25.02.2012 7616

Совершенствование сопровождения детей, больных туберкулезом, в санатории

 

Сегодня, преодолевая объективные трудности, служба психолого-педагогического сопровождения в системе здравоохранения продолжает развиваться.

Основные ее задачи - реализовывать принципы восстановительного и компенсирующего обучения, более результативно оказывать индивидуальную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь больному ребенку, осуществляя раннюю диагностику, коррекцию отклонений в развитии, занимаясь профилактической и просветительской работой.

Задачи по совершенствованию психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория все более актуальны в последнее время в связи с ростом числа инфицированных. Кроме того, это определяется еще и тем, что в данных учреждениях здравоохранения обслуживаются дети, нуждающиеся в целенаправленной работе по изменению как взаимоотношений в микросоциуме, так и их отношения к микросоциуму.

Педагогизация самой среды и совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория является важнейшим условием решения многих педагогических проблем.

Главная психологическая проблема в длительном санаторном лечении больных туберкулезом детей состоит в адаптации к новым условиям пребывания. Исследования показывают, что, даже при решении проблем экономического порядка, создании адекватной материальной базы санаториев с длительным пребыванием на лечении, не происходит улучшения субъективного отношения детей к этим учреждениям.

Приезд и поступление на лечение в санаторий, изменение привычного уклада жизни являются критическим моментом в жизни ребенка. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка - эти жизненные обстоятельства заставляют детей не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Процесс перестройки происходит очень болезненно и сложно. Поскольку основной стрессор, которым является сам фактор поступления в санаторий, невозможно устранить, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны медицинского и педагогического персонала.

Адекватная адаптация происходит в том случае, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности. Для больного ребенка это большая и напряженная внутренняя работа, требующая внимательного отношения и поддержки со стороны всего персонала санатория. Помещение на лечение происходит болезненно, если ребенок психологически не готов к изменению привычного уклада жизни, не информирован об условиях жизни и лечения в этом учреждении. В этой связи существенное значение приобретают мероприятия, направленные на снятие предубеждения и отрицательного отношения детей к пребыванию в туберкулезном санатории, на создание обстановки домашнего комфорта и уюта.

Дети, поступившие на лечение, помимо фактора болезни, лишаются привычного окружения близких и знакомых им людей, утрачивают возможность пользоваться любимыми вещами, вынуждены подчиниться ряду требований «общежития», должны считаться с новым окружением, общаться с другими детьми. Все это создает некий дискомфорт, а нередко сопровождается и болезненным состоянием, которое протекает, как реакция дезадаптации. Реакции дезадаптации могут протекать в виде судепрессивных состояний. Дети испытывают в этом случае состояние тревоги, тоски. Одни из них немногословны, уединяются, другие, напротив, неусидчивы, обращаются за разъяснением к окружающим, ищут сочувствия, поддержки. К этому присоединяется еще и пессимистическая оценка будущего в связи с протекающей болезнью, отягощенная потерей кого-либо из членов семьи. Нередко эти состояния сопровождаются нарушениями сна, эмоциональной неустойчивостью, слезливостью, в других случаях возможны реакции дезадаптации психопатоподобного характера, когда дети, поступающие на лечение, выражают тотальное недовольство, бурное протестно-негативное отношение к лечению в санатории, к условиям жизни, к режиму и необходимости ему подчиняться. В этом случае возможны уход в себя, конфликтные ситуации с другими детьми, побеги домой.

Возникновение реакций дезадаптации, несмотря на их психологическую обусловленность, связанную с возрастными особенностями психики, социальными проблемами, в значительной степени может быть предотвращено при условии умело поставленной разъяснительной работы, которую необходимо начинать с первых минут поступления детей на лечение.

При приеме ребенка на лечение необходимы не только медицинский осмотр, беседа родителей с лечащим врачом, но и предварительная беседа - знакомство с психологом и социальным педагогом, в ходе которой составляются психологический и социальный портреты семьи, выясняются характелогические особенности детей, привычки, наклонности, выясняются возможности адаптации. Это поможет в дальнейшем более адекватно поселить ребенка в палату, подобрать ему соседей, выявить некоторые особенности, которые следует использовать при создании микрогрупп. Помимо знакомства с поступающим ребенком, в первой беседе необходимо рассказать о распорядке дня, проводимых лечебных и воспитательных мероприятиях, о правах и обязанностях находящихся на лечении детей.

