09.03.2012 4312

Взгляды В.Н. Мясищева на делинквентность и перевоспитание правонарушителей

 

В.Н. Мясищева-исследователя всегда интересовал феномен отклоняющегося поведения, его объективные и субъективные, личностные причины, а также пути перевоспитания лиц, нарушающих юридические и нравственные нормы. Учёный считал, что «в плане криминальном особенно важны отношения человека к праву и нравственности, а также его отношения к людям и к труду, его потребности и интересы».

Ещё в 20-е годы В.Н. Мясищев, работая с «трудными», запущенными, беспризорными детьми, отразил свой подход к этой проблеме в нескольких научных социально-психологических статьях и в докладе на 1-ом Всероссийском съезде по борьбе с детской беспризорностью (1921 г.). В последующие годы он неоднократно поднимал вопрос о создании специальных научно-практических учреждений для глубинного изучения генеза правонарушений, но, как правило, его хлопоты в этой области оставались безуспешными. В начале 1930-х годов, будучи заведующим лабораторией исключительного детства, В.Н. Мясищев организовал группу профилактики «трудного детства» при Ленинградском педагогическом институте и продолжил работу по исследованию нормальной и анормальной личности; учёный вёл курсы для начальников отрядов исправительно-трудовых колоний Ленинградской области на базе Педагогического института им. Герцена, где преподавали также ленинградские психологи, педагоги и юристы. На курсах ставилась и решалась задача повышения уровня юридических, психологических и педагогических знаний воспитателей и руководителей, раскрывались общие закономерности психического развития и формирования личности, причины отклонения поведения от юридических и нравственных норм, что имело большое значение для развития, для «перевоспитания как возвращения к нормам социального поведения и правосознания».

Особое внимание учёный обращал на несовместимость высоких технических достижений «с фактами преступлений» и на то, что поведение человека нередко расходится с экономическими и производственно-техническими достижениями, с темпом поступательного движения технического прогресса.

В.Н. Мясищев исследовал факторы, формирующие психологию преступника. «В формировании личности правонарушителя в прошлом важную роль играют следующие моменты: нужда, взаимоотношения в семье, морально-правовое и общественно-трудовое воспитание, криминальные привычки и связи, огрубение, озлобление, пессимизм и цинизм правонарушителя, алкоголизм разной степени тяжести, нервно-психические нарушения и неустойчивость. Разное соотношение этих условий различно сказывается не только в характере преступлений, но и в задачах и перспективах работы с заключёнными». Учёный считал, что одним из условий преступного акта является несформированность позитивных нравственных и правовых отношений или их распад под влиянием социальной или болезненной деградации. «Каждый этиологический момент преступления выступает в различном соотношении с ему содействующими и противодействующими» отношениями».

Деструктивные взаимоотношения с людьми с раннего детства создают большие трудности и в подростковом возрасте, и у взрослых людей, так как, по представлениям учёного, вызывают озлобленность, грубость, недисциплинированность и пр. Всё это не дефекты мозгового механизма, а в большинстве случаев результат тяжёлого антипедагогического социального опыта, искажающего их моральный облик. Эти представления учёного лежат в основе его подхода к проблемам преступности и личности преступника, которые исследовались им в течение ряда лет совместно с юристами, психологами и педагогами-воспитателями в колониях. Наше понимание «преступлений и преступников заключается в синтезе общественно исторических и индивидуально исторических причин преступления, то есть в признании того, что преступниками люди не рождаются, в противовес Ламброзо и неоламброзианству, а формируются люди в преступников неудачами, бедствиями, печальным положением, неблагоприятно сложившейся жизнью при дефектах общественного строя».

Вместе с тем именно В.Н. Мясищев ввёл понятие «криминальная извращённая личность». Она не имеет общественно-нравственных и правовых регуляторов поведения, что и приводит к конфликту с общественными требованиям и моральными и правовыми нормами, принятыми в обществе. Нередко такие лица объединяются в криминальные группы, которые неправомерно считать коллективами в силу их антиобщественной сущности, антисоциальных целей деятельности и поведения, несмотря на их «завидную» сплочённость, организованность и дисциплину.

Делинквентное поведение В.Н. Мясищев связывал с нервно-психическим нездоровьем и личности, и общества: «Под социальным нездоровьем мы понимаем, - говорил он, - не преступность как выраженную социальную болезнь, а стоящие на границе с преступностью и легко завершающиеся преступными действиями такие изъяны личности, как лень и паразитизм, лицемерие и лживость, эгоизм и карьеризм, подлость и развратность и другие».

