28.02.2012 4016

История развития информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и подростков

 

Наука, и педагогическая прежде всего, не обошла своим вниманием столь заметное социальное явление, как средства массовой коммуникации детей и для детей. Нам хотелось бы подчеркнуть, что вопросам научного, информационного, методического обеспечения реализации общественных интересов детей и подростков средствами коммуникации посвящены исследования, которые для раскрытия темы настоящей научной работы крайне важны. Это научные труды Т. Адерно, Т.А. Алексиной, А.Н. Басова, Э. Бевер, И.А. Бутенко, Е.В. Власовой, Л.С. Выготского, Л.А. Вяткиной, А.В. Грищенко, СИ. Ежовой, СМ. Кононенко, В.Н. Кочергина, А.А. Мурашова, М.А. Тухмачева, В.В. Умановского, А.Я. Школьника, М.В. Цилуйко, СБ. Цымбаленко, СН. Щегловой.

Освещение международного и отечественного опыта создания системы информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и подростков нам представляется важным начать с ситуации в детской самодеятельной прессе.

Появление детского и подросткового самиздата - явление неизбежное. Несмотря на то, что в разные периоды становления системы информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и подростков всегда была периодика для детей и юношества, она не только не утоляла информационный голод, но даже поощряла подростков к созданию собственных изданий. Самиздатовское творчество позволяло, и теперь позволяет детям и подросткам открыть себя для внешнего мира и узнать, что они в этом мире не одни.

Под детским самиздатом мы подразумеваем периодические издания, выпускаемые силами подростков в рамках учебного заведения, стихийно возникшей группы единомышленников. Но противопоставлять организованную и неорганизованную самодеятельную детскую прессу нецелесообразно. Общество заинтересовано в конечном результате -развитии информационного пространства самореализации детей и подростков.

Во-первых, юнкоровская деятельность стимулирует творческую активность детей и подростков. Творчество не только дает результат в виде опубликованного материала, удовольствие от самого процесса труда. Творческие люди отличаются стремлением к самосовершенствованию, гармоничным отношением к миру, а это - основа, главное содержание личности. Во-вторых, объединение ребят в коллективе по интересам снимает для многих «трудных» проблему одиночества. В-третьих, забота о конкурентоспособности своего издания формирует деятельную гражданскую позицию начинающего журналиста. В-четвертых, продолжительная апробация профессиональных навыков, неизбежные удачи и неудачи, их преодоление позволяют юнкорам убедиться в верности последующего выбора «дела жизни».

Феномен детской и юношеской (подростковой) прессы существует на протяжении ряда столетий. Французский профессор Жак Тонне обнаружил печатные газеты, изданные французскими лицеистами еще в 90-е годы XIX века. А в 20-е годы нынешнего века преподаватель сельской школы Селестен Френе (впоследствии - выдающийся французский педагог) попробовал распечатывать оригинальные детские тексты, раздобыв для этого маленький печатный станок. «Именно эти печатные произведения послужили импульсом для создания движения Френе, а затем привели к объединению многих учителей, организовавших альтернативную школу, школу «Жизни». Эта инициатива получила название «Международное движение за типографию в школе». Вскоре Движение выпустило первый журнал «Le grebe» - «Ля жерб» - альманах детского литературного творчества, он выходил раз в месяц.

Френе уточнял: «Печатный станок в школе является не просто техническим средством для организации ручного труда школьников. Скорее, это то, что мы называем возможностью свободного самовыражения. Недостаточно просто сказать ребенку: «Можешь делать то, что тебе хочется. Напиши что-нибудь». Нужно также найти средство, которое позволит ему раскрыться... Нужно, чтобы он имел возможность общаться с людьми, которые готовы выслушать его и прочитать то, что он напишет... Школьная газета - это совместное творчество, которое подготавливает детей к жизни в обществе. На всех этапах этого процесса газета предполагает коллективную работу школьников».

Движение Френе получило современное развитие, когда была создана коммуникационная сеть, управляемая одновременно и взрослыми, и в значительной степени детьми и подростками. Принцип коммуникационного обмена, объединившего самые разные издания, смог объединить самых разных ребят со всех уголков мира.

В некоторых французских школах параллельно с телекоммуникационными посланиями и традиционными газетами на бумажной основе, были созданы телематические газеты, которые принимаются всеми обладателями системы «Минитель».

История же издания ученических журналов в России насчитывает более 120 лет, но, если обратиться к первым лицейским опытам Пушкина, то и эта цифра окажется очень приблизительной. Однако точную дату появления первых печатных самодеятельных газет, выпускаемых детьми или подростками, назвать до сих пор не может никто.

Безусловно, предпосылкой к детскому самодеятельному творчеству стало создание в России первых журналов для детей.

В 1785 году Н. И. Новиков начал издавать первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». По мнению многих педагогов и воспитателей тех лет, для детей было характерно отсутствие так называемой «преемственности идей», дети жили как бы вне времени. А потому издание журналов, отражающих современность, было лишено смысла.

«Детский журнал, если он составлен хорошо, может быть читаем детьми в продолжение многих даже десятков лет, детьми нескольких поколений». Несколько поколений детей действительно зачитывалось новиковским «Детским чтением для сердца и разума». Журнал переиздавался в Москве, Орле, во Владимире. Но «Детское чтение» и десятки других журналов, издававшихся позже, не были журналами в современном понимании этого слова. Это были, как правило, сборники стихов, рассказов, повестей, статей, случайных или несущих читателю некую систему знаний. В отделе «Смесь» журнала публиковали также загадки, шарады, рассказы о курьезных случаях. Сборники выходили установленного объема и в определенные сроки.

В журнале «Детское чтение для сердца и разума» (1785 г., ч. I) так излагаются причины выхода в свет этого издания: «Может быть, многим из вас удивительно покажется издание особливого для вас журнала, и так, чтоб вы не удивлялись, хотим мы уведомить вас в немногих словах о причине, намерении и содержании этих листов». Среди названых Новиковым причин и такая: «Досель на отечественном нашем языке не было ничего, что бы служило, собственно, для детского чтения... Мы не хулим чтение хороших книг на французском и немецком... однако, несправедливо оставлять и собственный язык.... Намерение наше есть то, что друзья детей последуют нашему примеру и от времени до времени будут доставлять вам маленькие книжки, соразмерные вашим силам и понятию, и что в короткое время вы будете иметь на своем языке полное и достаточное чтение для вашего возраста. Содержание сего журнала будет хотя и различное, но нужное и соразмеренное вашему возрасту, вашим силам и вашему развивающемуся еще понятию».

Важно и то, что «задача решения нравственных вопросов предоставлялась творчеству читателя, требуя от него богатого воображения, развитого абстрактного мышления. Все это делает мысли читателя живее, ярче эмоции и определеннее его положительные или отрицательные реакции на добро и зло».

