20.11.2010 14065

Теоретические и методические подходы к проблеме изучения личностно-профессионального проявления педагогов

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Личностно-деятельностный подход как методологическая основа исследования профессионализма педагогов средних специальных, профессиональных учебных заведений

2. Проблема личностно-профессионального роста педагогов как основа реализации их творческого потенциала

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование народного образования требуют качественного изменения подходов, первую очередь, к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров.

Анализ соответствующей литературы показывает, что проблема личности и деятельности педагога всегда была в центре внимания в психолого-педагогических исследованиях. Несмотря на это личностно-профессиональное проявление педагогов остаются актуальными и на сегодняшний день. Полагаем, что и в будущем интерес к данной проблеме не будет ослабевать. Это предположение обосновывается постоянно изменяющимся социальным заказом общества к системе образования, что в свою очередь порождает новые требования к профессионализму педагогов. Последнее, естественно, исходит из совершенствования как педагогической деятельности, так реализации личностно-профессиональных свойств педагогов. По-видимому, некоторые стандарты требования к личностно-деятельностной сущности педагогов дополняться. Часть из них, на наш взгляд останутся актуальными на долгие времена.

В решении проблемы личности и деятельности педагога большую роль призваны сыграть методологические и теоретические подходы к ее изучению. Как показывает анализ имеющихся публикаций по данной проблеме, в большинстве из них применяются основные положения теории о единстве сознании и деятельности, методология деятельностного подхода, принципы личностно-деятельностного подхода. Результаты этого изучения излагается в параграфе 1.

В последнее время в связи с заметным переходом традиционной педагогики на путь педагогики развития, возникла острая необходимость изучения проблемы реализации творческого потенциала педагогов как базисной основы их личностно-профессионального роста. Анализ опубликованных работ по данному направлению в психолог- педагогических исследованиях изложен в параграфе 2 настоящей работы.

Работа представляет собой результаты теоретического изучения проблемы личностно-профессионального проявления педагогов в психологической науке. Предназначается для психологов, педагогов и студентов.

 

1. ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют перестройки мышления специалистов различных областей деятельности, в том числе и работников системы профессионального образования. Это вызвано повышением требований производства к профессиональному уровню специалистов при решении ими производственных задач, т.е. к качеству их профессиональной подготовки. Новые преобразования предъявляет качественно новые требования и к выпускникам средних специальных учебных заведений, а следовательно, и к профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих их подготовки.

Современной профессиональной школе нужен особый специалист, отличающийся как от инженера-выпускника ВТУЗ а, так и от учителя-выпускника педагогического вуза. Средние специальные, профессиональные учебные заведения (ССПУЗ) нуждаются в педагоге- профессионале, обладающем глубоким знанием своего предмета (специальности), и в то же время в педагоге, умеющем передавать свои знания учащимся, способного пробудить интерес к своей профессии, стремление к профессиональному росту, а в конечном итоге умеющем сформировать творческую личность. Для этого сам педагог должен не останавливаться в своем развитии, постоянно совершенствоваться-повышать свою личностно-профессиональную компетентность

Проблема личности педагога, определение структуры этой личности исследовались педагогами и психологами: Рубинштейном С.Л, Ананьевым Б.Г., Леоньтевым А.Н., Кузьминой Н.В., Кулюткиным Ю.Н., Сластениным В.А, Сухобской Г.С. и др. Результаты этих и других исследований в основном получены с методологических позиции деятельностного и личностно-деятельностного подходов.

Многообразие свойств личности, от которых зависит эффективность педагогической деятельности, составляют индивидуальные черты, которые удовлетворяют существенным требованиям, предъявляемым профессией и готовность к успешному выполнению педагогических обязанностей.

Известно, что профессиональная деятельность предъявляет человеку ряд требований не только к знаниям, умениям и навыкам, но и его личности, формируя его проявления согласно специфике профессиональной деятельности. Таким образом в процессе профессиональной деятельности педагога формируется ряд свойств личности, определяющих ее эффективность и так называемыми профессионально значимыми (4,6,7,9,16 и др.).

