25.02.2012 6716

Проблема формирования экологической культуры в системе профессионального образования

 

Образование является одним из важных звеньев цепочки, соединяющей столетия, на его основе происходит социальное становление человека, целенаправленная социализация, вхождение в культуру.

Проблема вузовского образования всегда была одной из наиболее важных проблем педагогики, так как общепризнанно, что цели и содержание образования отражают современное состояние общества и переход из одного состояния к другому. В настоящее время это переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

В педагогической литературе в результате разных подходов сложилось различное понимание категории образования.

Необходимо отметить, что образование рассматривается как система, процесс, результат процесса:

- образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;

- образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности;

- образование как специальный социальный институт, одна из составляющих культурного окружения личности.

В философском словаре мы находим следующую трактовку данного термина: «образование - духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного кругозора, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями».

На протяжении многих лет образование понималось как система овладения знаниями, умениями, и навыками. Так, в педагогическом словаре отмечается, что «образование - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы». Б.П. Есипов, И.И.Кобыляцкий рассматривают образование как «...овладение знаниями, умениями и навыками общенаучных, специальных и общественных наук, формирование на этой основе мировоззрения и развитие познавательных, творческих способностей и умений».

Исследователи Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский рассматривают образование в контексте социализации. Для них оно есть процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и (или) интересах общества, к которому он принадлежит.

Другие ученые под образованием понимают процесс передачи опыта (B.C. Леднев, С. Д. Смирнов и др.). Например, С. Д. Смирнов рассматривает образование как «процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе».

Исследователь Н.Ф. Харламов пишет, что образование - это «овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, и, связанный с ним, тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, который в совокупности определяет ее социальный облик и индивидуальное своеобразие».

Исследователь С. А. Смирнов также указывает, что образование это одновременно и процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Исследователь А. А. Вербицкий трактует данное понятие с психологических позиций в обобщенном виде. Под образованием он понимает создание, созидание человеком образа мира в себе посредством полагания себя в мире культуры, формирования системы отношений к природе, другим людям, обществу и к самому себе. Исследователь отмечает, что образование выступает координатой всей жизнедеятельности человека, в процессе которой он как бы пропускает культурные ценности через свое сознание, волю, чувства, познавательные возможности и посредством этого формируется как творческая индивидуальность.

Некоторые ученые синонимизируют понятие образования с понятием обучения. Так, И.Я. Лернер в своих исследованиях не разграничивает данные категории, понимая, при этом, под обучением в педагогическом смысле средства передачи и усвоения социального опыта.

Нельзя не согласиться с исследователями, которые рассматривают термин обучение несколько уже по своему значению чем термин образование, подчеркивая, что обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения, описывающим активность каждого из его участников. В. Оконь под обучением понимает «планомерную и систематическую работу учителя с учащимся, основанную на осуществлении и закреплении изменений в знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельностью».

Основываясь на анализе научной литературы, в данной работе под образованием мы будем понимать процесс приобщения личности к культуре. Прогрессивная педагогическая мысль всегда высоко оценивала роль и место природы в образовании и воспитании подрастающего поколения, подтверждая истинность того положения, что вся духовная жизнь человека нераздельно связана с природой.

Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу и оптимизировать это воздействие в дальнейшем.

Экология (от греческого oikos - дом, жилище, место пребывание и logos - наука) в первоначальном, более узком смысле, означало науку об отношениях растительного и животного мира между собой и окружающей средой. Термин «экология» был предложен в 1866г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем. Экология развивалась в рамках биологии практически на протяжении целого века. Ее объектами были популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. В последние два десятилетия, в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды, понятие «экология» значительно расширилось и приобрело особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.

С 70-х годов 20в. складывается наука экология человека, изучающая закономерности взаимодействия общества с окружающей средой, а также практические проблемы охраны природы.

Как отмечают исследователи, «обострение противоречий во взаимоотношении общества и природы в современных условиях существенно расширило сферу экологических исследований. Наряду с общей экологией и экологией природных систем получают развитие медицинская, техническая, социальная экология. Последняя, в частности, представляет собой комплексную науку, призванную разрабатывать социальные, экологические и управленческие принципы деятельности общества по оптимизации условий окружающей среды».

