09.03.2012 15560

Творчество К.Г. Паустовского как средство формирования эстетического вкуса младших школьников

 

Для успешной реализации условий формирования эстетического вкуса необходимо осознание учителями природы, как ценностного явления, на основе которого формируется и восприятие творчества К.Г. Паустовского и отношения учащихся к нему.

92% учителей отводят общению с природой и чтению художественных произведений о ней ведущее место в формировании эстетического вкуса. Нужно отметить, что 7% учителей не любят читать художественную литературу о природе. Отсюда вытекает, что и привить любовь к этому художественному явлению они не смогут в достаточной мере. Предлагаем наиболее характерные ответы учителей на вопрос: «Почему вы любите читать о природе?»

Не устаю удивляться писательскому таланту и их умением показать восхитительную красоту, которую мы не замечаем.

Обогащаюсь духовно, приобретаю спокойствие, умиротворение, наслаждение.

Жизнь быстротечна и мы порой просто не замечаем все прекрасное, что есть вокруг нас. Читая о природе, обогащаешься духовно и удивляешься таланту писателя, его умению показать красоту и восхищаться ею.

Создают положительные эмоции, поднимают настроение, успокаивают. Люблю читать и бывать наедине с природой. Только там можно почувствовать единение человека и природы, увидеть и почувствовать красоту, силу, величие природы, выразить чувства души.

Данные ответы показывают, что восприятие образа природы больше связано у учителей с эмоциональной установкой без интеллектуального достаточного осмысления в контексте произведения. А сколько незабываемых картин нарисовали такие выдающиеся певцы русской природы, как С.Т. Аксаков, Н.С. Лесков, В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.А. Есенин, П.И. Чайковский и другие!? Нас волнует слово поэта, волшебство звуковых сочетаний, другими словами, волнует не только что отображено, но и как отражено. Школьники, читая художественные произведения, нередко опускают описание природы в погоне за сюжетной линией произведения. В результате они обедняют свое восприятие и сопереживание, не могут до конца понять оттенки душевных состояний, поступков и действий персонажей.

Находясь в позиции взрослого человека, меряя жизнь взрослыми мерками, мы нередко забываем, чем оказывается книга для человека, который только недавно стал читать сам. В сознании взрослого, сложившегося человека литературное произведение нередко изменяет что-нибудь радикально. Но если взрослые не поленятся заглянуть в свое детство, то многие, вероятно, вспомнят, что увлекательная книга, прочитанная вовремя, произвела в их духовном мире целый переворот. Маленький человек вдруг открыл в себе самом и в большой жизни что-то очень важное. И если обстоятельства и окружающие этому не помешают, его увлечение, его интерес будет теперь крепнуть и развиваться. И поэтому задачу нашего исследования мы видим в том, чтобы помочь детям пробудить в них «чувство природы», чувство эстетического вкуса к окружающему миру.

Чувствовать природу человек начинает с колыбели, поэтому наши подсознательные впечатления раннего детства мы сохраняем до глубокой старости. «Важная задача - ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать её красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, её эстетической, интеллектуальной и моральной сфер», - утверждает А.Г. Ковалёв.

Именно природа является начальной школой воспитания эстетических чувств. Многие художники, писатели, поэты, композиторы отмечали, что именно родители ввели их впервые в мир природы, показали возможности её в формировании художественного мастерства. Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе. «Моя мать, - так писала о себе Ж.Санд, -бессознательно и наивно открывала мне лицо прекрасного, с раннего детства приобщая меня к его проявлениям. Если она видела красивое облако или красивый закат солнца, светлую струящуюся воду, то останавливала меня и говорила: «Смотри, как это красиво!» И вот эти вещи, которые я, может быть, и не заметила бы, являлись ко мне во всей красе, как будто у матери был в руках магический ключ, открывающий мой разум тому неясному, но глубокому чувству, которое жило в ней самой».

