09.03.2012 13203

Педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников

 

Ведущей деятельностью детей после 7 лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. Роль деятельности в психическом развитии ребенка к настоящему времени доказана многочисленными, и притом массовыми, исследованиями (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,. П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и многие другие). В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы окружающего мира, узнает самого себя как субъекта труда и познания (Б. Г. Ананьев). В учебной деятельности складываются новые черты формирующейся личности, устанавливаются новые отношения подрастающего человека с окружающим его миром предметов, природы и людей.

Исследования А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и других ученых убедительно показывает, что у каждого ребенка младшего школьного возраста может развиваться способность к эстетической деятельности. Эти способности формируются в определенных обстоятельствах и при наличии условий, которые учитель может изменять, создавать сознательно, специально. Эта систематическая работа на уроках и приведет к формированию эстетического вкуса младших школьников.

Эстетическое вкус должен быть сформирован у каждой личности. Такая индивидуализированность будет определяться самой спецификой эстетической деятельности, которая должна обращаться к разнообразным чувствам и эмоциям человека, пытаясь пробудить в душе человека отклик при встрече с прекрасным. Эстетическое воспитание опирается на конкретное проявление красоты в действительности и искусстве.

Однако, как уже было отмечено, весьма существенное значение имеет субъект в процессе формирования эстетического вкуса - ребенок как личность.

Содержание воспитательной эстетической деятельности педагога в немалой степени зависит от того, какую трактовку понятия «личность» он принимает. Мы опирались на исследования ведущих психологических и педагогических теорий и концепций личности в области гуманистической психологи. Общим положением, объединяющим различные направления этой школы (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и другие) является определение личности как целостной развивающейся системы, которая ищет свое место в мире, реализуя тенденции, заложенные в ней от рождения, и которая способна впитывать внешние воздействия. Это направление требует обратить внимание на самого человека, на его сущностные силы, не его целостность (Б.Г. Ананьев, В.С. Ильин), на индивидуальный смысл жизни (И. А. Ильин, В. Франклин), на самореализацию человеком своих сил и способностей (А. Маслоу, Л.С. Рубинштейн), на его интеллектуальные качества (А.А. Леонтьев, П.М. Якобсон). Иначе говоря, разработка педагогических целей возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств. Основная задача учителя - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что в педагогические цели необходимо включать наряду с воспитанием личности и развитие индивидуальности, под развитием которой он понимал развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой. Личностный подход учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности (её психические и личностные свойства).

Определяя понятие личность, С.Л. Рубинштейн выделял в качестве её важнейшего показателя осознанность отношений субъекта: «Личностью являются лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе».

Таким образом, личность ребенка уникальна, неповторима, она есть сложнейшее многоуровневое образование. Школа как социальный институт должна создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Необходимый путь реализации -личностный подход к эстетическому воспитанию детей, который позволит поднять должным образом индивидуальную эстетическую культуру - то непременное условие и фактор, без которого невозможно эстетическое наслаждение.

Наряду с характером и степенью развития эстетических чувств и вкуса эстетическая культура личности определяется и уровнем её эстетического прежде всего художественного развития. Впрочем, все это находится в неразрывной связи: вкус обогащает чувства и выражается в них, а чувства и вкус прямо зависят от эстетического кругозора личности, в свою очередь, способствует его развитию.

Восприимчивость к эстетическому сугубо индивидуальна, так как обусловливается, формируется и развивается в соответствии с условиями и характером индивидуальной жизни. Начиная с детского возраста эта восприимчивость оттачивается, усиливается на протяжении всей жизни человека, иногда же, как бы консервируется и даже притупляется. Но во все времена индивидуальной жизни она играет определенную роль. На характер индивидуальной и художественной восприимчивости личности, несомненно, сказывается уровень общей культуры человека. В.Г. Белинский писал, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием».

Значит, личность прежде всего сама старается заботиться об утолении своей «эстетической жажды», вызванной внутренней необходимостью. Поэтому сознательное стремление к тому или иному эстетическому наслаждению уже свидетельствует о наличии определенного вкуса, и тогда активность его всегда будет конкретной и целенаправленной.

