12.03.2012 58713

Культурологический подход в образовательном процессе

 

Общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль обсуждаются в работах В.И. Андреева, Ю.А. Бельчикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Кирсанова, А.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.

Роль культурологической подготовки как средства формирования профессионального мышления, овладения полноценными теоретическими знаниями и практическими умениями рассматривается в трудах А. И. Арнольдова, Н.Г. Багдасарян, Л.П. Буевой, В.Е. Родина, Е.В. Семенова, С.А. Тангяна и др.

Базовые принципы построения культурологических дисциплин в вузе представлены в публикациях А.А. Велика, И.Ф. Кефели, В.М. Межуева, Ю.В. Рождественского, А.Я. Флиера и др.

Значение культурологических умений в повышении коммуникативной компетентности обсуждается в трудах И.А. Зимней, А.С. Карпова Т.А. Китайгородской, А.В. Мудрика и др.

Вместе с тем актуальными остаются вопросы, связанные с процессом формирования межкультурной компетенции будущего специалиста на основе культурологического подхода.

Понятие «культурология» возникло в научной среде не случайно и отражает объективную потребность в заполнении некоторого «вакуума» знаний о культуре в гуманитарной и социальной сферах.

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Наиболее распространенным является определение ее как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры.

На наш взгляд, более приемлемым является следующее определение: «Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерности существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры».

Исходя из сказанного, культурологический подход можно определить как практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта».

По словам О.Н. Козловой, сегодня не только в образовании, но и в нем тоже, решается вопрос о выборе основного принципа формирования целостного социокультурного пространства. Посредством культурологического подхода выявляются действительно значимые с педагогической точки зрения взаимосвязи между:

- интернационализацией в основных сферах социальной жизни и национальной самобытностью культур;

- личностно усвоенным знанием и объемом «культурологического хранилища»;

- стандартизацией образования и разнообразием социокультурных ориентации обучающихся;

- социокультурными трансформациями и ценностно-культурными традициями социокультурных групп;

- глобализацией образования и воспитания и индивидуализацией педагогических воздействий.

Культурологический подход имеет существенное значение для определения путей и тенденций развития межкультурной компетенции будущего специалиста. Если говорить об этом подходе как теоретико-прикладной области в сфере языковой педагогики, то он приобретает дополнительно целый ряд социально - педагогических функций. Во-первых, культурологический подход обеспечивает изучение общетеоретических основ развития поликультурной языковой личности обучаемого в процессе соизучения языков, культур и цивилизаций. Во-вторых, он концентрирует внимание на ценностно-ориентационном содержании культуроведческого образования средствами соизучаемых языков и исследует диапазон социализирующего воздействия иноязычного общения обучаемых. В-третьих, он позволяет определять принципы культуроведческого образования средствами соизучаемых языков с учетом социокультурного контекста их изучения и обучения им. В-четвертых, культурологический подход позволяет обратиться к проблемам отбора культурологического материала для учебных целей, его структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого наполнения учебной литературы.

Если рассматривать культурологический подход в контексте образовательной практики, то он обогащает профессионально-педагогические функции современного педагога.

Н.В.Кузьмина выделяет в структуре профессионально-педагогической деятельности пять основных функций: гностическую (познавательную), конструктивную, коммуникативную, информационную, организационную.

Более развернутый перечень таких функций представлен в работах Ю.К.Васильева, А.И.Щербакова и других исследователей, которые выделяют информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую функции.

Мы считаем, что именно в этих функциях наиболее наглядно проявляются возможности использования культурологического подхода в качестве инструмента профессиональной деятельности преподавателя. Используя метод наложения, рассмотрим указанные функции в контексте культурологического подхода.

Информационная функция. Органическая связь информационной функции преподавателя с культурологическим анализом проявляется при формировании культурного кругозора студентов в тех фрагментах учебно-воспитательного процесса, когда преподаватель, опираясь на «ценностно-аналитический» подход к культуре, сообщает студентам конкретный материал, характеризующий важнейшие достижения человечества в его историческом развитии.

Культурологический анализ как средство поиска и переработки социокультурной информации расширяет личностное информационное пространство самого преподавателя, увеличивая объём профессионального тезауруса и обогащая индивидуальную картину мира.

Развивающая функция. Данная функция связана с развитием познавательных способностей студентов. Известно, что обучение приобретает развивающий характер лишь при целенаправленном управлении умственной деятельностью обучающихся.

