03.03.2012 10434

Использование компьютерной техники в обучении по предмету «Технология»

 

Под технологической подготовкой мы понимаем подготовку школьников на уроках «Технологии», то есть трудовую подготовку в широком смысле этого слова. Сюда входят общетрудовая, политехническая, собственно технологическая подготовка и т.д.

Вопрос повышения технологической подготовки является актуальным на сегодняшний день, когда требования жизни диктуют содержание образования. Анализ ряда научных исследований показывает, что в настоящее время имеется несколько направлений повышения качества образования. К ним относятся: индивидуализация процесса обучения, применение технических средств обучения, активизация деятельности учащихся, политехнизация процесса обучения, развитие межпредметных связей, включение учащихся в творческую деятельность и т.д.

Вопросы же совершенствования технологической культуры у учащихся в процессе трудового обучения в школьных учебных мастерских с применением компьютерной техники, почти совсем не затрагивались, хотя использование ее позволяет включать эти направления и одновременно использовать, что особенно усиливает совершенствование качества образования.

Ускорение научно-технического прогресса предполагает широкое внедрение во все отрасли народного хозяйства вычислительной техники и основанных на ней средств автоматизации. Появление и распространение микропроцессорной техники, персональных ЭВМ позволяет в принципе вносить инструментальную составляющую в любую человеческую деятельность и особенно там, где приходится иметь дело как с обработкой информации, так и с графическим изображением на экранах дисплеев ряда процессов и графиков. Вычислительные машины станут не только предметом изучения и практического овладения. В самом учебно-воспитательном процессе на всех его этапах ЭВМ может и должна служить средством обучения, средством его глубокой индивидуализации, орудием стимулирования высокой познавательной активности обучаемых.

Появление микропроцессоров, без чего немыслим современный компьютер, рассматривается специалистами как третий информационный скачок за всю историю развития человечества. Первый из них, как полагает швейцарский ученый В. Фритч, произошел в каменном веке, когда человек научился не только добывать информацию из окружающего мира, но и передавать ее другим посредством речи. Второй скачок произошел около 5 тысяч лет назад, когда возникли различные формы письменности, позволившие хранить информацию вне человеческого мозга. Наконец, третий информационный скачок происходит в наши дни, когда стало возможным не только фиксировать информацию, но и осуществлять ее интеллектуальную обработку вне мозга человека.

Процесс развития средств компьютерной техники идет столь стремительно, что то, что вчера называлось верхом совершенства, сейчас является привычным делом, то, что сейчас кажется недостижимым, завтра будет обыденным явлением. Поэтому перед школой особо стоит проблема выбора компьютерной техники в качестве средств обучения.

Вопрос этот особенно актуален в настоящее время: многие школы уже оснащены компьютерной техникой (хотя бы одним классом учебной вычислительной техники (КУВТ)), у учителей имеются определенные выводы о ее эффективности и надежности. Многие школы стремятся приобрести компьютерную технику, в большинстве случаев - второй и третий КУВТ. Это не случайно. Это требования научно-технического прогресса, да и самой жизни. Перед ними стоит серьезная проблема: «Какая техника лучше, надежнее, перспективнее?» Неспециалисту разобраться в сложившейся ситуации будет совсем не просто. Ведь на сегодняшний день существует огромное количество различных типов компьютерной техники, причем многие виды ее имеются и в школьном распоряжении.

В журнале « Информатика и образование» приводится следующий сравнительный анализ, используемой в настоящее время в школах, компьютерной техники. Из наиболее распространенных в школах России классов учебной вычислительной техники: «КУВТ 86», «Агат», «Корвет» и «УКНЦ» представлен только «УКНЦ», так как все эти классы обладают примерно равными возможностями.

«УКНЦ. Устаревший, но распространенный КУВТ на базе ПЭВМ УКНЦ российского производства. КУВТ не удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям.

PC/286. КУВТ на базе IBM PC/AT 286 зарубежного производства, применяемый в образовании в 1990-1994 гг.

PC/386. Учебные классы на основе IBM PC/AT 386 SX (российской сборки), обеспечивающих минимальные требования сегодняшнего учебного процесса.

PC/486. Современные учебные классы на основе компьютеров IBM PC/AT 486 SX (российской сборки), обеспечивающие основные требования учебного процесса на ближайщую перспективу и работу с элементами мультимедиа.

