27.02.2012 6552

Функции общественной самоорганизации в социальном воспитании учащейся молодежи

 

Непреходящее значение общественных объединений, да любых сообществ сверстников в социализации учащейся молодежи определяется продолжающейся урбанизацией населения, ростом числа однодетных и неполных семей, сравнительно однородной информированностью детей (благодаря средствам массовой информации), а также в связи с кардинальными социально-экономическим изменениями, к которым подрастающие поколения приспосабливаются быстрее, легче, чем старшие. Автономия молодого человека от взрослых все более возрастает. Достижение автономии и утверждение себя как личности - важнейшие задачи юношеского возраста.

Анализ научной литературы дает возможность зафиксировать многообразные подходы к исследованию социальной группы «молодёжь»:

- молодёжь как носитель психофизических свойств молодости (Ш. Бюлер, 3. Фрейд, Г.С. Холл);

- молодёжь как феномен культуры (М. Мид, Т. Роззак, Э. Шпранглер, Ш. Эйзенштадт);

- молодёжь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений (Л. С. Выготский, И.М. Ильинский, К. Манхейм, П.Э. Митев, В. Фридрих).

Характер современных молодежных проблем, в том числе проблем воспитания молодежи, исследован в работах И,М. Ильинского, Ю.В. Коврижных, В.К. Криворученко, В.Т. Лисовского, В.Д. Левичевой, А.Н. Мацуева, В.В. Нехаева, Т.Э. Петровой, В.А. Родионова, представлен в трехтомной «Социологии молодежи».

В общей структуре отечественной молодежи учащаяся молодежь представляет собой одну из основных групп. Вообще, определение понятия «учащаяся молодежь» чаще всего является предметом социологических исследований (И.В. Анисимова, П.А. Кулаков, Г.Ф. Ушамирская и т.д.). Обычно к данной категории относят молодых людей дневной формы обучения в возрасте от 14 -16 до 29 - 31 лет.

Возраст от 17 до 25 лет в психолого-педагогической литературе соотносится с понятиями юность, молодость (И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.). В рамках рассматриваемой нами темы этот период можно обозначить как студенчество. Заслуга самой постановки проблемы изучения молодежи как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г.Ананьева, Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.А. Степановой, а также в работах Е.М. Никиреева, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина, В.А. Якунина представлен обширный эмпирический материал, приводятся результаты экспериментальных работ и теоретических обобщений по этой проблеме.

В плане характеристики студенческого возраста весьма важным нам представляется замечание А.В. Толстых: «Нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми как, во-первых, своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки (от которых, конечно же, никто не застрахован), в-третьих, на недомыслие, и отсюда, как следствие, на заниженость требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь: мол, молоды еще».

Существенную роль в понимании процесса формирования личности молодого человека играет анализ противоречий, присущих этому возрасту. В своем исследовании Т.В. Козырева выделяет две основных группы противоречий:

Социально-психологическое противоречия. Это противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил и строгим лимитом времени, имеющимися экономическими возможностями для удовлетворения возросших потребностей. А также противоречия между результатами деятельности молодого человека, проявившимися у него (нее) индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Возможны коллизии в системе «преподаватель - учащийся». К этой группе могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса - между новыми для молодого человека требованиями, условиями и сложившимися у него стереотипами поведения.

Информационные противоречия. Это противоречия между поступающим через различные источники огромным количеством информации, расширяющей знания молодого человека, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысления. Такие обстоятельства могут привести к поверхностности знаний и размышлений. Отсюда логично проистекает противоречие между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно строгими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Перечисленные обстоятельства могут порождать неудовлетворенность результатами учебного процесса у молодых людей.

Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов деятельности учащейся молодежи (Е.В. Буслова, Ю.Р. Вишневский, И.В. Зимняя, Т. Е. Коровкина, Ю.М. Орлов, А.Е. Подобии, В.И. Слободчиков, Н.Д. Творогова, В.Т. Шапко и др.). Среди них могут быть названы познавательные, профессиональные мотивы, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы с коллективистской направленностью (личного престижа, сохранения и повышения статуса) и личной направленностью (самореализации, самоутверждения, материальные мотивы). Именно мотивы деятельности непосредственно влияют на формирование личности молодого человека.

Большое значение для молодых людей имеет общение. В связи этим многие специалисты обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под мотивом аффилиации принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми.

Еще одну важную группу составляют познавательные мотивы. Они проявляются в том, что молодой человек, поступивший в среднее или высшее учебное заведение, желает не просто расширить опыт, знания, упорядочить то и другое. Он стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, пытается понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, создает в своем сознании логически непротиворечивую и обоснованную картину мира.

Мотив достижения является важным фактором эффективности учебной и вне учебной деятельности молодых людей. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым и настоящим уровнями исполнения. Это соревнование с самим собой, стремление к улучшению результатов любого дела. Потребность в достижениях проявляется также в направленности на достижение дальних целей, в стремлении добиться уникальных, оригинальных решений как в продукте деятельности, так и в способах ее осуществления. Она стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения результата.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, продолжает интенсивно развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убеждать. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. Мотив доминирования повышает эффективность деятельности молодого человека, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом достижения.

