25.02.2012 2608

Особенности информатизации процесса обучения студентов

 

Программно-методическое обеспечение на основе информационных технологий, должно включать как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства, обеспечивающие преподавателю возможность управления учебным процессом, его рациональной организации, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.

Помимо средств обучения, ориентированных на использование средств информационных технологий, в систему средств обучения должны входить и традиционные средства обучения. Необходимость их использования обусловлена их специфическими функциями, которые передать компьютеру либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения. Это программы обучения, учебники и учебные пособия, методические рекомендации для преподавателей, методические указания по проведению практических и лабораторных работ, задачники для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, книги для внеаудиторного чтения, учебники для факультативов, наглядные пособия, оригинальные издания для поддержания лингвострановедческого аспекта обучения и др.

Для организации учебного процесса необходимы современные средства как технические, так и программно-информационные. В настоящее время большинство учебных заведений оснащаются ЮМ-совместимой техникой. Компьютеры типа IBM имеют преимущества, которые характеризуются относительно невысокой ценой, существованием русскоязычных версий программного обеспечения, переносимостью рабочих файлов и широким распространением во всех странах СНГ.

Выбор операционной системы Windows связан с тем, что все ее приложения имеют единый интерфейс, то есть единые средства связи человека с компьютером и программами. Это очень важно в условиях, когда новые программы приложения появляются каждый год, расширяя, углубляя и совершенствуя возможности Windows.

В качестве типового комплекта технических средств и оборудования для кабинетов рекомендуется два варианта.

Первый вариант на базе IBM-совместимых компьютеров. Рабочее место преподавателя на базе ПЭВМ с параметрами не ниже Pentium (процессор Intel Pentium ММХ, тактовая частота не менее 166 Мгц, объем ОЗУ не менее 32 Мб, видеомонитор SVGA, 16-бит звуковая плата, совместимая с SoundBlaster, накопитель на жестких магнитных дисках емкостью не менее 6 Гбайт, гибкие магнитные диски 3.5» (1,44 Мбайт), дисковод для CD-ROM, манипулятор «мышь», принтер, модем (28800 бод, V.32bis и V.42).

Рабочее место обучаемого (10 комплектов) на базе ПЭВМ с параметрами не хуже PC/AT с микропроцессором Intel 80486DX, объемом ОЗУ не менее 16 Мб, видеомонитором SVGA, накопитель на жестких магнитных дисках емкостью не менее 1 Гбайт, гибкий магнитный диск 3.5» (1,44 Мбайт), манипулятор мышь или «Трэк-болл», наборы кабелей и адаптеров локальной сети. Второй вариант: аналогичная комплектация на базе компьютеров Apple.

С помощью вычислительной техники реализуются следующие методические цели обучения:

- сообщение информации для учебной деятельности;

- наглядная демонстрация учебного материала;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- реализация диалога с компьютером;

- контроль с обратной связью и оценкой результатов;

- выдача индивидуальных заданий для самостоятельной работы.

Основными требованиями к оптимальному размещению компьютеров являются: безопасность работы учащихся, преподавателя и оборудования; удобство для учащихся; удобство для преподавателя с точки зрения управления занятием, сочетания различных форм обучения, организации контроля; удобство для обслуживания и ремонта; оптимальное использование площади помещения.

Предоставляя огромные возможности в сфере обучения, персональный компьютер в то же время может нести определенную опасность, и в первую очередь монитор как источник электромагнитного, рентгеновского и других видов излучения. Конструкция и технические характеристики учебной вычислительной техники должны обеспечивать максимально возможную безопасность и безвредность применения, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Многие аспекты использования компьютера как средства обучения достаточно подробно рассмотрены в современных исследованиях. При этом доказано, что компьютерное обучение является мощным средством интенсификации обучения. Отмечается также, что компьютерное обучение является объективным фактором, порождающим потребность в изменении привычных способов деятельности преподавателя, вызывая перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность учащихся, активизируя их учебную деятельность, что обеспечивает регулятивно-стимулирующий компонент процессуально-обучающей преемственности.

Как отмечено в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, «...компьютер... должен выполнять сугубо вспомогательные функции предоставления... учебной информации, которая должна помочь педагогу и обучающемуся, не отклоняясь от целей и ценностей образования, его высших культурообразующих и менталесозидательных функций получить ту систему аргументов, которые способствуют достижению именно этих целей».

Поэтому «...любые образовательные компьютерные программы, даже сугубо обучающего, информационно-справочного характера, должны в обязательном порядке проверяться на их собственно педагогическую целесообразность...».

В литературе встречается несколько подходов к классификации компонентов программно-аппаратных комплексов по дидактической направленности. Например, предлагается классифицировать знания, передаваемые обучающимся с помощью компьютера, на явные и неявные (артикулируемые и не артикулируемые).

Артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео и т.д.).

Не артикулируемая часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие формы человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а «добываются» им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач.

Опираясь на такую классификацию знаний, можно классифицировать образовательные программно-аппаратные комплексы. Технологии, положенные в основу этих комплексов и применяемые для поддержки процесса обучения артикулируемой части знаний, являются декларативными.

К ним принято относить компьютерные учебники, учебные базы данных, тестовые и контролирующие программы и другие компьютерные средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения обучающимся информации учебного назначения.

В настоящее время огромное значение имеет применение компьютера для тестирования и коррекции знаний учащихся. Современный уровень развития программных и аппаратных средств предъявляет новые требования к системам для создания дидактических компьютерных материалов. Уже сформировались определенные классы инструментальных средств, каждый из которых рассчитан на свой коллектив разработчиков, имеющий свой уровень квалификации и методической подготовки.

Технологии, применяемые при создании программно-аппаратных комплексов, поддерживающих процесс освоения не артикулируемой части знаний, являются процедурными. Компьютерные информационные технологии (КИТ) этого класса не содержат и не проверяют знания в виде порций информации. Они построены на основе различных моделей. В этом случае к КИТ этого класса относятся: пакеты прикладных программ; компьютерные тренажеры (КТ); лабораторные практикумы; программы деловых игр.

В случае подхода к классификации программно-аппаратных комплексов по дидактической направленности современные компьютерные технологии обучения также делятся на два класса:

- системы программированного обучения (СПО);

- интеллектуальные обучающие системы (ИОС).

Технология программированного обучения предполагает получение обучающимся порций информации (текстовой, графической, видео) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, определенных преподавателем.

Интеллектуальные обучающие системы отличаются такими особенностями, как адаптация к знаниям и особенностям учащегося, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин ошибок учащегося. Для реализации этих особенностей интеллектуальных обучающих систем применяются методы и технологии искусственного интеллекта. Структура интеллектуальных обучающих систем содержит общие и специальные знания трех классов: о предметной области; о стратегии обучения; об учащемся (модель обучающегося).

Развитие творческого мышления обучаемых является сегодня одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед средней и высшей школой. Один из основных путей формирования и развития творческого мышления состоит в моделировании проблемно-творческих ситуаций, основным средством которого является компьютер. Наиболее интересное и дающее, по оценкам специалистов, максимальный педагогический эффект применение компьютера - использование его как средства предъявления и решения творческих задач.

Первоначально большинство используемых программных средств функционировало под управлением операционной системы MS-DOS. Однако в последние годы все современные мультимедиа программы для вычислительных платформ IBM ориентированы на операционную систему Windows и эта тенденция будет сохраняться, так как система Windows поддерживает определенный уровень стандартизации интерфейса, что весьма важно для реализации учебно-операционального компонента преемственности в обучении.

Последние версии этой операционной системы приобретают все больше средств для работы в глобальной компьютерной сети INTERNET. Однако следует отметить, что несмотря на предпринимаемые активные шаги на внедрение этого важного познавательного фактора, компьютерные сети пока не стали обыденным элементом образовательного процесса.

При всей своей важности и высокой стоимости техническое обеспечение и общее программное обеспечение является в общем - только той оболочкой которая позволяет существовать программно-информационным продуктам, при помощи которых и проводится обучение иностранному языку на основе информационных технологий.

В современных условиях, когда разработка и тиражирование учебных программных продуктов становится предметом бизнеса, и рынок заполняется весьма разнородной и разноплановой продукцией, выявление критериев оценки качества этой продукции и её выбора приобретает всё большую актуальность. Часто распространёнными критериями этой оценки служат чисто технические характеристики программных продуктов, не связанные непосредственно с педагогическими и методическими основами их создания. Учитывается качество графического дизайна, надёжность, наличие документации, её качество, ясность и чёткость инструкций и т.д. Все эти критерии безусловно важны, однако не они определяют основные характеристики программных продуктов, предназначенных для обучения иностранным языкам.

Как известно, учебные пособия по иностранному языку можно рассматривать в различных аспектах: как полиграфическое издание, как дидактическое произведение и др. Так и обучающие мультимедийные системы могут рассматриваться в различных аспектах, в частности, и как продукт современной компьютерной технологии, и как дидактическое произведение. Причем, компьютерная технология открывает новые возможности для создания и функционирования дидактического произведения. Основным учебным материалом для усвоения в мультимедийных обучающих системах с печатным текстом являются видеозапись и фонограмма, показывающие типовую ситуацию общения. Нельзя не признать коммуникативно-значимым явлением включение видеоматериалов в учебный процесс, позволяющим на деле осуществить переход от обучения языку по печатным источникам к обучению речи по аудиовизуальным материалам. Тем самым можно реализовать обще дидактический принцип обучения видам речевой деятельности (прежде всего - слушанию и говорению) посредством адекватной учебной деятельности, что представляется особенно актуальным в условиях преподавания любого иностранного языка вне среды его носителей.

