01.03.2012 5194

Формирование профессиональной позиции учителя

 

Профессиональная позиция учителя является одной из составляющих его профессиональной компетентности, поэтому ее формирование является необходимым звеном в системе развития профессиональной компетентности учителя. Напомним, что профессиональная позиция определяет отношение учителя к учащимся, к себе, к коллегам, к своему месту в педагогическом коллективе.

В предлагаемой системе РПК учителя общеобразовательной школы, очень большая роль в формировании профессиональной позиции принадлежит психологической службе школы. Поэтому, прежде всего, раскроем задачи и виды работы психологической службы в условиях функционирования предлагаемой системы РПК учителя. Рассмотрим организацию и систему работы психологической службы общеобразовательной школы, в ходе которой происходит становление профессиональной позиции учителя.

Выше были сформулированы задачи, которые ставят ученые перед психологической службой школы. К выделенным выше актуальным задачам, следует добавить еще одну - формирование профессиональной позиции учителя. Таким образом, главной задачей психологической службы можно считать оказание помощи всем участникам учебного процесса - учителям, администрации, учащимся, их родителям. Усиление задач, стоящих перед психологической службой школы, привело к необходимости модификации имеющихся видов ее работы: психопрофилактика, консультативно - просветительская работа, психодиагностика с последующей психолого-педагогической коррекцией.

Задача формирования профессиональной позиции учителя в предлагаемой нами системе, решается через взаимодействие психологической службы школы со всеми участниками учебного процесса. В условиях поставленной нами цели, это взаимодействие является основой всех видов деятельности психолога. Между тем, главными участниками взаимодействия с психологом должны стать педагоги. Психологу и учителю важно научиться общению друг с другом и совместно решать существующие школьные проблемы.

Взаимодействие психолога с педагогами в общеобразовательной школе осуществляется в условиях:

- психолого-педагогического сопровождения учащихся младшего и среднего звена;

- постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;

- участия психолога в педагогических советах;

- участия психолога в родительских собраниях;

- консультативной работы психолога;

- участия психолога в индивидуализации обучения.

Одной из важнейших форм работы психолога является психолого-педагогическое сопровождение учащихся младшего и среднего звена. В литературе описан опыт организации психологического сопровождения учащихся, но недостаточно разработан механизм его реализации. Специальная система психопрофилактической и психодиагностической работы позволяет осуществить взаимодействие психолога с учителями и организовать не только психологическое, но и педагогическое сопровождение учащихся младшего и среднего звена. Поскольку этот материал является оригинальным, и взаимодействие психолога с учителем имеет принципиальное значение для адаптации первоклассника к школе, последующего развития его личности и устранения конфликтов, связанных с его переходом на вторую ступень обучения, раскроем его подробно.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка полезно начинать с момента подачи родителями его документов для поступления в первый класс. Известно, что первое полугодие в первом классе является важнейшим периодом, оказывающим влияние на последующую жизнь ребенка в школе. В это время происходит своеобразная «встреча» ожиданий и установок ученика и родителей с установками и ожиданиями учителя. Поэтому большое значение имеет проведение стартового обследования будущих первоклассников с целью определения их готовности к обучению в школе. Участвуя в приеме ребенка в первый класс, - пишет И.В. Дубровина, - психолог пытается понять его прошлое, условия, в которых он рос и развивался, определить уровень его психологической зрелости, представить перспективу его дальнейшего развития. Психолог вначале беседует с родителями будущего первоклассника, проводит его психологическое обследование, изучает его индивидуальные особенности, состояние здоровья. Затем он выбирает те методики, которые позволяют наиболее точно определить степень готовность ребенка к школе. Так, например, если в медицинской карте ребенку поставлен диагноз: нарушение внимания, гиперактивность (НВГ), то психологом может быть использована диагностика «Оценка устойчивости внимания младшего школьника», разработанная Е.И. Роговым. Чаще всего при обследовании будущих первоклассников используются проективные методики, например, «Исследование личностных особенностей младшего школьника», предложенные З.В. Дощицын.