Исключительно острая и глобальная экологическая опасность вызывает беспокойство психолого-педагогических наук. Сегодня в нашей стране уже сложилась область научно-педагогической и практической деятельности по экологическому образованию, которое является относительно самостоятельным направлением в системе воспитания. Оно является в настоящее время неотъемлемой частью высшего педагогического образования, так как в современный период «... возрастает роль общеобразовательной школы... в формировании молодого человека, неотъемлемой чертой которого является высокая экологическая культура». В этой связи главная ответственность ложится на учителя, которому общество доверяет воспитание и подготовку тех, кому предстоит в будущем сохранять условия жизни на Земле. Первостепенной задачей является перестройка сознания учителя, изменяющего свой взгляд на культуру взаимоотношений со средой, так как без изменения собственной позиции учитель не сможет должным образом воздействовать на сферу экологического сознания учащихся.

Прежде чем приступить к анализу сущности экологического образования студентов вуза, необходимо отметить, что в высшей школе оно реализуется по трем направлениям, каждое из которых имеет своих сторонников:

1) профессиональное, связанное с подготовкой студентов к решению экологических проблем в рамках будущей профессиональной деятельности. В нашем случае - это профессионально-педагогическая деятельность;

2) направление, обусловленное необходимостью экологической подготовки студентов к природоохранной деятельности в рамках получаемой специальности;

3) мировоззренческое, способствующее осознанию целей' и задач непрагматического взаимодействия со средой вне зависимости от специальностей и профессий.

Обращаясь к анализу исследуемого понятия, необходимо отметить, что мнения ученых различны, и, в общей сложности, существует две точки зрения на сущность экологического образования.

Первая точка зрения отстаивает положение о том, что экологическое образование - это процесс и результат формирования ответственного отношения к природе, или, в другой интерпретации, экологическая культура личности, как в рамках дисциплин педагогического и специального, так и общекультурного цикла.

В частности, исследователь И. Д. Зверев отмечает, что экологическое образование - «целенаправленный процесс формирования ответственного отношения... к природе... ».

Исследователь А.Н. Захлебный указывает, что экологическое образование - это «формирование системы понятий, знаний, ценностных ориентации, взглядов, убеждений, которые обеспечивают становление ответственного отношения молодежи к окружающей среде. Оно неразрывно связано с достижением высокого уровня культуры личности, ее общественных отношений... ».

Исследователи А.А. Вербицкий, Е.С. Сластенина определяют экологическое образование в высшей школе как расширение и углубление экологической культуры студентов, усвоение педагогических действий по передаче ее школьникам.

Другая точка зрения акцентирует внимание на том, что экологическое образование - процесс и результат формирования мировоззрения личности.

Исследователь в области философии Н.Н. Киселев отмечает, что экологическое образование - процесс и результат формирования экологического сознания и мировоззрения.

С психологических позиций данный процесс описывают исследователи С.Д. Дерябо и В.Н. Ясвин, которые утверждают, что экологическое образование представляет собой процесс формирования экоцентрического типа экологического сознания в противовес бытующему ныне антропоцентрическому.

Педагог-исследователь Н.С. Назарова пишет, что экологическое образование студентов педвуза требует комплексного подхода. Это многоаспектный процесс, который включает формирование научной системы знаний в области взаимодействия человека и природы, воспитания гуманистического мироотношения личности (эмоционально-чувственного мира личности), волевого фактора. В итоге - формирование убеждений, которые определяют активную жизненную позицию в сфере охраны природы и рационального ее использования. С данной позицией перекликается точка зрения исследователей Н.Н. Моисеева и Д.Н. Кавтарадзе.

Описанные точки зрения, однако, не являются взаимоисключаемыми, так как формирование мировоззрения на личностном уровне происходит в процессе освоения культуры и формирования отношений.

В соответствие с обозначенным нами пониманием образования, а также анализом научной литературы, под экологическим образованием студентов вуза мы будем понимать процесс формирования ответственного отношения к природе.