В России до революции выходило около 300 периодических детских журналов. Если к ним добавить еще 175 ученических печатных журналов, то мы увидим, какую впечатляющую картину являла собой русская периодика для юного читателя.

«Показателен постоянный рост количества изданий для детей. За первые 75 лет, начиная с 1785 года, увидели свет 45 журналов, за последующие 35 лет - 55, с 1895 по 1917 годы стало выходить в два раза больше изданий, чем за всю предыдущую историю развития периодической печати для детей. При этом средняя «продолжительность жизни» изданий по периодам определяется соответственно как 5, 10 и 3 года. Динамика движения детской журналистики свидетельствует о постоянно возрастающем значении специальной периодики в жизни общества, о ее широком распространении в юной читательской аудитории».

60-е годы XIX века - время огромных социальных перемен и политических потрясений, вызванных ускоренным развитием капиталистических отношений. В результате в детской журналистике наметилась новая роль - не просто служить «для сердца и разума», а стать руководителем юношества, наставником жизни. Идея просветительства уступала место активному и деятельному формированию мировоззрения подрастающего поколения.

На первый план выдвигалась не форма, а содержание журнала. Появились издатели, которые хотели приблизить журналы к темам дня. Так в отделе «Прибавления» «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений» (1836-1863) была отражена военно-политическая жизнь России. Журнал печатал «Известия с Кавказа», «Известия из действующей армии». На его страницах был опубликован «Высочайший манифест» (объявление войны с Турцией) и т.д.

Издававшийся позднее (1896-1917) журнал «Всходы» в 1905 году в отделе «Из текущей жизни» широко освещал ход русско-японской войны, рассказывал об обороне Порт-Артура.

Из издававшихся в России во второй половине XIX века журналов вырисовывались четко: «Родник», «Детское чтение», «Всходы», «Путевой огонек» - журналы либерально-буржуазные; «Задушевное слово», «Незабудка», «Ученик» - правые; «Маяк» - издание толстовцев.

Современные исследователи обратили внимание на интересный момент, не отмеченный в истории журналистики ранее, а именно три больших всплеска активности детской самодеятельной журналистики в последней четверти XIX века: в 1902-1908 и в 1912-1918 годах. Основной темой ученических изданий была критика школьной системы того времени. Сопоставляя школьный самиздат конца XIX и конца XX веков, московский исследователь А.Третьяков отмечает определенную закономерность в его появлении, развитии и даже некоторую идентичность изданий, отдаленных более чем на 70 лет. Причинами этого явления и столетие назад, и ныне А. Третьяков считает:

Желание подростков самоопределиться и самовыразиться в период социально-политических сдвигов в обществе, в стороне от которых они быть не могли.

Несоответствие школы как среды обитания и как учебного заведения познавательному и созидательному интересу подростков.

«Самодеятельные издания - это своего рода эмоциональный всплеск, который неизбежен, если ни школа, ни государство, ни общество не предоставляют подросткам возможности для реализации своих интеллектуальных и духовных запросов и потребностей».

Например, на Урале нелегально выпускались ученические издания, первыми из демократической и революционной прессы прибегнувшие к техническим способам размножения. Так, в 1883 г. в Перми выходит литературно-общественный еженедельник учащихся средних учебных заведений «Школа». Исследователь истории уральской печати В. П. Павлов в своей книге «Очерки истории журналистики Урала» называет «Школу» первой нелегальной газетой на Урале, которая воспитывала молодежь в духе непримиримости к самодержавию, звала к активному революционному действию. Она выпускалась с помощью гектографа. В 1908 г. к помощи гектографа прибегают ученики Пермской духовной семинарии для выпуска нелегального журнала «Наши думы». Тем не менее, большинство нелегальных ученических изданий до 1910 г. были исключительно рукописными.

Другой пример: в Уральском горном училище в 1868-1870 гг. самими учениками было введено следующее правило: группы учащихся, объединенные общей точкой зрения, интересами, могли издавать собственные журналы, полемизировать в них друг с другом, выражать свои мысли, спорить, высказывать мнение о волнующих их темах, проблемах. Так родился журнал «Уралец», в который допускались материалы, иллюстрирующие только общие «интересы» и никакой «партийной полемики». Помимо «Уральца» в горном училище выходило и шесть «партийных» журналов.

Интересен сам факт появления так называемых «групп учащихся». Это были не те ученики, которые «ничего не хотят делать, забавляясь чтением книг и играми». Книги они читали, чтобы потом о них спорить, а свободное время проводили за чтением «Отечественных записок» и «Современника». Читая журналы, учащиеся преследовали цель самообразования и развития кругозора. Например, один из учеников, автор собственного журнала «Среда», занимаясь переводами с немецкого языка, собрал фотографическую камеру и поместил ее описание в своем журнале.

Журнал «Среда», выходивший в горном училище в 1875 г., за вольнодумство, критику «нравов учебного заведения», высмеивание учеников и преподавателей попал в поле зрения начальства и жандармов.

Аналогичные примеры можно найти в Пермской духовной семинарии, где в начале XX века издавались рукописные нелегальные газеты «К свету!», «Церковные делишки», «Черносотенские губернские ведомости», «Наши думы».

Авторов ученических газет того времени волновали не только школьные проблемы. Так Пермская газета «К свету!» в октябре 1908 года призывала учащихся «подготовить из себя твердых и осмысленных борцов и работников для великого дела Русской революции», а другая ее публикация заканчивалась словами: «Да здравствует свободная школа в свободном государстве!». В журналах, выходивших в 1914-1917 гг., было много публикаций о войне. Причем, наряду с осуждением ее как «жестокой, ведущей за собой столько мук», говорилось и о патриотизме.

На примере ученических журналов конца XIX - начала XX вв. можно проследить несколько ступеней духовного роста подростков. Это, во-первых, возникающее желание к образованию. Во-вторых, тяга к приобретению друзей-единомышленников. В-третьих, стремление донести до ровесников и взрослых свои мысли и взгляды, убеждения, помыслы.

Во многом школьный журнал как бы противопоставлял себя окружающей действительности. Но, в конечном итоге, он служил и цели постепенного включения подростков во взрослую жизнь, помогал им найти свое место в ней.

Ученический журнал, как в прошлом времени, так и сегодня, решает не только информационные задачи, но и помогает формированию у подростков общественной позиции, духовных идеалов, которые позволяют им полемизировать, отстаивать свою точку зрения, противостоять негативу мира взрослых с помощью печатного слова. Таким образом, детская публицистика до революции представляла собой как самодеятельные подростковые издания, так и массу «Специальных детских книжек», различных по своей художественной ценности и по идейному содержанию.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в творчество подростков. Очень хорошо представляя силу печатного слова и руководствуясь лозунгом В. И. Ленина о том, что газета является коллективным агитатором и пропагандистом, большевики, конечно же, не могли не воспользоваться ситуацией, и детское юнкоровское движение стало развиваться в духе коммунистического воспитания.

