03.03.2012 12960

Особенности мыслительной сферы учащихся 10-11 лет

 

В возрастной психологии, научной области, изучающей психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой, принято разделять онтогенез на отдельные периоды. Однако существуют различные точки зрения на периодизацию психического развития. Подобные разночтения обусловлены тем, что паспортный возраст и возраст актуального развития не всегда совпадают. Особенно важно это в детском возрасте. Ребенок может опережать паспортный возраст, отставать или соответствовать ему. Поэтому критерии, лежащие в основе построения периодизаций, соотносятся с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют процесс развития. Так, Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял стабильные и нестабильные, критические периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. А.Н. Леонтьев считал ведущим критерием возрастной периодизации ведущие виды деятельности. По его мнению, развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на соответствующей стадии развития.

В отечественной психологии наиболее широко используется периодизация возрастного развития ребенка, предложенная Д.Б. Элькониным. Она представляет собой как бы некоторый сплав эмпирического и теоретического, то есть сложившегося в реальном жизненном опыте и потенциально возможного при идеальных условиях обучения и воспитания.

Согласно данной периодизации, по возрастной и физической классификации детство делится на семь периодов:

- младенчество: от рождения до одного года жизни;

- раннее детство: от одного года жизни до трех лет;

- младший и средний дошкольный возраст: от трех до четырех-пяти лет;

- старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет;

- младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет;

- подростковый возраст: от десяти-одиннадцати лет до тринадцати - четырнадцати лет;

- ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати лет до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих периодов имеет свои особенности и границы, характеризующиеся ведущим видом активности, направленной на развитие личности ребенка, связанной с его интеллектуальной деятельностью, формированием умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка. В основе данной периодизации лежит представление о ведущих видах деятельности, определяющих возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития.

Однако необходимо отметить, что не все ученые-психологи придерживаются именно этой периодизации. Существуют другие точки зрения на периодизацию психического развития. На западе широко распространена теория Э. Эриксона, согласно которой весь процесс онтогенеза состоит из восьми периодов, пять из которых относится к периоду взросления:

- раннее младенчество: от рождения до одного года;

- позднее младенчество: от одного года до трех лет;

- раннее детство: от трех до пяти лет;

- среднее детство: от пяти до одиннадцати лет;

- половое созревание, подростничество и юность: от одиннадцати до двадцати лет;

- ранняя взрослость: от двадцати до сорока-сорока пяти лет;

- средняя взрослость: от сорока-сорока пяти лет до шестидесяти лет;

- поздняя взрослость: свыше шестидесяти лет.

Становление личности, согласно концепции Эриксона, понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Переход от одного этапа к другому сопровождается жизненными психологическими кризисами, неизбежно наступающими у всех людей.

Согласно теориям периодизации возрастного развития, исследуемый возраст приходится на период перехода от младшего школьного возраста к началу подросткового (по Д.Б. Эльконину) и на период среднего детства (по Э. Эриксону).

Возраст детей, занятых в эксперименте, исключительно важен для приобретения ими новых навыков, а также для усовершенствования уже имеющихся. Э. Эриксон, стремясь отразить наиболее существенное в этом возрасте (среднем детстве, по периодизации автора), назвал его «периодом трудолюбия». Центром средоточия усилий ребенка, по определению Г. Крайга, становится испытание себя, принятие и разрешение сложных задач, встающих перед ребенком как в результате вызова самому себе, так и вследствие вызова со стороны его окружения. Среднее детство, таким образом, является периодом активного развития самосознания.

По гипотезе исследования, способности к оперативному решению мыслительных задач имеют место в структуре общих познавательных способностей, что, в свою очередь, подразумевает опору на связь общего и когнитивного развития.

С точки зрения возрастной периодизации достаточно ценным является представление о возрастных кризисах, сопровождающих переход от одного этапа к другому. Итак, дети, занятые в экспериментальном исследовании попадают в поле, которое условно можно назвать «между двумя кризисами». По словам Г.С. Абрамовой, этот возраст редко привлекает специальное внимание исследователей, так как его традиционно считают одним из самых стабильных периодов в жизни человека, т.к. с детьми «от восьми до двенадцати» взрослые, как родители, так и педагоги, «не испытывают особых проблем».

