27.02.2012 2751

Анализ отечественного опыта общественной самоорганизации учащейся молодежи

 

В качестве объекта анализа мы избрали несколько молодежных общественных организаций, существенно отличающихся друг от друга, чтобы представить различные юношеские сообщества:

- Ижевская городская молодежная общественная организация «ССО»,

- Смоленская ассоциация учащейся молодежи «Вес зависит от нас»,

- общественно-педагогические объединения Костромской области (авторские лагеря «Комсорг», «Кентавр», «Соколенок»),

- Общероссийская общественная организация ДИМСИ (Детские и молодежные социальные инициативы).

Охарактеризуем особенности перечисленных молодежных сообществ. Ижевская городская молодежная общественная организация «ССО» (ИГМОО «ССО») создана в 2001 г., является частью Молодежного общероссийского общественного движения «Российские Студенческие Отряды». На момент 1 января 2006 года в организации состояло 507 человек, объединённых в семь отрядов и одну бригаду, которые за год заработали 2 миллиона 560 тысяч рублей.

В качестве уставных целей организации определено воспитание молодежи, решение материальных и социальных проблем студенчества, решения проблемы трудоустройства молодежи, содействие социально-экономическому развитию страны, содействие организации безопасных условий труда студенческих отрядов. Кроме собственно трудовой деятельности ИГМОО «ССО» ведет разнообразную общественную работу.

Смоленская ассоциация учащейся молодежи «Все зависит от нас» (САУМ) создана 5 февраля 1997 года насчитывает более 200 человек. За время существования ассоциации ее программами было охвачено более 5000 человек. Организация получила распространение во всем городе и даже в некоторых районах Смоленской области - Кардымово, Десногорске. Основные цели деятельности САУМ зафиксированы в уставе и предполагают создание условий для реализации интересов учащейся молодежи в экономической, социальной, политической и духовной сферах деятельности, защиту прав молодых людей на это, помощь в выборе своей позиции в многообразии современной жизни; развитие и реализацию инициатив, способствующих формированию всесторонней гармонически развитой личности; организацию и развитие художественного творчества у молодежи; формирование конституционного правосознания молодежи.

Среди общественно-педагогических объединений особый интерес представляют авторские лагеря Костромской области «Комсорг», «Кентавр», «Соколенок». Авторский лагерь - это такая воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развивают соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов - авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков - авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой. История авторских лагерей может датироваться 1974 годом (год создания областного лагеря комсомольского актива «Комсорг»).

Общественная организация ДИМСИ (Детские и молодежные социальные инициативы) представляет собой добровольное, некоммерческое, неполитическое объединение детей, молодежи и взрослых, созданное в 1995 году и зарегистрированное в 1996 году. Организация ставит целью выявление и поддержку, социальных инициатив детских и молодежных общественных объединений; создание условий для реализации социально значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы населения. ДИМСИ имеет региональные отделения в большинстве субъектов Российской Федерации. Общая численность организации составляет более 60 тысяч человек. В настоящее время в ДИМСИ имеются различные группы детей и молодежи: учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей, студенты средних и высших учебных заведений, работающая молодежь, молодые предприниматели и др.

В качестве основных элементов педагогического обеспечения общественной самоорганизации нами были выделены:

- содействие ценностно-ориентационному единству и выработке механизмов совместного целеполагаиия;

- поддержка эффективной организации деятельности в форме социальных проектов, соблюдение технологий коллективной организации деятельности, социального проектирования;

- «выращивание» культуры делового взаимодействия, стимулирование рефлексивно опосредованного субъект-субъектного общения;

- помощь в создании и сохранении позитивного психологического климата в сообществе;

- запуск механизма социального творчества, становящегося стилем жизни коллектива;

- поддержка мотивации участников, инициирование формирования мотивационного поля;

- помощь в становлении практики эффективного взаимодействия со средой;

- запуск механизмов формирования организационной структуры, подготовки лидеров для выполнения организаторских функций на разных ступенях организации;

- содействие в интенсивности и поступательном характере процессов развития группы.

