гуманистические традиции передовых гимназий и демократический стиль обеспечивались высоким уровнем образованности педагогов, имеющих, как правило, университетское образование. Каждый учитель преподавал цикл предметов (философские, физико-математические и т.д.), что обеспечивало высокую эффективность преподавания. Большинство преподавателей опекали своих учеников от начальных классов до выпуска, что создавало между ними отношения доверия, взаимного уважения.

Взаимодействие гимназий с университетами осуществлялось в самых разнообразных формах: на лекциях профессоров для гимназистов; за счёт создания учебников для гимназий, обеспечения гимназий оборудованием для учебных занятий; разработки учеными университетов оригинальных методик обучения, применяемых учителями гимназий и т.д.

В Российских гимназиях работали многие ученые, писатели, деятели культуры. Выдающийся русский географ и геолог Сергей Николаевич Никитин (1651-1909) долгое время был учителем географии и естественной истории в ряде московских гимназий. Он оставался учителем и после того, как ему была присвоена степень магистра геологии и палеонтологии. Именно в эти годы им были написаны для гимназий учебники по географии и ботанике, которые выдержали несколько изданий и пользовались большим успехом.

Петр Павлович Ершов (1815-1869), автор знаменитого «Конька-Горбунка», уже будучи известным писателем и имея университетское образование, преподавал в Тобольской гимназии латынь, а затем - русскую словесность и литературу.

Большую часть жизни провел в русской провинции, учительствуя в различных гимназиях, видный русский религиозный философ, критик, публицист Василий Васильевич Розанов (1856-1919) Он автор известных статей по школьному образованию в России: «Сумерки просвещения», «Афоризмы и наблюдения» и т.д.

Биографы русского физика Н.А. Умова подчеркивают тот факт, что своим пристрастием к физике он обязан своему учителю гимназии Я.И. Вайнбергеру (1825-1896). В дальнейшем Яков Игнатьевич стал окружным инспектором Московского учебного округа, автором десятков трудов не только по физике, но и по астрономии, физической географии, истории техники.

Выдающийся русский математик, академик Андрей Андреевич Марков (1856-1922) преподавал в средней школе в 1917-1918 гг. Видный русский физик и астроном, создатель теории расширяющейся вселенной, Александр Александрович Фридман (1888-1925), обучаясь во 2-й Петербургской гимназии, начиная с IX класса, пользовался указаниями академика А.А. Маркова.

Известно, что некоторое время учителями гимназий были Д.И. Менделеев и И.В. Курчатов. Пример К.Э. Циолковского, учителя женской гимназии в Калуге, основоположника современной теории космических полетов, известен любому культурному человеку.

В 1770 году в Петербургском университете лучшим ученикам старших классов гимназии было разрешено университетское образование на латинском и немецком языках. В следующем году программа обучения для более достойных была расширена за счет преподавания естественной истории, математики и физики. Студентам-гимназистам была выдана студенческая форма, шпага и присвоено звание «элевы» (от франц. eleve -ученик, воспитанник). Директор Петербургской Академии наук Е.Р. Дашкова с 1743/44 учебного года повелела экзаменовать академических гимназистов и выдвигать на звание студентов тех из них, кто достоин. Гимназисты старших классов и воспитанники пансионов на старшем отделении имели право посещать университетские лекции, В самих же университетах были созданы так называемые «классы гимназистов». А.С. Грибоедов учился в Московском благородном пансионе и в 11 лет был «произведен в студенты» Московского университета...».

Проведенный историко-педагогический анализ развития системы среднего образования России второй половины XIX - начала XX в. позволяет констатировать, что в силу общественно-политических, социально-экономических преобразований в ней складывается качественно новая образовательная ситуация. Её характерной чертой являлось развитие гуманитарной направленности содержания образования, для которого было характерно наличие ряда тенденций.

Основной тенденцией, по исследованиям М.В. Савина, считается противоборство филологического, теологического (богословского) и культурологического типов гуманитарности в общей системе народного просвещения. Это проявилось в четком подразделении всего цикла гуманитарных предметов, как в гимназическом, так и внегимназическом среднем образовании на теологические, филологические и культурологические.