После обследования будущего первоклассника психолог обязательно беседует с родителями. Во время беседы могут быть даны рекомендации по коррекции воспитания в семье, по подготовке ребенка к школе и др. Психолог также может рекомендовать родителям пройти с ребенком дополнительное обследование у невропатолога или других врачей-специалистов.

Непосредственно перед началом занятий ребенок обследуется вторично. Сравнение результатов тестирования должно показать перемены в его личностном развитии и оценить роль семьи в этом процессе. По итогам тестирования обычно выявляются дети «группы риска», а также перспективные учащиеся, имеющие особенности личностного развития. Для каждого ребенка из этих групп психолог составляет программу индивидуального развития ученика, которая включает:

- индивидуальные консультации психолога;

- обучение навыкам планирования, саморегуляции и самоконтроля в учебных ситуациях;

- создание условий для формирования необходимого уровня учебной рефлексии, индивидуального стиля успешной учебной деятельности;

- поддержку и педагогическое сопровождение;

- индивидуальные консультации для родителей.

Таким образом, к началу обучения ребенка в первом классе психолог собирает достаточно полную информацию о нем. Эта информация анализируется администрацией школы и используется при формировании первых классов. Если среди будущих первоклассников выделяется «группа риска», требующая особого внимания, то формируется класс компенсирующего обучения (9-12 человек). Перспективные учащиеся и учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития, объединяются в общеобразовательном классе. При этом не ставится цель распределения учащихся по классам с учетом уровня их интеллектуального развития.

После комплектования первых классов психолог начинает работу с учителями, которые будут в них работать. Учитель получает от психолога полную характеристику класса: он делит учащихся на перспективных, детей с личностными проблемами, детей «группы риска» и дает рекомендации по работе с каждой группой. Таким образом, еще не встречаясь с учениками и родителями, учитель имеет достаточную информацию о тех, с кем ему предстоит работать. Это помогает учителю с первой встречи выработать определенный стиль взаимоотношений с каждым ребенком. Особенно важна такая информация для учителя, который будет работать в классе компенсирующего обучения, где учащиеся не только не готовы к школе, но и имеют различные соматические заболевания. Эта информация помогает учителю определить приоритетные направления учебно-воспитательной работы с каждым ребенком и классом в целом. Установленный контакт психолога и учителя продолжается: они обсуждают возникающие проблемы, вместе ищут их решения.

Серьезной проблемой является преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднее звено. В этот период, как правило, наблюдается резкое снижение успеваемости и рост уровня тревожности учеников. Поскольку психолог совместно с педагогами начальной школы следит за судьбой ребенка, начиная с момента поступления его в школу, то главной задачей психолога в период адаптации к обучению в среднем звене становится организация психопрофилактической работы по оказанию помощи учителям-предметникам среднего звена, которая направлена на создание условий для успешного обучения пятиклассников.

Оказание действенной помощи учителю невозможно без выявления его отношения к учащимся. Для ее выявления психолог предлагает учителям выполнение психологических тестов с последующим созданием их психологического «портрета». «Портрет» учителя полезно учитывать при «подборе» классного руководителя для каждого пятого класса. При этом идеальным вариантом является психологическая совместимость (темперамент и некоторые другие показатели) учителя и подавляющего большинства учащихся.

Учителя-предметники, ознакомившись с результатами психологического обследования учащихся, получают четкие рекомендации психолога, которые позволяют им действовать не интуитивно, а в соответствии с особенностями личности каждого ребенка: объемом имеющихся знаний, умений и навыков, развитием мотивационной и эмоционально-волевой сферы, уровнем интеллекта, сформированности познавательных психических процессов. Это помогает учителю достигать ситуации успеха на уроках, повышать самооценку ребенка и создавать условия для индивидуального личностного роста. Такое общение учителей среднего звена с психологом помогает формированию профессиональной позиции учителя, поскольку постепенно изменяет отношение учителя к детям и себе самому.

