12.03.2012 3817

Особенности формирования конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза

 

Контингент курсантов военного вуза в точки зрения возраста представляет собой на сегодняшний день достаточно однородное образование. Большинство курсантов поступают в военные учебные заведения со школьной скамьи (17-18 лет), и лишь незначительная часть после прохождения срочной службы в Вооруженных Силах РФ (20 лет). В некоторых периодизациях онтогенеза человека данный период называется юношеским возрастом.

Юношеский возраст - это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психолого-педагогическое изучение юности началось в конце XIX века с описания юности представителей высших слоев общества. В результате на рубеже веков господствовала так называемая романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска». Начиная с 20-х гг. XX века ситуация резко изменилась: после работ Э. Шпрангера, М.М. Рубинштейна, М. Мид, Л.С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих других становится невозможен анализ юности без учета этнокультурных и социокультурных различий.

Определение возрастных границ юности до сих пор остается предметом научных дискуссий. В западной психологии преобладает тенденция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления (adolescence), содержанием которого и является переход от детства к взрослости и границы которого могут простираться от 12/14 до 25 лет. Специалисты по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии юношеский возраст определяют как 17-21 год - для юношей и 16-20 лет - для девушек (периодизации принята на Международном симпозиуме по возрастной периодизации в г. Москва, в 1965 году). Э. Эриксон называет отрочество и юность периодами идентификации и придает им значение переходного - от детства к взрослости (от 11 до 20 лет). В схеме индивидуального развития В.В. Бунака юношескому периоду отданы границы: 18-21 год - для юношей, 17-20 лет -для девушек. Д.Б. Бромлей является сторонником выделения в рамках юности под периодов: ранняя юность -11-13-15 лет и поздняя юность - 15-21 год.

Достаточно подробно исследован период так называемой ранней юности, соответствующий обучению в старших классах общеобразовательной школы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.С. Каган, М. Кле, И.С. Кон, А.В. Мудрик, X. Ремшмидт, А.В. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон). Дальнейшему же периоду, соответствующему профессиональному и личностному становлению молодых людей, посвящено значительно меньше отечественных и зарубежных исследований. Объясняя этот факт И.В. Бестужев-Лада пишет «молодежь - это не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в разных слоях общества относили людей весьма различного возраста. А.В. Толстых в этой связи считает, что нередко юность воспринимается самими молодыми людьми как, во-первых, своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки, в-третьих, на недомыслие (и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь).

Для физического развития человека на этом этапе характерно: замедление темпа роста, его стабилизация; быстрое нарастание мышечной силы, которая достигает максимума к 20 - 25 годам; увеличение объема грудной клетки, завершение окостенения скелета, формирования тканей и внутренних органов, созревание коры; фотографический снимок лица приобретает специфический, индивидуальный характер. Следовательно, молодой человек готов к большим физическим и умственным нагрузкам, способен осознавать свои физические силы, здоровье - нездоровье, привлекательность.

Юноши очень чувствительны к особенностям своего тела, так как физическое созревание является для них знаком возмужания, признаком успешности в тендерной среде, социальным символом.

Б.С. Волков данную мысль заключает в определенную схему, из которой становиться видно, как формируется самооценка физического облика на данном возрастном этапе.

Таким образом, в этом возрасте юношами большое значение придается тому, насколько тело и внешность соответствуют стандартному образцу мужественности. Нередко эталон красоты и грани допустимого завышены. Внешние параметры не дополняются внутренними установками. Поэтому все, что выходит за пределы стандарта, подлежит осуждению и осмеянию. Это играет особую роль в специфической мужской среде, которой является курсантский коллектив, в образовательном учреждении, где физические данные во многом определяют статус личности, влияют на ее позицию, рождают переживания, которые в конечном итоге сказываются на характере социального опыта человека.

Исследования И.В. Бестужева - Лады, И.С. Кона, О.И. Моткова, А.В. Мудрика, Н.Н. Обозова, Ю.М. Орлова и др. свидетельствуют о том, что источником тревог у молодых людей являются недостаточный рост, вес; изъяны кожи; форма носа, ушей; цвет и структура волос; особенности строения скелета. В том случае, если волнующие человека проблемы, связанные с его внешностью, не разрешаются, а подкрепляются, отмечается замкнутость, пониженное самоуважение, пониженная самооценка, неверие в свои силы, смещаются нравственные ориентиры, развиваются защитные механизмы избегания и тому подобное, что, в свою очередь, ведет к осложнению всех форм взаимодействия с однокурсниками, командирами, преподавателями. Следовательно, процесс формирования социального опыта курсантов во многом опосредован самооценкой физического облика индивида, что требует от командиров соотношения внешности и нравственных образований личности, учета этой особенности в воспитательной работе и индивидуальной помощи.

