21.02.2012 20212

Насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

 

Домашнее насилие - осознанное поведение человека, с помощью которого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. И причин насилия над ребенком много. Психологи же отмечают, прежде всего, следующие. Рукоприкладство отца к дочери основано на проблеме сексуального характера. С помощью физического наказания он снимает с себя груз неудовлетворенных потребностей или возмещает моральный ущерб от плохих отношений с женой. Жестокое обращение отца к сыну объясняется соперничеством из-за любви жены. Женщина совершает насилие над своими детьми, взяв за пример родительскую семью. Жестокое наказание стало для нее стереотипом воспитания. Психологи отмечают, что эти причины скрываются в подсознании человека. Очень часто родители наказывают детей за непослушание. Насилие, жестокое обращение над детьми происходит за стенами родного дома, где посторонние этого не видят.

Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи -безопасное существование любого ее члена. Многочисленные теории пытались определить жестокое обращение с детьми в семье, объяснить психологические и социальные факторы риска насилия над детьми. Эти факторы связаны со взаимодействием в семье, агрессией, направленной на ребенка и проявляются в стрессовых ситуациях. Насилие является результатом комплекса различных причин.

Психологическое и физическое насилие тесно связаны между собой. Насильственное воздействие на психику влечет за собой нарушение функций различных органов и организма в целом; физическое насилие, как правило, влечёт за собой и психическую травму.

Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью личности, в особенности, детей.

Насилие вызывает значительные эмоциональные потрясения, именуемые в психологии стрессовыми состояниями, болезненно отражающимися на состоянии всего организма. Член корреспондент АМН И. Шхвацабая считает, что особую опасность при стрессовых состояниях представляют такие эмоции, как печаль, тревога, гнев, страх, ярость. Когда они действуют долго, становятся чертами характера. И. Шхвацабая подчеркивает, что стресс - это есть первая стадия травмы, которая возникает при психическом насилии и степень её опасности зависит от величины возникающей при этом реакции тревоги. Если организм обладает способностью противостоять реакции тревоги, подчеркивает И. Шхвацабая, то наступает стадия резистентности, происходит процесс приспособления к новым условиям. Однако, при длительном воздействии психотравмирующей ситуации, такая адаптация может утратиться. Наступает стадия истощения, которая при достаточно сильном стрессе может привести к необратимым для организма последствиям. По мнению ученого, эти расстройства могут выражаться в воспроизведении пережитого в мыслях и снах, в полном безразличии и равнодушии к окружающему, в стремлении к уединению, утрате способности испытывать чувство радости, счастья, в повышенной подозрительности, настороженности, недоверии к взрослым, неадекватном реагировании.

Как правило, длительное травмирование психики может вызывать эмоциональные расстройства, стресс, способные серьёзно влиять на поведение ребёнка. Остановимся более подробно на определении понятия «стресс». Стресс - это первая и самая мощная реакция организма ребенка на различного вида насилие, экстремальное воздействие, повышенную физическую и психологическую нагрузку.

Родоначальник теории стресса Г.Селье дал следующее определение этому понятию: «На воздействия разного рода - холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней». Г.Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс, считает Г.Селье, характеризуется положительным влиянием на личность. Дистресс (distress, англ.- горе, нужда, страдания, недомогание, истощение), производит разрушительное воздействие на организм ребенка, тормозит его развитие, приводит к истощению.

Научно доказано, что стресс приводит к различным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром. Различают физиологический и психологический стрессы. В динамике протекания физиологического стресса выделяют три основные фазы: истощение, тревога, резистентности. Говоря о стрессе, вызванном насилием со стороны родителей, чаще имеется в виду психологический стресс, хотя не исключатся и имеет место и физиологический стресс. Исследователи считают, что стресс, вызванный психологическими причинами, не всегда приводит к стереотипным реакциям.

Необходимо стрессовые факторы дифференцировать как Физиологические и психологические. Ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, гнева, страха, тревоги, печали. Частая смена настроения, устойчивое отрицательное настроение говорят о психологическом стрессе.

В.Г.Алемовская приводит основные признаки стрессового состояния у детей:

1. Нарушение сна. Ребенок с трудом засыпает, беспокойно спит.