П. И. Чайковский, например, находил, что восторги от созерцания природы сильнее, чем от искусства. И это понятно, природа действует сразу почти на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Человек ощущает гамму воздействий, при этом благоприятствующих его физическому и психическому состоянию. В поле, лесу легче дышится, снимается напряженность, человек начинает чувствовать себя легче, испытывает радость жизни, бытия. Но эту красоту в природе надо заметить, увидеть, ведь это под силу не каждому ребёнку. Именно исходя из этих задач, мы старались создавать такие условия ребенку, чтобы он смог заметить красоту природы и через это состояние мог обогатиться сам и помочь другим.

Искусство учит понимать и чувствовать природу, жизнь людей, находить эстетические ценности вокруг себя, вызывает переживание прекрасного. С другой стороны, непосредственное восприятие природы вырабатывает способность понимать и переживать прекрасное в искусстве. Тогда перед нами встаёт вопрос: есть ли такие пути, условия, возможности, которые помогут ребёнку с удивлением раскрывать неизведанные тайны природы, открывать «необыкновенное в обыкновенном»?

Возможность разрешения этих задач мы предполагаем найти в приобщении детей к искусству на уроках чтения в период обучения их в начальной школе.

Путь эстетического развития ребенка, направленный прежде всего на активное и внимательное восприятие окружающего мира, начиная от природы, общения людей между собой, быта и традиций и кончая восприятием красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в самом раннем возрасте.

Мы выдвигаем утверждение, что систематическая работа над раскрытием душевных качеств ребёнка, приобщение его к искусству, привитие навыков вчитывания в рассказы К. Г. Паустовского, приведут к тому, что дети, незаметно для себя, начнут открывать неожиданное в самом простом и знакомом. Они тоже замедлят шаг на тропинке, тоже начнут вслушиваться в звуки леса, всматриваться в каждый отдельный цветок и мы почувствуем, как овладевает ими радость открытий.

Пробуждение в ребенке внутреннего «чувства природы», наблюдения за природой в разные времена года развивают чувство гармонии, цвета, пространства, обогащают воображение и фантазию. Только внутреннее «чувство природы», сложившееся в детстве и отрочестве, может сформироваться в определенный психологический механизм, который будет реагировать всякий раз при взгляде человека на окружающий мир природы. Пробуждение «чувства природы» и закрепление его в сознании ребенка - одна из главных задач эстетического развития в младшем школьном возрасте. Восприятие искусства в дальнейшем будет сопровождаться тем большим количеством ассоциаций, чем значительнее у ребенка опыт восприятия всего многообразия действительности. Узкие же, тепличные домашние условия растущего изолированного ребенка не могут стать источником разнообразных и глубоких детских впечатлений, рождают бедность ассоциаций.

Отношение младшего школьника к природе сугубо индивидуально. Одни дети ярко воспринимают природу в эстетическом отношении, но у них слабо развиты познавательные способности и интерес к изучаемым растениям и животным. Другие любят заботиться о природе, охранять ее, но эстетическое восприятие природы у них не сформировано. То есть ребенок изначально как бы повернут к природе разными гранями личности. Естественно, что система воспитания должна учесть именно эту неоднородность, эту неодинаковость отношения детей к природе. Потому что это определяет оба уровня суждения эстетического вкуса: первичное - эмоциональное и вторичное -интеллектуальное.

Итак, используя все возможные способы формирования целостного восприятия картины мира, мы пришли к выводу, что необходимо с первых дней обучения ребенка в школе расширять его представления об окружающем мире. В свою очередь, изображение природы в художественной литературе позволило нам наиболее полно и глубоко осмыслить её влияние на формирование эстетического вкуса младшего школьника на примере изучения творчества К.Г. Паустовского.

Для того, чтобы и богатая природа освещала душу ребенка своим светом, необходимо, чтобы с самых ранних лет создалось то стихийное общение, которое, захватив человека в колыбели, наполняют все его существо и проходило потом через всю его жизнь. Мы стремимся через одухотворенность произведений К.Г. Паустовского помочь ребенку открыто идти к красоте мира, человеческой доброте и душевной щедрости. Это происходит потому, что Паустовский своим талантом утверждал в душах и сознания людей честность, милосердие, любовь к природе.