Дидактические возможности мультимедийных обучающих систем иностранному языку могут быть сформулированы следующим образом:

- многоаспектность представления учебной информации с помощью многооконного интерфейса, использующего печатный текст, видеоизображение и звукозапись, что позволяет реализовывать различные типы наглядности;

- динамичность доступа к информации, позволяющая практически мгновенно переходить от одного вида учебной информации к другому с помощью различных средств меню, «горячих точек», функциональных клавиш;

- многоканальность входа и выхода, что достигается благодаря специальной структурированности и системности организации учебного материала, которая возможна только в компьютерных системах;

- возможность сбора и хранения статистической информации о результатах учебной деятельности, фиксирования коммуникативных сбоев и др.;

- перенос основного акцента не на тренировку, а на коммуникативную и познавательно-поисковую деятельность;

- ориентированность на аутентичную языковую среду и на общение в ней.

Перечислим некоторые методические задачи, решаемые в ходе самостоятельного изучения языка с использованием мультимедийных обучающих систем:

- адаптация к аутентичной языковой среде (то есть обеспечение понимания устной речи, звучащей в нормальном темпе, интонационно маркированной;

- включение в процесс спонтанного говорения;

- формирование у обучаемых четкого и живого зрительного образа страны и людей;

- моделирование языковой и структурной среды могут быть поставлены и оптимальным образом разрешены в обучающих системах на основе мультимедиа технологий.

Актуальность использования мультимедийных обучающих систем связана с тем, что современная методика активно ищет новые способы реализации ведущих принципов обучения (проблемность, когнитивность, индивидуализация), которые наиболее естественно могут воплощаться с помощью компьютерных технологий. При разработке обучающих систем есть этапы, традиционно присутствующие при создании любого учебника иностранного языка, например отбор учебного материала (сферы общения, темы и ситуации, речевые действия, лексико-грамматический материал), так и специфические - моделирование языковой среды, архитектура обучающей системы, формирование банков данных, организация потоков движения информации и т.д.

В мультимедийных обучающих системах наряду с тренировкой и анализом ошибок, преимущественно действует следующий принцип обучения: визуально представленная коммуникативная ситуация, включение в нее, достижение результата или нет (понимание проверяется, например, путем выбора соответствующей реплики, записи, аудиотекста и сравнение с эталоном, комбинирования элементов диалога в соответствии с ситуацией и др.). В процессе мультимедиального обучения передача информации происходит на языке действий, благодаря применению различных дидактических средств.

Безусловно, преподавание гуманитарных дисциплин невозможно без личностного подхода, без эмоциональной окраски. В свою очередь, мультимедиа средства позволяют развить у обучаемого образное мышление и эмоциональную память.

Следует особо отметить, что использование таких систем в учебном процессе при изучении иностранного языка ведет к коренным структурным и функциональным изменениям учебной деятельности. Трансформируется ее операциональное (исполнительное) строение, пространственно-временные параметры взаимодействия субъект-субъект и субъект - информационная среда (система), коммуникативные компоненты деятельности, ее потребностно-мотивационная регуляция, целеполагание и т.д. В условиях диалога с компьютером, обучаемый формирует такие обобщения, образы, концептуальные модели, на которые не способен в условиях взаимодействия с другими людьми или индивидуально. Кроме того, попав в новую информационную среду, обучаемый может ставить более оригинальные, более творческие и значительно более глубокие по содержанию цели, следовательно, совокупность этих изменений позволяет говорить об использовании мультимедийных обучающих систем в учебном процессе как:

- новом специфическом виде деятельности - «развивающей среде», сочетающем в себе свойства познавательной, коммуникативной, игровой, мыслительной и творческой деятельности;

- использование мультимедиа технологии в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом.

Применение мультимедийных обучающих систем приводит к качественному своеобразию учебной деятельности, по сравнению с традиционными методами обучения, изменяя при этом мотивационную компоненту; познавательную активность и деятельность, делая ее более личностной, полимотивированной, индивидуализированной и свободной от влияния различных психологических барьеров; усиливая влияние мотивов саморазвития и самореализации обучаемого; нивелирования побочных для содержательной стороны познания факторов (снижение защитной мотивации, мотивации социально-престижного характера, социальных, возрастных, половых, индивидуально-личностных, ролевых и др. особенностей обучаемых).

 

АВТОР: Тугая А.В.