Очень важным мероприятием, оказывающим большое влияние на адаптацию пациентов, является расселение. При этом обязательно надо учитывать характерологические особенности, возраст, возможности психологической совместимости, национальность, культурный и социальный уровень, что будет способствовать предупреждению конфликтов, отрицательно влияющих на адаптацию поступающих детей.

Одним из важных положений работы по адаптации является дифференциация контингента, которая позволяет говорить о необходимости дифференцированных методов активизирующего воздействия. Особое место в педагогическом процессе занимают культурно-массовые мероприятия, культурно-творческие дела, которые направлены на развитие коммуникаций, осознание детьми своей востребованности и нужности обществу, повышение самооценки и мотивации к активному образу жизни. Формы и методы КТД разнообразны: организуются и конкурсы «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики», «Алло! Мы ищем таланты!», и кружки прикладного творчества, танцев, кукольный театр, школьный пресс-центр и пр. Организуются вечера, утренники, встречи с представителями других поколений.

Особую подгруппу составляют дети, лишившиеся родительского попечения, и из конфликтных, педагогически несостоятельных и асоциальных семей. Низкий нравственный, культурный, экономический уровень, расторможенность примитивных влечений, сексуальная распущенность, эмоциональная тупость, грубый эгоцентризм и жестокость родителей, антисанитария и безалаберность в быту - все это свидетельствует о несостоятельности таких семей как института социализации детей. У большинства таких детей огромные пробелы в знаниях, многие переросли по возрасту тот школьный класс, в котором способны учиться, а есть и такие, которые вообще не учились.

Социальный статус таких детей крайне тяжел, примерно каждый второй из этой категории детей имеет родителей, лишенных родительских прав. Неблагоприятные условия жизни обусловили у них наличие эмоциональных расстройств и неврозоподобных состояний: одни подавлены, заторможены, другие, напротив, возбудимы, гиперактивны.

Дезадаптирующее влияние асоциальных семей приобретает критический характер, когда родители страдают алкоголизмом, наркоманией, занимаются воровством, ведут паразитический образ жизни, чтят нормы и традиции криминальной среды. Дети из таких семей лишены надзора и элементарного ухода, запущены, физически слабы, имеют плохое психическое состояние.

Отсутствие заинтересованного внимания (эмпатии) к ребенку со стороны взрослых деформирует его представления о самом себе, формирует у него неадекватную самооценку; жестокость в семье - недоверие к взрослым, чувство опасности, трудности в общении.

Неудовлетворенность основных психических потребностей ребенка в семье и социальном окружении негативно влияет на его психологический статус, обуславливает задержки физического и психического развития, несформированность мотивации к познанию, труду, определению жизненных перспектив. Их эмоциональное состояние и поведение определяют главным образом сиюминутные события.

В мотивации социально запущенных детей снижены интерперсональные связи и преобладает мотивация, связанная с личностной автономией, защитой собственного «Я». В сочетании с блокировкой временной перспективы этот фактор препятствует прогрессивному развитию личности.

Социально запущенных детей характеризует множество отклонений в поведении, самые распространенные из них - драчливость, конфликтность, мелкое воровство, употребление спиртного, хулиганство, бродяжничество.

В данном случае перед специалистами службы психолого-педагогического сопровождения стоит задача в корректировке внутрисемейных отношений и социальной реабилитации детей.

Социальная дезадаптация этой группы детей проявляется в отклоняющемся поведении, рассогласовании с нормами правилами, принятыми обществом; в искажении личностных структур (идеалов, ценностей, установок); в нарушении социальных связей со значимыми для ребенка людьми. Такие дети легко переходят границы моральных и правовых норм, им свойственны проявления асоциального поведенческого характера - сквернословие, курение, дерзкие выходки.

Безусловно, большое значение имеет своевременное выявление семей, где создаются условия для педагогической запущенности детей, и принятие соответствующих коррекционно-педагогических мер по исправлению ситуации. Работа в этом направлении ориентирована на следующие задачи.

- налаживание детско-родительских отношений;

- снятие психотравмирующих ситуаций в ближайшем окружении;

- содействие улучшению психологического самочувствия ребенка;

- расширение круга интересов и повышение социальной компетентности ребенка;

изменение представлений ребенка о самом себе и отношениях с людьми.

