01.03.2012 38543

Психологическая служба в школе: цели и направления деятельности

 

Психологическая служба в общеобразовательной школе появилась в конце 80-х годов двадцатого века. Психологическая служба в школе -форма практической деятельности психолога, осуществляемая с целью повышения качества учебной и воспитательной работы. Психолог в Российской общеобразовательной школе был необходим всегда. В помощи психолога нуждаются все участники учебного процесса. Ученикам психолог может оказать помощь в решении личностных проблем, проблем общения, профориентации и др. Родителям учащихся он может дать советы по воспитанию детей в семье. Особенно в помощи психолога нуждаются учителя: им важно получить совет психолога по созданию оптимальных условий для работы с различными группами учащихся, - отмечает Е. Василевская.

Чтобы работа психолога в школе была заметна и полезна, необходимо создание системы и программы работы психологической службы. В прошедшие два десятилетия появилось много работ, в которых обсуждаются вопросы, связанные с организацией работы школьной психологической службы. Работа психолога обсуждается в монографиях, в пособиях по педагогике и психологии, а также в статьях, специально посвященных этой проблеме.

Авторы работ сходятся в том, что главная цель деятельности психологической службы школы - это психологическое здоровье детей. Задачи школьного психолога - реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание условий для их психологического здоровья и личностного развития. Е.А. Ямбург полагает, что психологическая служба общеобразовательной школы должна обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, максимально возможную самореализацию его личности. Автор отмечает, что при правильной организации работы психологической службы школы возможно преодолеть узкопрофессиональное отношение педагогов к ребенку. Кроме задач, связанных с развитием личности ребенка перед школьным психологом ставятся задачи взаимодействия с учителями: создание условий для их психологической поддержки, оказание помощи в решении профессиональных и личностных проблем, а также проблем эмоционального перенапряжения учителей.

Организация работы психологической службы может осуществляться в виде индивидульных и групповых форм таких, как тестирование, беседа с учащимися, родителями и педагогами, мониторинг психического развития, в виде определенных терапевтических приемов, тренингов и др.

Большое количество работ посвящено рассмотрению видов деятельности психолога. Наиболее полно виды деятельности школьного психолога раскрыты М. Битяновой, И.В. Дубровиной, О.Н. Истратовой, Р.В. Овчаровой, а также А.А. Осиповой и др. Авторы выделяют несколько видов деятельности школьного психолога: психопрофилактика, консультативно - просветительская работа, психодиагностика, с последующей психологической коррекцией и раскрывают их сущность.

Психопрофилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства. Она предполагает:

- ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка;

- своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Авторы отмечают, что психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми и группами детей, так и с педагогами, родителями и теми, кто оказывает влияние на развитие ребенка.

Психопрофилактика в чистом виде применяется весьма редко. Выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям и отклонениям в его развитии и предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень предполагает использование психодиагностики.

Важным направлением деятельности школьного психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации должны проводиться для воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми. И.В. Дубровина выделяет проблемы, с которыми обращаются к психологу взрослые. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей - как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.

Автор выделяет два типа консультирования: прямое и непрямое. В непосредственном контакте с учащимися психолог обычно использует прямое консультирование: работает над решением возникающих у них проблем. Иногда прибегает к непрямому, опосредованному консультированию воспитателей, учителей, родителей. В работе с учителями психолог должен получить информацию обо всех ведущих психических свойствах личности ребенка, о встающих перед ним трудностях, о положительных и отрицательных моментах его жизни. Учитель же часто в своей свободной характеристике ученика описывает некоторые особенности его поведения и успеваемость. Между тем, оценки личностных свойств детей педагогами бывают недостаточно полными, а иногда ошибочными и предвзятыми. В беседе с учителем психологу следует выяснить, какие факты подтверждают его собственные выводы о ребенке. Психолог обязательно работает с родителями детей, встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к знаниям психологии ребенка, помогает осознать, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Важность консультирования участников учебного процесса подчеркивают и другие авторы.

Получив консультацию квалифицированного психолога педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корригируя его развитие. Консультирование может проходить не только в форме консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, но и в форме просветительской работы со всеми участниками учебного процесса. Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки для построения взаимоотношений со школьниками и коллегами; осознания и осмысления себя в профессии. Психологическое просвещение родителей может быть направлено на ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. Психологическое просвещение школьников возможно как во время индивидуального консультирования, так и через организацию кружковой работы и факультативных занятий по психологии. Существуют и другие формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы. Правильно организованная консультативно-просветительская работа школьной психологической службы вносит существенный вклад в повышение эффективности образования.

Третьим направлением в деятельности психолога общеобразовательной школы является психодиагностика_с последующей психологической коррекцией - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ЗУН, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. и последующее активное воздействие на процесс формирования личности с целью исправления недостатков психологии или поведения ребенка с помощью специальных средств психологического воздействия при сохранении ее индивидуальности.