Важнейшими вехами в преобразовании гуманитарного гимназического образования можно считать принятие новых Уставов классической гимназии (1864, 1871 гг.), принятие новых Уставов реальных гимназий (1864, 1872 гг.), модификацию учебных планов классических гимназий (1914, 1917 гг.). Анализ данных документов свидетельствует о тенденции преодоления односторонности в гуманитарном образовании путем уменыпения филологической направленности всего учебного курса и увеличения его культурологических основ (если по уставу 1864 г. теологическое образование составляло 13,5%, филологическое - 61,9%, культурологическое -24,6% всего курса гуманитарных предметов, то к 1914 г. соответственно -7%, 46,7% и 46,3%). Эта тенденция представляла собой бесспорно прогрессивное явление, носившее эволюционный характер и в конечном итоге способствовавшее качественному развитию гимназического обучения - превращению классических и реальных гимназий в передовые учебные заведения своего времени. Однако непоследовательность, неопределенность проводимой образовательной политики, отсутствие четкой единой стратегии развития национального просвещения приводили к перекосам, противоречиям в становлении отечественного образования в данную эпоху. В области образовательных реформ отчетливо проявлялась сословная предпочтительность некоторых образовательных типов, - классических гимназий, лицеев, университетов, военных учебных заведений, ущемлялись специальные и профессиональные учебные заведения, реальные училища и национальные школы.

В ряде образовательных учреждений, исходя из задач утверждения в системе просвещения идеологических доктрин монархического российского государства, первостепенная роль отводилась богословскому, монархическому воспитанию, в связи с чем активно насаждались подчас достаточно абсурдные программы обучения.

Слепое насаждение на русской почве без учета реальной специфики российской действительности западноевропейских моделей образования, их безосновательное копирование также являлось причиной многих недостатков в системе гимназического образования. Многие шаги в образовательных реформах этого времени объяснялись исключительно политическими и идеологическими соображениями.

Несмотря на множественные недостатки в курсе образовательной политики, система гимназического образования обнаруживала тенденцию эволюционного развития в сторону демократизации и либерализации учебно-воспитательного процесса, поэтапного превращения гимназического обучения во всенародный бессословный тип среднего общего образования. Так, например, за 10 лет с 1870 по 1880 гг. численность дворян-гимназистов уменьшилась на 19,4% от всего числа обучающихся в классической гимназии и на 12,9% - в реальном училище. В то же время численность всех остальных сословий российского общества, напротив, увеличилась - представителей городских сословий на 9,6% в классической гимназии и на 8,6% в реальном училище, представителей крестьянских сословий - на 3,1% в классической гимназии и на 3,9% в реальном училище. Численность учащихся, вносивших полную плату, с 1870 г. по 1905 г. уменьшилась со 100% до 42,8%, а число обучающихся бесплатно к 1905 г. составило 14%.

При этом важнейшую педагогическую инноватику рассматриваемой эпохи представляло создание сети женских гимназий, которые в процессе своего развития постепенно сливались с мужскими в единый тип национального среднего образования. Таким образом, можно констатировать, что гимназическое образование в своем развитии эволюционно теряет свойства сословности, схоластичности, догматизма и играет позитивную роль в развитии отечественной культуры и науки представленного периода.

В рассматриваемый период гимназическое образование становится основной формой реализации в педагогической практике научного и гуманистического потенциала педагогической теории, о чем свидетельствует активное участие выдающихся представителей педагогической мысли этого времени (П.Ф. Каптерев, М.Н. Катков, А.А. Мусин-Пушкин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) в разработке научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в гимназиях.

