28.02.2012 3246

Модель процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений

 

Несмотря на то, что для сферы общественной деятельности детей и подростков разработано достаточно много информационных, просветительских, рекламных, методических материалов, доступ к ним остается очень ограниченным, а информированность лидеров детского движения, педагогов дополнительного образования, родителей, детей и подростков очень низкой. Исходя из этого, как насущная необходимость выступает идея поиска и реализации новых эффективных направлений информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

В настоящее время существуют различные подходы к моделированию системы информационного обеспечения социальных процессов современного общества, в основе которых лежит соотнесение различных «моделей» (или стилей) вербальных коммуникаций и которые можно объединить в три группы. Эти группы различаются целями, природой коммуникации и используемыми методами: модель «манипулятивных коммуникаций»; модель «общественного информирования»; модель «социального взаимодействия».

Манипулятивные коммуникации - это тип коммуникаций, при которых основной целью является достижение одностороннего выигрыша путем целенаправленного и скрытого внедрения в сознание установок, целей и программы действий. Конечной целью подобных актов является контроль над целевой группой, а основным условием успеха - маскировка истинных намерений и широкое использование различных психологических эффектов внушения.

Особенность модели «общественного информирования» состоит в том, что источник информации не ставит перед собой четкой задачи изменения отношений целевой аудитории и реально не контролирует отношение к происходящему в социальной действительности. Основной задачей считается не завоевание доверия и поддержки, изменение отношений целевой аудитории, а поддержание «status quo», что достигается информированием целевой аудитории, прозрачностью и понятностью действий организаторов «общественного информирования».

В модели «социального взаимодействия» источник и ее целевая аудитория выступают как равноправные субъекты коммуникации. Уровень информационного потока, с одной стороны, симметричен уровню информации, с другой стороны, вносит свои коррективы в схему коммуникации, в процессе которой действуют уже не «источник» и «целевая аудитория», а скорее, равнозначные «группа 1» и «группа 2», являющиеся и «источником», и «получателем». В качестве основной цели данной модели рассматривается достижение взаимопонимания и ясности позиций, стремления к взаимной поддержке и компромиссу путем эффективного и равнозначного, двустороннего информационного потока.

Нацеленность модели социального взаимодействия на долгосрочные дружественные или партнерские (в любом случае - двусторонние) отношения с целевой аудиторией, на наш взгляд, наилучшим образом подходит к ее использованию в моделировании процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений. Содержание данной модели основано на современных коммуникативистских концепциях, согласно которым основная задача организации информирования общества - стремление к общественному благу и служение общественным интересам.

Исходя из чего, информационные потоки в данном процессе направлены:

-на детей и подростков - участников детских общественных объединений, с тем, чтобы они оказывали доверие и поддержку целям, принципам и конкретным действиям средств массовой информации;

-на средства массовой информации с тем, чтобы они учитывали мнения, интересы и нужды детей и подростков, изменяли свою политику и конкретные действия по освещению деятельности детских общественных объединений и относились к представителям детских общественных объединений как к равноправным партнерам.

Данный процесс рассматривается как полноценное информирование, опирающееся на знание позиций, интересов и нужд всех участников общественной практики, учитывающее особенности общественной деятельности детей и подростков, определяющее стратегию взаимодействий со СМИ, заключающую в реализации субъект - субъектного подхода, который предполагает активность самих детей и подростков в выборе жизненной позиции. Следовательно, идея интеграции - ведущая идея, определяющая основы моделирования процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

Сущность и смысл процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений проявляется в его функциях:

- гуманистическая (определяющая масштаб социальной свободы, влияющий на творческую активность, самосознание и ответственность субъекта процесса);

- познавательная (формирующая систему знаний о том, как складываются общественные отношения, как личность может участвовать в реализации своих прав и обязанностей, своего правового статуса);

- регулятивная (определяющая конкретные поступки и действия субъекта процесса через переработку информации об общественной деятельности);

- защитная (реализующая права детей и подростков на получение объективной и достоверной информации о социальных явлениях окружающей действительности);

- прогностическая (предполагающая при постановке целей преобразование знаний и оценок личных возможностей в идеальный план будущей общественной деятельности).

