09.03.2012 16834

Формирование эстетического вкуса младших школьников

 

В педагогическом процессе выражение «о вкусах не спорят» не должно принимать аксиоматический характер. Уже на протяжении многих столетий о вкусах и спорят, и со вкусами спорят, однако в спорах всегда нужно помнить, что во вкусе велик момент индивидуальности, точнее, субъективности. Рассмотрим точку зрения представителей классицизма в вопросе эстетического воспитания.

Представители классицизма (П. Корнель, Буало) акцентируют внимание на духовно-эстетических аспектах человеческой жизнедеятельности; французские просветители (Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций) - на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости; немецкие просветители (Лессинг, Винкельман) - на специфике реалистической правды, а также на необходимости исторического подхода к эстетическим ценностям.

Представители немецкого классицизма при всей своей противоречивости и идеалистической направленности сумели уловить и во многом раскрыли специфику эстетического, важнейшие эстетические закономерности человеческой жизнедеятельности и искусства. Большое внимание уделяли этому в своих философско-эстетических работах немецкие идеалисты, и прежде всего Кант и Гегель. Разработке этой проблемы посвятил свои «Письма об эстетическом воспитании» Ф.Шиллер. Теоретические основы единого воспитания рассмотрены в работах Я.А. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци.

Английский философ и педагог Д. Локк считал, что «юная душа наиболее нежна и легче всего подвержена воздействию». Он видел большую ошибку в деле воспитания, если родители мало уделили внимания душе ребенка, послушной дисциплине и разуму. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци немаловажное значение придавал педагогической деятельности на основе идеи развивающего школьного обучения.

Идею значения воспитания в жизни человека развивал Я.А. Коменский. Он писал: «Человек без воспитания становится ни чем иным, как только зверем». Возникает вопрос: когда же можно и нужно начинать воспитание? Я.А. Коменский считал, что формирование человека должно начинаться в раннем возрасте.

Итак, своим теоретическим наследием Д. Локк, Я.А. Коменский говорят о необходимости развития задатков, заложенных в человеке с юных лет. Песталоцци И.Г. принадлежит идея развивающего обучения школьников. Все они обращают особенное внимание на воспитание души ребенка.

В разработку теории и практики эстетического воспитания ощутимый вклад внесли своим научно - педагогическим творчеством классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский призывал сделать так, чтобы школа для ребенка была «школой радости», во многом связывая это с личностью учителя и его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных и нравственных понятий и представлений.

Таким образом, новаторство их педагогических идей состоит, прежде всего, в том, что они направлены на максимальное развитие духовно - нравственных и творческих сил ребенка. Задача, которую мы ставили перед собой в исследовании, созвучна с выводами педагогов.

Мы предлагаем решение проблемы формирования эстетического вкуса младших школьников как педагогический процесс. В ходе нашего теоретического изучения научных работ философов, психологов, педагогов -мы выявили принципы организации процесса формирования эстетического вкуса. На наш взгляд, процесс формирования эстетического вкуса должен быть отражен в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Целенаправленность формирования эстетического вкуса будет проявляться в постоянном преднамеренном эстетическом воспитании, что очень важно в определении подходов к пробуждению эстетического чувства и вкуса учащихся; систематичность - в ежеурочном приобщении детей к искусству на уроках чтения и в повседневной деятельности; долговременность - в оказании обратного влияния на эстетическое сознание ребенка, обогащающего его всю жизнь; интенсивность - в нарастании степени сложности подбора заданий и содержания художественных произведений; вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Итак, мы предлагаем принципы организации процесса формирования эстетического вкуса: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Каждый предложенный принцип будет раскрываться нами в образовательном процессе педагогического воздействия на младших школьников в общеобразовательных школах.

