09.03.2012 26228

Религии как фактор социализации детей, подростков, молодежи

 

Одним из наиболее массовых и стойких социальных явлений, которые сопутствовали человечеству на протяжении большей части его истории и которые играют немаловажную роль в настоящее время, является религия.

Сам термин «религия» (лат. «Religio») в переводе дословно означает «связь человека с чем-то, привязанность к чему-либо», связь с чем-то, вечным, неизменным, священным. Впервые его общедоступно употребил римский оратор и мыслитель Цицерон, противопоставляя суеверию, невежеству. Со временем это слово стало входить в обиход христианства, показывая, что новая вера не представляет собой суеверие и невежество, а является высокой нравственной и богословской системой. Правда, этот термин принимался далеко не всеми. Например, один из отцов Христианской церкви Августин Аврелий (Блаженный) считал, что в латинском языке нет точного слова, определяющего суть Христианского вероучения. Поэтому в научный обиход слово «религия» вошло далеко не сразу, и у каждого народа долгое время существовали свои толкования этого явления.

В православном богословском словаре есть достаточно большое и пространное объяснение этого термина, суть которого состоит в том, что религия - это взаимоотношение между человеком и Богом. При этом Бог - слово, произошедшее из древнеславянского языка, относящегося к древней индоевропейской (арийской) группе, и трактуется чаще всего как вечное песотворепное всемогущее начало всего.

В современных энциклопедических изданиях религия рассматривается как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного.

«Религия» (от лат. Religio - набожность, святыня, предмет культа) -одна из форм отражения действительности на основе веры в реальность сверхъестественного.

Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая из которых рассматривает ее под своим углом зрения.

В социальной философии религия рассматривается как форма общественного сознания, как специфическое концептуальное видение мира, как особый способ его познания. В частности, подчеркивается, что гносеологический аспект позволяет выделить в общественном сознании два своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся по уровням отражения действительности. Если наука основывается на познании законов природы, общества, самого человека, то религия - на своеобразном отражении в головах людей сил природы и общества, их собственной сущности.

Наука, идеология, искусство, религия являются в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности.

Представления о мире, которые дает религия, проявляются в человеческом сознании в иллюзиях о существовании сверхчеловеческих принципов, правящих как природой, так и обществом. Поэтому, считает Д.Ж.Маркович, ее можно дефинировать как организованную совокупность учений, верований, чувств и культовых действий, связанных со «сверхъестественным» существом. В силу этого, религия представляет собой комплексную форму человеческого сознания, которая составляющими ее элементами вовлекает во взаимодействие эмоции и волю религиозного человека.

Он в структуру религии включает пять элементов:

- мысль о «сверхъестественном» существе;

- чувство благоговения по отношению к «сверхъестественному» существу;

- религиозные символы, которые призваны дать представление о «сверхъестественном» существе, так как оно не поддается непосредственно восприятию органами человека, и посредством которых религиозный человек устанавливает контакт с этим существом;

- ритуал - особые религиозные действия, посредством которых обращаются к божеству;

- религиозные служители и религиозные организации, с помощью которых человек коммуницирует с божеством.

Таким образом, в поле зрения философии при изучении религии оказываются такие гносеологические проблемы, как специфика религиозного отражения действительности, его адекватность и содержание религиозного сознания.

Исторические науки исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях, на тех или иных этапах развития человеческого общества.

Культурология, эстетика, искусствоведение изучают религию как важную составляющую, мощный пласт мировой и национальных культур.

В теории культуры считается, что слово «религия», имея латинское происхождение, введенное в культурный обиход в период крушения Римской империи Цицероном, трактовалось как богобоязнь, страх и преодоление этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания.

Знаменитый философ, ритор, а, позднее апологет христианства Лак-танцнй считал, что религия как термин берет свое начало в латинском глаголе religare (связывать, сковывать). С его точки зрения, религия - это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом.

Религия как социальное явление в культурологии рассматривается как закономерный продукт духовной жизнедеятельности человека, как сложное в структурном отношении явление, включающее религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Религиозное сознание пересекается с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом. На современном этапе оно базируется не на отрицании светской культуры, а на взаимодействии с ней. Это означает, что верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить его правилами, не противоречащими религиозным ценностям, сочетать светские, социальные и конфессиональные интересы.