Период молодости характеризуется наивысшей социальной активностью. Молодым людям присущ оптимизм: они уже начали действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, трудиться над утверждением своего человеческого предназначения. Основной деятельностью учащейся молодежи является профессиональная учеба, иногда совмещаемая с трудовой деятельностью. Благодаря этому молодые люди осваивают нормы профессионально-трудовых умений, а также отношений между людьми (деловых, личных и др.).

Молодость - важный этап развития умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и творчества при создании чего-то нового. Главная цель молодого человека, как подчеркивает А. В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития.

Определившись с возрастными и социальными особенностями учащейся молодежи, обратимся к осмыслению такого явления как социальная организация.

Наиболее существенный вклад в развитие представлений о социальной организации внес Г. Спенсер. Организация мыслится Г. Спенсером как единая для живой природы и общества сущность, благодаря которой они только и могут развиваться по одним законам. Иными словами, все эволюционно значимые достижения организационного развития приобретают, по его мнению, форму организаций. А.П. Лимаренко называет идею эволюции центральным звеном концепции Г. Спенсера: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Дальнейшие состояния общества по Г. Спенсеру А. П. Лимаренко трактует так: «Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада».

Т. Парсонс рассматривает все социальные общности, включая общества, социальные организации и группы, как разновидности социальных систем. По мнению В.И. Франчука, в настоящее время в общественных науках сложилось преимущественно рационалистическое представление об организации как части общества, которая обычно трактуется как специально сконструированная целенаправленная и (или) целереализующая система. Однако, такое представление является слишком узким и противоречит социальной природе организаций, так как многие из них возникают естественным (а не искусственным) путем, в процессе самоорганизации, в результате межличностного взаимодействия людей. Поэтому возникает необходимость перейти к более адекватному представлению о социальной организации.

Под социальной организацией В.И. Франчук понимает относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение подобно живому организму. При этом под разумным поведением понимается способность организации адекватно отвечать (реагировать) на вызовы или, другими словами, способность выявлять и решать социальные проблемы, понимаемые как отклонения от социальных норм. Примерами организаций в этом смысле являются не только искусственные формальные организации (главным образом, экономические), но и естественные организации, возникающие стихийно, путем самоорганизации, а также так называемые естественно-искусственные организации, имеющие частично естественное, а частично искусственное происхождение.

В рамках общей теории социальных организаций В. И. Франчук утверждает, что жизнь и деятельность каждого человека немыслима вне организаций, каждая из которых заставляет его подчиняться определенным социальным нормам (своеобразным «правилам игры»), и от того, насколько они гуманны по отношению к человеку, зависит качество его жизни. Существующие организации - начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом далеки от совершенства, но человек может их улучшить путем совершенствования их структуры, функций, применяемых технологий, методов и средств, повышая тем самым качество своей жизни.

По указанным направлениям в последние десятилетия отечественными социологами проведены значительные исследования. Особенно близко к целям и задачам нашего исследования направление, представляющее работы по социологии организаций (А. И. Пригожий, С. С. Фролов), социологии личности (Н.Н. Бокарев, И.С. Кон, В.М. Соколов), социологии семьи (А.И. Антонов, М.С. Мацковский, В.М. Медков), социологии трудового коллектива (А.К. Зайцев, Ю.Д. Красовский, В.Г. Подмарков), социологии региона(Н.А. Аитов, А.А. Удоденко).

Определившись в основаниях, перейдем непосредственно к понятиям. Изучая проблему общественной самоорганизации, необходимо рассмотреть такие понятия как общественное объединение и общественная организация. Обращение к Федеральным законам позволило нам уточнить, что «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

На основании анализа нормативной базы, научных работ А.В. Волохова, Э.А. Мальцевой, М.И. Рожкова, Е.Е. Чепурных можно предположить, что характерными признаками общественной организации учащейся молодежи являются:

- в целевом аспекте - направленность на реализацию какой-либо социально-ценной идеи (цели), что не предполагает получение прибыли и распределение ее между членами объединения,

- в структурно-правовом аспекте - регулирование деятельности нормами и правилами, зафиксированными в Уставе или ином учредительном документе, выраженная структура и фиксированное членство, равноправие молодых людей, участвующих в деятельности организации,

- в институциональном аспекте объединение не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

- в личностном аспекте объединение создается по инициативе, на основе свободного волеизъявления молодых людей и для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

- в управленческом аспекте характерным признаком является самоуправляемость как самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами, право самостоятельного решения внутренних дел, узаконенный порядок, по которому функции власти осуществляются выборными органами.

Как любой социальный институт общественная организация характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Опираясь на характеристику общественных объединений, предложенную В.И. Ланцбергом, М.Б. Кордонским, Б.В. Куприяновым, можно утверждать, что организация в той мере может быть названа самодеятельной:

- в какой зависит от воздействия извне, насколько сама вольна изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов;

- в какой реализуется свобода выхода из группы отдельных участников, «не привязанность» к группе «жизненно важными «вещными» (материальными, физическими) благами или соображениями престижа».