Психодиагностика помогает ответить на конкретный вопрос, установить причину определенного психологического явления. Поэтому психолог не просто ставит диагноз, но и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или иных сторон личности, способностей учащихся, следит за выполнением рекомендаций и осуществляет часть коррекционно - развивающей работы, которая состоит из нескольких этапов:

- изучение практического запроса;

- формулировка психологической проблемы;

- выдвижение гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

- выбор метода исследования;

- использование метода;

- формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз в двух направлениях: при условии, что с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и при условии, что такая работа своевременно проведена не будет.

Выделим наиболее важные моменты в каждом этапе. Запрос психологу может поступать от учителей, родителей учащихся, администрации и других участников учебного процесса. Чаще всего, это просьбы о помощи в обучении или воспитании ребенка. В беседе с психологом формулируется психологическая проблема. Это может быть проблема несоответствия педагогического воздействия учителя психологическому развитию ребенка; проблема психологической готовности ребенка к сознательному обучению; проблема социальной адаптации и тревожности и др. (в настоящее время последняя из указанных проблем, стоит наиболее остро).

В соответствии с проблемой психолог выдвигает гипотезу о причинах наблюдаемых явлений: неправильное воспитание в семье, недостаточный уровень психического развития, личностные проблемы ребенка и др.

Для организации психологической коррекции психологу необходимо выбрать методы исследования. Это может быть наблюдение, анкетирование, эксперимент и др. Наблюдение психолог может провести во время посещения уроков и различных классных и школьных мероприятий. Важное место занимает анкетирование, причем как учащихся, так и всех участников учебного процесса. Это дает возможность определить уровень эффективности педагогического воздействия, как на отдельного ребенка, так и на учащихся класса или школы в целом. Особая роль может отводиться психологическому эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Продуктивным, а порой необходимым является изучение психологом школьной документации. Это позволяет выявить изменения, которые произошли с ребенком за определенный период времени. Анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований, ученических тетрадей служит дополнительными источниками информации об особенностях познавательной сферы ребенка (тонкая моторика, внимательность, утомляемость и др.).

Чаще всего объектом психологической диагностики становится уровень умственного развития ученика, его личностные характеристики, темперамент, социальный статус. По мнению А.Б. Боровкова, с помощью групповой диагностики психолог может изучать индивидуальные особенности учеников с первого по одиннадцатый класс.

Важное значение при получении информации о конкретных учащихся и целых классах имеют экспертные опросы педагогов и родителей. Эти опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения ребенка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ним в различных жизненных ситуациях. Опрос педагогов рассматривается как основной способ получения информации, он позволяет:

- выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведения и общения ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям;

- выявить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушениями поведения.

Опрос родителей может рассматриваться как вспомогательный метод получения информации об отношении ребенка к школе, о некоторых аспектах его учебной деятельности, психологическом состоянии.

Итак, психологическая диагностика позволяет получить информацию, о тех особенностях каждого ученика, которые скрыты от непосредственного наблюдения: система отношения к миру, к себе и важным видам деятельности; особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие.

Психологическая диагностика помогает организовать индивидуальную работу с учащимися, которая, может начинаться еще до их поступления в первый класс. Участвуя в приеме ребенка в первый класс, психолог пытается понять его прошлое, условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего развития. По результатам обследования психолог дает индивидуальные советы родителям по подготовке ребенка к школе, общению с ним, его развитию.

Взаимодействию психолога со всеми участниками учебного процесса также уделяется важное место в системе работы школьного психолога. Психолог в школе существует достаточно продолжительное время. Между тем, часто он работает изолированно, оторван от педагогического коллектива. Это связано с его особым положением в школе: его считают узким специалистом, а не педагогом. Ему приходится самому искать и определять свое место в педагогическом коллективе. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях образовательного процесса, их ценностными ориентациями, установками по отношению к детям. Поэтому на начальном этапе своей деятельности психолог должен сформировать у педагога желаемый образ психолога, обрести эмоциональный статус и авторитет профессионала. Кроме того, ему необходимо активно заниматься формированием адекватного запроса на свою деятельность, разъяснять, в каких случаях и при каких условиях он может быть полезен. В дальнейшем он находит общие координаты и формирует на их основе программу профессионального общения на основе согласованных действий и распределения функций осуществляется программа взаимодействия и формируется общий фонд знаний, умений и навыков.

Психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов и до определенной степени корректора ошибок, допущенных в воспитании конкретного ребенка. Это выдвигает повышенные требования к личностным качествам психолога и способности установить доброжелательные, доверительные отношения со всеми, кто к нему обращается. И.В. Дубровина, обсуждая взаимодействие психолога с учителем, отмечает, что успех этого взаимодействия во многом зависит от позиции психолога: не допустимы назидательность в общении, поучающий тон. «Трудности учителя в отношениях с ребенком, - пишет автор, - не повод для того, чтобы упрекать педагога, а сигнал для совместной работы по оказанию психолого-педагогической помощи ребенку. Любой успех педагога в работе с ребенком является поводом поддержать педагога, похвалить, вселить веру в самого себя». Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогают психологу завоевать доверие в педколлетиве, - отмечает Р.В. Овчарова.

По мнению Н.В. Клюевой, взаимодействие педагога с психологом должно строиться на добровольных основаниях. Важным моментом в работе психолога является определение им своей позиции и донесении ее до каждого педагога, - подчеркивает автор. Если между психологом и педагогом устанавливаются доверительные отношения, возможно посещение уроков психологом и проведение их психолого-педагогического анализа. В этом случае психолог может способствовать профессиональному развитию педагога.

Важность сотрудничества психолога с классным руководителем подчеркивает М. Р. Битянова. Такое сотрудничество, - по ее мнению, - является самым коротким и эффективным путем профессионального погружения психолога в образовательную среду школы. Благодаря классному руководителю психолог узнает, что происходит в классе: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Автор подчеркивает, что сотрудничество школьных психологов с классными руководителями влияет на своевременность и адекватность деятельности психологов. Е.А. Ямбург отмечает, что сотрудничество психолога с классными руководителями способствует включению психолога в школьное сообщество, поэтому он из узкого специалиста превращается в сотрудника школы, звено школьной системы отношений. В ходе взаимодействия педагогов между собой и психологами постепенно вырабатывается согласованный язык, формируется общий для всего педагогического коллектива контекст, позволяющий преодолевать объективное, узкопрофессиональное отношение к ребенку.

Важной и продуктивной формой взаимодействия психолога с педагогами может стать психологическое сопровождение учащихся - система деятельности психолога и педагогов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Эта система включает следование за естественным развитием ребенка, создание условий для самостоятельного освоения детьми системы отношений с миром и самим собой. Цель сопровождения - создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Поскольку сопровождение ребенка в школе осуществляется педагогическими средствами через педагогические формы учебного и воспитательного взаимодействия, педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка.

Психологическое сопровождение включает три компонента. Во-первых, предполагается систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка. Начиная с первых минут нахождения его в школе, бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах его психической жизни. При этом психолог четко определяет, что именно он должен знать о ребенке. Во-вторых, создаются социально - психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения на основе данных психодиагностики и разработки программы их развития. В-третьих, создаются специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых норм поведения, психического самочувствия и др. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

Все вопросы, касающиеся психологического сопровождения учащихся, могут рассматриваться на психологическом консилиуме, который является перспективной формой взаимодействия психолога с педагогами и «представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психологической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения». Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги. Учителя, классные руководители и школьный психолог на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разрабатывают и реализуют общую линию его дальнейшего развития и обучения. Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций:

- диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учеников, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;

- воспитательная включает в себя разработку проекта педагогической поддержки и коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю - предметнику, ученическому активу и др.;

- реабилитирующая предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные условия. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и преодолении состоянии психологической незащищенности у учащихся.

Задача психолога в психологическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, вскрыть проблемы самооценки, мотивации и др., а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Психологу важно показать педколлективу ребенка с разных сторон, подчеркнув его положительные стороны и добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, чтобы пробудить у учителя сомнения в верности его оценки ребенка и в правильности своих педагогических воздействий и выработать понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребенка. Сделать это бывает порой непросто. Из-за своей загруженности или недостаточной профессиональной компетентности учителя склонны к однозначной оценке того или иного ученика. Оценив его внутренне, для себя, они ведут себя по отношению к ребенку соответственно этой оценке, не задумываясь о том, как это может отразиться на настроении и самочувствии школьника. Психолог на консилиуме помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, построить совместную с педагогами программу действий, направленную на выявление и устранение проблем конкретного школьника, тем самым, снимая всякую оценку ребенка. Психологический консилиум помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педколлектива.

Таким образом, ученые подчеркивают полезность сотрудничества психолога с учителями и классными руководителями, как для педагогов, так и для самих психологов.

Психологическая служба школы может оказать существенную помощь педколлективу в организации индивидуальной работы с учащимися. Наличие в современной общеобразовательной школе большого количества трудных учеников, учеников с личностными проблемами, а также учащихся из социально неблагополучных семей делает проблему индивидуальной работы с учащимися крайне актуальной. Поэтому остановимся на ее обсуждении подробнее.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который «задают» программы, и реальными возможностями школьников, - подчеркивает Российская педагогическая энциклопедия. При этом «индивидуализация обучения» она конкретизируется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика

Ученые рассматривают индивидуализацию как один из важнейших принципов педагогического процесса. В рамках индивидуализации обучения возможно решить следующие задачи:

- повышение эффективности процесса обучения;

- развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся;

- развитие дополнительных возможностей учеников.