При всем исключительном значении детства в духовном формировании человека процесс становления личности будет продолжаться и в зрелые годы. А детство - начальная и, как уже отмечалось, во многом решающая стадия художественного развития человека. Вот почему «совершенствование системы приобщения к искусству подрастающего поколения - залог высокого уровня художественной культуры населения», - как пишет С.С. Гольдентрихт.

Основы эстетического развития личности закладываются с раннего возраста, но ведущая роль здесь принадлежит школе, призванной создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса. Однако в школьном обучении имеется некоторая диспропорция: наряду с пристальным вниманием к развитию интеллекта развитию культуры чувств внимания уделяется неоправданно мало. Сегодня школа эстетическое воспитание должна рассматривать как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Передовые педагоги понимают его как совокупность разнообразных свойств и методов, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству.

Чтобы внутренняя потребность ребенка была им осознанна, необходимо давать возможность детям как можно чаще выражать свои чувства словами, давать своему впечатлению определенное словесное выражение. Ведь чувственный опыт ребенка невелик, поэтому часто он не знает, что он может видеть красивое, где ему искать красивое. В этом будет заключаться одна из задач учителя.

Эстетическое познание искусства, природы и всех иных явлений мира, окрашенных присутствием в них элемента красоты, сопровождается развитием таких особых черт, формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать. Развитость всех этих проявлений эстетического познания никогда не является окончательно достигнутой. А непрерывно совершенствуется в течение всей жизни человека. Общеобразовательная школа является серьезным звеном в этом образовательном процессе. Приобщая к красоте искусства и действительности, образовательный процесс способствует развитию у ребенка творческого восприятия в любом проявлении эстетического и учит умению вырабатывать его потребности в эстетическом формировании вкуса, развивает навыки оценки любого явления искусства и действительности.

Итак, чем шире жизненный опыт, чем разнообразнее впечатления окружающей жизни, тем подвижнее мышление, тем легче маленькому школьнику соотнести свои впечатления с теми, которые имеются в художественной литературе, тем глубже воздействие на формирующуюся личность. Справедливо сказано, что «книга зажигает в нашей душе то, что там уже успело находиться до того времени; в чьей душе ещё ничего не накоплено, там нечему загораться, на того книга не подействует, И это до тех пор, пока жизнь не наполнит его душу необходимыми материалами».

Жизненный опыт детей всегда ограничен, искусство же обогащает его опытом всего человечества. Причем индивидуальный опыт каждого ребенка во многом определяется случайными сторонами, частностями его личной жизни, искусство же позволяет преодолеть воздействие случайностей и расширить жизненный багаж детей.

У младших школьников существует ярко выраженная потребность рассуждать о своих художественных впечатлениях. Они хотят больше знать о произведении и о художнике. Ребята много говорят о своих впечатлениях друг с другом, но не всегда со взрослыми. Но как раз к такому разговору следует стремиться для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на формирование личностных оценок. При этом в собеседованиях о литературе и искусстве следует в первую очередь использовать жизненные впечатления и опыт самих школьников.

Итак, младший школьный возраст - самый благодатный для того, чтобы развивать в ребенке хороший эстетический вкус к постоянно окружающему его миру. Эта работа может осуществляться эстетической деятельностью во всем образовательном и воспитательном процессе начальной школы. Однако, наиболее эффективно она осуществляется на уроках чтения, так как именно здесь ребенок непосредственно соприкасается с искусством через восприятие произведения литературы, которая является составляющей частью духовной культуры.

С первого класса в центре внимания учителя художественное произведение как неповторимое произведение искусства, как определенная эстетическая ценность. Каждое произведение -это то, что обогащает ребенка, продвигает его в понимании художественной литературы. Неповторимое в художественном произведении - его образное содержание. Поэтому с первых шагов обучения учитель не останавливается с учениками на освоении сюжета, хода событий, а ведет их к пониманию его идейно-художественного (образного содержания). Одна крайность - чтобы дети все «открывали» сами с помощью учителя.