Еще одна перспективная линия развития службы психолого-педагогического сопровождения - внедрение проекта «Школа здоровья» с введением в штаты учреждений психологов, дефектологов, логопедов, врачей, инструкторов ЛФК, объединенных хорошо продуманной стратегией психолого-педагогического сопровождения детей.

Поступление детей в санаторий можно с уверенностью назвать кризисом. У нас, несомненно, есть для этого определенные основания. Мы наблюдаем психическое и физическое состояние детей, отслеживаем их школьную успеваемость и видим, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от нас, взрослых. У этого кризиса организационно-педагогическое происхождение. Он создается логикой обучения в российской школе, несостыковкой программ разных школ, неоправданно резким и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую.

Предлагаемая система работы педагогов и психологов на этапе пребывания ребенка в санатории и есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.

Мы рекомендуем психологам-педагогам использовать и невербальные формы - методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии общения с искусством: музыкотерапия, библиотерапия, арт-терапия, логотерапия, гештальт-терапия. Все эти методы направлены на изменение установок модальной психической жизни человека.

Рекомендуется использовать и суггестивные методы, к которым относятся все виды самовнушения - основа множества конкретных методик аутогенной тренировки и релаксации.

По сути, психологи-педагоги могут и должны оказывать реальную (оперативную) помощь детям, больным туберкулезом в условиях санатория.

Результаты психологического исследования показали ряд проблем, что подтверждает необходимость изучения психологами-педагогами обстановки в коллективах, проведения анализа причин неблагополучия, важности обучения определению индивидуальных особенностей детей, ведения учета лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, осуществления программы психологического сопровождения, в первую очередь детей, испытывающих трудности в адаптации к условиям санатория, взаимодействия с медицинским персоналом в интересах оказания помощи, проведения психологического консультирования с семьями больных детей, учитывая семейные взаимоотношения. Для реализации всех этих программ необходимо материально-техническое и методическое оснащение. В связи с этим, мы предлагаем:

- проводить инструктивно-методические занятия по вопросам изучения индивидуальных особенностей, порядок работы с теми, кто испытывает трудности к адаптации, имеет низкий уровень нервно-психической устойчивости с участием всех членов педагогического и медицинского персонала;

- организовать систематическое изучение морально-психологической обстановки в каждом детском коллективе, в полном объеме осуществлять углубленное медико-психологическое изучение поступающих на лечение детей;

- обеспечить возможность получения методической и психологической помощи всеми субъектами сопровождения, привлекая к этой работе специалистов, имеющих психолого-педагогическое образование;

- проанализировать социально-психологическую и моральную обстановку в семьях детей;

- оказывать адресную социально-психологическую поддержку наиболее нуждающимся, повышать результативность мер по предупреждению негативных действий детей.

От того, насколько удачно система психолого-педагогического сопровождения вписывается в практику семейного воспитания, зависит, способна ли она обеспечить действенную помощь детям, предупредить возникновение деструктивных проблем в их развитии, и при необходимости решить эти проблемы.

Служба психолого-педагогического сопровождения - это живой, растущий организм, который чутко реагирует на все изменения, происходящие как в системе образования, так и в обществе в целом. Преодолевая кризисное состояние современной российской семьи, специалисты службы работают в контексте семейного консультирования, строят коррекционно-развивающую работу в рамках детско-родительского взаимодействия, реализуют профилактические и просветительские программы для подростков. Характерным для службы психолого-педагогического сопровождения является межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения и другими.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на ребенка со стороны педагогов, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств.

В рамках модели предполагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа педагогов, психолога и администрации санатория.

Цель работы может быть определена как создание условий для успешного лечения и обучения детей, больных туберкулезом. Она направлена, прежде всего, на интересы ребенка, на восстановление и укрепление его здоровья, и лишь во вторую очередь - на задачи учебного процесса.

Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. При необходимости - и за счет снижения планки образовательных задач.

В работе выделяются два взаимосвязанных этапа.

Первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации.

Второй этап - создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.

Этап формирования готовности, по своим задачам и по формам работы с детьми, преимущественно - педагогический. Конечно, он предполагает разнообразную и значимую работу психолога. И все же главное - в создании педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в школе.