Эстетический вкус - категория, играющая большую роль в формировании личности ребенка как совокупности индивидуальных черт. Самое важное, чего может добиться педагог в формировании вкуса, - это воспитать стремление к отбору и включению в арсенал средств своего духовного развития каждым воспитанником подлинно человеческих, истинно гуманистических ценностей. Тогда только учащемуся станет понятно, почему как пишет Н.И. Киященко, эстетический вкус в самом процессе чувственно-интеллектуальной оценки выработанных предпочтений соотносит оцениваемые явления с системой субъективных эстетических ценностей, зафиксированных в результатах эстетического познания человеком мира. В этом проявляется особенность эстетического вкуса как категории, отражающей с одной стороны социальный опыт личности ребенка, с другой - специфику сознания личности.

Психологические аспекты эстетического вкуса, его связи с процессами познания действительности нашли отражение в работах психологов. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.С. Молчановой, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и других ученых разработана диалектико-материалистическая теория способностей как комплекс индивидуально-психологических свойств и качеств личности, в наибольшей мере отвечающих определенным видам деятельности и обеспечивающих обладающему ими индивиду наибольший успех в их осуществлении. Эти исследования показали также, что способности формируются и выражаются только в конкретных видах деятельности и вне их не существуют.

Таким образом, учеными замечено, что в человеческом сознании на помощь абстрактному мышлению при восприятии красоты реального мира приходит эстетическое отражение, реализуемое в эстетическом чувстве и эстетическом вкусе.

Как и большинство способностей человека, вкус представляет не одно какое - либо свойство индивида, а комплекс психических свойств, делающих человека наиболее пригодным к определенной исторически сложившейся форме деятельности. Не каждое из свойств по отдельности и не простая сумма свойств, а их наиболее благоприятное отношение создает эту способность.

Связь между эстетическим вкусом и чувственным знанием прослеживается в работах великих педагогов: К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. С их точки зрения представляется вполне очевидной эта связь: чтобы «какое бы то ни было вкусовое суждение было возможно, человек должен иметь способность чувственно отразить объект».

Когда мы говорим, употребляя термин «эстетический объект», то это значит, что речь идет о предмете окружающего нас мира, к которому мы становимся в эстетическое отношение, анализируем его эстетическую ценность, оцениваем его с эстетической точки зрения.

В чувствах проявляется личность, ее социальные установки и интересы, потребности и вкусы. Выдающийся русский педагог и психолог К.Д. Ушинский писал: «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

По мнению психолога Якобсона П.М. развитие чувств для ребенка являются важным, потому что они способны в известной мере изменить его духовный облик, повлиять на формирование его личности. Тогда, подтверждая жизненной практикой, мы можем отметить, что вкусам и чувствам некоторых детей, не получивших своевременного эстетического воспитания, присущи такие, например, отрицательные черты, как грубость, вульгарность, вкусовая несамостоятельность, отсутствие чувства меры, недостаток эмоциональной чуткости и гибкости. И нужно заметить, что меняют внутренний мир ребенка лишь такие чувства, которые, во-первых, его глубоко затронули, во-вторых, вызвали у него определенные положительные действия и поступки.

Чувство, присущее любому человеку дано от рождения, оно - не только непосредственное, но порой и безотчетное переживание воспринимаемого. По своему характеру оно менее устойчивое, чем вкус, относительно быстро приходящее, не всегда оценочное и глубокое. «Эстетический же вкус формируется на основе уже имеющихся чувств, осмыслен по своей природе». Во вкусе яснее выявляются индивидуальные эстетические способности. Вкус - явление более постоянное и глубокое. В эстетическом вкусе сильнее и определеннее проявляется интеллектуальное, сознательное начало.

Эстетический вкус есть определенное отношение к миру, к людям и разнообразным явлениям. Обладая исключительно духовной, эмоционально - интеллектуальной природой, эстетический вкус даже отдельной личности проявляется фактически к неограниченному кругу явлений жизни. Вот почему степень и направленность (тенденция) эстетического вкуса всегда свидетельствуют о духовном богатстве или бедности данной личности. Следовательно, хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие верного восприятия прекрасного и безобразного. В.Г. Белинский пишет, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемое изучением и развитием.