Apple. Современные учебные классы на основе компьютеров Apple Macintosh, обеспечивающие основные требования учебного процесса на близкую перспективу и работу с элементами мультимедиа».

Таким образом, на сегодняшний день сравнимы по своим возможностям, наиболее отвечают потребностям и рассчитаны на ближайшую перспективу компьютеры типа Apple Macintosh и IBM PC/AT 486. Несмотря на то, что компьютеры Мас1пЬов]1 сегодня признанные лидеры в области образования во всем мире, цена их в 5-10 раз превосходит стоимость компьютеров IBM.

Важное значение при выборе компьютерной техники имеет и продолжительность работы школьника за дисплеем компьютера. Минздравом СССР установлено, что продолжительность работы с ПЭВМ, имеющимся в настоящее время на вооружении школы, не должна превышать 2 0-25 мин. для учащихся старших классов. Это связано с состоянием центральной нервной системы и зрения у школьников. Но это постановление было ориентировано на технику класса «УКНЦ», которая как уже отмечалось не удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям. Очевидно для более современной техники эти нормы будут другими, продолжительность работы может быть увеличена, однако конкретных данных по продолжительности работы школьников с такой компьютерной техникой не приводится.

Все это и определило наш выбор: использовать в процессе обучения учащихся 5-7 классов образовательной области «Технология» компьютеры IBM. Целесообразность нашего выбора подтверждается и тем фактом, что в настоящее время самым распространенными и широко используемыми компьютерами в деловой жизни являются компьютеры фирмы IBM. Реально исследование проводилось на базе « пилотных классов IBM».

« Развитие образования сейчас переживает сейчас такой момент, когда возможны радикальные изменения, и вероятность этих изменений напрямую связана с вторжением компьютера».

Необходимость и возможность внедрения компьютера в учебный процесс вряд ли вызывает сомнение. Поскольку компьютеры становятся все более доступными в системе образования, то в обозримом будущем компьютеризированное обучение может стать одним из основных способов обучения. Компьютеризированное обучение в этом смысле означает любое обучение с применением компьютера. К сожалению, обычно этим и ограничивается понятие новых информационных технологий в обучении. В него включается лишь использование технических средств работы с информацией в системе образования. Такой подход вряд ли можно признать перспективным.

По мнению Д. Зарецкого и З. Зарецкой, во-первых, остается «за кадром» связь с бескомпьютерным уроком, его методикой, в результате чего компьютеризированный урок как бы «повисает в воздухе»; во-вторых, учителю часто остается непонятным, зачем нужно делать на компьютере то, что можно сделать и без него; в-третьих, у учащихся требуется целенаправленно формировать умение работать с информацией. То есть компьютерное обучение - такое, в котором существенную роль играет компьютер, - требует переосмысления всей концепции обучения.

Однако, это не означает необходимость ломки классических методик обучения. Вся классическая методика, по мнению тех же авторов, «...если рассмотреть начальный этап обучения, то это работы К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, Д. В. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, - является блестящим примером информационной подготовки учащихся». Таким образом, компьютерное обучение может и должно быть основано на классической методике обучения.

Итак, эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их использования в учебном процессе.

В настоящее время приоритетное значение имеет решение психолого - педагогических проблем компьютерного обучения, которое непосредственно связано с разработкой эффективных обучающих программ. Невысокая эффективность компьютерного обучения часто объясняется не столько обучением в целом, сколько несовершенством используемых компьютерных программ.

Так, по данным Alvaro И. Galvis, из 7000 программных средств доступных в 1984 г. для школ США только 5% достигали высшего уровня качества, 25% - приемлемого уровня качества.

Многие отечественные и зарубежные специалисты согласны с тем, что применение компьютеров в обучении не дает того эффекта, который следовало бы ожидать. Причину этого они видят в недостаточной разработке теоретических основ компьютеризации обучения. Решать необходимо не столько технические, сколько психолого-педагогические задачи обучения с помощью компьютера.

Итак, на современном этапе развития науки и техники в условиях ускорения научно - технического прогресса одним из перспективных направлений, повышающих эффективность обучения может являться использование компьютерной техники как средства обучения.