С понятием сущности образования тесно связано понятие цели. Заметим, что в Законе РФ «Об образовании», цель образования не конкретизирована, хотя и подчеркивается, что «высшее образование имеет целью подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования».

В современной педагогической литературе одни ученые провозглашают целью образования воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности (Т.А. Ильина), вторые отражают в формулировки цели единство обучающей, воспитательной и развивающей функции (B.C. Леднев).

B.C. Леднев конкретизирует линии образования, которые в контексте его работы можно рассматривать в качестве целей образования: развитие функциональных механизмов психики; усвоение личностью опыта предшествующих поколений; формирование обобщенных типологических свойств личности; развитие индивидуальных положительных свойств человека - его способностей, интересов и склонностей. Исследователи отражают в формулировке целей единство обучающей, воспитательной и развивающей функции образования.

Ряд исследователей (И. Я. Лернер, С. Д. Смирнов), и с ними нельзя не согласиться, определяют цель образования как освоение личностью культуры накопленной человечеством «все усваиваемое личностью является, частью содержания культуры и вне ее нет ничего, что могло бы стать достоянием личности».

В данном исследовании под целью экологического образования студентов вуза, в соответствие с мнением ряда исследователей (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный), мы будем понимать развитие экологической культуры студентов географических специальностей.

В связи с этим, считаем необходимым, подробнее остановиться на рассмотрении данного понятия.

Рассматривая экологическую культуру, прежде всего, логично определить сущность самого родового понятия «культура». Оно происходит от латинского слова culture, которое трактуется в смысле «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Может быть, именно такая множественность трактовок привела к огромному разнообразию определений этого понятия. Во-всяком случае по подсчетам американских ученых в англоязычной литературе таких определений насчитывается более 250. Немало их и в русскоязычной литературе.

В самом широком смысле под культурой понимают всё, что создано людьми о процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей.

Можно сказать и так: культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях. В таком контексте это понятие употребляется для характеристики целых исторических эпох (античная культура), не говоря уже о конкретных обществах (культуры ацтеков, майя, инков). В такой широкой трактовке понятие «культура» в общем, практически смыкается с понятием «цивилизация».

В более узком смысле культура - это идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижении науки, искусства, литературы. Наиболее существенными её атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений.

Словом, культура - это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности.

Для характеристики уровня отношения человека к природе специалисты стран-членов СЭВ в концепцию образования в области охраны окружающей среды предложили ввести понятие «экологическая культура».

Экологическая культура личности означает систему определенных знаний и убеждений, готовность человека к практическим действиям и поведению, согласующимся с требованиями бережного отношения к природе. Овладение экологической культурой означает осознание человеком общих закономерностей развития природы и общества, убеждение в необходимости полной гармонии в отношениях человека и природы. Высокий уровень экологической культуры связан с социальной активностью и гражданской сознательностью личности.

По В. П. Максаковскому «экологическая культура» - это широкое межпредметное понятие, характеризующее направление человеческой деятельности на сохранение природных условий, необходимых для жизни и во многом определяющее степень общей цивилизованности общества.

В определении понятия «экологическая культура», предложенном А. А. Вербицким, акцент делается на важности готовности и способности личности к активным целесообразным экологическим действиям.

Экологическая культура может быть определена как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов экологически сообразной деятельности.

По мнению писателя-философа С.А. Липина экологическая культура личности - это результат воспитывающих воздействий социальной среды, в том числе и педагогических воздействий семьи, школы, всех других образовательно-воспитательных учреждений. Экологическая культура - это «общечеловеческая мировая культура», и поэтому мерой экоотношений должна выступать сама жизнь во всех ее проявлениях. Необходимо формирование и общественного и личностного экологического сознания, а также преодоление отчуждения каждого человека от природы. Такое рассмотрение экологической культуры дает возможность рассматривать в единстве составляющие элементы культуры, включая практическую деятельность, анализировать как природные и общественные условия, так и личностные факторы становления и развития экологической культуры.