У детей в образовательном процессе формирование эстетических вкусов проходят сложный процесс развития. О важности научить подрастающее поколение воспринимать, ценить и по мере возможности творчески участвовать во внесении в нашу жизнь красоты говорят педагоги. Нужно учить детей эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным выразительным свойствам, деталям. На основе такой оценивающей активности и формируется вкус как чувственно - оценочная способность человека.

Таким образом, восприятие есть функция эстетического чувства, на основе которого вырастает, формируется и развивается индивидуальный эстетический вкус. А вкус, в свою очередь, есть условие, возможность и вместе с тем способность эстетического суждения, а значит, и оценки.

Если эстетический вкус призван вырабатывать в людях не только желание, но и привычку непосредственного и постоянно непрерывно обновляемого общения с истинно прекрасным, то такая привычка должна стать жизненной, причем неодолимой потребностью. «Удовлетворение потребности - важнейшее условие духовного обогащения личности».

Ю.А. Лукин и В.К. Скатерщиков утверждают, что эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы возникают и зарождаются именно на уровне социальной психологии и являются первоначально фактами повседневного обыденного сознания. Только будучи «переведенными» на уровень эстетических потребностей и вкусов (т.е. социально-психологический уровень), эстетические взгляды и теории могут оказать реальное практическое воздействие на эстетическую деятельность и эстетическое восприятие действительности и искусства человеком.

Эстетический вкус - это способность, «воспринимая и оценивая то или иное явление действительности или искусства, получать эстетическое наслаждение, испытывать удовлетворение». Категория «эстетический вкус» имеет качественно оценочный характер. Эстетический вкус должен быть ещё и развитым эстетическим вкусом. Образное раскрытие этого смысла дано Л. Кассилем: «Хороший вкус - это просто естественный вкус, здоровый, помогающий человеку видеть, познавать истинную красоту мира; хороший вкус - это вкус взыскательный, требовательный, честный. Хороший вкус призывает человека быть искренним, т.е. проявлять себя одинаково на словах и на деле, стремиться к подлинно прекрасному, а не внешне красивенькому, испытывать отвращение ко всякой подделке, к любого рода наигрышу».

Ещё Ж.Ж. Руссо писал: «Хороший эстетический вкус чрезвычайно редкая вещь, так как, будучи дарован всем от природы, он остановился действительным лишь в результате воспитания и воздействия социальной среды». Этими словами подтверждается положение о влиянии эстетического вкуса на воспитательный и образовательный процессы.

Хороший эстетический вкус проявляет тот человек, который не только наслаждается красотой жизни и её формами, но и чувствует её выразительность, её неразрывность с прекрасным содержанием. В этом еще раз выявляется такая особенность суждения вкуса, как его итоговый характер. Оно - своеобразный вывод из эстетического переживания сложного мира и его художественного отражения в произведении искусства. Поэтому полноценным, завершенным суждением вкуса бывает в том случае, когда оно возвышается до точной эстетической оценки произведения искусства.

Эстетический вкус развивается у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего. Наиболее интенсивный период его формирования - годы обучения в школе, где он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, где активно развиваются его художественно - творческие способности. Именно поэтому мы говорим о формировании эстетического вкуса в образовательном процессе общеобразовательных школ.

Учитель в учебной или воспитательной работе акцентирует внимание школьника на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Надо сказать, что юный человек более чем взрослый, способен непосредственно и эмоционально оценивать все то, что он воспринимает. Выбор у него решается просто: нравится или нет. Постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. Выбор тех произведений, которые нравятся ребенку более других, является показателем его эстетического вкуса. Эстетический вкус по сравнению с другими показателями эстетического развития школьника является наиболее определенным и педагогически управляемым. Опираясь на знание о художественных или более широких эстетических предпочтениях школьника в настоящее время, учитель всегда имеет возможность показать ученику перспективу совершенствования его вкуса. Любовь к природе как эстетической ценности пронизывает собой эстетическое мироощущение и деятельность эстетической и развитой личности. Элементы прекрасного заложены в жизни окружающей человека природы.