Для понимания социальной организации принципиален системный подход, где система - это диалектическое единство двух ипостасей - совокупности частей и целостности, отличной от окружающей среды. Естественно, что при таком сложном внутреннем устройстве, система для более успешного своего функционирования, должна быть упорядочена. Процесс организации системы может происходить либо извне - под воздействием внешних факторов, либо изнутри - в процессе самоорганизации. Беря на вооружение различные представления о феномене «системы», Н. Луман добавляет к ним понятие самовоспроизводства (аутопойезиса - самотворения). Согласно этому автору, организация - это аутопойетическая (самовоспроизводящаяся, самотворная) система. Существенной особенностью самотворных, самовоспроизводящихся, самоорганизующихся систем является «их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения их механизмов».

С позиций синергетического подхода Г. Хакен в отношении самоорганизации сообщает: «Полезно иметь какое-нибудь подходящее определение самоорганизации. Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную и функциональную структуру. Под специфическим воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизации система испытывает неспецифическое воздействие. Например, жидкость, подогреваемая снизу, совершенно равномерно обретает в результате самоорганизации макроструктуру, образуя шестиугольные ячейки». По мнению автора, самоорганизация представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

В определенной части своего смысла синергетика и такие понятия, как «самоорганизация», «саморазвитие» и «эволюция», имеют общность, которая позволяет указать их все в качестве результатов сииергетаческого процесса. В особенности самоорганизация устойчиво ассоциируется сегодня с синергетикой. Однако, такие ассоциации имеют двоякое значение, С одной стороны, эффект самоорганизации является существенным, но, тем не менее, одним из компонентов, характеризующих синергетику, с другой - именно этот компонент придает выделенный смысл всему понятию синергетики и, как правило, является наиболее существенным и представляющим наибольший интерес, В.В. Суворов предлагает рассматривать синергетику (от грен. Synergetikos - совместный, согласованно действующий) как научное направление, изучающее процессы образования и массовых (коллективных) взаимодействий объектов (элементов, подсистем). А именно, процессы, отвечающие следующим характеристикам:

- происходящие в открытых системах в неравновесных условиях;

- сопровождающиеся интенсивным обменом веществом н энергией подсистем с системой и системы с окружающей средой;

- характеризуемые самопроизвольностью (отсутствием жесткой детерминации извне) поведения объектов (подсистем), сочетающейся с их взаимосодействием;

- имеющие результатом упорядочение, самоорганизацию, уменьшение энтропии, также эволюцию систем.

С точки зрения С.В. Кульневича, самоорганизация развития, деятельности, поведения является ядром гуманистической педагогики, поскольку характеризуется, как минимум, двумя «человеческими измерениями»: добровольностью и самодеятельностью, Вместе с тем любая самоорганизация невозможна без организации внешней, то есть без определенного регулирования инициирующих её внешних воздействий. Самоорганизация - это процесс самопроизвольного возникновения в открытых, сильно неравновесных системах новых структур, как правило, обладающих более высокой сложностью и большей энергией, чем старые. Это превращение связано как с внутренними изменениями системы, так и с влиянием внешней среды. Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной, новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном (критическом или бифуркационном) состоянии, характеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. При этом новая структура в процессе эволюции и сопровождающих её отклонений, случайностей должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости. Вместе с тем случайность и отклонения могут решающим образом влиять на самопроизвольное возникновение нового, а хаос - выполнять конструктивную функцию. Главный вывод состоит в том, что в периоды неравновесности в критических (кризисных) точках разрушения старых структур возможны неоднозначные, различные варианты развития событий.

Методологические положения синергетики представляют информационно-коммуникативную сеть самоорганизующегося знания и познания как взаимосвязанные процессы открытия и конструирования. Обязательным условием их функционирования является наличие информации не только в форме объективного знания, но и в форме, которая может быть воспринята другим, слушающим и понимающим участником процесса открытия и конструирования, ориентированным на познание становления, сложности, нестабильности, неустойчивости и т.п. педагогических позиций, концепций, систем.

Рассмотрение явления самоорганизации в естественных науках (В.А. Аршинов, С.П. Капица, Е.Н. Князева, С.Л. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Г. Хаксн), интерпретаций в современной педагогической литературе (С.В. Кульнсвич, Л.И. Новикова, М.А. Таланчук, Е.Е. Чепурных) дает возможность сформулировать ряд определений самоорганизации:

- самопроизвольное усложнение формы или, в более общем случае, структуры системы при медленном и плавном изменении ее параметров;

- объединение самопроизвольно возникающих образований («диссипативных структур» - термин И.Р. Пригожина);

- упорядоченность, образуемая в открытых системах, находящихся в неравновесных состояниях, которые возникают в «точке бифуркации» (раздвоение, разветвление), когда поведение системы становится неоднозначным и особое значение приобретает роль даже самых малых внешних воздействий, возмущений (флуктуации), ведущих к значительным непредсказуемым последствиям;

- процесс упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразование и усложнение; при этом сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляюшего воздействия на систему.