 В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально- экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психологические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и др.), но и его личность складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т.п. Нередко профессия накладывается свой отпечаток на внешний облик человека (21).

Гоноболин Ф.Н. изучая деятельность педагога, определил, что многообразие психологических черт личности педагога - непременное условие его работы.

В ряде работ указываются, что основным качеством преподавателя, определяющим его профессионализм, являются педагогическая направленность его личности. (1,2,16.и др.)

Направленность личности, представляя собой избирательное отношение к действительности, пробуждает и мобилизует скрытые стороны человека, способствует формированию у него соответствующих способностей, профессионально важных особенностей мышления, эмоции, характера. В направленности личности выявляются именно те ее особенности, которые еще в период выбора профессии позволяют предвидеть характер взаимоотношений между человеком и трудом.

Направленность личности преподавателя складывается на высокой идейности, глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, устойчивых интересов в области преподавания, любви к учащимся, знания и практики воспитания.

В работах Кузьминой Н.В. и др. установлено, что именно в процессе профессиональной деятельности преподавателя происходит формирование его профессиональной пригодности и направленности, осознание общественной и личной значимости избранной специальности.(14).

Большое значение для формирования личностно-профессионального профиля преподавателя спец дисциплин ССПУЗов имеют складывающиеся в процессе педагогической деятельности межличностные отношения в педагогическом коллективе, его общение с учащимися и другими преподавателями.

Активность личности преподавателя зависит от его социально -психологической и профессиональной адаптации, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия, от степени «включенности» его в деятельность всего педагогического коллектива по воспитанию учащихся. Осознание своей социальной роли, общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятное внутренние условия для всестороннего развития и формирования черт организованности, настойчивости и деловитости.

Личностно-профессиональный профиль преподавателя характеризуется профессионально-педагогической и психологической направленностью. В его основе лежит потребность педагогической деятельности.

В содержание профессиональных качеств преподавателя спец дисциплин ССПУЗов входят: представление о социальной роли и общественном престиже педагогической профессии; интерес к учащимся; умение понимать внутренний мир и психологические особенности, педагогическая наблюдательность и зоркость, педагогический такт, педагогическое воображение; организаторские способности; устойчивые познавательные интересы, требовательность, честность, принципиальность, справедливость, скромность, верность слову, общительность, работоспособность, настойчивость, знание своего предмета и др.(4,7,8,11,12,20,24 и др).

Приверженность многих исследователей к методологическим принципам деятельностного и личностно-деятельностного подхода в научении проблем личности и деятельности педагогов особенно обнаруживается при расширении их профессионального самоопределения и становления.

Одной из ключевых проблем психологии профессионального становления личности является вопрос об основных закономерностях ее профессионального самоопределения. Это связано, во-первых, с тем что профессиональное самоопределение один из самых значимых компонентов профессионального развития, во-вторых, оно может рассматриваться и как психологических критерии успешности прохождения личностью начальных этапов этого процесса.

Профессиональное самоопределение преподавателя - это процесс, активно развивающиеся во времени. Существенными сторонами его динамики являются, во-первых, изменения, происходящие в структуре мотивационной сферы, во-вторых динамика субъективных эталонных моделей педагога- профессионала, в третьих изменения в структуре образа «Я» как субъекта деятельности (предполагаемой, профессиональной, учебно-профессиональной и собственно-профессиональной).

Как длительный, многоплановый и весьма подвижный процесс, профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерении, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и частичная и полная реализация личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются этапы профессионального самоопределения. (13, стр.51-59).

Содержательной характеристикой профессионального самоопределения личности является процесс ее отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

При этом устойчивое положительное отношение выступает в качестве критерия завершенности этого процесса. Поэтому образ «Я» профессионала оправданно рассматривать как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности. Изменения, происходящие в его структуре, достаточно полно характеризуют изменении отношения личности к себе, как к профессионалу (будущему и настоящему) на всех психологических уровнях: когнитивном, эмоционально- мотивационном, поведенческом.