Следующая тенденция заключается в том, что гуманитарная направленность содержания гимназического образования обеспечивала не только высокое его качество, но развивало творчество, духовность и культуру личности. Практически все представители культуры и науки данной эпохи, те которых принято называть «цветом русской интеллигенции», - М.А. Балакирев, А.П. Бородин, A.M. Бутлеров, Ф.А. Васильев, В.В. Докучаев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.М. Ковалевский, А.И. Кракау, К.Д. Кавелин, И.Н. Крамской, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров, И.И. Левитан, A.M. Ляпунов, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, Н.К. Михайловский, А.Ф. Можайский, М.Н. Мусоргский, В.Г. Перов, А.С. Попов, И.Е. Репин, Н. Римский-Корсаков, А.К. Саврасов, И.М. Сеченов, СМ. Соловьев, А.Г. Столетов, В.И. Суриков, К.А. Тен, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский, П.Л. Чебышев, И.И. Шишкин, П.Н. Яблочков и многие другие - являлись воспитанниками именно классических гимназий этого времени, что свидетельствует о выдающейся роли этой образовательной формы в развитии национальной системы просвещения и в целом российской культуры.

Вековой опыт классических гимназий по подготовке детей к «вышним наукам» многие годы оставался невостребованным советской педагогикой. Но демократические перемены последних лет глубоко затронули и эти проблемы. В конце 80-х годов вся страна, казалось, жила проблемами школы. Была принята школьная реформа, прошел Всесоюзный съезд учителей. На страницах «Учительской газеты» звучал голос педагогики сотрудничества, обсуждались проблемы гуманизации, альтернативности образования. Появились всевозможные авторские, семейные, народные, частные школы, школы-комплексы.

Началось возрождение исторических форм учебных заведений России - лицеев и классических гимназий.

1 сентября 1989 года в Москве были открыты первые три школы-гимназии № 13 (директор А.С. Бауман), № 67 (директор Е.С Топаллер) и № 388 (директор А.Г. Каспаржак).

Педагогический коллектив школы-гимназии № 67 целью своей деятельности выдвинул создание благоприятных условий для образования и развития способных и одаренных детей, что во многом обусловлено существующими прежде классами с углубленным изучением математики, химии, литературы, высокопрофессиональными учителями-предметниками, сотрудничеством с представителями науки.

Московская педагогическая гимназия, образованная на базе школы № 388, является общеобразовательным средним учебным заведением особого типа для наиболее способных и заинтересованных в учении детей, имеющих склонности к педагогической деятельности. Цель гимназии - возрождение классического довузовского образования, создание условий для получения учащимися широкого образования и реализации их индивидуальных творческих запросов, для их нравственного, эстетического и физического развития; развития их педагогических способностей, интересов и склонностей к профессиям типа «человек человек». Гимназия организуется в составе общеобразовательных V-VII классов и профильных гимназических педагогических VIII-XI классов. Педагогическая гимназия имеет историко-филологическое, физико-математическое направления. Существуют также профильные классы с углубленным изучением одного из предметов: химии, биологии, географии, ИЗО, черчения. В их составе занимаются группы учащихся, готовящихся к поступлению в МПГУ на факультет начальных классов или в педучилище.

В 1989 году зародилась 610-я гимназия в Санкт-Петербурге в недрах 80-й школы Василеостровского района с целью повышения качества образования своих выпускников за счет разнообразия доступных им профилей научной специализации. С VI класса углубленно изучаются три языка - русский, английский и латынь, а также литература и история. Позднее к этой программе добавляются естественные науки - география, физика и биология, а также дополнительные языки греческий и французский, неординарный курс математики.

В Примерном положении о гимназии г. Свердловска на базе школы № 9 записано: «Гимназия» - среднее общеобразовательное учебное заведение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к усвоению учебных программ, требующих напряженного умственного труда.

Цель гимназии - воспитание разносторонне развитой, идейно убежденной личности. Гимназия призвана обеспечить высокий образовательный уровень молодежи, заложить основы интеллектуальной, высоконравственной личности, способствовать ее саморазвитию и самовоспитанию. Здесь обучаются дети, проявившие интерес, особые склонности и способности к различным наукам, выдержавшие конкурсное собеседование.