В это время еще сохранились частные издательства Кнебеля, Сытина, существовали издательства при разных обществах. Поэтому продолжали издаваться старые журналы для детей. В частности, в 1918 году еще выходило «Задушевное слово», журналы духовно-религиозного направления («Зерна божьей нивы»), скаутские журналы («Юные друзья», «Заря скаутизма»), до 1920 года существовал журнал «Светлячок».

Но с изменением экономических отношений материально-техническая база русских детских журналов была подорвана, а с введением государственной монополии на печатанье объявлений они лишились одного из важнейших источников финансирования. Поэтому в 1918 году закрылись «Друг юности», «Маяк», «Юная Россия», «Путеводный огонек», «Десятка».

Вместо этих изданий появлялись новые. С момента организации РКСМ начинается «биография» комсомольской печати, сыгравшей определенную роль в истории становления детской периодики. В декабре 1918 года выходит первый номер журнала «Юный коммунист», появляются газеты и журналы в губернских, даже в уездных городах. Таких изданий в 1918 году насчитывалось 23, в 1919 г. - 115, в 1920 г. - 346. Одной из постоянных рубрик прессы для молодежи становится «Наша смена». Под этой рубрикой публиковались материалы, посвященные жизни и воспитанию детей.

В городе Перми по инициативе комсомола в 1919 году был открыт клуб «Муравейник», выпускавший рукописный журнал «Мурашики». Начали выходить периодические издания в Костроме - «Детский труд», в Пензе - «Наша мысль», журнал, издававшийся кружком учащихся 1-й и 2-й ступени Инсарской единой трудовой советской школы в 1918-1919 годах.

Журнал «Юность» (выходил в 1-й трудовой школе-коммуне г. Покровска), выдвигая лозунг «все за всех», рассказывает о преимуществе образования, завоеванного в борьбе, призывает хорошей учебой способствовать строительству социалистического светлого храма будущего.

Общественная активизация детей, создание клубов, коммун, союзов -все говорило об изменившихся социальных условиях жизни. Но в работе первых детских организаций было много стихийного, случайного, механически перенесенного из жизни взрослых. Точно так же и периодика, появлявшаяся при детских объединениях, только определяла пути дальнейшего развития и искала своего читателя.

Первым советским журналом для детей все исследователи единодушно считают «Северное сияние», основанное М. Горьким. Первый его номер вышел в январе 1919 года. В предисловии М. Горький писал: «В предлагаемом журнале мы - по мере сил наших - будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства - сделать человека сильным и красивым» (1919. - №1-2. С.7). Редакция предполагала показать саму действительность, «где плавится темная руда прошлого, куются новые формы жизни и смелый взор человека смотрит в будущее уверенно». (1919. -№1-2. С.7).

«Северное сияние» в доступной пониманию ребенка 9-12 лет форме стремится объяснить смысл происходящего - рассказывает о значении революции, о необходимости защищать ее с оружием в руках. Детский журнал, по мнению редколлегии, должен поддерживать и развивать стремление молодого поколения подражать своим отцам». Первый советский журнал для детей большое место отводил и развлекательным* публикациям (рубрика «Загадки и шарады»), изречениям знаменитых людей о важности чтения («Венок книг»). В каждом номере помещались научно-популярные материалы.

Через два года журнал прекратил свое существование из-за нехватки бумаги, но был дан образец нового периодического издания.

Журнал «Красные зори», начавший выходить в Петрограде параллельно с «Северным сиянием», в отличие от него выступил не просветителем, а организатором читателей. Журналисты активно вовлекали детей в конкретные дела.

Основным лейтмотивом первых советских журналов для детей был «гимн пролетарской революции». Они не столько информировали и убеждали аудиторию, сколько, используя такой способ воздействия на аудиторию, как внушение, апеллировали к чувствам, эмоциям юных. Причем определенной силой внушения обладали не только яркие коммунистические лозунги типа «Мир хижинам, война дворцам», но и яркие факты (детский труд, голод и т. д.) и соответствующие иллюстрации.

Сказки, стихи, рассказы были пронизаны одной мыслью - мрачное прошлое, героическое настоящее, светлое будущее. Конечно, достижением детской журналистики этого периода является то, что очень многие крестьянские дети и дети рабочих приобщились к чтению, так как журналы были вполне доступны, их получали даже самые маленькие и отдаленные школы.

В 1922 году в нашей стране возникло детское коммунистическое движение. В эти годы стали издаваться первые пионерские журналы: в Москве - «Юные товарищи» (1922), «Барабан» (1923) - первый общественно-политический журнал пионеров. В том же году в Петрограде -детский альманах «Воробей» для детей от 8 до 12 лет, через год, переименованный в «Новый Робинзон». В 1924 году в Москве был создан журнал «Пионер». В 1926 году вместо «Нового Робинзона» начинает» выходить «Красный галстук». В 1927-ом появляется первый журнал для деревенских читателей «Дружные ребята».

В 1923 году в стране появилось 12 детских журналов. На следующий год - еще 14 и несколько газет.

В 20-е годы материалы информационного и публицистического характера составляли основное содержание журналов для детей. Издания были рассчитаны на активное воспитание читателей. Они призваны были объединить детей, руководить их работой, учебой, жизнью, убеждать в правоте и значительности того, что делали взрослые, пробуждать интерес к общественной работе.

Период с момента окончания гражданской войны и до середины 80-х годов с некоторыми условностями и оговорками можно рассматривать, как единое целое. Очерковая литература признавалась тогда единственно возможной и нужной для детей. В 1928 году начались гонения.

В постановлениях ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по улучшению юношеской детской печати» 1928 года и «Об издательстве «Молодая гвардия» 1931 года были решительно осуждены «неудовлетворительность освещения и прямой обход социальной темы», а также «сухость изложения и отсутствие живой фабулы, злоупотребление тенденциозной агиткой».

А потому широким потоком в журналы вливается современность. Печатаются десятки произведений о героизме детей в годы революции и гражданской войны. Смелые, находчивые, умные мальчишки и девчонки стали героями рассказов и повестей, печатавшихся на страницах журналов: «Жиган» А. Кожевникова («Пионер», 1924. - №1-2), «Красные воробьи» Г. Никифорова («Пионер», 1924. - № 6) и др.

Автоматически это переносилось и в творчество подростков, которые с удовольствием становились юнкорами городских, краевых и центральных изданий для детей.

И, конечно, все это подкреплялось соответствующими директивами - 1 декабря 1924 г. в постановлении оргбюро ЦК партии «О стенных газетах» были даны указания о роли, содержании и руководстве стенными газетами. Это постановление касалось стенгазет, выпускаемых вузами и школами. В нем подчеркивалась большая роль стенной печати в общественнополитической жизни и коммунистическом воспитании масс. Как издания, выпущенные руками детей, так и непосредственно издания для детей должны были активно пропагандировать строительство коммунизма, организовывать всех на борьбу с врагами, прославлять дела партии и правительства.