Эти и подобные им отрицательные черты формируются нравственно-ущербными взаимоотношениями в семье и в школе, педагогической запущенностью. Уже с раннего возраста в таких случаях формируется нравственно недоразвитый подросток, практически уродуется его личность и он становится преступником. Учёный тесно увязывал преступность с трудновоспитуемостью, что на современном языке называется девиантностью и делинквентностью, считая их двумя ступенями одного и того же процесса. Делинквентности, считал В.Н. Мясищев, чрезвычайно способствует нравственная недоразвитость, глубокая деформация личности болезнью или уродующей историей социального развития. Она усугубляется влиянием специфических субкультур различных более или менее устойчивых криминальных и полукриминальных групп подростков и взрослых.

Перспективы искоренения преступности учёный усматривал в её профилактике, а «...профилактика преступности есть успешная борьба с трудновоспитуемостью». Своей успешной коррекционной и воспитательной практикой с правонарушителями он демонстрировал важность формирования позитивных взаимоотношений в семье и других общностях, особенностей воспитания дома, в школе и на производстве, а также важность особенностей самой личности, её отношения к правовым и морально-этическим нормам. «Сюда относится уровень умственного и профессионального развития, отношение к труду и к людям (недоверие, озлобление, огрубление), отношение к своему преступлению (признание, непризнание, раскаяние), к понесённому наказанию (считает справедливым, несправедливым, чрезмерным); отношение к жизни (оптимизм или пессимизм, безнадёжность, скептицизм, цинизм и т.п.); удовлетворение порочных склонностей (разврат, азарт, наркотики и т.п.)».

Нравственно зрелая личность с первых лет жизни формируется как социальный субъект, поведение которого может соответствовать, а может и не соответствовать общественно-нравственным требованиям.

Согласно данным В.Н. Мясищева и Х.И. Ханкина, около 83% преступлений подростков совершались в группах. Попадая в криминальную среду, подросток зачастую не может вести себя независимо; он вынужден подчиняться требованиям и правилам той малой группы, к которой принадлежит. Особая коммуникативность подростков является одним из факторов быстрого формирования подростковых групп, в том числе и криминальной направленности. Авторы установили среди подростков колоний «пять типов малых групп» на основе отношения их к требованиям режима:

- с активным положительным отношением;

- с пассивным положительным отношением;

- с открытой отрицательной направленностью;

- со скрытым отрицательным отношением;

- с неустойчивым отношением и поведением.

Было выявлено, что не все негативно направленные группы состоят только лишь из злостных правонарушителей. В них могут входить и такие личности, которые могли бы и не нарушать режим и дисциплину, но оказались не в силах сопротивляться групповому воздействию, особенно тогда, когда группу возглавляет опытный и расчётливый правонарушитель.

В.Н. Мясищев писал о необходимости знания условий «формирования таких малых криминальных групп для профилактической борьбы с педагогически отрицательным, антисоциальным поведением подростков и для их перевоспитания достаточно не осознана, а организация изучения этого вопроса ещё далеко недостаточна по сравнению с отрицательной ролью этих групп». Роль малых групп в правонарушениях он рассматривал в контексте общих социальных условий, без учёта которых нельзя понять и объяснить как преступное поведение подростка, так и особенности, и роль малой группы.

Исследователи отмечали определённую фазность в динамике включения подростка в малую группу: начальный период, укрепление психологических связей с другими членами группы и полное слияние с неофициальной малой группой.

«На первой фазе у подростка наблюдаются сильные эмоциональные переживания: страх, раскаяние, боязнь потерять расположение друзей, колебания и попытки вернуться к положительному», но при более длительном общении с группой у него соответственно меняются форма отношения к окружающему и форма поведения.

Во второй фазе «группа цементируется», у подростка закрепляется положительное отношение к группе в целом, определяются отношения к каждому члену и формируются психологические связи с другими подростками, усиливается зависимость от группы, происходит отрыв от положительных нравственных требований и принципов. Возникает острая и мучительная борьба между новым (стремлением удержать подростка в своей среде) и прежним окружением (стремлением сохранить его в системе прежних социальных требований). Начинаются конфликты и в семье, и в школе, и на производстве.