Чтобы скорректировать педагогическое взаимодействие учителя с учащимися психолог определяет уровень школьной тревожности учащихся. Для точного определения причины высокого уровня тревожности могут быть использованы проективные методики, в том числе методика «Дом. Дерево. Человек». Если уровень тревожности учащихся в классе составляет более 50 %, психолог организует работу с учителями-предметниками, помогая найти пути ее снижения. Работа с учителями может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Среди учащихся среднего звена, как правило, есть дети, требующие повышенного внимания учителей и психолога: учащиеся «группы риска», учащиеся с высоким интеллектом и при этом с высоким уровнем тревожности, учащиеся с личностными проблемами и др. Для них полезно организовать психолого-педагогическое сопровождение, которое может продолжаться в течение всей их школьной жизни. Для определения и корректировки личностного развития таких учащихся могут использоваться: опросник Г. и С. Айзенка и многофакторный опросник личности Кеттелла. Психологическое обследование по этим методикам полезно проводить дважды в год. После такого обследования психологу важно начать работу с классным руководителем и учителями-предметниками, так как именно они оказывают влияние на формирование личности ученика.

В психолого-педагогическом сопровождении нуждаются, как правило, дети, прибывающие в школу в течение учебного года. Чтобы определить, как идет формирование их личности в новых условиях, важно организовать их диагностику. Это особенно важно в условиях сложного контингента учащихся общеобразовательной школы. Изучение личности ребенка может начинаться с диагностики уровня его умственного развития, личностных характеристик или темперамента.

Когда учащиеся прибывают из других школ в течение учебного года, опрос родителей становится одним из основных источников информации о ребенке. Психолог в ходе беседы с родителями выясняет, не было ли у него проблем в той школе, из которой он пришел. Информация о ребенке, поступившем в школу, передается классному руководителю, который далее уже не интуитивно, а совершенно осознанно взаимодействует с учеником, стараясь помочь ему в решении личностных проблем, мешающих быть успешным в учебе.

Все вышесказанное убеждает в том, что сотрудничество школьного психолога с классным руководителем является важным моментом в работе с учащимися младшего и среднего звена. Такое сотрудничество - самый короткий и эффективный путь погружения психолога в образовательную среду школы. Сотрудничество психолога с классными руководителями способствует его включению в школьную жизнь, превращению в важное звено школьной системы отношений, без которого невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед школой. Благодаря классному руководителю психолог узнает, что происходит в классе, группе учащихся: как развиваются отношения между учениками, какие проблемы возникают, а какие решаются или уходят на второй план. Опыт работы убеждает в том, что хорошо организованное сотрудничество школьных психологов с классными руководителями позволяет, избежать конфликтных ситуаций между участниками учебного процесса.

Таким образом, организация психолого - педагогического сопровождения учащихся младшего и среднего звена является важной формой взаимодействия психолога с педагогами. В ходе взаимодействия психолога с педагогами вырабатывается язык общения, который используется для создания благоприятных условий развития каждого ребенка и формирования правильного отношения к учащимся. Общение психолога с педагогами помогает сформировать у учителей особое отношение к ребенку как к личности, в развитии которой учитель принимает непосредственное участие. Учитель отказывается от стереотипов в общении с детьми, однозначных оценок учеников, задумывается над тем, как взаимоотношения с ним отражаются на настроении и самочувствии ребенка.

Еще одной важной формой взаимодействия психолога с педагогами является психолого-педагогический консилиум. Выше были раскрыты задачи и функции психологического консилиума. На нем главная роль принадлежит психологу. Именно он должен убедить педагогов изменить отношение к конкретным учащимся и группе учащихся, учителя должны получить от него советы, как действовать. Более продуктивной формой взаимодействия психолога с педагогами является психолого-педагогический консилиум. В рамках психолого-педагогического консилиума удается решать целый круг проблем:

- взаимоотношение учителей и классных руководителей с учащимися;

- разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащихся;

- разработка программы обучения и развития проблемных учащихся;

- разработка плана работы с родителями для организации коррекции воспитания учащихся в семье.