В педагогике широко используется выражение «индивидуальный подход в обучении». Если индивидуализация обучения - понятие, которое относится к организации учебного процесса, то под индивидуальным подходом понимается особый подход в обучении, при котором учитель учитывает индивидуальные особенности данного учащегося: его темперамент, характер, способности, склонности, мотивы действий, интересы и т.д. Индивидуальный подход является важным условием эффективности педагогического процесса. Поскольку индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательности, активности, склонностей и дарований каждого ученика, обеспечивает работу каждого учащегося, стимулирует развитие его способностей.

Ученые-педагоги выявляют условия успешности индивидуализации обучения. К таким условиям относятся: многообразие средств и приемов в ходе всего учебного процесса, а также использование учащимися рациональных видов деятельности. Необходимость разумного сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.

Учеными-дидактами разработана целая система средств индивидуализации обучения: активизация познавательной деятельности учащихся; проблемное обучение; индивидуальная самостоятельная работа учащихся; индивидуальное домашнее задание; работа учащихся в малых группах; использование дифференцированных заданий; учет индивидуальных особенностей учащихся и др. Кроме этого, выделяются отдельные приемы индивидуализации. Наиболее эффективными средствами индивидуализации обучения являются организация групповой работы и ее сочетание с индивидуальной; использование индивидуальных дифференцированных заданий; активизация познавательной деятельности учащихся.

Кроме названных способов индивидуализации обучения, в литературе описан еще один способ организации индивидуализации обучения - учет индивидуальных особенностей нервной системы учащихся. М.К. Акимова, В.Г. Козлова выявили влияние типа нервной системы на особенности учебной деятельности учащихся. Их исследование строится на идеях Б.М. Теплова.

При организации индивидуального подхода к учащимся вполне естественно участие психолога. При любом индивидуальном подходе необходимо учитывать психологические особенности ребенка. Но в школах, как правило, способы индивидуализации выбираются без согласования с психологом. Способ индивидуализации обучения, основанный на учете особенностей нервной системы учащихся обычно в школах не используется. Между тем, знание типа нервной системы учащегося крайне важно, так как именно оно может подсказать пути индивидуального подхода к ученику. Без психолога этот способ индивидуализации трудно осуществим, а с участием психолога он становится реальным.

Если учитель знает особенности проявления различных типов нервной системы учащихся, то, организуя учебную деятельность на уроке, он действует не интуитивно, а опирается на знание психологии. Это позволяет ему создать на уроке оптимальную познавательную среду сразу для всех учащихся класса.

Основываясь на идее особенностей нервной системы учащихся, Н.М. Зверева, С.А. Гапонова и И.В. Ильичева разработали технологию учета индивидуальных особенностей школьников.

Поскольку психолог диагностирует тип нервной системы учащихся и информирует об этом педагогов, учитель, прежде всего, выделяет учащихся группы риска, требующих индивидуальной помощи и поддержки. Соотнесение поведения ученика с особенностями его нервной системы дает учителю возможность оптимально учитывать их при организации индивидуальной работы.

Для того, чтобы педагогу не нужно было каждый раз восстанавливать в памяти и анализировать проявления типа нервной системы учащегося в поведении и учебных ситуациях, авторы предлагают использовать составленные ими рекомендации для представителей каждого типа нервной системы. Эти рекомендации состоят из двух частей, условно называемых «советы» и «запреты». В «советах» предложены те учебные ситуации, которые наиболее предпочтительны для учеников данного типа; в «запретах» внимание акцентируется на крайне нежелательных для таких учащихся моментах.

Подведем итог. Психолог и школьная психологическая служба заняли прочное место в российской школе. На эффективность работы психологической службы оказывает влияние взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса: учителями, учащимися, их родителями. Это взаимодействие способствует решению не только непосредственно поставленных перед психологической службой задач, но и оказывает сильнейшее влияние на деятельность учителя. По мнению Е. Василевской, методическая и психологическая службы становятся единомышленниками, работающими в тесном контакте. Это тот случай, когда использование технологии индивидуального подхода невозможно без психологической диагностики, когда учителю приходится обращаться за помощью к психологу, чтобы сделать обучение комфортным для детей и продуктивным для учителя и школы в целом. Индивидуальный подход к учащимся можно считать зоной пересечения психологической и методической служб школы. При этом очень важна согласованность их действий, общее видение обеими службами перспектив работы и путей ее реализации.

 

АВТОР: Просвирнина И.В.