2. Ребенок быстро устает. Нагрузки, которые давались ему легко, тяжело переносятся на данном этапе.

3. Ребенок часто плачет, беспричинно обидчив, или, наоборот, слишком агрессивен.

4. Ребенок рассеян, забывчив, неуверен в себе, непоседлив. У него наблюдаются навязчивые движения.

5. Трудности в соблюдении дисциплины, или наоборот, ребенок слишком забит, безволен.

6. Боится контактов, стремится к одиночеству, упрям, склонен к истерикам.

7. Ребенок постоянно жует или сосет что- либо, чего раньше за ним не наблюдалось.

8. Признаками стрессового состояния ребенка являются дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, дневное недержание мочи.

9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

10. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Эти признаки могут говорить о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии. Необходимо отметить, что не все эти признаки бывают явно выражены, но появление некоторых из них должно вызвать беспокойство.

Дети, находящиеся в состоянии психологического стресса чаще всего чувствуют тревогу, неуверенность, злобу, и всегда - страх. В ситуации длительного стресса могут развиться физиологические отклонения и проблемы: развиваются болезни, дети отстают в росте, умственном развитии. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик при существовании в семье различного вида насилия.

Анализ литературы показал, что причины семейного насилия лежат далеко за пределами данной семьи, в семье, которой рос и воспитывался насильник. Неблагополучные семьи порождают друг друга, передавая свои негативные свойства из поколения в поколение. Бытовое насилие себя воспроизводит. Насилие, направленное против ребенка, порождает агрессию, воспитывает жестокость, а значит, воспроизводит новых насильников. Пренебрежение, психологическое насилие над детьми уводит детей в уличную микросреду, которая способствует еще большему отдалению родителей и детей.

Однако, по мнению ученых, в том числе и психолога Л.С. Алексеевой, в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей. Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды своего развития дети провоцируют насилие физическое, психологическое, эмоциональное отвержение. Период первой социализации, первой организации в дошкольные учреждения, когда дети впервые остаются надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмоциональных переживаниях страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адаптивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие.

Не менее опасной ученые считают ситуацию, когда родители излишне «запедагогизированы». Как считает Л.С.Алексеева, такие семьи «пропитаны духом тоталитаризма, который искажает детско-родительские отношения, а значит, в немалой степени провоцирует разные виды насилия над ребенком».

Невозможность получать помощь от собственных родителей лишает ребенка способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми.

Очень важным отличием жертв насилия в детстве во взрослой жизни является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Во взрослой, семейной жизни, лица, подвергавшиеся насилию в дошкольном возрасте, могут быть жестоки с окружающими. Взрослые, пережившие в детстве насилие, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, повышенным уровнем тревожности. Когда дети - жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, пережившего насилие в детстве:

-жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;

-хаотичная или дезорганизованная семья;

-саморазрушающее поведение.

Педагоги- ученые подчеркивают, насилие, направленное против детей, себя воспроизводит, порождает агрессию и воспитывает жестокость, а значит, воспроизводит новых насильников. Асанова Н.К. подчеркивает, что родительская жестокость распространяется чаще на детей - инвалидов, детей дошкольного возраста, т.е. на более слабых, более уязвимых не только физически, но и психически. Это значительно усугубляет вину взрослых и их ответственность за свои преступные действия. Жестокость к детям -инвалидам объясняется их низкой социальной отзывчивостью, неоправданными родительскими ожиданиями. Родители часто склонны видеть в детях не личность, а продолжение самих себя. Они надеются увидеть в них то, чего не добились сами в жизни. А дети - инвалиды разрушают их представления о себе.

Основная опасность жестокого обращения родителей с детьми заключается в том, что, избивая их или негативно воздействуя на их психику путём угроз, оскорблений и унижений, они создают условия для возникновения и последующего закрепления в детях психических аномалий, содержащих жестокость. Угрозы, принуждения вызывают чувство страха, незащищенности. Психологи считают, что чувство страха ведет к внутреннему сопротивлению, агрессивности в одних случаях, к апатии, безразличии и пассивности в других случаях. Такие психологические проблемы неизбежно влекут за собой проблемы педагогические - лживость, лицемерие, грубость. Насилие в семье неизменно ведет к отчуждению ребенка, а за отчуждением следуют педагогические проблемы -непослушание и трудновоспитуемость.