В примерном положении о гимназии определяется тип среднего общеобразовательного учебного заведения, реализующего принцип непрерывности образования. Гимназия - это учебное заведение, ориентированное на обучение и воспитание способных и одаренных детей с I по XI класс.

Основные задачи гимназии: выявление наиболее одаренных и заинтересованных в учебе детей; обеспечение условий для самостоятельного выбора предметов различных циклов с целью их углубленного изучения; осуществление фундаментальной подготовки школьников для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения; формирование потребностей в саморазвитии и самообразовании, привитие интереса к познанию и творческому поиску, овладение навыками научной работы; создание условий для нравственного развития и удовлетворения национально-культурных запросов учащихся; подготовка к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности и т.д.

В содержании современного Российского гимназического образования находят отражение такие характерные черты классической гимназии, как:

- академичность, т.е. ориентация на высокую теоретическую подготовку учащихся;

- элитарность в отборе и подготовке способных и мотивированных на умственную деятельность детей; - гуманитарная направленность содержания образования и индивидуализация учебного процесса. Содержание современного гимназического воспитания строится на следующих императивах.

Духовный императив - это система идеалов, порождающих стремление и волю, мечты о едином знании, о прекрасном и гармоничном мире, о подлинном человеке-творце, о «познании самого себя» как наилучшем пути к любым других формам познания объективно сущих вечных этических норм.

Иначе говоря, ценностные ориентации гимназиста: научное мировоззрение, убежденность, вера, надежда, любовь, доброта, осознание им своего духовного мира и уникальности, его способность творить добро и красоту. А значит - стремление к идеалу человека: образованного, воспитанного, обученного на традициях и опыте поколений народа, социально зрелого, бережно относящегося к родной природе, хранящего и умножающего заветы предков жить сообразно меняющимся условиям жизни.

Гуманистический императив, требующий раскрытия человеческой сущности в каждом, кто обладает способностями, склонностями и желанием. Этот императив предполагает развитие способностей, творческого потенциала, воли ученика посредством оснащения его технологиями учения, познания, созерцания, самосовершенствования. Общечеловеческие ценности: Истина (стремление к непрерывному образованию), Добро (нравственность, берущая свои истоки в любви к родной земле, природе, почитании ближних), Красота (готовность к творчеству, стремление к самовыражению и самосовершенствованию) проявляются через национальное самосознание гимназистов.

Коммуникативный императив требует реализации себя в мире других, природы, культуры, космоса. В этом плане важно воспитать такие качества гимназиста: толерантность - терпимость к верованиям и обычаям других народов, умение растить себя, управлять собой, отвечать за себя, быть свободным в своих помыслах, поступках и оценках.

Формирование мулыпикулътуры - развитие национального самосознания и общечеловеческих ценностей от истоков родной культуры к культуре других народов России и всего мира.

Гражданственность и патриотизм - уважение законов России, развитие глобального мышления гимназистов, любовь к родной природе, России, затем к Вселенной.

Деятельностный императив предусматривает реализацию себя в любых видах деятельности, которую обеспечивают грамотность как способность использовать основные способы познавательной деятельности; функциональная грамотность как способность решать практические задачи в различных сферах жизнедеятельности; компетентность как определенный уровень образованности (общекультурной, допрофессиональной, методологической), который характеризуется способностью решать жизненные задачи на базе теоретических знаний.

Итак, современная Российская гимназия занимается довузовской подготовкой детей, имеющих склонность к интенсивному умственному труду. Довузовское образование предполагает не только передачу учащимся знаний в объеме, необходимом для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз, но, в значительно большей степени, оно означает формирование личности, стремящейся к постоянному совершенствованию, владеющей механизмами учебной деятельности на высоком уровне, личности социально активной, готовой к творческому труду в сфере науки и народного хозяйства. Основные параметры такой личности должны быть заложены в период обучения в средней школе. Одним из типов средних общеобразовательных учебных заведений, направленных на формирование интеллектуальной элиты, и является современная гимназия.

 

АВТОР: Ялалов Ф.Г.