26.02.2012 17094

Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных и беспризорных детей и подростков

 

Основной целью и, вместе с тем, показателем эффективности социальной политики, проводимой государством, является социальное здоровье общества, которое определяется устойчивыми тенденциями снижения таких проявлений социального неблагополучия, как преступность, наркомания, самоубийства, агрессивность, социальное сиротство, проституция, психические заболевания. При этом предполагается, что социальное оздоровление осуществляется путем профессиональной помощи, оказываемой всем нуждающимся членам общества, и ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого индивида.

За основу всей системы профилактической и реабилитационной работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними принимается концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной, реабилитационной и иной помощи.

Понятие реабилитации начало развиваться в 20-х годах нашего столетия. Его нынешнее определение представляет собой результат деятельности многих наук, таких как психология, медицинская психология, педагогика и социология. Такие ученые как А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский, С.Г.Шацкий, уделяли большое внимание помощи и поддержке детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: беспризорные, безнадзорные, дети-сироты и т.д. Эти ученые доказали, что таких детей можно вернуть, приспособить к условиям нормальной жизни, т.е. реабилитировать.

С позиций системно-деятельностного подхода, разработка которого представлена исследованиями Л.А.Беляевой, О.С.Газман, В.С.Гершунского и др., социальный принцип разрабатывает знания о социально-педагогической реабилитации и ее специфике (Выготский, 1997; Гершунский, 1996). Также занимается изучением этого вопроса социология, психология, медицина, философия и многие другие науки.

В медицинской психологии реабилитацию понимают как систему различных мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате работоспособности. Этим определением пользуются в своей работе педагоги, психологи, врачи в построении программы реабилитации, имеющих целью восстановление личностного и социального статуса человека (В.В.Шухова).

Социология определяет реабилитацию как активную функцию общества по отношению к личности. Выделяют различные аспекты процесса реабилитации, такие как социально-педагогический и медико-педагогический. Можно говорить о сложной, двойственной природе процесса реабилитации. С одной стороны реабилитация - это процесс, рассматриваемый обществом (социумом), с другой стороны - это объект воздействия одной из узкопрофессиональных отраслей человеческого (общественного) знания - медицины (Энциклопедический социологический словарь, 1995).

Социально-педагогический аспект реабилитации включает в себя меры, позволяющие решать вопросы воспитания, обучения и всестороннего развития личности, имеющей те или иные девиации в поведении. Результатом такой деятельности должна явиться благоприятная тенденция к освоению профессиональных навыков, жизни в обществе в целом. Что касается объекта нашего исследования, то результатом проведения мероприятий по социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей и подростков, должно явиться устранение причин дезадаптации и сведение к минимуму негативных последствий социальных причин появления безнадзорности.

Медико-педагогический аспект реабилитации включает меры, направленные на укрепление или восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Анализ педагогических подходов к понятию «реабилитация» безнадзорных детей и подростков раскрывается в трудах Т.А.Власовой, Л.П.Носковой и др., которые представляют реабилитацию как психолого-педагогический процесс воздействия на больного, трудно обучаемого или трудновоспитуемого ребенка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

В связи с перечисленными подходами к понятию «реабилитация» выделяют следующие виды реабилитации.

Социально-медицинская - включает в себя восстановительную терапию, протезирование, стационарное и санаторно-курортное лечение, обеспечение медико-социального патронажа различных групп.

Социально-психологическая - включает в себя повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности в семье, обучение родителей приемам работы с детьми, содействие подросткам в адаптации к новым условиям.

Социально-педагогическая - предполагает организацию мер педагогической помощи и поддержки при нарушении способности личности к получению образования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, психическими и физическими возможностями личности. Создание адекватных условий, специализированных программ обучения, адаптированных методов воспитания.

Профессиональная - включает в себя профориентацию, трудоустройство и профессионально-производственную адаптацию.

Социальная - включает в себя средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.

Для уточнения понятия «социально-педагогическая реабилитация» относительно темы нашего исследования следует обратить внимание на специфику, которая состоит в определении «социально-педагогическая». С одной стороны, «реабилитация» и «социально-педагогическая реабилитация» направлены на восстановление механизмов социализации личности. Невозможно представить социализацию вне формирования коммуникативных свойств личности, адаптации к микросоциуму без сформированных умений выстраивать отношения с другими людьми; Однако эти механизмы социализации не развиты у подростков, имеющих склонность к безнадзорности и беспризорности. Поэтому процесс реабилитации предполагает совместные усилия семьи и таких специалистов, как социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи по восстановлению физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков.

