20.02.2012 11327

Становление гимназического образования мусульманских народов России на рубеже XIX и XX веков

 

Обращение к истории исследуемой проблемы объясняется не только требованиями историко-логического подхода, но и удивительным сходством социально-политических и культурно-образовательных процессов реформируемого Российского общества с процессами, происходившими 100 лет назад на рубеже XIX и XX веков.

Историко-педагогические корни национального гимназического образования народов России берут свое начало со второй половины XIX века. В конце 50-х-начале 60-х годов правительство Александра II приступило к реформе школы. Прежде всего, было провозглашено равенство всех граждан независимо от национальности, происхождения, пола и религиозных убеждений перед законом при получении образования любого уровня. Вторым принципиальным положением в школьной реформе являлось предоставление общественности права, хотя и ограниченного, участвовать в организации народного образования. Важным было и признание приоритета общего образования над специальным.

Национальные системы образования мусульман были представлены сетью мектебе и медресе. Образовательные учреждения данного типа являлись конфессиональными. Становление национального светского образования этих народов было осложнено не только господствующей идеологией, но и языковыми проблемами.

С одной стороны, национальная система образования оттеснялась государственной школой, с другой стороны, барьером для ее роста оставался арабский язык обучения. Таким образом, родной язык детей занял третью позицию после русского и арабского языков, что неблагоприятно отразилось на уровне образованности шакирдов (школьников). Очевидно, что башкиры и татары не пользовались арабским языком в повседневной жизни. Он применялся только в процессе обучения. Игнорирование ведущей роли родного языка в образовании детей привело в какой-то мере к утрате самобытности национальных культур, и, как следствие, к забвению некоторых этносов, их ассимиляции.

При условии организации процесса обучения и воспитания детей на родном языке, вопросы вхождения их в русскую культуру, в передовые достижения науки, промышленности и сельского хозяйства, а также в мировую культуру народов мира решались бы куда быстрее.

Следующей преградой развития национальных систем образования мусульманских народов оставался книжный язык «тюрки». Язык «тюрки» был понимаемым и башкирами, и татарами, но опять же в реальной жизни они им не пользовались. В то же время язык «тюрки» сыграл в будущем башкирского и татарского этносов такую же значительную роль, как арабский язык. На языке «тюрки» вышли многие литературные и художественные произведения представителей передовой интеллигенции татар и башкир. Благодаря этому языку история сохранила нам имена и духовное наследие многих представителей тюркоязычных народов России.

После рассмотрения этих особенностей покажем в ретроспективе динамику становления классических моделей национального гимназического образования мусульманских народов России.

Татарский народ в историческом прошлом имел национальную систему непрерывного образования от начального до высшего. Система образования татар, складывавшаяся на протяжении многих веков, с момента принятия ислама и вплоть до начала XX века, имела два уровня - элементарный и элитарный. Начальное религиозное образование было ориентировано на получение элементарной грамотности. Его могли получать все желающие в учебных заведениях низшего разряда - мектебе, имеющихся при мечетях в каждой деревне. Элитарное образование могла получать наиболее одаренная часть татарской молодежи в учебных заведениях высшего разряда - кадимистских (старометодных) медресе.

Мектеб (арабское слово, обозначающее место, где пишут) - это религиозное начальное училище, существовавшее в каждой мечети. Распорядителем мектебе был обычно приходской мулла, но он редко занимался обучением, поручая это своему ставленнику, так называемому хальфе. Типичный хальфа (наставник, учитель) - это старый шакирд, выпускник медресе. Он, как и мулла, не получал жалованья, а довольствовался приношениями учеников.

Классов или отделений в мектебе не было. Обучение велось индивидуально. В качестве учебных пособий использовались старые книги, написанные архаичным, малопонятным для учеников языком, большей частью неизвестных авторов. Начинающему ученику давали в руки букварь, на первых страницах которого изображались арабские буквы и знаки произношения. Это был чисто арабский алфавит, буквы которого не соответствовали звукам татарской речи, а многие звуки татарского языка не имели соответствующих букв в арабском алфавите. Таким образом, ученик, не приступив к усвоению букв, сразу переходил к чтению арабских фраз, смысла которых он совершенно не понимал. К концу учебного года ему давали другую книжку «Ясин». Это одна из сур (глав) Корана, чаще употребляемая при душеспасительных чтениях. Процесс обучения сводился к механическому чтению: сначала как повторение за хальфой, затем уже -наизусть. Только благодаря многократному повторению, ученик начинал различать буквы, соединять буквы в слова, а слова - в предложения.

Сроки обучения в мектебе не были ограничены. Абсолютное большинство учеников составляли мальчики от 8 до 14 лет, но среди них были и 6-7-летние ребята, и 16-17-летние юноши. Некоторые юноши уже становились помощниками хальфы.

Ученики старшего возраста учились по арабским книгам, а иногда пользовались учебниками на персидском языке. Но самой главной книгой для всех обучающихся в мектебе был Коран. В первый год обучения изучалась сура Корана - «Ясин», которая издавалась отдельной книжкой. На втором году ее заменяла седьмая часть Корана «Эфтияк». Затем ученики знакомились с содержанием всего Корана.

Как было сказано, мектеб посещали, как правило, мальчики, а девочки обучались в доме муллы, у его жены, которую называли «остабика» или «абыстай» («Остабика» состоит из арабского слова «остаз», что значит «учитель» и татарского «бика» - «барыня». Слово «абыстай» - женщина, обладающая мудростью и знаниями). Программа и приемы обучения здесь были те же, что и в мектебе.

«Медресе» в переводе с арабского обозначает урок или лекция, место, где читают лекции. Так называется у мусульман среднее или высшее учебное заведение. Медресе у татар, как и мектебе, открывались при мечетях и находились под контролем приходских мулл.

Учебная программа и приемы обучения в татарских медресе были чисто клерикально-схоластическими, бухарского типа. Предметы обучения в них распадались на две категории: на улуму-ль-алия и на улуму-ль-шаргия. Первая категория состояла из наук, служащих средством основательного и всестороннего понимания ислама, а вторая базировалась на изучении самой религии ислама.

Улуму-ль-алия сама разделялась на две группы наук: на улуму-ль-арабия, то есть науки, изучающие арабский язык и литературу, и на улуму-ль-аклия или проще - аклият, то есть «умственные» науки. Все эти науки изучались по определенным и неизменным учебникам, получившим чуть ли не авторитет Корана.

В медресе обычно поступали грамотные мальчики, проучившиеся в мектебе. Вновь поступившему давали книгу под названием «Шерх абдул-ла» - сарф (этимология арабского языка). Мальчики, изучившие эту книгу, именовались «Сарф-ханом».

На следующих двух ступенях медресе изучался арабский синтаксис. На четвертой год обучения шакирд уже переходил к наукам «аклият», то есть умственным: сначала к «мантыйку» (логике), а потом к «хикмату» (философии).

Науки «аклията» переносили шакирда в сферу высших понятий, хотя они не могли проложить ему путь к истинному знанию, вследствие того что эти знания, благодаря средневековой арабской схоластике, сохранились в форме мертвых догматов. Следует сказать о схоластической философии, на которую мы привыкли смотреть отрицательно. Ее катехизическая система требовала от шакирда большого напряжения умственных способностей, мелочность ее рассуждений не могла не содействовать развитию силы критического анализа, а богатство всевозможных научно-философских понятий давало возможность более или менее свободно оперировать отвлеченной мыслью.