Допуская жестокое обращение, родители наносят ребенку не только физический ущерб. Росс Снайдер отмечает, что насилие наносит большой моральный ущерб психике ребенка, вызывая у него реакцию отторжения и неся с собой «заниженную самооценку, мнительность и страх». Негативные последствия насилия тяжелы и многообразны. Росс Снайдер считает, что «если ребенка часто наказывают или хотя бы он только бывает свидетелем наказания, пережитый им страх может всерьез исказить структуру его эмоций Став взрослым, этот ребенок не сможет протестовать против несправедливого обращения из страха.

Выделяется несколько типов родительского отношения, воспитания: семьи, уважающие детей, отзывчивые дети, материально ориентированные семьи, враждебные семьи, асоциальные семьи.

И.П. Подласый подчеркивает особо тяжелое положение во враждебных семьях - дети испытывают неуважение, недоверие, телесные наказания. В таких семьях дети растут скрытными, имеют плохие отношения с родителями, испытывают затруднения в социализации. В еще более тяжелом положении находятся дети из асоциальных семей. В этих семьях их не любят, не приемлют. Родители ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг - другу и детям, применяют физическое насилие. Дети из таких семей конфликтны, запуганы, а очень часто агрессивны. 30% детей из асоциальных семей причастны к антиобщественным поступкам. Главной проблемой в неблагополучных семьях является положение ребенка и отношение к нему родителей. В этих семьях дети часто испытывают жестокость, эмоциональное отвержение.

Часто насилие физическое имеет место в семьях с авторитарным стилем воспитания, где родительские отношения характеризуются строгостью, безаппеляционностью, угрозами, принуждениями. У детей этот стиль воспитания вызывает чувство страха, незащищенности.

Изучение литературы позволяет нам сделать вывод, что авторитарный стиль воспитания ведет к внутреннему сопротивлению ребенка, проявляясь внешне в лицемерии, лживости, агрессивности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о широком круге психологических расстройств, нарушений развития эмоциональных и познавательных проявлений, возникающих вследствие авторитарного стиля воспитания.

А. С.Макаренко подчеркивал, что жестокость особенно характерна авторитарному стилю воспитания. Как правило, считал А.С.Макаренко, этот способ воспитания неизбежно ведет к озлоблению детей, мстительности, трусливости.

Одна из наиболее разрушительных, хотя и трудно диагностируемых форм жестокости - эмоциональное отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Дети, испытывающие отчуждение и холодность родителей излишне тревожны, боятся новых ситуаций. Им свойственна робость, впечатлительность, чувство собственной недостаточности. Если оставление без попечения, дефицит заботы и ухода может стать поводом для вмешательства в судьбу детей лиц, уполномоченных следить за их благополучием, то дефицит эмоционального тепла не оставляет следов внешних повреждений, но может сказаться на здоровье, оставляя глубокий след в характере развивающегося человека. Последствия пренебрежения будут давать себя знать и в отношениях уже взрослого человека к членам своей семьи, к собственным детям.

«Семейное насилие обладает спецификой, - пишут Г. А. Алиев и Н.И. Бельцов,- именно в семье надо искать корни насилия как широко распространяемого явления в нашей жизни». Проблема насильственной преступности против детей начинает привлекать все больше внимание ученых - психологов, педагогов и юристов.

Известные психологи И. Гленн и З. Фрейд убедительно доказали влияние различных травматических событий на психику детей (физическое насилие, наблюдение насильственного поведения других, сексуального насилия).

Дети, пережившие насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными членами общества. В результате семейного насилия в детях вырабатывается и развивается такое негативное качество, как жестокость, дети приходят к выводу, что насилие - способ, которым можно разрешить конфликты. Избивая ребенка, родители закладывают в его личностные качества агрессию и жестокость, которые при определенных условиях могут проявиться в будущей жизни ребёнка, несмотря на то, что внешне он может выглядеть забитым, неагрессивным. У детей в результате насилия над ними появляются отклонения в физическом и психическом развитии, в эмоциональной сфере. Эти дети излишне чувствительны, быстро и неадекватно реагируют на действия окружающих. Агрессивные дети часто склонны винить других в своих ошибках, отказываются подчиняться общим правилам, что и привносят в свою взрослую жизнь в последующем.