Однако здесь, прежде всего, подразумеваются личностные особенности детей. Что касается закономерностей когнитивного развития, то следует отметить, что на разных возрастных периодах оно характеризуется качественным своеобразием. Имеется в виду сложность выявления определенных свойств перцептивных, мнемических, мыслительных, аттенционных и других способностей, связанная со своеобразием их развития в возрастном и индивидуальном плане. Поэтому до настоящего времени практически не существует единой теории и четко сформированных закономерностей развития познавательных способностей в онтогенетическом плане (Соловьева О.В., 2002).

Существуют достаточно жесткие теории когнитивных структур, построенные на принципе стадиальности развития. Наиболее известная из них - концепция развития ментальных структур Ж. Пиаже. Согласно этой концепции, в период взросления ребенка происходит активное развитие ментальных способностей. Основным показателем развития выступает овладение ребенком определенными мыслительными действиями и операциями.

Ж. Пиаже выделил три стадии умственного развития, соответственно подразделяющиеся на периоды. Первая стадия охватывает возраст от рождения до 6 лет. На этой стадии умственная деятельность ребенка состоит в основном в установлении связей между опытом и действием. Ребенок манипулирует предметами и тем самым через действие овладевает окружающим его миром.

На этой стадии автор различает два периода:

- сенсомоторный (0 - 2 года), когда действия ребенка экстериоризованы, то есть не перенесены во внутренний план, а постоянный характер объектов, с которыми взаимодействует ребенок, воспринимается как следствие координации собственных движений, перемещений в пространстве;

- дооперационный (2-7 лет), когда у ребенка развиваются такие символические функции, как язык, символическая игра, отсроченная имитация, воспроизводящая событие спустя некоторое время, и некоторая внутренняя имитация, являющаяся основой для развития наглядно-образного мышления. Как следствие становится возможной интериоризация действия в мысль.

У ребенка на протяжении всей этой стадии проявляется тенденция к сосредоточению внимания на единичной, бросающейся в глаза особенности предмета, при этом пренебрегаются его другие особенности. Следовательно, мышление ребенка характеризуется децентрацией.

Вторая стадия - стадия конкретных операций - охватывает период от начала обучения в школе до начала подросткового возраста (6-7 - 10-11 лет). На этой стадии ребенок переходит к конкретным операциям как с самим предметом, так и опосредованно, с символами предметов и отношений между ними. Характерным свойством данной операции является ее интериоризованный характер, то есть ребенок уже способен решить ту или иную задачу не непосредственно путем проб и ошибок, а сначала мысленно. В сознании ребенка появляются и начинают развиваться внутренние структуры, представляющие собой интериоризованные системы символов, посредством которых он воспринимает мир.

На рубеже 11-12 лет мышление ребенка переходит на третью стадию - стадию формальных операций. Мышление ребенка уже основано на способности оперировать гипотетическими утверждениями и не ограничено его опытом, что было свойственно на предыдущей стадии. Ребенок может мысленно представлять возможные случаи и события и делать выводы о потенциальных отношениях, проверяемых в дальнейшем путем эксперимента или наблюдения. Примерно к 14-15 годам у ребенка заканчивается формирование логического мышления, оно приобретает все характеристики, свойственные взрослому человеку.

Таким образом, по Пиаже, мышление детей экспериментальной выборки соответствует стадии конкретных операций, а значит, носит интериоризованный характер, то есть дети способны решить ту или иную задачу мысленно и опосредованно, осознавая символы предметов и отношения между ними.

Кроме того, в этом возрасте появляются и постепенно нарастают тендерные особенности в мыслительной деятельности. Так, девочки социализируются быстрее, чем мальчики, поэтому, опережая их, сначала достигают в конкретном мышлении более высоких результатов. Но в дальнейшем, по мере их взросления, на первое место выходит вербальный тип мышления и занимает ведущее положение, что обеспечивает более высокие результаты при выполнении заданий, опирающихся на вербальные связи. Вербальное же мышление мальчиков остается на том же уровне, зато конкретное становится более специфичным и прикладным, формируется практический интеллект, что, соответственно, вызывает большие успехи в заданиях, требующих прикладных навыков (Озеров В.П., 2005).

В большинстве научных источников выявлен стандартный подход к описанию возрастных особенностей. Развитие младшего школьника зачастую связывается с изменением социальной ситуации в связи с поступлением в школу, что влечет за собой формирование новой для него ведущей деятельности - учебной, и как результат происходит трансформация всей системы его взаимоотношений с взрослыми. Подростки рассматриваются также в связи с психофизиологическими особенностями возраста, подразумевается их стремительное физическое развитие и процессы социализации, происходящей путем включения в общение со сверстниками (именно общение, по мнению большинства исследователей, является ведущим видом деятельности в данном возрасте). Итак, на первый план выступает рассмотрение развития через призму ведущей деятельности.