Идея интеграции в моделировании процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений, реализованная через социальное взаимодействие, содержание которого определяется указанными выше функциями, позволяет обеспечить такие условия, при которых мнение детей можно было бы напрямую довести до сведения соответствующих органов, привлечь самих детей (при определенной методической поддержке) к участию в обеспечении информирования, опираясь на личный опыт каждого ребенка.

На этом базовом положении автором создавалась модель процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений, представленная в данном разделе исследования.

Модель (лат. modulus) - схема, изображение или описание явления или процесса в природе и обществе, изучаемое как их аналог.

Под «моделью» чаще всего понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Система (гр. Systema (целое), составленное из частей; соединение) -множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Наличие отношения частичного подобия - гомоморфизм - позволяет использовать модель в качестве заменителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей социальных процессов - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях гуманитарного знания.

Процесс информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений носит специфический характер, обусловленный динамичностью изменений, происходящих в Российской Федерации и российском обществе.

Концептуальной основой модели являются: с управленческой стороны - функциональная структура деятельности детских общественных объединений, требующая особого информационно-методического обеспечения; с содержательной стороны - освоение форм, механизмов личностно-ориентированного информирования, с психолого-педагогической стороны - включение субъектов в самостоятельную вариативную деятельность.

Технологической основой модели являются интерактивные методы социального взаимодействия: общественное обсуждение, консультации, переговоры, деловые игры, конкурсы, вариативная деятельность детских пресс-центров, редакций, программ подготовки юных журналистов.

Организационная основа модели - командное участие представителей детских общественных объединений разного уровня и средств массовой информации в процессе совместного обсуждения задач информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

Субъект-субъектный подход рассматривается как двусторонний взаимосвязанный процесс, направленный на создание оптимальных педагогических условий, способствующих расширению возможности субъектов процесса.

Учет этой специфики необходим на каждом этапе информационно-методического обеспечения (диагностическом, проблематизации, проектировочном, обучающем, повторной диагностики). Необходимость этапности информационно-методического обеспечения подтверждается избранным в качестве ведущего субъект-субъектного подхода.

Модель информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений имеет два основных блока:

- инвариантный, который предполагает в качестве результата формирование у субъектов процесса представлений об информационных технологиях, а также владение новыми формами и методами эффективного социального взаимодействия детских общественных объединений и СМИ в расширении влияния на детскую и подростковую аудиторию;

- вариативный, позволяющий соотнести специфику информационных технологий с организационно-педагогическими особенностями деятельности детских общественных объединений (культурно-историческими, национальными, конфессиональными и т. д.).

При построении модели нами использованы пять принципов эффективных социальных процессов:

- принцип цели - создание благоприятного информационного поля;

- принцип дифференциации по структурным элементам информационной системы (субъекты и компоненты системы);

- принцип преобразования условий общественной деятельности в факторы (внешние и внутренние ситуации и особенности развития, влияющие на информационно-методическое обеспечение);

- принцип личностного подхода к субъекту информирования (учет особенностей, специфики субъекта);

- принцип контроля эффективности информационно-методического обеспечения (наличие параметров и критериев эффективности, оценочных количественных и качественных процедур).

Основными функциями компонентов модели (деятельностного, организационного, содержательного) информационно-методического обеспечения являются следующие:

- целеполагания - выстраивания целей информирования различных субъектов взаимодействия;

- нормирования - разработки и закрепления определенных примеров, образцов информационно-методического обеспечения;

- познания субъектами современных информационных технологий;

- оценивания субъектами собственного уровня информированности, апробирования реальных способов поиска информации и реализации прав, ее объективность и достоверность.

В этом случае ресурсами информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений являются:

- экономические (финансовый, материально-технический, производственный);

- правовые (нормативная база, структура органов управления, стандарты общественной деятельности, критерии управления, контроль);

- кадровые (потенциалы общественной организации, объединения)

- ресурс самоорганизации (внутреннее свойство организации, определяющее ее возможности быть устойчивой в меняющихся внешних условиях и развиваться, эффективно используя внутренние ресурсы и внешние возможности).

Исходя из теоретических положений социального моделирования, педагогические условия эффективности процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений рассматриваются нами как обстоятельства целенаправленной деятельности и взаимодействия всех субъектов системы.