После «аклията» шакирд переходил к «наклияту», то есть к собственно религиозным наукам («Накль» - арабское слово, означает «сообщить», «передать». «Наклият» - это науки, опирающиеся не на разум и не на опыт, а на внушение со стороны Бога и пророка. Накль, как таковой, противопоставляется «аклу», то есть разуму). Из наук этой категории в медресе преподавались следующие: «келям», «фикх», «усулу-ль-фикх». Первая из них рассматривала религиозную сторону ислама (истикадат), а вторая и третья - его правовую сторону («шаригат» или «хокук»). «Келям» (арабское слово, означает «речь»), защищая основные положения мусульманской веры, опирается на накль, то есть на слова Бога и пророка, но вместе с тем и на разум и опыт, претендуя в то же время на разрешение вопросов о сущности бытия и человеческого знания.

За келямом следует усулу-ль-фикх - особая наука, изучающая теорию мусульманского права. Здесь рассматриваются четыре основы шариата: Китаб, то есть Коран; суннет, то есть слова и поступки Магомета; иджиг, то есть собор ученых; кияс, то есть аналогия. Наука эта была тоже весьма сложной и богатой учеными трудами, перегруженными разными шерхами и хашиатами.

После усулу-ль-фикха естественен переход к самому фикху, то есть к изучению мусульманских законоположений. Иногда к фикху приступали шакирды, не успевшие пройти усулу-ль-фикха, но это считалось нежелательным и практиковалось только тогда, когда шакирд хотел закончить курс в более срочном порядке, к чему его принуждали жизненные условия. Фикх распадается на три отдела под названиями «гибадат», «мугамалат» и «гукубат». Первый из них - «гибадат», иначе «хукук-улла», то есть законы Божьи, рассматривает обязанности людей, которые касаются только их отношений к Богу.

Вторая часть фикха рассматривает всевозможные жизненные отношения людей: бракоразводные дела, продажу и покупку, свидетельства и т.д. Мугамалат иначе называют хуку-куль-гибат, то есть человеческие права.

Среди богословских наук особое место занимала так называемая наука о разделе наследства «фараиз». Обычно ею занимались шакирды, готовящиеся к поездке в Уфу для того, чтобы держать экзамен на право получения духовного звания.

Кроме богословских дисциплин, изучались четыре действия арифметики. Для многих поколений татарских шакирдов служило учебником математическое пособие «Фараиз» («Деление»), написанное еще в XVIII веке

Юнусом Оруви. Общеобразовательные, мировоззренческие предметы в медресе не изучались. Не было даже названий таких наук, как география, история, родной язык.

Полный курс медресе состоял из 10 ступеней, но это не 10 лет обучения и не 10 классов в нашем понимании. Каждая ступень имела свое название, которое совпадало с названием книги, служившей неизменным учебником данной ступени. Даже шакирдов различных ступеней именовали по-разному. Шакирда самой младшей ступени называли тафир-ханом, а самой высшей ступени - мулла-джелаль-ханом. Наиболее одаренный шакирд тафир-ханом мог пробыть полгода, а менее способный - несколько лет, и мог никогда не стать муллой-джелаль-ханом.

В старометодном медресе татарский язык не изучался, но шакирдов знакомили с произведениями «Кыйссаи Йосыф», «Тагир и Зухра», написанными на старотатарском языке на основе арабской графики. Наиболее способные шакирды самостоятельно изучали такие произведения, как «Кисекбаш», «Буз егет», «Рисаляи Газиза». Медресе открыло двери в татарскую литературу многим поэтам, писателям, филологам. Так, на развитие литературных дарований маленького Тукая сильное влияние оказала книга «Фэвакигел-жюляса», сороковая глава которой полностью посвящена татарскому народному творчеству. Вполне закономерно, что из кадими-стских медресе вышло большое количество писателей и литературных деятелей (Г. Кандалый, М. Акмулла, Г. Камал и др.).

Старометодное медресе служило учебным заведением для наиболее одаренной части татарской молодежи, избравшей путь служения исламу и просвещению народа. Выпускник медресе, сдав экзамен в муфтияте в г. Уфе и получив диплом, мог работать приходским муллой и одновременно вести преподавательскую работу в медресе.

О высоком уровне гуманитарной подготовки в кадимистских медресе говорит тот факт, что из него вышли выдающиеся историки (Ш. Марджа-ни, X. Фаизханов, Р. Фахретдинов), педагоги (К. Насыйри, Г. Баруди, Ф. Карими), писатели (Г. Тукай, Ф. Амирхан, Ш. Камал). Наиболее способные шакирды после окончания татарских медресе продолжали обучение в известных медресе Самарканда, Бухары, Стамбула, Каира, где получали высшее религиозное образование.

Небольшой экскурс в историю татарского просвещения позволил нам выявить национальные особенности педагогической системы и сформулировать некоторые сущностные и содержательные характеристики религиозно-этнического образования.

Старометодное медресе - элитарное, среднее и высшее религиозное учебное заведение мусульман, татар, башкир и других народов исламской ориентации.

Цель образования. Подготовка наиболее способной молодежи к духовной службе и просвещению народа.

Субъекты образовательного процесса. Шакирд - ученик медресе (мальчик, подросток, юноша в возрасте от 10 до 25 лет). Хальфа - учитель, наставник, выпускник медресе, не имеющий педагогической подготовки. Казый - выпускник медресе, смотритель за исполнением шакирдами норм и правил шаригата. Мударрис - заведующий медресе, преподаватель, ученый - мулла, получивший высшее религиозное образование в Бухаре, Самарканде.

Содержание обучения. В старометодном медресе изучались следующие предметы: арабият (арабский язык и литература); аклият (умственные науки: «мантыйк» - логика, «хикмат» - философия); наклият, состоящий из следующих наук: келям (о сущности бытия и человеческого знания), усулу-ль-фикх (теория мусульманского права); фикх (мусульманские законоположения); фараиз (наука о разделе наследства). Содержание образования старометодных медресе основывалось на достижениях средневековых наук. Кроме богословских дисциплин, изучались четыре арифметических действия, но общеобразовательные предметы не изучались.

Заведующие медресе, получившие высшее религиозное образование в Средней Азии, Мекке, Стамбуле, обучали шакирдов по книгам, привезенным из Египта, Сирии, Йемена, Индии, Ирана, Турции, написанным на арабском и персидском языках. Благодаря этому любимыми книгами шакирдов стали классические произведения восточной литературы: «Тагир и Зухра», «Лейла и Меджнун», «Фахрад и Ширин», «Дастан и Бабахан» и другие.

Татарский язык в медресе не изучался. Но шакирдов знакомили с произведениями татарских писателей и поэтов, написанными на основе арабской графики. Большой популярностью пользовалась поэма татарского поэта Булгарского периода Кул Гали «Кыйссаи Йосыф». На возвышенных гуманистических идеалах этого произведения воспитывалось не одно поколение татарской молодежи.

Содержание воспитания. Старометодное медресе рассматривало исламскую религию как носительницу морали и нравственности и исключительное внимание уделяло воспитанию высокой духовности. Знакомя шакирдов с основными принципами религиозной морали, медресе воспитывало у своих питомцев такие гуманистические качества, как добропорядочность, взаимопомощь, сострадание. Недаром одной из обязанностей мусульманина является зэкат, т.е. ежегодное выделение одной сороковой части своего имущества в пользу бедных. Главными обязанностями мусульманина являются вера в Бога, намаз - пятикратная молитва, ураза - пост в месяце рамазан. Религиозно-нравственному воспитанию способствовало проживание шакирдов в стенах медресе, где казый строго следил за выполнением не только религиозных обязанностей, но и нравственных.

Структура учебного заведения. Полный курс старометодного медресе состоял из 10 ступеней, каждая из которых имела название, совпадающее с названием книги, служившей неизменным учебником данной ступени. Шакирдов именовали в соответствии с названием ступени. Шакирда самой младшей ступени называли тафир-ханом, а самой высшей ступени - мулла-джелаль-ханом.