В поиске осуществляется творческое постижение литературы, которое обогащает детей. Учитель обращает внимание, как лаконично, кратко и просто пишет автор, как емко каждое его слово. И дети ещё раз чувствуют художника, понимают, чем его описание отличается от описания другого рассказчика, и без внешнего побуждения высказывают свое отношение к К.Г. Паустовскому, как художнику слова.

Выбор творчества этого писателя обусловлен рядом причин: это писатель с мировым именем, в то же время, имя К.Г. Паустовского для современной культуры «уходящее», так как это мало читаемый писатель не только школьниками, но и взрослыми; слово русского языка в произведениях К.Г. Паустовского является классическим примером, на основе которых создаются высокохудожественные образы; в своих произведениях он уловил едва заметные «мгновения природы», который обладает большой узнаваемостью, основанной на типизации знакомых впечатлений; автор пишет легко, понятно, доступно для детей младшего школьного возраста; произведения К.Г. Паустовского помещаются во всех учебниках для начальной школы.

Вместе с тем, потенциальность творчества К.Г. Паустовского для формирования эстетического сознания, а в нем эстетического вкуса младших школьников недостаточно оценены. Таким образом, мы пришли к выводу, что примером формирования эстетического вкуса младших школьников, как оценки природы, может служить творчество К.Г. Паустовского, в котором заложено не только эстетическое, но и нравственное, гражданственное воспитание.

Задачи, которые мы ставили перед собой, были следующие: научить детей всматриваться, влюбляться в природу, восхищаться ею, стремиться понимать её. Совершенно очевидно, если не учить вглядываться, всматриваться в таинства жизни в природе, то не будет полным эмоциональное и рациональное восприятие её ценностей.

Систематическое обращение к литературным произведениям К.Г. Паустовского помогает оценить детям не только увиденную писателем картину красоты того места, где он творит, думает, ходит, живёт (познавательная функция искусства), но этот ребёнок сможет увидеть красоту природы родных мест, окружающую его красоту (эстетическая функция искусства), осознать её ценность для жизни и лично для себя (воспитательная функция искусства).

В лучших произведениях писателя убедительно раскрывается характер и внутренний мир человека. Волнующая лирическая проникновенность, гражданская принципиальность его книг побуждает читателей к человечности, красоте чувств, бережному сохранению богатств родной земли.

Таким образом, в произведениях Паустовского отражается триединая функция искусства. Восприятие природы художественно образованного человека во многом опосредуется и одушевляется его опытом общения с искусством, опытом восприятия природы, отраженной в изобразительном искусстве, литературном произведении. Художник предлагает не «равнодушную природу», а свой взгляд на неё, свое понимание, и поэтому она предстает перед нами «очеловеченной». «Природа, по существу, так же ласкова, как и любой хороший человек, будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать ее задумчивый голос и узнать радость её тишины».

Произведения, созданные К. Г. Паустовским-философом, певцом, защитником природы, доказывает его прозорливость. В наши дни, когда человечество начинает осознавать, что самые высокие достижения науки, техники и искусства не смогут заменить человеку общение с природой, когда борьба за охрану природы становится государственным делом, книги писателя, в которых он воспел родную природу, особенно современны. Не случайно Б. Петров, учёный-биолог утверждал: «Давайте ясно определим: борьба должна начинаться с эстетического (поэтического) и натуралистического воспитания детей в школе. Природу можно спасти только любовь к ней. Я думаю, М.М. Пришвин, К. Г. Паустовский сохранили своими рассказами рек и лесов больше, чем иные строгие меры».

Творчество К.Г. Паустовского достаточно полно изучено. О нём писали Ильин В.С., Измайлов А.Ф., Ивич А., Ачкасова Л.С., Левицкий Л. А. и другие.