Психолого-педагогический консилиум предполагает равноправное сотрудничество и личную ответственность каждого его члена. Результаты обследования учащегося психологом и мнение учителя об ученике часто не совпадают, а иногда оказываются противоположными. При этом педагог, как правило, акцентирует внимание на знаниях ребенка, его умственных способностях, здоровье и др., психолог - на психических качествах личности. В ходе диалога психолога с педагогами удается выявить причины, которые мешают ученику быть успешным. Психолог передает учителям имеющиеся у него знания о ребенке, помогает преодолеть субъективизм в оценке ребенка. Таким образом, консилиум позволяет объединить информацию психолога и педагогов, в результате чего создается целостное видение ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития. В результате профессионального общения психолога с педагогами разрабатывается и реализуется общая линия его дальнейшего развития и обучения. Этот коллегиальный орган помогает решению конкретных вопросов, связанных с обучением «проблемных» учащихся, которых в отдельных классах бывает подавляющее большинство. В этом случае психолог проводит обследование класса и каждого ребенка в отдельности с целью выявления проблемы. Иногда в классе преобладают педагогически запущенные дети, тогда в диалоге психолога с классным руководителем и учителями выявляется ситуация и разрабатывается план работы с родителями. Далее психолог и классный руководитель встречаются с ними для проведения коррекции воспитания в семье.

Таким образом, психолого-педагогический консилиум является эффективным средством взаимодействия психолога и учителя, позволяющий учителям стать более объективными в оценке личности и поведения учащихся, а психологу лучше понять школьную жизнь.

Взаимодействие психолога с педагогами осуществляется и на педагогическом совете. Если постоянно действующий психолого - педагогический консилиум решает текущие вопросы, касающиеся отдельных участников учебного процесса, то на педсовете анализируются результаты работы школы в целом. Обычно на педсоветы выносятся вопросы, связанные с успеваемостью, направлениями дальнейшего развития школы и др. В условиях, когда работа психологической службы школы является одним из важнейших звеньев всей системы работы школы, на педсовет выносятся вопросы, связанные с ее деятельностью. Так на педсоветах обсуждаются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся, роли психолого-педагогического консилиума в деятельности учителей и классных руководителей и др.

Психологи приглашаются на все педсоветы, но степень участия в них может быть разной: присутствие как равноправных членов педколлектива, участие в дискуссиях, выступления с анализом результатов диагностики и с сообщениями по теме. Приведем пример педсовета с участием психолога. На педагогическом совете «Уровень сформированное мотивации учения у учащихся среднего звена» психолог анализирует результаты диагностики учащихся среднего звена на предмет определения интереса к изучаемым предметам. По результатам диагностики психолог делает вывод об особенностях обследованных учащихся, которые не проявляют особого интереса к предметам определенного цикла, что свидетельствует о их низкой учебной мотивации. Психолог рассказывает о важности учебной мотивации и дает полезные советы по использованию приемов мотивации учителями с целью формирования интереса к предмету у учащихся.

На педагогическом совете «Задачи педколлектива по внедрению личностно ориентированного обучения» психолог не только приводит результаты консультирования учащихся, свидетельствующие о том, что не всем учителям удается создать благоприятные условия обучения для всех учащихся, но предлагает и помогает учителям выработать тактику взаимодействия с учащимися на уроке. Во время обсуждения «Учительских заповедей» и положения «Как создать ситуацию успеха на уроке» психолог принимает участие в дискуссии учителей.

План работы и программа действий псхологической службы школы учитывается при разработке тематики педсоветов в начале учебного года. Психолог, видя нерешенные в школе проблемы учащихся и учителей, может предложить включить в план работы тему, на его взгляд, наиболее значимую.