Поскольку в произведениях искусства все без исключения жизненные явления и процессы получают определенную идейно - эстетическую оценку, искусство способно формировать человека всесторонне. Оно оказывает решающее воздействие и на его эстетические позиции, на его отношение ко всем сторонам жизни. С этой позиции искусство оценивает все стороны, все проявления жизни. Заметим еще, что эстетическое формирование личности осуществляется через развитие её эстетических чувств, творческих способностей. «Строительство человеческой души», воспитание чувств -основная задача искусства вообще.

Воздействие эстетического воспитания на формирование личности огромно и разносторонне. Прежде всего опыт восприятия произведений искусства сказывается на развитии творческого, образного мышления. Художественное произведение, будучи явлением сложным и неповторимым, ведет к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивает чувства и способность их выразить в словесной или иной форме. Развиваются чувство слова, воображение и фантазия, углубляется способность творчески относиться к жизни, выражать свои идеи, чувства и настроения в том или ином художественном материале. Опыт использования разнообразных форм познания (восприятия, переживания, овладение материалом искусства, развития ассоциативного мышления) становится регулятором развития художественно - творческих способностей школьника в целом: чем меньше опыт, тем ниже уровень развития, и наоборот - чем он больше, тем и уровень развития выше.

Все методы работы, все вопросы и задания должны быть направлены на создание условий, при которых дети как бы «жили на уроке», чтобы вопросы и задания вызывали работу души ребенка - его ума и чувств, тогда установка на многократное чтение отпадает. Когда дети живут произведением, захвачены им, именно это вызывает многократное обращение к чтению и перечитыванию как всего произведения, так и отдельных мест в нем, а не постоянный тренинг и натаскивание.

В процессе работы над словом художественного произведения важно, чтобы сопоставляя слова, близкие по значению, дети учились не заменять одно слово другим, а размышлять над их различными смысловыми оттенками и понимать, что слово в художественном произведении незаменимо. Показателем активности вхождения ребенка в литературу является мотивированный интерес к чтению. К.Д. Ушинский говорил, что в книгу для детского чтения надо включать произведения, «отмеченные печатью истинного таланта». «Для детей же, - писал В.Г. Белинский, - те произведения вполне художественные, которыми могут зачитываться и взрослый человек, переживая вновь свое детство». Приобщить детей к искусству можно только средствами самого искусства. Научить ребенка читать можно на любом материале, но прививать любовь к чтению, развивать его эстетический вкус можно только на произведениях подлинно художественных по любым учебникам при учете специфических педагогических условий.

Характер общения учителя с учениками, атмосфера урока, должны позволять созданию доверительных отношений учителя и учеников, стимулированию творческого самовыражения личности школьников. Педагоги и ученые отмечают, что формирование отдельной личности происходит в процессе формирования всего коллектива. Воздействие на личность является одновременно воздействием на коллектив и наоборот. В учебном коллективе деловые и личные отношения младших школьников находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, главное предназначение школьника состоит не в простой передачи знаний, а в формировании личности.

В современное время дети должны вырастать с сознанием, что природа гораздо слабее людей, что она вызывает к защите, к милосердию. Если ученики остановятся равнодушными к этому голосу природы, они не вырастут настоящими людьми, будут жестокими, духовно обездоленными. Стремление побыть с природой наедине подолгу, чтобы вернувшись в повседневный мир, ребенок стал просветлённее, добрее, задумчивее и почувствовал, что за всю эту жизнь он тоже в ответе.

Существует возможность формирования эстетического вкуса у младших школьников на уроках чтения путем эстетического освоения окружающего мира, изучения литературных произведений и затем вновь обогащенное возвращение к нему.

Учитель стоит между писателем и учеником, неискушенным ни в искусстве, ни в самой жизни. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дети при чтении художественного произведения не остались глухими и невосприимчивыми к нему. Учителю важно не только самому понять идею произведения и объяснить её ученикам, но и увлечь их так, чтобы чтение этого произведения приобрело для них личностный смысл.