Главный момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения собственной идентичности (Э. Эриксон) превращается в «аффективный центр» (Л.И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы молодого человека.

В юношеском возрасте психическое развитие, по сути, есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормальный дух данной эпохи в его национальной форме (Э. Шпрангер); тем самым индивид становится ближе к историческому дню, чем когда бы это не было (Э. Эриксон), и позиционирует себя как представителя определенного поколения (А.В. Толстых).

Разделяя позиции А.В. Толстых, подчеркнем тот факт, что юность (молодость) открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создается семья. Ведущей деятельностью является либо профессиональная учеба, либо трудовая деятельность, либо и то и другое вместе. Благодаря этому молодые люди осваивают нормы отношений и взаимодействия между людьми, а также профессионально-трудовые умения и навыки. Этот возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация (И.В. Бестужев-Лада), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В юности человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен. Юноши и девушки овладевают сложными способами интеллектуальной активности. Существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Формируется дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, предполагает снятие различных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе. При прочих равных условиях, считают М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова, меньше шансов на успех у того, кто разбросан в работе, не умеет ее планировать, не доводит дело до конца. И, наоборот, более успешен тот, у кого сильнее устремленность на решение задач, тот, кто умеет максимально использовать свои интеллектуальные ресурсы, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются только в процессе систематической умственной работы.

Данное положение подчеркивает в своих трудах Д.И. Фельдштейн, он констатирует быстрое развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного пути, стремление к самореализации, что, в свою очередь, обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции. В завершении этого возрастного периода личность преодолевает узловой поворотный рубеж развития, обозначающий формирование социальной позиции, определения своего места в обществе, реального выделения своего «я» в системе отношений с другими людьми.

И.С. Кон считает главной задачей юности - профессиональное и личностное самоопределение, причем, в начале данного возрастного периода, так называемой ранней юности (15-17 лет), оно носит предварительный, «предвосхищающий» характер, и завершается осознанным самоопределение в период «поздней юности или начала взрослости» (23-25 лет).

Поиски юности себя, ссылаясь на результаты исследования Д. Марша, И.С. Кон также делит на четыре этапа:

а) «диффузная индивидуальность», которая означает, что индивид еще не сделал ответственного выбора; для него характерна меньшая интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; он не выходит за рамки стереотипных контактов, чаще всего изолирован от общения, не воспринимается окружением, как человек, достойный внимания и уважения;

б) «предрешенность», на котором индивид включился во «взрослую» систему отношений, но сделал это не самостоятельно; это же проявляется в интеллектуальной сфере; он пытается выйти из игры, если ему грозит оказаться в нестандартной ситуации; дает высокие показатели по авторитарности; сохраняется стремление к ограниченным и стандартным контактам;

в) «мораторий», который означает, что юноша находится в процессе самоопределения, ему присущ высокий уровень тревожности, более сложные и дифференцированные культурные интересы, развита рефлексия, выше психологическая интимность межличностных отношений;

г) «зрелая идентичность», при которой юноша перешел от поиска себя к практической самореализации. Для этого варианта характерен более высокий уровень самоуважения, интеллектуальная самостоятельность, развитая рефлексия, глубина и взаимность межличностных отношений, многообразие контактов с родителями, друзьями, однокурсниками.

В исследованиях подчеркивается также, что в этом возрасте существенное значение имеют тендерные различия. Для юношей в этот период установлено некоторое преимущество в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и в математических рассуждениях. У них более выражены агрессивность, мотив достижения и эмоциональная стабильность, кроме того, у юношей более устойчивы интеллектуальные интересы, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний. И, наконец, большая часть проблем у молодых людей формируется именно в сфере их профессиональной деятельности [98].