Подготовка к педагогическому совету связана с работой психологической службы школы и предполагает совместную аналитическую деятельность психолога и администрации: анализируются результаты учебного процесса, деятельности учителей и воспитательной работы в школе. Соотнесение результатов работы психолога и результатов контроля администрации дают объективную картину достижений и просчетов в работе школы в целом. Кроме совместной аналитической деятельности подготовка к такому педсовету предполагает и совместное прогнозирование результатов деятельности педколлектива. При подготовке педагогических советов, как правило, все вопросы согласовываются с психологом, и его мнение учитывается при вынесении решения педсовета.

Участие психолога в педсоветах свидетельствует о том, что он становится не только членом педагогического коллектива и помощником администрации, но и главным участником учебного процесса, который оказывает серьезную помощь всем, кто обращается к нему.

Взаимодействию психолога с учителями и классными руководителями способствует и такая форма как участие психолога в родительских собраниях. При этом психолог может помочь классному руководителю в их подготовке или участвовать в родительском собрании сам.

Известно, что проведение родительского собрания требует от классного руководителя серьезной подготовки. Совместно с классными руководителями психолог может наметить вопросы для обсуждения на родительском собрании, подготовить информацию по просьбе классного руководителя.

При обращении классного руководителя к психологу за помощью в подготовке родительского собрания психолог может дать полезные советы: не обсуждать публично успеваемость и поведение отдельных учащихся, говорить о достижениях и неудачах детей в отдельности с каждым родителем, решать проблемы, касающиеся класса в целом, дать его характеристику, не упоминая фамилий, проанализировать результаты воспитательной работы в классе и др. В том случае, когда психолог сам беседует с родителями на собрании, он может выяснить, знают ли родители возрастные особенности своих детей и рассказать об этих особенностях; ознакомить со справкой о состоянии здоровья учащихся класса, не называя имен школьников; дать характеристику самых распространенных заболеваний учащихся класса и дать совет, как проводить лечение.

Важным вопросом является проблема общения родителей и детей. Поэтому психолог может рассказать о том, как наладить общение с детьми, если у ребенка и родителей разный тип темперамента, ознакомить родителей с правилами общения с детьми в семье. В классе, где много проблемных учащихся, возможно проведение беседы «Откуда берутся трудные дети» или «Как нужно любить своих детей». В выпускных классах важное место в общении психолога с родителями может уделяться вопросам профориентации учащихся: психолог может дать совет, как правильно выбрать для ребенка профессию с учетом его темперамента и личностных особенностей. Поскольку все родители имеют различный уровень педагогической и психологической культуры, первичная психологическая информация, используемая психологом на родительском собрании, как правило, заинтересовывает родителей, делает их единомышленниками классного руководителя и психолога. Роль психолога на родительском собрании представляется очень важной. Он не только помогает установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями, но и заставляет родителей задуматься над проблемами воспитания и общения в семье. Именно после участия психолога в родительском собрании родители становятся частыми посетителями в школе. Главная задача психолога - приобщить родителей к психологическим знаниям. Крайне важно побудить родителей прийти на консультацию к психологу.

Продуктивной формой взаимодействия психолога с педагогами и другими участниками учебного процесса может стать консультативная работа психолога. Очень ценно, когда консультации проводятся для всех участников учебного процесса: воспитателей, учителей, администрации, учащихся, родителей. При этом они могут быть индивидуальными или групповыми. Выделим проблемы, с которыми обращаются к психологу участники учебного процесса общеобразовательной школы. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение школьников учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей волнуют проблемы подготовки детей к школе, отсутствие у них интереса к учебе, рассеянность, агрессивность, особенности личности и др. Школьников чаще всего беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, профессиональное и личностное самоопределение, проблемы общения с родителями и др.