Исследователи Вабенко Л.П., Верник Л.В., Комиссарова Е.Ю., Маргулис Е.Д., Мащбиц Е.И., Проколиченко Л.Н., Си-мак А.Д., Смульсон М.Л. выделяют пять основных достоинств компьютера, благодаря которым использование его в учебном процессе повышает эффективность последнего.

Во-первых, компьютер расширил возможность предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. По своим изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, ни телевидению.

Во-вторых, компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по трудности, поощрять правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и поощрениям. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение любой задачи до логического конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь (довести решение), а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение; он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы.

В-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Один из наиболее существенных недочетов существующей системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения учащихся в учебный процесс. Например, в процессе объяснения нового материала многие не работают в полную силу; одни - потому что им не понятно; другие - потому что им это уже известно; третьи - потеряли нить рассуждения; четвертые - в этот момент отвлеклись, думая о чем-то другом.

В-четвертых, намного расширяются наборы применения учебных задач. Компьютеры позволяют успешно применять в процессе обучения задачи на моделирование различных ситуаций, на постановку диагноза.

В-пятых, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

В процессе проведения теоретических исследований и практического опыта подмечена еще одна особенность применения компьютерной техники в процессе обучения. Она, очевидно, является доминирующей именно в процессе трудового обучения. Эта особенность заключается в том, что применение компьютерной техники дает возможность почувствовать и увидеть школьникам полезность своей деятельности, осознать себя инженерами, технологами, экономистами, дизайнерами, ощутить свой труд, познать компьютер с новой стороны, как инструмент различного рода деятельности человека.

Среди проблем политехнического образования подростков существенное значение имеет исследование совершенствования содержания методов обучения, в частности, внедрение компьютерной техники в учебный процесс с целью повышения его эффективности.

«Компьютеризацию школы надо рассматривать как комплексную проблему, решение которой предполагает обеспечение следующих основных направлений: общеобразовательная подготовка учащихся по информатике и вычислительной технике, использование ЭВМ как технического средства для интенсификации процессов обучения по различным предметам учебного плана... Комплексное рассмотрение всех перечисленных направлений отсутствует, и это сейчас сказывается».

«Педагогическая наука отстает от запросов школьной практики... Разрыв между педагогической наукой и практикой затрагивает и такую проблему, почему информатика и ЭВМ в наших школах являются отдельными предметами в отличие от других стран, где ЭВМ применяются на всех уроках как технические средства обучения».

В учебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два варианта направления компьютеризации обучения. При первом - усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведет к овладению компьютерной грамотностью. При втором - компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.

Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения как социального прогресса.

К сожалению, в настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется именно второму направлению использования компьютеров в учебном процессе и совсем мало первому, незаслуженно забывая его.

Первому же варианту посвящены лишь отдельные исследования, но они касаются в основном лишь такого предмета как информатика. Совсем мало публикаций об использовании этого направления компьютеризации обучения в других школьных предметах. В частности, исследование Сенько В.Ю. посвящено использованию компьютеров при изучении предметов естественно-научного (физика, химия) цикла.

В трудовом обучении вопросы использования компьютерной техники в этом направлении почти совсем не раскрыты. В этом плане в нашей стране трудовое обучение остается как бы в стороне от научно-технического прогресса, в то время как основой этого предмета является совершенствование связей с другими предметами и современной жизнью, и все достижения научно- технического прогресса в первую очередь могут быть отражены, в том числе и с помощью компьютерной техники, именно в этом предмете. Причем это не должны быть теоретические предположения специальных наук, которые являются предметом изучения узких специалистов, а основа нашей современной жизни и практики. Без этих знаний выпускникам школы будет трудно ориентироваться в предстоящей сложной жизни.

В наше время, когда широко внедряются компьютерные технологии во все сферы деятельности человека и все большее значение принимает компьютерная грамотность, особо стоит вопрос трудоустройства. Во многих местах предпочтение отдается людям, умеющим работать на компьютере, а в некоторых предприятиях и организациях берут на работу, например, бухгалтерами, только людей с навыками работы на компьютере. Делопроизводство во многих организациях также основано на умении работать с компьютерной техникой.

Таким образом, знания компьютерной техники являются жизненной необходимостью выпускника современной школы, а необходимые для этого знания он должен получить изучая образовательную область «Технология». В этом случае он будет более спокоен за свое будущее и не будет в недоумении получать информацию о приеме на работу специалистов различных профессий, для которых решающим фактором является умение работать с компьютером.