Как уже отмечалось, эстетический вкус всегда проявляется субъективно. Больше того, он нередко бывает сугубо индивидуален. Но объективны сами явления (предметы, свершения), на которые направлены наши эстетические вкусы. Будь то реальная действительность (эстетический вкус) или мир, созданный многовидовым искусством (художественный вкус). Именно они, как правило, выявляют, а нередко, если говорить о конечных результатах, определяют эстетический вкус. Реальное эстетическое, а также художественное обусловливает природу, глубину, широту и конкретную содержательность эстетического вкуса, его эмоциональную окрашенность.

Развитие эстетического вкуса является необходимой предпосылкой и важнейшим условием для формирования вкуса художественного. От постижения ритма, цвета, объема, звука (эстетическое восприятие) ребенок постепенно уже в раннем детстве переходит к пониманию их содержательной выразительности в произведении искусства (художественное восприятие). Проявления художественного вкуса всегда имеют свои объяснения, в этом проявляется важная особенность художественного вкуса. Почему нравится или не нравится художественное произведение, почему в произведении одно нравится, а другое нет, человек с развитым художественным вкусом обязательно объяснит. И тогда следует, что «глубокий художественный вкус зависит от всего духовного облика человека: от его мировоззрения, морали, общей культуры, художественной образованности, эмоциональной отзывчивости» Следовательно, воспитание вкуса не представляет собой какую то изолированную от всех других форм воспитательную задачу. «Художественная образованность и культура чувств - коренные предпосылки формирования художественного вкуса», - разъясняет В.А. Разумный. Художественная образованность и культура чувств есть процесс воспитательный.

Рассматривая вопрос о «внутренних условиях» в работах С.Л. Рубинштейна, А. А. Люблинской, можно придти к выводу, что восприятие каждого нового явления у ребенка в значительной мере зависит не только от того, что воспринимается (яркое, подвижное, изменяющееся) воспринимается и легче «врезается» в память (тусклое или яркое), но и от цели, которую поставил себе человек, от его подготовленности к осмысленному восприятию того или иного содержания (материала), от его «установки» на запоминание, то есть от всех его внутренних условий. «Чем сильнее ребенок хочет познать какую-то вещь глубже, полнее, тем более напряженной и активной становится его познавательная деятельность».

Итак, художественный вкус - это результат эстетического воспитания. «Нелепо полагать, - пишет В.А. Разумный, - что хороший художественный вкус врожденный у человека, что он есть нечто от века данное. Он - результат общественной практики человека, определенного системного воздействия общества на личность и её духовный мир». В любом человеке заложен художник, но пробудить его, научить человека ценить истинную красоту высокого искусства, многообразие воплощенного в нем художественного содержания, прелесть его формы можно только путем художественного воспитания. Недооценка активного художественного воспитания приводит к распространению плохих, а нередко и чуждых нам художественных вкусов».

Что дает воспитание и развитие художественного вкуса? На этот вопрос можно ответить, что развитие художественного вкуса помогает видеть и чувствовать красоту и целесообразность в окружающей жизни и в произведениях искусства, помогает бороться с отрицательными свойствами человеческого характера. С раннего детства воспитание художественного вкуса поощряет детей к эстетической деятельности, которая характеризуется определенным результатом и предполагает, что во время занятий искусством дети претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

Согласно теории отражения, индивидуальный опыт и внутренний мир каждого ребенка в процессе его активной деятельности отражения, достигает глубину познания посредством языка. Благодаря овладению языком, этой специфической формой отражения вещей посредством их обозначения словами, человек получил возможность отражать не только внешний, но и свой собственный внутренний мир, себя самого, свои переживания, желания, сомнения. Отражение действительности в произведениях искусства ярко воплощает в себе эту особенность познания. Художественные образы есть одновременно и образы объективного мира, и плоды творческого воображения, фантазии художника, воплощение в конкретно - чувственной форме.

