03.03.2012 2655

Перспективы развития социально-ролевого набора старшеклассников при переходе на 12-летний срок обучения

 

Целевой ориентацией констатирующего эксперимента, проведенного весной 2004 года, стал анализ возможных перспектив развития социально-ролевого набора старшеклассников при переходе на 12-летний срок обучения. В эксперименте приняли участие 304 респондента (203 старшеклассника, 54 учителя, 47 экспертов). В качестве основных задач было необходимо:

- определить уровень информированности педагогов и учащихся о предстоящем введении 12-летнего образования в России и их отношение к данному процессу;

- выяснить мнение субъектов образовательного процесса о воздействии 12-летнего образования на аспекты социально-ролевого взаимодействия в школе;

- изучить динамику социально-ролевого набора и особенностей его формирования при переходе на 12-летний срок обучения.

Большинство опрошенных учителей составили женщины (97%) среднего возраста (43% - 45 - 54 года). Не явился новостью и тот факт, что в школах крайне мало работает молодых педагогов (всего 4% в возрасте 18 - 24 года, и 8% - 25 - 34 года). Особенность такого половозрастного состава, с одной стороны, детерминируется невысоким социальным статусом учительской профессии, с другой стороны, определяет особенности социально-ролевых отношений в школе.

В ходе исследования были определены уровень информированности учителей и учащихся по вопросу введения 12-летнего образования, а также их отношение к данному нововведению в России. Абсолютное большинство педагогов (99%) и учащихся (87%) слышали о данном нововведении. При этом, 46% учителей считают, что не достаточно информированы по данному вопросу, а 54% учащихся вовсе не обладают - никакой информацией, раскрывающей смысл 12-летнего образования. И учащиеся, и педагоги, в основном, всю информацию о 12-летнем школьном обучении черпают из средств массовой информации. Характерно, что ни учителя, ни школьники, не отметили в качестве первоисточника информации о школьных реформах саму школу. При этом, представители школьной администрации, выступавшие в исследовании экспертами, в большинстве своем (82%) знакомы с концепцией о 12-летней школе. Разумеется, данный факт позволяет опираться на компетентность опрошенных экспертов в вопросах о 12-летнем образовании. Однако, он также свидетельствует о невысоком уровне информационно - просветительской работы в школе.

Вместе с тем, недостаточная информированность педагогов и учащихся о предстоящем переходе на 12-летнюю школу отнюдь не означает отсутствие интереса по данному вопросу. Большинство учителей беспокоит особенности перехода на новую систему образования, при этом они крайне отрицательно (68%) относятся к этому явлению. Такого же мнения придерживается большинство учащихся (41% абсолютно против 12-летки, 33% также имеют, скорее, негативное отношение к повышению сроков обучения в школе) и экспертов (76%).

Отметим, что данные прочих российских исследований подтверждают отрицательное отношение большинства населения к введению 12-летки в общей средней школе. Например, согласно опросу, проведенному отделом анализа общественного мнения и социологических исследований информационно-аналитического управления администрации Тюменской области в июле 2004 года, переход на 12-летнее школьное обучение не одобряют большинство респондентов: из 30 важнейших направлений развития системы образования переход на 12-летку опрашиваемые поставили на 28 место.

Итоги Дистанционной августовской конференции о проблемах предстоящего перехода к 12-летнему образованию, проведенной в 2005 году Институтом общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО) совместно с Министерством общего и профессионального образования и Центром дистанционного образования «Эйдос», наряду с достоинствами, показали ряд суждений о нерациональности 12-летней школы. В частности, в ходе дискуссии многими педагогами было отмечено, что в сложившейся социально-экономической ситуации 100% переход на 12-летнее образование не рационален по следующим причинам:

- невысокий материальный уровень многих семей не позволит обеспечить лишние годы обучения в школе, что спровоцирует многих школьников заниматься вторичной занятостью, а следовательно, в значительной степени снизит уровень успеваемости в школе;

- массовый переход потребует больших финансовых затрат на учебную, методическую литературу, переподготовку учителей, программное обеспечение;

- острой проблемой станет обязательное обучение детей «риска», детей из неблагополучных семей.