На основе культурологического подхода преподаватель имеет возможность формировать у студентов способность решать различные типы учебно-познавательных задач: распознавать и классифицировать различные явления и факты культуры; выявлять и сравнивать существенные общие и отличительные признаки социокультурных феноменов; выделять и описывать нравственные и эстетические составляющие в объектах культуры; осуществлять поиск социокультурной информации; выделять социокультурные проблемы; строить оценочные шкалы и т.д.

Как видим, культурологический подход при решении задач развивающего характера выступает в качестве специфического дидактического средства, обеспечивающего формирование у студентов готовности к широкой поисковой деятельности в постоянно меняющейся социокультурной среде.

Ориентационная функция. Данная функция способствует формированию у студентов системы ценностных ориентации, позитивных отношений и социально значимых мотивов поведения и деятельности. В рамках этой функции культурологический подход направлен главным образом на аксиологическую интерпретацию культуры, на многостороннюю оценку «той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей».

Кроме того, ориентационная функция в сочетании с культурологическим подходом обеспечивает освоение инновационных идей и представлений «о фундаментальных направлениях духовной жизни общества, критериев нравственного здоровья человека и общей интеллектуальной культуры личности с учётом современных представлений о содержательном наполнении общечеловеческих ценностей».

Мобилизационная функция. Данная функция связана с выработкой у студентов широкого набора умений и навыков, способствующих развитию у них познавательной активности и самостоятельности. Она проявляется в профессионально-педагогической деятельности преподавателя при «актуализации жизненного опыта обучающихся и активизации их интеллектуальных сил при решении учебных задач».

В этой связи культурологический подход обеспечивает интеграцию усвоенных знаний через раскрытие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приёмами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуациях.

Благодаря применению культурологического подхода как средства реализации мобилизационной функции педагога возможно формирование таких интеллектуальных умений, которые позволяют студенту самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, пополнять и преобразовывать её в зависимости от конкретных задач обучения.

Конструктивная функция. В рамках проектно-конструктивной деятельности педагога его собственные культурологические знания и умения способствуют решению следующих дидактических задач:

- производить отбор и систематизацию социогуманитарного материала в соответствии с целями и задачами учебного процесса и современными социокультурными запросами и тенденциями;

- осуществлять дидактическую переработку разнообразной культурологической информации в материал учебной дисциплины с целью усиления его гуманистической направленности;

- выделять важные с точки зрения культурологического развития обучающихся дидактические единицы - идеи, принципы, основные понятия, факты, проблемы культурологического характера и др.;

- устанавливать междисциплинарные и внутридисциплинарные связи с целью формирования у студентов целостного социогуманитарного знания, основ культурологического восприятия социальных явлений и процессов.

Коммуникативная функция. А.В. Мудрик выделяет три группы коммуникативных умений: умение организовываться и ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать окружающих людей (понимать их настроение, характер, читать экспрессию их поведения); умение ориентироваться в ситуациях общения, знать и выполнять правила общения, умение сотрудничать в различных видах деятельности (коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое.

А.А. Леонтьев определяет два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и деятельностно-ориентированный. По мнению автора, данные типы коммуникативной деятельности обладают коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

И.А. Зимняя считает, что коммуникативная деятельность проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности коммуникативного процесса. Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу, в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей участников образовательного процесса.

Культурологический подход, реализуемый в рамках коммуникативной функции, воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения, закладывает основы коммуникативной компетенции. Существенное значение в этой связи приобретает культурологическая подготовленность самого педагога, ибо она способствует адекватному транскультурному общению. Такое общение, наряду со знанием культуры другого народа, предполагает владение определёнными культурологическими умениями (соотносить знания об иноязычной культуре со знаниями своей культуры, вести себя в соответствии с требованиями этикета другого народа, выбирать адекватные способы решения коммуникативной задачи и др.).

Организаторская функция. Организаторская деятельность преподавателя заключается в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности студентов, в создании организационно-педагогических условий для выявления их задатков и развития интересов, индивидуальных способностей. В рамках организаторской деятельности культурологический подход способствует решению следующих педагогических задач:

- формирование определённых традиций при организации студенческого коллектива, в котором закладываются соответствующие формы и правила его существования, формируется готовность использовать и интерпретировать усвоенные в процессе обучения культурные образцы в русле актуальных потребностей развития общества;

- организация и обеспечение необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;

- создание психолого-педагогических условий для оптимизации социальной адаптации и активного самоопределения студентов в новой социально-экономической и культурной среде;

- организация внеаудиторной воспитательной работы культурологического направления (история искусств, зарубежная литература, межкультурная коммуникация со студентами других стран и т.д.).