В ходе группового консультирования учителя могут получить полную психологическую характеристику класса, вместе с психологом выделить ресурсные черты личности отдельных учащихся, определить профессиональные склонности учащихся, выявить личностные особенности, мешающие отдельным учащимся быть успешными в учебе и общении. В ходе личного консультирования педагогов возможно изучение учителем своих личностных и характерологических особенностей, типа темперамента, выявление причин педагогических неудач и просчетов, психологической несовместимости с коллегами и учащимися и др. Например, учитель русского языка и литературы Н.В. - классный руководитель 56 класса, учитель со стажем работы 7 лет. Отношения с классом напряженные: подавляющее большинство учащихся - педагогически запущенные дети с низким уровнем знаний, умений и навыков на уроках не работают, мешают учителю, результаты успеваемости низкие. Во время консультации классного руководителя психолог характеризует каждого ребенка в отдельности, подчеркивая положительные стороны его личности. Это помогает педагогу иначе взглянуть на учащихся - увидеть в них детей, обделенных вниманием родителей, требующих особого, бережного отношения. По совету психолога учитель начинает индивидуальную работу с учащимися и их родителями, организует учеников для совместных, интересных дел, проводит классные мероприятия, привлекает к их подготовке не только учащихся, но и их родителей. На уроках использует доступный, интересный материал, специально готовит задания для тех, кому особенно трудно дается учеба.

В ходе беседы психолога с педагогом о конкретных учащихся может быть выявлено несоответствие: между высоким уровнем интеллектуального развития ребенка и низкими результатами его учебы; между высоким уровнем знаний, умений и навыков и неуспешностью по отдельным предметам; между психологическим возрастом ребенка и принятыми возрастными нормами и др. Например, ученик Миша из 6а класса - мальчик неглупый, на уроках активен, с охотой ходит в школу, в состоянии выполнить сложные задания, требующие сообразительности. Но на уроках постоянно вертится, отвлекается, мешает одноклассникам. Выполняя самостоятельную работу, допускает много ошибок. Предположение учителя: мальчик не умеет себя вести, отличается невнимательностью. Учитель вынужден ставить оценку ниже, чем ту, на которую претендует ребенок. В этом случае психолог может еще раз обратиться к его медицинской карте. Если у него нет никаких отклонений в здоровье, то психолог, определив тип темперамента и уровень тревожности ребенка, выявит причину тревожности и обратит внимание учителя на личностные особенности ребенка и необходимость изменения отношений с ним.

Ученик Алексей из 56 класса - мальчик тихий, замкнутый, на уроках активности не проявляет. Все попытки учителя заставить его работать на уроке не дают результатов. Мальчика часто обижают одноклассники. В этом случае психолог смотрит медицинскую карту ребенка, проводит обследование на определение типа темперамента и определяет уровень его психического развития, затем обязательно встречается с его родителями. Учителю психолог может посоветовать проявлять особое внимание к ребенку, говорить о его успехах, работать с ним только индивидуально, не вызывать к доске.

Психолог может помочь педагогу и в решении семейных проблем, воспитании собственных детей и др.

В ходе группового и личного консультирования учитель обязательно узнает для себя что-то новое и очень важное, делает какие-то открытия лично в себе, подвергает сомнениям некоторые свои «жесткие» убеждения по отношению к себе и др.

Консультирование родителей может быть организовано по запросу педагогов, психолога, самих родителей, а в не которых случаях и самих учащихся. Во время индивидуального консультирования родителей психолог может дать совет, как наладить внутрисемейные отношения; помогает определить тип воспитания ребенка в семье и возможные его последствия для ребенка; как общаться с ребенком. В ходе общения с родителями психолог может спланировать работу родителей в семье по повышению самооценки ребенка, которая оказывает влияние на результаты его учебы. Психолог во время индивидуального консультирования помогает родителям осознать, что их личность и поведение в семье оказывает влияние на воспитание ребенка.