Неоднозначность определений понятия «экологическая культура» обуславливает разнообразие подходов к ее изучению. В узком смысле экологическая культура - относительно самостоятельная система духовно-практической сферы, включающей такие основные компоненты, как экологическое сознание, мировоззрение, эколого-культурные ценности, экологическое поведение и обеспечивающей их взаимосвязь на различных иерархических уровнях; общества в целом, социальных групп и индивидов.

Элементами экологической культуры можно считать язык, знания, экологическое сознание, убеждения, нормы, ценности, экологические отношения, экологическую деятельность, экологические институты (практические, научные, педагогические, управленческие).

Согласно международной терминологии, понятие «экологическая культура» включает манеру, стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение путем систем образования и опыта, выражающиеся в типах и нормах организации жизни, деятельности людей и создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Важным является связь культуры с развитием и совершенствованием умственной деятельности человека, его манер и интересов, а также экологически чистые предметные результаты его деятельности.

Таким образом, экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Экологическая культура выражается в способности людей осознанно пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования и просвещения людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе.

Экологическая культура формируется на основе специфических факторов (междисциплинарность, единство локального, национального, глобального уровней освещения экологических проблем и др.). Данные факторы выступают как наиболее общие положения той сферы, которую они обслуживают. Как система менее высокого порядка эти факторы подчиняются наиболее общим педагогическим факторам. В русле гуманизации образования к таким фактам относят:

- мотивационного обеспечения процесса формирования экологической культуры на основе показа глобальной социальной значимости личного участия каждого человека в природоохранительной деятельности;

- учета индивидуальных потребностей, интересов, склонностей студентов в процессе формирования у них экологических умений и составления на этой основе дифференцированных заданий;

- регламентации объема изучаемых экологических умений по критерию их профессиональной значимости;

- реализации междисциплинарного и межциклового подходов к процессу формирования экологических умений студентов, постановкой комплексных интегративных задач;

- технологичности процесса формирования экологических умений: его непрерывности, алгоритмизируемости, последовательного диагностирования и усложнения задач формирования экологических умений от курса к курсу;

- обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у студентов экологической культуры в единстве трех направлений: преподавания предметов профессионального цикла, проведения полевых практик и внеаудиторной научно-творческой деятельности.

С учетом характера решаемой задачи, а именно: формирования экологической культур очень важное значение имеет потребностно-мотивационная сторона готовности студентов к экологической деятельности, и это не требует особой доказательности, т.к. любая деятельность строится на мотивационной основе. Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности. В силу этого данная задача всегда признается педагогами как наиважнейшая.

В.П. Беспалько справедливо отмечает, что «... повторяемое учителями утверждение о том, что нынешние школьники не хотят учиться, свидетельствует о слабой постановке мотивационного этапа изучения учебных предметов, превращающего весь процесс обучения для учащихся в формальное исполнение внешних, не понятных учащимся и не принимаемых ими требований учителя».

Обучение вне опоры на мотивационный компонент по образному определению того же автора - это образование, идущее «в никуда», которое и одного человека не увлечет. Сама категория «ответственное отношение к природе» и есть эмпирический эквивалент экологизированной мотивации личности. Для готовности личности к экологическим действиям очень важна ее гражданская сознательность. На это указывает и Б.Г. Иоганзен, считая проблему воспитания гражданской ответственности за состояние природы, развитие чувства любви к родной природе и стремление к общению с ней - важнейшая воспитательная проблема.

Он же указывает, углубляя представление об экологизированной мотивации, что имеет большое значение воспитание профессиональной экологической потребности правильно, экологически грамотно применять соответствующие знания, умения и навыки, стремление к предвидению последствий воздействия человека и общества на природу. Мотивируя конкретные действия человека на природе, важно исходить из глобальной мотивации, связывая личное участие человека в природоохранительной деятельности с судьбами сохранения человеческой цивилизации.

Таким образом, в качестве первого педагогического фактора эффективного формирования экологической культуры будущих педагогов следует выделить необходимость мотивационного обеспечения этого процесса на основе всестороннего показа глобальной социальной значимости личного участия каждого человека в природоохранительной деятельности.