Приведение основных подходов к понятию и сущности социально-педагогической реабилитации, существующих в педагогической науке, невозможно без изучения и историко-педагогического анализа уже известных и апробированных систем организации указанной работы. Поэтому считаем необходимым более подробно рассмотреть опыт отечественной науки в области социально-педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в контексте социально-исторического развития.

Призрение покинутых детей наиболее активно начало развиваться на Руси вместе с утверждением христианства. Ребенок, лишенный материнской заботы, требовал всесторонней социальной поддержки, но помощь ему со стороны монастырей сводилась в основном к кормлению и подаче милостыни.

Основанием при Холмово-Успенском монастыре первого приюта -Воспитательного Дома для «незаконно рожденных и всяких подкинутых младенцев» был знаменателен 1707 год. Вскоре по указу Петра 1 (1715 г.) стали устраивать при церквах «сиропитальные гошпитали», куда на основе тайного приема сдавали детей (Горшкова, 1992; Дубровина, Рузская, 1990).

Большинство детей впоследствии стали отправлять на вскармливание и воспитание в благонадежные крестьянские семьи (Информационно-аналитические материалы для третьего периодического доклада о реализации Российской Федерацией конвенции ООН о правах ребенка, 2002; Информационно-методические материалы по социальным службам и услугам на территории Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга, 2002; Кабышев, 1998). Условия существования в них детей были иными, менее комфортабельными, чем в Воспитательном Доме, жизненные перспективы более ограниченными - пахарь, мастер-ремесленник, фабричный. Порой семья, принимавшая казенного ребенка, руководствовалась прежде всего материальной выгодой, и ребенок рос в невежестве и грязи. Однако преимущество этого варианта устройства безродных, брошенных детей в том, что многие из них получали ту необходимую для нормальной социализации нишу, которой является семья. Многие из объезжих надзирателей (потом объезжих лекарей), которые наблюдали за жизнью детей, отданных в семьи, фиксировали сплошь и рядом факты подлинной привязанности членов семей к этим детям, сердечного и доброго отношения друг к другу. Таким образом, Воспитательные Дома породили институт замещающей семьи, создание которого хотя и не входило в первоначальную программу, было вызвано самой жизнью и оправдало себя.

Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным после войны 1812 года, а затем реформы 1861 г. как следствие разоряющихся крестьянских хозяйств.

«Это были дети, - пишет один из создателей приюта для детей в Санкт-Петербурге, Ермолин, - как правило, из бедных крестьянских семей, которых нужда одолела и вынудила послать 8-9 летнего мальчика на заработок в город. Добрый земляк устраивает его в трактир «мальчиком» или в «кассу ссуд», или к первому пьянице сапожнику в ученье. Ребенок попадает в пекло самой разнузданной безнравственности, в пекло всяких гадостей. Украл безделицу (чаще всего съестное) - протокол - суд - он вор, преступник - он в тюрьме» (Голик, 2000; Дубровина, Лисина, 1982). Нахождение под арестом во время следствия вместе со взрослыми арестантами было новой ступенькой в деформации личности ребенка.

В обществе и государстве все острее осознавалась необходимость создания особых учреждений для воспитания беспризорных детей. С середины XIX в. намечается активный рост их числа, к концу века число приютов для малолетних значительно выросло: в 1899 г. их было уже 161.

К концу XIX века все большую активность проявляет в сфере благотворительности государство, что обеспечивает ей более цивилизованные формы.

Приюты различались по составу детей. Соответственно можно выделить три их типа:

приюты, которые принимали «нравственно-запущенных» детей, не совершивших преступления, но близких к этому. В 1839 г. около Риги открылось «Спасательно-воспитательное учреждение». Цель его - спасение заброшенных и нищенствующих детей от вступления на путь правонарушений и их воспитание, т.е. подготовка их для нормальной жизни в обществе. В 50-е годы подобные воспитательные заведения для «нравственно-заброшенных детей» возникли в Нарве, Ревеле, Ярославле, Санкт-Петербурге. К Концу XIX в. в России было 11 приютов для детей арестантов и ссыльных. Они располагались в Москве, Чите и других городах.

приюты закрытого типа, в которых находились дети, осужденные судом. Первый такой приют был создан в 1864 г. обществом распространения полезных книг для мальчиков, приговоренных по суду. Позднее из него развился известный своей социально-педагогической системой Рукавишниковский приют. Такую же ориентацию имели Зубовский, Гаазовский приюты.

приюты для детей, уже отбывших наказание и нуждающихся в материальной и нравственной помощи. Таким, например, было убежище в Санкт- Петербурге.

В начале XX столетия стали открываться приюты для детей, матери которых нуждались в поддержке, так как многие в годы войны овдовели и днем уходили на работу (Беляков, 1993). Такой подход развивал известную в России практику, направленную на укрепление связи матерей, готовых сдать детей на общественное попечение, с собственными детьми.