На этих фазах большое значение имеет организованное, сильное влияние школьного коллектива, который может полноценно противопоставить влиянию «улицы» интересную классную и внеклассную работу, дать подростку возможность делом доказать свою успешность, способности и дружбу, почувствовать к себе уважительное отношение не только сверстников, но и преподавателей, справедливых и доброжелательных, уместно требовательных и внимательных к переживаниям подростка. Тогда сознание принадлежности к школе сдерживает антисоциальное поведение. В.Н. Мясищев и Х.И. Ханкин настораживают субъектов образования, что ранний отрыв от школы делает подростка безоружным перед воздействием криминальных групп.

Третья фаза характеризуется тесными психологическими связями с членами группы, принятием групповых правил жизни и их взглядов; происходит полный разрыв отношений с прежним микроокружением, несмотря на не утихающее, но подавленное стремление вернуться к старому, «хорошему».

Авторы раскрыли ряд специфических особенностей криминальных групп:

- формирование их по месту жительства и на производстве, что помогает им часто общаться между собой и передавать криминальный опыт;

- отгороженность группы «отщепенцев» с изолированным стилем жизни от социально-полноценного коллектива;

- большой процент многочисленных групп с нечёткими границами их состава с одним общим лидером;

- круговую поруку и власть вожака;

- большую степень конформности членов группы. В.Н. Мясищев ратовал за более обоснованную с позиций науки работу с правонарушителями, именно за социально-психологическую работу в колониях. Он рекомендовал осуществлять работу с заключёнными на основе изучения закономерностей функционирования и формирования малых групп, особенностей личности и взаимоотношений заключённых и роли каждого из них в отряде. Учёный подметил большую разницу между преступлениями взрослых и подростков: групповой характер преступлений чаще свойственен несовершеннолетним, у взрослых преступное взаимодействие более продуманно. «У взрослых группа с самого начала может выступать как специально преступная, в то время как у несовершеннолетних она является в первую очередь способом и формой удовлетворения потребностей общения и дружбы», -подчёркивал В.Н. Мясищев. Такая группа становится особенно привлекательной для подростка потому, что в ней он может наиболее полно себя проявить и удовлетворить притязания на заметное место и т.п. Она может стать и преступной, если возглавится инициативным антисоциальным лидером. Подросток, примыкая к уже сформированной криминальной группе, старается удержаться в ней и завоевать желаемый социометрический статус и среди равных, и в глазах «авторитетов», подчиняясь требованиям и правилам этой группы. Включению подростка в такую группу часто способствует неблагополучная семья, которая практически «выталкивает» его на улицу.

Учёный не ограничился раскрытием закономерностей взаимоотношений в специфических условиях и, основываясь на этих закономерностях, находил оптимальные условия и пути перевоспитания подростков-правонарушителей. Он утверждал, что успех перевоспитания подростков-правонарушителей зависит и от объективных условий, и от мастерства воспитателя, и от личности осуждённого, и от его отношения к своему преступлению, от наличия мотива надежды вернуться в нормальную жизнь. В.Н. Мясищев говорил о важности формирования позитивно направленных малых групп в исправительно-трудовых колониях. Лишь тогда можно надеяться на более прочную установку на исправление осуждённого, на повышение производительности труда и ресоциализацию поведения.

Перевоспитанию осуждённых подростков наиболее эффективно способствует система справедливых требований, она позволяет оптимизировать их отношения, приближая их к коллективистическим и ускорять процесс перевоспитания. «Большой путь перевоспитания от члена шайки до члена коллектива имеет ряд ступеней, от неорганизованной группы через производственную организованную, общественно организованную группу к группе, где отчётливо выражена черта коллективизма», писал В.Н. Мясищев.

Перевоспитание каждого заключённого должно строиться на разработке мероприятий общего и индивидуального характера сообразно особенности преступления и личности правонарушителя. При этом важно учитывать роль ситуации до преступления, фазу преступления, фазу при отбывании наказания и фазу возвращения к свободной жизни. Успешность перевоспитания учёный основывал: «А) на привитии трудовых навыков, если их нет, Б) на восстановлении общественного поведения и положительного отношения к людям, на основе работы коллектива, В) на привязанности, доверии и уважении к начальнику отряда, при условии которых только и возможно благоприятное влияние, Г) на восстановлении или формировании идейных отношений к праву, морали, коллективу, труду».