Психолог Ю.М. Антонян (Преступная жестокость. - 1994) отмечает, что в результате насилия и эмоционального отвержения родителями ребёнка, в психике ребенка формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего положения в жизни, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира, и у этих детей риск поведенческого срыва достаточно велик.

Жестокое обращение представляет значительный фактор риска возникновения неблагоприятных последствий в развитии ребенка. Одним из самых тяжелых последствий жестокого обращения является психопатология. По мнению канадского ученого Дж. Белски (J.Belsky, 1980, 1993), плохое обращение с ребенком наиболее вероятно, когда одновременно существует влияние четырех факторов одновременно: психологические особенности родителей. Семейная обстановка, социальное окружение членов семьи, отношение общества к фактам семейного насилия.

Канадские ученые педагоги приводят три круга факторов, влияющих на последствия жестокого обращения с ребенком: индивидуальные факторы - переменные, принадлежащие конкретному ребенку; семейные факторы -переменные, относящиеся к семьям этих детей; факторы окружения -переменные в более широкой окружающей и культурной среде.

Как правило - индивидуальные факторы - темперамент. Физическое здоровье ребенка влияют на реакцию ребенка на жестокое обращение. Совершенно по- разному реагируют на плохое обращение ребенок с бурным темпераментом и ребенок того же возраста с тихим, спокойным характером. Дети с бурным темпераментом тяжелее переносят стресс, а ребенок более спокойный вызывает более позитивные реакции у взрослых, и могут лучше приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Дети импульсивные, раздражительные, гиперактивные могут подвергаться более высокому риску насилия. Семейный фактор - хороший и стабильный уход увеличивает привязанность к родителям и насилие в семье воспринимается как несчастный случай. Дети рассматривают своего обидчика. Как недостойного доверия, но они не теряют доверия ко всем людям. Это облегчает дальнейшую терапию последствий жестокого обращения. В семьях, где уход ограничен и имеет место жестокое обращение, дети теряют привязанность к родителям. Более того, они теряют доверие ко взрослым вообще, что гораздо усложняет терапию последствий жестокого обращения. Дети, сохранившие доверие к взрослым, имеющие привязанность имеют меньшую угрозу для их самоуважения. Эти дети способны выражать свои чувства здоровыми способами, и не имеют педагогических проблем. Привязанность и чувство защищенности влияет на развитие речи, а следовательно и способность к учебе. На влияние родительских обязанностей влияют много факторов, включая их семейную историю, социальный статус родительской семьи и даже заболевания. Факторы окружения имеют не меньшее значение в случаях жестокого обращения с детьми. Широкие социальные факторы, такие, как бедность, представляют значительный риск для развития ребенка вообще и служат индикатором жестокого обращения. Так же немаловажную роль имеют социальные связи. Матери из группы с высоким риском представляют меньший риск для своих детей, если рядом супруг без риска жестокого обращения.

Семейное насилие служит моделью агрессивного поведения. Оно может провоцировать детей на агрессию.

Особенно много внимания в исследованиях зарубежных ученых уделено сексуальному насилию в отношении детей, так как этот вид насилия имеет особенное негативное влияние на формирование их психики. Зарубежные специалисты считают, что на каждый выявленный случай насилия приходится четыре не выявленных, при этом более половины сексуального насилия совершается в семье. Этой же точки зрения придерживаются наши отечественные специалисты. Помимо физического вреда, а в некоторых случаях вплоть до заражения венерическими заболеваниями, насилие наносит огромный вред психике. Из - за пережитого стыда, страха у ребенка снижается самооценка, нарушается его развитие. Последствия насилия сопровождают его и во взрослой жизни. Они выражаются в злоупотреблении алкоголем, наркотиками, девушки перестают ценить свое тело, всю жизнь несут груз психологической травмы.

В своих исследованиях канадский психолог К. Кейдл-Тэйкет обнаружил, что у дошкольников, подвергшихся сексуальному насилию, часто наблюдается тревожность, ночные комары, общее стрессовое расстройство. Эти дети часто проявляют избегающее поведение, депрессивны, боязливы.