В ходе консультирования учащихся психолог обращает особое внимание на положительные качества их личности, на возможность их правильного использования в общении со взрослыми. Это помогает ребенку повысить самооценку, обрести веру в себя, объяснить причину своих переживаний и дискомфорта. Важное значение имеют консультации психолога для учащихся среднего и старшего возраста. В это время ребенок ищет свое место в социуме, и ему свойственны глубокие переживания, связанные с проблемами общения, выбора профессии. Часто представления ребенка о своих возможностях не соответствуют профессиональной направленности его личности. Поэтому психолог может оказать ему серьезную помощь в выборе профессии, сравнивая тип его темперамента и требования к работнику выбранной школьником профессии.

Взаимодействие психолога с педагогами имеет большое значение для осуществления индивидуализации обучения. Выбранная для условий общеобразовательной школы форма индивидуализации, играет немаловажную роль в становлении психологической позиции учителя. Поскольку особое внимание уделяется изучению учителем особенностей ученика и необходимости организации с ним специально продуманного общения при применении соответствующих средств. Организовать индивидуализацию обучения возможно следующим образом. Как правило, учителя сначала выявляют группу риска - это учащиеся, недостаточно включенные в учебную деятельность на уроке. Она объединяет детей, которые не справляются с учебой, не выполняют домашние задания, испытывают состояние дискомфорта, тревоги. Все они остро нуждаются в специальном внимании со стороны учителя. Чаще всего в группе риска оказываются учащиеся с сильным инертным типом нервной системы, а наиболее редко - представители сильного подвижного типа. Затем психолог выявляет личностные особенности детей, относящихся к группе риска, тип их нервной системы и др., а затем на психолого-педагогическом консилиуме или во время индивидуального консультирования по запросу учителя или самого психолога учителю сообщаются эти данные. Знание типа нервной системы учащихся помогает учителю правильно определить причины бед каждого школьника и найти оптимальный индивидуальный подход к нему. Пользуясь технологией учета типа нервной системы учащихся, на специальном семинаре обсуждаются и затем отбираются оптимальные подходы к каждому учащемуся из группы риска.

В рекомендациях авторов дается много полезных советов, как для работы с отдельными учащимися, так и для работы с классами. Учителя могут выбирать и использовать эти рекомендации в зависимости от класса: как объяснять учебный материал, проверять домашнее задание, задавать домашнее задание и др.

Эта форма индивидуализации обучения подсказывает учителю оптимальный для данного ученика способ общения. Например, если особенности ученика таковы, что ему сложно отвечать у доски, учитель дает ему индивидуальное задание и общается с ним один на один. Если тип нервной системы таков, что ученик, на первый взгляд, «тугодум» и очень медлительный, а в действительности его мышление и знания глубокие, учитель не будет его подгонять, торопить. Вместо этого он поинтересуется его мыслями, соображениями по изучаемому вопросу, даст дополнительное время для выполнения задания.

В результате использования этого вида индивидуализации обучения учитель начинает иначе видеть учеников: он как будто «прозревает», понимает, с кем из них нужно быть особенно тактичным, кому трудно рассказывать о себе, кто не будет задавать учителю вопросов, даже если не понял изученного материала.

Таким образом, в результате создания системы работы психологической службы школы происходит приобщение педагогического коллектива к психологическим знаниям. Учителя в ходе общения с психологом получают определенные психологические знания и используют их в своей деятельности; более глубоко изучают личность учащихся, учатся взаимодействию с ними на уроках и во внеурочной деятельности; познают себя, учатся профессиональному общению с учащимися и друг с другом.

Н.В. Клюева подчеркивает, что в процессе взаимодействия психолога с педагогами администрация школы может решить следующие важные задачи: развитие компетентности педагогов; формирование у педагогов устойчивой мотивации к саморазвитию; формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств общения; отработку индивидуальной стратегии и тактики эффективного педагогического общения.

 

АВТОР: Просвирнина И.В.