Осмысление работ Э. Гиденса, Т. Парсонса, Э, Дюркгейма позволяет сформулировать сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи как механизма упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формируег сама учащаяся молодежь. Общественная самоорганизация учащейся молодежи - это естественный, спонтанный процесс, в ходе которого создастся, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся струкгура -субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами.

А.В. Мудрик предлагает рассматривать воспитательные организации как одну из разновидностей социальных организаций, в которых наличествуют фиксированное членство, а также система власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций. В этом контексте целесообразно, вслед за Б.В. Куприяновым, рассматривать сущность общественных организаций учащейся молодежи в четырех плоскостях:

- молодежной (участники организации - учащаяся молодежь, а, следовательно, юношеское мировосприятие является основой деятельности),

- социально-педагогической (здесь реализуется позиция общества по отношению к молодежи, общество содействует передачи социального опыта от одного поколения к другому),

- общественной (общественные организации создаются для решения общественных проблем, имеют негосударственный, некоммерческий характер),

- организационной (общественные организации обладают структурой и корпоративной культурой, которые обеспечивают устойчивость и воспроизводимость данной социальной организации).

Отсюда особенностью общественной самоорганизация учащейся молодежи является, no-первых, реализация естественно-культурных, социокультурных, социально-психологических потребностей молодежи (возраста, адекватность молодежным субкультурам). Во-вторых, наблюдается направленность на позитивное преобразование общества, на участие в социальных процессах территории места жительства. В-третьих, реализуется социальное воспитание участника молодежных общественных организаций и объединений. В-четвертых, с организационной точки зрения, осуществляется поддержание и развитие организации.

На наш взгляд, общественная самоорганизация учащейся молодежи представляет собой:

- процесс упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь;

- естественный, спонтанный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура - субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами;

- процесс подготовки представителей учащейся молодежи к осуществлению себя в качестве свободного от властного влияния агента гражданского участия.

Методологической основой осмысления сущности общественной самоорганизации в нашей работе выступают результаты исследований курской и костромской социально-психологических научных школ (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов). В рамках избранного подхода важными представляются положения, сформулированные А. Кирпичником и Р.С.Немовым. Это, во-первых, подход к определению коллектива через социальную (общественную) значимость коллективной деятельности. Во-вторых, авторы считают, что социально-психологическая схема исследования коллектива включает отношения в коллективе, его структуру, ценности, психологический климат, лидерство, коллективную деятельность («условия эффективности коллектива»).

Б.В. Куприянов и А.Е. Подобии, опираясь на идеи В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского, при характеристике авторских лагерей Костромской области и неформальных объединений - клубов ролевых игр предлагают несколько иную схему. Па их взгляд, наиболее существенными параметрами являются 1) деятельность общественных объединений, содержание и формы организации, 2) интегральная характеристика объединения (контекст объединений, способы жизнедеятельности, цикличность развития объединения, структура отношений, индивидуальная динамика статуса в группе), 3) субкультура группы как символическая система. В дальнейшем мы попытаемся соотносить оба подхода.

Определив сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи, представляется возможным выделить признаки данного процесса. Исходя из положений, сформулированных АХ. Кирпичником, М.Б. Кордонским, В.И. Ланцбергом, Р.С. Немовым, обозначим наиболее важные основания для оценки степени общественной самоорганизации:

- субъсктность организации (ценностно-ориентационное единство и самостоятельность группы в целеполагании),

- продуктивность деятельности, направленной на преобразование окружающей среды,

- деловые отношения внутри группы,

- позитивность психологического климата в общности,

- иновационность как стиль жизнедеятельности группы,

- удовлетворенность участников общности участием в общественной деятельности и отношениями,

- конструктивность внешних взаимоотношений с социальными организациями, находящимися в непосредственной близости,

- организационная структура общности, соответствующая потребностям деятельности,

- интенсивная естественная динамика развития группы.

Субьектиость организации. Остановимся на таком признаке как субъектность, которую AT. Кирпичник и Р.С Немов представляют следующим образом: «Наиболее важные отношения: отношения участников к содержанию общественно полезной деятельности, коллективистские нормы, ценностные ориентации и межличностные отношения, коллективное общественное мнение, обычаи и традиции». При этом авторы подчеркивают важность соответствия «необязательным, точнее - неофициальным социальным ожиданиям, отражающим высшие нравственные ценности, общественные идеалы.,, активно стремиться к максимально возможным достижениям... свойственна неудовлетворенность достигнутым, постоянное стремление вперед, то есть сверхнормативная деятельность». Общественная самоорганизация молодежи «формирует собственную идеологию, фундаментом которой является идея гражданского общества», а молодежь, которая принимает участие в общественной самоорганизации, обладает «специфической субкультурой, основным компонентом которой является осознание себя в качестве свободного от властного влияния агента гражданского участия...».