Путь формирования эстетического сознания, эстетического отношения начинается для ребенка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно - зрительных, осязательных и слуховых. В старшем возрасте связь с окружающим миром приобретает органический и целостный характер, а искусство поэтизирует и усиливает это единство. Одновременно с осознанием красоты природы приходит к подростку ощущение связи своего эстетического переживания со словом, с поэтическим выражением и отражением этой красоты в художественном творчестве.

Итак, положительный результат художественного творчества дает возможность раннего приобщения ребенка к искусству для формирования эстетического отношения к действительности. В связи с этим встает вопрос: чем же можно определит эстетическое отношение к окружающему? У эстетически развитого человека эстетическое отношение к окружающему включает хороший вкус, яркое эстетическое чувство, возникающее при встрече с прекрасными или выразительными объектами, эстетическую оценку и суждение о том, нравится или нет и именно почему.

Каждый человек должен стремиться развить в себе и в своих детях способности восприятия, оценки и создания эстетически ценных предметов, формировать свои вкусы, ориентируясь на признанные эталоны и постоянно расширяя поиск нового. Уметь разбираться в своих чувствах и переживаниях, судить о них - значит пользоваться красотой мира не только интуитивно, но и сознательно, целенаправленно и плодотворно.

Итак, на основе сформировавшихся эстетических чувств может вырасти и действительно вырастает новое эстетическое образование - эстетический вкус. Эстетический вкус, по сути дела, - это регулирующая сердцевина всей структуры развитого эстетического сознания. Это своеобразный гибкий мост, связывающий между собой чувственную и интеллектуальную сферы. С психологической точки зрения эстетический вкус относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой действенные и рефлективные проявления личности.

Будучи производным от многообразных эстетических восприятий, эмоций, переживаний и чувств, эстетический вкус, на первый взгляд, представляется непосредственным выражением и регулятором чувственного познания, сознания человека. Именно от такого его понимания и отталкиваются сторонники бытующей точки зрения «о вкусах не спорят», поскольку имеют в виду непосредственно чувственную реакцию человека на эстетически значимые предметы, явления и процессы действительности. Однако это ограниченная точка зрения, предполагающая нейтральность эстетического вкуса. О вкусах спорят и должны спорить, если проявлять действительную заботу о всестороннем эстетическом развитии. Ведь с психологической точки зрения эстетический вкус есть способность человека, органически соединяющая в себе чувственно-эмоциональную и интеллектуальную сферы его жизни, то есть чувственную оценку и оценку суждения.

Итак, эстетический вкус предполагает надстраивание над чувственными оценками явлений действительности логического обоснования и понимания сущности этих оценок. Развернутое доказательство своего положительного или негативного отношения, аргументированное обоснование такого отношения, выросшее на основе эстетических переживаний и чувств, - вот подлинно научный показатель степени эстетического развития личности.

Таким образом, мы можем в целом определить эстетический вкус как систему чувственно-рациональных предпочтений личности, вырастающих на основе исторически детерминированных представлений каждого индивида о прекрасном, и побуждающих его к активной, соответствующей идеалу жизнедеятельности.

Сформировавшийся эстетический вкус является основой для формирования индивидуальных эстетических взглядов и убеждений, составляющих важнейшую часть эстетического сознания личности. Эстетические взгляды представляют собой систему логически обоснованных суждений о важнейших категориях эстетики и произведениях искусства, опирающуюся на добытые человечеством знания по этим вопросам. Эти взгляды выражают осознанное эстетическое отношение человека к действительности, личную эстетическую позицию каждого индивида. Убеждениями эта подвижная система взглядов становится тогда, когда на её основе формируются привычки, жизненные принципы и вырабатываются черты характера, воля, постоянно и систематически проявляющиеся во всей жизнедеятельности личности и обеспечивающие ей действительное единство слова и дела. В таком качестве эстетические взгляды становятся эстетической частью мировоззрения личности.