В ходе исследования мы выявили, сформулировали и апробировали ряд социально-педагогических условий, позитивно повлиявших на результаты изучаемого процесса. Вместе с тем, приоритетными для исследования мы выделили только три из них:

- личностно-ориентированное информирование детей и подростков о деятельности детских общественных объединений;

- включенность участников детских общественных объединений в создание вариативных программ и проектов медиаобразования;

- сформированное основ взаимодействия средств массовой информации и детских общественных объединений в расширении влияния на детскую и подростковую аудиторию.

Первичная оценка эффективности производилась на основании качественно-количественной характеристики, показывающей своевременность и полноту удовлетворения информационных потребностей субъектов процесса при необходимом ресурсном обеспечении. Для такой оценки применялись социологические и статистические методы.

Исходя из выдвинутых педагогических условий, для первичной оценки эффективности процесса нами был применен метод визуального моделирования.

Визуальная модель эффективности строится по пяти основным параметрам:

- наличие ресурсов;

- знание и учет изменений информационных потребностей;

- полнота удовлетворения информационных потребностей;

- своевременность удовлетворения информационных потребностей;

- взаимодействие субъектов информационного процесса.

Представление первичной оценки в визуальной форме позволяет адекватно оценить состояние процесса информационно-методического обеспечения и выявить резервы ее развития. Дальнейший анализ необходимо производить с помощью критериев эффективности.

После сбора необходимых количественных показателей данные вносятся на шаблон абстрактной модели. По результатам сравнения реальных положительных или отрицательных показателей дается первичная оценка состояния процесса информационно-методического обеспечения.

Абстрактная модель включала в себя пять зон: идеала - частотность параметра 81-100 %; стабильности, благополучия - 61-80 %; неопределенности - 41-60 %; риска 21-40 %, опасности, неблагополучия -до 20 %.

Зоны были выделены с опорой на современные данные социологии. По свидетельству ученых, 15-20 % - такова критическая масса, достаточная для начала распространения новых идей и технологий в обществе. 60-80 % - уровень показания стабильного поступательного развития социальной системы, Пример: стабильным является общество, в котором средний класс составляет 60-80% населения.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами были выявлены и зафиксированы внешние факторы формирования и функционирования процесса информационно-методического обеспечения: нормотворческий, социально-экономический (финансирование специальных программ деятельности детских общественных объединений).

К внутренним факторам относятся:

- социально-психологическая готовность к применению новых знаний, установок,

- социально-психологический климат в детском общественном объединении;

- система морального стимулирования участия в процессе;

- корпоративно-организационная культура взаимодействия;

- управленческий - объем и качество взаимодействий между субъектами процесса, систематическое проведение анализа полученных результатов.

Выделение внешних и внутренних факторов позволило нам описать виды взаимодействия субъектов процесса информационно-методического обеспечения, среди них:

- институциональное взаимодействие (создание специальных структур информирования);

- ресурсное взаимодействие (интеграция ресурсов при реализации отдельных программ без создания специальной структуры).

На основе метода визуального моделирования оценка эффективности процесса информационно-методического обеспечения проводилась нами согласно двум группам критериев. Первая группа, связанная с объективностью общественной практикой детей и подростков, включает в себя следующие критерии:

- процессуальный, показателем которого является точность соответствия построенной модели базовым принципам процесса, исходя из продуктивности процесса информирования и удовлетворенности субъектов достигнутым результатам;

- результативный, показателем которого выступает готовность субъектов процесса к взаимодействию на равных уровнях (количественном и качественном) информационно-методического обеспечения.

Вторая группа включает в себя два критерия - продуктивности и удовлетворенности взаимодействия субъектов процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений.

Для оценки результативности модели нами были обоснованы количественные и качественные показатели, которые позволяют оценить содержание процесса информационно-методического обеспечения (содержательный компонент), структуру процесса (деятелыюстный компонент), управление процессом (организационный компонент). Количественные критерии помогают проанализировать динамику внешних изменений, качественные - получить представление об уровне информационно-методического обеспечения.

Каждый компонент модели несет в себе определенную функциональную нагрузку.

Содержательный компонент представлен системой интерактивных методов, комплексное применение которых способствует обеспечению целевых установок субъектов изучаемого процесса.