Содержатели (учредители) учебного заведения. Старометодное медресе работало при мечети под заведованием имама-мударриса (приходской ученый мулла, преподающий в медресе). Медресе функционировали в основном в городах; в Казани почти каждый приход имел медресе и в тех деревнях, где были богатые люди, покровительствующие науке, и ученый мулла, получивший высшее религиозное образование в Бухаре. Медресе содержались на средства меценатов и на народные деньги, и возникновение их исключительно связано с инициативой самого населения. Царское правительство не оказывало им ни денежной, ни материальной поддержки. Поэтому старометодное медресе в основном находилось в бедственном положении. Официальной статистикой религиозные учебные заведения не включались в число общих школ Министерства народного просвещения, а находились в ведении Министерства внутренних дел России.

Особенности старометодного медресе.

а) На организационном уровне.

Шакирдов распределяли на небольшие группы, при этом в одной и той же группе оказывались шакирды разных возрастов и разного уровня знаний. У каждой группы был свой учитель - хальфа. Он проводил общие занятия со своей группой, но больше всего работал с каждым шакирдом поодиночке, при этом шакирды старших классов помогали младшим. Шакирды всех групп собирались вместе на лекции имама-мударриса. Организуя процесс обучения, медресе исходило из того, что дети от Бога наделены различными способностями. Поэтому полный курс медресе был разбит на десять ступеней с различным уровнем сложности. Наиболее способный мальчик мог пробыть тафир-ханом, т.е. шакирдом самой младшей ступени полгода, а менее способный - несколько лет и мог никогда не стать муллой-джелаль-ханом. Перед шакирдом не стояла задача проучиться столько-то лет - он должен был усвоить полный курс медресе. За сколько лет он пройдет 10 ступеней полностью, зависело от его желаний и способностей. Одним шакирдам для этого достаточно было 8 лет, другим требовалось 15-20 лет, т.е. успешность обучения полностью зависела от их индивидуальных способностей. Деление полного курса медресе на ступени и индивидуально-групповая форма организации процесса обучения давали шакирдам возможность усвоения материала с присущей им скоростью. Как видим, «индивидуальная программа», «индивидуальный темп прохождения материала», над разработкой и внедрением которых трудятся сегодня учителя-новаторы, ученые, психологи, надежно работали в педагогической системе медресе несколько столетий. Следует отметить также то, что медресе предоставляло наиболее способным шакирдам право свободного посещения занятий; этим правом часто пользовался Г. Тукай, параллельно подрабатывая в типографии.

В старометодном медресе расписания как такового не было. Занятия продолжались с утра до вечера, с перерывами на молитву, таарат (умывание) и обед.

Медресе исходило из того, что нельзя давать знания безнравственным, духовно неразвитым, ограниченным людям. Обучение без воспитания духовности рассматривалось как преступление против народа, ибо безнравственные люди способны нанести непоправимый вред человечеству. Поэтому обучение и нравственное воспитание в старометодном медресе осуществлялось одновременно. Претворяя принцип единства обучения и воспитания, старометодное медресе стремилось к гармоничному развитию у своих питомцев духовности и интеллекта. В то же время следует отметить, что медресе недостаточно уделяло внимания физическому и эстетическому развитию шакирдов.

Старометодное медресе, будучи элитарным учебным заведением, не являлось сословным. В нем обучались все желающие и имеющие способности к учебе дети, независимо от социального происхождения. Бесплатность обучения или небольшая символическая плата за учебу позволяла получать элитарное образование и представителям самых бедных слоев, даже детям-сиротам, яркий пример тому Габдулла Тукай. В этой особенности заключена гуманность старометодного медресе.

В старометодном медресе для более осознанного усвоения отдельных дисциплин стали практиковаться внеурочные формы работы. При изучении логики (мантыйк) проводились философские состязания - моназара с приглашением шакирдов соседних медресе. На этих состязаниях шакирды учились свободно высказывать мысли, доказывать свою точку зрения, убеждать других. Такие состязания формировали у шакирдов свободолюбие, породили первых татарских религиозных мыслителей (Г. Курсави, Ш. Марджани) и просветителей, подготовивших переход к новометодному обучению.

б) В аттестации шакирдов.

Старометодное медресе не аттестовывало своих выпускников и не выдавало им документов об образовании. Шакирды, полностью усвоившие курс медресе, сдавали экзамен в муфтияте г. Уфы, получали указ (диплом) приходского муллы и могли вести преподавательскую работу в медресе. Наиболее способные выпускники, выдержав экзамены, успешно обучались в высших религиозных заведениях Бухары, Самарканда, Стамбула, Каира и т.д. Это говорит о конвертируемости знаний, получаемых в медресе, в мусульманском мире. Этому способствовали следующие обстоятельства: во-первых, преподавательскую работу в медресе вели высококвалифицированные мударрисы, получившие высшее религиозное образование в Средней Азии, Турции, Иране, Египте и др.; во-вторых, надежно работал механизм перевода шакирдов из одной ступени в другую: шакирд, не усвоивший материал данной ступени, не мог перейти в следующую ступень. А до высшей ступени доходили лишь самые способные, таким образом, шел процесс отбора одаренных детей; в-третьих, конвертируемости знаний способствовало изучение мусульманских языков межнационального общения: арабского и персидского.

Недостатки и противоречия. Старометодное медресе, имеющее узкопрактическую цель - подготовку шакирдов к духовной службе, - надежно отвечало интересам исламской религии и мелкобуржуазной идеологии на протяжении нескольких столетий, несмотря на присущие ему схоластику и догматизм.

Только во второй половине XIX века, когда среди татар наблюдается интенсивное развитие капитализма и становление татарской буржуазной нации, возникает бурное движение за светское образование. В этих условиях главным недостатком старометодного медресе, и в то же время его противоречием, не разрешимым внутри самой системы, становится его конфессиональный характер. Выпускники медресе, не имеющие общеобразовательной подготовки, не могли поступать в университеты и получать специальности инженера, строителя, врача и т.д. Итак, первый и главный недостаток старометодного медресе во второй половине XIX века заключался в том, что не изучались светские, т.е. общеобразовательные предметы. Второй, не менее важный недостаток медресе - в отсутствии в учебном плане родного языка, поэтому старометодное медресе практически не имело национального содержания. Данное противоречие не находило разрешения внутри старометодного медресе и существующей идеологии, считающей родной язык недостойным для изучения. Следующий недостаток -пренебрежительное отношение к физическому и эстетическому развитию, который был вызван мусульманской идеологией, запрещающей музыку, изображение живых существ.

Новые исторические условия потребовали изучения русского языка как языка межнационального общения. Старометодное медресе существовало только для мальчиков; новые условия жизни требовали обучения и девочек. Следующим недостатком религиозного медресе являлось то, что оно допускало физическое наказание детей в процессе обучения и воспитания. Вышеперечисленные противоречия стали неразрешимыми внутри старометодного медресе. Требовалась новая идеология и новая школа, построенная на этой идеологии. Новую идеологию и новую модель школы предложили татарские просветители.

Распространением научных знаний, просвещением народа занималась передовая часть татарской интеллигенции - просветители. В противовес религиозному догматизму и схоластике они выступали за изучение в мектебе и медресе родного и русского языков, за преподавание светских, т.е. общеобразовательных предметов: алгебры, геометрии, естествознания, географии, истории, формирующих научное мировоззрение.

Внедряя преподавание светских предметов, создавая проекты светских учебных заведений, татарские просветители в известной мере подрывали основы мусульманского духовенства, которое держало в своих руках конфессиональные школы - мектебе и медресе. Под влиянием татарских просветителей религиозные учебные заведения стали приобретать светский характер, а старометодное обучение стало постепенно переходить к новометодному.

Новометодное движение. В конце XIX века в культурной жизни татар появилось особого рода умственно-культурное движение, носившее название «Эсуль-эль-джадид», то есть новый метод. Это движение в широком смысле означало внедрение европейской культуры в татарскую, переустройство жизни сообразно с потребностями нового времени.