Тонко и поэтично, но очень настойчиво К.Паустовский внушает читателю, что его мироощущение лишь только приносит полноту счастья, когда это счастье выстрадано, когда в тебе живет память о том, «какой долгий путь вел к Весне, и если ты ее сам в какой - то мере сотворил». К.Г. Паустовский сравнивает свой творческий процесс с весной в природе. В то же время, подчеркивает он, «необходимо широко и глубоко знать жизнь, ставить не книгу над жизнью, а жизнь над книгой. Надо работать, любить, страдать, надеяться, мечтать, одним словом, жить. Жить так, чтобы приносить людям радость».

Творчество Паустовского отличается достоверностью и узнаваемостью описываемых картин природы. Писатель буквально несколькими штрихами создает удивительно яркие зрительные и слуховые образы. «Вообще в жизни мне везло, - писал К. Г. Паустовский, - почти каждый день я узнавал или видел что-нибудь новое. А чем больше узнаешь, тем интереснее, и, как это ни покажется странным, таинственнее делается жизнь».

Паустовский К.Г. воспринимает природу как объективность, в поэтичном его воображении она рождает какие-то образы - отзвук его душевного настроения. Не пряча от читателя, но и не навязывая ему свое восприятие, писатель, как бы оставляет его с природой наедине.

Итак, можно утверждать: мастерство Паустовского-писателя состоит в том, что он видел, понимал, и художественно воплощал каждую отдельную «картину» природы, каждый отдельный сюжет. И вместе с тем, он ощущал, что все эти картины и сюжеты - проявление сложной, неразгаданной общей жизни, и понимая, что чем ближе узнаешь природу, тем больше волнующих тайн в ней, открывается ибо все в ней взаимосвязано, хоть постичь все ее закономерности человека не в силах. Эта глубина, неопознанность придавала его пейзажам ту значительность, которая превращала зарисовки в частицы одной большой картины, в этюды к ней. В свою очередь именно на основе этой картины возможно создание своего образа мира, выработка целесообразного отношения к нему.

Пейзаж для Паустовского - это, по его словам, «не привеска к прозе и не украшение», он не просто конкретизирует фон действия и не только передает индивидуальный облик родных краев и стран, он сообщает определенный эмоционально - содержательный колорит и всему произведению и отдельным его частям. Приемы пейзажной характеристики исключительно важны для Паустовского. Любимые герои писателя всегда выступают на фоне природы, их отношение к природе - это во многом мерило их достоинств и средство их характеристики.

Многие произведения К.Г. Паустовского - произведения живописи, созданные средствами словесного мастерства. Их можно было бы вешать на стену, если бы только для подобных картин существовали рамы и гвозди», -писал А. Роскин. Когда читаешь описания Паустовского, то возникает ощущение, что смотришь на пейзаж живописца. Вот, например, описание захода солнца: «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой». Как это точно сказано: «тяжело пылает»! Когда читаешь то, что пишет Паустовский о «дождливых работах» И. Левитана - о картинах «После дождя», «Над вечным покоем», отображающих с большой «печальной силой неизмеримые дали русского ненастья», невольно вспоминаются такие рассказы его, как «Дождливый рассвет» или «Ночь в октябре», «Телеграмма» или «Бег времени» последний о художнике Лаврове, живущем в эпоху, когда наш пейзаж обрел «щедрое солнце, величие... просторов, чистоту неба и блеск незнакомых Левитану праздничных красок». Визуализация пейзажа обладает способностью рождать у реципиента (читателя) аналогии с известным, материализовывать слово-символ при помощи сходных ассоциаций. Слово -звук - цвет в восприятии рождают целостную картину мира.

У К.Г. Паустовского чувство природы гуманистично. Его волнует её красота и гармония, он остро ощущает облагораживающее влияние природы на тех, кто умеет видеть и способен понимать. Относясь ко всему живому с глубоким участием, он и сам от этого общения получает очень много. Он считает, что это общение очищает нас от всяческой скверны, мелочных, своекорыстных хлопот, самолюбивых мнений, что оно возвышает душу.