Характеризуя ценности коллектива, А.Г. Кирпичник и Р.С. Немов указывают, что в данном случае речь идет об «индивидуальных качествах и поступках как наиболее высоко оцениваемых, если не всеми, то абсолютным большинством людей в данном коллективе». Психологи называют функции ценностей коллектива (регулятивная, оценочная, санкционирующая, стабилизующая), структурные элементы (нормы, ценностные ориентации, традиции (обычаи и ритуалы), общественное мнение), Б.В. Куприянов и А.Е. Подобии выстраивают аналогичное явление, выделяя ценности и социокультурный контекст, систему символов (вербальных, предметно-атрибутивных, знаково-изобразительных, действенно-ритуальных, музыкальных, визуальных), стиль жизни.

Продуктивность деятельности. Обосновывая такое положение как продуктивность деятельности, направленной на преобразование окружающей среды, целесообразно обратиться к «Технологии группы» В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского. Авторы в качестве параметров продуктивности указывают общее число мероприятий, а также качество выполняемых работ. Особое внимание исследователи обращают на такой параметр как «Extemab> активность группы (направленность вовне). А.Г. Кирпичник и Р.С. Немов пишут об этом обстоятельстве так; «главный отличительный признак коллектива, выделяющий его среди других возможных объединений, это подчиненность стоящих перед ним целей задачам, которые решает все... общество.... коллектив сам выбирает эти цели, исходя из необходимости приносить максимальную общественную пользу; инициатива, стремления и совместный труд школьников в коллективе обусловлены потребностями общества».

Деловые отношения внутри группы. Остановимся на системе отношений между людьми, которые могут быть разделены на официальные и неофициальные, деловые и межличностные, рациональные и эмоциональные, отношения по вертикали и горизонтали, опосредованные содержанием деятельности и не опосредованные.

Изучая проблему общественной самоорганизации, следует предположить, что сам процесс предполагает изменения в отношениях. По мнению A.Г. Кирпичника, Р.С. Немова, эту позицию можно определить как дифференциацию всех видов отношений и соответствие этих отношений нравственным. Последнее обстоятельство выражается в таких характеристиках как:

- ответственность (все участники свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают успехи и неудачи своей организации, проявляют последовательность и целеустремленность, сознательно подчиняются дисциплине, обязательной для всех участников коллектива, общественные интересы ставят выше личных, по-хозяйски относятся к общественному добру, активно участвуют в общественной жизни; проявляется общая установка членов коллектива на достижение целей его деятельности, соответствующих общественным интересам);

- коллективизм (постоянная забота участников группы об успехах сообщества, стремление хорошо выполнять свои обязанности в группе, противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив, нарушает его единство, развитие добрых традиций в группе, вера каждою в свой коллектив и его возможности, неравнодушие в ситуации, если задеты интересы общности; при этом личные интересы соотносятся с интересами всего коллектива, осуждаются любые проявления индивидуализма, все важные вопросы общественной жизни решаются сообща и при общем согласии);

- сплоченность (единство мнений при решении разнообразных вопросов и единство действий в совместной деятельности; «ценностно-ориентационное единство» - высокая степень согласованности позиций, установок, мнений, оценок и действий коллектива относительно вопросов, непосредственно связанных с его целями и задачами);

- контактность (эмоционально благоприятные и дружеские доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательное, доброжелательное, уважительное и тактичное отношение друг к другу, поддержка в трудные минуты жизни; участники группы радуются успехам друг друга, огорчаются при неудачах, делают то и другое вполне открыто и искренне);

- открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе; оказание разносторонней помощи и учет интересов других коллективов и их представителей, справедливое и тактичное отношение к членам своего и других коллективов, объективное оценивание деятельности и поступков членов своего и других коллективов, старых членов коллектива и новичков);

- организованность (умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними, взаимозаменяемость, способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать, оперативно разрешать возникающие проблемы, конфликты, умение людей в любых ситуациях находить общий язык, готовность членов взять на себя руководство коллективом, совместно, слаженно действовать в сложных ситуациях, быстро находить наилучшее распределение обязанностей);

- информированность (знание задач, стоящих перед группой, итогов работы, положительных и отрицательных сторон в работе организации, норм и правил поведения, знание содержания деятельности коллег по организации, черт характера, привычек и склонностей друг друга).

Оптимальные деловые отношения внутри группы характеризуются в трактовке А.Г. Кирпичника и Р.С. Немова следующим образом: «лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении.-, не проводит четкой линии между собственными обязанностями и правами ведомых. Часть своих полномочий он передает членам коллектива и, в свою очередь, берет на себя часть их обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер активно поддерживает инициативу, постоянно заботится о создании и поддержании в коллективе хороших взаимоотношений между людьми».

Остановимся на психологическом климате в организации. Существенными характеристиками позитивного эмоционального климата авторы называют высокую нравственную атмосферу, дружелюбие, чувства долга и ответственности, взаимную требовательность, преобладание положительных эмоций, созидающих отношений, повышающих эффективность коллективного труда. «Благоприятный психологический климат проявляется в активности участников, их сознательном отношении к общественной работе».