Начнем сравнительный анализ с содействия ценностно-ориентационному единству и выработке механизмов совместного целеполагания. ДИМСИ - это волонтерская организация, объединяющая подростков и молодежь с активной социальной позицией, таких, которые хотят быть полезными своей стране, людям, неравнодушных к проблемам своих сверстников и взрослых. Большое значение для понимания корпоративной культуры имеют лозунги организаций, транслирующие нормы и ценности данной структуры. Официальный девиз организации ДИМСИ: «Дружба! Милосердие! Вдохновение!», где заглавные буквы имеют второй смысл: «Дети + Молодежь + Взрослые». Как отмечают сами участники объединения, это добровольное некоммерческое, неполитическое объединение детей, молодежи и взрослых, которые объединились для того, чтобы раскрыть и реализовать свои творческие способности для себя и окружающего мира. На сайте организации отмечается: «Всех участников ДИМСИ объединяет стремление сделать жизнь добрее, желание стать достойными членами общества, узнать больше, понять и помочь Другу».

ДИМСИ содействует развитию ориентации детей и молодежи па общечеловеческие ценности, труд, образование и защиту окружающей среды. Организация создает условия для самореализации и само актуализации творческого потенциала детей и молодежи в различных социальных, профессиональных ролях для преодоления кризисных ситуаций, развития контактов с детскими и молодежными общественными организациями и объединениями. Защищает и, пропагандирует права детей, подростков, молодежи, определенные отечественными и международными нормами.

Для понимания механизмов ценностного единения важна работа с кодексом, декларацией, описывающими принятые нормы. Пример такой работы мы обнаруживаем в деятельности в Ижевской ГМОО «Союз строительных отрядов». Корпоративная культура организации основывается на «Семи убеждениях ССО», которые можно рассматривать как формулировку миссии организации;

- Мы - единая команда;

- Твоя Личность - наша наивысшая ценность;

- Презумпция доверия - норма отношений;

- Результат подтверждает формы и методы;

- Социализация выше формализации;

- Здоровье всех - забота каждого, но дело общее;

- Дорогу осилит только идущий.

Также мы можем обратить внимание на «Кодекс чести ДИМСИста». Этот документ провозглашает:

- общественные интересы и интересы других людей выше личных: «Посвящать свои время, талант, энергию другим людям; участвовать в реализации высокой миссии ДИМСИ; служить Отечеству, не ожидая вознаграждений»,

- нравственный императив: «Быть примером добровольного общественного служения, искренним, справедливым, скромным, порядочным, дорожить доверием своих товарищей. Проявлять ответственность, милосердие и заботу о нуждающихся, выступать непримиримым противником социальной несправедливости...»,

- оберегать имидж организации: «Ценить и уважать мнения своих товарищей, дорожить честью ДИМСИ. Ни грубым словом, ни плохим делом, ни злым помыслом не ронять достоинства ДИМСИста, добрыми делами поддерживать авторитет ДИМСИ...»,

- заниматься самосовершенствованием: «Совершенствовать свою личность, не упускать возможность постоянно и всесторонне учиться, осваивать и уважать бесценный опыт н мудрость старшего поколения, хранить славные традиции организации...»,

- поддерживать творческую атмосферу в организации: «Бороться с равнодушием, поддерживать социальные и творческие инициативы»;

- соблюдать корпоративность по отношению к своей общественной организации: «Быть верным другом и соратником каждому ДИМСИсту, делать все для того, чтобы как можно больше людей вдохновлялись идеями ДИМСИ и становилось волонтерами и друзьями организации.

Во всех названных здесь молодежных общественных организациях активно реализуется практика социального проектирования. Так, например, ДИМСИ реализует три крупных социальных проекта. Первый проект называется «Александровский круг» - это инновационная форма социально-педагогического сотрудничества людей разных поколений (детей, молодежи, взрослых), предполагающая оказание участниками социальной помощи пожилым людям по хозяйству (подготовка дров, прополка, мелкий ремонт, парикмахерские услуги, уборка помещений и двора, огородные работы и т.п.). Второй проект - «Волонтерское движение как феномен демократической России» предполагает создание в Александровском художественном музее экспозиции о волонтерской деятельности детей, молодежи и взрослых па основе материалов ДИМСИ. Название третьего проекта - «Эстафета добра». Он предусматривает участие в судьбе беспризорных детей и подростков, особенно иногородних, на основе их патронирования волонтерами общественной организации.