В основу новометодных (джадидских) мектебе и медресе легли три новшества. Во-первых, взамен буквослагательного метода, широко применяемого в старометодных школах, внедряется азбучно-звуковой метод обучения. Во-вторых, вводится преподавание светских предметов, формирующих научное мировоззрение, а также изучение родного и русского языков. В-третьих, внедряется классно-урочная система с использованием школьного оборудования.

Отцом нового метода был Исмагыйл Гаспринский, крымский татарин, редактор газеты «Тяржеман» («Переводчик»), которая в течение 20 лет была единственной мусульманской газетой во всей России. И. Гаспринский был человеком с широким кругозором. Живя и работая в уездном городе Бахчисарае, он чувствовал пульс не только мусульман России, но и народов всего тюркского мира. Его газета читалась в самых разных регионах России, в Турции и Китае.

Не прошло и десятилетия, как И. Гаспринский нашел сторонников, которые не только развивали и распространяли идеи новометодного обучения, но и претворяли эти идеи в жизнь. Весомый вклад в дело обновления национального образования, придания мектебе и медресе светского характера внесли Галимжан Галеев (Баруди) в Казани, Зыятдин Камали в Уфе, Габдулла и Губайдулла Буби (Нигматуллины) в деревне Буби, братья Хусаиновы в Оренбурге и многие другие.

Новометодное обучение привело к структурным изменениям татарских учебных заведений. В первое время новометодное медресе состояло из двух отделений: ибтидадия (начальное) и рушдия (среднее). Начиная с 1912/1913 учебного года в медресе «Мухаммадия» практиковались четыре отделения: ибтидадия, рушдия, игдадия (выше среднего) и галия. Окончившие рушдию получали среднее образование, а игдадия готовила шакирдов не только для высшего отделения, но и давала право на преподавательскую деятельность. Это было равнозначно получению среднего специального, то есть педагогического образования. Таким образом, в зависимости от способностей, медресе предоставляло шакирдам возможность получения начального, среднего, повышенного среднего или высшего образования.

В 1906 году в г. Уфе бессменным и неутомимым мударрисом Пэрвэ-зетдином (Зыятдин) Камали было открыто медресе «Галия», дающее высшее религиозное образование. В «Галию» принимались шакирды, окончившие рушдию или игдадию и успешно сдавшие вступительные экзамены. В медресе учились 6 лет. Первые три года были подготовительными, остальные три года изучался основной курс. Кроме религиозных дисциплин, преподавались татарский язык и литература, риторика, русский язык, всеобщая история и тюркскотатарская история, география, арифметика, алгебра, геометрия, педагогика, дидактика, методика, химия, физика, физиология, физкультура, пение.

С 1906 года по 1919 год в медресе «Галия» обучалось 1400 шакирдов. Многие выпускники, становясь мударрисами и мугаллимами, самоотверженно трудились в области народного просвещения. Они работали в 23 губерниях, в 230 мектебе и медресе и обучили 17 тысяч татарских детей. Значительная часть выпускников стала деятелями культуры и литературы, в частности Мажит Гафури, Галимжан Ибрагимов, Шаехзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфы Худаш. Из числа выпускников «Галии» впоследствии стали профессорами филологии Гобайдулла Алпаров, Галимжан Нигмати, Нигмат Хаким, профессором истории - Бикбулат Салиев, специалистом экономики - Хади Каримов. Некоторые выпускники стали известными государственными и общественными деятелями, например, Ша-хид Ахмадиев - комиссаром (министром) просвещения Татарстана, Карим Хакимов - послом в Египте, Хаммат Гумеров - консулом в Турции и т.д.

Новометодное обучение способствовало изменению содержания образования. В мектебе и медресе стали преподавать общеобразовательные предметы. Светские предметы вводились очень осторожно, но они постепенно вытесняли предметы религиозного содержания. Так, в медресе «Мухаммадия» в начале XX века преподавались: русский язык (на него в течение 11 лет отводилось 6 часов в неделю), арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, природоведение, геометрия, история России, всеобщая история, история тюркских народов, история науки и классов, наука о разделе наследства, этика, медицина, юриспруденция, метрика, риторика, психология, философия, методика преподавания, педагогика, арабский язык, персидский язык, арабская литература. Татарский язык преподавался под названием «тюрки тель» («тюркский язык»), а чтение на родном языке именовалось «кыраэте тюрки» («тюркское чтение»).

Каким же было соотношение светских и религиозных предметов в новометодном медресе? Анализ недельного расписания, то есть учебного плана медресе «Мухаммадия» показывает, что на изучение светских предметов отводилось в среднем 22 часа, а религиозных - 8 часов. Аналогичной была картина и в других медресе. Так, в медресе «Буби» 22 предмета из 30 имели светскую направленность, в «Хусаинии» соответственно - 20 из 28. Довольно полное представление о характере образования дает учебная литература. 70% учебников, используемых в медресе в 1911-1913 годах, составляли книги по светским наукам. В новометодных медресе изучались почти все предметы, входившие в курс классической гимназии. В 1911 году английский журнал «The Muslim World», анализируя учебные планы некоторых новометодных медресе татар, отмечал, что они сходны с учебными планами классических гимназий, в них место латинского и греческого языков занимали арабский и персидский языки. Примечателен и такой факт. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года шакирды, окончившие медресе «Мухаммадия», «Касыймия», «Галия», «Усмания», «Хусаиния», «Расулия», «Буби», приравнивались к выпускникам педагогических училищ. Это постановление являлось официальным признанием образовательного уровня выпускников новометодных медресе.

Такая высокая оценка и признание действительно были объективными - в стенах указанных медресе были подготовлены тысячи выпускников, составивших в дальнейшем интеллектуальную элиту нации: ученые, просветители-педагоги, дипломаты, деятели культуры, писатели, поэты...

Самым передовым новометодным медресе в Казанской губернии было медресе «Мухаммадия». За 36 лет (с 1882 года до 1918 года) в нем получили начальное и среднее образование более тысячи шакирдов. Среди них борцы за национальную независимость Хусаин Ямашев, Махмуд Даулат-Али, Камил Якуб, деятели литературы - Миргазиз Укмасый, Фатыйх Амирхан, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Фэтхи Бурнаш, Накый Исэнбэт и др., артисты Габдрахман Камал и Габдулла Камал, композитор Салих Сайдашев, художник Бакый Урманче и другие. Медресе «Мухаммадия» возглавлял Галимжан Галиев (Баруди) - известный мударрис, сторонник новометодного движения.

Наиболее значительным явлением в новометодном движении стало изучение родного языка и переход к преподаванию общеобразовательных предметов на родном языке. Внедрять преподавание татарского языка одним из первых начал меценат и просветитель Гани бай Хусаинов в 1898 году. Повсеместный переход к татарскому языку стал осуществляться после Уфимского совещания (1899 г.), принявшего решение об обучении на материнском языке.

Замена арабского языка родным явилась прогрессивным шагом, благодаря которому, во-первых, учеба в медресе стала осмысленной и доступной, во-вторых, обучение приобретало национальное содержание. О национальном характере новометодного медресе говорят не только изучение родного языка и литературы, но и национально ориентированные учебники.

В 1911-1913 гг. книг и учебников на татарском языке было издано 394 наименования. Среди них работы, выдержавшие несколько изданий: Ш. Марджани, К. Насыйри, М. Рамзи, X. Габяши и других - по истории; Г. Файзи, Ш. Абдулгазизова, М. Курбангалиева - по географии; X. Максуди, И. Халиди, Ш. Тукави - по русскому языку. В дооктябрьский период татарскими учеными выпускались учебники на татарском языке почти по всем предметам: по естествознанию - X. Курбангалиевым, Я. Аймановым, X. Халиди; по астрономии - Д. Абызгильдиным, М. Бахтияром, Р. Ибрагимовым; по ботанике - Г. Фахрутдиновым, И. Халиди; по химии - Г. Шенаси; по физике - Е. Хисмати, X. Забири; по анатомии и гигиене - И. Халиди, Д. Габидуллиным, X. Гайнельгибадом; по логике - Г. Махдуми; по этике -К. Насыйри, Г. Салимовым, И. Сулеймани и т.д.