Важная черта эмоционального климата, необходимого для общественной самоорганизации учащейся молодежи, это энтузиазм (греч. enthusiasmos) - сильное воодушевление, восхищенье, страстное обаяние, восторженность, подъем духа, поглощенность целиком идеей, занятием, чувством. Поясняя данный социально-психологический механизм А.Г. Кирпичник и Р.С. Немов пишут: «Стимулирующая или активизирующая функция выражается в повышении общего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизации на выполнение стоящих перед коллективом задач. Устойчивые положительные эмоциональные переживания создают «эмоциональные потенциалы» коллектива, запас его жизненной энергии, который реализуется в общественно полезных делах».

Как отмечают А.Г. Кирпичник и Р.С. Немов: «Психолого-этический климат - доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе..., результат взаимных эмоциональных влияний людей друг на друга, которые можно определить словами «заражение» и «внушение».

Инновационость предполагает, по мнению В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского, несколько составляющих:

- постоянное обновление идей, методов работы, субъективная значимость оригинальности, необычности проведения мероприятий, акций и реализации социальных проектов,

- социальное творчество, обновление форм организации общности,

- общая развернутость в будущее, (значимость прошлых достижений умеренная, прошлое не идеализируется).

Достаточно важно на этом этапе исследования различить общественную самоорганизацию с таким явлением как социальное творчество (Т.Ф. Асафова, Т.В. Козырева, Б.В. Куприянов). Современный синоним слова «творческий» - слово «креативный» (англ. creative - творческий, созидательный) позволяет привнести дополнительные существенные значения. Одно из значений слова «creation» предполагает понимание как «сотворение, созидание». То есть задает не только особенный характер творческой деятельности, но и акцентирует се результативность и совместность. Важными являются и такие нюансы интерпретации термина «креативный» в менеджменте как «новый, до сих пор не опробованный», «уникальный, особенный», «не ограниченный».

Т.В. Козырева предлагает социально-педагогическую трактовку социального творчества как деятельности «по преобразованию окружающей среды через социальное взаимодействие людей, в результате которой происходит интериоризания и экстериоризация индивидом ценностных ориентации и социальных установок». Социальное творчество проявляется в «специфическом способе жизнедеятельности воспитательной организации, в деятельности по преобразованию окружающей социальной среды, в результате которой происходит интериоризация и экстериоризация студентами ценностных ориентации и соответствующих социальных установок». Другими словами, социальное творчество и самоорганизация взаимосвязаны. Самоорганизации без социального творчества быть не может, да и само социальное творчество предполагает самоорганизацию. Скорее всего, мы имеем дело с двумя гранями одного явления. Социальное творчество в большей мере характеризует новизну возникающих отношений, эвристичность внутренней среды сообщества, а самоорганизация определяет процесс само созидания общностью способов организации структуры (упорядочивания).

Важным показателем общественной самоорганизации учащейся молодежи является удовлетворенность участников общности участием в общественной деятельности и отношениями. В качестве характерной черты общественных организаций учащейся молодежи целесообразно выделить специфику вхождения молодого человека в воспитательную организацию. Включение в молодежную общественную организацию является добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Такой принцип комплектования организации как добровольность создает необходимость обеспечить у юношей мотивацию участия в деятельности. Особую роль играют мотивы, возникающие на основе потребности в общении, потребности в приличествующем, на взгляд индивида, социальном статусе, потребности в самореализации и самоутверждении, стремлении чувствовать себя принятым сверстниками и ценимым ими. Не менее важно стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью (В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский). Определенную роль на этапе включения в жизнедеятельность молодежной общественной организации могут играть желание чему-либо научиться, информационная потребность.

Процесс включения молодых людей в деятельность общественной организации определяется не только начальными мотивами, но возможностью сообщества их поддерживать. Поддержание мотивов обеспечивается деятельностью, общением, отношениями, складывающимися в сообществе. В этом плане представляется вполне адекватной типология потребностей и мотивов (В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский), обуславливающих участие человека в деятельности той или иной группы: потребность в общении; желание чему-либо научиться; информационная потребность; жажда реализации своих способностей; потребность в приличествующем, на взгляд индивида, социальном статусе; стремление принести максимум пользы обществу.

М.Т. Квитков выявил особенности деятельности молодежного общественного объединения, обеспечивающие возможность использования его как средства самореализации молодого человека, к которым отнес реализацию потребности молодежи в общении со сверстниками, в объединении в группы; открытость и доступность; объединение вокруг конкретных дел; совместное разрешение социальных проблем, яркую направленность на социальную значимость деятельности.

Конструктивность внешних взаимоотношений с социальными организациями, находящимися в непосредственной близости. B. Куприянов в своем исследовании студенческих общественных объединений так называемых авторских лагерей обращает внимание на такой аспект их жизнедеятельности как взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно. Общественное объединение может использовать данные организации как место базирования (хранение имущества, площадка встреч и массовых мероприятий).