Деятельностный компонент предполагает развитие различных видов деятельности субъектов процесса: программной, образовательной, социально-полезной, коллективно-творческой.

Организационный компонент включает в себя систему устойчивых интеграционных связей, которые влияют на изменение субъект-субъектных отношений в процессе информационно-методического обеспечения.

Рассматривая взаимосвязи данных компонентов, мы выявили (исходя из сущности исследуемого нами процесса) последовательность этапов процесса информационно-методического обеспечения: диагностический, проблематизации, проектировочный, обучающий, повторной диагностики.

Модель процесса информационно-методического обеспечения деятельности детских общественных объединений представляет собой социальное взаимодействие представителей детских общественных объединений, с одной стороны, и с другой стороны, представителей средств массовой информации. При этом обе стороны выступают как равноправные субъекты коммуникации, каждая из которых является и «источником» и «получателем».

Ядром социального взаимодействия в данной модели является информационное поле, сущностными компонентами которого являются:

- дети, подростки, взрослые - участники детских общественных объединений;

- средства массовой информации;

- детские общественные пресс-центры, редакции детско-юношеских газет;

- программы личностно-ориентированного информирования о деятельности детских общественных объединений;

-проекты медиа-образования.

Для получения результатов по реализации информационно-методического обеспечения нами были описаны эффективные формы информационно-методического обеспечения:

Служба исследования детского общественного мнения.

Когда специально подготовленные и проинструктированные подростки проводят различные методические занятия среди сверстников, шансы на получение достоверной информации существенно возрастают. Дети могут сами и совместно с взрослыми готовить материалы и изучать полученные данные в ходе опросов, анкетирования, интервьюирования. Информационные материалы по итогам опросов и наблюдений, написанные юными членами социологической службы, будут более доходчивы и понятны детям.

Представительство детей в редакциях газет и журналов через взрослых лидеров общественных организации.

Детские организации могут и должны стать своеобразными центрами по проблемам информационно-методического обеспечения деятельности. Более того, только через них может быть осуществлено право детей и подростков на активное участие в жизни общества. Целью этой работы должно стать привлечение специалистов к созданию и обсуждению новых информационных технологий.

Проведение мониторингов.

Одним из надежных механизмом контроля за соблюдением прав ребенка на получение объективной и достоверной информации может стать мониторинг - регулярно проводимые социологические исследования мнения всех участников общественной деятельности: детей, подростков, учителей, родителей, органов управления системой образования.

Мониторинг может выполнять следующие функции:

- проводить диагностику удовлетворенности обучением по образовательным программам, социально-психологическим климатом в детских коллективах, взаимоотношениями с педагогами, родителями и другими детьми;

- корректировать представления о детях и их социальном окружении в городе и микрорайоне;

- прогнозировать отношение детей, педагогов и родителей к предполагаемым нововведениям, а также предвидеть последующие изменения в детской среде, связанные как с этими нововведениями, так и с переменами в социуме;

- изучать спрос детского и взрослого населения на дополнительные информационные услуги, анализировать соответствие реальных предложений выявленным потребностям;

- вырабатывать рекомендации по улучшению общественной деятельности детей и подростков и по принятию управленческих решений.

Информационная работа детских общественных объединений с использованием новых мультимедийных средств, которые активно осваивает молодое поколение. В этой связи необходима всемерная поддержка и пропаганда деятельности «пионеров» этого направления, развитие следующих направлений информационно-методического обеспечения:

- деятельность детских газет, радио, телевидения как источников информации для детей;

- реализация детских социальных проектов, «медиа-проектов» как открытых форм, в которых может принять участие любой ребенок (Интернет-форумы, собрания, «круглые столы» с журналистами ведущих СМИ);

- проведение акций и диалогов с политиками, руководителями, лидерами детских общественных объединений в форме брейн-ринга, вопросов и ответов;

- разработка сайтов и порталов детских общественных объединений при поддержке различных муниципальных, административных, ведомственных органов;

- проведение фестивалей детских и молодежных газет, журналов как формы оценки происходящих изменений в детской подростковой среде.

Представленная модель процесса информационно-методического обеспечения детских общественных объединений характеризуется целостностью, вариативностью, взаимодополняемостью, функциональностью, открытостью для использования накопленного наукой и практикой.

 

АВТОР: Хомутова К.В.