Религиозная деятельность в культурологии трактуется как часть общественной духовной деятельности, дифференцируется на внекультовую и культовую. Первая из них выступает в предметно-практической, духовно-практической и духовно-теоретических формах: производство средств религиозного культа, миссионерство, религиозная пропаганда, социальная помощь нуждающимся, продуцирование религиозных идей, их комментирование. Вторая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей (оживление в сознании прихожан религиозных образов, символов, возбуждение эмоций, помощь в нахождении верующими пути к умиротворению, гармонии, радости, ощущению безопасности).

Религиозные отношения выражаются в отношении субъекта к Богу, конструируются по образу и подобию реальных межличностных отношений и тем самым способствуют адаптации верующих к социальному взаимодействию в реальной действительности.

Религиозные организации нацелены на упорядочивание религиозной деятельности. К ним относят (по Смелзеру) церковь, секту, деноминацию, вероучение и культ. Наиболее распространенная форма - церковь. Причем, это - социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян, одновременно - это место, в котором происходят ритуальные действия и особым образом организованное пространство, знаково-ритуализировапное, сближающее человека с Богом.

Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами являются, и, следовательно, служат той совокупностью способов и приемов, которые обеспечивают осуществление бытия человека. Учитывая то обстоятельство, что взаимоотношения светского и религиозного элементов культуры в течение минувшего столетия в основном вышли за рамки какого-либо соперничества, религия сохранила, по мнению культурологов, за собой важнейшую функцию психологического умиротворения человека в ситуациях, когда рациональных доводов для этого явно не хватает.

Психологию интересуют социально-психологические явления религиозного сознания, его корни. Одну из причин религиозности авторы видят в том, что и первобытному, и современному человеку присущ страх перед смертью, болезнями, разного рода несчастьями, могущими вторгнуться в его личную судьбу. Другие корни религии авторы усматривают в эмоциональных закономерностях катарсиса (проклятия, молитвы, жертвоприношения, исповеди во всех их формах).

В основе религии, с точки зрения психологии, лежит вера, как «чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства». Чувство веры сближается с внушением, подражанием, содержащим элементы иррациональности доходя до уровня аффекта, принимает форму религиозного экстаза и даже религиозного фанатизма.

Наряду с верой, религию характеризуют религиозные действия, которые в совокупности составляют религиозное поведение (молитвы, жертвоприношения, исповедь). В основе молитвы лежит магический заговор, чей смысл связан с верой человека в силу слова, в способность оградить себя от нападающих на него не только людей, но и духов.

В основе других религиозных действий отражаются фантастические формы общения и человеческой взаимопомощи (жертвоприношения) и получения прощения на основе свойственной человеку как социальному существу закономерности: «Разделенная радость - двойная радость, разделенное горе - половинное горе».

В психологии всех верующих людей разделяют на несколько условных групп:

- фанатично верующие;

- обращенные, для которых религия открылась после тяжелого переживания, сугубо личного;

- верующие по традиции, по привычке, перенятой от старших родственников, окружающих;

- суеверные, которые психологически являются резервом для второй группы.

Для многих из них религия становится мощным социализирующим фактором, той призмой, через которую познается мир и строятся отношения с окружающими. Таким образом, религия как психологическое явление представляет собой «совокупность типичных психологических характеристик религиозных верований, к которым, по Л. Фрейду, относятся: священный характер, косность, нетерпимость и запрет па мысль - в целях самозащиты». Отсюда выделяются три существенные функции религии:

- удовлетворение любознательности - объяснение происхождения и развития мира;

- уменьшение страха перед опасностями и превратностями жизни, вселение уверенности в благоприятном исходе, утешение в печали;

- вооружение авторитетными предписаниями, запретами, ограничениями, правилами и советами для поведения.

Религиозное сознание в социологии рассматривается как социальный факт, одна из реально существующих сметем мировоззрения, социальных норм и ценностей, регулятор социального поведения личности, группы, больших масс людей.

Итак, религия, будучи специфической формой культуры, со своей системой ценностей, тесно включенной в общественную структуру, выступает в качестве одного из институтов социализации человека.

Если вернуться к понятию религии, то его определения так же различны, как не существует религии вообще. Все они различны. Попытка их объединить и даже классифицировать также весьма условна.

Религия отвечает человеку на множество важнейших вопросов: Зачем я живу? Как устроен мир? Что будет со мной после смерти? и т.д.

По своей внешней форме религия есть некая совокупность религиозных представлений, настроений и действий.

Подходы к изучению феномена религии могут быть также различны:

- Конфессиональный (с позиции своей веры);

- Атеистический (изучает экономические, политические и культурные корни явления; последнее время господствовавший и во многом продолжающий господствовать у нас);

- Феноменологический (воспринимающий религию как данность, феномен, который существует и его надо изучать (данный подход близок ко второму, т.к. рассматривает религию вне проблемы бытия или небытия Бога).