Джадидистское движение требовало качественных изменений в подготовке лиц, занимающихся обучением детей. Они стали называться «мугаллим» (учитель) и «мугаллима» (учительница). На первых порах мугаллимами становились выпускники новометодных медресе или лица, самостоятельно обучавшиеся звукослотовому методу в Бахчисарае.

В конце XIX века были организованы специальные курсы по подготовке мугаллимов для новометодных мектебе и медресе. Инициатором курсов стал меценат Гани бай Хусаинов, который поддерживал тесные связи с Исмагыйлом Гаспринским. В 1896 году первые 25 мугаллимов прошли подготовку в Бузулуке. В 1897 году в медресе Мухаммадсадыйка дер. Каргалы, близ Оренбурга, открываются первые педагогические курсы, где обучаются 70 шакирдов из разных концов России. За четыре года летние курсы по новометодному обучению в дер. Каргалы закончили 314 человек.

Курсы по подготовке мугаллимов открываются в Оренбурге усилиями молодого педагога Фатиха Карими, в 1906 году в Уфе - Зыятдина Камали. В 1908 году в медресе «Буби» открываются летние трехмесячные курсы по подготовке мугаллимов. За три года курсы в медресе «Иж-Буби» прошли 168 учителей и 106 учительниц.

В этот период особо актуальной стала задача подготовки учительниц для начальных татарских школ. Вскоре появилась и легальная возможность создания средних школ с обучением на родном языке для нерусских народов. Воспользовавшись этим, в г. Троицке открыли да-релъмугаллимат - учебное заведение по подготовке учителей начальных национальных школ, то есть среднее педагогическое учебное заведение. В ряды мугаллимов новометодных медресе вливались также выпускники Казанской татарской учительской школы.

Мугаллимы, получившие педагогическую подготовку, стояли значительно выше хальфы. Они стали применять методику преподавания предметов с использованием достижений мировой, в том числе русской педагогики.

Воспитательную работу вели по специальным пособиям - нэсихэт (наставления, советы), написанным на основе народной педагогики й народной мудрости. В конце XIX - начале XX веков издавались десятки таких книг различных авторов: «Ир балалар тэрбиясе» (Воспитание мальчиков), «Кыз балалар тэрбиясе» (Воспитание девочек), «Эхлак тэрбиясе» (Нравственное воспитание) и др. Большой популярностью пользовались «Китаб-ат-тэрбия» (Книга о воспитании) Каюма Насыйри и «Сабыйларга юл башы» (Малышам о начале пути) Габдельгафура Муслимова. С учетом возрастных особенностей проводились специальные уроки «эхлак пэм эдэплелек», обучающие нормам приличия и благородным манерам.

В новометодных мектебе и медресе запрещалось применение физического наказания. Неутомимый пропагандист джадидистского движения Гани бай Хусаинов призывал мугаллимов отказаться от телесных наказаний: «балаларга суга курмэ», «Бэлем сугу белэн керми, ойрэту белэн керэ».

Мугаллимы новометодных мектебе и медресе стали получать небольшое жалованье, хотя не прекращались и приношения обучающихся. Му-галлимам, работающим звуко-слоговым методом, меценат Гани бай Хусаинов производил оплату от 5 до 16 рублей в месяц. Это в то время, когда учительницы русских народных школ получали регулярное жалование 300-400 рублей в год.

Новометодное движение поставило на качественно новую ступень женское образование татар. В начале XX века стали открываться мектебе и медресе для девочек. Эти учебные заведения были вынуждены вести полулегальное существование, так как не имели разрешения на преподавание светских предметов. В них, хотя и преподавалось вероучение, основное учебное время отводилось на изучение общеобразовательных дисциплин. В административных органах они продолжали считаться конфессиональными. Таковы были школы Л. Хусаиновой, Ф. Аитовой в Казани, Ф. Гайнутдиновой в Чистополе, Багбустан ханым в Оренбурге. К 1901/1902 учебному году начальная конфессиональная женская школа постепенно превратилась в шестилетнюю женскую школу, а позднее в восьмилетнюю.

В 1908 году в дер. Буби Сарапульского уезда Вятской губернии открывается женское медресе с целью подготовки учительниц для новометодных мектебе. Сюда приезжают на учебу девочки из Москвы, Казани, Уфы, Симбирска, Астрахани, Ташкента, Самарканда, Семипалатинска и других городов. В 1909/1910 учебном году в женском медресе, по данным Вятского губернатора, число учениц дошло до 300. Много было учениц из соседних деревень и уездов. Этому способствовало и то обстоятельство, что выпускницы медресе «Буби» часто приглашались в мугаллимы с жалованием до 300-400 рублей в год.

Женское медресе Иж-Буби полностью содержалось на средства семейства Буби. Отец семейства Габделгаллям был имамом-мударрисом дер. Буби с 1857 года. Он имел двух сыновей - Габдуллу и Гобайдуллу. Зачинателем и руководителем реформ медресе стал Габдулла Нигматуллин-Буби. Его брат Гобайдулла, получивший образование в Константинополе, а также сестра Мухлиса и жены братьев Хоснифатыйма и Насима всецело поддерживали новометодное движение. Они построили двухэтажное здание, обеспечили его необходимым оборудованием и учебно-наглядными пособиями.

Вначале обучение было бесплатным. Позднее братья Буби установили плату за обучение в зависимости от состояния родителей. Бедные ученицы были совсем освобождены от платы. За обучение девочек в 1909 году было собрано 600 рублей из расчета 1-2 рубля с ученицы в год. Вводя плату за обучение, братья Буби надеялись добиться самоокупаемости медресе, чтобы не выпрашивать деньги у баев.

В 1910 году был открыт восьмой класс женского медресе, переработана программа обучения: введены уроки естественной истории, рисования, чистописания, педагогики и методики преподавания. Кроме того, ученицы восьмого класса проходили педагогическую практику в младших классах. Право выдавать свидетельства на звание «учителя-мугаллима» и «учитель-ницы-мугаллимы» братья Буби получили от Сарапульского училищного совета в 1907 г. По воспоминаниям Г. Буби, с 1907 по 1910 год ими было выдано 300 таких свидетельств, удостоверяющих право на преподавание. Таким образом, мужское и женское медресе «Иж-Буби» были официально признаны учебными заведениями по подготовке мугаллимов.

Применение прогрессивных методов обучения, основанных на изменении содержания образования, способствовало формированию в медресе новых настроений, несвойственных ранее мусульманским учебным заведениям. Здесь прививались не только любовь к татарскому языку и татарской культуре, но и уважение к русской культуре. Ознакомление девочек с русским языком началось еще с 1905 года, когда даже «обучение девочек чтению и письму на родном языке считалось богопротивным делом». В 1907 году с открытия русско-татарской школы для девочек началось систематическое изучение русского языка в новометодных медресе.

Количество часов, отводимых на преподавание светских предметов в медресе «Буби», из года в год росло за счет сокращения времени на вероучение. Если в 1901/1902 учебном году на вероучение отводилось в неделю 10-13 часов из 25, то в 1909 году это количество часов было сокращено до 7 из 29 недельных часов. В старших классах (5-8) на изучение религиозных дисциплин отводилось в 1910 году всего 3-4 часа из 31 в неделю, что, в сущности, не намного превышало количество часов, отводимых на «Закон божий» в русских гимназиях.

Н. Бобровников, чиновник Министерства просвещения России, хорошо знающий состояние национальных учебных заведений, пишет: «В медресе, наряду с мусульманскими предметами, преподаются многие светские науки, так что мектебе по курсу в той или иной степени приближается к русским средним школам».