Одной из самых популярных программ Смоленской ассоциации учащейся молодежи является программа «Спасибо, нет!», которая ориентирует молодых людей на ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, выработку твердых жизненных позиций.

Перейдем к характеристике таких параметров как «выращивание» культуры делового взаимодействия, стимулирование рефлексивно опосредованного субъект-субъектного общения. Представители практически любого костромского авторского лагеря время от времени выступают как профессионалы в сфере организации досуга, воспитания, обучения новым педагогическим технологиям. Особенно ярко существование в деловом режиме {организация и проведение ситуационно-ролевых игр) стало проявляться в ситуации сотрудничества педагогического коллектива лагеря ролевых игр «Кентавр» (г. Кострома) с общественной организацией «Коллекция приключений» (г. Москва). Взаимным требованием было определено качество (профессионализм) решения задач по организации отдыха подростков. Практически с самого зарождения лагеря представители педагогического коллектива лагеря проводили мероприятия для различных заказчиков: игровые семинары в средней школе №2 г. Переяславля Залесского (1994 г.) и на базе ДОЦ «Бригантина» (республика Беларусь, 1995 г.), коммунарские сборы в Костромском политехническом колледже, школах и клубах гг. Костромы и Волгореченска. Можно отметить, что все участники педагогического коллектива представляют собой коллег, сотрудников одной организации (фирмы), которые вместе работают (придумывают, проводят), участвуют в субботниках и т.д.

Остановимся на помощи в создании и сохранении позитивного психологического климата в сообществе. Традиция специально организованного отдыха и легкой тусовки педагогов в редкие моменты лагерной смены возникла в «Комсорге». Нам точно неизвестно, кто и когда открыл в помещении психологической службы комнату отдыха для педагогов, сконструировав, таким образом, пространство совместного общения в редкие мгновения отдыха. В лагере «Кентавр» эта комната с 1995 года стала называться «Белой гостиной», в обиходе «Белкой», Главное, что запрещается делать педагогам в «Белке», это работать. Почти ежегодно меняя базу проведения лагеря, сотрудники психологической службы ревниво осматривают все помещения детского центра отдыха, чтобы выбрать для «Белки» самую лучшую комнату. Кроме своеобразной «зоны неупорядоченного отдыха» в том же классическом «Комсорге» согласно «святому преданию» костромских лагерей, А.Н. Лутошкин создал Клуб ИК - Клуб истинных комсоргов - вечер общения для педагогов лагеря, проводившийся после отбоя.

В годовом отчете ИГМОО отмечается, что «хорошо развивалась тренинговая Школа Лидеров ССО, в отрядах ССО не было конфликтов по поводу распределения денег. Случаи употребления спиртных напитков имели место только вне работы, и хотя неоднократно случались на отдыхе и даже на дислокации, «питие» не имело массового стихийного характера, а самое главное не приводили к конфликтам. По этому вопросу ещё много надо сделать...».

Изучение опыта общественных организаций учащейся молодежи по запуску механизма социального творчества становящегося стилем жизни коллектива, позволяет отметить специфику программ Смоленской ассоциации учащейся молодежи:

- программа «Включись» стимулирует развитие творческих возможностей подростка, способностей к нестандартному решению различных жизненных ситуаций,

- программы «Стартинсйджер» и «КВН» позволяют выявить творчески одаренную молодежь, развивают творческие способности детей и подростков, позволяют интересно организовать досуг подрастающего поколения.

В костромском авторском лагере «Кентавр» времени от времени практикуются различные мероприятия, рассчитанные в первую очередь на педагогический коллектив - это различного рода игры, конкурсы. Наиболее известна игра в городе «Принцы Амбера». В такие моменты общность функционирует в режиме повышенной креативности, важен в большей степени процесс творения и сопутствующие эмоции, чем результат. Интересным является тот факт, что уже на следующий год инициативная группа, включающая определенное число представителей педагогического коллектива организовала игру в городе на сюжет криминального сериала. При подготовке смены, сборов педагогический коллектив авторского лагеря включается в творческое созидание, выступая как «проектно-конструкторское бюро». Продуктом разработки становятся программы работы, планы проведения сборов, методические рекомендации и сценарии мероприятий.