Однако при этом структура религии всеми авторами представляется как включающая в себя следующие компоненты:

- Вера (как уверенность и как психологическая установка, которая не противоречит знанию);

- Учение религии (богословие, догматика);

- Религиозная деятельность (обряды, традиции, таинства);

- Объединения людей (общины, церкви, конфессии, секты). Самое распространенное из них - церковь, которое дословно означает «Дом Господень» (с греч.).

Если говорить о возникновении религии, то в современных исследованиях отмечается, что религия в той или иной форме существовала у человечества всегда. Не найдено ни одной стоянки древнего человека имеющей безрелигиозиую форму бытия. Сторонники данной точки зрения аргументируют тем, что, во-первых, выдумать что-то, с нуля, не имея под собой никакой почвы, просто нельзя, а во-вторых, не подтверждены теории об эволюции самой религии от простых форм к сложным. Ученые говорят также о наличии у человечества изначально единой веры, после чего уже происходило отделение самостоятельных культов (данное объяснение вполне согласуется с библейской историей).

Итак, религия существовала на протяжении всей истории человечества, и, естественно была одним из важнейших факторов социализации, т.е. освоения и восприятия людьми культуры и окружающей среды. Религиозные воззрения и отношения па протяжении почти всей истории человечества были направлены на установление не только связи со сверхъестественным миром, но и помогали воспринимать внешний и внутренний мир в целом. Кроме того, в социальном плане эти отношения ориентировали на связь между поколениями, и делали различные общественные отношения устойчивыми и длительными, в особенности, если религиозная система была развитой и охватывала все сферы человеческой жизни.

Корни религии видят в депривации, под которой понимают любое состояние, которое порождает или может породить у индивида и группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами и группами. Это ощущение может быть сознательным или неосознаваемым. Выделяют пять типов депривации:

1.Экономическая деиривация проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

2.Социальная депривацня объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.

З.Оргапизмическая депривацня связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека: физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием.

4.Этическая депривацня связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп.

5.Психическая депривацня возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Обычной реакцией на депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Особенно этому способствует психическая депривацня, которая проявляется в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии. Выход находится в религиозном вероучении.

Таким образом, религия служит психологической компенсацией ощущения депривации и обеспечивает свой путь в общественную систему отношений.

В социальной педагогике религия рассматривается как один из социальных институтов, который традиционно играл большую роль в жизни общества, был важнейшим после семьи фактором социализации человека.

Религия - это система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет происходящее и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием всех ее механизмов: традиционного, межличностного, рефлексивного, стилизованного. Однако соотношение этих механизмов и сила влияния каждого из них зависит от конфессии.

Рассматривая религию как фактор социализации, следует обратиться к функциям, реализующимся через деятельность религиозных организаций.

Так, Галагузова М.А. отмечает, что по отношению к обществу религия выполняет большое количество функций. Вот некоторые из них:

- Моральная (ценностная, аксеологическая). Религия обладает определенным набором моральных принципов, являющихся частью ее религиозного откровения. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество, в котором она существует. Значение этой функции очень велико, так как практически все моральные правила современности имеют религиозное основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принципов общества.

- Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в целом, так н ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Например, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы па свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении.

- Гносеологическая. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире. Система знаний, представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.

- Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Разумеется, чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает.

- Экономическая. Как н политическая функция, экономическая зависит от числа последователей данной религии и ее исторического значения. В настоящее время русская православная церковь обладает большим количеством зданий и земель. Как институт, церковь является важным потребителем общественного продукта и в ряде случаев - его производителем.

- Историческая. Религия является своеобразным хранилищем, как своей собственной истории, так и истории страны, в которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как путем накопления и обобщения исторической информации, так и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической информации. Эта функция особенно сильно выражена у христианских конфессий, опирающихся на национальную идею (Русское Православие). Таким образом, история церкви становится неотделимой от истории государства. Это дает национальной религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству - поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.

По сути, все виды институалнзировапной религии выполняют эти функции в обществе. Тем самым институалнзировапиая религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как социального института в своих целях.

Существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и христианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и па микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции но отношению к личности:

- Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только но вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди «возлюби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации - зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.

- Педагогическая. В основе христианства - изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно - через семью, крестных, родственников.

- Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психотерапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности и бесценности человека. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням.

Христианство как религия и христианские общины как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты уже использовали этот потенциал в деструктивных целях.