Этап социально-психологической адаптации, наоборот, в большей степени обеспечивается психологическими (по решаемым задачам и форме проведения) программами и мероприятиями. Главное - в создании в рамках воспитательно-образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего, администрация санатория должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» поступающих на лечение детей и поведет их дальше. Второе условие - должно быть налажено серьезное методическое сотрудничество между педагогами и медицинским персоналом. Третье условие - у администрации санатория должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации психолого-педагогического сопровождения необходима в первую очередь для успешного решения лечебно-оздоровительных задач. И в это надо вкладывать время и силы педагогов.

Мы убеждены, что вся учебная и внеучебная работа с учащимися должна строиться с учетом их «маргинального» статуса. В некоторых случаях детей стоит присоединять в качестве самых старших, консультантов, помощников педагогов и т. д., включать во внешкольные мероприятия, но при этом помнить, что первое время им проще находиться в позиции деятельных наблюдателей, чем активных участников.

Первые недели пребывания - время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, новой жизни, наладить отношения с детьми, педагогами, найти свое место в коллективе. Очень важная задача - выйти на новый уровень самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Педагоги предлагают формы работы, до сих пор не освоенные, и на осмысление их тоже нужно время.

Мы рекомендуем педагогам и психологам первое время большую часть времени уделить именно этим проблемам, не забывая при этом о целенаправленном формировании детского коллектива.

Должно быть создано единое реабилитационное пространство, включающее в себя систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на максимально возможную компенсацию ограниченных возможностей этих детей и позволяющее ребенку, больному туберкулезом, реализовать в доступных для него сферах свое право наследования социального и культурно-исторического опыта человечества.

Мы считаем, что для дальнейшего позитивного развития системы психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория необходимо:

- предоставить детям, находящимся на длительном лечении в туберкулезном санатории, равные со всеми права на обучение и образование;

- внедрить в практику комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение больному ребенку адекватных условий развития;

- обеспечить психолого-педагогическое и социальное сопровождение семьи детей, больных туберкулезом;

- подготовить педагогические и другие кадры, ориентированные на работу с данной категорией детей,

- оптимизировать систему психолого-педагогического сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, за счет создания службы ППС и дифференцированного обучения;

- совершенствовать систему обучения детей, ранее не посещавших образовательные учреждения по состоянию здоровья или в связи с социальным положением семьи.

Задачи ППС в санаторной школе различны. В санатории проходят лечение дети 1-9-х классов.

В начальной школе это: определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

В основной школе это: сопровождение перехода в основную школу и адаптации к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении личностных проблем и проблем социализации; формирование жизненных навыков; профилактика неврозов; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личностной идентичности); развитие временной перспективы, способности к целеполаганию; развитие психосоциальной компетентности.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития.

Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных, конфликтных ситуаций и решение их, снижение уровня тревожности.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте - объединенными в службу), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в адаптации, обучении, взаимодействии с медицинским персоналом, педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с медицинским персоналом и педагогами.

Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством учреждений, а также текущего состояния воспитательно-образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам.

Уровень специализированного учреждения. На данном уровне оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами, предполагающими специалистов особой квалификации, комплексный подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования и т. п.). Подобные возможности имеются в системе ППМС-центров, ПМПК-комиссий.

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.

Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др.

Разрешение подобных ситуаций требует работы как с окружением ребенка - по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком - по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.

Нельзя недооценивать серьезность таких проблем как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий.

В краевом детском туберкулезном санатории «Дружба» находятся на лечении дети разных национальностей, воспитанные на разных культурных традициях, разного возраста и уровня развития. Здесь одной семьей живут русские, украинцы, белорусы, греки, турки, немцы, армяне, туркмены, корейцы, чеченцы, ингуши, татары, даргинцы, цыгане, уйгуры, агулы и представители других народов.

Под влиянием окружающей социальной среды у них формируется определенное отношение к представителям разных этносов - от позитивного до враждебного.

Перед педагогическим коллективом санатория стоит нелегкая задача по созданию психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации прибывших на лечение детей в поликультурной среде санатория, воспитанию уважительного отношения к культурной самобытности разных этнических групп.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что в первые дни, попадая в незнакомый коллектив, ребята, прежде всего, знакомятся, объединяются в небольшие дружеские группы, опираясь на национальные признаки или по принципу землячества.

Но в то же время во время опроса о том, что больше всего мешает нормальному общению и дружбе, наши воспитанники называли «злость», «невоспитанность», «грубость», «жадность» и другие качества, но никто не ответил «национальность».