Опыт прошлого показывает, что приюты открывали небольшие, ибо их создатели понимали, что вести индивидуальную работу с детьми, выбитыми из жизненной колеи, невозможно при большом их скоплении. Характерно, что приюты функционировали часто как учреждения семейного типа. Их создатели стремились компенсировать детям такой важнейший, но отсутствующий для них фактор социализации, как семья. Дети в Ярославском приюте, например, жили вместе с семьей смотрителя (воспитателя), перенимали опыт жизни его семьи. Семейную ориентацию имела и «санаторий-школа» В.П.Кащенко.

В этом плане интерес представляют замыслы и практические действия Московского Совета по призрению беспризорных, действовавшего в начале XX века.

Совет использовал три формы устройства детей. Во-первых, следуя, традициям Воспитательных Домов, устраивал детей в семьи под патронат за определенную плату. При этом подчеркивалось, что этот способ требует хорошо поставленного наблюдения. Большие надежды Совет возлагал на второй способ, суть которого состояла в образовании искусственных семей из нескольких детей с простыми, заслуживающими доверия женщинами во главе каждой семьи. В Совете считали, что «этот вид семьи является наиболее приближенным к естественным условиям воспитания в семейной обстановке и могущим избавить ребенка от той отчужденности от реальной жизни, какая всегда бывает при приютском воспитании» (Беляков, 1993).

Третий способ - устройство небольших приютов для помещения детей в возрасте от 3-х до 8 лет. В Совете были разработаны требования, которые должны быть соблюдены при устройстве таких приютов:

приюты должны размещаться в простых наемных квартирах;

условия внутренней жизни в них должны по возможности приближаться к условиям жизни в простых семьях;

хозяйственные нужды должны удовлетворяться при участии труда надзирательницы и воспитанников;

количество детей не должно превышать 15-20 человек;

воспитанники таких приютов должны обучаться сообразно возрасту в общих начальных, а затем в ремесленных и профессиональных школах;

продолжительность пребывания детей в этих приютах не должна зависеть от какого-либо определенного срока, но следует заботиться, чтобы воспитанники, достигнув физической крепости и духовной устойчивости тотчас же устраивались на места для самостоятельной жизни (Андриенко, Гербеев, Невский, 1990).

Воспитание во всех приютах носило религиозный характер.

Жизнь приютов всех типов исключала иждивенчество. В приюте, имеющем семейную направленность, самообслуживание и самоорганизация быта были естественной формой его существования. «Пища приготовлялась самими призреваемыми, ими же осуществлялись все другие хозяйственные работы» (Горшкова, 1992; Дубровина, Рузская, 1990). Детей непременно обучали ремеслам. В Рукавишниковском приюте, к примеру, было 9 мастерских.

Несомненный интерес представляет позиция организаторов Рукавишниковского приюта в вопросе обучения мастерству детей, нравственно заброшенных, совершивших правонарушения.

Признавая в принципе целесообразность так называемого программного способа обучения (поэтапного овладения профессией), здесь с учетом психологии подростка с испорченной нравственностью предпочитали так называемый наглядный способ, при котором их сразу ставили на исполнение заказов, поступавших со стороны. Здесь пришли к выводу, что неразвитые дети только тогда проявляют интерес к работе, когда они видят тотчас же полезный результат этой работы. Однако, поскольку без следования программе нельзя основательно обучить мастерству, то в приюте была разработана для каждой мастерской программа заказов, начиная с предметов самых простых и кончая наиболее сложными (Зверева, Ганичева, 1999). То есть, в приюте найден своеобразный способ программно-наглядного обучения мастерству, который укреплял у ребенка нравственную мотивацию труда, сознание собственного достоинства.

Проводя историко-педагогический анализ организации работы по социально-педагогической реабилитации беспризорных несовершеннолетних в нашей стране, нельзя не отметить, что с установлением советской власти государственная политика защиты детей получила новый толчок и новое направление. 31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал первый декрет, положивший начало внедрению в педагогику социального воспитания. Этим декретом советская власть признала всех детей «детьми республики», а заботу о ребенке - прямой обязанностью государства.

Приемник-распределитель был первым учреждением, оказывающим беспризорным первую помощь, проводившим разностороннюю диагностическую работу силами врачей, педологов, педагогов и открывший собой цепь других учреждений, через которые проходил беспризорный ребенок. В крупных городах, располагающих большими материально-техническими и исследовательскими возможностями, возникали так называемые карантинно-распределительные пункты, где осуществлялось всестороннее изучение ребенка в целях определения типа детского учреждения, в которое он должен будет помещен после. Именно в 20-е годы серьезное развитие получила практика изучения ребенка, сложился опыт реабилитации детей на основе единства медицинского и педагогического подходов; утверждался труд как средство психотерапевтического воздействия воспитания (детские городки, колонии и коммуны, проводившие коррекционную работу с детьми и готовившие их к трудовой жизни). Помогала решению проблем беспризорных детей работа по передаче их на попечение родственникам, на воспитание в семьи трудящихся (патронат), усыновления, назначение опеки, организация их трудоустройства в профессиональные школы и техникумы.