Следующее явление, требующее внимания - структура самоуправления, соответствующая потребностям организации деятельности. Картину иерархии отношений рисуют М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг: «можно, во-первых, выделить лидера или небольшую лидерскую группу; во-вторых, группу людей, регулярно и помногу работающих в клубе и поэтому реально влияющих на его судьбу...; в-третьих, довольно значительное количество тех, кто что-то делает, по не столь систематически...».

Разделяющий основные идеи «Технологии группы» Р. Морозовский в работе «Лидер и законы неформальных групп» предлагает отличать следующие группы и персоналии: «лидер (или группа лидеров, решающая внутрилидерские вопросы коллегиально), «костяк» - те самые семь плюс, минус дна, к которым чаще всего обращается лидер, и которые несут основную рабочую нагрузку, «аура» - те, которые в работе участвуют нерегулярно и из которых формируются рабочие группы для костяка перед большими мероприятиями; «аудитория» - собственно говоря, потребители продукции группы (слушатели бардов, зрители театров, болельщики соревнований...)». Обратимся к описанию структуры отношений Б.В. Куприяновым и А.Е. Подобиным: «В общем виде их структура может быть представлена в виде трех страт: команда - ядро организации (лидеры^ организация - ядро сообщества (интерпретаторы, исполнители, новички), аура - окружающая ядро часть сообщества {бывшие, будущие и эпизодические участники совместной деятельности). Свидетельством общественной самоорганизации здесь выступает движение участников из одной страты в другую.

Особое место в этой структуре занимают лидеры. Не вызывает сомнение следующее понимание лидерства: «лидерство связано с авторитетом отдельных членов или групп в коллективе,... при лидерстве характер авторитета состоит в неофициальном влиянии, которое связано с системой личных взаимоотношений». A.Л. Уманский предлагает такое следующее определение феномена лидерства: «Лидер - принимаемая группой личность, наиболее полно отражающая и выражающая ее интересы, выделившаяся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующая собственные потенциальные возможности и потребности в организации деятельности и общения». Разделяя мнение Б.В. Куприянова о субкультурной природе лидерства, нам представляется важным прояснить, что лидер не только отражает ценности группы, но и задает нормы, генерирует ценности.

Интенсивная естественная динамика развития группы. В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский указывают, что подростково-молодежное объединение «как средоточие межличностных отношений в процессе своего существования претерпевает значительные изменения, минуя различные стадии от рождения до смерти (последнюю, впрочем, миновать уже бывает некому)». Авторы указывают, что «сроки жизни группы бывают различны; она может проходить не все стадии развития: некоторые группы распадаются, так и не достигнув расцвета; нередко возникают и вовсе мертворожденные объединения». Но определенные этапы существования группа проходит обязательно:

- замысел (дородовая стадия, когда будущая организация существует в воображении),

- рождение общности (хотя бы два первых ее члена приступили к реализации первого намеченного дела),

- становление (рост численности группы, формированием ядра, актива, ауры; поиск режима и форм работы, получение первых результатов, появление структуры, традиций, внешних связей; авторитет лидера на этой стадии постоянно растет, и даже если в группе практикуются демократические процедуры, принимаются те решения, которые предлагает лидер),

- расцвет (период наивысшей эффективности реализации задачи, а также наиболее благоприятного внутреннего климата),

- старение, увядание (сопровождается ухудшением целого ряда характеристик и параметров группы, вплоть до утраты тех или иных функций; внешние формы при этом могут оставаться практически неизменными - те же люди, атрибуты, традиции, некоторые формы и методы работы, то же помещение и т.д.),

- смерть (утрата большинства функций, почти нулевая эффективность работы в области главной задачи, невысокий уровень взаимоотношений).

Интенсивная естественная динамика развития группы предполагает обновление состава вообще, в том числе состава лидеров и функционеров, наличие постоянного притока новичков, В этом случае происходит постоянная смена поколений, невелик процент людей, «осевших» в общности.

Определившись с сущностью и основными характеристиками общественной самоорганизации учащейся молодежи, перейдем к определению ее социально-педагогических функций.

По мнению А.В. Мудрика, общественные организации и объединения можно рассматривать как факторы социализации своих членов, хотя социализация и не является их функцией. Они социализируют своих членов органично, в процессе реализации тех целей, ради которых созданы. Общественные организации влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно. Прямое влияние идет на членов конкретной организации. Косвенное может оказываться на тех людей, с кем организация так или иначе связана или сотрудничает, включая помощь учреждениям воспитания в создании детских и юношеских ячеек, помощь нуждающимся в этом организациям.

В качестве одной из основных категорий социальной педагогики большинство авторов сегодня выделяет понятие «социальное воспитание». При этом обозначились следующие подходы к его дефиниции:

отождествление социального воспитания с воспитанием вообще (Б.3. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов);

трактовка социального воспитания через понятие воспитания в аспекте его социальности (В.Г. Бочарова, Н.М. Платонова);

определение социального воспитания через понятие помощи детям, имеющим проблемы с включением в общественную жизнь (М.А. Галагузова).