Учитель не останавливается на освоении школьниками элементарного, поверхностного содержания произведения, а продвигает учащихся к постижению его эстетической ценности, глубокого образного, идейно-художественного содержания. Упустить возможность продвигать детей к постижению образного содержания художественной литературы - значит упустить то главное, что может способствовать их развитию на уроках чтения.

Сам процесс эстетического воспитания включает в себя необходимость формирования эстетического вкуса в оценке природы. Под принятием оценки природы нужно понимать нечто большее: это вкус, и потребности, и эстетический идеал, и умение воспринимать и наслаждаться природой, вступать с ней не только в духовное, но и практическое взаимоотношение, занимать активную не только созерцательную, но и природоохранительную позицию.

Конечно же, облагораживающее влияние природы на ребенка будет сказываться на характере человека всю жизнь. Изучая труды великих педагогов от Руссо и Песталоцци до Макаренко и Сухомлинского, Корчака и Спока становится совершенно очевидным, что для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Обращаясь к трудам В.А.Сухомлинского отметим, что «красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями». Наша задача - помочь обратить внимание детей на многие бесценные вещи и явления, происходящие в природе, дать возможность каждому ребенку пережить чувство радостного удивления красотой природы, стать духовно богаче. «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». Дети, которые не пережили этого радостного удивления перед красотой природы, в чем-то обездолены, духовно обеднены.

Идея глубокого познания самого себя через эстетическое восприятие природы прослеживается в трудах В.Н. Липского, который отмечает, что через эстетическое восприятие природы человек глубже познает и самого себя. Об этом познании говорят и Ковалёв А.Г., Гольдентрихт С.С. «Кто отдаляется от природы, не чувствует её дыхания, её красот, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем», - пишет А.Г. Ковалёв.

Аринина Л. Н. подчеркивает, что «природа должна выступать средством формирования эстетического воспитания вкусов, чувств, потребности, оценки». Следовательно, средством формирования эстетического вкуса может быть природа, отраженная в литературе и преображенная ею, что дает более весомые результаты в плане духовного и эстетического обогащения личности каждого ребенка младшего школьного возраста.

Обобщая мнения педагогов, можно прийти к выводу, что восприятие природы в её эстетическом значении находится в постоянном своеобразном движении. Отсюда, и воздействие на личность ребенка происходит постоянно. С. С. Гольдентрихт обозначил это как «круговорот восприятия» или «круговорот воздействия» на личность ребенка. Нет в словарях философии, педагогики, психологии таких понятий. Таким образом, круговорот эстетического восприятия можно было бы обозначить как движение от переживания живой природы к переживанию её образа в искусстве, а от переживания ее образа в искусстве - снова к живой природе. В этом соотношении выявляется не только воспитательная функция природы, но и искусства.

Искусство взаимодействует с природой и параллельно затрагивает «внутренние струны» души каждого ребенка через его отношения с окружающим миром. Искусство - не только отражение жизни, оно одновременно и переживание её воздействия на человека, её оценка, осмысление и «приговор» человека над ней. Каковы бы ни были изображаемые предметы природы, они приобретают значение в искусстве лишь в той мере, в какой становятся носителями и выразителями эстетических чувств, мыслей, отношений человека к миру, в какой мере художник запечатлен в них.

Сближение художественного образа с живыми впечатлениями помогает не только лучше понять и почувствовать само произведение, но и увидеть, открыть красоту окружающей жизни. А увиденное, прочувствованное в жизни наполняет яркими конкретными представлениями чтения произведения, к которому учитель и учащиеся обращаются на каждом уроке. Поэтому постоянное обращение к природе: экскурсии, выходы на «любимые зеленые островки природы», посещение музеев, выставок - все это в ежедневной работе позволяло расширять чувственность восприятия детей. Как говорил С. С. Гольдентрихт, быть в центре «круговорота эстетического восприятия».