Прежде всего выделим значимость серьезного подхода в этот период к изучению ребенка, выбитого из жизненной колеи.

Обращает на себя внимание тот факт, что обосновывалась необходимость медико-педагогического изучения и социального оздоровления беспризорных детей. Характерно, что дезадаптация фиксировалась прежде всего по медико-педагогическим, показателям (умственная, нравственная недостаточность, и др.). В связи с этим подчеркивалась необходимость лечебной педагогики, без которой невозможно справиться с задачей выправления «социальных вывихов» у детей.

Этот принцип был реализован в деятельности Ленинградского Карантинно-распределительного пункта, который принимал детей после кратковременного их пребывания в приемнике (Гиппенрейтер, 1996). После 2-3 недель карантина, где ребенок находился под пристальным контролем медицинским персонала, его помещали в «городок», неотъемлемыми частями которого были школа, клуб с сетью кружков, различного профиля мастерские.

Главной задачей этого учреждения являлось всестороннее изучение ребенка в целях определения типа детского учреждения, в который он должен быть помещен после пребывания в карантинно-распределительном пункте. Эту работу возглавлял В.Н.Мясищев. Под его руководством работали специалисты различного профиля: педагоги, врачи, педологи.

Изучение ребенка носило комплексный характер: изучались его прошлая жизнь, его физическое состояние и конституция, анализировалось реальное поведение; осуществлялась психотехническая ориентация в его свойствах, главным образом, в виде выявления одаренности общей и частичной.

Преобладающими методами исследования ребенка являлись методы установления анамнеза и изучения среды, внешнего наблюдения, эксперимент, анализ «материальных следов деятельности ребенка» (рисунков, поделок и пр.). В течение всего периода пребывания ребенка в распределительном пункте (2-3-месяца) велась его личная карточка.

Научная обработка материалов обследования осуществлялась педологами и врачами. При составлении характеристики отмечались индивидуальные данные (умственная одаренность, характер и работоспособность, интересы, общий уровень знаний); особые случаи во время пребывания в пункте; социальная направленность ребенка, его работа по самоуправлению, в трудовых мастерских, на занятиях в школе. Каждая характеристика обсуждалась медикопедагогическим персоналом, при этом организовывался широкий обмен мнениями специалистов, и только тогда принималось решение относительно дальнейшей судьбы ребенка.

Серьезнейшим образом диагностическая работа была поставлена и Медико-педагогической станцией, которую возглавлял В.П.Кащенко (Горшкова, 1992; Дубровина, Рузская, 1990; Егошина, Елфимова, 1993). Работа здесь велась не только с беспризорными детьми. В нее поступали дети из детских домов, вспомогательных школ, опытно-показательных учреждений, не исключалась возможность обращения в клинику и частных лиц. Всех этих детей объединяло одно - их исключительность. К группе исключительных К.П.Кащенко относил детей «способных, зачастую одаренных, но проблематичных в отношении характера» и детей слабо одаренных с дефектами характера (Егошина, Елфимова, 1993). Таким образом, клиника принимала детей, характеризующихся, наряду с физическими или умственными дефектами, аномальным, отклоняющимся поведением.

В.П.Кащенко считал воспитание на принципах лечебной педагогики основным методом восстановления детей. Лечебная педагогика понималась В.П.Кащенко как синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом.

В 20-е годы четко откристаллизовался принцип трудового воспитания детей бездомных, трудных, выбитых из жизненной колеи. В.П.Кащенко рассматривал «метод ручных работ» как основной прием в учебно-воспитательной работе с исключительными детьми.

По мнению специалистов, занимавшихся социальным возрождением детей, выбитых из жизненной колеи, в основу врачебно-педагогической работы в учреждениях для этих детей должен лечь принцип социально-трудового воспитания при возможной индивидуализации. Опора на него, по мнению специалистов, помогает устранить недостатки характера, формировать деятельную и общественно ценную личность и имеет высокое психотерапевтическое значение.