Профессиональное самоопределение рассматривается как неотъемлемый и существенный компонент профессионального становления личности. Целесообразно поэтому напомнить, что некоторые основные принципы, исходные для понимания проблемы профессионального становления, составляют своеобразный теоретический фундамент анализа динамики профессионального самоопределения.

Современные исследования профессионального становления личности ведутся на основе личностно-деятельностного подхода, учитывающего единство мотивационно-потребностной и операционной сферы учебно-профессиональной и собственно- профессиональной деятельности. Это общая позиция может быть конкретизирована в следующих положениях.

Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, индивид не только приобретает адекватные представления о своей профессии о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как деятеля, он развивается как личность. Следовательно, профессиональное становление это одна из форм развития личности. (13, с.53).

Весьма логично, что профессиограмма педагогов построены именно с учетом этапов их профессионального становления. Поэтому и мы считаем важным в определении личностно-профессионального профиля учитывать этапы профессионального становления педагогов ССПУЗов. При этом, мы исходим из общепринятых подходов к изучению педагогов в зависимости от стажа их работы (4,7,9,24 и др.)

Многообразие изучаемых свойств личности и деятельности педагогов соответствует их сложной, многоплановой работе. Однако есть исследования, в которых осуществляется попытки применения системного подхода к изучению данной проблемы. В результате этих исследований получают разработку некоторые социально - психологические «портреты» и модели педагогов.

Сластенин В.А. изучая формирование личности педагога в тесной взаимосвязи с его деятельностью, разработал профессиограмму педагога. При этом он основывался на педагогических и методических умениях, навыках, имеющих прямое отношение к специальной и методической подготовке педагога.

Попытки целостного (системного) изучения личностно- профессиональных проявлений преподавателей ССПУЗов предпринимались учеными. Среди них можно отметить работы Алимова М.С, Бабаянц А. А, Грохольской Н.В. Но, конечно же этого недостаточно для определения в целом личностно-профессионального профиля преподавателей ССПУЗов. Тем не менее, уже имеются некоторые разработки критериев уровней развития основных компонентов профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников; методики диагностики профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников; определении влияния развития психологических компонентов; особенно компонента «самосовершенствование» на развитие профессиональной компетентности в целом; методики формирования потребности в развитии профессиональной компетентности у инженерно-педагогических работников (8, с 5).

Кузьмина Н.В, основываясь на принципах личностно-деятельностьного подхода, разработала структуру профессиональной компетентности инженера-педагога профессиональной школы. Его основные компоненты следующие:

1. Специальная подготовка:

- глубокие знания, высокая квалификация и опыт производственной, инженерной деятельности в области специальности, предмета, по которому ведется обучение:

- знания способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством:

- знание основ организации и экономики производства:

- глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его значение в профессиональной подготовке будущего рабочего.

2. Методическая подготовка:

- владение специальными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения:

- знание психологических механизмов усвоения профессиональных знаний и умений в процессе обучения.

3. Психолого-педагогическая компетентность:

- знание в области общей и профессиональной педагогики и психологии (общей, возрастной, социальной, психологии труда);

- владение педагогической диагностикой:

- способность понимать индивидуальные особенности, интересы, склонности учащихся и использовать полученные знания для улучшения результативности профессиональной подготовки:

- умение заинтересовать учащихся своим предметом, развивать устойчивый интерес к выбранной специальности.

4. Социально-психологическая компетентность:

- умение строить педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися;

- умение помогать учащимся строить межличностные отношения;

- умение понимать и учитывать индивидуальные психологические особенности и эмоциональные состояния других людей;

- умение грамотно строить взаимоотношение с руководством, коллегами, родителями учащихся.

5. Самосовершенствование:

- умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей;

- знание о способах профессионального и личностного развития;

- владение самоанализом, умение адекватно оценивать себя и свою деятельность:

- умение видеть причины недостатков своей работы в себе;

- желание работать над собой (14).

Как видно из вышеизложенного, в профессионализме педагогов исследователи стремятся учитывать как личностные, так и профессиональные проявления. Таким образом, полагаем, необходимо решать проблему и личностно-профессионального профиля педагогов ССПУЗов. Последнее объектом и предметом исследований избирались гораздо меньше, чем учителя общеобразовательной школы.