В качестве ряда аспектов 12-летней школы, требующих тщательной доработки были отмечены:

- переподготовка педагогических кадров к применению стандартов;

- широкое распространение имеющегося положительного опыта в России, а не в Германии, Франции или США;

- преемственность и взаимосвязь стандартов по ступеням обучения;

- упорядочение требований к результатам обучения и создание измерителей уровня обученности;

- вопрос о технологичности стандартов для инструментальной проверки;

- общие подходы к структуре стандартов по взаимодействию 3-х компонентов: усвоение знаний и умений, воспитание и усвоение социально-ролевых норм поведения, а также физическое и интеллектуальное развитие.

Большинство школьников (53%) мотивируют негативное отношение к 12-летнему обучению стремлением к самостоятельности и независимости, поскольку, лишний год в школе продляет их моральную и материальную зависимость от родителей и мешает скорейшему вступлению во взрослую жизнь. Большинство современных старшеклассников действительно характеризует высокая степень самостоятельности, стремление к получению опыта работы за плату и получению высшего образования, как пути скорейшего «становления на ноги».

Среди ответов старшеклассников, например, встречались такие мотивации негативного отношения к 12-летке: «12 лет учебы в школе - это слишком много. Во-первых, при сегодняшнем недостатке средств многим семьям бывает трудно оплатить обучение. Во-вторых, школа старается дать настолько большой объем знаний, что попросту перегружает нас. Поэтому многие с нетерпением ждут своего выпуска, надеясь, что обучение в высших учебных заведениях даст максимум полезной информации в более сжатых формах».

Учитывая данные обстоятельства, можно предположить, что ряд латентных социальных ролей старшеклассников, связанных, прежде всего, с апробацией себя во взрослой жизни (семейной, общественной, образовательной, коммерческой и т.д.), которые планировались ими на момент окончания старшей школы, найдут свой выход в реальность, при этом, школа (в частности, педагогический состав и социальная система взаимодействия в целом) окажется не подготовленной к подобному раскладу новой социально-ролевой структуры.

Проведя сравнительный анализ социально-ролевого набора старшеклассников сейчас и в условиях перехода на 12-летний срок обучения, можно предположить, что социальные ориентиры школьников претерпят серьезные изменения. Если сейчас первые места занимают такие социальные роли как «спортсмен»(51%), «любимый (любящий) человек»(43%), «активист и общественный деятель»(38%), а социальные роли, связанные с основным статусом учащегося, не входят в тройку лидеров, то при переходе на 12-летний срок обучения школьники планируют кардинальным образом пометь свой социально-ролевой набор, включив в него, прежде всего, такие позиции, как «прилежный ученик» (72%), «посетитель ночных клубов»(69%), «работающий человек»(64%).

Такие результаты говорят о том, что 18-19-летняя молодежь, находясь еще в стенах школы более готова к социально активному образу жизни: она готова больше и лучше учиться, так как осознает значимость образования, готова больше работать, так как считает необходимым получение опыта работы за плату, и, наконец, готова больше отдыхать (помимо посещения ночных клубов, отнюдь не исключается любовь - 39% и спорт - 38%).

Не менее интересны и другие факты, свидетельствующие о смене основного социально-ролевого набора на более «зрелый и взрослый». Помимо того, что 64% учащихся намерены работать, обучаясь в 12 классе, 18% готовы обзавестись семьей и, 12% - стать родителями. Еще часть школьников (19%) готовы, параллельно, обучаться в вузе, чтобы «не тратить зря целый год». Интересно, что последняя социальная роль среди ответов респондентов появилась впервые (в предыдущих этапах исследования подобная характеристика не указывалась).

Значительное количество учителей (68%) и экспертов (81%), в целом, выделяют больше настораживающих моментов в переходе на 12-летнее образование, чем позитивных. Подобные позиции высказывались и участниками Августовской дистанционной педагогической конференции 2005 года на тему «О переходе к 12-летней школе». Обобщая все оговоренные мнения, можно выделить ряд объективных обстоятельств, чаще всего выдвигаемых в качестве аргументов «против».