Продолжая дальнейший анализ социализирующих потенциалов христианских конфессий, М.А. Галагузова подчеркивает, что в них социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодейстпия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия общины или ее представителей с личностью).

На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропагандировать про-жнзненные ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответствующие законодательные акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление социально-педагогических программ.

На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в общину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, открытие благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление предусматривает создание и реализацию целевых программ христианских конфессий, ориентированных па перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используется обучение в воскресных школах, музыкальных и иконописных студиях, открытие системы домашних церквей, деятельность библейских школ и кружков. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире каждого человека.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины, удовлетворение его духовных потребностей в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия с другими верующими. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере в дни церковных событий, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального воспитания и перевоспитания члена церкви.

Как показывает анализ источников (Гусев Г.В., Мудрик А.В.; Никандров Н. и др.), Русская православная церковь (РПЦ) как наиболее влиятельная религиозная организация современной России осуществляет широкую социально-педагогическую деятельность. Как мы уже подчеркивали раньше, призыв к социальному воспитанию и перевоспитанию, заложен в вероучении церкви, в частности, во внутрицерковные (катехизаторские) формы христианской социальной педагогики. Катехизаторская деятельность, например, предусматривает беседу с духовником и таинство исповеди, которые помимо их прямых сакраментальных функций, дает возможность священнику проводить анализ семейной ситуации, влиять на нее, давать советы и консультировать относительно того, как лучше поступить в той или иной ситуации, чем следует руководствоваться, принимая то или иное решение. Так как семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации детей, то и внимание церкви направлено на нее. Священнослужители могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания. В маленьких приходах создается возможность посещения священником домов прихожан, осуществление своеобразного патронажа.

Крещение детей также дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности за воспитание ребенка в христианском духе, что тем самым делает церковь косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время институт крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отношение их к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем будущем изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети (патронаж), наблюдать за домашней ситуацией (анализ и диагностика), помогать родителям и детям в трудных ситуациях как материально, так и духовно (адресная помощь). Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансовых затрат от организации, но при достаточной подготовке крестных может служить важным фактором социально-педагогической деятельности церкви.

Организуемые в приходах классы воскресной школы, клубы пения и иконописи, также становятся субъектами социально-педагогической деятельности, так как они способствуют организации положительной среды для общения детей, содействуют процессу социализации личности через христианскую субкультуру. Широко практикуются и паломничества, которые дают возможность целенаправленного совместного туризма, что обычно оказывает позитивное влияние на процесс социализации молодых людей, так как расширяет границы социальных контактов и представлений об окружающем мире.

В порядке миссионерской деятельности церковь соприкасается и с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы. Зачастую в этих местах нет полноценной возможности для создания общины как основного структурного элемента в процессе социального перевоспитания, но встречи со священнослужителями становятся тем каналом, через который поддерживается связь с социумом, рождается понимание жизненной ситуации, начинает формироваться субъективная позиция человека.

Представители Русской православной церкви (архиепископ Костромской и Галичский Александр, Алексий Уминский, Андрей Кураев и др.), также посещают детские дома п интернаты, поддерживая их как материально, так и духовно. В этой работе важен и демонстративный фактор - нередки случаи, когда христиане идут к тем, к кому никто, больше не идет, тем самым, способствуя восстановлению их психического и социального статуса и положительно влияя на процесс их социализации.

В августе 2000 г. в Москве состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова, который, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «имеет особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке». Собор ознаменовался принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» - первого в ее истории официального программного документа подобного рода, призванного служить руководством не только для церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, но и для индивидуальных членов Церкви.