В.Н. Мясищев и Х.И. Ханкин рекомендовали субъектам перевоспитания ряд приёмов в работе с малыми группами:

- оказание помощи несовершеннолетним в выборе друзей;

- включение в группу нового подростка, способного изменить направленность деятельности группы (метод так называемых «прививок»);

- прикрепление осуждённого к подростку положительной направленности из другой группы;

- перевод негативно направленного лидера в другую группу, где он заведомо не будет занимать лидирующую позицию;

- организация воздействия группового мнения коллектива.

В.Н. Мясищев классифицировал преступления на основе психологических, личностных признаков и в соответствии с этим рекомендовал подбирать адекватные меры перевоспитания:

- преступления случайные, где отсутствуют преступное намерение или потребность (неосторожность, небрежность, доверчивость); воспитательную задачу при этом он видел в том, чтобы человек понял, что он должен нести ответственность за своё легкомыслие и неосторожность;

- вместе с тем, такому заключённому необходима поддержка начальника отряда в виде одобрения, выражения доверия и уверенности, что он справится с испытанием;

- преступления под влиянием нужды, когда человек недостаточно морально-юридически устойчив, поддаётся соблазну лёгкого разрешения своих трудностей через преступление; задачей перевоспитания в таких случаях является формирование сознательного и ответственного отношения к моральной и юридической стороне жизни и контроля поведения;

- преступления на фоне низкого общественно-психического развития, особенно при наличии дурного примера, соблазна или совращения; мерами перевоспитания могут быть строгий режим, настойчивое требование выполнения трудовых обязанностей, общественный контроль за поступками, поощрение идейного поведения;

- преступления, связанные с умственным недоразвитием; к сожалению, повторные воспитательные меры в исправительном и профилактическом плане в данной ситуации бывают недостаточными;

- преступления, связанные с алкоголизмом; воспитательной мерой может быть любовь и связь с морально устойчивым человеком, удачный брак;

- преступления из хулиганских побуждений; в перевоспитательной работе нужно сформировать в личности необходимые нравственно-правовые отношения и обеспечить ей возможность освобождения от влияния той ситуации, которая толкнула её на путь хулиганских действий;

- аффективные преступления; при перевоспитательной работе в подобных случаях необходимо постепенно включать в общественно полезную работу, пробуждать интерес к идейно положительным сторонам жизни, дружески учить преодолевать трудности, критически оценивать свои поступки;

- преступления в виде расчётливого и осторожного мошенничества, спекуляции, подлогов, обсчётов и подделки; задача перевоспитания в этих случаях неимоверно трудна, так как переломить отношение к преступным действиям практически не удаётся; психологическая коррекция должна быть направлена на убеждение, что преступникам всё равно не избежать карающей руки закона; необходимо также организовать в колонии коллективный контроль за их поведением.

Важно также «...сочетать требовательность со справедливостью; проявлять отзывчивость, но не мягкотелость, твёрдость, но не деревянность, настойчивость, но не формализм» - считал В.Н. Мясищев, подчёркивая необходимость высокой общей и специальной политической, педагогической, юридической и психологической подготовки персонала колоний.

В своих публикациях В.Н. Мясищев и Х.И. Ханкин считают мерой педагогического успеха рост числа устойчиво положительных групп, рост производительности труда и ресоциализацию поведения осуждённых; вместе с тем, «решающей мерой успеха является без рецидивный катамнез». В этом случае важна забота субъектов воспитания и местных социальных служб о после колонийской судьбе отбывшего наказание.

В.Н. Мясищев говорил о необходимости профилактики отклонений в поведении, вызванных психическими заболеваниями: «Ребёнок-невротик - это в будущем чаще всего неуспевающий ученик, это не справляющийся с производством работник, это не строитель, а балласт». Профилактика преступности требует больших совместных усилий медицинских, педагогических, социальных учреждений, средств массовой информации. Учёный неоднократно говорил и писал докладные Правительству о необходимости создания специализированных медико - психолого - педагогических учреждений и подготовки специальных кадров для работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками, начиная с дошкольного возраста. В.Н. Мясищев предупреждал, что «нервность детского возраста, неизлеченная, закрепляется, у взрослых становится свойствами невротической личности, значительно умножает число взрослых, страдающих неврозами или предрасположенных к ним».