Один из видных деятелей на фронте борьбы с беспризорностью детей О.Л.Бем писал: «В настоящих экономических условиях задача не скорбеть бесцельно о раннем пагубном вступлении подростков на путь трудового заработка, неизбежном при настоящих экономических условиях, а принять все меры к тому, чтобы наилучшим путем подготовить подростка к труду» (Гилинский, Афанасьев, 1993). Автор подчеркивает: труд должен быть не игрушечный, а реальный, производительный труд, гарантирующий подростку применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Труд рассматривался не просто как средство занять детей и дать им определенные знания, умения, навыки, но как важный источник самообеспечения детского учреждения, ибо материальный вопрос в это тяжелое в экономическом отношении время являлся решающим для судьбы целого ряда детских учреждений.

Исходя из этого определялись следующие требования к учреждениям, ориентированным на социальную реабилитацию детей:

учреждения строятся как воспитательно - образовательная, производительная трудкоммуна;

среда учреждения должна удовлетворять богатой эмоциональности, чуткой возбудимости ребят, должна давать простор для здорового возбуждения и организации детского исследовательского интереса и детской трудовой активности;

жизнь в учреждении должна заключать в себе возможность полезных переключений энергии.

На основе этих идей шло активное преобразование детских учреждений (вчерашних приемников и приютов) в самостоятельные в хозяйственном отношении единицы путем организации новой и укрепления уже существующей сети производственных мастерских и сельскохозяйственных колоний. Они не только оправдывали себя, но и поддерживали другие детские учреждения с малолетними детьми-дошкольниками.

В этот период в практике работы учреждений утверждается принцип общественной направленности воспитания, нетрудового в частности. Особую актуальность он приобретал в работе с социально дезадаптированными подростками и воплощался через организацию общественно полезной деятельности.

На необходимость этого указывала известный в те годы педагог М.В.Крупенина: «Не изолированные трудовые процессы, а общественно полезная деятельность, определяемая нуждами своего учреждения окружающей среды должна составлять содержание труда» (Гербеев, 1989).

Таким образом, практика 20-х годов внесла существенный вклад в развитие опыта социальной реабилитации беспризорных детей. В учреждениях, ориентированных на спасение детей, складывается богатый опыт реабилитационной работы. Именно в эти годы серьезное развитие получила практика изучения ребенка, сложился опыт реабилитации детей на основе единства медицинского и педагогического подходов, утвердился труд как средство психотерапевтического воздействия и воспитания.

Необходимо отметить, что в 20-е годы впервые в законодательстве РСФСР было дано определение беспризорности. В соответствии с утвержденным 8 марта 1926 года ВЦИК и СНК РСФСР Положением о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР, беспризорными, нуждающимися в полном обеспечении и воспитании, признаются дети:

круглые сироты, а также не имеющие братьев и сестер, которые были бы обязаны и могли бы принять на себя заботу о них;

потерявшие связь с родителями и родными;

изъятые постановлением суда и комиссией по делам несовершеннолетних из семьи вследствие преступной или порочной жизни родителей или лиц, у которых они воспитывались, а также дети, находящиеся на попечении одной только матери, лишенной всякого заработка.

К середине 30-х годов основные причины, порождавшие детскую беспризорность в нашей стране, были ликвидированы. Однако имевшие место случаи беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних свидетельствовали о недостатках в существовавшем законодательстве и системе учреждений, а также недостаточном внимании к этим вопросам со стороны местных профсоюзных и комсомольских органов.

В это время широкую известность получают труды П.П. Блонского (Блонский, 1979, Блонский, 1961, Блонский, 1930), одного из основоположников советской педагогической и психологической науки. Рассматривая вопрос «трудности» школьников, он подчеркивал, что основная цель работы педагогов с «трудными» подростками - создать умелого общественного работника.

Создать такого работника можно при определенной организации педагогического воздействия, суть которой сводится к одному: упражнение ребенка в общественной работе. Причем общество изучается ребенком в следующем порядке: школа, семья, улица (квартал) в городе или родная деревня, город или округ, родина.

В соответствии с этим порядком организация воспитательной работы должна, по мнению П.П.Блонского, строиться следующим образом.

Первые упражнения ребенка в общественной работе - упражнения в его школьной работе. Это предполагает: организацию школьного самоуправления; организацию школьной кассы, сбережения которой шли бы куда-нибудь по решению учеников, одобренному учителем; организацию помощи слабым в самых различных отношениях товарищам. Причем, под помощью П.П.Блонский понимает «не только подачу необходимого, но вообще всего, что может создать товарищу светлую минуту жизни» (Блонский, 1979).

Второй цикл упражнения ребенка в общественной работе - работа в семье. Это не значит, что ребенок прекращает совершенно упражнение первого цикла: он, продолжая их, начинает и новые, именно в семейной работе. Второй цикл упражнений включает в себя: курс домоводства, курс практических работ общего характера (например, агрономии), курсы педагогики, медицины, прикладной зоологии и т.п.

Третий цикл упражнений - участие в культурно-трудовой деревенской или городской жизни. Программа занятий здесь крайне разнообразится, сообразно окружающей подростка обстановке.