«Проблема внедрения компьютерной техники в среднюю общеобразовательную школу содержит несколько аспектов, в частности:

- исследование возможности использования ЭВМ как средства обучения для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;

- исследование необходимости изучения основ вычислительной техники и программирования в школе как компонента общего среднего образования».

В настоящее время, по нашему мнению, на первый план выдвигается еще один аспект, который раньше даже и не принимали во внимание. Это использование компьютерной техники как инструмента деятельности. Но для этого нужно специализированное программное обеспечение, адаптированное для возрастных (психических и педагогических) особенностей школьников. Этому в настоящее время уделяется пристальное внимание.

«Одна из основных задач исследований в области компьютеризации: разработать методику применения компьютеров при обучении учащихся по общеобразовательным предметам, создав для этой цели учебные программы и пакеты прикладных программ для ЭВМ».

Однако в педагогической практике сложилось, как нам кажется, однобокое направление использования компьютерной техники в качестве средств обучения. Устранить указанный недостаток можно, разработав содержание и методику применения компьютерной техники на уроках технологии в качестве инструмента деятельности учащихся.

Внедрение компьютерной техники в учебный процесс, использование ее в практике трудового обучения не получило еще распространения. Основная причина - новизна данного вопроса, что не позволило до настоящего времени создать полное методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса.

В условиях широкого внедрения компьютеров во все сферы человеческой деятельности первостепенное значение начинает приобретать компьютерная грамотность и информационная культура общества. На решение этой задачи ориентируется и система образования.

По мнению видных ученых, у учащихся должна быть сформирована «...привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области.

Если такая привычка не сформирована, нельзя гарантировать, что даже опытный пользователь, хорошо владеющий перечисленными выше навыками, сообразит обратиться в нужный момент к ЭВМ, если такая задача ему прямо не поставлена».

Однако, овладение компьютерной грамотностью - важнейшее, но не единственное направление компьютеризации в сфере образования. Все более широкое применение во всем мире получают идеи и методы использования компьютеров как средства обучения, вносящего коренные преобразования в систему учебно-воспитательной деятельности.

В настоящее время выделилось целое направление использования компьютерной техники - информационные технологии. Здесь компьютеры рассматриваются с различных позиций:

- как инструмент для выполнения рутинных вычислительных работ;

- как основа персонального автоматизированного рабочего места для проведения научных исследований;

- как автоматизированный обучающий комплекс или тренажер для закрепления знаний.

Однако, в образовании сложилось такое положение, что предпочтение отдается последнему направлению. Это, на наш взгляд, не совсем оправдано. В наши дни на первый план выходит использование компьютерной техники как инструмента деятельности современного человека. И не только для выполнения рутинных вычислительных операций, но и для выполнения таких работ, которые раньше в школьном образовании и не думали возлагать на плечи компьютера (текстовое и графическое редактирование). Но это также и не означает, что мы против использования компьютерной техники в качестве мощнейшего технического средства обучения. К вопросу применения компьютерной техники в процессе обучения нужен комплексный подход, учитывающий изменения как в структуре содержания образования, так и изменения, происходящие в мире компьютерной техники и технологии.

Актуальна в настоящее время проблема использования компьютерной техники в трудовом и политехническом обучении. Она предполагает решение следующих задач:

- Разработка стратегии применения компьютерной техники в трудовом обучении.

- Разработка программного обеспечения соответствующего требованиям предмета «Технология».

- Разработка методики применения компьютерной техники в процессе обучения учащихся образовательной области «Технология».

Анализируя технико - технологическую подготовку для мальчиков 5-7 классов в учебной программе новой образовательной области «Технология» мы выявили, что наибольшее количество часов уделяется у « Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения». Также стабильно идут проекты (в каждом классе по 16 часов). Значительная часть учебного времени при изучении этих предметов отводится на выполнение практических работ. Одновременно с этим изучается и теоретический материал.

Становится ясно, что компьютерную технику следует применять в процессе изучения теоретического материала, так как школьники, работая только на компьютере, никогда не научатся выполнять практические операции, направленные на механическое воздействие посредством инструментов на обрабатываемый материал. На сегодняшний день практические работы являются основой основ технологической подготовки школьников.