Итак, краткий анализ результатов исследования профессионализма в целом и личностно-профессиональных проявлениях педагогов, проведенных как среди учителей общеобразовательной школы, так и педагогов ССПУЗ ов, подводит к следующим предварительным выводам:

1. Личностно-деятельностный подход и применение принципов системного подхода позволяет раскрыть все многообразие свойств личности, обуславливающих эффективность педагогической деятельности.

2. Уровень проявления личностно-профессиональных свойств и профессионализма в целом, существенным образом должна соответствовать требованиям, предъявленным к профессии и, определяемыми изменяющимися «стандартами» социального заказа общества к профессионализму педагога.

3. По сравнению с учителями общеобразовательных школ, преподаватели ССПУЗов меньше становились объектом психолог- педагогических исследований по проблемам их личностно-профессионального роста и в целом профессионализма.

 

2. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

 

В предыдущем параграфе отмечалось, что в современной системе среднего специального, профессионального образования личности преподавателя спец. дисциплин ССПУЗов, его профессиональная подготовленность и духовное богатство оказывается наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения. Научно- технический прогресс при этом выступает как средство быстрого развития образования, что в свою очередь, влияет на культурно-технический уровень на сознательность и требует повышения профессионального уровня педагогов ССПУЗов. Качество знаний и трудовых навыков учащихся прямым образом зависят от высокого мастерства педагогов. Если профессиональный уровень педагога высок, то он за короткий срок овладевает сущностью и содержанием новых программ новыми формами и методами воспитания. (5,8, и др).

Кроме того, более высокий профессиональный уровень активно влияет на качественную сторону педагогического труда. Высокое профессиональное мастерство придает человеку силы, социальной активности и отражает степень его воспитанности. Опыт показывает, что между квалификацией и качеством работы педагога существует прямая зависимость. Чем выше квалификация, тем успешнее и качественнее расширяется вопрос обучения и воспитания (4,8,9,24 и др).

Профессиональный уровень педагогов характеризуется профессиональной квалификацией, общеобразовательной подготовкой и идейно-политическим уровнем развития. В процессе реформирования системы образования и подготовки кадров (5), подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров приобретает важное экономическое и социальное значение, так как квалификационный уровень педагогических кадров является решающим фактором повышения уровня учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа (4,9,24 и др). Проблема личностно-профессионального роста этой связи в ряде работ творческий потенциал педагогов изучает в совокупности с формированием профессиональной направленности личности педагогов (Абдуллина А.О, Сластенин В.А., Шербаков А.О. и др.).

Анализ современной психолого-педагогической литературы по данной проблеме показывает, что имеется ряд работ, посвященных вопросам изучения творческого роста в связи с профессиональным мастерством (Маркова А.К, Кузьмина Н.В, Хозяйнов Г.Н идр ). В то же время следует отметить, что усилия ученых направлены, в основном, на совершенствование подготовки и профессиональный рост и раскрытие творческого потенциала школьных учителей (4,8,14,24 и др.)

Наиболее комплексно личность педагога, формирование его профессионального самосознания и творческого роста исследованы Козиевым В.Н.(1980) и Митиной Л.М. (1989).

Митина Л.И. (18) исследуя профессиональное самосознание педагога выделила следующие основные его компоненты: когнитивной (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости): оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.): эмоциональный (самоуважение, себялюбие и др.)

Козиев В.А. (12) рассматривает проблему самосознание педагога в контексте повышения эффективности его самоуправления в учебном процессе и в процессе самообразования и творческой самореализации.