Анализ практики поддержки мотивации участников наиболее ярко проявляется в ИГМОО «ССО», где работа участников объединения оплачивается, более того, материальный доход значительно увеличился за последние 2 года. Особенный рост суммы заработка произошёл в старших стройотрядах и достигал в день до 1000 рублей. Как говорят сами участники таких отрядов: «Есть, за что пахать в ССО!». В процессе работы в ССО, молодой человек может не просто заработать деньги, кроме этого, ему предоставляется возможность освоить какую-либо профессию.

Для студентов участие в деятельности костромского авторского лагеря обусловлено полным перечнем мотивов:

- престижность (многие лагеря имеют позитивный образ в вузе, в регионе),

- прагматические мотивы (многие руководители лагерей обладают возможностями повысить социальный статус молодого человека в случае его участия в деятельности авторского лагеря),

- любительство (привлекает определенный вид деятельности - хобби, будь то ролевые игры, волонтерская деятельность, научные исследования и т.п.),

- общение, референтность педагогического коллектива, определенных личностей,

- стремление к обретению профессиональной компетенции, чаще всего в сфере психолого-педагогической деятельности и т.п.,

- стремление быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности, убеждения, взгляды. С этим вариантом связан такой принцип вхождения как ретро-мотивация - по данным ряда исследований среди педагогов авторских лагерей 7% побывали здесь в качестве воспитанников.

Можно предположить, что мотивацию участия в общественной организации поддерживает, разнообразие предлагаемых программ деятельности. Так, ДИМСИ предлагает чрезвычайно широкий перечень:

1) «Школа гражданского общества» (программа привлечения детей, молодежи и взрослых к активному участию в формировании гражданского общества и развития в них необходимых для этого качеств);

2) «Третий сектор и СМИ» (программа по укреплению взаимодействия общественного движения со средствами массовой информации на федеральном, региональном и местном уровнях);

3) «Юное поколение выбирает книгу» (программа воспитания нравственно и духовно здоровых детей и подростков через использование книги как мощного средства и инструмента направленной социализации, а также личностного потенциала писателей, журналистов, художников, издателей);

4) «Диалог индивидуальностей» (программа организации индивидуального шефства волонтера над ребенком из неполной семьи или детского дома при кураторстве социального педагога и поддержке семьёй/опекуном ребенка на основе стандартов и методик Международной программы «Большие Братья/Большие Сестры»);

5) «Трудовая инициатива» (программа стимулирования общественно значимой волонтерской трудовой деятельности детей и молодежи, стремления к достижению высоких результатов, формированию добросовестного отношения к выполняемой работе);

6) «Врата учености» (программа развития интеллектуальных и творческих способностей детей и молодежи путем приобщения к знаниям в области социальных наук);

7) «Артиада ДИМСИ» (программа поддержки общероссийского художественного фестиваля «Артиада народов России», проходящего по четырнадцати номинациям: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, изобразительное искусство, интернет, кино, литература, музыка, радио, театр, телевидение, фото, хореография, цирк);

8) «Лидер здоровья» (программа разработки и реализации системы мер по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей);

9) «Возвращение к истокам» (программа осуществления преемственности поколений на лучших национальных и общечеловеческих демократических ценностях);

10) «Юность без решеток» (программа профилактики правонарушений и улучшения морально-психологического состояния молодых людей, находящихся в исправительных учреждениях и приемниках-распределителях);

11) «ДИМСИ. сеть» - (программа виртуальной деятельности ДИМСИ);

12) «Волонтер и общество. Волонтер и власть» (программа социального партнерства, поддержки научно-методической и издательской деятельности ДИМСИ);

13) «Прояви инициативу - сотвори добро» (программа взаимодействия учреждения образования и общероссийского общественного объединения в поддержке общественных инициатив детей и молодежи) и др.

Осмысление практики костромских авторских лагерей показывает, что взаимодействие с внешней средой разнообразно по содержанию и формам. Здесь и отношения с представителями государственных (региональных и федеральных) органов по поводу финансирования программ тематических смен и отдельных проектов; и отношения со СМИ, создающие имидж общественно-педагогическому сообществу; отношения с работниками базы (детского оздоровительного центра) проведения программы смены; взаимоотношения с вузом (факультетом) где учиться значительная часть студентов - участников педагогического коллектива; отношения с заказчиками и потребителями (родители и дети) услуг предоставляемых общественными организациями; структуры, создаваемые общественной молодежной организацией или организации, испытавшие сильное и существенное влияние; общественные объединения, похожие по содержанию деятельности.