Группе детей (10-15 лет) было предложено ответить на вопросы: чем определяется национальная принадлежность; твое отношение к людям другой национальности. Из 45 участвующих в анкетировании 23 человека ответили, что национальность определяется языком, на котором люди разговаривают, 13 - внешностью, 5 - родителями, 2 - местом проживания, а 1 написал: «ничем, все одинаковые». Свое отношение к людям других национальностей 5 детей определили, как отличное, 29 - хорошее, 2 - «к одним хорошо, к другим плохо», 3 - не очень хорошее, 7 - «как ко мне, так и я», и только 1 высказался резко отрицательно.

Можно предположить, что этнические корни, культурные традиции разных районов влияют на взаимоотношения детей и их характер, но влияние это детьми не осознано.

Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям, и особенностей объективно сложившихся условий.

Сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в нашем обществе, построенной на важных принципах толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести: отказ от насилия; умение принудить себя, не принуждая других; принятие другого, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

В своей работе по формированию у детей этики межнационального общения нами учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, его эмоциональное состояние.

В ходе педагогической деятельности мы формировали такие качества, как толерантное отношение к взглядам и мнениям других людей, представителям других этнических, религиозных и иных групп.

При этом работа велась целенаправленно, с использованием разнообразных средств, методов и форм по следующим направлениям:

Приобщение к национальным культурам других народов.

Создание условий для усвоения духовно-нравственных норм и ценностей.

Развитие способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Формирование уважительного отношения к духовным составляющим этнических культур на основе поли культурного образования, усвоение норм и правил межнационального общения.

Длительное совместное проживание, коллективные творческие дела, на наш взгляд, являются основой для решения задач по формированию социально-нормативных форм межнационального общения, по развитию эффективного умения вступать в контакты с другими людьми вне зависимости от их этнической принадлежности.

Вышесказанное заставляет нас искать пути и средства формирования у детей толерантного отношения, принятия «другого», который может отличаться по разным признакам - национальным, культурным, религиозным и т.д.

Создание дружеских отношений между детьми разных национальностей, культурных традиций, типов поселений понимается как принципиально значимое условие толерантности.

Организация межличностного общения, чтобы оно стало не временным, а переросло в устойчивые эмоциональные связи (дружбу) - один из самых тонких и трудно управляемых процессов, но создать объективные условия, способствующие их формированию, реально.

Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем. Даже само называние слова «толерантность» нами не считается обязательным. Важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям.

Проживая единым целым трудную жизненную ситуацию (болезнь) и преодолевая ее, ребята становятся мягче, терпимее друг к другу, в чем им помогают не только педагоги и врачи, но и все сотрудники детского санатория.

Расширяя кругозор теоретическими знаниями, воспитанники применяют их на практике, овладевая навыками межличностного общения. В процессе совместного проживания дети узнают много нового о традициях, обычаях, культуре других народов, находят не только различия, но и общее, объединяющее их.

Так, при проведении Праздника чая, воспитанники узнали о традициях чаепития у разных народов, обменивались рецептами, а во время игры «Назови похожую» подбирали синонимичные пословицы на своем языке.

Мы проводим совместные детские праздники, чаепития с обыгрыванием народных обычаев, традиций, использованием устного народного творчества (сказок, пословиц, поговорок), музыкальных произведений; выставки декоративно-прикладного творчества, конкурсы рисунков, тематических кроссвордов.

На школьной карте отмечены районы, откуда приехали наши пациенты; изучая ее, они находят своих «земляков», которые уже адаптировались к новым условиям жизни, нашли друзей других национальностей и помогают в поиске оптимальных форм взаимодействия, разрешении ситуаций конфликта.

Процесс формирования у детей, больных туберкулезом, навыков конструктивного общения, принятия проявлений различий между людьми разных национальностей не всегда проходит гладко. Это связано чаще всего с низким образовательным и культурным уровнем семей наших воспитанников.

Как показывает практика, общение не может быть беспредметным. Для создания условий организации межличностного общения необходимо найти или создать реальные и осознаваемые «точки соприкосновения». При этом большое внимание уделяется организации свободного времени. Педагогами санатория создан банк ролевых, ситуационных, имитационных, исследовательских, спортивных игр и конкурсов. Разработаны базовые и вариативные программы досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, комплексы-марафоны творческих дел.