Автор профессиональное самосознание разделяет на следующие составляющие: «Актуальное Я», «Ретроспективное Я», «Идеальное Я» и «Рефлексивное Я». «Актуальное Я» рассматривается как центральный элемент профессионального самосознания педагога (то, каким видит и оценивает себя педагог в настоящее время), которое основывается на трех других, где «ретроспективное Я» (то, каким видит и оценивает он себя по отношению к начальным этапам работы в педагогической деятельности ) в отношении к «актуальному Я» дает ему шкалу собственных достижений или критериев оценки собственного профессионального опыта. «Идеальное Я» (то, каким хотел бы стать педагог) - перспектива личности, обусловленная саморазвитием личности в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» (то как с точки зрения педагога, его рассматривает и оценивает другие в его профессиональной сфере) - социальная перспектива в самосознании педагога или шкала профессиональной среды в личности

Козиев В.Н. приходит к заключению, что профессиональное самосознание педагога сложный, личностный механизм, играющий активную, регулирующую роль в деятельности педагогов. «Только в том случае, - пишет автор, - если человек осознает себя в социальной роли учителя и воспитателя, возможно активное саморазвитие, сознательное формирование у самого себя профессионально-значимых качеств личности и профессионального мастерства. Профессиональное самосознание органично входит в структуру профессионального мастерства педагога и является показателем его развития» (12,0,7).

В связи с тем, что в основании всех профессии находится деятельность педагогов, закономерности в области перестройки их мышления и совершенствования их деятельности могут быть использованы во всех других профессия, которым они обучают. Научная и практическая ценность проблемы совершенствования профессионально- педагогической деятельности преподавателя и реализации его творческого потенциала обусловлена тем, что одна из причин инерции мышления, низкого уровня производительности труда и брак производстве кроется на недостатке общего образования, трудового воспитания и профессиональной подготовки инженеров, техников и рабочих. Это объясняется низким уровнем профессионализма школьных учителей, а также преподавателей ССПУЗов и ВУЗов (19).

С нашей точки зрения, профессиональное мышление характеризуется тем, что оно формируется на определенной стадии развития человека на базе общеобразовательной подготовки под руководством педагога - профессионала, воспитывающего у учащихся способность к саморазвитию в их будущей профессии.

Наш объект исследования - преподаватели спец. дисциплин ССПУЗов, призванные готовить рабочие кадры для современного производства. Своеобразие современных рабочих профессий состоит в том, что они развиваются под влиянием научно-технического прогресса, в связи с тем требуют от рабочих, с одной стороны, способности к содействию развития самих производств, а с другой к перестройке в этих условиях собственной деятельности.

Профессионализм преподавателя спец. дисциплин ССПУЗов состоит в умении учитывать это требование при формулировании и решении педагогических задач (2,14 и др).

Одним из основополагающих признаков профессиональной деятельности является ее творческий характер, обусловленный, с одной стороны, развитием производственных отношений в обществе, а с другой - субъективным отражением, этих отношений личностью.

Структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые грани, новый смысл, новые формы в рамках той же профессии. Таким образом, развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представлении о ней за счет творчества личности.

Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему личностному росту (не только за счет преобразования операционального аспекта деятельности, но и через процесс персонализации, «инобытия» в других людях), что, в свою очередь, наполняет профессиональную деятельность новым смысловым, над ситуативным содержанием. Следовательно, ключевые ценности субъекта выполняют функцию конечного основания выбора тех предметов, средств и способов, которые и образуют целостную деятельность. Поэтому-то само развитие человека и стимулирует преобразование профессиональной деятельности, которая в свою очередь, является одной из побудительных сил развития творческого потенциала личности (22, с 88-93).

Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того, и другого лежит принцип творчество и саморазвития, детерминирующий «способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации» (18,20,29).

Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность и эмоциональная и поведенческая гибкость. Выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя в равной степени).

Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного действования в рамках той или иной конкретной профессии. Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала являются осознанием необходимости изменения преобразования своего внутреннего развития мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т.е. повышение уровня профессионального самосознания. (18, с 30). Исходя из реализации их творческого потенциала, возникает потребность в изучении и мотивационных основ их деятельности. Среди учителей предметом исследования становились мотивы стремления к успеху, избегание неудач и потребность в достижение. Результаты этих исследований доказывают большую эффективность в педагогической деятельности тех учителей, у которых выражены потребности в достижении и преобладании мотивов стремления к успеху над мотивами избегание неудач. Психологические особенности людей с вышеуказанной личностно-потребностной сферой достаточно хорошо раскрыты в ряде публикации ( 3,4,8,24 и. др).