Возраст 10-11 лет актуален для исследований ввиду того, что ребенок в этот период переходит на новую ступень обучения - в среднее звено. Подчас переход в среднее звено сопровождается определенными трудностями, проявляющимися падением успеваемости и появлением других проблем в учебе. Традиционно эти трудности связывают с проблемами социальной адаптации при переходе детей на предметное обучение и появлением в жизни ребенка нескольких педагогов вместо одного учителя. Последующее нарастание снижения успеваемости к 6-7 классу объясняется трудностями подросткового кризиса, вызванного половым созреванием. В то же время отмечается, что незначительная часть детей, учащихся на «хорошо» и «отлично» в начальном звене, сохраняет и дальше тот же уровень успеваемости. В связи с этим в последние годы уделяется много внимания социально-психологическим аспектам профилактики дезадаптации учащихся: разрабатываются и проводятся тренинги стабилизации эмоциональной сферы, снижения тревожности, развития волевой регуляции и коммуникативных навыков. Однако такая работа психолога с детьми направлена в основном на коррекцию и оптимизацию личностного развития. В то же время практически не уделяется внимание когнитивным особенностям детей этого возраста, как в научных, так и в прикладных исследованиях. Существуют работы отечественных педагогов и психологов, в которых подчеркивается чрезвычайная важность творческих, или креативных способностей не только для общего познавательного развития, но и для формирования личности в целом. Важность исследований в данной области подчеркивается и тем, что умения находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач накладывает отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на способ общения с другими людьми, и на осознание себя, своих собственных качеств.

В этом возрасте идет подготовка к физической и психологической перестройке организма, которая происходит в период подросткового возраста, в то же время уровень когнитивного развития характеризуется высокими темпами развития. В дальнейшем, на этапе подросткового возраста, на первое место выходит физическая и гормональная перестройка организма, и вследствие этого, по свидетельству многих авторов, отмечается даже снижение уровня когнитивного развития. Кроме того, в подростковом возрасте важность приобретают тендерные особенности в развитии отдельных когнитивных способностей детей разного пола.

Согласно новым парадигмам образования, ориентации на гуманитарно-личностное развитие, идет поиск новых, эффективных методов обучения и развития и, на фоне этого, ставшая уже привычной критика обучения по традиционным программам. Отмечается, что традиционное обучение рассчитано, в первую очередь, на воспроизведение, репродукцию данных взрослым заданий, а не на их творческую модификацию. У ребенка младшего школьного возраста, прежде всего, необходимо развивать креативное, творческое мышление, что позволяет в дальнейшем сформировать умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, усваивать не только готовые понятия, но учиться способам решения сложных задач. Это особенно важно в современной социально-политической обстановке, когда имеет значение не только умение адаптироваться в самых разнообразных ситуациях, но и самореализоваться в них.

Все это вызвало поиск новых, альтернативных форм обучения. Однако в последние годы стало видно, что любые самые современные экспериментальные программы, несмотря на их декларации, не только не содержат ничего принципиально нового, но, даже наоборот, способствуют замедлению темпа психического развития, т.к. опираются на уже сложившиеся формы мышления. В последние годы программа обучения не только в начальной школе, но и в 5-6 классах претерпела определенные изменения. Все чаще обучение строится так, чтобы ученик слушал, представлял, запоминал и пересказывал, то есть с учетом доминирующих в этом возрасте наглядно-образных форм мышления и научные знания трансформируются в привычную для ребенка наглядно-образную форму. Однако в этом случае у ребенка не формируется понятийное мышление в сензитивный для этого период, а значит, способы восприятия и переработки информации не совершенствуются, остаются на уровне, соответствующем более раннему возрастному периоду. Еще Л.С. Выготский в работе о зонах ближайшего и актуального развития писал, что обучение должно быть опережающим, обращаться к незрелым функциям, опираться на несформированные еще процессы, и только в этом случае оно будет способствовать психическому развитию.

Поэтому актуальным и необходимым является разработка комплексных диагностических программ, построенных на основе системного подхода к психологической диагностике и направленных на своевременное выявление особенностей мыслительной сферы каждого учащегося и своеобразия их психофизиологической и личностной сферы, тендерных особенностей, а в дальнейшем на основе полученных данных строить процесс обучения, который бы способствовал их гармоничному интеллектуальному и личностному развитию.

 

АВТОР: Рожкова А.А.