Новометодное движение привело к расширению сети мектебе и медресе и увеличению количества обучающихся в них. С 1895 года по 1912 годы количество национальных учебных заведений Казанской губернии увеличилось с 647 до 1088, а количество учащихся в них соответственно - с 33 до 83 тысяч.

Поворот к светскому образованию принял необратимый характер. Религиозные учебные заведения постепенно стали общеобразовательными. К 1910 году до 90 процентов всех татарских школ стали новометодными.

Новометодное движение распространилось и среди тюркоязычных народов. «Татарские учителя, приезжающие из России, среди узбеков и казахов свободно обучают детей по новому методу. Особенно большим успехом пользуются эти учителя среди казахов Казалинского и Кызылордин-ского уездов Сырдарьинской области. В этих уездах нет ни одного аула, в котором не было бы татарского учителя», - подполковник специального отдела Сизых отправляет представление такого содержания генерал-губернатору Туркестана 2 августа 1912 года.

Значительная часть выпускников новометодных медресе, изучавшая светские науки, продолжала свое образование в высших учебных заведениях России и за рубежом.

В исследованиях Р. Амирханова наглядно раскрывается система обучения одаренных детей татар до 1917 года. В 1908 году на различных факультетах (например, Казанского университета) обучалось 13 студентов-татар, через 5 лет - 27. В числе студентов были X. Ямашев, Ф. Туктаров, Н. Хальфин. С дипломом первой степени Казанский университет окончили: А. Терегулов, в будущем первый из татар профессор медицины, и Г. Гобайдуллин, впоследствии ставший первым татарским профессором-историком. Татары учились также в Петербургском, Томском, Московском университетах.

Высшее образование стало доступным и для женщин-татарок. В 1914 году медицинский факультет Петербургского университета окончила С. Кулахметова-Агеева. Высшее образование получили также М. Амарова-Давлеткильдеева, X. Ямашева, Г. Батталова и другие.

В начале XX века обучение татар в зарубежных средних и высших учебных заведениях приняло довольно большие масштабы. По свидетельству журналиста И. Рамиева, десятки татар получили образование в Париже, Женеве, Льеже, Лейпциге, Фрайбурге, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, а также в университетах и колледжах Турции, Египта, Сирии. Например, в различных учебных заведениях Стамбула в 1909 году обучалось 63 татарина, в том числе в университете - 14, учительских семинариях - 12, средних учебных заведениях - 20, в училищах султана - 4, в городских училищах - 10.

Знаменитый каирский университет «Аль-Азгар» окончили К. Сайфутдинов и А. Яхуди; в разные годы они преподавали в нем восточную философию. В Каире учились крупные татарские философы, историки, общественные деятели: 3. Кадыйри, Г. Баттал, И. Бигиев, 3. Камали, И. Камалов и другие.

Ю. Акчура учился в военной академии в Турции, затем окончил знаменитую Сорбонну в Париже. Вернувшись на родину в медресе «Мухаммадия», читал курс истории, географии, турецкой литературы.

Габдулла Буби (Нигматуллин) окончил философский факультет Бейрутского университета, а его брат Гобайдулла - естественный факультет Парижского университета. Вернувшись в Россию, оба возглавили медресе «Буби» и стали крупными педагогами-просветителями.

Выпускниками Стамбулского университета были Ф. Карими, С. Мак-суди. Последний затем окончил Сорбонну, став юристом международного класса.

Американский колледж в Бейруте окончил И. Амирхан. В совершенстве овладев английским, арабским и турецким языками, впоследствии он стал одним из первых советских дипломатов из татар.

К. Рамиев учился во Фрайбурге, X. Байбулатов - в Сан-Франциско, Г. Каримов - в Лейпциге. За границей обучались такие известные деятели национальной культуры, как Г. Максудов, Г. Сагди, X. Файзи и другие.

Выдающегося успеха добилась С. Шакулова, одна из первых татарских женщин с высшим математическим образованием. В 1913 году она получила диплом факультета точных наук Сорбоннского университета. После возвращения на родину она сдала свыше 25 экзаменов и в 1915 году окончила физико-математический факультет Московского университета.

Игдадия. Новометодное движение, начавшееся в 80-е годы XIX века, привело к коренным изменениям формы и содержания национального образования. К 1915 году сформировалась национальная система непрерывного образования мусульманских народов России, состоящая из следующих ступеней: ибтидадия (начальное), рушдия (среднее), игдадия (повышенное среднее), дарельмугаллимат (среднее педагогическое), галия (высшее).

Постепенно внедряя европейский и российский педагогический опыт, национальное учебное заведение для одаренных детей - новометодное медресе - приблизилось к уровню классических гимназий. Отделение медресе - игдадия, дающее повышенное среднее образование и готовящее шакирдов к поступлению в высшее отделение - галию, по своим функциональным характеристикам явилось первой классической моделью национального гимназического образования мусульманских народов России в начале XX века.

Сформулируем наиболее существенные характеристики классической модели национального гимназического образования - новометодного медресе и его отделения - игдадии.

Игдадия - элитарное отделение новометодного медресе, готовящее детей мусульман к поступлению в высшее отделение - галию.

Цель образования. Общеобразовательная, конфессиональная и педагогическая подготовка наиболее способной части мусульманской молодежи, направленная на формирование духовно-интеллектуальной элиты.

Субъекты образовательного процесса. Мальчики и девочки в возрасте от 7-8 до 16-18 лет. Мударрис, казый, муталлим, мугаллима.

Содержание обучения. Изучались религиозные (арабият, аклият, наклият, фараиз), общеобразовательные (арифметика, алгебра, геометрия, география, история, природоведение, химия, физика, физкультура, пение) и педагогические дисциплины (педагогика, дидактика, физиология, психология, методика преподавания). Каждое медресе имело свой учебный план, процентное соотношение религиозных и светских предметов постепенно менялось в пользу последних. Шакирды новометодного медресе изучали татарский язык и литературу, восточные языки (арабский, персидский, турецкий) и русский язык. Религиозные предметы изучались на арабском, персидском языках, а все общеобразовательные предметы - на родном языке по национально-ориентированным учебникам, написанным татарскими авторами. Поэтому обучение в новометодном медресе имело национальное содержание. Арабский, персидский, татарский языки изучались на основе арабской графики, русский - на основе кириллицы.

Содержание воспитания. Шакирды новометодного медресе, кроме религиозного воспитания получали и национальное воспитание. Центральное место занимало нравственное воспитание, которое проводилось на специальных уроках «Эхлэк пэм эдэплек» по пособиям «Нэсихэт», составленным татарскими педагогами на основе национальных традиций, народной педагогики и народной мудрости.

Структура новометодного медресе. В начале медресе имело два отделения: ибтидадия (начальное), рушдия (среднее). Впоследствии добавились еще два отделения: игдадия (выше среднего) и галия (высшее). Игдадия давала повышенное среднее образование и готовила шакирдов к поступлению в высшее отделение, одновременно давала им право на преподавательскую деятельность.

Содержатели (учредители) учебного заведения. Первоначально новометодное медресе, как и старометодное, располагалось при мечети. В конце XIX века с развитием капитализма среди татар появились богатые люди, покровительствующие просвещению, на их средства были построены специальные здания медресе. Теперь уже мечеть пристраивалась к зданию медресе. Содержателями новометодных медресе, как правило, становились татарские меценаты или попечительский совет, состоящий из богатых покровителей. На их средства приобретались учебники и учебные принадлежности, издавались книги, оплачивался труд педагогов. Мечеть не переставала вносить деньги на содержание медресе. Все это способствовало улучшению материального состояния новометодного медресе. Учебно-материальная база многих медресе в конце XIX - начала XX веков ни в чем не уступала материальной базе классических гимназий.