К сожалению аналогичных исследований среди преподавателей ССПУЗов мы не обнаружили. Хотя важность получения таких результатов очевидна, так как личностно-профессиональное проявление преподавателей ССПУЗов тесно связаны с мотивационными основами их деятельности.

Педагог, владеющий профессионализмом в формировании личности другого человека, должны уметь проявлять его в отношении к самому себе. Признаком профессионализма преподавателя и его творческой самореализации владения умениями:

- исследовать объект, процесс и результаты собственного труда;

- формулировать на основании исследований (т.е. обратной связи о собственной результативности) педагогические задачи;

- «проигрывать» возможные способы их решения с учетом ограничений и предписаний, диктуемых требованиями к педагогическим системам, условиям места и времени учебно-воспитательного процесса;

 - планировать учебные задания - задачи, адресованные учащимся, чтобы поднять их на определенный уровень профессионализма в усваиваемой профессии на весь период обучения данному предмету;

- конструировать каждое занятие, «продвигающее» учащегося на пути к овладению профессией;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения по вертикали и горизонтали в целях достижения искомого конечного результата:

- организовать каждый акт взаимодействия с учащимися их родителями, общественными организациями, своими коллегами и администрацией, подчиняя все достижению искомого конечного результата. (19, с 8-9).

Таким образом, профессионализм современной педагогической деятельности состоит в привнесении в нее элементов научного исследования в целях контроля и самоконтроля меры ее продуктивности.

Продуктивность преподавателя ССПУЗов - это система и последовательность педагогически целесообразных действий, связанная с решением педагогических задач, обеспечивающая за отведенное на учебно-воспитательный процесс время достижения искомого конечного результата в отношении всех или подавляющее большинство учащихся. Иными словами, это измеряемое мастерство.

Профессиональное мастерство, личностное проявления и творчество преподавателя ССПУЗов оттачивается годами. Становление преподавателя профессионалом зависит не только от уровня его научной подготовленности, но и от личностно-профессионального роста.

Реализация творческого потенциала накапливаемого в процессе личностно- профессионального роста - важнейшее условие эффективности работы преподавателя ССПУЗов. Постоянное обновление профессиональных знаний, их творческое осмысление и, наконец, претворение их в собственной деятельности создают условия профессионального роста преподавателя ССПУЗ как мастера своего дела, способствуют развитию его педагогических способностей.

Актуальность и значимость решения этой проблемы бесспорна от того, насколько преподаватель сознает важность, стоящих перед ним задач постоянного профессионального роста, зависит во многом от успеха учебно-воспитательной работы, ориентация преподавателя на развитие творческого мышления учащихся, их потребности в постоянном духовном обогащении и нравственном совершенствовании.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Личностно-профессиональный рост педагогов как в общеобразовательной школе, так и в средних специальных, профессиональных учебных заведениях рассматривается в тесной связи с реализацией их творческого потенциала. Педагоги ССПУЗов, чаще всего, изучались фрагментарно. Вместе с тем, имеющиеся результаты исследования их профессиональной компетентности и проявления отдельных личностных качеств, позволяют выделить основные личностно-профессиональные качества, характеризующие в целом и их личностно-профессиональный профиль.

2. Личностно-профессиональный профиль, который мог бы стать основой для профессиограммы и разработки «стандартов» требований к профессионализму преподавателей спец. дисциплин ССПУЗов, должен быть исследован с позиции системного, личностно-деятельностного подходов психологической науки.