При всей важности пренатальных и постнатальных условий, которые могут затруднять и осложнять психофизическое развитие ребёнка, главными факторами его становления как личности являются, по В.Н. Мясищеву, семейные отношения. Взрослые (в том числе родители) обычно, говорил он, фиксированы на различных физических вредностях и явно недооценивают психические вредности и психические патогенные условия жизни, которые действуют и на психику, и на соматику. Психотравмирующее воздействие семьи с конфликтными взаимоотношениями безусловно создаёт трудновоспитуемого, девиантного или невротичного ребёнка. Негативные факторы, способствующие отклонениям в поведении подростков, имеются не только в семье, но и в государстве: негативное, бюрократическое отношение, малая забота о детстве порождают беспризорность, бродяжничество, преступность и массовое сиротство.

Эффективность перевоспитания личности учёный напрямую связывал с организацией её позитивных взаимоотношений. Он говорил, что чем больше среда требует от человека инициативного действия и поощряет его инициативу, тем полнее человек реализует возможности своего развития.

В.Н. Мясищев был убеждён в плодотворности идеи необходимости начинать воспитание ребёнка с младенческого возраста. «Было бы ошибкой думать, что дело идёт только об опрятности, о навыках и тому подобное. Дело идёт также и о нравственном воспитании, может быть, осторожнее сказать о тех предпосылках нравственного воспитания, на которых позднее надстраивается идейно-нравственное воспитание». Человек с самого раннего детства испытывает привязанность к окружающим людям. Она определяет привлекательность даже требовательного общения ребёнка с окружающими и совместную деятельность с ними. «Эти требования, накапливаясь в опыте ребёнка, обобщаясь и усваиваясь им, становятся нравственными отношениями, внутренними нормами, директивами его поведения. Конкретно личное вначале отношение вырастает в принципиальное». Считая труд для общества высшим долгом человека, В.Н. Мясищев придавал исключительное значение трудовому воспитанию и перевоспитанию. Он настоятельно рекомендовал воспитывать потребность в трудовой деятельности и у воспитуемых, и у воспитателей, связывая эту потребность с коллективизмом и чувством солидарности. «Родители как и воспитатели должны быть сами воспитаны и способны перевоспитывать себя». В этой связи учёный ратовал за подготовку родителей к воспитательной работе, за формирование у них самих сознательного положительного отношения к труду, за связь воспитания в труде и в коллективе. Многообразие взаимоотношений и влияний в детском и подростковом возрасте, образующее различные свойства личности с их плюсами и минусами, не должно заслонять направленности деятельности воспитателей «на воспитание трудолюбия, коллективизма, идейности». Физическая и умственная закалка в коллективном труде, считал учёный, «самое лучшее и безошибочное средство формирования здоровой личности».

Перед учителями и воспитателями НТК стоят, считал учёный, неимоверно трудные задачи исправить уже сформированные и закреплённые жизненным опытом патологические элементы системы установок личности по отношению к труду этих детей.

К проблемам перевоспитания относятся и формирование характера, и формирование нравственно-позитивного отношения к людям, товарищества, взаимовыручки, взаимной заботы, уважения и т.п. «Тонкую и сложную проблему нравственной психологии, - отмечал В.Н. Мясищев, - представляет так называемая совесть, то есть этическая линия поведения и реакция на свои поступки». Высокую нравственность, совестливость В.Н. Мясищев связывал с убеждениями человека, его убеждённостью в высокой личностной и общественной значимости нравственного поведения. Учёный говорил об убеждённости, как об отношении, а не как о словесной декларации. Высоконравственный человек относится к труду как к первой жизненной необходимости и источнику радостного удовлетворения, а к человеку - как к величайшей ценности.

В этой связи В.Н. Мясищев усматривал одну их важных задач воспитателей в том, чтобы довести до заключённого, что даже случайное преступление не снимает с него ответственности за неосторожность, легкомысленное отношение к своим действиям и является виной правонарушителя, за которую он должен отвечать.