Одной из важнейших составных частей процесса технико- технологической подготовки является политехническая подготовка учащихся.» Политехнические знания формируются на основе взаимосвязи научных и технических понятий, составляющих основу главнейших отраслей производства. Объектом приложения этих знаний служит техника и технология», - отмечает П.Р. Атутов. Таким образом, получается, что технико-технологические знания являются ведущими при изучении предмета «Технология».

Согласно программе образовательной области «Технология», технико-технологические знания и умения школьники 5-7 классов больше всего могут получить при изучении а «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения». Именно на этих уроках они получают новые знания о конструкционных материалах, используемых в технике, знакомятся с устройством и работой различных станков и механизмов, приобретают навыки работы на современном оборудовании. Таким образом, использование компьютерной техники как средства технико - технологической подготовки учащихся наиболее целесообразно проводить при изучении именно этого а программы, тем более, что программой предусмотрено активное включение компьютерной техники в процесс обучения.

«Следует подчеркнуть, что наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ - комплектов учебной вычислительной техники) открывает широкие перспективы для коренного повышения интеллектуального уровня трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или используя для этих целей кабинет информатики и вычислительной техники), учитель технологии может организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и формировать у них систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе изучения данного а программы. При этом ученик овладевает и элементами информационной технологии».

Однако, предмет «технология» включает в себя и «информационные технологии», в котором учащиеся знакомятся «... с возможностями использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения ряда практических задач. ПЭВМ используется как рабочий инструмент...».

Таким образом, мы согласны с авторами «Экспериментальной программы образовательной области «Технология», что использование ЭВТ и элементов информационных технологий в процессе изучения а «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» предполагает:

1. «Использование обычных и программируемых микрокалькуляторов и ПЭВМ как средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением различных работ.

2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей учащимся самостоятельно решать следующие детали:

- технологические задачи, связанные с выбором оптимальных способов, средств (оборудования, приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов обработки из некоторого множества;

- конструкторские задачи, связанные с выбором возможных вариантов конструкций деталей или изделий из числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых. (В этом случае ПЭВМ помогает решать такие задачи на основе использования АРИЗ - алгоритма решения изобретательских задач);

- экономические задачи, связанные с определением себестоимости изготавливаемых изделий, поиском конкретных путей ее уменьшения, выявлением путей повышения конкурентоспособности и т.д.;

- экологические задачи, связанные с конкретным «производством», (включая деловые игры по всем предыдущим видам задач).

ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ.

ПЭВМ как средство управления техническими устройствами - технологическими (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами).

ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений».

Предмет «Технология» требует формирования навыков моделирования, конструирования и алгоритмизации, поэтому, по мере того, как в школах появляются современные компьютеры, программные продукты, расширяется возможность сочетать информатику с таким предметом, каким является технология.

Работа с компьютером пробуждает у детей интерес к проектированию технических объектов и заметно сокращает сроки перехода от их замысла (эскиза, схемы, чертежа) к материальному воплощению. В итоге информатика становится для школьников действенным инструментом решения инженерно-конструкторских, дизайнерских и других технологических проблем... Наиболее полная интеграция информатики и технологии в едином учебном процессе требует, чтобы занятия (во всяком случае на начальных этапах) проводились совместно преподавателями двух названных дисциплин.

«...Она охватывает весь цикл технологического обучения: формулирование первоначальной идеи, проектно-конструкторскую разработку и воплощение в материале конечного продукта. Ее главная цель - сочетать наглядно-практическое освоение предмета с теоретической рефлексией всех производимых при этом операций и действий».

Основной отличительной особенностью программы образовательной области «Технология» является наличие проектов. Проект - итоговая законченная работа школьника, являющаяся экзаменационной работой по технологии. В ней наиболее полно отражаются способности школьников, их знания и умения. Важным звеном при выполнении учащимися индивидуальных проектов является использование компьютерной техники как инструмента деятельности. С помощью компьютера школьники смогут выбрать разнообразные объекты труда, спроектировать задуманное изделие, разработать художественное оформление своего изделия, подготовить обоснование выбора проекта, разработать рекламный проспект своего изделия, сделать необходимые экономические расчеты. Для этого надо обладать определенным набором знаний и умений работы с компьютерной техникой.

Вся программа технологии построена таким образом, что вначале учащиеся изучают в течении года различные ы учебного предмета технология, а в конце года, в четвертой четверти, выполняют проекты.