Во-первых, в стране еще отсутствует необходимая материальная и правовая база для планируемых нововведений. В частности, высказывались мнения о том, то продление сроков образования (или улучшение его качества) может произойти либо в результате интенсификации финансирования всей области среднего образования, что в нынешней ситуации «звучит несколько фантастично», либо за счет сокращения количества учебных заведений, что, соответственно, оказывается более вероятным. Кроме того, убедительным подтверждением второго предположения, является тот факт, в ведущем документе о 12-летке (Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе) в качестве одного из приоритетных оснований необходимости перехода на новую пролонгированную систему обучения выдвигаются социально-демографические прогнозы. В частности, в Концепции отмечается: «По прогнозам, в 2011 году в школах будет обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода». Таким образом, высказанная экспертами гипотеза о том, что необходимая финансовая база для перехода на 12-летку будет изыскана путем сокращения учебных заведений, как результат демографического спада, оказалось подтвержденной. Подобные расчеты делают непозволительным проведение социально-демографической политики в стране, поскольку в случае стабилизации рождаемости, финансовое бремя модернизации системы среднего образования ляжет на местный бюджет, который, скорее всего, будет не способен его вынести.

Во-вторых, российские ментальность, правовая база, социально - экономические условия в значительной степени отличаются от соответствующих апофеозов в западных странах, у которых планируется заимствовать опыт 12-летней школы. В этой связи педагоги высказали тревожность за социальные последствия увеличения продолжительности обучения, связанные, прежде всего, с социально-ролевыми аспектами взаимодействия. Вспомним, например, что в большинстве стран, имеющих 12-летнее школьное образование, обучение начинается с 6 лет (в некоторых штатах США, в ряде районов Франции, даже с 5 лет). Соответственно, возраст выпускников полных средних школ составляет обычно 18 (иногда 17) лет. Специфика российского восприятия такова, что не все родители готовы отдать в школу детей даже с 6 лет, считая их психологически и социально не зрелыми, не готовыми к ежедневному обучению за партой, не говоря о возрасте 5-леток. Результаты исследований иллюстрируют наличие дополнительного лимитирующего обстоятельства в форме возрастных ограничителей: большинство целевых групп (педагогов, родителей и самих учащихся) находят приемлемым завершающий возраст обучения - 17 лет, отмечая, что «обучаться в школах взрослым людям не нормально, пусть до 20 лет учатся читать... американцы». Таким образом, учитывая, что наиболее желательным возрастом начала обучения российское население считает возраст 7 (редко 6 лет), окончания - 17 лет. Таким образом, оптимальным сроком обучения в полной средней школе признается срок - 10 (11) лет.

В-третьих, инициатива введения 12-летнего школьного образования исходит «сверху», а не «снизу». Это не позволяет учитывать все специфические особенности структурного содержания системы современного школьного образования. В частности, в качестве ключевых проблем, согласно результатам исследования «Перспективы перехода на 12-летнее образование в Республике Казахстан», проведенного в январе 2002 года группой социологов «КОМКОН - 2 Евразия» по инициативе Фонда Сорос-Казахстан, педагогами, родителями и учащимися были обозначены: редуцированость функций современной школы; избыточность ненужной информации; чрезмерность нагрузок на обучаемых; устарелость методик обучения; необходимость приведения учебных программ в соответствие с общественными запросами. Однако, введение 12-летнего образования не принимается целевыми группами в качестве единственно приемлемого выхода из кризисной ситуации. При этом отмечается необходимость изменения не столько количественного, сколько качественного содержания.