Тендерные различия в социализации юношей связаны, по мнению Е.В. Иоффе, с тем, что мальчиков с детства стимулируют к развитию маскулинности (нормативных представлений о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин), которой приписывают «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Их учат сдерживать, вытеснять чувства. В их поведении в основном поощряется соревновательность, а не диалог или компромисс, в результате чего как основные стратегии усваиваются соперничество, манипуляция, авторитарность. Такие стили взаимодействия характеризуются недоверием к мнению другого, что не способствует развитию эмпатии у мальчиков. Кроме этого в процессе социализации юношей поощряется способность предвидеть и контролировать окружение. Поэтому стиль общения мужчин чаще связан с активностью, предметной направленностью, соревновательностью и конфликтностью. Для них важнее содержание совместной деятельности, чем симпатия к партнерам. Мужское общение отличается, с одной стороны, эмоциональной сдержанностью, а с другой - большей рациональностью и взвешенностью решений.

В обществе существуют различные для мужчин и женщин нормы и ожидания относительно проявления собственных чувств. Так, мужчина не должен демонстрировать страх, тревогу, грусть или чрезмерно проявлять сочувствие, чтобы не прослыть «немужественным».

Реализация мужской роли связана с большими требованиями. В соответствии с традиционными стереотипами мужчины должны занимать активную социальную позицию, демонстрировать личное влияние и стремиться к достижениям. В итоге мужчины испытывают давление большой ответственности за свой социальный статус, что провоцирует при неудаче развитие тревожности, снижение самоуверенности и удовлетворенности жизнью.

При этом коммуникативно-личностный потенциал больше развит у женщин. Они часто лучше мужчин описывают свои чувства, определяют чувства других и выражают сопереживание. Однако мужчины в основном лучше владеют своими чувствами и способны контролировать свои эмоциональные состояния. Но сдерживаемые импульсы и подавленные эмоции истощают их энергетический потенциал.

Профессия военного способствует развитию маскулинных качеств юношей. Но постоянная жизнедеятельность в процессе обучения в военном вузе в условиях гомогенных групп оказывает значительное влияние на воспитание и социализацию курсантов.

Таким образом, как отмечается в работах И.С. Кона, во - первых, главным приобретением юности является открытие внутреннего мира и порождаемые этим событием радости, волнения, тревоги. Юноши обретают способность погружаться в себя, наслаждаться своими переживаниями.

Во - вторых, происходит открытие социального мира, в котором предстоит жить. В диалоге с собой, с окружающими людьми, с миром в целом идет поиск ответов на вопросы: «Каков мой жизненный идеал?, Кто мои друзья и враги?, Кем я хочу стать?, Что я для этого должен сделать?, Что я должен сделать для того, чтобы я и окружающий мир стали лучше? и т.д.»

В - третьих, юношеские переживания отличаются неопределенностью, расплывчатостью, в них входят:

В - четвертых, появляется новое в сравнении с предыдущими возрастными этапами ощущение времени. Главным измерением становится будущее. «Вопрос «Кто я?» подразумевает в юности не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: Кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить?».

В - пятых, проявляется страстная жажда нового опыта, которая кроме чисто субъективного направления имеет отчетливое социальное содержание и мировоззренческий смысл. На первый план выступают социальные качества, в которых индивид видит потенциальные возможности своего будущего.

Ядром его является выбор сферы трудовой деятельности, профессии. Следовательно, новые требования к личности, которые связаны с профессиональным обучением, изменение положения в обществе в связи с переходом в студенческое сообщество, становятся той основой, на которой в этом возрасте обеспечивается наиболее высокая степень восприимчивости молодыми людьми социального и профессионального опыта.

Курсанты также относятся к студенчеству, как особой общности, организационно объединенной институтом высшего образования. Для данной категории юношества характерно: а) в социально - психологическом аспекте по сравнению с другими группами населения отличие в наиболее активном потреблении культуры, уровнем познавательной мотивации, социальной активности и зрелости; б) в экономическом плане в отделении от родительского дома, в экономической состоятельности; в) в социальном -интенсивная социализация как профессионала; г) в личностном -самореализация в спортивной, художественной, научно - исследовательской, досуговой и других видах деятельности, что находит свое выражение в установлении спортивных рекордов, в создании продуктов творчества, в изобретениях, интеллектуальной инициативе; д) в учебной деятельности находит проявление, как мотив достижения, так и потребность в избегании неудач, один из которых настраивает на получение уникальных результатов, а другой - на следование стандартам, их воспроизведение.