На данном моменте исследования нам необходимо ввести рабочее определение понятия «эстетический вкус младшего школьника», которое будет считаться исходным: «эстетический вкус младшего школьника как показатель развития эстетического чувства и эмоционально-интеллектуального (рационального) осмысления - есть своеобразный набор ценностей, в которых проявляется внутренняя потребность ребенка».

Нам важно, чтобы убеждения не оставались только в сознании и чувствах ребенка, а превращались бы в поступки, и для того, чтобы достичь таких показателей успешности, мы должны ставить ребенка в активную познавательную позицию. Воспитанный ребенок - это ребенок не только мыслящий и чувствующий, но и поступающий в соответствии с высокими идеалами. Значит, мы предполагаем, что у него обязательно должно возникнуть желание постоянного созидания прекрасного, ибо: «воспитанность появляется тогда, когда знания становятся внутренними убеждениями человека, когда у него выработаны и им усвоены определенные нравственные, идейные устои, и не только усвоены, но и превращенные в руководство к действию».

Предложенные Г.З. Апресяном положения могут быть применимы к реализации формирования эстетического вкуса в начальной школе, так как в нем заложены не только основы формирования эстетического сознания, но и прослеживается возможная динамика формирования эстетического вкуса:

- вырабатывать способности воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;

- уметь не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творение искусства;

- развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил; развивать потребность в красоте и умении понимать её и наслаждаться ею;

- сознательно бороться за утверждение красоты во всем: в природе и искусстве, общественной жизни, в труде, в социальных отношениях, в быту и личном поведении. Самому быть художником по чувствам, вкусам и представлениям.

Активная познавательная деятельность позволит ребенку выйти на уровень понимания и оценки произведений искусства. Это будет выражаться в определенных творческих способностях ребенка, а также и в развитии эстетического вкуса и потребности, в красоте и умении понимать природу и наслаждаться ею. Таким образом, все это должно привести к формированию эстетического вкуса ребенка, научить его относиться к миру истинно по-человечески. Во всем этом будет источник и актуальности, и значения формирования эстетического вкуса.

Итак, для развития ребенка необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае динамика эстетического вкуса будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания в плане выражения эстетического вкуса снижается.

Процесс формирования эстетического вкуса достаточно длительный. Возможны ли какие-то пути стимулирования педагогического процесса? Активизировать деятельность художественного сознания школьников можно:

- постановкой проблемных и творческих заданий на уроке и на внеклассном занятии;

- творческими формами работы самих учащихся, представляющими совместный поиск истины учеником и учителем в процессе сотруднического, равноправного отношения воспитываемого и воспитателя и самих учеников друг с другом;

- комплексным воздействием различных видов искусства на школьника, синтезирование их на уроках литературы.

Эти три направления мы взяли за основу поиска путей формирования эстетического вкуса у младших школьников.

Истинный смысл и назначение эстетического вкуса в духовной культуре личности как раз в том и состоит, чтобы обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии между разными сторонами его жизни.

Продуманная со всех этих трех точек зрения эстетико-воспитательная работа будет пронизывать весь образовательный процесс, все уроки, кружковую и факультативную деятельность ребенка, его интересы в сфере досуга, самостоятельного обращения к искусству, литературе и т. д. Вся эта огромная совокупность работы может стать доминантой воспитательного процесса, его организующим и объединяющим звеном. Здесь и творческие работы школьников, благодатной является система, в которой происходит обучение (система РО Л.В. Занкова), позволяющая вести в процессе сотрудничества истину в разрешении поставленных задач. Особенно важен выход на урок чтения, позволяющий работать с высокохудожественными произведениями (учебник «Живое слово» З.И. Романовской). Все это и позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных, ведущих параметрах, а значит, формировать художественно-эстетическое сознание учащихся, которое формируется на основе художественного восприятия.

