09.03.2012 12148

Понятие и характеристика метода тестирования

 

Метод тестирования широко известен за рубежом. Однако в нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Прежде чем более подробно поговорим об истории возникновения и современном состоянии тестологии, коротко определим, что же такое тест.

Проникновению точных измерительных методов в такие «неточные» сферы, как психология и педагогика, способствовало быстрое развитие естествознания, возникновение и распространение теорий, объяснявших процесс развития человека как изменяющийся и усложняющийся во времени. Одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон.

Исследуя индивидуальные различия, Ф. Гальтон использовал целый набор методик: на определение зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, на мускульную силу, время реакции и др. Во время проходившей в Лондоне в 1884 году Международной выставки медицинского оборудования, средств и методов охраны здоровья была устроена лаборатория, где посетители в возрасте от 5 до 80 лет могли проверить свои физические способности, физиологические возможности организма и психические свойства по 17 показателям: рост, вес, жизненная емкость легких, сила кисти и сила удара, различение цветов, острота зрения и др. Было обследовано более 9000 человек. Ф. Гальтон считал, что наиболее достоверные результаты получаются при обследовании большого количества испытуемых. В трудах Ф. Гальтона прозвучала мысль о необходимости внешнего критерия, независимого от эксперимента, что позволило бы «узнать, какой тест является наиболее информативным».

Важным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов было определение трёх основных принципов:

- Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

- Статистическая обработка результатов.

- Выделение эталонов оценки.

- Эти принципы используются и по сей день - на основе проведения серий испытаний получают различного вида нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены к основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.

Достаточно длительное время тесты развивались как инструмент индивидуальных измерений. Массовый характер тестирования вызвал необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым. В 1917-1919 гг. в США появились первые групповые тесты для нужд армии. Наибольшее применение нашли тесты Артура Синтона Отиса. Им были предложены два набора тестов (Альфа и Бета-тесты) для владеющих английским языком и «немые» тесты для не владеющих или плохо владеющих языком. Основные принципы, использованные при составлении этих тестов, были систематизированы и впоследствии легли в основу всей методологии групповых тестов:

- Принцип ограничения во времени (чтобы только 5% испытуемых могли окончить проработку всего теста), т.е. показатель развития прямо зависит от скорости выполнения заданий испытуемым.

- Принцип детализированной инструкции как в отношении проведения, так и в отношении подсчета.

- Введены тесты с выборочным методом формирования ответа, с указанием подчеркивать наугад в случае незнания или сомнения.

- Подбор тестов после тщательной статистической обработки и экспериментальной проверки.

В это же время широко развиваются методики обработки результатов тестирования, создания тестовых систем. Ф. Гальтон первый разработал метод статистического сравнения двух рядов переменных и ввел индекс совместного отношения, названный коэффициентом корреляции. Также Ф. Гальтону принадлежит заслуга изучения взаимосвязи переменных и построения линий регрессии одной переменной на другую. В 1896 г. Карл Пирсон заложил основы теории корреляции. В 1904 г. Чарльз Эдвард Спирмен сделал следующий значительный шаг в использовании метода корреляции для тестирования. Он показал, что корреляция между двумя переменными свидетельствует о наличии общего фактора (причины, определяющей величины этих переменных) и специфических факторов, присущих каждой переменной. Ч. Спирмен явился основателем двухфакторной теории.

Интеграционные процессы, характеризующие современную цивилизацию, дали толчок развитию новых направлений педагогического тестирования. Оценка качества образования приобретает все большую значимость по мере увеличения количества стран, осознающих преимущества сопоставления собственных достижений с международным контекстом. В связи с этим наибольшую актуальность приобретают международные сравнительные исследования в области школьной успеваемости. Проведение международных исследований предоставляет странам возможность всесторонней оценки эффективности функционирования своих образовательных систем. Международное исследование имеет не только политическую и экономическую ценность, но и в первую очередь педагогическую. В современных условиях стремительного нарастания информации педагогам необходимо изучать опыт других стран. Поиску новых, более эффективных систем преподавания и должны способствовать международные сравнительные исследования. С 1959 года основные крупномасштабные международные исследования проводятся под руководством неправительственной организации Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости (ИЕА). Учреждения ИЕА созданы в более чем 45 странах мира и включают министерства образования стран, педагогические факультеты университетов и научно-исследовательские институты. Первое исследование проводилось в 1959-1966 гг. и затрагивало вопросы успеваемости по математике в начальной и средней школе. В этом исследовании участвовало 13 стран. В 70-е годы проводилось исследование успеваемости по естествознанию, литературе, гражданскому воспитанию, усвоению английского и французского языков как иностранных. В 1981 году осуществлено 2-е международное исследование по обучению математике, в котором участвовало уже 20 стран. А также в 80-е годы проводилось изучение учебной среды в рамках класса, письменных сочинений и 2-е исследование успеваемости по естественным наукам.

В настоящее время осуществляется ряд проектов: по дошкольному воспитанию (15 стран), компьютерному обучению (20 стран), исследование навыков чтения (31 страна). С 1994 года началось 3-е исследование в области математики и естествознания. Это исследование представляет собой поперечный и продольный срезы охваченного им контингента учащихся разных возрастов и из различных классов с целью определения уровня обучаемости по предметам. В конечном итоге результаты исследования должны послужить основой для выработки нового понимания этих дисциплин.

Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Фактически свое практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. Были разработаны тесты по природоведению, обществоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, на понимание чтения и правописание. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, A.M. Шуберт, Г.И. Залкинд и др. В 1927 году вышла книга С.М. Василейского «Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Можно сказать, что это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов (включая корреляцию), методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента. Мысли, изложенные С.М. Василейским, о методе, методике и технике анкетного опроса, обработки анкетной информации не потеряли ценности и в наши дни.

Тест - это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

Тест - это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.

Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.

При кажущемся разнообразии эти определения близки между собой, наиболее существенным для нас представляется то, что тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Из приведенных определений следует, что в состав теста входят тестовые задания, что тест должен быть стандартизирован и что назначение теста - это выявление личностных особенностей или приращений.

По мнению B.C. Аванесова, «тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов».

 

АВТОР: Потехина Е.В.