В-четвертых, отмечается некоторая противоречивость главного документа о 12-летнем образовании, а именно: Концепции 12-летней школы. В частности, многие моменты, высказанные в данном можно подвергнуть сомнению, что говорит о не учете предлагаемым проектом реальной ситуации в образовании. Например, в Концепции о структуре 12-летней школы один из главных упоров делается на внедрение профильного обучения в старшей школе. Однако, вместе с тем, также предполагается, что более 70% школ не будут иметь профили: это однокомплектные городские и малокомплектные сельские школы. Для этих школ будут разрабатываться базисные программы и комплекты базовых учебников, которые во многом развивают идеи современной старшей школы. В таком случае, во-первых, становится не совсем очевидным профильное обучение в качестве одного из ведущих обоснований введения 12-летнего обучения. Во-вторых, если основной упор в 12-летнем образовании делается на профильное обучение, а 70% школ (однокомплектные городские и малокомплектные сельские) не будут иметь профилей, то не будут ли базисные учебные программы ущемлять права выпускников этих школ, ввиду того, что возможности поступления в вуз будут в этом случае ограниченными?

Оценивая уровень криминогенности в молодежной среде по 5-балльной шкале, в ходе экспертного и массового опроса учителей, был получен средний балл 3,7, что говорит о состоянии уровня, выше среднего. Высокий уровень криминогенности в молодежной среде эксперты связывают с тем, что:

- воспитанию в семье не уделяется должного внимания;

- дети жаждут быстрой и легкой материальной выгоды;

- слабо развито социальное взаимодействие педагогов и родителей;

- наблюдается общее падение культуры и нравственности;

- отсутствует забота государства о подрастающем поколении (недостаточное количество бесплатных кружков, секций; дорогие билеты в кино, театры и т.д.);

- транслируются телепередачи и кинофильмы, несущие агрессивное поведение;

- отсутствует целенаправленная организация досуговой деятельности учащихся.

Большинство учителей (51%) и экспертов (54%) считает, что в результате введения 12-летки уровень криминогенности в подростковой среде, как минимум не изменится, как максимум, может увеличиться. В частности, отмечались такие высказывания: «Любой педагог, имеющий дело с детьми и их семьями, знает что на «улице», в резерве криминальной среды, оказались многие не только 15-летние, но и 6-10-12-летние дети. Снять эту проблему увеличением срока обучения не удастся до тех пор, пока не будет реализовано такое понятие и явление, как «всеобуч» с полной мерой ответственности семьи, органов управления, школы за то, где находится ребенок школьного возраста». Были высказаны и другие, более крайние позиции, например: «При внедрении 12-летнего образования школу будут оканчивать уже в зрелом 19-летнем возрасте: повысится опасность отсева в старших классах из-за неизбежных проблем (замужество, рождение ребенка, вторичная занятость, и, как следствие, рост преступных деяний среди молодежи».

Подобные мнения, очевидно, обусловлены следующими моментами. Во-первых, увеличение резерва свободного времени учащихся при отсутствии целенаправленной организации их досуговой деятельности, скорее всего, приведут к новым проявлениям девиации в молодежной среде. Во-вторых, по результатам данного и прочих исследований, чаще всего, к преступлению подростков подталкивают материальные интересы, которые с увеличением верхней возрастной границы школьников будут возрастать. В частности, 24% учащихся считают для себя возможным нарушить закон для получения материальной выгоды, 31%, скорее всего, сделают это.

В ходе исследования, как сами ученики, так и учителя дали оценку своим взаимоотношениям друг с другом и высказали мнение относительно их трансформации в связи с увеличением верхней возрастной границы учащихся. 20% учителей и 19% учащихся уверены в наличии идеальных отношений учитель - ученик в их школе (по 5-балльной шкале поставили 5 баллов); 70% педагогов и 38% школьников, отмечают, в целом, хороший настрой в отношениях (поставили 4 балла).

По мнению большинства старшеклассников (23%), в связи с увеличением верхней возрастной границы учащихся, данные отношения станут более доверительными, в то время как значительное число педагогов (31%) считают, что они не изменятся. В целом, интересна следующая тенденция: общая направленность ожиданий трансформации отношений «учитель-ученик» у школьников носит позитивный характер, а у педагогов негативный. Подобные данные могут говорить о доминирующей потребности учащихся в оптимизации школьных отношений.