В 16 разделах «Основ» представлено отношение Церкви к различным аспектам современного общества. В частности, рассмотрены проблемы межэтнических отношений и патриотизма; очерчены границы лояльности Церкви по отношению к государству и оговорены условия, при которых Церковь отказывает государству в повиновении; заявлено об отношении Церкви к принципу свободы совести, перечислены направления деятельности, по которым священнослужители и канонические церковные структуры не могут сотрудничать с государством; развита тема соотношения норм нравственности и закона, сделан акцент на призыв к соработничеству людей, придерживающихся несходных политических взглядов. Допуская наличие различных политических убеждений среди клира и мирян, Церковь не отказывается от публичного выражения определенной позиции по общественно значимым вопросам; обозначены нравственные аспекты трудовой деятельности и распределения продуктов труда и изложен взгляд па исторически сложившиеся формы собственности с признанием права на нее и осуждением греховных явлений, возможных при каждой из этих форм; дан анализ понятия справедливой войны и объяснена необходимость для Церкви иметь «попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам»; указано на духовные истоки преступности, представлены основы деятельности Церкви по предотвращению преступлений и определено ее отношение к институту смертной казни; особое внимание уделено ценностям христианской семьи, ее исключительной роли в развитии личности и вопросу об основаниях к расторжению церковного брака; объяснено отношение Церкви к таким явлениям, как порнография, проституция, введение программ «полового просвещения» в школе, в связи с чем заявляется о сотрудничестве с государством в деле здравоохранения, о недопустимости применения оккультных и психотерапевтических подходов, основанных на подавлении личности больного, о проблемах, связанных с алкоголизмом и наркоманией. Излагается отношение к абортам, новым репродуктивным технологиям, клонированию, гомосексуальным связям, операциям по перемене пола; раскрыта православная точка зрения на современный экологический кризис и изложены нравственные ограничения научной, культурной и технологической деятельности, к светскому образованию, навязыванию антихристианских идей учащимся, обосновывается необходимость проведения уроков христианского вероучения в светских школах, содержится позиция Церкви в отношении нравственной безответственности многих СМИ; всесторонне рассмотрен процесс глобализации, несущий угрозу духовной основе человеческой цивилизации, выражается в культурной экспансии и тотальной унификации; подчеркнута необходимость мироустройства на началах равенства людей перед Богом, которое исключало бы подавление их воли центрами политического, экономического и информационного влияния.

Таким образом, в этом подходе через призыв к «деланию добра», милосердию, миротворчеству, налаживанию конструктивного взаимодействия между людьми Православная церковь, пользующаяся в российском обществе наибольшим авторитетом, в своем широковещательном акте возвращает людей к «житию ради другого», тем самым, подчеркивая, что в процессе социализации человека, как отмечает А.В. Мудрик, религиозные организации реализуют ряд функций: во-первых, ценностно -орпентационную, которая проявляется в позитивном отношении к определенным нормам, системе факторов духовного взрастания (таинства, молитва, пост, духовная среда, духовное чтение и т.д.), основам жизни христианина; во-вторых, регулятивную, которая проявляется в том, что верующие руководствуются определенными нормами поведения в своей жизнедеятельности. Например, Н.Е. Пестов приводит 10 положений, следуя которым можно воспитать в детях прочное послушание:

- без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний;

- распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически;

- выполнения приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова;

- родители должны всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого в распоряжениях у родителей должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, и при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их у детей ничем не колебался. Об этом так пишет в письме старец Амвросий Оптинский: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях»;

- не оставлять без наказания ослушание, усиливая наказание при повторном случае;

- не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера;

- не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться их послушание;

- не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении;

- не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять хотя бы в шутку и т.п.;

- самим давать пример послушания - жены мужу и обоих - своему духовному отцу; в-третьих, коммуникативную, которая находит свое выражение в создании условий для общения верующих, в культивировании норм этого общения, в преодолении замкнутости, одиночества человека; в-четвертых, милосердную, которая реализуется в разных формах понимания проблем других людей, в сочувствии, поддержке человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, перед лицом ответственного выбора, в помощи тем, кто в ней нуждается; в-пятых, утешительную (компенсаторную), позволяющую верующим найти смысл в жизни в ситуации кризиса, потерь родных и близких, в осознании ими сути своих проблем и нахождении путей их решения, в защите от мирских потрясений и неприятностей; в-шестых, воспитательную.

Исходя из проведенного нами анализа научной литературы можно сделать следующие выводы:

- Религия является объектом исследования многих гуманитарных наук, каждая из которых изучает ее своими специфическими методами. Предметом исследования каждой из них являются отдельные стороны, аспекты, элементы религии. Социальную педагогику она интересует как один из факторов социализации подрастающих поколений.

- Религия как фактор социализации и как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих.

- Воздействие, оказываемое религией на общество и личность, реализуется посредством множества функций, среди которых заметное место отводится воспитательной, социализирующей.

Через нее религия как специфическая форма культуры со своей системой ценностей, которая в значительной степени коррелирует с нравственными установками, с общепринятыми нормами и правилами поведения, в системе социальных отношений способствует освоению личностью социально одобряемых эталонов поведения, помогает усвоению позитивных способов регулирования взаимоотношений с другими людьми, обществом в целом, ориентирует на допустимые пути и способы решения личностью собственных проблем и проблем окружающих.

 

АВТОР: Полоцкая Е.В.