Исследовательская функция. Для педагогической деятельности первостепенное значение имеет «гностический компонент структуры деятельности», т.е. способность находить новое оригинальное решение теоретических и практических проблем. Несомненную роль в реализации исследовательской функции играют культурологические знания и умения педагога, обеспечивающие решение задач и проблем, встречающихся в педагогической деятельности в том числе: разработка концепций и программ развития образовательного учреждения; моделирование качественных сторон социокультурных явлений, непосредственно связанных с принятием ответственных педагогических решений; анализ педагогических систем в социокультурном контексте, соотнесение педагогических процессов и явлений с другими процессами социализации; проведение педагогических исследований, направленных на изучение интересующих педагога вопросов; поиск новой социокультурной информации и др.

Мы считаем, что культурологический подход особо проявляется в деятельности преподавателя, осуществляющего обучение иностранным языкам, поскольку в этом процессе решаются проблемы поликультурного воспитания, предполагающего учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических групп и предусматривает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с различными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Иначе говоря, поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, сохранения культурной идентичности различных народов. Однако решение такой задачи возможно только в образовательном процессе.

Весьма интересной в этой связи представляется точка зрения Н.В. Бордовской и А.А.Реана на соотношение образования и культуры, которое рассматривается ими в разных аспектах:

- в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

- через формирование поликультурного образования;

- через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

- через пути и способы развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры студентов);

- через описание и прогнозирование образа культурного и образовательного человека конкретной исторической эпохи, раскрытие специфики культурно-образовательной сферы человека;

- через обобщение, сохранение и возрождение культурно - образовательных традиций народа, этноса, нации.

Каково же место культурологического подхода в системе языкового образования?

В.В. Сафонова в этой связи использует понятие культуроведческого наполнения учебных программ и учебной литературы по иностранному языку. Автор останавливается на некоторых существенных различиях между культуроведением как одной из областей культурологического знания и культуроведением как теоретико-прикладной областью языковой педагогики.

Если рассматривать культуроведение как одну из культурологических наук, то это такая область научного знания, которая на контрастивно-сопоставительной основе изучает:

- образ жизни и вариативность стилей жизни стран в культурных сообществах и соотносимых с ними социальных ценностей, норм, традиций и обычаев;

- социокультурный портрет стран, их народов и языков, функционирующих в разных культурных сообществах;

- ценностно-смысловые аспекты духовной, физической и материальной культуры соизучаемых сообществ;

- историко-культурный фон и особенности исторической этнической памяти;

- культурное наследие, культурную идентичность и ментальность соизучаемых народов;

- социокультурные аспекты коммуникативного поведения членов культурного сообщества;

- социокультурные нормы поведения в условиях межкультурной коммуникации.

Если же говорить о культуроведении как о теоретико-прикладной области в сфере языковой педагогики, то оно приобретает целый ряд дополнительных социально-педагогических и методических функций. В.В. Сафонова выделяет следующие функции:

- изучение общетеоретических основ развития поликультурной языковой личности обучающегося в процессе соизучения языков, культур и цивилизаций;

- концентрация на ценностно-ориентационном содержании культуроведческого образования средствами соизучаемых языков и исследование диапазона социализирующего воздействия иноязычного учебного общения;

- определение принципов культуроведческого образования средствами соизучаемых языков с учетом социокультурного контекста;

- обращение к проблемам отбора культуроведческого материала для учебных целей, его методического структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого наполнения учебной литературы.

В свою очередь отметим, что именно в языковой педагогике можно обратиться к проблемам построения многоуровневой модели культуроведческого образования - самообразования, а также технологий социокультурного образования средствами иностранных языков.

Таким образом, культурологический подход выступает средством реализации культуроведческого образования, задачами которого при обучении иностранным языкам являются:

- развитие культуры восприятия современного многоязычного мира;

- комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности обучаемых;

- развитие у обучающихся полифункциональной социокультурной компетенции, помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных норм и форм общения; в стратегиях социокультурного поиска в незнакомых культурных сообществах; в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения;

- развитие культуры систематизации и интерпретации фактов;

- развитие умений описания родной культуры в терминах, понятных для членов международных сообществ;

- обучение технологиям защиты от культурного вандализма, культурной ассимиляции, культурной дискриминации;

- создание условий для культурного творчества.

Достижения этих задач обеспечивается использованием таких принципов, как дидактической кулътуросообразности, диалога культур и цивилизаций, доминирования методически приемлемых проблемных культуроведческих заданий. Остановимся на характеристике этих принципов.