Курсант еще не участвует в решении реальных задач, возникающих в условиях жизнедеятельности воинских частей, поэтому главной и вполне осмысленной его целью становится овладение способами и приемами учебной деятельностью, приобретение необходимой системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом военного (офицера). В этой связи, по мнению М.В. Гамезо, B.C. Герасимовой, Г.Г. Гореловой, Л.М. Орловой, важную роль играют противоречия, присущие студенческому возрасту (данные противоречие тождественны и для курсантов военных вузов):

- социально-психологические. Это противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил студента (курсанта) и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Противоречия между результатами деятельности студента (курсанта), проявляющимися у него индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Кроме этого в эту группу могут быть отнесены противоречия адаптационного процесса (обостренные в военном вузе): между новыми для студента (курсанта) требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.

- Противоречия между стремлениями к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Эти противоречия имеют дидактический характер и могут порождать неудовлетворенность студентов (курсантов) и преподавателей (и офицеров) результатами учебного процесса.

- Противоречиями между поступающими через различные источники огромным количеством информации, расширяющей знания студентов (курсантов), и имеющимся ограниченным временем ее осмысления. Эти противоречия могут привести к поверхностности в знаниях и мышлении студентов (курсантов). Речь здесь должна идти, вероятно, о развития, формировании и совершенствовании информационной культуры в широком смысле этого слова.

Курсантский возраст (17-23 года), по мнению И.Н. Шкадова, - это возраст, когда наступает умственная, волевая, эмоциональная и физическая зрелость. У курсантов весьма ярко проявляется ряд характерных для людей молодого возраста психологических черт, таких, как впечатлительность, любознательность, острая восприимчивость, приверженность к романтике, стремление к общению, к коллективной деятельности, внутреннее желание утвердить себя в коллективе. Этот возраст характеризуется также повышенным вниманием к своему внутреннему миру, стремлением разобраться в своих мыслях, чувствах, проанализировать и оценить их. Жизненные планы и цели курсантов отличаются широтой, хотя иногда еще не достаточно четко определены.

Часто молодые люди ведут себя противоречиво, недостаточно последовательно. С одной стороны они могут проявлять выдержку, принципиальность, чувство ответственности, а с другой - их поведение и рассуждения могут быть недостаточно обдуманными, совершаемыми под влиянием ситуативных чувств. При этом в одном лице иногда уживаются романтические устремления и внутренняя неуверенность, бьющий через край оптимизм и резкий переход к состоянию замкнутости, подавленности, проявление индивидуальности и слепое подражание.

Все это обусловило особую сложность психологии молодого человека, необходимость вдумчивого, тактичного подхода со стороны командира, преподавателя к каждому курсанту.

П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайлов и др. обращают внимание на бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимодействия с людьми, свойственных юности. Их исследования свидетельствуют, что к 18 годам нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека. Это обеспечивает четкость и быстроту взаимодействия всех органов тела. Вместе с тем, в связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В целом, по их мнению, данному возрасту присущ целый ряд противоречий. С одной стороны, широкий кругозор, любознательность, энергия, чувство нового, стремление проявить себя, а с другой - это соседствует с пессимизмом, апатией, политическим и правовым нигилизмом, бравадой, непоследовательностью, распыленностью интересов.

Стремление к самостоятельности, независимости суждений и действий, в тоже время сильна приверженность групповому влиянию, поддержке авторитетными лицами своих взглядов, проявляется устойчивая зависимость от мнения компании сверстников, ближайшего окружения, которые играют роль референтной группы.

Потребность в самоутверждении, вместе с тем скромен арсенал форм, методов и средств самовыражения личности, недостаточен жизненный опыт. Зачастую он заставляет прибегать к нравственно ущербным, а иногда и юридически незаконным приемам.

В оценках, высказываниях и отношениях проявляется стремление к определенности, четкости, однозначности. Эти качества объясняются юношеским максимализмом, стремлением любыми способами отстоять свое мнение (довольно часто ошибочное или спорное). Однако это соседствует с непостоянством, непрочностью убеждений, скудностью аргументации, недостаточной настойчивостью и последовательностью в достижении цели.

Острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность, а это влечет за собой повышенную конфликтность, возбудимость, торопливость в решениях и действиях.