Однако до сих пор подобных исследований проведено недостаточно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Методологической основой большинства исследований личностно-профессиональных проявлений и в целом профессионализма педагогов являются основные положения учения о единстве теории и практики, сознании и деятельности, решающей роли практики при определении истинности теории. На их основе в этих исследованиях применяется деятельностный, системный и личностно-деятельностный подходы, получивших свое развитие в исследованиях психологов и педагогов (Ананьев Б.Г, Андреев В.И, Анцыферова Л.И, Асмолов А.Г, Беляева А.П., Бодалев А.А., Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Давлетшин М.Г., Кузьмина Н.В., Кулюткин Ю.Н., Леонтьев А.Н., Ломов В.П., Маркова А.К., Скаткин М.Н., Сластенин В.А., Токарева В. А., Шадриков В.Д., Шорохова Е.В., Щербаков А.И., Якунин В.А. и др.). Именно теория деятельностного подхода, принципы личностно-деятельностного и системного подходов позволяют более объективно изучить личностно- профессиональный рост, творческий потенциал и в целом профессионализм педагогов.

В психолого-педагогических исследованиях до сих пор большее внимание было уделено проблемам личности и деятельности учителей общеобразовательных школ. В результате проведенных исследований определены особенности их личностно-профессионального роста на различных этапах профессионального становления, изучены качества и компоненты педагогической деятельности учителя, разработана его профессиограмма, определенным образом выявлены возможности реализации его творческого потенциала в системе непрерывного образования, раскрыты социально-психологические, экономические факторы и мотивационные механизмы самореализации и самоактуализации личности и др.

Преподаватели ССПУЗов объектом исследования избирались реже, чем учителя общеобразовательных школ. Результаты проведенных исследований (Бабаянц А.А., Батышев С.Я., Грохольская Н.В., Зеер Э.Ф., Исмагилова Ф.С., Исмаилов А.А., Кузьмина Н.В., Маленко А.Т., Настюкова Л.Н., Платонов К.К. и др) еще не дают системного представления о личностно- профессиональных особенностях педагогов ССПУЗов. По этой причине, до сих пор, не разработаны профессиограммы преподавателей ССПУЗов, что затрудняет разработку критериев стандартизации их профессионализма и в целом программ их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Педагогика, 1977.

2. Бодалев А.А. Психология личности М.МГУ. 1988.

3. Газиев Э.Г. Управление учебной деятельности будущих учителей. -Т. 1991.

4. Гайнутдинов Р.З. Психология личности учителя узбекской школы и ее формирование в системе непрерывного образования - С.Петербург. 1992.

5. Гармонично развитое покаление- основа прогресса Узбекистана - Т, 1997.

6. Гоноболин Ф. Н. О некоторых психологических качествах личности учителя вопросы психологии 1995 № 1 с. 100-111.

7. Глаголев В. Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя. Авт. канд. дис. А. 1985.

8. Грохольская Н.В. Диагностика и развития профессиональной компетентности инженерно -педогогических работников (психологический аспект). Автотореф. дис. Т. 1994

9. Давлетшин М.Г. Психология межличностных отношении в коллективе. Т.1985

10. Исмагилова Ф.С. Формирование профессиональных интересов учащихся. профтехучилищ. Т.1982.

11. Капланова М. Психологические особенности личности учителя узб. школы. Т.1991.

12. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. афтотореф. дис...... канд псих. наук. Л.1980.

13. Кудрявцев Т.В. Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопр. Псих.1983 №2 стр 66-78

14. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производств обучения.- М. Высш. Шк.1990.

15. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. Вопр. Псих.1986 №.С.21-30.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М. Политиздат 1977.

17. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. М.1990.

18. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально - экономических условиях. Вопр. Псих.1997 №4. С. 28-38.

19. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива среднего профтехучилища. Ст-науч. Тр.-Л-1988.

20. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально - педагогический аспект. Под.ред. Вершловского С.Г., -М.Педагогика, 1982.

21. Сапаров. Ш.Б. Личностно- профессиональные особенности преподавателей спец. дисциплин средних специальных, профессиональных учебных заведений. Дисс.....канд. псих. наук. Т. 1999.

22. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации. Вопр. Псих.1997 №2 с. 88-93.

23. Шербаков А. И. Психологические основы формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М. Просвещения. 1987.

24. Юлдашев. Д.Г. Теоретико- методологические основы повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования Республики Узбекистан. Автореф. Дисс... докт. пед. наук. С- Петербург. 1995.