Принцип дидактической кулътуросообразности, прежде всего, учитывается при отборе культуроведческого материала для учебных целей. Е.В. Кавнатская считает, что в соответствии с данным принципом при отборе фактов и событий культуры, способов их интерпретации следует:

- определить ценностный смысл и ценностную значимость отбираемых материалов для формирования у обучающихся неискаженных представлений об истории и культуре соизучаемых народов, вариативности стилей их жизни и культурообогащающих взаимовлияний;

- осознать, в какой степени данный материал может служить стимулом для ознакомления с понятиями, знание которых весьма существенно для ориентировки индивида в современном мире культур («культурное наследие», «культурное сообщество», «культурное многообразие», «мир и культура мира», «язык и языковая культура», «поликультурная личность», «диалог культур и т.д.);

- прогнозировать опасность проникновения искажённых культурных воззрений в учебной аудитории и возможности манипулирования культурными представлениями обучаемых;

- установить целесообразность использования культуроведчеекого материала с учётом возрастных особенностей и интеллектуального потенциала обучаемых;

- определить наличие такого культуроведческого материала, на основе которого возможно ознакомление обучающихся со способами защиты от культурной агрессии и культурной дискриминации.

Принцип диалога культур и цивилизаций требует от преподавателя анализа культуроведческого аутентичного и частично аутентичного материала с точки зрения потенциальных возможностей его использования при моделировании в учебной аудитории такого культурного пространства, погружение в которое строится по принципу расширяющего круга культур и цивилизаций.

При разработке методической модели культурологического обогащения иноязычной практики данный принцип требует ответа на вопрос о том, насколько реально создаются условия для поликультурного развития языковой личности обучающихся; для подготовки их к выполнению в обществе роли культурного посредника в ситуациях межкультурного общения; для развития у обучающихся общепланетарного мышления и этики поведения, а также таких качеств, как социокультурная наблюдательность, культурная непредвзятость, готовность к общению в инокультурной среде.

Мы согласны с мнением В.В. Сафоновой, что принцип диалога культур и цивилизаций предполагает также, что при формировании культурного пространства в условиях иноязычного учебного общения должен использовать культуроведческий материал о родной стране, который позволяет развивать у обучающихся культуру представления родной культуры в иноязычной среде, а не только интерпретировать иную культуру.

Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий. Данный принцип ориентирует преподавателя на построение такой методической модели, при которой обучающиеся в процессе решения постепенно усложняющихся культуроведческих задач:

- тренируются в сборе, систематизации, обобщении и интерпретации культуроведческой информации;

- овладевают стратегиями культуроведческого поиска и способами интерпретации культуры;

- развивают межкультурную коммуникативную компетенцию, которая помогает им ориентироваться в соизучаемых типах культур и соотносимых с ними коммуникативных нормах, в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми в условиях современного межкультурного общения; формирует и углубляет представления не только о специфических различиях в культурах, но и об их общих чертах в общепланетарном смысле;

- участвуют в творческих работах культуроведческого и коммуникативно-познавательного характера.

В качестве методической доминанты при решении задач социокультурного образования средствами соизучаемых языков выступает иерархическая система проблемных культуроведческих заданий, при составлении которых необходимо обращать внимание на: степень достоверности материала; уровень когнитивной, языковой, речевой и социокультурной сложности; методическую приемлемость и эффективность этих заданий для подготовки обучаемых к выполнению роли культурного посредника и роли субъекта диалога культур.

В заключение считаем целесообразным высказать свое согласие с мнением В.В. Сафоновой о том, что, кроме позитивных тенденций в развитии языкового образования в нашей стране, следует учитывать и негативные тенденции, как, например, перенасыщение рынка учебной литературы, для которой характерно: погружение обучающихся в мир культурных стереотипов, многие из которых формируют у них искажённое представление о культурном сообществе, где функционирует изучаемый ими язык, и которые вряд ли могут создать культуроведческую основу для межкультурного общения; страноведческая замкнутость культурного пространства, моделируемого с помощью той или иной учебной литературы; отсутствие какой-либо ориентировки и опора на родную культуру, в результате чего собственное культурное сообщество становится «дидактическим изгоем» в условиях иноязычного общения; уход от ценностного смысла культурных явлений; методический примитивизм в организации учебной деятельности обучающихся при работе со страноведческим материалом и отсутствие каких-либо методических ориентации на обучение технологии изучения культуры и создания дидактической основы.

 

АВТОР: Павлова Л.П.