Различные мнения высказывались экспертами по этому вопросу. Полярные позиции разделились практически поровну. 32% считают, что условия, когда школу будут оканчивать взрослые люди, спровоцирует ряд конфликтных ситуаций в отношениях учитель - ученик, вследствие неизбежного появления новых социальных ролей учащихся (работающих, семейных, занятых людей) и их столкновения с традиционной ролью ученика школы. Другие 29% уверены, что со взрослыми людьми гораздо проще иметь дело, учащиеся будут серьезно мотивированы к учебе и, следовательно, обстоятельнее будут к ней относиться. Еще 26% придерживаются мнения, что «дети все равно останутся детьми», с той лишь разницей, что возраст детства будет продлен до конституционной зрелости. Другое дело, что не все эксперты уверены, нужно ли современным юношам и девушкам искусственно продлять социальную незрелость и занижать их социальные возможности развития. В качестве подтверждения подобных выводов приведем пару цитат из экспертного опроса: «Это неправильно, так как паспорт выдают в 14 лет, а на два лишних года сажают за парту»; «Ученикам мешают вовремя входить во взрослую жизнь, искусственно продлевая детство». Чтобы сделать отношения между учителем и учеником более доверительными, эксперты предлагают больше общаться во внеучебной обстановке, выполнять какие-либо совместные задачи, уметь слушать и понимать проблемы учеников, проводить больше внеклассных мероприятий (учитель должен хорошо знать каждого своего ученика, его способности, интересы), проводить дни школьного самоуправления.

Таким образом, большинство респондентов отметило высокую вероятность трансформации социально-ролевого взаимодействия школьников и взрослых в условиях перехода на 12-летний срок обучения.

В ходе исследования было выяснено отношение учителей и учеников к особенностям социально-ролевой структуры 12-летней школы. В качестве таких особенностей выдвигались лидирующие позиции, отмеченные самими школьниками, педагогами и экспертами в ходе предыдущих исследований.

В частности, к тому, что школьник в возрасте 18-19 лет может устроиться на постоянную работу, 36% учителей относится скорее отрицательно, чем положительно, по 19% скорее положительно, чем отрицательно, и 23% - абсолютно отрицательно. Отметим, что усреднено-негативное отношение учителей к вторичной занятости учеников носит достаточно объективный и постоянный характер. Что касается учащихся, то 54% из них относятся к этому положительно, 22% - скорее положительно, чем отрицательно, 11% - скорее отрицательно, чем положительно, 9% - отрицательно, затруднились ответить на этот вопрос лишь 4% учащихся. Таким образом, данные снова подтверждают стремление школьников к самостоятельности и независимости. Причем, если в 10-11-летней школе, мотивация работы связана, в большей степени, с получением опыта работы за плату, то в возрасте 18-19 лет большинство школьников в работе интересует, прежде всего, конкретное материальное вознаграждение.

Вполне предсказуемо, что учителя (81%) относятся крайне отрицательно и к другой потенциальной социально-ролевой характеристике поведения старшеклассника 18-19 лет, а именно, к возможности создания семьи. Сами школьники, также в большинстве своем (46%) не готовы для выполнения данных ролей, однако, существует не малая часть учащихся (в основном, девушки) - 1 9% респондентов, которые относятся к этому положительно, и 15% - относящихся скорее положительно, чем отрицательно. Подобные данные, а также результаты последних демографических исследований, свидетельствуют о высокой вероятности появления в числе молодых семей не только «студенческих», но и «школьных», поскольку их создание будет подкрепляться полным набором конституционных прав и обязанностей молодых супругов 18-19-летнего возраста.

Среди прочих возможных изменений в социально-ролевой структуре 12-летней школы и учащимися, и учителями были выделены как общепозитивные (более серьезное отношение к учебе, возможность параллельного обучения в вузах, улучшение отношений с учителями), так и обще-негативные особенности (вероятность ухода в армию сразу после окончания школы, продление зависимости от родителей и т.д.).

В завершение, подытожим все выше сказанное в нескольких выводах: - Все субъекты образовательного процесса имеют представление о предстоящем введении 12-летнего образования. Вместе с тем, и эксперты, и педагоги, и учащиеся, отмечают неудовлетворенность своим уровнем информированности о специфических особенностях планируемого нововведения, при высоком уровне заинтересованности в данном вопросе. С одной стороны, это характеризует не достаточную информационно - просветительскую работу в данном направлении, как на местном, так и на федеральном уровнях, с другой, определяет потребность в подготовленности школы к переходу на работу в новых социальных условиях.