Тревожность часто проявляется в неуверенности, предчувствии худшего, подталкивая к необдуманным поступкам. Очень часто именно тревожность лежит в основе отклоняющегося поведения.

Отечественный педагог Подласый И. П. отмечает, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспоминают, что родители их отвергали, наказывали.

Анализ изученной литературы позволяет нам сделать вывод, что отвержение, слишком суровое наказание, насилие являются главной причиной детской тревожности и депрессии. Депрессия в тяжелой форме приводит к саморазрушению. Депрессивные дети сосредоточенны на себе, задумчивы, недоверчивы, неотзывчивы. Эти дети чаще других прощают обиды, оскорбления, более склонны к отклоняющемуся поведению.

Взрослых должно настораживать сексуальное неподходящее поведение этих детей, хотя это не основной критерий для диагностики, т.к. такое поведение проявляется и у детей, подвергшихся жестокому физическому обращению. Дети, перенесшие сексуальное насилие, часто агрессивны, проявляют антисоциальное и неконтролируемое поведение.

Отечественный психолог Л.С. Алексеева пишет: «Влияние испытываемой травматизации на формирование основных психологических новообразований напрямую зависит от возраста ребенка. Фактор возраста, при котором происходит или произошло насилие, играет огромную роль поскольку длительность того или иного негативного воздействия оказывается различной. При более раннем повреждении, наносимом ребенку, характерна устойчивость формирования отклонений. Постоянное интенсивно грубое и пренебрежительное отношение к детям, которым приходится растрачивать свою энергию на борьбу со страхами, тяжелыми мыслями, эмоциональными лишениями, приводит к формированию у них отклоняющегося поведения, в дальнейшем оформляющегося как явно выраженная жестокость, грубость, лживость, неискренность, дурные наклонности. У дошкольников в первую очередь развиваются открытые и бурно протекающие или напротив, скрытые, цикличные аффекты». Частыми и наиболее распространенными последствиями семейного насилия ученые называют депрессии, психосоматические расстройства, и как следствие, саморазрушающее поведение.

Последствия сексуального насилия чрезвычайно тяжелы для ребенка. Они сопровождают человека всю жизнь и приводят к стойким депрессивным состояниям, тревогам, плохим взаимоотношениям с окружающими.

В подростковом возрасте этим детям часто характерны суицидальные попытки, злоупотребление алкоголем, наркотиками.

В педагогической практике описывается восемь факторов психической травмы, связанных с восприятием жертвой сексуального насилия:

  • Сексуальная отзывчивость жертвы: это становится источником чувства вины, самообвинения.
  • Ужас: любые воспоминания, связанные с насилием могут всплыть через много лет.
  • Искаженная идентификация преступника: ребенок не способен воспринять родителя как преступника.
  • Искаженная идентификация жертвы: ребенок воспринимает себя виновником пережитого.
  • Фобии или когнитивные нарушения: возникает потребность защитить себя, потребность в самонаказании, снятии чувства вины, желание избежать чувства стыда и обиды.
  • Утаиваемое сообщение.
  • Катастрофа раскрытия: ситуация раскрытия заставляет увидеть себя глазами других.
  • травматическая связь: потребность состоять в связи с насильником, чтобы не потерять внимание, склонность ребенка к самообвинению.

И зарубежные, и отечественные психологи отмечают, что половина насильников в раннем детстве сами испытали сексуальное насилие. У взрослых, переживших насилие, часто нарушается сексуальная ориентация. Они часто не способны создать семью.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, детей, перенесших сексуальное насилие в семье, часто мучают ночные кошмары, страхи. Они внезапно меняют поведение - начинают говорить и вести себя, как дети младшего возраста, играют в сексуальные игры с игрушками, со сверстниками. Эти дети часто замыкаются в себе, отгораживаются от родителей, впадают в депрессию. Длительное депрессивное состояние ребенка часто влечет за собой педагогическую запущенность.

В ситуации сексуального насилия, как и любого физического, в основе лежит насилие эмоциональное. Оно мешает успешной социализации личности и в последующем, во взрослой жизни. Ученый психолог К. Кендл-Тэйкет отмечает наличие у детей, подвергнутых насилию таких симптомов, как страх, агрессия, депрессия, ночные кошмары, невротические реакции, трудности общения.