А вот как выглядела стенная газета «Смена» неполной средней школы п. Ундоры Ульяновского района. К моменту обзора этого издания в газете «Будь готов!» вышло четыре номера большой хорошо оформленной стенгазеты с разнообразными материалами. Первый был посвящен XIX годовщине Великой Октябрьской революции, второй - Пушкинским дням. «... В газете есть статьи о том, как рабочий класс под руководством партии Ленина-Сталина боролся за советскую власть, что дала Сталинская конституция, чем дорог нам Пушкин, о зимних каникулах, о переписи населения и о многом другом.

Но в газете мало главного - вопросов борьбы за хорошую учебу.

Таким недостатком страдает «Смена». Если бы она чаще и больше уделяла место учебе, передавала бы хорошие примеры и опыт отличников и организовала бы помощь отстающим, она была бы хорошей газетой. Сделать ее такой надо».

В истории советской детской периодической печати особое место занимают журналы «Еж» (1928-1935) и «Чиж» (1930-1941). «Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренних, веселых, литературных, детски озорных журналов», - отмечал бывший сотрудник «Ежа» и «Чижа» К. Чуковский. Эти издания самобытны от названия до оформления, от первой строчки до рекламы. Манера журнала - о серьезном говорить весело, остроумно.

«Еж» предназначался старшим школьникам, а «Чиж» - малышам. С журналами сотрудничали С. Маршак, Б. Житков, Д. Хармс, Н. Заболоцкий. Страницы журналов переполнены шутками, всевозможными розыгрышами. Сотрудники редакции считали, что воспитание детей должно проходить весело, непринужденно, без поучений; что ребенок лучше воспринимает идеи, высказанные в литературном произведении неожиданно, нестандартно.

В содержании «Ежа» и «Чижа» была заключена определенная система воспитания. Она предусматривала постоянный рост читателя, становление его мировоззрения, учитывала интересы детей разных социальных групп. Доминирующим же свойством журналов, которое объединяло все произведения, была их активная жизненная позиция: не чтение, а объяснение мира, не рассказ, а показ явлений, не занятие для досуга, а стремление сделать читателя деятельным участником событий.

С 1926 года начал выходить журнал детских интересов «Знание -сила», предназначавшийся подросткам и объединивший по интересам тех, кого увлекает мир техники и науки. В 1929 году от журнала «Знание - сила» отделился «Юный натуралист», он взял на себя обязанность освещать жизнь, работу юннатов, рассказывать детям об удивительном мире природы.

Сеть центральных журналов к этому времени уже сложилась. Структура ее оказалась негибка и неадекватна аудитории: вниманием прессы был обойден очень восприимчивый возраст - раннее детство; группы «малышовых» и октябрятских журналов в республиках один к одному копировали «Веселые картинки» и «Мурзилку». Не учитывалось, что дети 4, 5, 6, 7 лет - очень разные, совсем неодинаково воспринимают информацию; журналы для среднего возраста по интересам работали только по трем направлениям - техника, природоведение и изобразительное искусство.

Продолжались дискуссии о детской литературе, а так как большинство журналов были литературными, то на их содержании эти споры отражались в первую очередь. Много внимания уделялось таким теоретическим аспектам, как язык публикаций, тематическое и жанровое своеобразие публикуемых произведений, языка.

Ко времени острых дискуссий относится доклад А.В. Луначарского «Пути детской книги». Как о главной беде современной литературы он говорил о ее схематичности: следовании нескольким типичным схемам, выдвинутым современными изданиями, приводило к вариациям, к повторениям одного и того же каркаса, лишенного ощущения настоящей художественной правды. Он намечал перспективы развития детской литературы, советовал «брать сюжеты из современности, показывать жизнь современного ребенка у нас и за рубежом; вовлекать молодые силы в литературу для детей», учиться у писателей прошлого и не терять культурного наследия.

М.Горький в статье «Человек, уши которого заткнуты ватой» теоретически обосновал право детской литературы на шутку, на развлечение, на тенденцию позабавить ребенка, который по своим возрастным особенностям до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно». По мнению Горького, игра, применительно к детскому возрасту, является наиболее эффективным средством познания окружающего мира, языка, его тонкостей, его музыки, того, что филологи называют духом языка. В представлении М.Горького, умело и увлекательно построенная книга может стать лучшим проводником новых понятий, может помочь ребенку разобраться в изменяющихся формах окружающей его жизни.

Свои теоретические положения М.Горький решил проверить на практике и обратился через «Пионерскую правду» к детям с вопросами: что они читают? какие книги им нравятся? И получил более двух тысяч ответов. С этого общения началась и продолжается и по сей день традиция в прессе обращаться к аудитории за советом, за поддержкой, за подсказкой. Некоторые писатели, печатавшие в журналах с продолжением свои повести, задавали юным читателям вопрос:

Как ты думаешь, что станет с героями дальше? - и получали массу интересных вариантов, часть которых иногда использовали. Так А. Гайдар, опубликовав в «Пионере» (1934. - №2) первую часть «Синих звезд», обратился к читателям с вопросами, как бы приглашая их в соавторы:

-Как должна закончиться повесть?

-Что будет с Фигураном?

-Кто открыл дверь церкви? и т. д.

Подобный прием использовался и в Куйбышевской газете «Будь готов!». В №№ 10, 17, 26 за 1937 год были опубликованы несколько рассказов ребят, продолжавших повествования Льва Кассиля.

Споры продолжались вплоть до Великой Отечественной войны. 1 июля 1941 года вышло постановление Бюро ЦК ВЛКСМ «О местных газетах и журналах», в котором сообщалось:

«Временно, до особого указания прекратить издание:

-областных, краевых, республиканских пионерских и комсомольских журналов;

-всех областных, краевых, республиканских пионерских газет;

-обеспечить освещение работы школы и пионерской организации в комсомольских газетах».

Поэтому с началом войны резко сократилось число изданий для детей, потускнели яркие цвета, а оставшиеся газеты и журналы заметно повзрослели в содержании. Но они оставались детскими - друзьями, советчиками и помощниками ребят. Такими были «Дружные ребята», «Костер», «Техника молодежи», «Смена», «Пионер».

Все годы войны вместе с ребятами была «Пионерская правда». Она учила стойкости и смелости, воспитывала чувство патриотизма. В редакцию приходили тысячи писем из разных мест страны, и все они были пронизаны одним - любовью к Родине, страстным желанием помочь ей изгнать врага.

В те годы особенно укрепилась связь с читателями. Со страниц газет и журналов говорил очевидец: воин, брат, сестра, друг. Из множества страниц писем с фронта, на фронт, из тыла врага и освобожденных районов, опубликованных с начала войны по май 1945 года, более трети посвящены теме ненависти к врагу.

