09.03.2012 5521

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

 

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием», - к такому выводу пришли 99,5% опрошенных учителей начальных классов в проводимом анкетировании в Октябрьском районе г. Красноярска. Они подтвердили наши теоретические выводы о том, что действительно эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием.

Большинство анкетируемых учителей (60%) ответили, что на формирование эстетического вкуса областей оказывают влияние все предметы общеобразовательных дисциплин. 41,7% учителей начальных классов отметили область филологию как одну из основных возможностей формирования эстетического вкуса. Причем они заметили, что формирование эстетического вкуса в начальной школе возможно - 15,5%, необходимо - 64,4%, обязательно -19,2%. На возможность ответа - нецелесообразно - ни один не ответил положительно. Затруднений этот вопрос не вызвал.

Исходя из этого мы можем заключить следующее: все учителя едины в понимании возможности формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста, но в образовательном процессе это является действительно западающим звеном.

Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательных школ, ведь именно начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах» (Н.Н. Светловская).

Как помогают курсы литературного направления, изучаемые в начальных классах средних общеобразовательных школ? Это отражено в авторских программах Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, З.И. Романовской, М.В. Головановой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, В.А. Левина, Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко, Г.Г. Гранник и О.В. Соболевой и других.

Курс «Чтение - литература» разработали Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева. Авторами предложены учебники «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света». Цель в начальной школе является «научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя». Грамотный читатель в понимании авторов - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира.

Одной из задач данного курса является приобщение ребенка к литературе как искусству слова, выработка в ребенке потребности в чтении, а также воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Поэтому авторы в построении учебников используют тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия, принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг «взрослой» литературы монографический принцип. Все это связывается внутренней логикой системы чтения.

С точки зрения Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой это произойдет с помощью эвристической беседы. Учитель на уроках показывает особенности авторского употребления слов, красоту и яркость слова в художественном тексте. Идет работа над языком художественных произведений, над образом литературного героя через обращение к сюжету произведения. Вместе с тем, не всегда выбор произведений соответствует критерию формирования требовательного эстетического вкуса на классических образцах произведения слова.

Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская разработали курс «Литература как предмет эстетического цикла». Основная цель данного курса - воспитание эстетически развитого читателя, приобщение ребенка к способам и средствам работы с художественным текстом, к «секретам» авторского мастерства, «тайнам» внутреннего мира героев и радостям постижения этих «тайн». И писатель, и культурно развитый читатель, с одной стороны, вживаются в мир художественного произведения, а с другой стороны - ощущают себя за рамками этого вымышленного, условного мира, сохраняя позицию вне этого произведения.

Исходным для курса «Литература как предмет эстетического цикла» можно считать отношение «автор - художественный текст - читатель». Оно соответствует концепции М.М. Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Однако, не всегда предложенные технологии учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста, основанных на наглядно-образном мышлении, что затрудняет восприятие литературного произведения через теоретизирование.

Основной задачей курса З.И. Романовской «Чтение» по учебникам «Живое слово» является развитие культуры чтения, приобщение детей к художественной литературе как виду искусства, как к искусству слова. До этого данная задача в программах начальной школы не ставилась. Она вытекает из общих задач развития чтения в системе Л.В. Занкова, которые направлены на достижение общего развития младших школьников, понимаемого как развитие их ума, воли и чувств, духовных потребностей. Интерес к чтению как отмечает автор, прежде всего, связан с отбором материала. Детям младшего школьного возраста свойственно жизнерадостное познание и восприятие мира, удивление его открытию. Поэтому в 1-3 классах для чтения предлагается много текстов, содержащих юмор и вызывающих у детей целую гамму чувств - от улыбки до бурного смеха, от грусти и жалости, до слез.

В основе отбора материала учебника положен идейно-эстетический принцип, заложенный в органической связи с воспитательной ценностью произведений.

Курс «Литературное чтение», авторами которого являются М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, направлен на пробуждение у детей интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на эстетическую природу художественного произведения, на авторское отношение к окружающему, на ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. В основе лежат художественно - эстетический и литературоведческий принципы, которые реализуются при анализе художественного текста; при этом на первый план выдвигается художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Однако не достаточно учтены возможности раскрытия и реализации личности ребенка, а так же его эстетических пристрастий в процессе изучения литературных произведений.

Кроме того, идеи традиционного литературного чтения развивает О.В. Джежелей в курсе «Чтение и литература», в котором сделан акцент на выработку навыков чтения: литературного чтения, чтения-рассматривания, творческого чтения; в курсе «Литературное чтение. Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К. Е. Корепова), направленно на совершенствование работы с художественным текстом. Надо отметить, что в данных курсах не прослеживается роль ученика как активного, воспринимающего элемента, благодаря которому и реализуется художественный образ. Следовательно, не заложена систематическая работа по выработке эстетического суждения, оценки (эстетического вкуса) учащихся.