Последний, четвертый цикл упражнений подростка в общественной работе, курс родиноведения педагог связывал с курсом гражданского воспитания. Этот курс разбивался на 2 части. Первая часть - объективное описание органов государства и общества: министерство, суд, фабрика, рабочий союз и т.п. Метод изучения - драматизация, инсценировка данного учреждения. Вторая часть -социальная мораль, которая, по мнению П.П. Блонского, стояла в нашей стране гораздо ниже, чем личная. Метод изучения - от близких подростку форм воплощения к отдаленным от него организациям.

В преодолении беспризорности огромная заслуга принадлежит одному из создателей стройной системы воспитания подрастающего поколения, талантливому педагогу-новатору Антону Семеновичу Макаренко.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов воспитания Макаренко одержал победу, создав занимательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. Работая там, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов воспитания (История педагогики, 1981). В 1935 году Макаренко заведовал педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему, неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.

Макаренко решительно боролся с педагогией. Он одним из первых выступил против сформулированного педагогами «закона» о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и неизменной средой. Он доказывал, что любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее. «Воспитать человека - перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы».

А.С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Трудовое воспитание содействует психическому, духовному развитию человека.

Указывая на то, что семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это свободный коллектив, который не может подчиняться произволу отца, как это имеет место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бескорыстны в своих действиях. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как членов общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшее условие хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовывать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укрепить их дружбу.

В целом, анализируя и обобщая данные об организации и содержании социально-педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, существовавших в отечественной педагогике до Великой Отечественной войны, можно выделить ряд единых для всех систем моментов.

Стержень всех систем профилактики - трудовое воспитание как активное участие несовершеннолетних в общественно-полезном, общественно-значимом, хозяйственном труде вплоть до приобретения профессии.

Превалирующая роль отводилась воспитанию гражданина.

Процесс социально-педагогической реабилитации строился на основе принципов общественного воспитания и коллективизма.

Во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы произошли серьезные изменения в характере применяемых мер борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних. Применительно к этому контингенту детей было расширено использование воспитательных мер.

В 1942 г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью по предупреждению детской беспризорности», что активизировало работу низовых комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома.

21 августа 1943 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которым предписывалось создание суворовских военных училищ, с закрытым пансионом, ремесленных училищ, детских домов и домов ребенка.

Большая помощь детям, оставшимся без попечения родителей, оказывалась коллективами предприятий, колхозов, общественности и военными организациями. Важное значение в деле социализации детей, оставшихся без попечения родителей, имело их устройство на воспитание в семьи трудящихся.

В 50-60-е годы с особой остротой встает проблема социально-педагогической запущенности детей и подростков, их трудновоспитуемости, правонарушений и преступности. Большую помощь в преодолении детской беспризорности и безнадзорности оказывали детские приемники-распределители, комиссии по делам несовершеннолетних, детские комнаты милиции, созданные в 1950 году во всех столичных и областных городах, а также промышленных центрах. 4 октября 1957 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждении детской безнадзорности», в котором намечался ряд мер, направленных на улучшение воспитательной работы с детьми и предупреждение безнадзорности. Среди них: организация при школах и домоуправлениях спортивных площадок и привлечение для проведения спортивной работы преподавателей и тренеров; создание родительских комитетов, комиссий содействия при всех домоуправлениях для организации кружковой и экскурсионной работы; трудоустройство всех необучавшихся и неработающих подростков, достигших 16-летнего возраста.

Широкий масштаб в 50-60-е годы приняли меры по организации досуга детей и подростков. Восстанавливались и развивались новые формы привлечения общественности к участию в организации досуга несовершеннолетних, контролю за их поведением, предупреждению безнадзорности и беспризорности. В частности, при заводах, фабриках, местных комитетах профсоюзов повсеместно создавались комиссии по работе среди детей и подростков, при домоуправлениях - детские комитеты.

В 60-е годы опыт С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко получил своеобразное возрождение, вылившись в «коммунарское движение» как общественно-политическое движение в стране. Главным здесь было создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Это была попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи.

В эти же годы создает свою педагогическую систему В.А.Сухомлинский. Один из разделов этой системы посвящен работе, в том числе и профилактической, с «трудными» подростками. Рассматривая «трудного» подростка как «дитя пороков» окружающей среды, В.А.Сухомлинский в основу работы с ним закладывает принцип неисчерпаемого гуманизма и человеколюбия, который свойственен его педагогическим воззрениям в целом. Организацию профилактики правонарушений среди несовершеннолетних педагог видел, прежде всего, в возвращении доверия и любви подростка к окружающему миру, желания стать полноправным членом общества. Добиться этого, по его мнению, можно через взаимодействие подростка и «мира», т.е. через деятельность несовершеннолетнего, направленную на улучшение окружающей среды, на сохранение и приумножение красоты природы, людей, человеческих отношений.