Сокращенная в дни войны сеть периодических молодежных и детских изданий начала восстанавливаться. Ряд журналов так и не возобновился «Чиж», «Техника - смене», другие долго оставались приостановленными – «Юный натуралист», «Юный художник», «Уральский следопыт».

К 1949 году на 16 языках народов СССР издавалось 36 комсомольских, 19 пионерских газет, 9 молодежных и 15 детских журналов, общий разовый тираж которых составлял около 4 млн. экземпляров.

Многие однотипные журналы были объединены. Например, «Вожатый» и «Затейник» на базе «Вожатого», «Пионер» и «Дружные ребята» на основе «Пионера», «Советское сотрудничество», «Костер» со «Сменой» и т. д.

Возникали новые журналы. Одни были совершенно новыми («Юность», «Аврора»), другие создавались путем объединения старых, например, «Ровесник», созданный по просьбе клубов интернациональной дружбы для расширения знаний о жизни молодежи в других странах, о молодежной культуре, быте, отдыхе. Но все они были подчинены единому принципу идейности и партийности. Очень скоро «Ровесник» стал подвергаться критике, ему вменялось в вину, что он «применяет чуждую советской журналистике крикливо-сенсационную манеру подачи материалов, при которой внешний эффект отодвигает на второй план существо вопроса, что в свою очередь весьма далеко от разоблачений буржуазного образа жизни...».

«Недостатки» всегда, во всех изданиях замечались и немедленно «принимались меры по их искоренению». Под таким заботливым вниманием и руководством выходили все детские и молодежные журналы. А было их, в общем-то, не так уж много: «Аврора», «Веселые картинки», «Вожатый», «Вокруг света», «Комсомольская жизнь», «Костер», «Моделист-конструктор», «Молодая гвардия», «Молодой коммунист», «Мурзилка», «Пионер», «Ровесник», «Сельская молодежь», «Смена», «Советский школьник», «Техника - молодежи», «Юный натуралист», «Юный техник», -всего 18 центральных журналов, и практически ни одного даже в крупных областях страны.

Подобная ситуация в журналистике для детей и молодежи, конечно же, способствовала развитию самодеятельной детской прессы во всех ее проявлениях. И лучшими образцами вкуса становились молодежные странички, делавшиеся юнкорами при крупных центральных и областных изданиях.

Уникальное явление в журналистике молодежную страницу «Алый парус» в «Комсомолке» придумал в начале 60-х писатель и журналист Симон Соловейчик. «Алый парус» стал не только пробой пера для многих начинающих, но и хорошей журналистской школой.

Перестройка в обществе принесла и перестройку в СМИ. Современный подростковый самиздат возник в конце 1980-х гг. На гребне газетного бума в 80-е годы появилось множество изданий, созданных по инициативе самих ребят: «Ба-Бах!!!» (г. Харьков), «Честное слово» и «Окно» (г. Екатеринбург), «Пятая стена» (г. Набережные Челны), «Баста!» (г. Челябинск), «Сами» (г. Барнаул). Наверное, инициаторами этих газет стали те самые «члены редколлегий», вырвавшиеся из-под строгого контроля и давления школьной цензуры. Они создавали свои газеты!

В тот момент в обществе еще существовала установка: газета или журнал должны быть органом какой-либо организации. При этом добавлялось: «Чтобы было с кого спрашивать». Таким образом, подростковая газета не могла войти в систему СМИ без официальной «крыши». Самиздатовская газета, непериодическая, с плохим полиграфическим оформлением, в то время отвечала духу «неформальности».

Именно такой была газета «Ба-Бах!!!», орган районного совета пионерской организации Московского района г. Харькова. Первый номер газеты вышел в феврале 1990 года под девизом «Как крепко ни спали мы, нам подниматься первыми». Компактное восьмиполосное ксероксное издание, имеющее маркировку «для детей и взрослых» было создано по инициативе ребят, которые являлись его авторами, распространителями, издателями, художниками. Руководил газетой «взрослый» журналист И. Магрилов.

Большинство самодеятельных детских газет, за редким исключением, возглавляется взрослыми. Причем, именно от руководителя зависит, станет ли издание самодеятельным, будет ли отражать интересы подростков, или превратится в очередное педагогическое мероприятие.

Первые номера «Ба-Бах!!!» были посвящены в основном политической ситуации в школе («Как я хотел выйти из ВЛКСМ»), об унижении и рукоприкладстве («Не бей меня, тетя!»), размышлениям о пионерской организации, о процессах демократизации в школе, о половом воспитании. Авторы не стеснялись выступать резко, поднимать и обсуждать злободневные проблемы, высказывать свое мнение. Эта газета стала трибуной для харьковских подростков, их голосов нельзя было не услышать. Об этом свидетельствует тот факт, что во время выборов в ВС Украины один из кандидатов стремился получить поддержку газеты для своей политической рекламы.

От «Ба-Бах!!!» отделился «Баламут», ставший профессиональной газетой, издающейся типографским способом тиражом в 10 тыс. экз. Разделение произошло по финансовым причинам. К декабрю 1995 года изменилась и «Ба-Бах!!!», став добротной 12-ти полосной, имеющей тираж 15 тыс. экз. В номерах стали преобладать профессиональные аналитические материалы.

В 1988 г. в Калининградском пресс-центре начала выходить межрегиональная юнкоровская газета «Юнкор Прибалтики». Ею руководит журналист С. Большаков. «Юнкор Прибалтики» - это несколько машинописных листов, размноженных на ротаторе и картинка на первой странице. Эта газета пользовалась популярностью у юной аудитории и распространялась почти во всех городах бывшего Советского Союза. В газете публиковалась информация о разных юнкоровских объединениях, шутки, забавные истории, интервью и зарисовки. Помимо «ЮП» пресс-центр регулярно издавал литературные, поэтические и методические приложения – «Человек дождя», «Тень», «Чайник», «Сотрудничество», «Радуга».

Говоря о подростковом самиздате, нельзя не упомянуть о Школледже юного корреспондента (ШЮК) г. Бирска (Башкирия). С 1989 г. это творческое объединение под руководством И. Карелина выпустило множество изданий «Нож» (Неформальное объединение журналистов), «Верзилка», «Психика пошатнулась», «ШЮК-атака». Эти издания выходили не регулярно, размножались с помощью ротатора, раздавались или продавались в школах городов Бирска и Уфы. Основное содержание изданий ШЮКа - стихи, проза, тексты самодеятельных песен, сценарии КВНов и капустников.

К сожалению, из того великого множества самодеятельных газет, созданных на гребне перестройки, «в живых» остались единицы. Это, например, газета старшеклассников города Екатеринбурга «Окно», которая выходит в свет уже восемь лет. Газета сегодня издается на деньги городского бюджета, администрация города предоставила редакции помещение. «Окно» сохранила прежнюю аудиторию, регулярность выхода, свой традиционный формат. Главное - в «Окне» прежними остались самостоятельность и независимость мнений. Как и восемь лет назад, газету издают сами ребята.