Активизацию эстетического восприятия литературного произведения заложил В.А. Левин в курс «Начальное литературное образование» (НЛО) через игровую деятельность, что позволяет воспринимать искусство через эмоционально-целостное проникновение в художественное произведение, формирует коммуникативное отношение к искусству и обеспечивает художественное развитие школьников по определенным ступеням приобщения к нему.

Курс Л. Е. Стрельцовой и Н. Д. Тамарченко «Азбука словесного искусства» предлагает учить в первую очередь пониманию фактов словесного искусства, анализу произведения и формированию у младшего школьника культуры восприятия художественного произведения с двух сторон: как «с внутренней, так и с внешней», то есть воспитание квалифицированного читателя. Итак, рассматриваемые нами курсы, рассчитанные на уровень восприятия детей младшего школьного возраста, предполагают развитие грамотного и эстетически воспитанного читателя. Задачи учебных курсов едины в том, что у ребенка на конец периода обучения в начальной школе должна быть выработана потребность в чтении книг, дети должны уметь откликаться на прочитанное. Пути достижения поставленных целей литературных курсов различны: Р. Н. Бунеев и Е.В. Бунеева делают упор на воспитание грамотного читателя и в процессе формирования читательского интереса идут от сюжета к образу; М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова - на интенсивное развитие навыков чтения, при задействовании большого количества прочитанных книг; Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская - на воспитание культурно-развитого читателя; З.И. Романовская - на эмоциональное восприятие художественных произведений на основе художественного образа. Целью всех курсов является формирование интереса к чтению, при этом на основе развитого эстетического вкуса.

Какие курсы выбирают в настоящее время учителя, работающие в начальных классах? На начальном этапе исследования возникла необходимость анализа учебных программ и курсов по чтению в начальной школе с целью выявления их места в формировании эстетического вкуса детей младших школьников. Для этого нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 216 учителей начальных классов Октябрьского района г.Красноярска. Анкета состояла из двух вопросов:

- По каким учебникам Вы работаете?

- Что способствовало Вашему выбору учебников?

Первый вопрос: «По каким учебникам Вы работаете?» задавался с целью выявления учебников, используемых учителями начальных классов на уроках чтения.

В ходе анализа ответов детьми, выяснилось, что большинство учителей начальных классов работают по учебникам В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой (71%), которые предусмотрены для обучения детей в традиционной системе. Следовательно, большинство учителей работают в традиционной системе, используя традиционные формы работы.

Вместе с тем требование времени и поиск новых педагогических решений, направленных на реализацию развивающих функций обучения, дает возможность работать в вариативном режиме. Так, 21% учителей работают по учебникам З.И. Романовской «Живое слово», в которых заложены идеи развивающего обучения системы Занкова. 7% учителей отдают предпочтение курсу Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянкой «Литература как предмет эстетического цикла», что отражает наличие интереса к рассмотрению начального литературного образования в контексте обще эстетического развития. Однако на общем фоне процент этих учителей невысок. Учебники нового курса «Литературное чтение» по учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой ещё только начинают применяться в работе нашими учителями, поэтому 1% учителей сделали свой выбор в их пользу, соответственно результат использования данных учебников оказался очень низким.

На второй вопрос: «Что способствовало Вашему выбору учебников?» учителя начальных классов дали следующие ответы: выбор был продиктован наличием книг в библиотеке (79%), целенаправленный интерес после курсовой подготовки (20%). Следовательно, не только социально-экономические условия определяют выбор учебников, но и личностная потребность в соответствии с современными образовательными требованиями.

Лично нас заинтересовали учебники З.И. Романовской «Живое слово», в которые вошли произведения, составляющие «золотой фонд» литературы. Нас интересует прежде всего подбор художественных произведений с позиции формирования эстетического вкуса на примере творчества К.Г. Паустовского.

Итак, анализируя учебники по чтению для начальной школы с позиции возможности формирования эстетического вкуса на примере творчества К.Г. Паустовского, стоит отметить, что наиболее обширным по количеству, разнообразным по тематике и интересным по художественным достоинствам, является подбор художественных произведений заложен именно в учебниках З.И. Романовской с целью формирования эстетического вкуса младших школьников.

Как отмечает автор, в художественном разделе «Живое слово» существует система чтения «по писателям», именно так располагаются произведения К.Г. Паустовского. Первое знакомство с рассказами К. Паустовского начинается в 1 классе, затем восприятие усиливается во втором классе, а в третьем классе в учебниках детям предлагаются 8 рассказов Паустовского, причем 6 из них помещены последовательно друг за другом, что позволяет учащимся глубоко погрузиться в творчество писателя. Всего в начальных классах З. И. Романовской учащимся предстоит познакомиться с творчеством К.Г. Паустовского в 13 рассказах. Идет постепенное нарастание трудности художественного смысла произведений с соблюдением принципа приближения их восприятия к опыту детей.