Отечественный психолог Л. С. Алексеева отмечает, что жертвами различного вида, уже не только семейного, насилия чаще становятся:

«-дети, воспитывающиеся в условиях жестких и холодных семейных отношений, в обстановке пренебрежения к их нуждам, враждебно воспринимающие мир и сами всегда готовые к насилию по отношению к более слабым, становясь в то же время жертвами со стороны тех, кто сильнее;

-дети, воспитывающиеся в условиях заброшенности, эмоционального отвержения, безнадзорности, не получающие достаточного ухода, отстающие в развитии, легко внушаемые, не способные ни оценить для себя степень опасности ситуации, ни сопротивляться насилию;

-дети, воспитывающиеся в благоприятных условиях, но по принципу беспрекословного подчинения тирании взрослых, не умеющие говорить «нет», боязливые, тревожные, зависимые».

Л. С. Алексеева считает, в основе любого физического насилия, в том числе и сексуального, лежит психологическое насилие.

Ситуация в семье, где практикуется насилие непредсказуема. Она пугает ребенка, потому что он не может предвидеть, что произойдет в следующий момент, когда и чем он может вызвать следующий всплеск насилия.

«Мир для таких детей, - пишет Дж. Боулби, - всегда остается двусмысленным, неопределенным и опасным».

Отсутствие контроля над экстремальной ситуацией приводит к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам. Ситуация постоянного стресса часто ведет к тому, что дети с пониженным настроением, разочарованы. Уровень психологического напряжения в таких семьях имеет тенденцию к нарастанию, вызывая эмоциональные нарушения у всех членов семьи, и в первую очередь, у детей. Часто эти дети испытывают чувство заброшенности, ненужности. Чувство ненужности приводит к заниженной самооценке, неадекватному отношению к окружающему миру.

Нарушение детско-родительских отношений, состояние внутреннего конфликта, вызванное сложной семейной ситуацией, часто становятся причиной появления тревожности у детей дошкольного возраста. Отсутствие контроля над ситуацией, невозможность защитить себя часто приводят к проявлению упрямства или агрессии в поведении. В поведении детей к окружающим преобладают негативизм и безразличие. У детей часто наблюдается межличностные и внутриличностные конфликты.

Психологические проблемы неизбежно влекут за собой проблемы педагогические, дети неспособны, усвоить содержание программы образовательного учреждения. Хроническая неуспеваемость приводит к отсутствию интереса к учению. Продолжительное нахождение в состоянии стресса, психологическая травма, не только задерживают психическое развитие ребенка, но и влекут деградацию личности, отсюда неизбежно созревают педагогические проблемы: понижается способность к обучению, затрудняется общение в социуме.

Закрытость для положительного опыта и общения со взрослыми, лживость ребенка, его враждебное отношение к окружающим становятся преградой для его успешной социализации.

Семья, как основная среда социализации ребенка, призвана формировать у него такие совокупности черт, которые обеспечивают уверенное, адекватное социальное поведение.

Педагогическая наука доказывает отрицательное влияние негативных личностных особенностей родителей на развитие детей. В семьях, где присутствует насилие, дети часто имеют никое самоуважение и недоверие к людям, комплекс неполноценности, а во многих случаях озлобленность и агрессивность. В этих семьях у детей формируется неадекватное, социально неуверенное поведение, что становится для них значительной психологической проблемой. Эти дети реагируют на жизненные ситуации неадекватным поведением, высокий уровень тревоги мешает им взаимодействовать с обществом.

Тяжелая семейная ситуация, насилие любой формы приводит к отсутствию успешной социализации. Дети не могут гармонично взаимодействовать с самими собой, с окружающим миром. Педагоги считают, что социальная неуверенность детей - это следствие неумения взаимодействовать с самим собой.

Психологическое насилие, которое часто встречается в авторитарных семьях, часто приводит к тому, что дети не могут реализовать собственное «Я», они отличаются несамостоятельностью, низкой самооценкой, безволием. Родители в этих семьях часто требуют от детей то, к чему они еще не подготовлены ни интеллектуально, ни физически, чем еще более обостряют их социальную неуверенность.