Выросшая из Сибирского ШЮКа Лига начинающих журналистов Башкортостана (ЛНЖБ) выпустила несколько учебных пособий.

Есть школы, которые решились на смелый эксперимент, введя в учебный план новый предмет - журналистику. Апробировала этот метод общеобразовательная школа № 64 г. Самары, создав профильный класс. В екатеринбургской педагогической школе-гимназии № 116 уже много лет журналистика преподается со 2-го по 11-й класс как обязательный предмет. Программа разработана доцентом кафедры периодической печати Факультета журналистики УрГУ М. Ф. Поповой. В гимназии ежемесячно издается газета «Портфель» формата А-4, тиражом 100 экз. И как дань прошлому - стенгазета «Звонок». Обе они состоят из материалов учеников.

Другой пример, факультатив по основам журналистики, организованный в 1991 г. в гимназии № 1508 на Первомайской улице г. Москвы. Инициатором его создания была директор школы Н. В. Куховаренко. Цель факультатива - «развитие творческих способностей школьников, пробуждение у них интереса к общественной деятельности, анализу и оценке происходящего вокруг, издание газеты или журнала силами учащихся, сотрудничество с преподавателями гуманитарных дисциплин».

В гимназии удалось оборудовать телестудию, приобрести технику для издания газеты. Неожиданно резко изменился состав юнкоров - пришли ученики 5-7-х классов. С помощью штатного сотрудника гимназии был налажен регулярный выпуск теленовостей студией «Гимназия +». Они выходили два раза в месяц на большой перемене и состояли из подборки информации, с включением одного интервью или репортажа. Чуть позже стала выходить четырехполосная газета «МИГ», «Моя Измайловская гимназия» тиражом 100-150 экз. Авторы в возрасте от 11 до 15 лет публиковали интервью, хронику, репортажи, очерки на литературные темы, путевые заметки, фантастические рассказы. Большой популярностью пользовалось приложение к ней - «Переменка» с анекдотами, ребусами, кроссвордами.

Несколько иначе выглядит сотрудничество юнкоров с подростковыми и молодежными страничками при профессиональных газетах. О том, что происходит сегодня с такой прессой для подростков и молодежи, можно проследить в диалоге, развернувшемся на страницах журнала «Журналист» по инициативе молодого журналиста Олега Аблясова из газеты «Красное знамя» г. Нефтекамска республики Башкортостан. На его письмо с просьбой проанализировать работы молодежной странички откликнулась известная журналистка Инна Руденко. И дала следующий отзыв: «Герои вашей странички ходят в походы, объединяются в клубы по интересам, пишут стихи, выступают с концертами - живут нормальной жизнью. Как этой нормальной жизни не хватает нашим средствам массовой информации! Какое-то удивительное стремление к патологии - маньякам, киллерам, гомосексуалистам и т. д. и пр. Вы выбираете норму, тем самым, быть может, сами того не подозревая, пытаясь опровергнуть заповедь второй древнейшей: хорошая новость - не новость. Основное направление страницы -воспитательное, не стесняясь, пишите вы. Почему «не стесняясь?» Да потому, что говорить о воспитательной функции прессы сегодня - это значит подвергнуть себя неминуемому остракизму. Задача прессы, как не раз и публично декларировали руководители разных молодежных - и не молодежных - изданий, лишь «информировать и развлекать». Будто сам выбор информации, неминуемо субъективный, не воспитывает. Почему-то воспитание воспринимается как назидание».

Юные журналисты из Нефтекамска под руководством своего наставника ищут интересные формы подачи материала, придумывают необычные рубрики, такие как, например, «Грузовик» - для афоризмов, высказываний, разъяснения общечеловеческих истин (причем используется сленговое словечко - «грузить», что можно расшифровать, как нудно учить, хотя и само слово «грузовик» ассоциируется с чем-то тяжеловесным, фундаментальным). И рядом можно встретить рубрики «Когда мы были молодыми», «Когда мы будем взрослыми», «Примирение поколений». Но далеко не все нравится Инне Руденко в этой страничке. «Споров, дискуссий в «Зеленом яблоке» мало, если не сказать, что нет совсем... «Зеленое яблоко» скорее о молодежи, чем для молодежи. То есть больше информирует о делах молодых как бы со стороны и реже погружается в молодежную среду и устами самих молодых ставит вопросы, ищет ответы».

Другое молодежное издание - «Чадо» (г. Чита) - приложение к частной газете «Земля», издается с 1994 года. Оно было создано по инициативе главного редактора «Земли» Виктора Родионова, а выпускающим редактором стала его дочь, молодая журналистка Жанна Родионова. Вот как юнкоровское движение поставлено в «Чаде»: «По договору с городским центром занятости все ребята, участвующие в выпуске «Чада», по достижении 14 лет получают трудовую книжку и зарплату в зависимости от количества проработанного времени. Естественно, дело они совмещают с учебой, а трудовой стаж даст право тем, кто пойдет учиться дальше, сразу после окончания вуза получить 30 % надбавку к зарплате.

Наша газета - на все вкусы и возрасты, - рассказывает редактор. - Вот только несколько разделов: «Информ-компот», «Партейные новости» (от слова парта), «Инспектор Самокруткин» (о беспризорных детях), «Затеи для девочек и мальчиков» (советы на разные случаи жизни - парикмахерские, кулинарные и прочие, причем чаще всего навыками делятся сами ребята), «Туча» - тусовка «Чадо», конкурс читателей «Шевели мозгами», «Ваши права» (эту рубрику ведет студент юрфака...). Публикуем рассказы, стихи, сказки, рисунки, кроссворды, приглашения к переписке, поздравления с днем рождения, объяснения в любви, репортажи и интервью, подготовленные по заданию редакции. С ребятами на добровольных началах занимаются собкоры «Комсомолки» и ИТАР-ТАСС, так что представление о газетных жанрах наши авторы имеют».

Уже несколько десятилетий существует мощное фестивальное движение подростковой и молодежной прессы. В рамках программы СПО-ФДО «Свой голос» с 1993 года в Самарской области ежегодно осенью проводится Слет юных журналистов, а летом Фестиваль детской прессы, ставший межрегиональным. Его нынешний организатор - Ассоциация Юных Журналистов Самарской области.

В Челябинской области летом 1998 года в г. Снежинске состоялся Фестиваль детской и молодежной прессы, посвященный 90-летию старейшей в области газете «Челябинский рабочий». Три десятка газет для детей и юношества выходят в Челябинской области. И каждая создается талантом и руками молодых. Одни названия чего стоят - «Стреляный воробей», «Шок», «Пестрый мир-2, «Городок Сим», «Снегирь», «Автограф», «Здравствуйте!». Летом 2000 г. и в Ясной Поляне возле Тулы состоялась ассамблея детских и юношеских СМИ, организованная Ассоциацией «Детские и молодежные социальные инициативы». С 2000 года подобные фестивали организуются ежегодно.