В своей работе мы будем опираться на определение социального воспитания, данное А.В. Мудриком, - это «взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации». Это составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием и диссоциальным воспитанием). Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

Прежде всего, определим этимологию слова «функция». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой среди значений этого слова есть следующие: работа, производимая органом, механизмом; роль, значение чего-нибудь; обязанность, круг деятельности.

Б.В. Куприянов предлагает под функцией понимать «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений или роль, которую выполняет определенный институт или процесс по отношению к целому». В своих работах он формулирует два подхода к выделению функций: статически-позиционный и динамический. Первый позволяет увидеть «отношения как направления содержания», а второй показывает «последовательность осуществления отношения (функционирование)».

В рамках рассмотрения социально-педагогических функций общественной самоорганизации учащейся молодежи обращает на себя внимание позиция Т.В. Трухачевой, которая предлагает выделять:

- функции общественных объединений в обществе и государстве как «обязанность, круг деятельности», «назначение» этих формирований с точки зрения опосредованно причастных к ним взрослых;

- функции, фиксированные Уставом (или иным документом) - социальные действия, регулируемые определенными нормами и контролируемые как органами управления самого объединения, так и органами управления соответствующих государственных структур;

- явные и скрытые (латентные) функции.

Явными функциями детских общественных объединений Т.В. Трухачева считает, во-первых, осуществление норм, связанных с реализацией гражданских прав и свобод, зафиксированных в Конвенции о правах ребенка и включаюших право на имя и гражданство, права на сохранение индивидуальности, на свободу выражения своего мнения, доступа к соответствующей информации, на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний, защиту личной жизни, право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Во-вторых, речь идет о действиях, направленных на достижение цели, зафиксированной в Уставе (или ином документе) или достигнутой в процессе устной договоренности, и способствующих социализации личности ребенка, обретению им жизненного опыта в условиях добровольного соблюдения установленных демократическим путем норм, правил и процедур. Наконец, в-третьих, в этом ряду функций исследователь определяет формирование новых представлений о жизни в условиях добровольно принятых на себя (само обязывающих) норм и правил (либо закрепления или корректировки уже существующих). Условно первые можно назвать гражданскими, вторьте - социализирующими и третьи - формирующими.

Т.В. Трухачева выделяет как функции общественных организаций воспитательного порядка (закрепление в поведении подростка демократических ценностей и норм, провозглашенных в объединении, и превращение их в привычку), так и социальных (формирование в детской среде лидеров, которые впоследствии могут войти в общественную элиту; привлечение внимания детей и взрослых - как государственных служащих, так и общественников - представителей средств массовой информации, не участвующих в деятельности объединения, к его деятельности (программе, проекту) и участию в нем).

К.Д. Радина отмечает деятельностно-активизирующую функцию -приобщение участников общественной организации к активной деятельности, обогащение их знаниями, умениями, навыками в различных областях культуры и образования и прогностическую функцию, ориентация подростка жить не только сегодняшним днем, но и прогнозировать свое будущее, осознавая свое общественное предназначение.

O.A. Родина обосновала, что «в современных условиях наиболее востребованными являются функции, ориентированные на субъектность молодежи, усиление ее авторитета в качестве самостоятельной силы, влияющей на процесс развития общества». Достаточно важным представляется для целей нашего исследования определение Н. Ф. Крицкой такого явления как гражданская позиция. Автор рассматривает гражданскую позицию как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей. Активная гражданская позиция определяется отношением субъекта к собственной деятельности и собственным действиям в соответствии с системой гражданских ценностей и проявляется в готовности и способности к нравственному, социально-полезному и ответственному действию. Н. П. Журавлева особо подчеркивает значение такой черты студенчества как инициативность и считает ее интегративным качеством, обуславливающим высокую степень внутренней готовности личности к реализации своих возможностей.

В работах Б.В. Куприянова и его аспирантов можно обнаружить следующий набор социально педагогических функций в статическом варианте: ценностно-ориентационная функция, индивидуально-ориентационная функция, инструментально-ориентационная функция, функция самореализации, стимулирующая функция, профилактическая функция, конструирующая функция. Динамический вариант социально-педагогических функций представлен тремя уровнями: функциями включения в деятельность, функциями содержательного уровня (организация опыта образования, индивидуальной педагогической помощи), функциями уровня духовно-ценностной ориентации и развития.

Основываясь на социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, можно утверждать, что общественной самоорганизацией учащейся молодежи могут быть реализованы следующие социально-педагогические функции:

- ценностно-смысловая - присвоение юношами и девушками позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной и эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, иерархичности устройства социального пространства,

- инструментально-операционная - освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, взаимовыгодного сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала,

- созидательно-практическая - непосредственное гражданское участие учащейся молодежи, формирование молодежных общественных организаций, реализующих принципы гражданского общества на практике, предъявление образцов общественной деятельности.

В целом же участие в деятельности молодежных общественных объединений и организаций ускоряет процесс социализации молодого человека, преобразования социального опыта в установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм и ролей, способствует его самовыражению и самореализации.

 

АВТОР: Филиппова Н.М.