К 18 годам у молодого человека уже сформированы некоторые черты характера, выработаны определенные динамические стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими. Условия военной службы требуют пересмотра многих сформированных черт, а это достаточно сложный и болезненный процесс психологической перестройки и ломки характера.

18-20 лет - это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с кульминационным периодом половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворять многие возникшие потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих на поиск аморальных, а в некоторых случаях и незаконных средств для удовлетворения потребностей.

Многое воспринимается в романтическом свете, в том числе юношей притягивает и романтика военной службы. Однако при столкновении с прозой и обыденностью армейских будней у молодого человека может возникнуть реакция протеста, формы проявления которой многообразны: от ухода «в себя» до демонстративного агрессивного поведения или бурного выражения других негативных эмоций.

Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценности человеческой жизни, неверие в идеалы, а также и другие социальные болезни и беды, особенно обострившиеся в постперестроечное время, которые молодежь несет в армию.

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе определяются спецификой воинской деятельности коллектива и индивидуально-психологическими характеристиками воинов, его составляющих. К особенностям взаимоотношений прежде всего относятся ведущая роль официальных служебных отношений по сравнению с неофициальными. В воинском коллективе заметно более глубока, детальна и однозначна регламентация официальных отношений между военнослужащими по сравнению с трудовым коллективом. Особенностью взаимоотношений в воинском коллективе является то, что они формируются не только на основе совместной деятельности военнослужащих, но также и совместного решения бытовых проблем, коллективного проведения досуга. Строгая регламентация жизнедеятельности воинов, наличие в коллективе только мужчин накладывают свой отпечаток на содержание и формы взаимоотношений между ними, делают их более жесткими.

Важнейшей особенностью взаимоотношений является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль. Этого нет в других видах взаимоотношений, таких как политические, производственные и др. содержание, степень выраженности эмоций и чувств, которые военнослужащие могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Это глубокое чувство уважения, готовность пожертвовать ради друга всем, и безразличие, и ненависть. Все многообразие эмоций и чувств, связанных с межличностными отношениями, можно характеризовать по разным признакам. Основными из них считается то, в каком направлении воздействуют эмоции и чувства на отношение к сослуживцу: в положительном или отрицательном. С этой точки зрения эмоции и чувства можно разделить на две большие группы. В первую очередь в них входят эмоции и чувства, способствующие взаимодействию военнослужащих. Это, прежде всего, чувство симпатии к другому, чувство уважения, положительные эмоции, возникающие как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств. Вторую группу составляют эмоции и чувства, препятствующие сотрудничеству военнослужащих. К ним относятся чувство антипатии, чувство презрения, другие негативные эмоции, возникающие как следствие низкой оценки нравственных, деловых и других качеств сослуживцев.

С первых месяцев обучения в вузе курсант должен осознать, что здоровые взаимоотношения в воинском коллективе влияют на обеспечение боевой готовности не меньше, чем исправная боевая техника.

Военнослужащие, как и люди вообще, судят друг о друге на основании следующих основных признаков: внешний вид, характер речи, содержание, форма и стиль общения, поведение, деятельность, ее качество. Но эти признаки играют не одинаковую роль в формировании представления о воине у сослуживцев. Наиболее ценная информация может быть получена на основании анализа результатов деятельности курсанта. Следующим по важности признаков является поведение, поступки курсанта.

Таким образом, формирование опыта конструктивного взаимодействия обусловлено особенностями, связанными с возрастными, индивидуальными, тендерными и социальными характеристиками индивидов. В этом отношении курсанты военного вуза составляют особую категорию воспитанников. Им свойственны основные характеристики юношеского возраста: большая интенсивность переживаний, повышенная эмоциональность, открытость новым впечатлениям, эмоциональная восприимчивость, интенсивное развитие самооценки, противоречивость внутреннего мира, высокая интенсивность общения, устремленность к новым идеям и преобразованиям, развитие высших эмоций. Жизнедеятельность в гомогенных группах актуализирует тендерные особенности. К характеристикам общественной активности юношей относят романтизм, стремление к делам, требующим напряжения сил, подвига, героизма (М.С. Каган, И.С. Кон, А.В. Мудрик), что соответствует профессии военного и накладывает отпечаток на взаимодействие.

 

АВТОР: Смирнов В.С.