Говоря о другом факторе, при котором может быть обеспечена эффективность процесса формирования экологической культуры студентов вуза, следует сказать, любая инновация сегодня должна выдержать проверку на соответствие критерию личностно-ориентированного подхода.

Это означает, что в педагогическом процессе должен последовательно выдерживаться принцип учета индивидуальных особенностей, возможностей, интересов, склонностей студентов, на основе которого мы стараемся каждой личности обеспечить путь индивидуального профессионального развития и создать возможность качественного усвоения предлагаемых образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей студентов. В гуманистической парадигме воспитания личности - это стержневая идея. По отношению к процессу обучения принятого использовать термин «индивидуализация». Так, Е.С. Рабунский под индивидуализацией обучения понимает особую организацию учебного процесса в коллективе класса или группы, и эта организация направлена на осуществление требований индивидуального подхода. В тесной связи с понятием «индивидуализация обучения» рассматривается понятие «дифференциация обучения» как способ организации учебного процесса, позволяющей в определенной степени через систему включения дифференцированных заданий приближаться к реализации индивидуального подхода в обучении.

Именно так представляет сущность дифференцированного подхода Е. С. Рабунский, утверждающего, что его следует рассматривать как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода.

Наиболее полно структуру индивидуализации деятельности определяет А. А. Кирсанов, представляя ее как «установление единства, совпадения целей деятельности и целей ученика, корректировку целей учебных действий, индивидуализацию мотивации учения, дифференциацию, варьирование содержания, характера, объема, степени сложности учебных задач, способов действий, осуществление контроля и самоконтроля за ходом и результатами учебной работы».

В процессе формирования экологической культуры студентов также весьма важно отнестись к данному процессу с позиций индивидуального подхода, что выражается и в подготовке дифференцированных заданий эколого-педагогической направленности, и в выявлении различных типов мотивационно-ценностного отношения к природоохранной деятельности; и в обеспечении условий углубленной эколого-прикладной подготовки для студентов, обладающих соответствующими способностями.

Исходя из сказанного, важным фактором эффективного формирования экологической культуры будущих учителей следует считать учет индивидуальных потребностей, интересов, склонностей студентов и составление на этой основе дифференцированных заданий.

Целенаправленное руководство процессом формирования экологической культуры будущих учителей географии мы также связываем с уточнением функционального аспекта, т.е. с задачей по возможности четкого установления пределов совокупности экоумений, которыми должен владеть на профессиональном уровне именно учитель географии. Об этом важно поставить вопрос постольку, поскольку объективно существует большое множество умений, связанных с изучением, диагностикой, поддержкой, охраной и т.п. природных объектов. В сфере решения многообразных эколого-практических задач могут быть задействованы как «чистые» экологи, так и специалисты, близкие к данной деятельности, к которым мы, в частности, относим и учителей географической специализации. Однако, конкретизируя характер эколого-профессиональной умелости учителя географии, следует уточнить, какие именно умения для него важны в силу специфики предмета преподавания, и эту специфику можно раскрыть следующим образом.

Фундаментальное представление современного естествознания о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений стало для географов их специфическим, географическим подходом к исследованию природы. В чем же преимущество географического подхода, зачем он нужен? Может быть, достаточно знаний физики, биологии, геологии, химии, чтобы разобраться в окружающем нас царстве природы и что с ней сейчас происходит. Оказывается, эти знания необходимы, но недостаточны. Необходим комплексный, «широкоугольный» взгляд на природу и ее объекты. Более того, хозяйственная деятельность человека является особым фактором в развитии природных процессов и его рассмотрение в научном анализе природных процессов вполне самостоятельная задача современной географии. Вместе с тем, не абсолютизируя возможности географического подхода, необходимо отметить, что комплексный подход к изучению состояния природы для различных специалистов будет иметь различные приоритеты, основу. Для географа - географическую, биолога - биологическую и т.д., и чем шире основа, тем вероятно, лучше будут результаты. Важно научить студентов умению видеть в природном комплексе не только отдельные элементы (горные породы, растительность, воду, воздух и т. д.), но их закономерные сочетания, которые есть не простая арифметическая сумма, а качественно иная, более высоко организованная ступень развития природы.