Разделяя досуг детей по содержанию на ряд групп, много внимания уделяется развитию у детей творческих наклонностей и жизненных интересов.

В школьной группе санатория прижилась такая форма коллективного творчества, как журналы-эстафеты, посвященные различным событиям в жизни страны («Мы против террора», «День Учителя» и т. д.) или отражающие интересы каждого члена коллектива («Мои друзья, мои интересы», «Давай переписываться», «С чего начинается Родина» и т. п.). Педагоги всегда стараются организовать творческое дело так, чтобы дети могли заявить о себе, самоутвердиться. Этому способствуют совместные детские праздники, в программе которых находится дело каждому. Дети показывают свои таланты, танцуют, играют, поют, преодолевая скромность, застенчивость и закомплексованность, не устояв перед общим весельем, с удовольствием в него вливаются.

За летний период в санатории проводятся сотни коллективно - творческих дел. Отдельные игры и мероприятия настолько полюбились детям, что уже стали традиционными и проводятся постоянно. Дети подтверждают эффективность этих мероприятий постоянным желанием в них участвовать.

Игра-марафон «Вперед, индейцы!» особо любима детьми. Идея игры подсказана самой детской средой, основана на том, что детям очень нравится перевоплощаться в индейцев.

Лидеры, исполняя роли вождей индейских племен, с блеском выполняют психологические задачи. Игра проводится в жаркий летний день на лесной поляне.

В ходе игры проводятся конкурсы, о которых детям объявляют заранее. Ребята читают книги об индейцах, готовят костюмы, придумывают имена и название племенам, их историю, легенды. Время проходит незаметно, ребята возвращаются в санаторий с массой впечатлений и огромным багажом социального опыта, а педагоги получают новую информацию, нарабатывают новые навыки.

В перспективе развития - создание новой модели психолого-педагогической реабилитации и коррекции, реализующей прикладные задачи практической психологии:

- формирование единой методической базы и единой системы требований, упорядочивание содержательной стороны деятельности педагогов и психологов, работающих в службе психолого-педагогического сопровождения;

- нейтрализация факторов, негативно влияющих на личностное развитие детей, находящихся на лечении;

- гармонизация отношений между участниками воспитательно - образовательного процесса;

- исследование особенностей и психологических причин возникновения нервно-психических и психосоматических нарушений у детей, больных туберкулезом, в условиях санатория;

- повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей;

- гармонизация психического развития, охрана здоровья, профилактика и преодоление недугов, психологическая реабилитация.

Предметом деятельности психолого-педагогического сопровождения являются анализ и воздействие на психические процессы и состояние, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психические феномены; изучение внутренней картины здоровья и качества жизни. Служба психолого-педагогического сопровождения функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений: научного, прикладного, практического.

В санатории начинает складываться устойчивая картина психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом. Педагоги и медицинский персонал санатория осуществляют плановую работу с детьми, проводят обследования и корректировку развития и психологического состояния детей, поступающих на лечение, усиливается методическая функция специалистов психолого-педагогического сопровождения; они проводят консультирование, обучение сотрудников санатория, классных руководителей, учителей, родителей.

В санатории нами были апробированы занятия по темам:

«Искусство общения»;

«Будущее без наркотиков» (профилактика зависимого поведения);

«Детство без риска» (программа профилактики наркозависимости). После обработки полученного материала выявилось, что для успешной

реализации программы психолого-педагогического сопровождения и получения желаемого результата необходимо значительно улучшить работу по разработке информационного материала о работе санатория, методических рекомендаций для родителей и педагогов, разработать темы ежемесячных семинаров для психологов, воспитателей, школьных педагогов такие, как:

Проблемы первичной профилактики наркозависимости.

Проблемы в общении (со сверстниками, родителями, педагогами).

Проблемное поведение (тревожность, агрессия, страхи, потери, суицидальное поведение).

Затруднение в обучении (низкая успеваемость, нежелание учиться).

Разрешение кризисных ситуаций, конфликтов.

Регуляция эмоционального состояния.

Психодиагностика детей группы риска.

Проблемы сектантства, профориентации.

Таким образом, совершенствование содержания психолого - педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом обеспечивает достижение полноценного гармоничного развития личности ребенка.

 

АВТОР: Тютина Е.А.