Таким образом, все знания, полученные школьниками в течении учебного года, можно рассматривать как подготовку учащихся к выполнению проектов. Самостоятельное выполнение школьником хорошего проекта невозможно без систематической технико-технологической подготовки, включающей в себя не только знания о материалах и способах его обработки, но также и умения обрабатывать этот материал, придавать ему желаемую форму. Основой качественной технико-технологической подготовки может быть умело подобранное педагогическое программное обеспечение уроков технологии. Здесь компьютер выступает уже как одно из технических средств обучения.

Актуальна в настоящее время проблема использования компьютерной техники и в е « Информационные технологии» нового учебного предмета «Технология». Его включение продиктовано следующими соображениями: повышением роли компьютерной техники в современном производстве; отсутствием грамотного технического персонала, обслуживающего компьютеры; наличием психологического барьера « недоверия к компьютеру» у представителей старшего поколения; недостаточным пониманием школьниками значения компьютера в производственной, конструкторско-технологической и научно-исследовательской деятельности.

Но экспериментальной программой курс « Информационные технологии» неравномерно распределен по годам обучения. Из интересующего нас возраста (5-7 классы) информационные технологии изучаются лишь в 5 классе, причем на них отводится всего 6 часов. За это время учащиеся должны познакомиться с текстовым и графическим редактором, научиться работать с ПЭВМ в режиме калькулятора. А изучение возможностей использования компьютера в качестве системы автоматизированного проектирования, предусматривается лишь в 11 классе.

В то же время, «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», как мы уже упоминали, предусматривает разнообразное использование компьютерной техники на уроках технологии.

Использование компьютерной техники на уроках технологии должно включать в себя интеграцию всех предметов программы образовательной области «Технология». При реализации комплексного подхода к использованию компьютерной техники в содержании образовательной области « Технология» в процессе изучения предметов «Технология обработки конструкционных материалов», «Информационные технологии» и при выполнении проектов у школьников будут сформированы правильные представления о компьютере как инструменте деятельности, как источнике знаний (базе данных) и как техническом средстве обучения. Все это обеспечит качественную технико - технологическую подготовку школьников 5-7 классов в образовательной области «Технология».

Применение компьютерной техники позволяет построить процесс обучения учащихся образовательной области «Технология» на основе принципов интеграции предметов «Информационные технологии» и «Технология обработки конструкционных материалов» и при выполнении проектов. Использование компьютерной техники не только как обучающей системы, но и как инструмента деятельности способствует успешному закреплению знаний по технике и технологии, привитие навыков работы на компьютерной технике, умению работать на компьютере, применять технико-технологические знания, в частности по информационным технологиям.

Итак, по нашему мнению, компьютер может использоваться в двух направлениях: как техническое средство обучения и как инструмент деятельности.

Поэтому нами выбрана, исходя из дидактических функций и содержания деятельности учащихся при изучении предметов программы «Технология», следующая стратегия применения ПЭВМ в трудовом обучении:

- В качестве технического средства обучения при изучении а «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» следует применять комплекс программ, включающий в себя:

- обучающие, включающие в себя собственно обучающие, контролирующие и контрольно - обучающие программы;

- развивающие программы, которые можно использовать как во время уроков, так и во внеклассной и внеурочной работе;

- моделирующие программы с элементами обучения и контроля.

В качестве инструмента деятельности школьников при изучении а «Информационные технологии» и при выполнении учащимися проектов следует применять специализированные компьютерные программы обеспечивающие:

- текстовое редактирование;

- графическое редактирование;

- экономические расчеты;

- выбор варианта проекта из базы данных;

- проектирование, в том числе, художественного оформления изделий, объектов труда.

Таким образом, построение учебных программ в школе с применением компьютерной техники будет являться одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, даст возможность организовать активную самостоятельную работу всех учащихся класса и позволит в известных пределах дифференцировать ее применительно к особенностям и возможностям каждого школьника, а также будет способствовать сглаживанию противоречия между возрастающим объемом знаний, необходимых для усвоения школьниками, и существующими срокам обучения. Кроме этого, любая форма использования компьютерной техники в процессе обучения позволяет учащимся приобретать определенные умения и навыки работы с такой техникой, расширять свой кругозор.

 

АВТОР: Шипицын Н.П.