Вот почему мы говорим о большой необходимости приобщения студентов-географов к определенному классу профессиональных экологических умений, а именно умениям комплексного изучения природных объектов, вбирающих в себя также и умения более частного характера, связанные с изучением и оценкой состояния и отдельных компонентов в составе объектов.

Более подробный перечень профессионально необходимых экологических умений, которыми должны овладеть студенты географического факультета, представлен в методическом пособии.

Специалисты в области экологического образования всегда подчеркивают, что цель воспитания экологической культуры личности не может связываться лишь с изучением специального предмета «Экология», но требуется и «экологизация» всего образовательно-воспитательного процесса, предполагающая реализацию экологического потенциала предметов разных циклов. Здесь возникает необходимость обеспечения интеграции полученных экологических знаний и умений, преобразуемых в некое культурное единство. В связи с этим и поднимается вопрос о необходимости междисциплинарного и межциклового подхода для решения этой задачи, что позволяет преодолеть такой недостаток образования, как разрозненных формируемых знаний, выступает как средство, обеспечивающее единство процесса образования и воспитания. Реализация междисциплинарного подхода подразумевает определение каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения межпредметных подходов.

Близким по смыслу к данному фактору является фактор комплемен-тарности, применительно к вопросам экологического воспитания. «Ни одно из направлений воспитания не комплектуется с остальными в таком количестве связей, как природоохранительное. Экологическое воспитание в процессе обучения не может осуществляться в «чистом виде», оно неизбежно находится в состоянии взаимосвязи, взаимодействия, взаимообусловленности с ходом решения других учебно-воспитательных задач».

Глубокий анализ значения межпредметных связей для обеспечения природоохранительного образования в школе провел А.Н. Захлебный. Как считает автор, для обеспечения межпредметной основы необходимо решить ряд проблем:

- обосновать систему опорных и природоохранительных знаний и умений с учетом специфики учебных предметов;

- выявить последовательность и способы введения опорных и природоохранительных знаний в учебное содержание с учетом межпредметной координации и поэтапной интеграции;

- разработать способы внутри и межцикловой поэтапной интеграции и введения обобщенных знаний о путях оптимизации взаимодействия человека, общества и природы;

- определить эффективное сочетание методов и форм работы по формированию обобщенных природоохранительных знаний и умений в различных видах деятельности учащихся;

- разработать способы подготовки и повышения квалификации учителя к использованию межпредметных связей в процессе природоохранительного образования учащихся.

Для понимания технологии реализации межпредметных связей целесообразно обратиться и к трудам И.Д. Зверева. Вот как данный автор понимает значение межпредметных связей для качественного образования, раскрывая его в следующих положениях:

Установление связей между учебными предметами - необходимое условие развития системы знаний, овладения основами наук.

Овладение научными основами современного производства, понимание общих принципов действия технико-технологических устройств и процессов обусловливает необходимость применения межпредметных связей в целях политехнического образования.

Согласованность учебно-воспитательного процесса по всем предметам позволяет достигать большего эффекта в общем развитии учащихся, гармонично развивать все сферы их умственной и физической деятельности.

Межпредметные связи дают неоспоримый организационно- педагогический эффект, который выражается в устранении дублирования, в экономии учебного времени. На основе межпредметных связей может строиться согласованная деятельность учебного коллектива и скоординированное управление всем ходом учебно-воспитательного процесса.

Обращаясь к задаче формирования экологической культуры студентов географического факультета вуза, необходимо также основательно разработать эффективную систему межпредметных и межцикловых связей с тем, чтобы добиться межпредметной скоординированности прежде всего тех предметов, которые очень важны в формировании профессиональных экологических умений (география, краеведение, картография, землеведение, полевая практика и многие др.).

Очень важно при этом также, по мнению А. Н. Захлебного продумать и поэтапную интеграцию систематизированных знаний.

Определение структуры межцикловых и межпредметных связей позволяет более четко представить сам процесс формирования экологической культуры студентов-географов в его целостном виде.