Воспитание трудолюбия, перевоспитание тех, кто пренебрегает трудом, отклоняется от нравственных и правовых норм в своём поведении, тем эффективнее, чем авторитетнее для них субъекты воспитания - родители, воспитатели, учителя. В свою очередь авторитетность зависит от глубокого знания и учёта индивидуально-психологических особенностей воспитанников, их взглядов, интересов, идеалов, настроений. В перевоспитании, как и в воспитании, считал учёный, не бывает мелочей. Поэтому воспитанникам важно прививать этику как внутреннюю детерминанту поведения, так и этикет как его нравственно здоровое, социально одобряемое проявление. В.Н. Мясищев обращал внимание воспитателей на важность различения двух видов отклонений от этого правила. Первое - чрезмерное внимание к этикету, которое является притворством: «В этих случаях тем более строго придерживаются правил приличия, этикета, чем внутренне развращённее, циничнее и опустошённее в своём внутреннем содержании носитель этой приличной формы». Второе - пренебрежение к форме и презрение к ней, когда напоказ и без разбора демонстрируется амикошонство (французское выражение amie cochon), то есть свинское выражение дружбы ко всем, как максимальная степень лицемерия и вульгарности: «Лицемерие здесь прикидывается внешним простодушием, прикрываясь простецкой наивностью, а за наигранной формой скрывается лукавый, бездушный и жестокий расчёт». Перевоспитание, как и воспитание, эффективно при соблюдении «...единства и последовательности требований, единства эмоционально-оценочных отношений к поступку воспитанника со стороны воспитывающих его лиц».

Перевоспитание «трудных» детей и подростков требует сочетания медицинской, педагогической и психологической работы с установкой на общественно-полезную активность, на бодрое настроение, на достижение высоких результатов. «Необходимо, - говорил В.Н. Мясищев, - включение их в социально благополучную среду, приискание им хороших товарищей, индивидуальное шефство, устранение «соблазнов». Важен и положительный эмоциональный тон учреждения с доброжелательно - требовательной системой отношения врача, воспитателя или родителя к воспитаннику, внимание к его личности при обязательном постоянном тактичном контроле за выполнением каждого задания. В перевоспитании особое значение учёный придавал воздействию через коллектив, считая его субъектом воспитания, при этом взаимоотношения положительного содержания способствуют перевоспитанию, нравственно ущербные взаимоотношения не перевоспитывают, а напротив, усугубляют положение.

Подчёркивая непреходящую значимость психологических основ перевоспитания, В.Н. Мясищев писал: «...известно, что преступление есть социальный и социально обусловленный факт, что знание и учёт психологии преступника необходим, хотя, разумеется, ошибкой было бы всё сводить к психологизму в общественно-политических и общественно-экономических вопросах. Однако юристы должны чётко понимать, что учёт психики и личности преступника не является биологизмом, потому что психика человека и личность человека - понятия социально-психологические...».

Ещё в 30-е годы XX века для профилактики трудновоспитуемости В.Н. Мясищев предлагал развёрнутую программу действий от создания постов охраны детства в школе до бригад по индивидуальной работе с детьми, программу с обработкой общественного мнения и созданием общественного актива, который будет заниматься «трудными» детьми, втягивать их в общественную и внешкольную работу, патронировать неблагополучные семьи. Необходимо привлекать и родителей к работе таких постов, несмотря на их занятость и малую заинтересованность. Учёный говорил, что надо «...ясно представлять то положение, что пост является единой организационной формой работы на определённом участке работы по линии профилактики трудновоспитуемости, и под углом зрения этих основных задач надо подходить к содержанию его работы» (выделено В.Н. Мясищевым). Задачи дисциплины тесно связаны с задачами профилактики трудновоспитуемости.

Эффективность борьбы за сознательную дисциплину только тогда будет достаточной, когда она станет делом всей школы, начиная от администрации и кончая техническим персоналом. Необходимо так организовать внешкольный досуг учащихся, чтобы противопоставить его интересность и увлекательность для безнадзорных школьников дезорганизующему влиянию улицы. Специфичностью поста в школах и классах для умственно отсталых и трудновоспитуемых является, по представлениям В.Н. Мясищева, необходимость более углублённой работы патронажно-обследовательской и индивидуальной бригад.

Одной из главных задач субъектов управления перевоспитанием учёный считал усиление государственного и общественного внимания к укреплению семьи, к созданию благоприятных условий для нервно-психического здоровья взрослых и детей, включая экономический, культурный и гигиенический уровни жизни; ликвидацию жилищной нужды, борьбу за сохранение воздушных и водных бассейнов, дальнейшее сокращение рабочего дня, улучшение общественного питания, воспитание в массах общественно-педагогического отношения к детям и подросткам, более активную разработку вопросов нервно-психической гигиены, улучшение качества воспитательно-образовательной работы, особенно повышение квалификации воспитателей в вопросах воспитания в семье, половой гигиены, дальнейшую работу по повышению педагогического уровня семьи и т.п.

 

АВТОР: Стрельцова В.П.