Эстетический вкус, как мы стремимся показать, формируется человеком посредством всех эстетических значимых предметов и явлений, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не только для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Своей собственной целью эстетическое воспитание, а в нем и эстетический вкус, ставит выработку у детей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими утверждаемыми в практике «по законам красоты».

Эстетический вкус - это систематическое, научно - мотивированное обращение к человеческим эмоциям, к исторически развивавшимся духовным чувствам красоты. Прямое назначение такого формирования эстетического вкуса - развивать способности восприятия и переживания всего истинно прекрасного и возвышенного, следовательно, и соответствующего отношения к безобразному и низменному как в объективном мире, так и в художественном отражении его явлений. Поэтому становится совершенно очевидным, что лишь в союзе с детьми, сотрудничая с ними, развивая их собственные способности, можно научить их творить и создавать свой собственный мир.

При формировании эстетических вкусов важно поставить учащихся в условия, вызывающие переживание приятного: заинтересованности, симпатии, целенаправленности, которые являются необходимым моментом в развитии эстетических вкусов. В конечном итоге через сформированный эстетический вкус осуществляется процесс духовного обогащения человека. Он постепенно становится более впечатлительным, отзывчивым, человечным. И задача педагога - создать благоприятные условия для развития этого процесса.

Богатство, широта и глубина вкусов обогащают интеллект ребенка, делая его более восприимчивым ко всему новому, более отзывчивым и сообразительным. Эмоциональный фактор познания в образовательном процессе влияет и на появление у школьников интереса и любви к учению и познанию вообще, которое будет сопровождать учащихся все годы их ученичества.

На начальном этапе развития эстетического развития личности решающая роль принадлежит педагогу. Очень многое определяется тем, в какой мере педагог подготовлен к выполнению своей исключительно важной миссии: в какой степени он сам овладел эстетическим богатством, насколько глубоко развита у него способность к тонкому эстетическому восприятию. Ведь никто не рождается с готовой способностью воспринимать мир как прекрасный или безобразный. Человек может родиться лишь с задатками к подобному восприятию.

Значит, вкус есть природное явление, он в принципе присущ от природы всем. Его нормы незыблемы, но для того, чтобы он реализовался, нужны определенные условия и активная воспитательная деятельность. Эстетический вкус определяется не только эстетическим объектом и средой, но и эстетической деятельностью субъекта и что сам эстетический объект должен рассматриваться в связи с практикой человеческой деятельности, субъективно. Эстетический вкус есть не только отражение эстетического объекта, но и выражение стремления человека к изменению этого объекта деятельности; вкус выступает как один из стимулов последней, как проявление активного практического отношения личности к объекту. Поэтому субъективность есть непременное условие существования и развития хорошего вкуса.

Таким образом, эстетический вкус раскрывается всегда именно в эстетическом отношении человека к предметам и явлениям окружающего нас мира. Ребенок не только отражает эти явления в своем сознании, он познает, анализирует их и с эстетической стороны, определяет их эстетическую ценность. Эстетический вкус функционно зависит от развития всех эстетических категорий и является конкретным применением их к оценке с позиций формирования эстетического вкуса тех или иных эстетических объектов.

Введенное нами педагогическое понятие «эстетический вкус младшего школьника» понимается как показатель развития эстетического чувства и эмоционально-интеллектуального (рационального) осмысления, который является своеобразным набором ценностей и проявляется во внутренней потребности ребенка».

Итак, эстетический вкус является сложным процессом, представляющим неразрывное единство эстетических взглядов и чувств человека. В ходе нашего теоретического изучения научных работ философов, психологов, педагогов мы выявили принципы организации процесса формирования эстетического вкуса. На наш взгляд, процесс формирования эстетического вкуса должен быть отражен в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

 

АВТОР: Раицкая Г.В.