Агрессивность родителей крайне неблагоприятно сказывается на развитии социальной уверенности детей. В семьях, где присутствует насилие, наряду с социальной неуверенностью могут развиваться беспокойство, тревожность, угодничество. Чем более противоречивы и агрессивны отношения родителей к ребенку, тем более неустойчива внутренняя позиция ребенка, тем социально дезориентирован ребенок.

В семьях, где встречается одна из самых тяжелых форм насилия -эмоциональная отверженность, - потребность детей в ласке и любви не удовлетворяется, дети считают себя лишними, ненужными, никчемными. Переживания, которые возникают в подобных ситуациях, ведут к нарушению правильного представления о себе, следовательно, к неуважению к себе, низкой самооценке, неуверенности.

Для успешной социализации ребенка важна положительная самооценка детей, положительное представление о себе, но чаще жертвам насилия, особенно психологического, свойственна низкая самооценка, ощущение собственной незначительности. Ребенок, переживающий насилие в семье всегда испытывает негативные переживания, что остро отражается на его развитии. В результате семейного насилия, ребенок не может проявить волю, принять собственное решение, проявить самоутверждающее поведение и реализовать его.

Социально неуверенный ребенок не может управлять своими чувствами - гневом, агрессией, ненавистью. Постоянное тревожное состояние не позволяет ребенку правильно оценивать и прогнозировать конфликтную ситуацию.

Тревожность часто проявляется в неуверенности, предчувствии худшего, подталкивая к необдуманным поступкам. Очень часто именно тревожность лежит в основе отклоняющегося поведения.

Отечественный педагог Подласый И.П. отмечает, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспоминают, что родители их отвергали, наказывали.

Анализ изученной литературы, наши собственные наблюдения над детьми позволяют сделать вывод, что насилие является главной причиной детской тревожности и депрессии, социальной неуверенности. Депрессия в тяжелой форме приводит к саморазрушению. Депрессивные дети сосредоточенны на себе, задумчивы, недоверчивы, неотзывчивы. Эти дети чаще других прощают обиды, оскорбления; они более склонны к отклоняющемуся поведению.

Психологическое насилие развивает в детях чувство собственной ничтожности, определяя тем самым его поведение и успеваемость. Самооценка ребенка определяет его социальный статус, его возможность взаимодействовать с социумом. Нередко социальный статус ребенка переходит и во взрослую жизнь.

Из вышеизложенного текста мы делаем вывод, что насилие любого вида приносит проблемы для личности ребенка. Эти проблемы мы классифицировали: социальные, медицинские, психологические, педагогические.

К социальным проблемам, как последствию насилия над детьми дошкольного возраста их родителей, мы относим изменения в жизни ребенка в обществе, среди людей. Они вызываются изменениями самого ребенка, произошедшими под влиянием экстремальной ситуации для ребенка в семье, т. е. насилием со стороны родителей. Социальные проблемы. Как следствие родительского насилия обнаруживаются в снижении социальных способностей и социальных навыков детей. Одной из ведущих социальных проблем является снижение доверия к себе, которое рассматривается как чувство неуверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении. Ребенок не стремится к достижению положительного результата. К социальной проблеме так же мы отнесли затруднение ребенка в установлении контактов в ситуации коммуникации с другими детьми, со взрослыми. Детям, претерпевающим насилие со стороны родителей, составляет значительную трудность договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, излагать собственное мнение и слушать других, дискутировать. Одной из тяжелых социальных проблем является отсутствие положительного образа «Я». Самооценка ребенка определяет в текущий момент его социальный статус в коллективе, в собственной семье, его возможность взаимодействовать с социумом, убежденность в несправедливом к нему отношении. Нередко, если нет вмешательства в ситуацию специалистов, социальный статус ребенка переходит и во взрослую жизнь.

К медицинским проблемам, возникающим вследствие присутствия в семье различного вида насилия над детьми дошкольного возраста, мы относим проблемы здоровья, прежде всего психического, а так же физического. Помимо ушибов, ссадин, синяков, могут быть повреждения более серьезные, которые сопряжены со страданиями и требуют длительного лечения.