В сущности, обращаясь к природе и рассказывая о разных сторонах души человека, К. Паустовский всю свою жизнь говорил людям о внутреннем мире, о своих озарениях и ошибках, поражениях и победах. Паустовский учил людей честному самоанализу и нравственному самоусовершенствованию на своем примере, распахивал свое сердце перед читателем, потому что умел делать это только так, не прячась за вымышленных героев, а разговаривая с читателем прямо и открыто. Читатель погружается через его творчество в мир нравственно - эстетических переживаний, в которых оценка мира есть оценка самих себя.

Творчество К.Г. Паустовского дает основание предполагать, что настоящее искусство всегда помогает человеку понять самого себя и найти хорошее в людях, и утвердить неискоренимое стремление к истине, направить все свои мысли и чувства на достижение благородной, гуманистичной цели. Именно это дало основание рассматривать творчество Паустовского как возможный пример для формирования эстетического сознания, а в нем эстетического вкуса учащихся.

Таким образом, воспитующее значение творчества К.Г. Паустовского на детей состоит в том влиянии, которое оно оказывает на формирование личности в единстве чувств и мыслей.

Особенности эстетического восприятия позволяют через идентификацию, генерализацию их воссоздать целостность мира в его развитии. Но все-таки они будут мертвы без сердца и разума писателя, без его умения так нарисовать окружающий мир, так передать свое ощущение и настроение, что душевное состояние автора и читателя пришли в полное соответствие друг с другом. Живописность прозы Паустовского вытекает из способности писателя словом передавать все грани действия, все её многообразие: свет, цвет, звуки, запахи.

Сила пейзажной прозы К. Г. Паустовского в том-то, пожалуй, и состоит, что в ней природа изображена одновременно слитно и аналитически. Лиловые колокольчики, горящие в траве светляки - это зрительный образ. Осторожное перепархивание птиц - образ зрительный и звуковой (осторожно - то есть едва слышно.) «Липкие маслюки» - образ осязательный. Надо притронуться к ним, и тогда можно почувствовать, липкие они или нет. «Тянет сыростью» обонятельный образ. В одновременном восприятиии природы - зрительном, слуховом, осязательном и обонятельном - ощущается присутствие человека.

Таким образом, К.Г. Паустовский точен там, где передает цвет, звук, запах. Однако и в названии цвета можно внести драматизацию: солнце названо сначала багровым, потом кровавым. Цвет почти тот же, эффект - сильнее. Кроме очевидных сравнений, начинающихся с «как», есть тут и скрытые сравнения - в глаголах. Ведь в натуре, разумеется, листья не скрипят от просачивания соков и совершенно условно определение силы запаха хвои в «тон сосновых кораблей».

К. Г. Паустовский старательно и вдумчиво работает над словом, приближая его к поэтическому языку. Это чувствуется в самом строе фразы, размеренном и музыкальном, в протяжном, медлительном его ритме. Выбор и расстановка слов чаще всего подсказаны тем стиховым источником, из которого черпает свои поэтические ассоциации К. Г. Паустовский.

Ребенок, отчужденный от природы, от игры её стихийных сил, не может соотнести себя с ними, не способен утвердить свое человеческое достоинство. Как писал С. Л. Рубинштейн, «прекрасное, как завершенное в себе, совершенное явление, увековеченное в своем настоящем, чувственном бытии, есть первый пласт души человека».

Творчество К.Г. Паустовского дает возможность младшему школьнику материализовывать прекрасное через художественный образ, на основе которого выстраиваются ассоциации между знакомым и незнакомым, между близким и далеким, между бытием и нашим представлением о нем. Понимание красоты и глубины содержания художественного образа ведет к развитию у учащихся не только понимания, но и чувства прекрасного, которое проявляется и в оценке произведения искусства, и в оценке окружающего мира.

Итак, мы пришли к необходимости в своей работе с учащимися младшего школьного возраста акцентировать внимание на творчестве К.Г. Паустовского, как наиболее ярком авторе, изучение произведений которого дает возможность возвыситься до степени художественного вкуса и создает условие, при котором возможно оттачивание субъективной эстетической оценки с опорой на личный опыт самих детей.

 

АВТОР: Раицкая Г.В.