В основу проведенного эксперимента положен отбор произведений, предложенных З.И. Романовской, вместе с тем для более глубокого понимания творчества К. Г. Паустовского дополнительно были взяты рассказы «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», что позволило организовать работу по восприятию художественного образа с опорой на эмоционально-чувственный мир учащихся.

Расположение литературного материала на близкие темы в каждом классе спиралевидное - ученики к чтению произведений на близкую тему обращаются не один раз в году, как при традиционной, строго тематической группировке, а много раз, что соответствует воспитательной задаче чтения. Осмысленное чтение не возможно без глубокого проникновения в изобразительные средства языка, которые так же предлагались учащимся в динамике: в 1 классе знакомства со сравнением, его выразительной ролью; во 2 - с эпитетом, в котором отражаются яркость, емкость, точность художественного слова, с метафорой как скрытым сравнением, риторическим вопросом, его художественной ролью; в 3 классе - закрепляют знакомство с рифмой, строфой, риторическим вопросом, метафорой и олицетворением и его ролью в художественном произведении. Итак, использование учебников З.И. Романовской позволяют выйти на высокий уровень формирования эстетического вкуса младших школьников.

Изучение педагогической литературы позволило прийти к выводу, что в младшем школьном возрасте наиболее ярко воспринимается детьми природа. Проведенные анкеты ещё раз позволили нам убедиться в этом на основе анкетирования учащихся младших классов в 20 школах Октябрьского района г. Красноярска с целью выявления читательского интереса. Всего было опрошено 600 учащихся, из них: 1 класс - 143 учащихся; 2 класс - 250 учащихся; 3 класс - 207 учащихся.

От класса к классу резко падает заинтересованность детей в чтении сказок в 12 раз, в чтении рассказов о животном мире в 2,5 раза. Одновременно с этим повышается читательский интерес младших школьников в выборе книг или рассказов о вампирах, об ужасах. Особой популярностью в этом возрасте пользуются детские детективы. Учащиеся отмечают, что им нравится об этом читать, потому что «становится страшно». Так в 1 ых классах количество таких детей составило - 12%, во 2-х -19%, в 3-х - 47%.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что каждый второй ученик в третьих классах попал под влияние средств теле-видео-разрушающих программ. Цифра угрожающая, если вникнуть в суть того, что за этим кроется. Всего же из общего количества детей почти каждый четвертый ребенок младшего школьного возраста (24%) выбирает для чтения книги, которые не могут обогатить душу ребенка, которые не учат его сопереживать, понимать других, отрицательно влияют на формирование целостной картины мира и тем самым не приносят положительных моментов в формировании эстетического наслаждения при общении с книгой, не позволяют ребенку проникнуться в мир искусства.

Значит, нужна такая целенаправленная работа, которая позволит создать определенные педагогические условия. Они помогут сформировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, что будет способствовать воспитанию культуры личности каждого младшего школьника, будет определять сформированность его эстетического вкуса и готовность учащихся к восприятию окружающего мира через художественный образ.

Дети младшего школьного возраста любят читать. Анализируя результаты привития любви к чтению, отмечаем, что в 1 классе дети любят читать. Особое место в выборе книг учащиеся первых классов отводят рассказам о природе. Вот выдержки анкет первоклассников, которые обосновывают свой ответ на вопрос: «Почему тебе нравится читать о природе?»: «В них много интересного и загадочного», «мне интересно узнать что-нибудь новое о природе», «я люблю природу», «мне нравится мир вокруг нас», «в них рассказывается о животных, а у меня дома их много», «потому что природа красивая». Вместе с тем, в анкетах были и такие ответы: «не нравится читать о природе, потому что это нудно», «они очень не интересные и скучные».

Таким образом, увлеченность чтением катастрофически падает от первого класса к третьему, и поэтому возможно предположение, что эта тенденция падения читательского интереса будет продолжаться и дальше от класса к классу. Именно данное анкетирование явилось стартовой площадкой в размышлении над нашим исследованием в вопросе формирования эстетического вкуса младших школьников. Значит, одной из наших задач является сохранение уже имеющегося интереса маленького читателя и формирование его эстетического вкуса через образ природы, как в реальной жизни, так и в художественной литературе. Произведения искусства, помогая увидеть прекрасное в природе, вызывают у нас восхищение не только отражением действительности, но и мастерством автора.

Итак, существует внутренняя потребность младшего школьника, направленная на выбор таких художественных произведений, в которых раскрывается образ природы. На основе общения с ней в реальной жизни, приобщения к ней через художественные произведения и постоянной воспитательной работы, в детях постепенно начинает вырабатываться и прививаться любовь к природе, своему краю и родине, пробуждаться чувство красоты и добра.

Таким образом, ознакомление с природой в начальных классах может и должно служить эмоциональному и интеллектуальному развитию учащихся, так как непосредственное воздействие природы на ребенка усиливается в сочетании с художественной литературой о природе.

 

АВТОР: Раицкая Г.В.