Особенности новометодного медресе.

Главная заслуга джадидстского движения заключалась в том, что в результате изучения родного языка и перехода к обучению предметов на родном языке религиозное медресе приобрело национальное содержание, а с введением общеобразовательных предметов - научный, светский характер. Следующий вклад новометодного движения заключается в том, что в связи с введением новой технологии - азбучно-звукового метода обучения грамоте - значительно сократилось время обучения, при обширном его содержании: 20-25 предметов, в том числе 4-5 языков. Этому способствовало также обучение на родном языке, сокращение религиозных предметов, отказ от догматизма и средневековой схоластики.

В связи с введением светского образования в новометодном медресе появились новые организационные формы: классно-урочная система обучения, расписание уроков, учебные программы, учебный план. В то же время некоторые особенности старометодного медресе сохранились, а некоторые видоизменились. Новометодное медресе так же, как и старометодное, исходило из того, что дети имеют различные способности к учебе. Деление полного курса медресе на четыре отделения позволяло шакирдам, обучаясь в одном и том же медресе, получать начальное, среднее, повышенное среднее или высшее образования. В этом проявилась многоуровневость новометодного медресе.

Благодаря обширному содержанию обучения новометодного медресе, его выпускники имели широкие возможности в дальнейшей учебе и трудоустройстве. Выпускники медресе могли посвятить себя религиозной службе, а получившие педагогическую подготовку - преподавательской деятельности. Шакирды новометодного медресе, прошедшие общеобразовательную подготовку, поступали в высшее учебные заведения и получали специальности инженера, врача, строителя и т.д. Здесь проявилась многофункциональность новометодного медресе.

Следующая особенность в том, что новометодное медресе объединяло религию, науку, педагогику и такие компоненты образования, как национальный, общеобразовательный, религиозный, профессиональный. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что новометодное медресе в свое время являлось системообразующим типом национально-религиозного учебного заведения. Новометодное медресе, как и старометодное, претворяло в жизнь принцип единства обучения и воспитания. В отличие от старометодного медресе, оно уделяло внимание физическому и эстетическому развитию шакирдов. В учебном плане появились уроки физической культуры, рисования и пения. Новометодное медресе стремилось к тому, чтобы шакирды развивались гармонично во всех отношениях: в интеллектуальном, физическом, эстетическом, духовно-нравственном.

Новометодное медресе, формирующее духовно-интеллектуальную элиту нации, не являлось сословным. В нем обучалась молодежь, имеющая способности, независимо от социального происхождения, а символическая плата за учебу способствовала исполнению желаний и бедных семей. Новометодное медресе запрещало физическое наказание детей; предоставляло возможность получения элитарного образования и девочкам. В конце XIX начале XX веков открывались женские медресе в Оренбурге, Казани, деревне Иж-Буби Сарапульского уезда и других местах компактного проживания татар.

Сущностные и содержательные характеристики новометодного медресе и его отделения игдадия позволяют утверждать, что данное учебное заведение наиболее полно отвечало образовательным потребностям мусульманских народов России и явилось классической моделью национального гимназического образования в конце XIX и начале XX веков.

Татарская гимназия Ф. Аитовой. Несмотря на обширное преподавание общеобразовательных предметов, новометодное медресе оставалось конфессиональным учебным заведением. Прогрессивный характер новометодного медресе, светское и национальное содержание образования вошли в противоречие с политикой царского правительства. Становление светской национальной школы было крайне нежелательным явлением для царского правительства. Многочисленные исторические документы говорят о том, что борьба с национальной школой была возведена в ранг государственной политики. Самодержавие стремилось не допустить развертывания национального светского образования как одного из средств создания национальной культуры. «Русское правительство, - писал казанский губернатор, - открыто должно заявить, что в России нет и не может быть собственно татарской, а тем более мусульманской культуры, в широком смысле этого слова».

В результате репрессивных мер в 1910-1912 гг. было закрыто около 95% новометодных медресе. Даже в этих условиях борьба за подлинно светскую национальную школу не прекращалась и привела к открытию первой в истории России национальной гимназии.

Все проекты создания национальных светских учебных заведений наталкивались на упорное противодействие царского самодержавия и не были претворены в жизнь. Даже после первой российской революции 1905-1907 годов открывать национальные светские школы правительством было категорически запрещено. Лица, открывшие эти школы, должны были быть привлечены к судебной ответственности. Из-за упорного сопротивления царского правительства открытие татарской гимназии затянулось на целое столетие. Примечательно, что инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов в 1908 году издал книгу, которая называлась «Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе».

Без общеобразовательной подготовки татарским детям было крайне трудно, почти невозможно, поступить в университет. Сколько же студентов татарского происхождения окончило Казанский университет в дореволюционное время? Одним из первых, кто пытался ответить на этот сложный вопрос, был Рами Исмагыйлов. В результате проведенного анализа, он утверждал, что за 100 первых лет существования Казанского университета его окончил 71 татарин. Анализ, проведенный СМ. Михайловой, позволил установить, что за первые 100 лет существования Казанского университета в его стенах учились 92 студента татарского происхождения. Однако многие из обучавшихся по причинам различного рода не могли закончить университет. Нередко власти исключали студентов за противоправительственную, общественно-политическую и революционную деятельность.

В начале XX века все более интенсивный характер принимал процесс обучения татар в русских средних и высших учебных заведениях. Среднее образование государственного типа становится доступным для одаренной татарской молодежи. Так, по данным 1908 года, только в Казани в различных гимназиях обучалось 17, в коммерческом училище - 14, реальном -11, художественном - 2, фельдшерской школе - 2, в речном училище - 1, а в Татарской учительской школе - 90 человек.

Обучение татарских юношей в русских гимназиях и других средних учебных заведениях становилось обычным явлением, чего нельзя сказать о татарских девушках. Так, в 1908/09 учебном году в Казанской Мариинской женской гимназии обучалось 4, в гимназии Шумковой - 5, Котовой - 6 татарских девушек. Причин для столь незначительного количества татарок в русских гимназиях было много. Главным препятствием была более строгая приверженность татарок мусульманской религии, их нежелание изучать христианскую религию - «Закон Божий».

Большим препятствием являлось незнание русского языка. Татары, мало общавшиеся в повседневной жизни с русскими, очень плохо знали русский язык. Женщины же, как правило, его совсем не знали. Поэтому родители, решившиеся отдавать своих дочерей в русскую гимназию, должны были сначала обучить их русскому языку. Это было под силу только состоятельным татарам. По этим причинам в этот исторический период более актуально стояла задача открытия женской татарской гимназии.

1 июня 1914 года был утвержден «Закон о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений», который предоставлял значительную самостоятельность частным лицам, берущим на себя обязательство создавать частные учебные заведения. Учредителями частных учебных заведений могли быть земства, города, сословия, приходы, частные общества, товарищества и всякого рода другие частные учреждения, а также отдельные мужчины и женщины, не моложе 25 лет. Учебные заведения по воле учредителей могли быть низшими, средними, высшими; общеобразовательными или профессиональными, либо могли сочетать и эти начала. Учредителям предоставлялось право выбора предметов преподавания и составления учебных программ. Особенно большой интерес представляла статья, предоставляющая учредителям право выбора языка преподавания. Воспользовавшись этим законом, в 1915 году купцы

Яушевы открыли дарельмугаллимат (учебное заведение, готовящее учительниц для начальных школ) в Троицке.