В 60-70-е годы широкую известность приобретает также система предупреждения педагогической запущенности и профилактики правонарушений среди подростков, разработанная психологом М.А.Алемаскиным (Алемаскин, 1979; Алемаскин, 1968; Алемаскин, 1980).

В основу его системы легли следующие положения.

Анализ различий в выборе вариантов жизненного пути, в уровне определенности выбора профессии или в отсутствии выбора и другие показатели диагностики уровня развития личности несовершеннолетнего правонарушителя дают возможность предвидеть отклонения в его поведении и преодолеть их антиобщественную направленность.

Когда речь идет о педагогически запущенных учащихся, которых отличают систематические нарушения правил поведения, отклонения в развитии нравственных качеств личности и отрицательное отношение к учебной и трудовой деятельности, то необходимо вооружить педагогов всех уровней специальной психолого-педагогической инструментовкой: умением ставить диагноз, проводить анкетирование, вести дневник и т.п.

В процессе воспитательной работы необходимо выявить референтную группу, в которой протекает «социализация» личности подростка. Простое «отлучение» подростка от окружающей его микросреды не дает большого воспитательного эффекта, поэтому необходимо создавать новую референтную группу для подростка в условиях образовательного учреждения, включая его в активную жизнь в коллективе.

Основные требования к установлению воспитательного контакта педагога с учащимися: поиск точек соприкосновения и согласия, определение содержания контактного взаимодействия, адаптация друг к другу в процессе совместной деятельности, переход к доверительным отношениям и др.

Центром воспитательной работы должны стать класс и учебная группа (Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, 1985).

В 70-80-е годы профилактика детской беспризорности и безнадзорности осуществляется органами милиции, общественными организациями, школами, внешкольными учреждениями. Комплекс мер по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности в этот период включает в себя: выявление детей, оставшихся без присмотра родителей, устройство их в воспитательные и учебные заведения; мероприятия, обеспечивающие родителям возможности для воспитания детей: улучшение условий труда, быта и совместного семейного досуга и отдыха; установление льгот для женщин, имеющих малолетних детей; помощь многодетным семьям; административное и общественное воздействие на лиц, не создающих надлежащих условий для воспитания детей; контроль за неблагополучными семьями, подростками, оставившими школу и неработающими; организация педагогического всеобуча родителей.

Таким образом, при изучении системы организации и содержания работы по социально-педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в рассматриваемый период прослеживается следующая тенденция в ее развитии: с учетом меняющейся обстановки наряду с учреждениями, осуществляющими устройство нуждающихся в этом детей и подростков (возвращение в семью, опека, патронат, детский дом, приют и т.д.), создавалась система органов и учреждений, специально предназначенных для целенаправленной и организованной работы с несовершеннолетними (комиссии по делам несовершеннолетних, трудовые дома, школы фабрично-заводского ученичества особого типа, приемники-распределители, детские воспитательные колонии, спец. школы и профтехучилища, воспитательно-трудовые колонии и т. д.); организация культурного досуга детей и подростков, системы внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Сложность и противоречивость исторического развития нашего общества оказали разрушительное влияние на жизнь семьи и ее воспитательные возможности, следствием чего в конце 80-х - начале 90-х годов в России с новой остротой встала проблема беспризорности среди детей и подростков.

В 1993 году вышел Указ Президента Российской Федерации, касающийся создания системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Именно этот Указ заложил основу планомерной последовательной работы в этой сфере. Стали возникать социозащитные учреждения, которые знаменовали собой принципиально иной подход к решению проблемы. Государство отказалось от идеи репрессивного отношения к подросткам, которые вступили в противоречие с общепринятыми нормами, и перешли на социозащитные принципы работы с детьми, что было принципиально. Именно после этого в стране стали создаваться детские реабилитационные центры, приюты и иные учреждения, которые ставили своей задачей внимание к конкретному ребенку, с его конкретной проблемой, а не работу с классом, группой, отрядом как бы по общему воспитанию детей. И это стало новым.

По мнению консультанта информационно-аналитического отдела аппарата Московской городской Думы Т.В.Жилкина, большой вклад в решение вопросов, связанных с укреплением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних внес Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних». Принятие закона стало очередным шагом по пути последовательного правового оформления новых концептуальных подходов профилактической работы с несовершеннолетними в России, позволило ускорить осуществление практического перехода от карательных к социозащитным принципам деятельности различных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 годы» была направлена на дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации (Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1997).

Программа разработана с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти - основных разработчиков Программы и с учетом опыта реализации Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1997 - 1999 годах».

Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 292-р, включает в себя пять подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.

Вопросы развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находились и находятся в сфере постоянного внимания органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Среди множества законодательно-правовых подходов решения этой проблемы можно выделить следующие:

Законы. После принятия федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 № 120-ФЗ) ряд субъектов Российской Федерации приняли свои собственные законы, а отдельные регионы, где они уже были, привели их в соответствие с федеральным. Введение в действие Законов на территории субъектов Российской Федерации создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

Специальные программы. Во многих регионах приняты и реализуются программы, направленные на развитие нормативно - правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно – методическими разработками, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.

Кроме постановлений и программ федерального уровня разрабатываются и реализуются программы регионального уровня, на уровне города, района. Например, в Москве с 1997 года реализуется программа «Дети улиц», «Безопасность Москвы», «Меры по профилактике бродяжничества и попрошайничества» и др. В Нижегородской области действует специальная целевая программа по противодействию распространению наркомании на 1999-2000 годы в рамках областной программы социального развития «Нижегородский край - XXI век». В г. Ставрополе Департаментом социальной политики, Управлением образования администрации г. Ставрополя и Управлением труда и социальной защиты населения администрации города в союзе с учеными была разработана городская целевая программа «Дети «группы риска» (2002 - 2005 гг.). В цели программы входят:

снижение уровня детской преступности;

формирование культуры здорового образа жизни, общей культуры детей, подростков и молодежи, создание основы для выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семье, Родине (Городская целевая программа «Дети «группы риска» (2002 - 2005)».

В ряде регионов, наряду с принятыми законами и программами, применяются постановления, распоряжения руководителей субъектов России и отдельных городов, затрагивающие различные аспекты жизнедеятельности несовершеннолетних, обеспечения их конституционных прав, профилактики пьянства, наркомании и других негативных проявлений в подростковой среде.

Правовые акты администраций крупных городов и муниципалитетов субъектов Федерации, которые охватывают проведение отдельных мероприятий, акций, иногда носящих разовый характер и способствующих решению социальных проблем несовершеннолетних. Так, например, во многих городах Российской Федерации принимаются «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав», «Создании реабилитационных центров помощи несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей»; «О временной занятости подростков, в том числе в летний период», «О проведении и организации комплексных мероприятий «Подросток»«, «О летнем отдыхе и оздоровлении детей и подростков».

Таким образом, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создает в Российской Федерации новую основу законодательного регулирования проблемы «трудных детей». В ряде регионов России принимаются Законы, Постановления, Программы, которые способствуют более эффективной реализации положений Федерального закона, которые предусматривают решение вопросов социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их социальной защиты.

В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В органах социальной защиты населения создан ряд учреждений социального обслуживания по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а именно: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону.

В зависимости от характера деятельности и основных направлений работы они могут быть разделены на две большие группы:

Амбулаторные учреждения (комплексные центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семье и детям) проводят работу не только с ребенком, но и с его родителями, заинтересованными в изменении ситуации, что позволяет восстановить взаимоотношения в семье, устранить причины жестокого обращения с ребенком, то есть ресоциализировать семью, обеспечить ее нормальное функционирование. Однако в кризисных условиях, когда ребенок без риска для жизни или здоровья не может быть оставлен в семье, амбулаторные учреждения не могут обеспечить его временное устройство.

Стационарные учреждения для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (социальные приюты, социально-реабилитационные центры). Фактически их основной задачей является организация временного пребывания детей до того момента, когда они будут возвращены в родную семью, либо их родители будут лишены родительских прав и органы опеки обеспечат их дальнейшее устройство (усыновление, опека, патронат, помещение в интернатное учреждение). Главным направлением деятельности стационарных учреждений можно считать социальную реабилитацию ребенка, в то время как родитель или родители, жестоко обращавшиеся с ребенком, оказываются вне поля их деятельности.

Необходимо отметить, что в настоящее время затруднено реальное решение проблем социальной защиты (в широком смысле) детей и подростков, особенно носящих комплексный, межведомственный характер. Существует значительный разрыв между теорией и практикой.

Очевидно, что несмотря на предпринимаемые в настоящее время государственные меры, все-таки продолжается рост количества детей, которые попадают в категорию беспризорности и безнадзорности. На наш взгляд одним из основных решений этой проблемы безусловно должно явиться объединение науки и практики, гражданских позиций и взглядов ученых на подход к решению этой проблемы.

Что касается рассмотрения современных подходов к реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в системе учреждений социального обслуживания населения, включая педагогический подход к содержанию и технологиям социальной реабилитации, это предполагает точное определение понятий, целей и задач, методов и способов их выполнения.

 

АВТОР: Ульянченко И.И.