Региональные организации ДИМСИ активно сотрудничают с местными и региональными администрациями, являются участниками молодежных «круглых столов» (координационный орган самоуправления общественных объединений), ДИМСИ сотрудничает с прессой и педагогическими журналами: «Российская газета», «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Дополнительное образование», «Социальная работа» и другими. Связи с общественностью через публикации в прессе, радио и телепередачи позволили создать положительный имидж организации, придают общественной деятельности ДИМСИстов более отчетливое выражение.

Центральный исполком ДИМСИ участвует в законотворческом процессе, сотрудничая с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, выдвигает законодательные предложения. Исполком осуществляет социальное партнерство с Администрацией Президента РФ по вопросам государственной молодежной политики, Общественной молодежной палатой при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, министерствами и ведомствами Правительства Российской Федерации; органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; научными и образовательными учреждениями: Российская академия образования (Институт педагогики социальной работы, Государственный НИИ семьи и воспитания), Московский гуманитарный университет, Современная гуманитарная академия, Институт международных социально-гуманитарных связей, Московский Государственный институт международных отношений; Всероссийский детский центр «Орленок», Всероссийский детский центр «Океан»; региональные вузы, ССУЗы, профессиональные училища и общеобразовательные учреждения.

Сравним опыт запуска механизмов формирования организационной структуры, подготовки лидеров для выполнения организаторских функций на разных ступенях общественной организации. Популярная программа Ассоциации (Смоленская АУМ) носит название «Лидер». Её задачей является выявление лидеров общественных организаций, формирование актива самой Ассоциации. По данной программе также проводились и проводятся семинары, тренинги, «круглые столы».

Как показывает обобщение опыта общественно-педагогического объединения лагеря ролевых игр «Кентавр», стихийный процесс вхождения студента в общность может быть описан через следующую динамику статусов; новичок (осваивающий культуру общности с приглашения в коллектив и до начала смены), исполнитель (реализующий социокультурное содержание в совместной деятельности с первой смены до третьей смены), интерпретатор (носитель методики реализации содержания с третьей смены до окончания вуза), автор смены (задающий нормы, генерирующий ценности индивидуально). Движение от статуса к статусу не является линейным, а связано с риском оказаться в «чужаках», так как характер социальных ожиданий на разных уровнях социальной иерархии существенно отличается. Деятельность участника объединения разделена на функциональные уровни (уровни ответственности):

- четвертый уровень - создание условий для воспитания участников временного детского объединения;

- третий уровень- организация деятельности участников временного детского объединения в рамках программы лагеря;

- второй уровень - управление психологическим климатом и межличностными отношениями в детском временном объединении;

- первый уровень - обеспечение жизни и здоровья участников временного детского объединения.

В этой схеме отражаются возможные уровни позиционного и функционального самоопределения участника группы, которое зависит как от его возможностей, так и от желания решать те или иные задачи. О.В. Миновская, изучавшая опыт «Кентавра», предложила рассматривать три линии движения (изменения статуса) молодого человека в общественной организации:

развитие общего профессионализма (качество освоения основного -системообразующего вида деятельности; как правило, это - организаторская, общественно-политическая, строительная или педагогическая деятельность),

развитие как специалиста в сопутствующей деятельности (реклама, брэндинг, художественная самодеятельность, административная, хозяйственно-бытовая, спортивная и т.д.),

обретение статуса в зависимости от времени нахождения в общности.

В плане проектирования педагогического обеспечения необходимо обратить внимание на идею синхронизации названных линий движения.

Организационная структура Ижевской городской молодежной общественной организации «ССО» включает следующие уровни («классы»):

1) Звеньевые;

2) Комиссары;

3) Бригадиры;

4) Старшие командиры.

Программа подготовки комиссаров стройотрядов в ИГМОО «ССО» предполагает следующее содержание: «Движение стройотрядов РФ. Структура и задачи Союза стройотрядов в 2006 году. Взаимодействие студенческой бригады в Союзе стройотрядов. Корпоративная идеология и позиционирование ССО. Работа студенческой бригады и роль комиссара бригады в этой работе. Командообразование. Адаптация личности в коллективе (бригаде). Идеал - модель студенческой бригады. Разрешение конфликтов. Коммуникативность. Годовой проект развития студенческой бригады - путь продвижения к идеалу - модели».