Полнота сформированности эстетического вкуса у школьников зависит от внимания к этой проблеме в равной степени педагогов и семьи. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Сложившаяся в наиболее общих своих особенностях личность ребенка, с которой сталкивается педагог, является прежде всего результатом воздействия воспитательной среды в семье. Ведущее или подчиненное положение семьи в эстетическом воспитании, как утверждают психологи, зависит от возраста ребенка, и это необходимо учитывать: в младшем школьном возрасте оно более значительно, в старшем - несколько снижается.

В процессе эстетического развития школьника в семье происходит сближение между собой различных искусств: пение, игра на музыкальных инструментах, кукольные постановки, семейное чтение и т. д. Каждая из этих форм деятельности в семье может стать эффективным средством общения и развития художественного вкуса, приобщения к первоначальным представлениям об эстетическом отношении к жизни. Все это поможет ребенку воспринимать мир дружественным, нравственным, гуманным, эстетически прекрасным. Если семья не может, в большинстве случаев, обучать самому искусству, то она может формировать установку на восприятие произведений искусства, на их отбор и оценку.

В настоящее время семейный климат в отношении к искусству имеет, условно говоря, тенденцию к охлаждению. Вероятно, это временное следствие активного проникновения средств массовых коммуникаций в быт семьи. В большинстве случаев у ребенка закрепляются те критерии отношения к искусству, которые были приняты в семье. Пренебрежение искусством, принятое и утвердившееся в семье, как правило, передается и следующим поколениям.

Основная цель семьи в эстетическом воспитании школьников, таким образом, заключается, с одной стороны, в развитии специфических форм и методов эстетического воспитания, с другой стороны, в более активной помощи школе в соблюдении принципа преемственности в решении совместной программы эстетического развития личности.

Важное значение в формировании эстетического вкуса имеет семейное окружение ребенка. Художественные интересы семьи и ребенка детерминированы: уровень эстетического развития семьи часто непосредственно отражаются на школьнике. И наоборот, стремление ученика к познанию эстетического, уровень его интересов и потребностей являются стимулом для обогащения интересов родителей. Поэтому школа и семья должны вести совместную и единую работу, которая имеет важное общественное значение.

Таким образом, на процесс формирования личности влияют не только сознательные воспитательные воздействия, но и общий тонус семейной жизни. Развитые в семье психологические установки во многом определяют особенности духовного мира ребенка, его отношение к миру, искусству, литературе.

В семье ребенок впервые приобщается к книге и чтению, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы, в конечном итоге литературные интересы. Нередко для ребенка семья является одним из важнейших источников информации и рекомендации литературы, а также источником получения книг и периодических изданий для чтения.

Для детей значение читательского, литературного общения в семье заключается не только в возможности получения от взрослых информации о книгах и самих книг, но и поддержки их выбора, их литературных интересов всем духовным престижем взрослых.

Таким образом, педагогическими условиями эффективного решения задач формирования эстетического вкуса младших школьников средствами литературы в педагогическом процессе являются:

- ориентацией процесса формирования эстетического вкуса на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений с опорой на социальный опыт ребенка;

- включением в образовательный процесс систем творческих задач, организующих эстетическую деятельность школьников с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей (как возможность реализации эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);

- целенаправленным вовлечением ребенка в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: «ученик-читатель -художественное произведение - жизнь»;

- обеспечением полноценного взаимодействия учебно-познавательной и творческой деятельности при создании речевой среды как возможности самовыражения эстетического суждения младшими школьниками;

- оказанием педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка через создание эмоционально-комфортной атмосферы на уроках;

- привлечением для достижения цели формирования эстетического вкуса младших школьников разностороннего взаимодействия с социумом с учетом региональных особенностей.

Мы предполагаем, что при создании и следовании всем этим педагогическим условиям будет возможна целенаправленная и систематическая, специально организованная работа развития каждого ребенка на уроках чтения, которая будет способствовать формированию эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.

Существует возможность формирования эстетического вкуса у младших школьников в образовательном процессе общеобразовательных школ путем эстетического освоения окружающего мира, изучения литературных произведений, и затем вновь обогащенное возвращение к нему.

 

АВТОР: Раицкая Г.В.