- 12-летнее образование не имеет значимой общественной поддержки: отношение к нему, носит, в основном, негативный оттенок, что объясняется, с одной стороны, не достаточной информированностью в этом вопросе, с другой, объективными причинами формирования такого мнения: отсутствием материальной, правовой, социально-культурной базы для проведения крупномасштабных реформ образования.

Вместе с тем, общественность, то есть целевые группы, отмечают острую необходимость реформирования системы школьного образования, детерминированную наличием серьезных проблем, стоящих перед средней школой. К их числу относятся: избыток ненужной информации; завышенный объем учебной нагрузки; несоответствие школьной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; неспособность учащихся использовать полученные теоретические знания на практике; недостаточная роль школы в подготовке ребенка к самостоятельной жизни, умению выходить из кризисных ситуаций, приобретать необходимые житейские навыки; значительный разрыв в качестве преподаваемых знаний между разными категориями школ.

Несмотря на явную выраженность у целевых групп потребности в реформировании системы среднего образования, какой-либо доминирующей установки относительно его содержательных аспектов не зафиксировано. Из-за отсутствия общих приемлемых путей разрешения проблем подготовки выпускников к самостоятельной жизни вопрос о 12-летнем образовании может быть востребован обществом. Однако, он влечет за собой острую необходимость пересмотра не только материально-технической и социально-правовой базы, но и требует создания целого ряда новых технологий построения всего учебного процесса.

В целом, результаты исследований подтвердили высокую вероятность трансформации социально-ролевого взаимодействия школьников и взрослых в условиях перехода на 12-летний срок обучения и наметили перспективы развития социально-ролевого набора школьников по следующим аспектам:

Во-первых, общая направленность ожиданий трансформации отношений «учитель-ученик» у школьников носит позитивный характер, у педагогов негативный, что может говорить о доминирующей потребности учащихся в оптимизации школьных отношений и обеспокоенности педагогов потенциальными тенденциями в жизни старшей школы.

Во-вторых, значительная часть старшеклассников намерена изменить свой основной социально-ролевой набор, сделав его более «взрослым и серьезным», при этом планируется серьезнее относиться к учебе, больше работать и активнее отдыхать. Обучаясь в 12 классе средней школы, некоторая доля учащихся намерена исполнять ряд ныне латентных социальных ролей, связанных, с апробацией себя во взрослой жизни (семейной, общественной, образовательной, коммерческой и т.д.), которые часто идут вразрез с основным социальным статусом учащегося школы. Другая часть школьников увеличит возраст зависимости от родителей, тем самым, формируя новые категории людей, не приспособленных к реальным условиям существования (факт не приспособленности выпускников школ к взрослой жизни ранее выдвигался в качестве одного из ведущих недостатков работы современной школы).

В третьих, рост верхней возрастной границы школьников, будет означать и рост их материальной заинтересованности, а, следовательно, по мнению большинства педагогов и экспертов, может спровоцировать стремление к легкому заработку, часто преступающему букву закона. Кроме того, появление большого резерва свободного времени при одновременной неразвитости системы социально-адекватного дополнительного образования и вторичной занятости, а также прочих элементов социальной организации школьников, может спровоцировать новый виток распространения девиантного поведения среди учащейся молодежи.

- Таким образом, с одной стороны, необходимо признать, что процесс модернизации российского образования неизбежен и потребность в нём назрела достаточно давно. С другой стороны, сам по себе факт неизбежности изменений в учебно-образовательной структуре средней школы влечет за собой и другие последствия - усложнение социально-ролевого набора, что детерминирует необходимость выработки школой качественно новых форм и методов работы с учащихся по разным направлениям, стимулирует искать новые подходы к участию в процессе формирования адекватных социальных ролей старшеклассников.

 

АВТОР: Рулёва Ю.С.