В результате насилия над детьми физическое и психическое здоровье ребенка нарушается, происходит задержка психического и физического развития. Эти дети часто отстают в психическом развитии от сверстников, хотя отличаются большим сексуальным познанием, если ребенок испытывал сексуальное насилие. Они более часто подвержены депрессиям. Помимо психологических проблем, дети терпят физическое нездоровье, могут заболеть болезнями, передающимися половым путем. Задержка физического развития дошкольника, как следствие различного вида насилия над ним, может выражаться в задержке роста, задержке речевого развития. Если ребенок испытывает в семье пренебрежение, он лишен медицинской помощи, нет прививок, имеет запущенные хронические заболевания. Эти дети часто испытывают голод, теряют вес или не набирают веса. Кроме того, у них плохая гигиена кожи и, как следствие, грибковые и гнойничковые заболевания кожи, педикулез.

К психологическим проблемам, возникающим вследствие насилия над детьми, мы относим состояние отрицательной эмоциональной окраски. Это может быть чрезмерная возбужденность, отчаяние, плаксивость, истерия, агрессивность, депрессия. В этом состоянии дети хуже, чем обычно воспринимают окружающий мир, адекватность реагирования на окружающее нарушена, дети становятся импульсивными, приобретают вредные привычки. В более тяжелых случаях происходят более глубокие психологические изменения - личностные, выраженные в изменениях психологических особенностей ребенка (свойства его направленности, характера, познавательных, эмоциональных, волевых качеств). Негативные личностные изменения обнаруживаются и в появлении новых экстремально значимых установках, которые выражаются в ожидании повторения неприятного аналогичного случая, потере веры в возможность его избежания. Негативные личностные психологические изменения устойчивы и трудно поддаются изменению.

К педагогическим проблемам, возникающим в результате применения различного вида насилия в семье, относятся изменения педагогических свойств ребенка (воспитанности, обучености, развитости).

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно».

Именно в изменениях воспитанности чаще всего наблюдаются негативные последствия насилия над дошкольником в семье. Изменения в воспитанности ребенка тем более, чем ниже существующий у него уровень воспитанности. Негативные влияния обусловлены обстоятельствами ряда экстремальных ситуаций, в том числе неблагополучием семьи - пьянством родителей; жестоким обращением в семье; вовлеченностью в жизнь алкоголиков, наркоманов. Под влиянием экстремальных ситуаций в семье, в будущем дети становятся не верящими ни во что порядочное и доброе и соответствующим образом ведущими себя. Во взрослой жизни негативные изменения в воспитанности затрагивают разные компоненты их личности, мировоззрение. Гражданские и моральные качества зачастую вступают в противоречие с общественным устоем, создавая проблемы окружающим людям и для самого себя. Гуманность, демократичность, которые нужно воспитывать не только словом, а личным примером родителей, у этих детей не развиты. Общий культурный уровень, эстетичность в силу отставания в общем развитии детей, переживших домашнее насилие, достаточно низки в детском возрасте и остаются низким во взрослой жизни. Даже во взрослой жизни, получив образование, специальность, общий культурный уровень остается гораздо ниже, чем могло бы быть в благополучной жизненной ситуации.

Таким образом, анализ научной литературы, проведенный в ходе нашего исследования позволил сделать следующие выводы:

-на сегодняшний день нет единого определения понятия семейного насилия над детьми и вообще насилия.

-насилие - категория социально-правовая. Поэтому при его определении нельзя обойтись без указания на его социально-правовые признаки.

-насилие над детьми можно классифицировать на четыре вида: жестокое физическое обращение; сексуальное насилие; пренебрежение; психологическое насилие.

-насилие любого вида создает проблемы для личностного развития ребенка, которые можно обозначить следующим образом: социальные, медицинские, психологические, педагогические.

-теоретические объяснения семейного насилия причисляются к одному из трех уровней факторов (Крейхи Б.):

-макроуровень общества, в рамках которого наблюдается семейное насилие;

-микроуровень семейной среды;

-уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчиков Безусловно, разрешение проблемы насильственного отношения к детям

-требует усилий представителей разных профессий, в первую очередь педагогов и психологов.

Необходимо своевременное проведение мероприятий по предупреждению жестокого обращения с детьми, а при необходимости, коррекционное, реабилитационное вмешательство с целью преодоления последствий жестокого обращения с детьми.

 

АВТОР: Тоторкулова М.А.