А в дни Всемирных юношеских игр в Москве летом 1998 года был специально создан Детский пресс-центр. В акции принимали участие газета «Пионерская правда» и агентство «ЮНПРЕСС». Практика создания детских пресс-центров сохраняется на всех крупных мероприятиях в период с 20002006 годов.

Интересный опыт обеспечения общественной деятельности подростков есть в самых различных регионах России. Например, в Екатеринбурге в настоящее время издается более 20 школьных газет и журналов. Все они набираются и верстаются на компьютере, размножаются на копировальной технике тиражом до 100 экз. В Перми выходит единственная школьная газета «Диалог», которая появилась год назад как официальное школьное издание. Сегодня это газета мнений, совместный труд учителей и учеников, распространяющаяся в разных школах (тираж 500 экз.). В Набережных Челнах выходит более 40 школьных газет (в каждой школе), большинство из которых также являются «газетами мнений». В Чебоксарах восьмиклассник в течение года выпускал собственную частную газету тиражом до 1 тыс. экз., имел рекламодателей, продавал ее в школах.

Итак, СМИ являются частью общественной системы и всецело отражают ее состояние. Детская и молодежная пресса, а вместе с ней и подростковый самиздат бок о бок с обществом прошли все этапы его истории. Надо отметить, что в детской журналистике процесс руководства свыше был не столь силен, как в иных ее сферах: сказывалась и возрастная специфика изданий, и непререкаемый авторитет многих журналистов и писателей, их создававших.

Структура детской и юношеской журналистики в постсоветский период претерпела существенные изменения. Если в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, то в 2000 г. издавались 65 детских и юношеских газет и 101 журнал.

На развитие этого вида журналистики в наибольшей степени повлияли крупные Издательские дома, в которых сконцентрировалось большинство рассматриваемых изданий. Многие из них расширили свою деятельность за счет выпуска новых газет и журналов. Прежде всего, это Издательские дома «Веселые картинки», «Бурда», «Карапуз», «Аргументы и факты», «Лазурь» и др. Благодаря им значительно увеличилась информационная насыщенность выпускаемой продукции, появились журналы: «Филя» о природе, «Синдбад» о путешествиях, «Эскиз» об искусстве и архитектуре, интерактивный журнал «Пампасы» (Издательский дом «Веселые картинки»); «Cool», «Cool girl», «OOPS!» (Издательский дом «Бурда»); «Для самых-самых маленьких», «Карапуз», «Мастерилка», «Песочница», «Юный навигатор» (Издательский дом «Карапуз»); «ИКС-Пилот для мальчиков», «ИКС-Пилот для девочек», «Детская энциклопедия», «Журнал сказок» (радиоверсию этого журнала можно услышать на каналах «говорит Москва» и «Общественное российское радио») (ЗАО «АИФ»); «Свирелька», «Свирель», альманах «Лазурь», имеющие экологическую направленность (Издательский дом «Лазурь»). Подобные процессы происходят и в других издательских организациях.

Возрастные особенности юной аудитории определили возникновение четырех типов изданий: для дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10 лет), подростков (11-15 лет) и старшеклассников (15-17 лет). В последнее время их тематический диапазон расширился:

-для дошкольников (с 2000 г. выходят журналы «Воробышек», развивающий речь, приобщающий к грамоте, «Песочница» с дидактическими играми на плотном картоне, «Спокойной ночи, малыши!», в котором известные телеперсонажи Хрюша, Филя и Каркуша отвечают на вопросы ребят: «Почему дует ветер?», «Откуда берутся облака?»);

-для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Первоклашка»);

-для подростков (газета «Пионерская правда», журналы «Соо1», «Детская энциклопедия» и др. С 2001 г. Издательский дом «Деловая пресса» выпускает газету «12 1/2», посвященную экономическим проблемам; Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания - журналы «Разноцветные фонари» о путешествиях и «Ларец Клио» об истории; Межрегиональная благотворительная организация «Орден Милосердия и социальной защиты» и Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы - познавательно-развлекательную газету «Обратная связь - XXI век». С 2002 г. Издательский центр «Экс-принт» издает военно-исторический журнал «Армада»);

-для старшеклассников (журналы «Бумеранг», «Маруся», «Башня»). Издания для дошкольников и младших школьников представлены журналами. Если в изданиях для малышей преобладают сказочные, фантастические сюжеты, игровые ситуации, то в журналах для младших школьников они используются в целях организации учебного труда, практической помощи школьникам. Воспринимать содержание помогают постоянные ведущие. Например, в газете «Жили-были» (Издательский дом «Русская семья») участвуют сказочные персонажи, каждый из которых выполняет определенную роль. Главный редактор Кот Ученый ведет рубрику «Сказочная энциклопедия». Золушка заведует отделом девичьих тайн. Незнайка возглавляет отдел науки, Иван-царевич публикует исторические обзоры и т. д.

Издания для подростков и старшеклассников - газеты, журналы, редко альманахи, дайджесты - стремятся удовлетворить разнообразные интересы ребят. У подростков возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности. Поэтому аудитории предлагается широкий спектр разнообразных по тематике изданий: журналы «Юный техник», «Юный художник», «Моделист-конструктор» и др.

В изданиях для старшеклассников акцент делается на психологических, моральных и нравственных проблемах современного общества.

Большое внимание в них уделяется стилю жизни современной молодежи.

С каждым годом растет количество изданий, которые учитывают интерес ребят к различным аспектам взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, эротика, мода, культура (в особенности поп, рок-музыка). До недавнего времени часть информации на эти темы в юношеских изданиях была под запретом. Возникли и быстро завоевали популярность у подростков и старшеклассников издания, копирующие взрослую бульварную прессу: журналы «Сооl» (1997), «Cool girl» (1998), «Башня» (1999), «Ромео и Джульетта» (2000), «OOPS!» (2001) и др. В каждом номере этих журналов помещаются постеры с изображением кумиров молодежи, чаще всего звезд музыки, эстрады или кино, рассказывается об их жизни, любовных похождениях, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания.

Издания для рассматриваемых групп все чаще строятся на принципах интерактивного общения с аудиторией с целью ее привлечения к созданию будущих номеров. В журналах регулярно помещаются анкеты для читателей, в которых задаются вопросы об увлечениях ребят и о том, что они хотели бы изменить в их содержании и оформлении.

Сегодня на информационном рынке представлены информационно-публицистические (газета «Пионерская правда», «Юношеская газета»), научно-популярные (журналы «Юный натуралист», «А почему?»), художественные (журналы «Кукумбер», «Мы», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда»), развлекательные издания (газета «Поле чудес для детей», журналы комиксов «Том и Джерри», «Микки Маус», «Телепузики»). В последнее время резко увеличилось количество последних.