Примером содействия в интенсивности и поступательном характере процессов развития группы может служить годовой цикл мероприятий и его насыщенность.

В авторских лагерях повседневность и событийность возможно представить в виде годового цикла. Начинается год с анализа прошедшей смены. Эмоциональный фон этого мероприятия зависит от характера отношений, которые сложились в ходе смены. На самом деле этому мероприятию придается большое значение, так как именно здесь определяется, кто поедет на следующую смену.

Схема № 1

Годовой цикл функционировании лагери «Кентавр»

Сентябрь Анализ прошедшей смены

Октябрь  Подготовка и участие в «Фестивале Лета»

Первое воскресенье октября - Встреча всех участников смены у памятника Ивану Сусанину

Ноябрь    Набор в педагогический коллектив, знакомство с новичками в центрах

Январь     Начало разработки новой смены, уточнение состава служб и центров

Январь-март Работа по центрам и службам: разработка проектов деятельности. Проведение различных мероприятий внутри педагогического коллектива.

Начало мая Маевка: трехдневный выезд всего педагогического коллектива для подготовки к смене

20-е числа мая Поздравление выпускников, работавших в лагере с окончанием вуза

Июнь - июль Участие в различных программах летнего отдыха и оздоровления

Июль - август Сборы педагогического коллектива перед заездом в лагерь Август - очередная смена лагеря

Очередная смена - ключевое событие в жизни авторского лагеря. Его общность, проходя через них, может существенно видоизменяться - рушатся старые деловые, межличностные, корпоративные отношения, возникают новые. Очередная смена для жизни воспитательного сообщества авторского лагеря представляет собой событие столь значительного масштаба, что все остальные просто не идут ни в какое сравнение.

Есть еще один важный момент во взаимоотношениях детей и взрослых, когда они ощущают единство и причастность к сообществу лагеря «Кентавра» - это встреча последнего воскресенья октября. В основе возникновения этой традиции желание обратиться к совместным переживаниям прошедшей смены. Все попытки как-то организовать эту ситуацию ни к чему логичному и завершенному не привели: сначала ожидания и радость встречи, затем «тусовки» по смешанным компаниям.

Мы уже упоминали о том, что работа с лидерами объединений ведется практически во всех общественных организация, В этом аспекте интересной для нас является программа, которую осуществляет ижевская городская общественная организация «Социум - школа лидеров». Школа лидеров построена на добровольном желании совместного «умного» отдыха в сочетании со строительством комфортных отношений друг с другом. Если ребенок желает таких отношений, с ним буду общаться и работать.

ССО имеет очень четкую иерархичную структуру. «Школа Союза Студенческих отрядов для ВСЕХ» включает в себя четыре уровня-класса. Первый уровень самый низший - класс звеньевых, второй - класс комиссаров, затем третий - класс бригадиров, и высшей уровень - класс старших командиров. Каждый уровень подразумевает определенный набор семинаров: знакомство участников тренинга с движение СО РФ, корпоративная идеология и позиционирование ССО, работа и роль комиссара бригады в этой работе, адаптация личности в коллективе (бригаде).

Для ИГМОО «ССО» годовой цикл выстраивается вокруг летнего сезона - периода наибольшей активности студенческого строительного отряда. Важным моментом жизни Смоленской Ассоциации являются ежегодные летние сборы на базе лагеря «Сокол».

Обращаясь к практике педагогического обеспечения самоорганизации учащейся молодежи в общественных организациях, мы пришли к выводу, что в работе практически всех объединений присутствует такая форма организации как сборы, где более опытные члены объединения передают свой опыт младшим поколениям. Зачастую, именно на сборах происходит обучение новичков навыкам социального проектирования. Тесно связаны с данной формой работы еще два направления объединяющих деятельность общественных организаций: поддержка лидерства и формирование четкой иерархии внутри коллектива объединения. Кроме того, можно отметить высокий уровень корпоративной культуры общественных объединений.

Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что важной задачей педагогического обеспечения является развитие у участников общественных объединений самостоятельной, инициативной, активной позиции по отношению к окружающему миру.

 

АВТОР: Филиппова Н.М.