Кроме того, на основе межцикловой интеграции выводятся комплексные интегративные задачи, позволяющие добиваться значительного ускорения процесса формирования экологической умелости будущих педагогов.

Сказанное выше, таким образом, приводит нас еще к одному важному фактору - реализации междисциплинарного и межциклового подходов к процессу формирования экологической культуры студентов и постановки комплексных интегративных задач.

На пути поиска наилучших условий, которые могут быть созданы в процессе формирования экологической культуры будущих педагогов не может не возникнуть вопрос о выборе тактики управления эти процессом, в связи с чем в современной педагогической науке принято поднимать вопрос о педагогической технологии. Технология как форма реализации педагогической тактики порой и определяется в концентрированном выражении как осознанное управление, берущее на себя ответственность за происходящее от начала до последней точки, т.е. до получения гарантированного результата. Педагогическая технология должна отвечать ряду принципов: структурной и содержательной целостности, диагностической целенаправленности, завершенности, сообразности и интенсивности всех процессов. Для педагогической технологии также важны принципы измеримости, системности и управляемости.

Существенным нам представляется также и следующие дополнения к пониманию назначения технологии в педагогике, определяемого В.П.Беспалько, таким образом: «В педагогической технологии, в отличие от общей дидактики, не может ничто декларироваться, если его нельзя измерить, системно построить и управляемо воспроизвести на практике. В этом смысле педагогическая технология является чисто прикладным, практическим продолжением общей дидактики и педагогики в целом».

Исходя из сказанного, мы для себя считали также чрезвычайно важным четко продумать технологические основы формирования экологической культуры студентов. Следование этому условию мы связывали с четкой разработкой целевых установок по формированию всех необходимых знаний; с определением алгоритма последовательности шагов обучения студентов экологическим умениям (анализ содержания и структуры деятельности; проектирование совокупности умений, относящихся к этой деятельности; определение и применение методов и приемов обучения студентов данным умениям; создание условий закрепления умений на практике и др.).

Технология формирования экологической культуры включает в себя также выделение различных уровней усвоения экологической умелости; тщательную разработку дифференцированных тестовых заданий.

Таким образом, технологичность процесса формирования экологической культуры: его непрерывность, алгоритмизируемость, последовательное диагностирование и усложнение задач формирования экологических умений от курса курсу - также следует рассматривать в качестве продуктивного условия решения поставленной задачи.

Каждый из выше перечисленных педагогических факторов обеспечивает эффективное решение задачи формирования экологической культуры будущих учителей географии с какой-то одной определенной стороны. Для обеспечения целостности и завершенности названного процесса и его согласованности с достижением ожидаемого результата (сформированности экологической культуры на высоком уровне) очень важным представляется фактор интегрирующего характера, а именно: фактор обеспечения целостности и системности.

На необходимость систематичности и непрерывности изучения экологического материала указывают и другие авторы. При этом отмечается, что достижение целей и выполнение задач экологического образования требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Такая работа систематически и целенаправленно проводится во многих вузах страны. Вычленение ведущих понятий и идей, установление их взаимосвязи и развития, экологическая направленность преподавания специальных, общественно-политических дисциплин, использование в практике экологической подготовки различных форм занятий и внеаудиторной работы в вузах рассмотрены в работах С.Н. Глазачева, А.В. Миронова, Е.С. Сластениной и др. Мы, со своей стороны, также сделали опорной точкой данный фактор в выработке целостной технологии формирования экологической культуры студентов-географов. Он проявляется на многих уровнях решения поставленной задачи: и в систематизации учебных курсов, на основе которых формируются экологические знания; и в обосновании взаимосвязей между этапами формирования экологических умений на различных курсах обучения; и в поиске целостной структуры межпредметных и межцикловых связей, выходящих на решение задачи формирования экологической культуры будущих педагогов и др.

Отсюда следует, что в процессе поиска эффективных решений по формированию экологической культуры студентов географических специальностей очень важно обеспечивать целостность и системность в организуемом процессе на основе интеграции трех направлений: преподавания предметов профессионального цикла, проведения полевых практик и внеаудиторной научно-творческой деятельности.