За открытие татарской женской гимназии в Казани взялась предприимчивая и энергичная представительница национальной буржуазии, меценат Ф.А. Аитова. Фатиха Абдулвалеевна Аитова (1866-1944 гг.), получившая большое наследство после смерти своего отца, троицкого купца-миллионера А. Яушева, решила использовать свой капитал в деле просвещения татарских детей. В 1897 году она открыла в Суконной слободе г. Казани школу для первоначального обучения татарских девочек. В 1909 году она открывает «женский мектеб для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте по программе начальных школ». Школа, в основном, содержалась на средства Ф. Аитовой. Небольшая часть денег поступала от родителей учащихся, а начиная с 1910 года для школы отпускались деньги в сумме 600 рублей школьной комиссией Казанской городской думы. Для школы было построено специальное двухэтажное каменное здание. Для девочек была введена форменная одежда - коричневое платье, черный и белый фартуки, белый с розовой каймой платок. В 1911 году в школе обучалось до 120 учениц, в это время в ней работало 9 учительниц, в том числе две русские учительницы - Иевлева и Моисеева.

В конце 1912 - начале 1913 гг. в татарском обществе широко обсуждался вопрос «об использовании юбилея династии Романовых» для открытия национальной женской гимназии. Это побудило Ф.А. Аитову ходатайствовать о преобразовании своей школы в татарскую гимназию. Ф.А. Аитовой пришлось преодолеть немалые препятствия, прежде чем она добилась ее открытия. Одним из главных препятствий было отсутствие программ для школ подобного типа. В татарскую женскую гимназию нельзя было механически переносить программы татарских мужских медресе или русских женских гимназий. При отсутствии настоящих специалистов этого дела работа по составлению программ требовала много времени. Вторая, самая главная трудность - противодействие царских чиновников. Только в 1913-1914 гг. директор народных училищ Казанской губернии под разными предлогами отклонил пять прошений Ф. Аитовой о преобразовании школы.

Надо отдать должное энергии и настойчивости Ф. Аитовой. Потерпев неудачу в Казани, она перенесла свои хлопоты в Петроград. Здесь она обратилась за содействием к депутату Государственной думы от г. Казани И. Годневу и, добившись приема у министра народного просвещения, передала ему свою жалобу на притеснительные действия местных органов просвещения.

Вернувшись в Казань, Ф.А. Аитова продолжала свои хлопоты, теперь уже опираясь на закон от 1 июня 1914 года. В своем прошении попечителю от 25 июня 1915 года она писала: «Желая открыть в г. Казани среднее частное женское учебное заведение по прилагаемому (в 2-х экземплярах) учебному плану, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство о выдаче мне разрешения на открытие упомянутого учебного заведения. При сем имею честь представить обязательство отвести учебному заведению помещение, безвредное для здоровья учащихся, и обеспечить их главнейшими учебными пособиями».

После неоднократных дополнительных обращений к попечителю и представления недостающих документов 4 марта 1916 года Ф.А. Аитова, наконец, получила разрешение попечителя «открыть в г. Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок... при непременном соблюдении нижеследующих условий:

- чтобы в учебном заведении употреблялись только те учебные руководства, которые допущены Министерством народного просвещения и духовным начальством по принадлежности;

- чтобы преподаватели избирались из лиц правоспособных;

- чтобы в число предметов, преподаваемых в проектируемом учебном заведении, было введено изучение русской словесности».

29 октября 1916 года состоялось торжественное открытие первой татарской женской гимназии. На церемонии открытия присутствовали представители местной администрации (губернатор Боярский, городской голова Воронин, попечитель Казанского учебного округа Ломиковский, директор народных училищ Васильев, члены училищной комиссии и городской думы и т.д.), корреспонденты местной русской и татарской печати, татарская интеллигенция.

При открытии выступали мулла К. Тарзиманов, попечитель Ломиковский, заведующая гимназией М.Ш. Акимбетьева, городской голова Воронин и др. Выступающие отмечали, что открытие первой в Казани татарской женской гимназии является крупным событием в жизни татар и выражали надежду на то, что ее выпускницы принесут большую пользу своему народу. Сегодня в подтверждение пророческих слов выступающих достаточно назвать одно имя - Сару Садыкову - выпускницу татарской гимназии Ф. Аитовой,, ставшую впоследствии талантливым композитором и популярной исполнительницей.

Заведующая гимназией М.Ш. Акимбетьева в своей речи подчеркнула, что новая школа очень нуждается в моральной поддержке со стороны татарского общества и учебного начальства. Она отмечала, что уже сейчас гимназия встретила большие трудности: «Во-первых, оказалось трудно найти учительниц-татарок, могущих преподавать на татарском языке и имеющих право на преподавание. Сразу же дало себя знать и отсутствие надлежащих учебников на татарском языке».

Назвав открытие национальной женской гимназии вторым крупным шагом нации по пути прогресса (первый - распространение новометодного обучения), известный татарский писатель Фатих Амирхан отметил большие заслуги Ф.А. Аитовой в этом деле и призвал татарскую интеллигенцию всемерно помогать ей. Он утверждал, что если первоначальная инициатива в национальных делах и принадлежит отдельным лицам, то осуществление и развитие их требует участия всей нации и, в первую очередь, татарской интеллигенции.

В 1916/17 учебном году в гимназии преподавали: русский язык и чистописание - М.Ш. Акимбетьева, окончившая Казанские высшие женские курсы; вероучение - Н.Ш. Гайнуллина; татарский язык, чистописание и естествознание - М.М. Муштариева, окончившая 8 классов гимназии Шум-ковой; математику, географию и татарскую историю - И.Г. Сагитова, окончившая 8 классов 3-й Казанской женской гимназии; рукоделие -имеющая звание домашней учительницы B.C. Моисеева.

Таким образом, борьба татарского народа за создание национальной светской школы завершилась открытием на законодательной основе женской татарской гимназии, ставшей классической моделью национального гимназического образования мусульманских народов России в начале XX века.

Сформулируем некоторые содержательные и функциональные характеристики национальной гимназии Ф. Аитовой.

Гимназический стандарт. Уровень образования татарской гимназии соответствовал уровню классического гимназического образования. Программы по предметам были составлены в объеме требований государственных женских гимназий России.

Светский характер образования. О светском характере татарской гимназии свидетельствует изучение таких предметов, как арифметика, алгебра, геометрия, физика, естествознание, анатомия и физиология человека.

Национальное содержание. Гимназия Ф. Аитовой имела национальное содержание, что достигалось преподаванием таких предметов, как татарский язык и литература, татарская история. Все предметы, кроме русского языка, истории и географии Российской империи, велись на татарском языке.

Элитарность. В гимназии обучались наиболее одаренные девочки, имеющие повышенные способности не только в учебе, но и музыке, рисовании, рукоделии и т.д.

Профессиональная направленность. В своих исследованиях А.Х. Махмутова пишет о том, что в гимназии Ф. Аитовой на первый план выдвигалась задача подготовки учительниц для начальных татарских школ. Поэтому наряду с общеобразовательными предметами они изучали педагогику, чистописание - русское и татарское, гигиену, рисование, рукоделие.

Конфессиональный характер. В гимназии Ф. Аитовой преподавались основы исламской религии.

Высокая духовность. Духовно-нравственное воспитание девочек осуществлялось по канонам исламского шаригата.

Итак, татарская гимназия Ф. Аитовой по содержательным и функциональным характеристикам явилась идеальной классической моделью национального гимназического образования мусульманских народов России в начале XX века.

Завершая исследование данного вопроса, подведем итоги. Становление классического гимназического образования мусульманских народов России на рубеже XIX и XX веков шагало параллельно по двум направлениям – путем реформирования содержания конфессионального медресе и создания национальной гимназии. В результате в начале XX века сформировались две классические модели национального гимназического образования:

игдадия - элитарное отделение новометодного медресе, соответствующее уровню классических гимназии, дающее повышенное среднее образование и готовящее шакирдов к поступлению в высшее отделение;

татарская гимназия Ф. Аитовой, обеспечивающая гимназический уровень образования и имеющая светский характер и национальное содержание, готовящая учителей татарских национальных школ.

 

АВТОР: Ялалов Ф.Г.