Российско-датская компания «Эгмонт Россия ЛТД», ранее специализировавшаяся на выпуске популярных журналов комиксов, с 2000 г. начала выпускать разнообразные по тематике юмористические журналы «Тошка и компания» (о животных), «Вовочка & К. Анекдоты! Приколы! Прибамбасы!», «Веселые игры» и др. С 1999 г. в издательстве «Дрофа» выходят веселые, наполненные кроссвордами, картинками-раскрасками, настольными играми, загадками, конкурсами и викторинами журналы «Спокойной ночи, малыши!» и «Ералаш». Появились журналы сканвордов для детей «АИФка» и «Внучок» (Издательский дом «Мир новостей»). С каждым годом развлекательных изданий становится все больше.

Сегодня в качестве основных выступают не только познавательные, культурно-образовательные, воспитательные, но и рекреативные функции.

По способу производства издания подразделяются на традиционные и юнкоровские. Информационное агентство «Юнпресс» (1989) специализируется на творчестве юнкоров. Оно выпускает «Юношескую газету», журнал «Недоросль», дайджест «Мост» (по материалам юнкоровских газет разных городов России), с 2001 г. имеет собственный сайт в Интернете, включающий в себя рубрики «Жизнь не по учебнику», «Банк судеб», «Пресс-клуб», «Участвуй!». Это помогло укрепить и расширить связи с регионами. У агентства есть собкоры в Воронеже, Липецке, Череповце, С.-Петербурге, Владимире, Южно-Сахалинске, Приморском крае. Саратовской и Самарской областях. В настоящее время в «Юнпрессе» разрабатывается региональный проект создания видеоновостного детского телевидения в Интернете.

С помощью юнкоровских изданий подростки общаются друг с другом, обмениваются адресами для переписки, получают возможность для самовыражения, приучаются к самостоятельности. В этих изданиях часто появляется социальная реклама, в которой даются адреса наркологических центров и учреждений, оказывающих срочную психологическую помощь.

Изменились объем, периодичность, тиражи изданий. Ранее ежедневная четырехполосная «Пионерская правда» сегодня выходит еженедельно на восьми полосах с приложениями «Юная Москва», «Олимпионик», «Привет, мальчишки и девчонки!», «Светлячок» - для малышей. Ежемесячные газеты «Обратная связь - XXI век» и «12 1/2» имеют 8 и 16 полос. Их тиражи - 1025 тыс. экз. Тиражи еженедельных или ежемесячных юнкоровских газет - 214 тыс. экз., объем - 4-8 полос.

По данным Российской книжной палаты, в настоящее время для детей издается 5-10 газет разовым тиражом 1140 тысяч экземпляров. Это цифры не отражают огромный потенциал незарегистрированных юнкоровских газет и подростковых самодеятельных журналов, выпускаемых по инициативе и силами самих школьников. По данным агентства «Юнпресс», объединяющая более тысячи редакций самодеятельных газет, специализированная детско-юношеская газетная пресса является одним из важных элементов системы воспитания, социализации детей и подростков. Эти издания применяют особые специфические приемы отображения действительности, оперируют собственными выразительными средствами, вырабатывают особые формы и приемы контакта с детско-юношеской аудиторией. Детско-юношеская журналистика является самостоятельным технологическим компонентом в системе информационно-методического обеспечения общественной деятельности детей и подростков. Она выполняет важную социально-педагогическую задачу приобщения подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являясь тем самым связующим звеном передачи социальной информации от старшего поколения к младшему и одновременно выступая каналом коммуникации, дающим возможность детям и подросткам общаться друг с другом.

До конца 80-х годов детская и подростковая пресса рассматривалась лишь как пресса для детей и подростков. В начале 90-х годов, когда взрослые столкнулись с созданием самими подростками полноценных средств массовой информации, то оказалось, что ни общество, ни школа, ни государство не готовы объективно дать им оценку и принять их. Прошло более пятнадцати лет, пока опыт стал эффективным средством социального воспитания.

Проведенный нами анализ представленных средств массовой информации, издаваемых для детей и юношества и создаваемых ими самостоятельно, позволил нам сделать вывод о необходимости описания процесса методического обеспечения изучаемого нами явления.

Основным противоречием при определении данного понятия является соотношение опыта и инноваций. Свидетельством этому является недостаточность существующих методических журналов и пособий.

В настоящий момент в педагогической практике педагогами подчеркивается необходимость наличия специальных журналов для педагогов, организующих общественную деятельность детей и подростков. Так, например, издание журнала «Вожатый», а впоследствии «Ступени» являлось значимым фактором оценки и распространения передового и массового опыта в сфере информационно-методического обеспечения деятельности пионерских и детских объединений. Подобную методическую функцию выполняет журнал «Внешкольник...» для специалистов системы дополнительного образования. Конечно подобных журналов должно быть значительно больше.

В то же время в педагогической теории, как следует из проведенного нами анализа, отсутствует четкое понятие системы информационно-методического обеспечения, характеристики этого социально-педагогического явления, не раскрыты необходимые педагогические условия и направления изучаемого процесса.

В связи с этим при разработке проблем, связанных с информационно-методическим обеспечением, мы выделили две группы.

Первая группа проблем освещает вопросы медиаобразования -изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации, связанное с постоянным интересом детей и подростков к этой сфере. Данные вопросы нашли свое отражение в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (Э. Бевер «Юные, медиа, медиаобразование», М. Попова «Основы журналистики» в комплексной целевой программе общего гуманитарного развития детей», М. Тукмачева «Социальное ориентирование старшеклассников средствами телевидения»).

Вторая группа связана с освещением деятельности детских общественных объединений, представляющих собственно юнкоровское движение, которое является особым социальным феноменом общественной практики детей и подростков. Эти вопросы отражены в исследованиях отечественных журналистов, занимающихся данной проблематикой (Е. Филиппов «Юношеская пресса - альтернативная школа жизни», С. Цымбаленко «Детская и юношеская пресса как социальный феномен», А. Школьник «Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков»).

Так же нами было выделено три основных направления информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений, связанных с формированием активной жизненной позиции личности.

Первое направление обосновано интересом к социальным проблемам и оценкой их подростками, участниками общественных объединений, объединений детской и подростковой прессы.

Второе направление представляет поиск способов формирования активной жизненной позиции, осознанного выбора участниками пресс-центров, редакций форм общественной деятельности. Подробнее это направление мы рассмотрим при обосновании второго педагогического условия процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

Третье направление, обусловленное первым педагогическим условием, было связано с организацией детских самодеятельных изданий. С одной стороны, детские пресс-центры, редакции выступают организаторами детских объединений, с другой стороны, разрабатывают формы личностно-ориентированного информирования о деятельности детских общественных объединений.

Проведенный обзор средств массовой информации и подходов к информационно-методическому обеспечению общественной деятельности детей и подростков позволяет утверждать, что основные проблемы информационно-методического обеспечения еще не решены и требуют серьезного внимания ученых-исследователей.

 

АВТОР: Хомутова К.В.