Формирование экологической культуры требует решения следующих задач: развитие у населения системы адекватных экологических представлений; формирование гуманного отношения к природе; освоение населением экологически безопасных технологий природопользования; использование духовного потенциала общения с природой для личностного развития; обеспечение социальной поддержки идей устойчивого развития и сохранения здоровья среды.

1. Развитие экологических представлений предусматривает формирование знаний и понимания того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Наибольшее значение имеют представления: о единстве человека и природы на глобальном экосистемном уровне (например, энергетическая пирамида); о единстве человека и природы на уровне человека как биологического организма (например, загрязнение среды); о единстве человека и природы на психологическом, личностном уровне (мир природы как духовная ценность, «общение» с природой); о единстве человека и природы на уровне социума (взаимосвязь природных условий и исторического развития общества).

2.Формирование гуманного отношения к природе предусматривает воспитательную работу по коррекции мотивов экологического поведения людей. Эта работа связана, прежде всего, с эмоциональной и нравственной сферами человека, направлена на актуализацию в людях эстетических чувств, желания беречь природу; на психологическое включение людьми своих взаимоотношений с животными и растениями в сферу действия этических норм. Исследования последних лет показывают, что именно гуманное отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов) является основным регулятором экологического поведения людей, то есть их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.

3. Освоение технологий безопасной экологической деятельности предусматривает формирование умения людей экологически грамотно осуществлять такие виды деятельности, связанные с вторжением в природу, как: - рациональные способы природопользования; способы эстетического восприятия природы; способы научного изучения природы; способы природоохранной деятельности и т.п.

4. Обеспечение широкой социальной поддержки идей устойчивого развития и сохранения здоровья среды будет происходить одновременно с развитием представлений населения о деятельности как государственных, так и общественных природоохранных структур: о целях их создания и функционирования; об их роли в сохранении природы региона, страны, планеты в целом; об их научном и практическом вкладе в решение экологических проблем; об их роли в гармоничном развитии детей и молодежи; об охраняемых видах животных и растений, об уникальных природных комплексах и их культурной, эстетической, духовной и других ценностях; о людях, изучающих и охраняющих природу.

Позитивное отношение людей к природоохранным структурам является наиболее сильным стимулом активной социальной поддержки деятельности этих структур.

5. Вовлечение людей в непосредственное практическое взаимодействие с природой формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, во что был вложен собственный труд.

Именно в этом контексте, мы считаем, что исследовательский подход, в основе которого лежит практическое изучение природы, позволит освоить навыки экологически грамотного поведения и природопользования.

Выполнение поставленных задач обеспечивается действием соответствующих организационных инструментов и институтов.

Мы будем считать основными организационными инструментами:

Экологическое образование, осуществляемое детскими дошкольными учреждениями, школами, ВУЗами, учреждениями дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального образования. Результатом будет являться достижение определенного образовательного уровня.

Эколого-просветительскую работу национальных парков, заповедников, музеев, зоопарков, ботанических садов, домов природы и пр., результатом которой будет являться широкая информированность населения.

Экологическую пропаганду, осуществляемую государственными природоохранными службами, средствами массовой информации, общественными организациями и др., результатом которой будет являться привлечение внимания к экологическим проблемам.

Эколого-художественную деятельность творческих союзов и отдельных авторов, результатом которой будет являться формирование гуманного отношения к природе.

К основным организационным институтам формирования экологической культуры мы относим все образовательные учреждения, средства массовой информации, природоохранные учреждения, общественные организации, учреждения культуры, творческие союзы.

Обобщая высказанное, определим свою точку зрения.

Во-первых, под экологическим образование мы понимаем непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Во-вторых, проведенное исследование вывело, что главной целью экологического образования в настоящее время является развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки.

В-третьих, экологическая культура понимается нами как система знаний и умений, ценностных ориентаций человека, а также активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды. Этот особый вид культуры характеризуется совокупностью системы знаний по экологии, умений природопользовательской деятельности, уважительного гуманистического отношения ко всему живому и окружающей среде.

 

АВТОР: Удовыченко О.Д.